Практико-ориентированная программа подготовки организаторов работы с молодежью: опыт разработки и реализации курсов повышения квалификации
Выпуск:
ART 86949
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Декина
Е.
В. Практико-ориентированная программа подготовки организаторов работы с молодежью: опыт разработки и реализации курсов повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86949.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации курсов повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики. Практико-ориентированная программа открывает принципиально новый взгляд на понимание содержания, технологий подготовки организаторов работы с молодежью.
Ключевые слова:
подготовка организаторов работы с молодежью, курсы повышения квалификации, технологии работы с молодежью
Текст статьи
Декина Елена Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаkmppedagogika@yandex.ru
Практикоориентированная программа подготовки организаторов работы с молодежью: опыт разработки и реализации курсов повышения квалификации
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации курсов повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики. Практикоориентированная программа открывает принципиально новый взгляд на понимание содержания, технологий подготовки организаторовработы с молодежью.Ключевые слова: подготовка организаторов работы с молодежью, курсы повышения квалификации, технологии работы с молодежью.
Ситуация в молодежной политике претерпевает значительные изменения: особые требования предъявляются к подготовкеорганизаторов работы с молодежью, научнометодическому обеспечению сферы молодежной политики, развитию учреждений по работе с молодежью, общественной активности молодежи и т.д. При этом необходимыкомплексные изменения в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы государственной молодежной политики. Согласно Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (2008 г.), повышение квалификации стимулирует профессиональный рост работников сферы молодежной политики и должно стать неотъемлемым звеном системы работы с кадрами молодежной политики [5]. В этой связи необходимо проведение курсов повышения квалификации, тематических семинаров, научнопрактических конференций, научных исследований, стажировок, круглых столов, обмен специалистами на основе изучения опыта работы с молодежью, инновационных технологий работы с различными категориями молодежии др. В современных условиях особую значимость приобретает принцип преемственности в подготовке специалистов по работе с молодежью. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.) специалист по работе с молодежью определяется как «имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью»[4]. Представим должностные обязанности специалиста по работе с молодежью: «координирует деятельность детских и молодежных объединений, анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи, ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями, прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя современные формы, приемы, методы и средства и др.» [6].Выпускники вуза должны успешно решать профессиональные задачи, постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию.Конструирование программ повышения квалификации начинается с изучения запроса работодателей, исследования требований к современному организатору работы с молодежью. Выявление требованийработодателей к компетенциям организатора работы с молодежью включает: анкетирование, интервьюирование специалистов сферы государственной молодежной политики, изучение данных аналогичных исследований, экспертные оценки работодателей и т.д. Анкетирование специалистов по работе с молодежью выявило следующие актуальные направления работы с молодежью: волонтерство, лидерство, профориентация, творчество, национальный туризм, толерантность, талантливая молодежь, спорт и здоровье, молодежное предпринимательство,культура и история, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и др.Повышение квалификации в сфере государственной молодежной политики направлено на решение следующих задач: систематизация знаний по проблемам и перспективам государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях реализации; совершенствование навыков профессиональной деятельности на основе знакомства с инновационными подходами и технологиями работы с молодежью; обмен региональным опытом и т.д.Свою эффективность показали программы курсов повышения квалификации, имеющие модульный характер, который можно рассматривать как часть образовательного процесса, направленная на формирование компетенций, связанных с решением определенного типа профессиональных задач. Модуль включает теоретическую и практическую подготовку. Например, программа повышения квалификации «Современные технологии организации работы с молодежью» направлена на формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков разработки и применения современных технологий организации работы с молодежью. Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий, самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью, владеть педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей. Программа включает два модуля: «Молодежь как объект и субъект государственной политики в современной России»,
«Технологии работы с современной молодежью в системе деятельности специалиста по работе с молодежью». Слушатели знакомятся с современными технологиями организации работы с молодежью по различным направлениямдеятельности, изучают лучший региональный и муниципальный опыт реализации молодежной политики, разрабатывают новые проекты и подходы по работе с молодежью на своих территориях. Программа повышения квалификации призвана повысить эффективность реализации молодежной политики на местах, в процессе работы рассматриваются механизмы выстраивания межведомственного взаимодействия, расширения социального партнерства, информирования и освещения проектов и программ в сфере работы с молодежью. Теоретическую подготовкуслушатели получают при непосредственном общении с ведущими учеными и практиками, на лекционнопрактических занятиях, консультациях, при работе с учебными пособиями и т.д. В рамках практической подготовки слушатели применяют полученные знания на практике.Например, принять участие в учебе студенческого актива, в рамках которой апробировать следующие технологии: проектные, информационные, диалоговые, игровые технологии, технологии поддержки творческих инициатив молодежи, личностно ориентированного взаимодействия, формирования ценностей здорового образа жизни, привлечения молодежи к созидательной экологической деятельности, вовлечения молодежи в социокультурную деятельность и др. При этом, важно, что слушатели курсов выступают в качестве наставников студенческих активов различных факультетов, осуществляют работу в микрогруппах: экспертная, спортивная, аналитическая, творческая, информационная и др. Практическая часть программы может быть реализована в следующих формах: проектноаналитические сессии, проектныемастерские, организационнодеятельностные, деловые игры, дискуссии, мастерклассы, мозговые штурмы, решение кейсов, тренинги и т.д.Востребовано активное использование в работе со слушателями практических наработок, материалов исследований.Программа повышения квалификации «Волонтерство традиции и инновации» включает три модуля. Информационный модуль содержит исторический анализ развития волонтерского движения в России и за рубежом, нормативноправовое обеспечение волонтерской деятельности и др. Интерактивный модуль современные волонтерские проекты, личность волонтера, мотивы участия в волонтерской деятельности, современные технологии организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными институтами.В рамках проектного модуля слушательразрабатываетволонтерскийпроект, проводит экспертную оценку волонтерских проектов, участвует в различных конкурсах[3].
Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знанийи позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты ивозможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинноследственные связи. Примерная структура проекта: название, актуальность, цель и задачи проекта, целевая аудитория, формы и механизмы реализации проекта, календарный план, социальные партнеры,оценка эффективности проекта. Представим примерную тематику проектных заданий. Проекты, направленныена:
вовлечение молодежи в экологическую деятельность («Экология глазами молодежи», «Со мной вся планета»и др.),
актуализацию профессионального самоопределения молодежи («Мой жизненный выбор», «Один день в вузе»и др.),
организацию досуга детей и молодежи («Выходи во двор играть», «Танец это жизнь», «Искусство и Я», «Игры будущего», «Взгляд через объектив»и др.),
формирование здорового образа жизни детей и молодежи («Будь здоров», «Запишись», «Эстафета олимпийского огня», «Школа спортивного волонтера»и др.),
формирование семейных ценностей («Чтоб к внукам шла связующая нить …», «Помоги ближнему»),
совершенствование работы по патриотическому, духовнонравственному воспитанию («Уроки нравственности», «Я патриот» и др.)[1].Важной составной частью программы повышения квалификации является дистанционная часть. При этом слушатель обеспечивается конспектами лекций, учебниками и методическими пособиями, рабочими тетрадями и т.д. Так, при проведении курсов повышения квалификации по темам «Волонтерство традиции и инновации», «Современные технологии социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации» активно использовались рабочие тетради, в которых представлены следующие типы заданий: составление глоссария, определение понятий, анализ нормативных документов, написание эссе, заполнение анкеты, выполнение тестовых заданий, представление собственного проекта, сценария и т.д. Кроме того, студенты выполняют творческие работы, кейсы, эссе, получают на них рецензии. При этом важен анализ недостатков в работах слушателей, их обсуждение, разработка рекомендаций.Дистанционное обучение предполагает, что слушателимогут задавать вопросы и получать консультации преподавателя, используя различные средства общения, встроенные в MOODLE: форум, обмен файлами, сообщениями и комментариями при выполнении заданий и др.Обязательным компонентом дистанционной части программы является тестирование слушателей. Рекомендуется использовать следующие формы тестов: тесты с однозначным выбором ответа, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты с закрытой и открытой формой задания, тесты, содержащие задания на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, на установление последовательности, на исключение лишнего, тесты идентификации и т.д. Тестирование обеспечивает систематичность самостоятельной работы слушателей, позволяет оценить эффективность обучения на курсах. Итоговая аттестация может проводиться в инновационной форме. Например, по программе «Волонтерство традиции и инновации»: конкурс волонтерских проектов,презентация программы «Школа волонтера»,организация и проведение игрымарафона с волонтерами и т.д.Процесс обучения на курсах повышения квалификации должен носить процесс совместного размышления, поиска оптимальных решений, направлений дальнейшего самосовершенствования. Поэтому особую актуальность приобретает психологопедагогическая поддержка слушателей, которую можно рассматривать как систему психологопедагогической деятельности, обеспечивающей процессы индивидуализации, создающую условия для определения индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития. Ведущая идея поддержки состоит в том, что психологопедагогические знания должны давать возможность действовать профессионально. Для организатора работы с молодежью важным является психология общения и взаимодействия людей в социальных объединениях, анализ психологических закономерностей образования молодого человека.Практикоориентированные задания направлены на развитие навыков делового общения, лидерских качеств и коммуникативных способностей, проектного изложения идей и др.
Специалист сферы молодежной политики должен быть способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий, самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владетьметодами психологопедагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи, педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи. В настоящее время актуальным направлением является психологопедагогическая поддержка социальнонезащищенных категорий детей и молодежи в воспитательной работе. Например, в рамках курсов повышения квалификации разработан проект школыволонтеров по работе с детьми с особыми потребностями в развитии. Теоретические занятия направлены на анализ круга обязанностей добровольца, сопровождающего ребенка с особыми потребностями в развитии, определение перечня знаний, умений и навыков добровольцев для оказанияпомощидетями др.; практические занятия
на отработку методов и приемов работы с детьми с особыми потребностями в развитии, определение актуальных направлений работы с детьми и молодежью.Позитивными направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями являются: развитие творческих способностей детей, их включение в различные виды деятельности, организация общения со взрослыми и сверстниками и др. В рамках практических занятий организаторами работы с молодежьюразработаны проекты, направленные на развитие творческих способностей «Расправь крылья», «Уроки нравственности»; проекты, направленные на формирование здорового образа жизни «Будь здоров», «Эстафета олимпийского огня», «Тульская школа спортивного волонтера»; проект сенсорноигровой площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья «Помоги ближнему», проекты для различных категорий детей и молодежи «Взгляд через объектив», «Выходи во двор играть» и др.; мастерклассы: «Тульская кукла Мотанка», «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу», «Музыкальная терапия», «Творческий артобъект», «Ансамблевая вокалотерапия детей и родителей» и др.[2].Например, в рамках мастеркласса «Музыкальная терапия» применялись следующие формы работы: активная групповая и индивидуальная музыкотерапия с использованием элементов инструментальной партитуры, пения. Мастеркласс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи.Результатом деятельности слушателя является достаточно детальный план профессионального саморазвития, выстраивание профессиональноличностного маршрута, презентация проектов и программ на различных конкурсах. Например, актуальными являются курсы при подготовке к конкурсу профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности специалистов по работе с молодежью, поддержку современных технологий в организации воспитательного процесса с молодежью. На интерактивных занятиях осуществляется подготовка к участию в конкурсе, совершенствование программ и проектов слушателей, их апробация на экспериментальных площадках, внедрение инновационных технологий организации работы с молодежью, экспертиза конкурсных работ. Например, в рамках интерактивной части программы участники курсов повышения квалификации апробировали проекты на базе детского оздоровительного лагеря («Танцы это серьезно», «Развитие волонтерской деятельности в сфере первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ», «Выявление и продвижение талантливой молодежи» и др.) [7].В рамках курсов повышения квалификации слушатели получают актуальные знания, необходимые в профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки кадров и повышения квалификации, постоянный обмен опытом с работодателями, фундаментальность теоретикометодологических оснований,практикоориентированность программ курсов повышения квалификации, обсуждение инновационных технологий в сфере работы с молодежью будут способствовать повышению кадрового потенциала работников сферы государственной молодежной политики.
Ссылки на источники1.Декина, Е.В. Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи / Е.В. Декина // Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85781. URL:http://ekoncept.ru/2015/85781.htm
ISSN 2304120X.Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
2.Декина, Е.В. Подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Декина // Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающейся молодежи. Материалы Всероссийской конференции. М.: НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. 152 с. С.29333.Калинина, З.Н. Технологии добровольческой деятельности молодежи: Учебнометодическое пособие / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Тула: Издво Тул. гос. пед. унта им. Л.Н.Толстого, 2015. 187 с.4.Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403р.5.Приказ Минспорттуризма России от 23 декабря 2008 г. № 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации».6.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 678 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».7.Формула успеха: Метод. материалы по итогам регионального конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики / Авт.сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, И.Л. Дедкова. Тула: Издво Тул.гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2012. 155 с.
Практикоориентированная программа подготовки организаторов работы с молодежью: опыт разработки и реализации курсов повышения квалификации
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации курсов повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики. Практикоориентированная программа открывает принципиально новый взгляд на понимание содержания, технологий подготовки организаторовработы с молодежью.Ключевые слова: подготовка организаторов работы с молодежью, курсы повышения квалификации, технологии работы с молодежью.
Ситуация в молодежной политике претерпевает значительные изменения: особые требования предъявляются к подготовкеорганизаторов работы с молодежью, научнометодическому обеспечению сферы молодежной политики, развитию учреждений по работе с молодежью, общественной активности молодежи и т.д. При этом необходимыкомплексные изменения в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы государственной молодежной политики. Согласно Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (2008 г.), повышение квалификации стимулирует профессиональный рост работников сферы молодежной политики и должно стать неотъемлемым звеном системы работы с кадрами молодежной политики [5]. В этой связи необходимо проведение курсов повышения квалификации, тематических семинаров, научнопрактических конференций, научных исследований, стажировок, круглых столов, обмен специалистами на основе изучения опыта работы с молодежью, инновационных технологий работы с различными категориями молодежии др. В современных условиях особую значимость приобретает принцип преемственности в подготовке специалистов по работе с молодежью. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.) специалист по работе с молодежью определяется как «имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью»[4]. Представим должностные обязанности специалиста по работе с молодежью: «координирует деятельность детских и молодежных объединений, анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи, ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями, прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя современные формы, приемы, методы и средства и др.» [6].Выпускники вуза должны успешно решать профессиональные задачи, постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию.Конструирование программ повышения квалификации начинается с изучения запроса работодателей, исследования требований к современному организатору работы с молодежью. Выявление требованийработодателей к компетенциям организатора работы с молодежью включает: анкетирование, интервьюирование специалистов сферы государственной молодежной политики, изучение данных аналогичных исследований, экспертные оценки работодателей и т.д. Анкетирование специалистов по работе с молодежью выявило следующие актуальные направления работы с молодежью: волонтерство, лидерство, профориентация, творчество, национальный туризм, толерантность, талантливая молодежь, спорт и здоровье, молодежное предпринимательство,культура и история, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и др.Повышение квалификации в сфере государственной молодежной политики направлено на решение следующих задач: систематизация знаний по проблемам и перспективам государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях реализации; совершенствование навыков профессиональной деятельности на основе знакомства с инновационными подходами и технологиями работы с молодежью; обмен региональным опытом и т.д.Свою эффективность показали программы курсов повышения квалификации, имеющие модульный характер, который можно рассматривать как часть образовательного процесса, направленная на формирование компетенций, связанных с решением определенного типа профессиональных задач. Модуль включает теоретическую и практическую подготовку. Например, программа повышения квалификации «Современные технологии организации работы с молодежью» направлена на формирование у слушателей теоретических основ и практических навыков разработки и применения современных технологий организации работы с молодежью. Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий, самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью, владеть педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей. Программа включает два модуля: «Молодежь как объект и субъект государственной политики в современной России»,
«Технологии работы с современной молодежью в системе деятельности специалиста по работе с молодежью». Слушатели знакомятся с современными технологиями организации работы с молодежью по различным направлениямдеятельности, изучают лучший региональный и муниципальный опыт реализации молодежной политики, разрабатывают новые проекты и подходы по работе с молодежью на своих территориях. Программа повышения квалификации призвана повысить эффективность реализации молодежной политики на местах, в процессе работы рассматриваются механизмы выстраивания межведомственного взаимодействия, расширения социального партнерства, информирования и освещения проектов и программ в сфере работы с молодежью. Теоретическую подготовкуслушатели получают при непосредственном общении с ведущими учеными и практиками, на лекционнопрактических занятиях, консультациях, при работе с учебными пособиями и т.д. В рамках практической подготовки слушатели применяют полученные знания на практике.Например, принять участие в учебе студенческого актива, в рамках которой апробировать следующие технологии: проектные, информационные, диалоговые, игровые технологии, технологии поддержки творческих инициатив молодежи, личностно ориентированного взаимодействия, формирования ценностей здорового образа жизни, привлечения молодежи к созидательной экологической деятельности, вовлечения молодежи в социокультурную деятельность и др. При этом, важно, что слушатели курсов выступают в качестве наставников студенческих активов различных факультетов, осуществляют работу в микрогруппах: экспертная, спортивная, аналитическая, творческая, информационная и др. Практическая часть программы может быть реализована в следующих формах: проектноаналитические сессии, проектныемастерские, организационнодеятельностные, деловые игры, дискуссии, мастерклассы, мозговые штурмы, решение кейсов, тренинги и т.д.Востребовано активное использование в работе со слушателями практических наработок, материалов исследований.Программа повышения квалификации «Волонтерство традиции и инновации» включает три модуля. Информационный модуль содержит исторический анализ развития волонтерского движения в России и за рубежом, нормативноправовое обеспечение волонтерской деятельности и др. Интерактивный модуль современные волонтерские проекты, личность волонтера, мотивы участия в волонтерской деятельности, современные технологии организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными институтами.В рамках проектного модуля слушательразрабатываетволонтерскийпроект, проводит экспертную оценку волонтерских проектов, участвует в различных конкурсах[3].
Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знанийи позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты ивозможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинноследственные связи. Примерная структура проекта: название, актуальность, цель и задачи проекта, целевая аудитория, формы и механизмы реализации проекта, календарный план, социальные партнеры,оценка эффективности проекта. Представим примерную тематику проектных заданий. Проекты, направленныена:
вовлечение молодежи в экологическую деятельность («Экология глазами молодежи», «Со мной вся планета»и др.),
актуализацию профессионального самоопределения молодежи («Мой жизненный выбор», «Один день в вузе»и др.),
организацию досуга детей и молодежи («Выходи во двор играть», «Танец это жизнь», «Искусство и Я», «Игры будущего», «Взгляд через объектив»и др.),
формирование здорового образа жизни детей и молодежи («Будь здоров», «Запишись», «Эстафета олимпийского огня», «Школа спортивного волонтера»и др.),
формирование семейных ценностей («Чтоб к внукам шла связующая нить …», «Помоги ближнему»),
совершенствование работы по патриотическому, духовнонравственному воспитанию («Уроки нравственности», «Я патриот» и др.)[1].Важной составной частью программы повышения квалификации является дистанционная часть. При этом слушатель обеспечивается конспектами лекций, учебниками и методическими пособиями, рабочими тетрадями и т.д. Так, при проведении курсов повышения квалификации по темам «Волонтерство традиции и инновации», «Современные технологии социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации» активно использовались рабочие тетради, в которых представлены следующие типы заданий: составление глоссария, определение понятий, анализ нормативных документов, написание эссе, заполнение анкеты, выполнение тестовых заданий, представление собственного проекта, сценария и т.д. Кроме того, студенты выполняют творческие работы, кейсы, эссе, получают на них рецензии. При этом важен анализ недостатков в работах слушателей, их обсуждение, разработка рекомендаций.Дистанционное обучение предполагает, что слушателимогут задавать вопросы и получать консультации преподавателя, используя различные средства общения, встроенные в MOODLE: форум, обмен файлами, сообщениями и комментариями при выполнении заданий и др.Обязательным компонентом дистанционной части программы является тестирование слушателей. Рекомендуется использовать следующие формы тестов: тесты с однозначным выбором ответа, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты с закрытой и открытой формой задания, тесты, содержащие задания на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, на установление последовательности, на исключение лишнего, тесты идентификации и т.д. Тестирование обеспечивает систематичность самостоятельной работы слушателей, позволяет оценить эффективность обучения на курсах. Итоговая аттестация может проводиться в инновационной форме. Например, по программе «Волонтерство традиции и инновации»: конкурс волонтерских проектов,презентация программы «Школа волонтера»,организация и проведение игрымарафона с волонтерами и т.д.Процесс обучения на курсах повышения квалификации должен носить процесс совместного размышления, поиска оптимальных решений, направлений дальнейшего самосовершенствования. Поэтому особую актуальность приобретает психологопедагогическая поддержка слушателей, которую можно рассматривать как систему психологопедагогической деятельности, обеспечивающей процессы индивидуализации, создающую условия для определения индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития. Ведущая идея поддержки состоит в том, что психологопедагогические знания должны давать возможность действовать профессионально. Для организатора работы с молодежью важным является психология общения и взаимодействия людей в социальных объединениях, анализ психологических закономерностей образования молодого человека.Практикоориентированные задания направлены на развитие навыков делового общения, лидерских качеств и коммуникативных способностей, проектного изложения идей и др.
Специалист сферы молодежной политики должен быть способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий, самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владетьметодами психологопедагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи, педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи. В настоящее время актуальным направлением является психологопедагогическая поддержка социальнонезащищенных категорий детей и молодежи в воспитательной работе. Например, в рамках курсов повышения квалификации разработан проект школыволонтеров по работе с детьми с особыми потребностями в развитии. Теоретические занятия направлены на анализ круга обязанностей добровольца, сопровождающего ребенка с особыми потребностями в развитии, определение перечня знаний, умений и навыков добровольцев для оказанияпомощидетями др.; практические занятия
на отработку методов и приемов работы с детьми с особыми потребностями в развитии, определение актуальных направлений работы с детьми и молодежью.Позитивными направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями являются: развитие творческих способностей детей, их включение в различные виды деятельности, организация общения со взрослыми и сверстниками и др. В рамках практических занятий организаторами работы с молодежьюразработаны проекты, направленные на развитие творческих способностей «Расправь крылья», «Уроки нравственности»; проекты, направленные на формирование здорового образа жизни «Будь здоров», «Эстафета олимпийского огня», «Тульская школа спортивного волонтера»; проект сенсорноигровой площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья «Помоги ближнему», проекты для различных категорий детей и молодежи «Взгляд через объектив», «Выходи во двор играть» и др.; мастерклассы: «Тульская кукла Мотанка», «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу», «Музыкальная терапия», «Творческий артобъект», «Ансамблевая вокалотерапия детей и родителей» и др.[2].Например, в рамках мастеркласса «Музыкальная терапия» применялись следующие формы работы: активная групповая и индивидуальная музыкотерапия с использованием элементов инструментальной партитуры, пения. Мастеркласс «Проектная мастерская «Дом, в котором я живу» направлен на диагностику состояния эмоциональной сферы (психологического климата) семьи.Результатом деятельности слушателя является достаточно детальный план профессионального саморазвития, выстраивание профессиональноличностного маршрута, презентация проектов и программ на различных конкурсах. Например, актуальными являются курсы при подготовке к конкурсу профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности специалистов по работе с молодежью, поддержку современных технологий в организации воспитательного процесса с молодежью. На интерактивных занятиях осуществляется подготовка к участию в конкурсе, совершенствование программ и проектов слушателей, их апробация на экспериментальных площадках, внедрение инновационных технологий организации работы с молодежью, экспертиза конкурсных работ. Например, в рамках интерактивной части программы участники курсов повышения квалификации апробировали проекты на базе детского оздоровительного лагеря («Танцы это серьезно», «Развитие волонтерской деятельности в сфере первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ», «Выявление и продвижение талантливой молодежи» и др.) [7].В рамках курсов повышения квалификации слушатели получают актуальные знания, необходимые в профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки кадров и повышения квалификации, постоянный обмен опытом с работодателями, фундаментальность теоретикометодологических оснований,практикоориентированность программ курсов повышения квалификации, обсуждение инновационных технологий в сфере работы с молодежью будут способствовать повышению кадрового потенциала работников сферы государственной молодежной политики.
Ссылки на источники1.Декина, Е.В. Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи / Е.В. Декина // Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85781. URL:http://ekoncept.ru/2015/85781.htm
ISSN 2304120X.Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
2.Декина, Е.В. Подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Декина // Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающейся молодежи. Материалы Всероссийской конференции. М.: НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. 152 с. С.29333.Калинина, З.Н. Технологии добровольческой деятельности молодежи: Учебнометодическое пособие / З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Тула: Издво Тул. гос. пед. унта им. Л.Н.Толстого, 2015. 187 с.4.Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403р.5.Приказ Минспорттуризма России от 23 декабря 2008 г. № 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации».6.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 678 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».7.Формула успеха: Метод. материалы по итогам регионального конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики / Авт.сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, И.Л. Дедкова. Тула: Издво Тул.гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2012. 155 с.