Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Григорян Е. С. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 331–335. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86968.htm.
Аннотация. Исследование конкурентоспособности предприятий представляет собой основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества. Постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему управления конкурентоспособностью предприятий весьма актуальной. В данной статье рассмотрен организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью, включающий в себя программно-целевые блоки, отражающие необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технические и технологические мероприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Григорян Екатерина Сейрановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Пензаek_grigoryan@mail.ru

Организационноэкономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия

Аннотация. Исследование конкурентоспособности предприятий представляет собой основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества. Постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентнойсреды в отечественной экономике делает проблему управленияконкурентоспособностьюпредприятий весьма актуальной.В данной статье рассмотренорганизационноэкономическиймеханизмуправления конкурентоспособностью, включающий в себя программноцелевые блоки, отражающие необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технические и технологические мероприятия. Ключевые слова:конкурентоспособность, управление, организационно –экономический механизм

Проблема поиска путей совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия в экономической науке и практике многоплановая, требующая системноцелевого подхода и концентрирующаяся, в частности, на разработке аналитических методов исследования конкурентоспособности и организационноэкономических методов, составляющих единый организационноэкономический механизм поддержки управления конкурентоспособностью предприятия, который объединяет управленческие,технические и технологические мероприятия ее повышения. Различные аспекты конкурентоспособности исследованы такими зарубежными учеными, как М. Альберт, Г. Армстронг, И. Ансофф, П. Друкер, Т. Коно, Ф. Котлер, М. Мескон, М. Портер, Ф. Хедоури и другими.Исследованию организационно экономических аспектов конкурентоспособности посвящены работы отечественных ученых Г.Л. Азоева, О.Д. Андреевой, М.И. Гельвановского, С.Л. Горбацевича, П.С. Завьялова, В.В. Криворотова, Т.И. Овчинниковой, В.Н. Родионовой, С.Г. Светунькова, Р.М. Тихонова, Ю.И. Трещевского, О.Г. Туровца, Х.А. Фасхиева, Р.А. Фатхутдинова и других.Структуру основных элементов организационноэкономического механизма управления конкурентоспособностью формируютпрограммноцелевые блоки, отражающие необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технические и технологические мероприятия в их взаимозависимости, реализация которых способствует результативному осуществлению управленческих решений в данной сфере деятельности. Предлагаемый организационноэкономический механизм включает следующие блоки: выбор конкурентных стратегий развития; реформирование системы управления персоналом и трудовой мотивацией; повышение качества и конкурентоспособности продукции и предприятия внедрение систем управления качеством и их сертификация; системный подход к диверсификации и планированию производства; достижение единства действий всех звеньев и процессов управления во внешней и внутренней политике предприятия; реорганизация системы учета и анализа; совершенствование маркетинговой ориентации, укрепление маркетинговой службы; активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение внешнего инвестирования; совершенствование информационного обеспечения управления конкурентоспособностью; совершенствование финансового менеджмента; разработка мероприятий, направленных на эффективное использование производственных и финансовых ресурсов; техническое и технологическое перевооружение и модернизация предприятия, внедрение прогрессивных технологических процессов (рисунок 1).





















Рисунок 1 Организационноэкономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия

Все названные блоки механизма управления конкурентоспособностью находясь во взаимосвязи и, тем самым, образуя определенную целостность, объединены единым принципом каждый из них обеспечивает решение проблемы повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия на внутреннем и внешнем рынках за счет создания и поддержки конкурентных преимуществ и высокой адаптации к динамично изменяющейся внешней рыночной среде[1].

Каждый из блоков, в свою очередь, рассматривается как система, включающая многообразные системообразующие компоненты. Рассмотрим более детально основные компоненты каждого блока предлагаемого механизма управления конкурентоспособностью, а также логику и структуру их формирования.УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯСовершенствование обеспечения информационными ресурсами деятельностиРазработка и внедрение прогрессивных технологических процессов, модернизация производственнотехнических ресурсовОценка конкурентной позиции на рынкеВнедрение энергосберегающих технологийСовершенствование финансового менеджмента и обеспечение финансовыми ресурсами деятельностиВыбор конкурентных стратегий развитияПовышение качества потребляемых материальных ресурсов, сырьяСовершенствование системы управления трудовыми ресурсами, повышение трудовой мотивации Внедрение и сертификация системы менеджмента качестваПривлечение внешних инвестиционных ресурсовМониторинг экономических показателей деятельностиУчет и контрольНормативноправовое обеспечениеПравильно выбранная конкурентная стратегия развития предприятия, основанная на стратегическом анализе его конкурентных позиций и потенциальных возможностей, позволяет более четко определиться с кругом мер, повышающих адекватность,динамичность и восприимчивость внутрихозяйственного механизма к изменениям рыночной среды и усиливающих научнотехнический и производственный потенциал предприятия. В управленческой литературе приведены различные классификации стратегий предприятий, наиболее распространенных и выверенных практикой в условиях жесткой конкуренции. Именно возможность широкого маневра стратегиями в условиях рыночной экономики составляет движущую силу бизнеса.Опыт функционирования отечественных предприятий убеждает, что наиболее целесообразным с точки зрения формирования эффективного собственника является сохранение в процессе приватизации принципов коллективного управления, то есть переход к коллективной собственности. Как свидетельствует мировая практика, передача предприятий в собственность их работников пользуется во многих странах поддержкой на государственном уровне, регулируется законодательными актами, поощряется льготными кредитами и, как отмечают зарубежные специалисты, является эффективной формой частной собственности для средних и крупных предприятий.Различные стратегии развития требуют существенно различающихся систем и структур управления, формирование которых, в свою очередь, предопределено соответствующим организационным стилем поведения предприятия. В управленческой литературе описаны приростный и предпринимательский стили организационного поведения. Приростный стиль поведения организации направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в отношениях с внешним окружением. Изменения не приветствуются, изменения они ограничиваются или минимизируются.

Предпринимательский стиль влечет за собой другое отношение к изменениям. Предприятия такого стиля выступают за непрерывное изменение достигнутого состояния и ведут предпринимательский поиск возможностей для роста за счет изменений.Объективная необходимость перехода к предпринимательскому типу менеджмента требует проведения перестройки организационной структуры управления. Сложившаяся и повсеместно распространенная на отечественных предприятиях структура управления, построенная на функциональной основе, не приспособлена к рыночным условиям, ориентирована только на исполнение, а не на творческий поиск. Цель организационной структуры поддерживать предприятие, содействовать усилению роли менеджмента в осуществлении его стратегических целей и миссии, обеспечивать возможности для осуществления быстрой реакции на меняющуюся внешнюю среду и конъюнктуру рынка.Внедряя механизм управления конкурентоспособностью, необходимо добиться, чтобы трудовой коллектив осознал и воспринял безотлагательную потребность фундаментальных перемен в системе управления и функционирования предприятия в условиях рыночных отношений. В связи с этим в основу конкурентной стратегии управления как первоочередная должна быть поставлена задача коренной реорганизации системы подготовки и обучения персонала новым методам хозяйствования и труда. Должна быть достигнута «критическая масса» знающих рыночные отношения работников предприятия на ключевых постах и в решающих звеньях управления, умеющих профессионально работать на рынке потребителя. Только в этом случае возможны качественный сдвиг в повышении эффективности хозяйствования и реализация на практике предпринимательского типа управления.Механизм управления конкурентоспособностью предприятия должен формировать принципиально новую стратегию управления качеством продукции, позволяющую на базе комплексного подхода к решению этой проблемы найти приоритетные способы достижения конкурентных преимуществ на рынках сбыта.Стратегически важными аспектами обеспечения конкурентоспособности продукции в современных условиях являются: четкая ориентация на создание и выпуск новых изделий, отвечающих потребностям практики и возросшим запросам потребителей; совершенствование за счет разработки и внедрения новых технических решений ранее освоенной продукции для увеличения продолжительности ее жизненного цикла; развитие сотрудничества на взаимовыгодных условиях с ведущими предприятиями по изготовлению и реализации на внешних и внутренних рынках высококачественной продукции. Современные рыночные условия диктуют необходимость приведения нормативнотехнической базы подготовки производства и изготовления продукции на всех стадиях технологического цикла в соответствии с международными стандартами качества. Это один из особо значимых факторов поддержания на должном уровне конкурентоспособности предприятия. Решению задач повышения качества и конкурентоспособности продукции должны подчиняться инвестиционная и инновационная политики предприятия, ориентированные на выбор приоритетных направлений использования финансовых ресурсов при выполнение НИОКР.Эффективное функционирование управленческой системы во многом предопределяется действенностью ее организационного обеспечения. Данный факт применительнок каждому блоку организационноэкономического механизма управления обуславливает необходимость разработки плановоцелевых программ реализации комплекса организационноэкономических и техникотехнологических мероприятий, обеспечивающих: достижение запланированных заданий по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции как важных критериев успешной деятельности предприятия; совершенствование технического уровня и потребительских свойств продукции; увеличение объемов производства и продаж; получение прибыли; поступление денежных средств и др. Плановоцелевые программы предлагается оформлять в виде программных приказов по предприятию, содержащих плановые задания и закрепляющих ответственность служб за их выполнение. Разработка таких программ должна представлять собой итеративный процесс, осуществляемый поэтапно (в разрезе годовых или иных плановых циклов), на каждом из которых происходит дальнейшее развертывание программных позиций и определение плановых заданий с установленной системой контроля и ответственности за их выполнение.Практическая реализация такого подхода позволит планомерно в сжатые сроки провести диверсификацию основного производства и на этой основе обновить номенклатуру выпускаемой продукции.Реорганизация системы учета и анализа затратпредопределена объективной необходимостью совершенствования учетной политики предприятия в изменившихся условиях хозяйствования в связи: со своевременным исполнением обязательств перед государственным бюджетом; с возросшей потребностью оперативного обеспечения руководства предприятия и подразделений полной и достоверной информацией для принятия качественных решений; с необходимостью реорганизации схемы учетных работ, обусловленной комплексным подходом к интеграции бухгалтерского, управленческого и налогового учетов.Важным направлением реорганизации системы учета и анализа предприятия является реструктуризация бухгалтерской службы, учитывающая требования рыночных отношений и переход к предпринимательскому менеджменту и основывающаяся на внедрении в практикуработы бухгалтерского аппарата современных методологических и методических положений зарубежной системы учета затрат. Реализация этого позволит обеспечить качественно новый уровень управления издержками производства и формированием цен на выпускаемую продукцию и усилить тем самым, позитивное воздействие системы учета и анализа на повышение конкурентных возможностей предприятия и увеличение его объемов продаж.Ключевые задачи системы финансового менеджмента состоят в: обеспечении финансовой устойчивости предприятия в условиях конкурентной среды; оперативной оценкериска и выгоды различных способов вложения денежных средств в повышение конкурентных преимуществ продукции; принятии стратегических решений по выбору источников финансирования, обеспечивающих результативную финансовохозяйственную деятельность предприятия; укреплении экспортного потенциала.Укрупненные компоненты данного блока организационноэкономического механизма управления конкурентоспособностью следующие: разработка и реализация финансовой политики предприятия в контексте проблем повышения качества и конкурентоспособности продукции; совершенствование системы финансового планирования и контроля движения денежных средств, управление потоками финансовых ресурсов; совершенствование методических подходов к оценке и анализу финансового состояния предприятия; управление оборотными (текущими) активами предприятия, формирование портфеля инвестиций; информационное обеспечение руководства предприятия финансовой отчетностью для внутреннего контроля и принятия обоснованных управленческих решений.Активизация, привлечение внешнего инвестирования. В современных рыночных условиях без инвестиционной и инновационной деятельности не возможно управлениеконкурентоспособностью,решение задач широкомасштабной диверсификации производства, технического и технологического перевооружения и модернизация предприятия, внедрения прогрессивных технологических процессов, создания и освоения принципиально новой конкурентоспособной продукции, и т.д. Данное обстоятельство применительно к рассматриваемому блоку механизма управления конкурентоспособностью обуславливает необходимость: разработки инвестиционной и инновационной политики предприятия; формирования и выбора приоритетных направлений использования финансовых ресурсов предприятия на выполнение научноисследовательских и опытноконструкторских работ; активизация внутреннего и привлечения внешнего инвестирования.Реализация стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия требует кардинальных преобразований связанных с внедрением информационных технологий. В конечном итоге, речь идет о переходе на компьютерные технологии, позволяющие объединить в единое информационное поле основные службы предприятия, с дальнейшим подключением в сеть практически всех его подразделений, т.е. о создании информационной модели предприятия, комплексно отражающей все хозяйственные операции и объекты в них участвующие, а также все многообразие их взаимосвязей.Техническое и технологическое перевооружение и модернизация предприятия, внедрение прогрессивных технологических процессов. Внедрение систем управления качеством и производство конкурентоспособной продукции не возможно без решения задач технического и технологического перевооружения и модернизации предприятия, без внедрения новых прогрессивных технологических процессов. Основными элементами данного блока управления являются: формирование планов снижения себестоимости продукции и расходования производственных средств с закреплением ответственности служб предприятия за их выполнение; внедрение системы планирования, нормирования и учета затрат по всему циклу производства; внедрение системы управления качеством продукции и т. д.Таким образом, изложенная выше принципиальная блоксхема организационноэкономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия, представляет собой совокупность комплексных действий позволяющих: перестроить всю систему управления; задействовать внутренние ресурсы предприятия; создать в структурных подразделениях постоянное стремление к повышению конкурентоспособности; повысить конкурентоспособность предприятия и укрепить его позиции на рынке. Безусловно, данная схема, учитывая сложность и многоаспектность проблемы конкурентоспособности предприятия, не отражает с высокой степенью детализации всю гамму организационноэкономических и других методов решения этой задачи. Однако такая структуризация позволяет осуществить системный и целенаправленный поиск путей сопряжения всех компонентов организационноэкономического обеспечения менеджмента предприятия с целью концентрации усилий и управляющего воздействия на факторы, определяющие потенциал предприятия способный обеспечить повышение его конкурентоспособности и устойчивости в рыночной среде.Основными элементами данного блока управления являются: формирование планов снижения себестоимости продукции и расходования производственных средств с закреплением ответственности служб предприятия за их выполнение; внедрение системы планирования, нормирования и учета затрат по всему циклу производства; внедрение системы управления качеством продукции и т. д.

Ссылки на источники1.Григорян Е.С. Управление конкурентоспособностью предприятия.//XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. Сер.: Социальногуманитарные науки, т.3. Вып. №02 (18). –Пенза: ПензГТУ, 2015. –С. 310 –319.2.Щетинина И.В. Организационноэкономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. –Воронеж, 2015.