Вскрытие международных почтовых отправлений как метод противодействия реализации контрафактной продукции
Выпуск:
ART 86988
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дронова
О.
Б. Вскрытие международных почтовых отправлений как метод противодействия реализации контрафактной продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
426–430. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86988.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются юридические и технические аспекты возможного применения мер принудительного вскрытия 5% международных почтовых отправлений, направленных зарубежными интернет-магазинами потребителям, являющимися физическими лицами, в целях сокращения количества контрафактных товаров, ввозимых в страну.
Ключевые слова:
товарооборот, контрафакт, федеральная таможенная служба, международное почтовое отправление
Текст статьи
Дронова Ольга Борисовна,К.ю.н., доцент, доцент кафедры криминалистической техники УНК ЭКД ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России» г. Волгоградniova@rambler.ru
Вскрытиемеждународных почтовых отправлений
как метод противодействия реализации контрафактной продукции
Аннотация.Встатье рассматриваются юридические и технические аспекты возможного применения мер принудительного вскрытия 5% международных почтовых отправлений, направленных зарубежными интернетмагазинами потребителям, являющимися физическими лицами в целях сокращения количества контрафактных товаров ввозимых в страну. Ключевые слова:контрафакт, товарооборот, федеральная таможенная служба, международное почтовое отправление.
Увеличение количества контрафактной продукции реализуемой посредством реальныхи виртуальныхформ товарооборота в нашей стране требует от государства и правоохранительных органов разработки и внедренияэффективных мер, позволяющих пресекатьданныйвид противоправных деяний. В ходе выработки конструктивных решений по рассматриваемому вопросу изучается существующая практика выявления и противодействия такимдеяниямв иностранных государствах.В качестве возможной меры контроляввоза в страну контрафактных товаров рассматривается опыт ряда европейских государств, заключающийся во вскрытии 5% посылок, поступающих потребителям от иностранных Интернетмагазинов (AliExpress, Тaobao,eBay,Quelle, и т.д.). Данный подход был предложен ассоциациейкомпаний интернетторговли(АКИТ)в целях «борьбыс контрафактомв узком сегменте рынка, заключающегося в доставкетоваров частным лицам, с целью выявить основные каналы поступления в Россию контрафакта и их пресечения»[1].
В качестве механизмареализации такого подхода предлагается федеральной таможенной службе(ФТС) вскрывать пять процентов таких посылок, определяемых методом случайной выборки с последующим направлением фирмеизготовителю на экспертизу с тем, чтобы они подтвердили или опровергли оригинальность происхожденияпроверяемого товара.В средствах массовой информации озвучено положительное отношение руководителяФТС А.Ю. Бельянинова[2]к данному предложению, которое потребует увеличения штатной численности сотрудников службы в целях увеличенияскоростидоставки посылок. При этом предполагается использовать существующие технологии проверки с использованием специальныхреестров,содержащих информацию легальных производителей о выпускаемой продукции. В необходимых случаях содержимоепосылокбудетнаправляться на экспертизу с целью определения наличия технических признаков контрафактности товара, при обнаружении которых извещается основной производитель (правообладатель). В случае поступления подтверждения производителя о контрафактноститовара материалы проверки направляются в суд. Рассмотрев представленную ситуацию, возникает вопрос о законности приоритета защиты прав интеллектуальной собственности производителей и интересов отечественных ритейлеров над конституционными и иными правамигражданпотребителей, а также финансовой целесообразности осуществления мероприятий по выборочному досмотру посылок. Для этих целей рассмотрим существующуюпроцедуру прохождения почтовых отправлений от зарубежных интернетмагазинов до российских потребителей (физических лиц). После получения заказа и прохождения предоплатной системы расчета,службой доставки интернетмагазинаформируется посылка и передается в почтовую службу отправителя для экспорта в Россию. К международным почтовым отправлениям относятся посылки и оправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Они не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.После поступления на территорию Российской Федерации почтовое отправлениепопадает в пункт международного почтового обмена, где проходит проверку службой безопасности, посредством применения технических средств (металлодетекторов, рентгенотелевизионной ифлюороскопической техники, средств радиационного контроля), а также служебных собак. В случае возникновения подозрения на пересылку запрещенных предметов, перечень которых имеется в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 (ред. от 06.10.2015) "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования"посылке присваивается статус "Не прошла службу безопасности"и инициируется процедура досмотра.При положительном прохождениипроцедуры проверкислужбойбезопасности международное почтовое отправление передаетсяв таможенную службу. Согласно п. 1 ст. 314 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в местах международного почтового обмена, за исключением товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация.Объекты почтовой связи, являющиеся местами международного почтового обмена, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (Почта России).При этом почтовому отправлению присваивается статус «Передано таможне».В соответствии с Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" втечение календарного месяца,без оплаты таможенных пошлин, в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, в международных почтовых отправленияхможно переслать товаров, таможенная стоимость которых эквивалентна 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 кг.При этом каждая посылка сопровождается накладной с указанием контактных данных отправителя и получателя, а также должна содержать информацию о содержимомв соответствии склассификациейпо товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельностии стоимости содержимого почтового отправления.В рамках рассматриваемой темы хотелось бы отметить, что в действующем таможенном кодексе таможенного союза в ст328. не предусматривается применение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовыхотправлениях, за исключением случаевихвключаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства члена таможенного союза по заявлениюправообладателей объектаинтеллектуальной собственности.
Нами было проведено анкетирование лиц[3], осуществляющие покупки в интернетмагазинах,в возрастных группах от 18 до 25и от 25до 45. Результаты изучения полученных данных показали, что средняя стоимость покупок в первой возрастной группе составила 1050 евро, частота заказов –один раз в 34 месяца, преимущественные группы товаров –одежда, обувь и аудио техника и средства связи не брендовых марок, о возможном нарушении прав интеллектуальной собственности при покупке –не задумывались. Результаты изучения использования интернетмагазинов второй возрастной группой незначительно отличается,и составляют по стоимости от 20 до 90 евро, частота 12 раза за 6 месяцев, преимущественные группы товаров –комплектующие бытовой, фото и компьютернойтехники, одежда. При этом респонденты считают, что приобретают вещи не брендовых марок, даже если на них имеются схожие до степени смешения внешний вид и торговые марки.Данные опроса показали, что сделанные заказы менее чем в 2% могут теоретически попасть под возможность быть включенными в реестр объектов интеллектуальной собственностиФТСпо заявлению правообладателей объекта интеллектуальной собственностии в дальнейшем получить оценку оригинального производителя об отнесении к контрафактнымтоварам. Остальные товары не имеют легальных аналогов, прототипов, а следовательно,не могут нарушать ничью интеллектуальную собственность.Ранее ФТС уже осуществляли комплексы мероприятий по полному досмотру почтовых отправлений, содержащих средства связи, однако период их действия был краткосрочным, в связи с несопоставимостью выявленного ущербавременным трудозатратам сотрудников и значительных задержек почтовых отправлений получателям.Отдельно хотелось бы отметить, чтосрок пересылкимеждународного почтового отправленияотсчитывается со следующего дня после его прибытия в пункт международного почтового обмена до момента, когдаотправлениебыло доставлено, но не считая дней, прошедших с момента, когда оно передано таможне до момента завершения таможенного отправления.Возвращаясь к этапам прохождения почтовых отправленийследует упомянуть процедуру проверки ФТС, в соответствии справиламивзаимодействия участников внешнеэкономической деятельности,сведенийо международных почтовых отправлениях, полученныхот «ПочтыРоссии». Они сверяются с имеющимися у ФТС информационными массивами товаров иностранных производителей, ив зависимости от полученных результатов принимаютсясоответствующие решения. В настоящее время проходит апробацию электронный обмен такими сведениями, дающими возможность ФТС автоматического принятия решения о выпуске международных посылок без какойлибодополнительнойпроверки. В рамках электронного обмена данными Почта России получает от зарубежных почтовых служб в электронном виде все необходимые сведения о товарах, идущих в посылках, и передает данные в Центральное информационнотехническое таможенное управление ФТС России для предварительного анализа. Таким образом, сведения о посылках поступают в ФТС еще до их фактического прихода в пункт международного почтового обмена. Получая сведения в электронном виде, информационная система ФТС принимает решение, можно ли направлять посылку адресату без выборочной проверки или товары, пересылаемые в почтовом отправлении, требуют дополнительного таможенного досмотра[4].При наличиисведений, полученных в ходе оперативных мероприятий сотрудниками ФТС и правоохранительными органами, о содержаниив конкретных почтовых отправлениях товаров, запрещенныхили ограниченныхк ввозу на таможенную территорию таможенного союза, таможенные органы оценивают риски достоверностирядасведений. К ним относятсяпроверкаинформационныхданныхо количестве, наименовании и характеристиках товаров; правильностиуказанияклассификации товаров по Товарной номенклатуревнешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; правильностиопределения страны происхождения товаров; соблюденияособых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами;соблюдениямер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов;соответствияпоказателей санитарнокарантинного, ветеринарногои фитосанитарногоконтроляустановленным требованиям,соблюденияправ интеллектуальной собственностии т.д.Иными словами в настоящее время ФТС уже осуществляет необходимые мероприятия направленные,в том числе,на установление нарушения прав интеллектуальной собственности, среди общего числа проверочных мероприятий. Введение дополнительного регламента на проверку 5% почтовых отправлений, поступающих от интернетмагазинов, лишь увеличит количество проверок, осуществляемых методом случайной выборки или по предварительно полученной информации. Однако, данные мероприятия едва ли приведет к значительным результатам по пресечению ввоза контрафактной продукции в Россию по причине их единичности встречаемости среди общего объема заказов, необходимостиосуществления экспертиз на предмет установления технических признаков нарушения интеллектуальных прав, а также значительных сложностей в получении от правообладателя торговой марки необходимых документов (по одному факту), достаточных для передачи дела в суд.В настоящее время при выявлении соответствующего риска уполномоченные должностные лица координирующихили иных структурных подразделений таможенных органов определяют его уровень с применением целевой методики выявления рисков. Вряде случаев для этогоприменяютсяэкспертныеметоды, например, исходя из рассчитанной потенциальной суммы таможенных платежей,подлежащих дополнительному начислению, количества выявленных контрафактных товаров, количества фактов и видов нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации[5].Таможенные органы вправе требовать у оператора почтовой связи предъявления вывозимых международных почтовых отправлений, в отношении которых таможенные органы проводят таможенный осмотр или таможенный досмотр на основе выборочных или случайных проверок. При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные органы используют технические средства таможенного контроля.С учетомсоответствующегопрофиляриска при проведениидосмотраиспользуется досмотровая рентгенотелевизионная техника; флюороскопическая досмотровая техника; инспекционнодосмотровые комплексы; средства поиска; средства нанесения и считывания специальных меток; досмотровый инструмент; технические средства подповерхностного зондирования; технические средства идентификации; химические средства идентификации; технические средства документирования; технические средства контроля носителей аудиои видеоинформации; приборы взвешивания; технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности.В случаях, возникновениявопросов при совершении таможенных операций, требующихспециальныхпознаний назначается таможенная экспертиза, которая осуществляетсятаможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.В ходе осуществления комплекса проверочных мероприятий списьменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.Однако, возвращаясь к рассмотрению необходимости проверки 5% почтовых отправлений едва ли оригинальные производители, отправители (представители интернетмагазинов или производителей, у которых осуществляется закупка)и потребители сочтут необходимым участвовать в проведении таких мероприятий, так как финансовая целесообразность полученной выгоды будет несопоставима с затратами.В дополнении к изложенному следует упомянуть о том, согласно законуРФ от 07.02.1992 N 23001 "О защите прав потребителей"гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги)имеет право на предоставление емунеобходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.На сайтах интернетмагазинов имеется лишь общее описание товаров, нередко сильно искаженное техническим переводом, и фотографии с одного или нескольких ракурсов, не всегда позволяющие потребителю (даже если он обладает рядом бытовых и специальных знаний о характеристиках оригинального бренда) определить нарушение интеллектуальных прав оригинального производителя. В случаях попадания конкретного почтового отправления в 5% проверяемых и отнесения товара к категории контрафактных у потребителя есть лишь теоретические шансы вернуть уплаченную сумму. Для этого ему необходимо собрать пакет документов оттаможенной службы (поручения, актытаможенного досмотраи т.д.), получить копию экспертизы, содержащую информацию об установлении технических признаков контрафакта, копию заявленияоригинального производителя (правообладателя) о причинении ему ущерба неправомерным оборотом товаров, копирующих оригинальные. Но даже и после получения всех документов предъявить претензию организации, находящегося за пределами России и получить соответствующее возмещение причиненных убытков практически невозможно.Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что предложенная мера противодействию реализации контрафактных товаров в России посредством принудительного вскрытия 5% международных почтовых отправлений, предназначенных физическим лицам для личного пользования, с учетом обобщения среднестатистического интереса регионального потребителя услуг интернетмагазинов, не повлечет реализации заявленных целей. В качестве отрицательного момента следует отметить необходимость увеличения штата ФТС, для обеспечения указанногомероприятия,оплаты производства экспертиз сторонними организациями, которые не могут быть осуществлены таможенными экспертами,что повлечет увеличения бюджетных расходов при минимальных доходах от фактов выявленного контрафактного товара. Права потребителей в ходе реализации заявленной меры противодействия будут нарушены с минимальными шансами на возмещение расходов от приобретения товаров ненадлежащего качества, при этом очевиден приоритет государства на защиту прав правообладателей (преимущественно иностранных), над правами потребителей.
Ссылки на источники1.РИА Новости. Электронный ресурс: http://ria.ru/economy/20160118/1361427909.html#ixzz3ypV9iwxr. –[Дата обращения 31.01.2016].2.РИА Новости. Электронный ресурс: http://ria.ru/society/20160126/1365227884.html#ixzz3ypUwWHMg –[Дата обращения 31.01.2016].3.В ходе анкетирования было опрошено 50 человек, проживающих в г. Волгограде со средним ежемесячным доходом от 20 до 50 тысяч рублей.4.ФТС и «Почта России» начали первый эксперимент по электронному взаимодействию Электронный ресурс: http://www.cnews.ru/news/top/20151001_fts_i_pochta_rossii_nachali_pervyj_eksperiment. –[Дата обращения 31.01.2016].5.Приказ Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 1186 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».
Вскрытиемеждународных почтовых отправлений
как метод противодействия реализации контрафактной продукции
Аннотация.Встатье рассматриваются юридические и технические аспекты возможного применения мер принудительного вскрытия 5% международных почтовых отправлений, направленных зарубежными интернетмагазинами потребителям, являющимися физическими лицами в целях сокращения количества контрафактных товаров ввозимых в страну. Ключевые слова:контрафакт, товарооборот, федеральная таможенная служба, международное почтовое отправление.
Увеличение количества контрафактной продукции реализуемой посредством реальныхи виртуальныхформ товарооборота в нашей стране требует от государства и правоохранительных органов разработки и внедренияэффективных мер, позволяющих пресекатьданныйвид противоправных деяний. В ходе выработки конструктивных решений по рассматриваемому вопросу изучается существующая практика выявления и противодействия такимдеяниямв иностранных государствах.В качестве возможной меры контроляввоза в страну контрафактных товаров рассматривается опыт ряда европейских государств, заключающийся во вскрытии 5% посылок, поступающих потребителям от иностранных Интернетмагазинов (AliExpress, Тaobao,eBay,Quelle, и т.д.). Данный подход был предложен ассоциациейкомпаний интернетторговли(АКИТ)в целях «борьбыс контрафактомв узком сегменте рынка, заключающегося в доставкетоваров частным лицам, с целью выявить основные каналы поступления в Россию контрафакта и их пресечения»[1].
В качестве механизмареализации такого подхода предлагается федеральной таможенной службе(ФТС) вскрывать пять процентов таких посылок, определяемых методом случайной выборки с последующим направлением фирмеизготовителю на экспертизу с тем, чтобы они подтвердили или опровергли оригинальность происхожденияпроверяемого товара.В средствах массовой информации озвучено положительное отношение руководителяФТС А.Ю. Бельянинова[2]к данному предложению, которое потребует увеличения штатной численности сотрудников службы в целях увеличенияскоростидоставки посылок. При этом предполагается использовать существующие технологии проверки с использованием специальныхреестров,содержащих информацию легальных производителей о выпускаемой продукции. В необходимых случаях содержимоепосылокбудетнаправляться на экспертизу с целью определения наличия технических признаков контрафактности товара, при обнаружении которых извещается основной производитель (правообладатель). В случае поступления подтверждения производителя о контрафактноститовара материалы проверки направляются в суд. Рассмотрев представленную ситуацию, возникает вопрос о законности приоритета защиты прав интеллектуальной собственности производителей и интересов отечественных ритейлеров над конституционными и иными правамигражданпотребителей, а также финансовой целесообразности осуществления мероприятий по выборочному досмотру посылок. Для этих целей рассмотрим существующуюпроцедуру прохождения почтовых отправлений от зарубежных интернетмагазинов до российских потребителей (физических лиц). После получения заказа и прохождения предоплатной системы расчета,службой доставки интернетмагазинаформируется посылка и передается в почтовую службу отправителя для экспорта в Россию. К международным почтовым отправлениям относятся посылки и оправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Они не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.После поступления на территорию Российской Федерации почтовое отправлениепопадает в пункт международного почтового обмена, где проходит проверку службой безопасности, посредством применения технических средств (металлодетекторов, рентгенотелевизионной ифлюороскопической техники, средств радиационного контроля), а также служебных собак. В случае возникновения подозрения на пересылку запрещенных предметов, перечень которых имеется в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 (ред. от 06.10.2015) "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования"посылке присваивается статус "Не прошла службу безопасности"и инициируется процедура досмотра.При положительном прохождениипроцедуры проверкислужбойбезопасности международное почтовое отправление передаетсяв таможенную службу. Согласно п. 1 ст. 314 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в местах международного почтового обмена, за исключением товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация.Объекты почтовой связи, являющиеся местами международного почтового обмена, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (Почта России).При этом почтовому отправлению присваивается статус «Передано таможне».В соответствии с Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" втечение календарного месяца,без оплаты таможенных пошлин, в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, в международных почтовых отправленияхможно переслать товаров, таможенная стоимость которых эквивалентна 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 кг.При этом каждая посылка сопровождается накладной с указанием контактных данных отправителя и получателя, а также должна содержать информацию о содержимомв соответствии склассификациейпо товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельностии стоимости содержимого почтового отправления.В рамках рассматриваемой темы хотелось бы отметить, что в действующем таможенном кодексе таможенного союза в ст328. не предусматривается применение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовыхотправлениях, за исключением случаевихвключаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства члена таможенного союза по заявлениюправообладателей объектаинтеллектуальной собственности.
Нами было проведено анкетирование лиц[3], осуществляющие покупки в интернетмагазинах,в возрастных группах от 18 до 25и от 25до 45. Результаты изучения полученных данных показали, что средняя стоимость покупок в первой возрастной группе составила 1050 евро, частота заказов –один раз в 34 месяца, преимущественные группы товаров –одежда, обувь и аудио техника и средства связи не брендовых марок, о возможном нарушении прав интеллектуальной собственности при покупке –не задумывались. Результаты изучения использования интернетмагазинов второй возрастной группой незначительно отличается,и составляют по стоимости от 20 до 90 евро, частота 12 раза за 6 месяцев, преимущественные группы товаров –комплектующие бытовой, фото и компьютернойтехники, одежда. При этом респонденты считают, что приобретают вещи не брендовых марок, даже если на них имеются схожие до степени смешения внешний вид и торговые марки.Данные опроса показали, что сделанные заказы менее чем в 2% могут теоретически попасть под возможность быть включенными в реестр объектов интеллектуальной собственностиФТСпо заявлению правообладателей объекта интеллектуальной собственностии в дальнейшем получить оценку оригинального производителя об отнесении к контрафактнымтоварам. Остальные товары не имеют легальных аналогов, прототипов, а следовательно,не могут нарушать ничью интеллектуальную собственность.Ранее ФТС уже осуществляли комплексы мероприятий по полному досмотру почтовых отправлений, содержащих средства связи, однако период их действия был краткосрочным, в связи с несопоставимостью выявленного ущербавременным трудозатратам сотрудников и значительных задержек почтовых отправлений получателям.Отдельно хотелось бы отметить, чтосрок пересылкимеждународного почтового отправленияотсчитывается со следующего дня после его прибытия в пункт международного почтового обмена до момента, когдаотправлениебыло доставлено, но не считая дней, прошедших с момента, когда оно передано таможне до момента завершения таможенного отправления.Возвращаясь к этапам прохождения почтовых отправленийследует упомянуть процедуру проверки ФТС, в соответствии справиламивзаимодействия участников внешнеэкономической деятельности,сведенийо международных почтовых отправлениях, полученныхот «ПочтыРоссии». Они сверяются с имеющимися у ФТС информационными массивами товаров иностранных производителей, ив зависимости от полученных результатов принимаютсясоответствующие решения. В настоящее время проходит апробацию электронный обмен такими сведениями, дающими возможность ФТС автоматического принятия решения о выпуске международных посылок без какойлибодополнительнойпроверки. В рамках электронного обмена данными Почта России получает от зарубежных почтовых служб в электронном виде все необходимые сведения о товарах, идущих в посылках, и передает данные в Центральное информационнотехническое таможенное управление ФТС России для предварительного анализа. Таким образом, сведения о посылках поступают в ФТС еще до их фактического прихода в пункт международного почтового обмена. Получая сведения в электронном виде, информационная система ФТС принимает решение, можно ли направлять посылку адресату без выборочной проверки или товары, пересылаемые в почтовом отправлении, требуют дополнительного таможенного досмотра[4].При наличиисведений, полученных в ходе оперативных мероприятий сотрудниками ФТС и правоохранительными органами, о содержаниив конкретных почтовых отправлениях товаров, запрещенныхили ограниченныхк ввозу на таможенную территорию таможенного союза, таможенные органы оценивают риски достоверностирядасведений. К ним относятсяпроверкаинформационныхданныхо количестве, наименовании и характеристиках товаров; правильностиуказанияклассификации товаров по Товарной номенклатуревнешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; правильностиопределения страны происхождения товаров; соблюденияособых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами;соблюдениямер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов;соответствияпоказателей санитарнокарантинного, ветеринарногои фитосанитарногоконтроляустановленным требованиям,соблюденияправ интеллектуальной собственностии т.д.Иными словами в настоящее время ФТС уже осуществляет необходимые мероприятия направленные,в том числе,на установление нарушения прав интеллектуальной собственности, среди общего числа проверочных мероприятий. Введение дополнительного регламента на проверку 5% почтовых отправлений, поступающих от интернетмагазинов, лишь увеличит количество проверок, осуществляемых методом случайной выборки или по предварительно полученной информации. Однако, данные мероприятия едва ли приведет к значительным результатам по пресечению ввоза контрафактной продукции в Россию по причине их единичности встречаемости среди общего объема заказов, необходимостиосуществления экспертиз на предмет установления технических признаков нарушения интеллектуальных прав, а также значительных сложностей в получении от правообладателя торговой марки необходимых документов (по одному факту), достаточных для передачи дела в суд.В настоящее время при выявлении соответствующего риска уполномоченные должностные лица координирующихили иных структурных подразделений таможенных органов определяют его уровень с применением целевой методики выявления рисков. Вряде случаев для этогоприменяютсяэкспертныеметоды, например, исходя из рассчитанной потенциальной суммы таможенных платежей,подлежащих дополнительному начислению, количества выявленных контрафактных товаров, количества фактов и видов нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации[5].Таможенные органы вправе требовать у оператора почтовой связи предъявления вывозимых международных почтовых отправлений, в отношении которых таможенные органы проводят таможенный осмотр или таможенный досмотр на основе выборочных или случайных проверок. При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные органы используют технические средства таможенного контроля.С учетомсоответствующегопрофиляриска при проведениидосмотраиспользуется досмотровая рентгенотелевизионная техника; флюороскопическая досмотровая техника; инспекционнодосмотровые комплексы; средства поиска; средства нанесения и считывания специальных меток; досмотровый инструмент; технические средства подповерхностного зондирования; технические средства идентификации; химические средства идентификации; технические средства документирования; технические средства контроля носителей аудиои видеоинформации; приборы взвешивания; технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и обеспечения радиационной безопасности.В случаях, возникновениявопросов при совершении таможенных операций, требующихспециальныхпознаний назначается таможенная экспертиза, которая осуществляетсятаможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.В ходе осуществления комплекса проверочных мероприятий списьменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.Однако, возвращаясь к рассмотрению необходимости проверки 5% почтовых отправлений едва ли оригинальные производители, отправители (представители интернетмагазинов или производителей, у которых осуществляется закупка)и потребители сочтут необходимым участвовать в проведении таких мероприятий, так как финансовая целесообразность полученной выгоды будет несопоставима с затратами.В дополнении к изложенному следует упомянуть о том, согласно законуРФ от 07.02.1992 N 23001 "О защите прав потребителей"гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги)имеет право на предоставление емунеобходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.На сайтах интернетмагазинов имеется лишь общее описание товаров, нередко сильно искаженное техническим переводом, и фотографии с одного или нескольких ракурсов, не всегда позволяющие потребителю (даже если он обладает рядом бытовых и специальных знаний о характеристиках оригинального бренда) определить нарушение интеллектуальных прав оригинального производителя. В случаях попадания конкретного почтового отправления в 5% проверяемых и отнесения товара к категории контрафактных у потребителя есть лишь теоретические шансы вернуть уплаченную сумму. Для этого ему необходимо собрать пакет документов оттаможенной службы (поручения, актытаможенного досмотраи т.д.), получить копию экспертизы, содержащую информацию об установлении технических признаков контрафакта, копию заявленияоригинального производителя (правообладателя) о причинении ему ущерба неправомерным оборотом товаров, копирующих оригинальные. Но даже и после получения всех документов предъявить претензию организации, находящегося за пределами России и получить соответствующее возмещение причиненных убытков практически невозможно.Подводя итоги исследованию можно сделать вывод о том, что предложенная мера противодействию реализации контрафактных товаров в России посредством принудительного вскрытия 5% международных почтовых отправлений, предназначенных физическим лицам для личного пользования, с учетом обобщения среднестатистического интереса регионального потребителя услуг интернетмагазинов, не повлечет реализации заявленных целей. В качестве отрицательного момента следует отметить необходимость увеличения штата ФТС, для обеспечения указанногомероприятия,оплаты производства экспертиз сторонними организациями, которые не могут быть осуществлены таможенными экспертами,что повлечет увеличения бюджетных расходов при минимальных доходах от фактов выявленного контрафактного товара. Права потребителей в ходе реализации заявленной меры противодействия будут нарушены с минимальными шансами на возмещение расходов от приобретения товаров ненадлежащего качества, при этом очевиден приоритет государства на защиту прав правообладателей (преимущественно иностранных), над правами потребителей.
Ссылки на источники1.РИА Новости. Электронный ресурс: http://ria.ru/economy/20160118/1361427909.html#ixzz3ypV9iwxr. –[Дата обращения 31.01.2016].2.РИА Новости. Электронный ресурс: http://ria.ru/society/20160126/1365227884.html#ixzz3ypUwWHMg –[Дата обращения 31.01.2016].3.В ходе анкетирования было опрошено 50 человек, проживающих в г. Волгограде со средним ежемесячным доходом от 20 до 50 тысяч рублей.4.ФТС и «Почта России» начали первый эксперимент по электронному взаимодействию Электронный ресурс: http://www.cnews.ru/news/top/20151001_fts_i_pochta_rossii_nachali_pervyj_eksperiment. –[Дата обращения 31.01.2016].5.Приказ Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 1186 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».