Приоритетные направления государственной политики по противодействию ксенофобии, религиозным, расовым и национальным розням экстремистской направленности
Выпуск:
ART 86984
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капустина
Е.
Г.,
Лимарева
Е.
С. Приоритетные направления государственной политики по противодействию ксенофобии, религиозным, расовым и национальным розням экстремистской направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
406–410. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86984.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются общетеоретические вопросы системы противодействия терроризму и экстремизму. Рассмотрена содержательная характеристика понятия, задач и направлений деятельности государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму. Предложенный авторами подход позволит объяснить значимость профилактики, выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов.
Ключевые слова:
профилактика, терроризм, экстремизм, террористический акт, противодействие, кризисная ситуация
Текст статьи
Капустина Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД.Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова), г.Орел elenka.kapustina@rambler.ru
Лимарева Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД, полковник полиции.Орловский юридический институт МВД Россииимени В.В. Лукьянова(ОрЮИМВД России имени В.В. Лукьянова),г.Орел
Приоритетные направления государственной политики по противодействию ксенофобии, религиозным, расовым и национальным розням экстремистской направленности
Аннотация.В статье рассматриваются общетеоретические вопросы системы противодействия терроризму и экстремизму. Рассмотрена содержательная характеристика понятия, задач и направлений деятельностигосударственнойполитикипо противодействию терроризму и экстремизму. Предложенныйавторами подход позволит объяснить значимость профилактики;выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования терроризма и экстремизма; минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов.Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористический акт, противодействие, профилактика, кризисная ситуация.
Россия представляет собой многонациональное государство. Количество русских составляет около 115,61 млн. чел. (80,9% жителей страны), что говорит об их государствообразующем статусе не только в целом по Федерации, но и в большинстве регионов, включая республики, входящие в ее состав.Наиболее крупными этническими группами, проживающими на территории России, кроме русских, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., являются татары (5,31 млн. чел.), украинцы (1,93 млн. чел.), башкиры (1,58 млн. чел.), чуваши (1,44 млн. чел.), чеченцы (1,43 млн. чел.), армяне (1,18 млн. чел.). Следующую группу по численности (от 300 до 1000 тыс. чел.) составляют еще 15 народов России: аварцы, мордва, казахи, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы, кумыки, якуты, лезгины, буряты, ингуши. Третье место по численности (от 100 до 300 тыс. чел.) занимают такие этнические группы, как евреи, коми, немцы, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, грузины, узбеки, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы. 31 этническая группа включает от 10 до 100 тыс. чел.; 21 менее 10 тыс. чел[1].Противодействие ксенофобии, преодоление преступности на почве национальной, расовой и религиозной розни все время находились в центре общественного внимания. Нетерпимость, экстремизм и заключающееся в них насилие представляют собой глобальнейшие угрозы для мирной жизни человечества и международной стабильности в целом. Распространёнными проявлениями данной проблемы являются этносепаратистские конфликты, дискриминация национальных меньшинств, агрессия между людьми различных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений иидеологий[2].
На протяжении долгих лет прилагались усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социальнополитическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях. Среди данных принципов следует выделить такой принцип, как толерантность (терпимость), который заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному. Содержание и границы толерантности различаются в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая икультивируемая личностная установка, коллективная позиция как условие существования сложных обществ, это показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований.Терпимость –это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе активное действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Толерантность –это постоянное и направленное усилие на реализацию определённых личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность проявляется, когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество, а общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации[3].В современной действительности актуальными представляются проблемы, связанные с социальноэкономическими, этнополитическими, демографическими, миграционными, этноконфессиональными факторами регулирования конфликтов в некоторых регионах Северного Кавказа, например Республике Адыгея, Республике Дагестан, КабардиноБалкарской Республике, КарачаевоЧеркесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях[4].Следует особо отметить, что для пропаганды экстремистской идеологии наиболее часто используется Интернет. В данной сети насчитываются более 500 сайтов, провоцирующих разжигание национальной вражды.Действующие практические сотрудники [5], считают, что необходимо дополнить законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи», «О противодействии экстремистской деятельности», «О средствах массовой информации» положениями, определяющими понятия «интернетсайт» и «распространитель информации», «обязанности и характер ответственности лица, осуществляющего предоставление пользователям серверного пространства для размещения интернетсайтов, условия и механизмы прекращения доступа к интернетсайтам и оказания услуг связи в случаях распространения противоправной информации».В соответствии с оперативной информацией, представители экстремистских организаций пытаются завербовать удачных предпринимателей и руководителей ведущих коммерческих предприятий. Зачастую деятельность организаций, которые провозглашают при своем создании и регистрации главными целями проповедование ислама, культурнопросветительскую работу среди лиц, исповедующих ислам, может содержать элементы экстремизма. Экстремистская деятельность также может выражаться в издании и распространении брошюр, книг, медийных материалов соответствующего содержания.Для Российской Федерации, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, пропаганда националистических идей, а тем более призывы к насилию по отношению к людям другой веры или национальности чреваты самыми серьёзными последствиями[6].
В современном мире можно наблюдать рост активных институтов гражданского общества, повышенное внимание к ним со стороны органов государственной власти. Это проявляется, в первую очередьв системе нормативнозаконодательного обеспечения деятельности некоммерческого сектора, во вторую –ее ресурсного обеспечения. В «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [7]одной из приоритетных задач определяется усовершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов государственной власти с институтами гражданского общества. В качестве одного из приоритетных направлений в области государственной национальной политики Российской Федерации названо объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия[8].На сегодняшний день одной из более острых и актуальных проблем в РФ является вопрос о межнациональных отношениях. Увеличение случаев проявления экстремизма в России обоснованно вызывает тревогу в обществе, подрывает основы конституционного строя, разрушает социальную стабильность и межнациональный мир в стране. Следует отметить, что,несмотря,на тенденцию сокращения числа происходящих в России преступлений террористического характера за последние три года следует отметить устойчивый рост преступлений экстремистской направленности. Под особый контроль следует взять проявление экстремизма в молодёжной среде.Так как, зачастую в современное время экстремистские преступления стали совершаться молодыми людьми и несовершеннолетними. Это можно объяснить, тем фактом, что именно молодёжи свойственен радикализм во всех взглядах и оценках,максимализм в неприятии несправедливости, как им это представляется. Также следует отметить, что именно молодежь подвержена чрезмерному влиянию со стороны идеологов экстремистских учений.В настоящее время в условияхэкономического и социального развития страны среди социальнополитических проблем наиболее остройстановится распространение молодёжного экстремизма. Проводя анализ данных вопросов, следует заметить, что в большей степени совершению преступлений подвержены молодые люди в возрасте от 18 до 35лет. Динамика и состояние преступности свидетельствуют о возрастании количества преступлений, повышении уровня насилия в среде молодёжи[9].Особое значение в современной действительности приобретает организациясистемы профилактических и предупреждающих мер,необходимых для предотвращения и возникновения экстремистских настроений в молодёжной среде, в первую очередь, реализуемых под средством правового и нравственного просвещения молодёжи по вопросам, связанным с угрозами безопасности, обусловленными распространением религиозного экстремизма.Средство борьбы против расизма и ксенофобии в первой степени выражается в борьбе против всего того, что могло бы угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание фундаментального принципа равенства всех людей. Многими странами мира написаны законодательные акты и разработаны общественные механизмы противодействия данной угрозе. Однако необходимо заметить, что не всегда данные нормативноправовые акты приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом данный опыт ценнейший для России[10].Акты терроризма
явления мирового масштаба. В террористической деятельности участвуют различные категории граждан, различной веры и религии (рис. 1).
Рис.1. Доля лиц, участвующих в совершение теракта
В ряде стран наблюдается рост неофашистских, расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны выходцев из мигрантскихменьшинств и религиозноэкстремистской среды. Тем не менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах законы против экстремизма, расизма и антисемитизма чётко устанавливают различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под защитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности, которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера строго связываются с наказанием отдельныхлиц, но закон и общество также противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых насильственные действия являются одним из способов самовыражения и поэтому представляют опасность для общества[11].В США всё ещё существует расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, тем не менее, представляет интерес опыт этой страны в сфере государственнообщественного мониторинга экстремистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется и в странах Азии. Например, в Индии, где происходят масштабные вспышки насилия на почве межрелигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции[12].В.В. Устинов, отмечает, что в России проживают сложное по этническому и религиозному составу население. Россия имеет огромный исторический опыт межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, а также поддержки и развития больших и малых культур. Россию нельзя отнести к такой категории государств, как к таким государствам, в которых существуют открытые дискриминационные этнические и религиозные меньшинства. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере[13].Однако, как отмечает Л.А. Апанасюк[14], несмотря на обилие законодательных актов, специфической законодательной основы для организации работы по профилактике ксенофобии ипреступлений ненависти в молодежной среде не создано. В настоящее время профилактика ксенофобии рассматривается либо как часть профилактики экстремизма, либо как одно из направлений патриотического воспитания.Профилактикой ксенофобии в первую очередь, обязаны заниматься правоохранительные органы. При Правительстве Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, которые занимаются вопросами противодействия всяким проявлениям экстремизма молодежью. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 и приказом МВД России от 31 октября 2008 года № 940 в Министерстве внутренних дел России создано подразделение по противодействию экстремизму. Однако необходимо отметить, что вопрос профилактики ксенофобии требует комплексного решения, межведомственного подхода, привлечения широких слоев гражданского общества. Попытки подобного подхода к решению данной проблемы нашли отражение в некоторых федеральных целевых программах –в частности, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015 гг.», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.Основополагающей для данной целевой программы стала Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая предполагает формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.В программе делается акцент на необходимости учитывать в патриотическом воспитании фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национальноэтнических культур. Направленность патриотического воспитания, предусмотренная Программой, связана с «формированием расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами»[15].Проблематика преодоления ксенофобии находится в центре внимания исполнительной власти. Одним из направлений ее решения президент и премьерминистр видят целенаправленное социальнопедагогическое воздействие. Пути решения многих проблем межкультурного отношения лидеры государства видят в воспитании межкультурного согласия и взаимодействия. При этом важным направлением преодоления ксенофобии является формирование толерантности к иммигрантам.Широкая либерализация социальнополитической жизни в России породила проблему политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и межличностную вражду в политике. Недостаток терпимости в этой сфере затрудняетсоздание партийных коалиций и нормальное осуществление демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточно развитым социальноэкономическим уровнем жизни, но это также и результат недостатка просвещённости, низких моральноэтических стандартов, непонимания того, что демократия имеет свою цену и издержки.Что касается проблемы религиозного экстремизма, то в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях дестабилизации и террористической деятельности. Вместе с тем остаётся проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. Это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более того, все основные мировые религии, а для России, в частности субъектов Кавказа, это, прежде всего, православие и ислам, заключают в себе большой потенциал толерантности.В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе. В результате таких несогласий и межнациональных розней создаются различные террористические организации.Проблемы борьбы с религиознополитическим
экстремизмом занимают важное место в нормативной баземногих государств, законодательство которых наложило запрет на нарушение равенства людей по признаку их отношения к религии, пропаганду религиозного и националистического экстремизма.В большинстве зарубежных стран законодательство запрещает расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.Так, вКонституции Даниисказано, что граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями, при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка; общественные объединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием, призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозы насилия, распускаются решением суда (ст. ст.67, 78)[16].ВКонституции Королевства Нидерландовподчеркивается, что дискриминация на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы или пола либо каким бы то ни было иным причинам не допускается (ст. I).[17].Одной из террористических организаций, на данный момент носящих ужасающий характер на мир и порядок, является «ИГИЛ».ИГИЛ —аббревиатура (сокращенное обозначение) названия мусульманской организации «Исламское государство Ирака и Леванта». Считается террористической.Образовалось ИГИЛв Ираке в 2006 году во время оккупации этой страны армией Соединенных Штатов Америки. Её основу составляют представители партии «Баас», правившей в Ираке до свержения американцами её президента Саддама Хусейна, и бывшие сотрудники силовыхструктур хусейновского Ирака. Датой рождения ИГИЛ считается 15 октября 2006 года, основателем —гражданин Иордании Абу Мусаб азЗаркави[18].Эффективность противодействия ИГИЛ пока невелика. По данным Пентагона, за истекший год ВВС международной коалиции под эгидой США посредством ракетнобомбовых ударов и силами курдских ополченцев уничтожили около 6 тысяч боевиков ИГИЛ и освободили примерно 1 % из оккупированных им районов. За тот же период ряды ИГИЛ пополнили новые десятки тысяч добровольцев и наемников, группировка угрожает непосредственно Дамаску и Багдаду. Как признает большинство американских военных экспертов, война с ИГИЛ приобретает затяжной характер и такими силами и темпами может вестись долгие годы[19].
Кроме «ИГИЛ» существует еще ряд террористических организаций, носящих мировой характер. Для противодействия мировому терроризму и экстремизму существуют следующие меры[20].
проведение экономических и политических реформ с целью поднятия жизненного уровня населения и предоставления оппозиции возможности действовать в легальном политическом пространстве;
более эффективным средством может служить идеологическая кампания, тотальная информационная война. Страной, которая успешно противостояла терроризму и организованной преступности при помощи правильной идеологической кампании является Италия;
достаточно распространенной мерой в борьбе с терроризмом является ужесточение внутренней политики, введения тотального контроля над деятельностью граждан, применения к террористам особо жестких методов воздействия;
нельзя не заострить внимание на такой радикальной мере, как физическое уничтожение лидеров террористов, проведение карательных мероприятий, осуществляемых силами военных подразделений. Действенность данного способа борьбы с терроризмом остается спорной.
За последний месяц Международной безопасности был причинен мощнейший удар, который заключается в ряде террористических актах.Еще недавно крушение российского пассажирского самолета, в результате которого погибло 224 человека, считалось просто несчастным случаем. Однако его крушение несчастным случаем не является. 17.11.2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин провел срочное совещание, в котором приняли участие министрыобороны и иностранных дел, директор ФСБ, начальник Генштаба и Службы внешней разведки. В процессе этого общения президента проинформировали о результатах расследования авиакатастрофы 31 октября 2015 года в Египте. Была подтверждена версия о теракте[21].Сотрудники ФСБ выяснили, что причиной крушения российского самолета стал взрыв на борту лайнера. Преступники заложили взрывное устройство в хвостовой части самолета, что привело к разрушению корпуса воздушного судна на части [22].Еще одним террористическим актом, произошедшим в этом месяце, стал теракт во Франции 13ноября 2015 г., который распространился сразу на несколько районов. Наиболее жестокая бойня произошла в театре «Батаклан», в котором находились на момент теракта сотни людей. Около ста человек погибли. Еще около двухсот получили ранения. Очевидцы происходящего наблюдали за тем, как посетители театра выбегали из здания через задние двери и даже окна. По всему Парижу тринадцатого ноября слышались стоны и крики жертв, панические крики очевидцев, звуки выстрелов и взрывов.1718.11.2015 г. в Турции проходил Саммит G20, на котором встретились лидеры 20 стран мира. Главным на повестке дня саммита стала борьба с терроризмом и «Исламским государством»[23].Саммит в Турции завершился принятием итогового коммюнике, где нашли отражение все основные темы, связанные с противодействием мировому терроризму [24].Всё это обусловливает необходимость совместных усилий мирового сообщества по противодействию экстремизму и терроризму, утверждению принципов толерантности в обществе.Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями мирового противодействия терроризму и экстремизму являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социальноэкономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.Принципы борьбы с терроризмом и экстремизмом, важность объединения государств для противодействия терроризму раскрыты в ряде международноправовых документов.
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом(Шанхай, 15 июня 2001 года) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государствучастников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативнорозыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков[25].Одной из основных причин возникновения конфликтов на межрелигиозной, межнациональной почвах являются значительные миграционные процессы и, как следствие, образование устойчивых национальных общин и диаспор, члены которых нередко ведут себя вызывающе, провоцируя недовольство местного населения, поэтому вопросы противодействия экстремизму и терроризму являются одной из актуальных задач не только на уровне государства, но и отдельно взятого субъекта. Так, например, УМВД России по Орловской области в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия» приняты дополнительные меры, направленные на предупреждение и профилактику межнациональных и межрелигиозных конфликтов, разработан планграфик мероприятий УМВД России по Орловской области по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 20132018 годы. По данным Управления Министерства юстиции РФ по Орловской в области зарегистрировано 191 религиозное объединение, из них православных организаций151, протестантских –34, мусульманских3, иудейских –2, католических1.Совместно с подразделениями УФНС России по Орловской области и Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО проводятся мероприятия по установлению каналов финансирования сомнительных религиозных организаций, действующих на территории области.С лидерами религиозных организаций сотрудниками полиции проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения диверсионно–террористических актов, преступлений экстремистского характера, а также иных правонарушений, совершенных на межрелигиозной, межнациональной почве.03 июня 2015г.в УФСИН состоялась рабочая встреча руководства полиции и УФСИН области, на которой приняты решения о дальнейшем проведении необходимых профилактических и оперативно –розыскных мероприятий, в том числе по противодействию распространению в пенитенциарных учреждениях области идеологий экстремизма и терроризма среди лиц, заключенных под стражу, и осужденных.В преддверии проведения мероприятий с массовым участием граждан в региональных СМИ готовятся и размещаются материалы пропагандистскопрофилактического характера, в том числе в сфере противодействия терроризму, экстремизму.Проводимая работа позволила добиться определённых результатов. Так, за 2015 год на территории Орловской области выявлено 15преступлений экстремистской направленности по ч. 1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; направленов суд 12 преступлений экстремистской направленности. К административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций) привлечено 25лиц. По материалам сотрудников полиции прокурорами районов вынесено 5 предостережений о недопустимости нарушения Федерального Закона № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Таким образом, необходимо единодушие международного сообщества в оценке опасности терроризма и экстремизма, выстраивании адекватной системы международного противодействия обозначенным явлениям в полной мере.
Ссылки на источники [1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России[2] Сысоев, А. М. Преступления экстремистской направленности: история и современность // Российский следователь. –2012. –№ 9. –С. 1.[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: постатейный; 5е изд., испр. перер. и допол. / под ред. А. И. Чучаева. –М.: КОНТРАКТ, ИНФРАМ, 2015. –С. 652.[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: постатейный; 5е изд., испр. перер. и допол. / под ред. А. И. Чучаева. –М.: КОНТРАКТ, ИНФРАМ, 2015. –С. 652.[5] Ешеров А., Скоба Е. Проблемы противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости : [Сайт]. –Режим доступа: Webсайт www.ormvd.ru[6] Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Противодействие терроризму: некоторые о особенности правового регулирования //Вестник ОГУ №6 (41), 2014г. С.4144.[7] Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[8] Мусаелян, М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. –2013. –№ 3. –С. 46.[9] Коршунова, О. Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. –С. 225.[10] Новичихин, И. Н. Роль органов безопасности в борьбе с политическим экстремизмом и терроризмом // Безопасность бизнеса. –2012. –№ 2. –С. 29.[11] Новичихин, И. Н. Роль органов безопасности в борьбе с политическим экстремизмом и терроризмом // Безопасность бизнеса. –2012. –№ 2. –С. 29.[12] Устинов, В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Норма, 2009. –С. 116.[13] Устинов, В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Норма, 2009. –С. 116.[14] Апанасюк, Л. А. Социальнополитический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки ТГУ. –2014. –№ 2 (28). –С. 146.[15] Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2011 –2015 годы : утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[16] Исаев, М. А.Основы конституционного права Дании.—М.: Муравей, 2002.—337с.[17] Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[18] http://chtooznachaet.ru/igil.html[19] http://inosmi.ru/world/20140916/223020297.html[20] http://catu.su/analytics/814chtotakoei[21] http://www.dk.ru/wiki/krusheniesamoletavegipte[22] http://inosmi.ru/politic/20151118/234459611.html[23] http://pronedra.ru/tags/Саммит%20G20%20в%20Турции/[24] http://pronedra.ru/tags/Саммит%20G20%20в%20Турции/
[25] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.
Лимарева Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД, полковник полиции.Орловский юридический институт МВД Россииимени В.В. Лукьянова(ОрЮИМВД России имени В.В. Лукьянова),г.Орел
Приоритетные направления государственной политики по противодействию ксенофобии, религиозным, расовым и национальным розням экстремистской направленности
Аннотация.В статье рассматриваются общетеоретические вопросы системы противодействия терроризму и экстремизму. Рассмотрена содержательная характеристика понятия, задач и направлений деятельностигосударственнойполитикипо противодействию терроризму и экстремизму. Предложенныйавторами подход позволит объяснить значимость профилактики;выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования терроризма и экстремизма; минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов.Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористический акт, противодействие, профилактика, кризисная ситуация.
Россия представляет собой многонациональное государство. Количество русских составляет около 115,61 млн. чел. (80,9% жителей страны), что говорит об их государствообразующем статусе не только в целом по Федерации, но и в большинстве регионов, включая республики, входящие в ее состав.Наиболее крупными этническими группами, проживающими на территории России, кроме русских, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., являются татары (5,31 млн. чел.), украинцы (1,93 млн. чел.), башкиры (1,58 млн. чел.), чуваши (1,44 млн. чел.), чеченцы (1,43 млн. чел.), армяне (1,18 млн. чел.). Следующую группу по численности (от 300 до 1000 тыс. чел.) составляют еще 15 народов России: аварцы, мордва, казахи, азербайджанцы, даргинцы, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, кабардинцы, кумыки, якуты, лезгины, буряты, ингуши. Третье место по численности (от 100 до 300 тыс. чел.) занимают такие этнические группы, как евреи, коми, немцы, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, грузины, узбеки, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы. 31 этническая группа включает от 10 до 100 тыс. чел.; 21 менее 10 тыс. чел[1].Противодействие ксенофобии, преодоление преступности на почве национальной, расовой и религиозной розни все время находились в центре общественного внимания. Нетерпимость, экстремизм и заключающееся в них насилие представляют собой глобальнейшие угрозы для мирной жизни человечества и международной стабильности в целом. Распространёнными проявлениями данной проблемы являются этносепаратистские конфликты, дискриминация национальных меньшинств, агрессия между людьми различных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений иидеологий[2].
На протяжении долгих лет прилагались усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социальнополитическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях. Среди данных принципов следует выделить такой принцип, как толерантность (терпимость), который заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному. Содержание и границы толерантности различаются в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая икультивируемая личностная установка, коллективная позиция как условие существования сложных обществ, это показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований.Терпимость –это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе активное действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Толерантность –это постоянное и направленное усилие на реализацию определённых личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность проявляется, когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество, а общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации[3].В современной действительности актуальными представляются проблемы, связанные с социальноэкономическими, этнополитическими, демографическими, миграционными, этноконфессиональными факторами регулирования конфликтов в некоторых регионах Северного Кавказа, например Республике Адыгея, Республике Дагестан, КабардиноБалкарской Республике, КарачаевоЧеркесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях[4].Следует особо отметить, что для пропаганды экстремистской идеологии наиболее часто используется Интернет. В данной сети насчитываются более 500 сайтов, провоцирующих разжигание национальной вражды.Действующие практические сотрудники [5], считают, что необходимо дополнить законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи», «О противодействии экстремистской деятельности», «О средствах массовой информации» положениями, определяющими понятия «интернетсайт» и «распространитель информации», «обязанности и характер ответственности лица, осуществляющего предоставление пользователям серверного пространства для размещения интернетсайтов, условия и механизмы прекращения доступа к интернетсайтам и оказания услуг связи в случаях распространения противоправной информации».В соответствии с оперативной информацией, представители экстремистских организаций пытаются завербовать удачных предпринимателей и руководителей ведущих коммерческих предприятий. Зачастую деятельность организаций, которые провозглашают при своем создании и регистрации главными целями проповедование ислама, культурнопросветительскую работу среди лиц, исповедующих ислам, может содержать элементы экстремизма. Экстремистская деятельность также может выражаться в издании и распространении брошюр, книг, медийных материалов соответствующего содержания.Для Российской Федерации, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, пропаганда националистических идей, а тем более призывы к насилию по отношению к людям другой веры или национальности чреваты самыми серьёзными последствиями[6].
В современном мире можно наблюдать рост активных институтов гражданского общества, повышенное внимание к ним со стороны органов государственной власти. Это проявляется, в первую очередьв системе нормативнозаконодательного обеспечения деятельности некоммерческого сектора, во вторую –ее ресурсного обеспечения. В «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [7]одной из приоритетных задач определяется усовершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов государственной власти с институтами гражданского общества. В качестве одного из приоритетных направлений в области государственной национальной политики Российской Федерации названо объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия[8].На сегодняшний день одной из более острых и актуальных проблем в РФ является вопрос о межнациональных отношениях. Увеличение случаев проявления экстремизма в России обоснованно вызывает тревогу в обществе, подрывает основы конституционного строя, разрушает социальную стабильность и межнациональный мир в стране. Следует отметить, что,несмотря,на тенденцию сокращения числа происходящих в России преступлений террористического характера за последние три года следует отметить устойчивый рост преступлений экстремистской направленности. Под особый контроль следует взять проявление экстремизма в молодёжной среде.Так как, зачастую в современное время экстремистские преступления стали совершаться молодыми людьми и несовершеннолетними. Это можно объяснить, тем фактом, что именно молодёжи свойственен радикализм во всех взглядах и оценках,максимализм в неприятии несправедливости, как им это представляется. Также следует отметить, что именно молодежь подвержена чрезмерному влиянию со стороны идеологов экстремистских учений.В настоящее время в условияхэкономического и социального развития страны среди социальнополитических проблем наиболее остройстановится распространение молодёжного экстремизма. Проводя анализ данных вопросов, следует заметить, что в большей степени совершению преступлений подвержены молодые люди в возрасте от 18 до 35лет. Динамика и состояние преступности свидетельствуют о возрастании количества преступлений, повышении уровня насилия в среде молодёжи[9].Особое значение в современной действительности приобретает организациясистемы профилактических и предупреждающих мер,необходимых для предотвращения и возникновения экстремистских настроений в молодёжной среде, в первую очередь, реализуемых под средством правового и нравственного просвещения молодёжи по вопросам, связанным с угрозами безопасности, обусловленными распространением религиозного экстремизма.Средство борьбы против расизма и ксенофобии в первой степени выражается в борьбе против всего того, что могло бы угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание фундаментального принципа равенства всех людей. Многими странами мира написаны законодательные акты и разработаны общественные механизмы противодействия данной угрозе. Однако необходимо заметить, что не всегда данные нормативноправовые акты приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом данный опыт ценнейший для России[10].Акты терроризма
явления мирового масштаба. В террористической деятельности участвуют различные категории граждан, различной веры и религии (рис. 1).
Рис.1. Доля лиц, участвующих в совершение теракта
В ряде стран наблюдается рост неофашистских, расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны выходцев из мигрантскихменьшинств и религиозноэкстремистской среды. Тем не менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах законы против экстремизма, расизма и антисемитизма чётко устанавливают различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под защитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности, которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера строго связываются с наказанием отдельныхлиц, но закон и общество также противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых насильственные действия являются одним из способов самовыражения и поэтому представляют опасность для общества[11].В США всё ещё существует расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, тем не менее, представляет интерес опыт этой страны в сфере государственнообщественного мониторинга экстремистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется и в странах Азии. Например, в Индии, где происходят масштабные вспышки насилия на почве межрелигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции[12].В.В. Устинов, отмечает, что в России проживают сложное по этническому и религиозному составу население. Россия имеет огромный исторический опыт межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, а также поддержки и развития больших и малых культур. Россию нельзя отнести к такой категории государств, как к таким государствам, в которых существуют открытые дискриминационные этнические и религиозные меньшинства. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере[13].Однако, как отмечает Л.А. Апанасюк[14], несмотря на обилие законодательных актов, специфической законодательной основы для организации работы по профилактике ксенофобии ипреступлений ненависти в молодежной среде не создано. В настоящее время профилактика ксенофобии рассматривается либо как часть профилактики экстремизма, либо как одно из направлений патриотического воспитания.Профилактикой ксенофобии в первую очередь, обязаны заниматься правоохранительные органы. При Правительстве Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, которые занимаются вопросами противодействия всяким проявлениям экстремизма молодежью. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 и приказом МВД России от 31 октября 2008 года № 940 в Министерстве внутренних дел России создано подразделение по противодействию экстремизму. Однако необходимо отметить, что вопрос профилактики ксенофобии требует комплексного решения, межведомственного подхода, привлечения широких слоев гражданского общества. Попытки подобного подхода к решению данной проблемы нашли отражение в некоторых федеральных целевых программах –в частности, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015 гг.», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.Основополагающей для данной целевой программы стала Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая предполагает формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.В программе делается акцент на необходимости учитывать в патриотическом воспитании фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национальноэтнических культур. Направленность патриотического воспитания, предусмотренная Программой, связана с «формированием расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами»[15].Проблематика преодоления ксенофобии находится в центре внимания исполнительной власти. Одним из направлений ее решения президент и премьерминистр видят целенаправленное социальнопедагогическое воздействие. Пути решения многих проблем межкультурного отношения лидеры государства видят в воспитании межкультурного согласия и взаимодействия. При этом важным направлением преодоления ксенофобии является формирование толерантности к иммигрантам.Широкая либерализация социальнополитической жизни в России породила проблему политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и межличностную вражду в политике. Недостаток терпимости в этой сфере затрудняетсоздание партийных коалиций и нормальное осуществление демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточно развитым социальноэкономическим уровнем жизни, но это также и результат недостатка просвещённости, низких моральноэтических стандартов, непонимания того, что демократия имеет свою цену и издержки.Что касается проблемы религиозного экстремизма, то в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях дестабилизации и террористической деятельности. Вместе с тем остаётся проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. Это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более того, все основные мировые религии, а для России, в частности субъектов Кавказа, это, прежде всего, православие и ислам, заключают в себе большой потенциал толерантности.В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе. В результате таких несогласий и межнациональных розней создаются различные террористические организации.Проблемы борьбы с религиознополитическим
экстремизмом занимают важное место в нормативной баземногих государств, законодательство которых наложило запрет на нарушение равенства людей по признаку их отношения к религии, пропаганду религиозного и националистического экстремизма.В большинстве зарубежных стран законодательство запрещает расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.Так, вКонституции Даниисказано, что граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями, при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка; общественные объединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием, призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозы насилия, распускаются решением суда (ст. ст.67, 78)[16].ВКонституции Королевства Нидерландовподчеркивается, что дискриминация на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы или пола либо каким бы то ни было иным причинам не допускается (ст. I).[17].Одной из террористических организаций, на данный момент носящих ужасающий характер на мир и порядок, является «ИГИЛ».ИГИЛ —аббревиатура (сокращенное обозначение) названия мусульманской организации «Исламское государство Ирака и Леванта». Считается террористической.Образовалось ИГИЛв Ираке в 2006 году во время оккупации этой страны армией Соединенных Штатов Америки. Её основу составляют представители партии «Баас», правившей в Ираке до свержения американцами её президента Саддама Хусейна, и бывшие сотрудники силовыхструктур хусейновского Ирака. Датой рождения ИГИЛ считается 15 октября 2006 года, основателем —гражданин Иордании Абу Мусаб азЗаркави[18].Эффективность противодействия ИГИЛ пока невелика. По данным Пентагона, за истекший год ВВС международной коалиции под эгидой США посредством ракетнобомбовых ударов и силами курдских ополченцев уничтожили около 6 тысяч боевиков ИГИЛ и освободили примерно 1 % из оккупированных им районов. За тот же период ряды ИГИЛ пополнили новые десятки тысяч добровольцев и наемников, группировка угрожает непосредственно Дамаску и Багдаду. Как признает большинство американских военных экспертов, война с ИГИЛ приобретает затяжной характер и такими силами и темпами может вестись долгие годы[19].
Кроме «ИГИЛ» существует еще ряд террористических организаций, носящих мировой характер. Для противодействия мировому терроризму и экстремизму существуют следующие меры[20].
проведение экономических и политических реформ с целью поднятия жизненного уровня населения и предоставления оппозиции возможности действовать в легальном политическом пространстве;
более эффективным средством может служить идеологическая кампания, тотальная информационная война. Страной, которая успешно противостояла терроризму и организованной преступности при помощи правильной идеологической кампании является Италия;
достаточно распространенной мерой в борьбе с терроризмом является ужесточение внутренней политики, введения тотального контроля над деятельностью граждан, применения к террористам особо жестких методов воздействия;
нельзя не заострить внимание на такой радикальной мере, как физическое уничтожение лидеров террористов, проведение карательных мероприятий, осуществляемых силами военных подразделений. Действенность данного способа борьбы с терроризмом остается спорной.
За последний месяц Международной безопасности был причинен мощнейший удар, который заключается в ряде террористических актах.Еще недавно крушение российского пассажирского самолета, в результате которого погибло 224 человека, считалось просто несчастным случаем. Однако его крушение несчастным случаем не является. 17.11.2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин провел срочное совещание, в котором приняли участие министрыобороны и иностранных дел, директор ФСБ, начальник Генштаба и Службы внешней разведки. В процессе этого общения президента проинформировали о результатах расследования авиакатастрофы 31 октября 2015 года в Египте. Была подтверждена версия о теракте[21].Сотрудники ФСБ выяснили, что причиной крушения российского самолета стал взрыв на борту лайнера. Преступники заложили взрывное устройство в хвостовой части самолета, что привело к разрушению корпуса воздушного судна на части [22].Еще одним террористическим актом, произошедшим в этом месяце, стал теракт во Франции 13ноября 2015 г., который распространился сразу на несколько районов. Наиболее жестокая бойня произошла в театре «Батаклан», в котором находились на момент теракта сотни людей. Около ста человек погибли. Еще около двухсот получили ранения. Очевидцы происходящего наблюдали за тем, как посетители театра выбегали из здания через задние двери и даже окна. По всему Парижу тринадцатого ноября слышались стоны и крики жертв, панические крики очевидцев, звуки выстрелов и взрывов.1718.11.2015 г. в Турции проходил Саммит G20, на котором встретились лидеры 20 стран мира. Главным на повестке дня саммита стала борьба с терроризмом и «Исламским государством»[23].Саммит в Турции завершился принятием итогового коммюнике, где нашли отражение все основные темы, связанные с противодействием мировому терроризму [24].Всё это обусловливает необходимость совместных усилий мирового сообщества по противодействию экстремизму и терроризму, утверждению принципов толерантности в обществе.Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями мирового противодействия терроризму и экстремизму являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социальноэкономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.Принципы борьбы с терроризмом и экстремизмом, важность объединения государств для противодействия терроризму раскрыты в ряде международноправовых документов.
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом(Шанхай, 15 июня 2001 года) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государствучастников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативнорозыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков[25].Одной из основных причин возникновения конфликтов на межрелигиозной, межнациональной почвах являются значительные миграционные процессы и, как следствие, образование устойчивых национальных общин и диаспор, члены которых нередко ведут себя вызывающе, провоцируя недовольство местного населения, поэтому вопросы противодействия экстремизму и терроризму являются одной из актуальных задач не только на уровне государства, но и отдельно взятого субъекта. Так, например, УМВД России по Орловской области в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия» приняты дополнительные меры, направленные на предупреждение и профилактику межнациональных и межрелигиозных конфликтов, разработан планграфик мероприятий УМВД России по Орловской области по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 20132018 годы. По данным Управления Министерства юстиции РФ по Орловской в области зарегистрировано 191 религиозное объединение, из них православных организаций151, протестантских –34, мусульманских3, иудейских –2, католических1.Совместно с подразделениями УФНС России по Орловской области и Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО проводятся мероприятия по установлению каналов финансирования сомнительных религиозных организаций, действующих на территории области.С лидерами религиозных организаций сотрудниками полиции проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения диверсионно–террористических актов, преступлений экстремистского характера, а также иных правонарушений, совершенных на межрелигиозной, межнациональной почве.03 июня 2015г.в УФСИН состоялась рабочая встреча руководства полиции и УФСИН области, на которой приняты решения о дальнейшем проведении необходимых профилактических и оперативно –розыскных мероприятий, в том числе по противодействию распространению в пенитенциарных учреждениях области идеологий экстремизма и терроризма среди лиц, заключенных под стражу, и осужденных.В преддверии проведения мероприятий с массовым участием граждан в региональных СМИ готовятся и размещаются материалы пропагандистскопрофилактического характера, в том числе в сфере противодействия терроризму, экстремизму.Проводимая работа позволила добиться определённых результатов. Так, за 2015 год на территории Орловской области выявлено 15преступлений экстремистской направленности по ч. 1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; направленов суд 12 преступлений экстремистской направленности. К административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций) привлечено 25лиц. По материалам сотрудников полиции прокурорами районов вынесено 5 предостережений о недопустимости нарушения Федерального Закона № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Таким образом, необходимо единодушие международного сообщества в оценке опасности терроризма и экстремизма, выстраивании адекватной системы международного противодействия обозначенным явлениям в полной мере.
Ссылки на источники [1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России[2] Сысоев, А. М. Преступления экстремистской направленности: история и современность // Российский следователь. –2012. –№ 9. –С. 1.[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: постатейный; 5е изд., испр. перер. и допол. / под ред. А. И. Чучаева. –М.: КОНТРАКТ, ИНФРАМ, 2015. –С. 652.[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: постатейный; 5е изд., испр. перер. и допол. / под ред. А. И. Чучаева. –М.: КОНТРАКТ, ИНФРАМ, 2015. –С. 652.[5] Ешеров А., Скоба Е. Проблемы противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости : [Сайт]. –Режим доступа: Webсайт www.ormvd.ru[6] Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Противодействие терроризму: некоторые о особенности правового регулирования //Вестник ОГУ №6 (41), 2014г. С.4144.[7] Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[8] Мусаелян, М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. –2013. –№ 3. –С. 46.[9] Коршунова, О. Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. –С. 225.[10] Новичихин, И. Н. Роль органов безопасности в борьбе с политическим экстремизмом и терроризмом // Безопасность бизнеса. –2012. –№ 2. –С. 29.[11] Новичихин, И. Н. Роль органов безопасности в борьбе с политическим экстремизмом и терроризмом // Безопасность бизнеса. –2012. –№ 2. –С. 29.[12] Устинов, В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Норма, 2009. –С. 116.[13] Устинов, В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Норма, 2009. –С. 116.[14] Апанасюк, Л. А. Социальнополитический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки ТГУ. –2014. –№ 2 (28). –С. 146.[15] Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» на 2011 –2015 годы : утв. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[16] Исаев, М. А.Основы конституционного права Дании.—М.: Муравей, 2002.—337с.[17] Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.[18] http://chtooznachaet.ru/igil.html[19] http://inosmi.ru/world/20140916/223020297.html[20] http://catu.su/analytics/814chtotakoei[21] http://www.dk.ru/wiki/krusheniesamoletavegipte[22] http://inosmi.ru/politic/20151118/234459611.html[23] http://pronedra.ru/tags/Саммит%20G20%20в%20Турции/[24] http://pronedra.ru/tags/Саммит%20G20%20в%20Турции/
[25] Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Сайт: http://www.consultant.ru.