Технология и педагогические условия эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Климов В. И. Технология и педагогические условия эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 421–425. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86987.htm.
Аннотация. В данной работе автор поднимает проблему актуальности и необходимости использования русского музыкального фольклора в эстетическом воспитании студентов вуза. Выявляются педагогические условия, способствующие процессу эстетического воспитания студентов, а также на основе авторской программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» предлагается разработанная технология эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Климов Владимир Игоревич,кандидат педагогических наук, доценткафедры музыкального образованияФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елецautentichnyi25@yandex.ru

Технология и педагогические условия эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора

Аннотация.В данной работе автор поднимает проблему актуальности и необходимости использования русского музыкального фольклора в эстетическом воспитании студентов вуза. Выявляются педагогические условия, способствующие процессу эстетического воспитания студентов, а также на основе авторской программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» предлагает разработанную технологию эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора.Ключевые слова:эстетическое воспитание, педагогические условия, технология, русский музыкальный фольклор, самоидентичность.

Современный этап развития российского общества характеризуется тенденцией гуманизации отечественного образования, проявляющейся восознанном и сопереживающем отношении к человеку через его соотнесение с миром ценностей национальной культуры. На современном этапе возрождения русской традиционной музыкальной культуры становится всё более актуальной, так как желание сохранитьнародное искусство является основным условием «самосохранения народа как этнической общности, носителя неповторимого культурного генотипа и духовных традиций»[4].

Расширение воспитательных возможностей русского музыкального фольклора отвечает стратегическим воспитательным задачам современного общества, которые заключаются в максимальном использовании в образовательном процессе высших учебных заведений всего того, что опирается на народные традиции, связано с национальной самобытностью и неповторимостью. Актуализация использование в образовательном процессерусского музыкального фольклора выступает также важнейшим фактором эстетического воспитания.В процессе эстетического воспитания студентов ввысшей школерусский музыкальный фольклор оказывает многофакторное воздействие, развивая духовный, внутренний мир, формируя всесторонне развитую личность, способствуя становлению студента как квалифицированного специалиста в своей будущей профессии. В современной науке проблема эстетического воспитания студентов ввысшей школераскрывается в различных аспектах.

Значительный вклад в теорию эстетического воспитания личности в системе высшего профессионального образования внесли такие отечественные и зарубежные учёные, как И.В. Арябкина, Е.П. Кабкова, В.А. Сухомлинский, А.Ф. Яфальян, Р. Бернс, В. Джеймс, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.Вопросам теоретического анализа фольклора, осмысления роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании личности, идеи воспитания студентов на основе традиций национальной региональной культуры посвящены работы крупнейших отечественных фольклористов, искусствоведов, среди которых: П.Г. Богатырёв, Г.С. Виноградов, В.В. Грибанова, Д.К. Зеленин, Т.Д. Кириченко, О.В. Коротких, С.В. Краснова, Г.Я. Сысоева, В.М. Щуров, Н.А. Чистякова и др. Необходимо отметить, что, несмотря на многоплановость исследований, проблемаэстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора в высшей школене достаточно полно раскрыта в отечественной науке. Отсутствует единое понимание сущности, содержания, структуры русского музыкального фольклора на основе соотношения категорий единичного, особенного и общего, не определены формы его применения в образовательном процессе высших учебных заведений, не разработана технологияи педагогические условия.

Сегодня проблема эстетического воспитания, разработка его методов и методик стала одной из главных проблем и задач в системе воспитания и образования всех развитых государств мира и многих международных организаций.Эстетическое воспитания –это целенаправленное развитие эстетического вкуса и творческих (особенно в художественноэстетической сфере) способностей и наклонностей каждого конкретного человека начиная с самого раннего возраста. Зачатки эстетического вкуса и интенции к творческой деятельности –врождённый дар практически у каждого человека. Однако у большинства людей они находятсядействительно в зачаточном состоянии и требуют активного развития и соответствующей ориентации [7;181].На основе методологического, структурносодержательного, диагностического блоков моделиэстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора в системе высшей школыбыла разработана технология, состоящей из целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов. Последовательность данных компонентов осуществлялась через следующие виды деятельности студентов: постановка цели план её реализации программа рефлексия полученных результатов их коррекция. Реализация технологии осуществлялась по концентрическому принципу на предметах специального цикла, в рамках разработанного спецкурса, в работе с ансамблем в процессе самостоятельной работы студентов вуза, в концертной деятельности. Целевой компонент модели включал цель и задачи исследования. Основная цель –разработать технологию, обеспечивающую эффективное эстетическое воспитание студентов средствами русского музыкального фольклора в образовательном процессе вуза. Данный компонент намечал:1.Общекультурные задачи: а) дать студентам знания в области национального и регионального русского музыкального фольклора; б) сформировать когнитивные компетенции в разнообразных сферах творческой деятельности; в) принимать участие в различных видах музыкальноэстетической деятельности: слушательской, исполнительской творческой и других;2.Общепредметные задачи: а) углубить знания о жанровом многообразии, специфических особенностях русского музыкального фольклора; б) воспитать уважительное отношение к культуре, как собственного этноса, так и к иноэтническим культурам; в) сформировать эстетический вкус и эстетическое восприятие различных культурных форм (в том числе удалённых во времени);3.Специальные задачи: а) сформировать отношение к русскому музыкальному фольклору как духовнонравственному опыту народа; б) сформировать и развивать творческие способности студентов в процессе эстетического воспитания средствами русского музыкального фольклора; в) сформировать устойчивый интерес и уважительное отношение к региональным особенностям русского музыкального фольклора.Данная цель предполагает решение следующих задач: углубление знаний об эстетическом воздействии произведений русского музыкального фольклора; представлений об его специфических особенностях; воспитание уважительного отношения к народным традициям, как собственного этноса, так и к иноэтническим культурам; формирование творческих способностей студентов в художественноэстетической деятельности.Решение данных задач потребовало разработки содержательного компонента технологии эстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора.Содержательный компонент технологии базировался на тематике и содержании лекций, практических занятий музыкальноэстетических дисциплин, на авторской программе спецкурса «Русский музыкальный фольклор». Он предполагал разработку содержания выступления фольклорного ансамбля «Донская воля». Содержательный компонент технологии включал также систему формируемых эстетических и фольклористических знаний, исполнительских умений и навыков, основных компетенций, на приобретении и развитии которых основан процесс эстетического воспитания студентов как динамическая система. В ходе реализации данной программы студенты вузаизучали генезис русского музыкального фольклора; осваивали жанры (русские народные песни, частушки, попевки, хороводы); традиции и особенности игры на простейших русских народных инструментах. Такая работа позволила каждому студенту почувствовать себя сопричастным к процессу создания и исполнения собственного варианта инструментального наигрыша или мелодической линии. Особую роль в разработке содержательного компонента играла разработка содержания авторской программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор». Особенностьпрограммызаключалась в использовании всех компонентов русского музыкального фольклора в тесной взаимосвязи с видами эстетической деятельности студентов, в применении принципа от простого к сложному, а также в разработке интегрированного содержания занятий, совмещающих лекционные и практические виды деятельности.Процессуальный компонент предполагал использование различных форм организации занятий, внеклассных мероприятий. В опытноэкспериментальной работе использовались следующие формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия, концерты, дискуссии, встречи, интегрированные занятия, мастерклассы, индивидуальные занятия для практического освоения навыков игры на простейших русских народных инструментах, народной манеры пения, посещение «Музея ремёсел», проведение мероприятий, посвящённых русскому музыкальному фольклору.Процессуальный компонент включал использование следующих методов эстетического образования студентов: дидактические (репродуктивная, проблемная беседа, рассказ, упражнения, тренинги, доклады, рефераты и др.), логические (сравнение, анализ, обобщение и др.), творческие. Особое место в исследовании занимали методы, направленные на формирование навыков исполнения простейших наигрышей на русских народных инструментах (прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей), практические (подготовка докладов и рефератов).Результативный компонент определял уровень достижения прогнозируемого результата, т.е. повышение высокого уровня эстетической воспитанности студентов наоснове выделенных критериев и показателей, доказательство эффективности разработанной и апробированной на практике модели.На основе теоретикометодологического исследования сущности эстетического воспитания студентов средствами русского музыкального искусства, выявления механизмов технологии, интерпретации экспериментальных данных констатирующего эксперимента нами сформулированы следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания студентовв высшей школе: 1.Актуализация личностного смысла, побуждающего студентов изучать русский музыкальный фольклор и интерпретировать фольклорные произведенияв собственной творческой деятельности.2.Использование разнообразных методов обучения (проблемные, эвристические, исследовательские) в процессе эстетического воспитания студентов.3.Учет специфических особенностей регионального русского музыкального фольклора.

В общенаучном смысле под «условиями» понимаются ключевые отношения предмета, объекта, феномена, явления к системе его функционирования [6,167].

Мы разделяем точку зрения Н.М. Борытко, и под педагогическими условиями понимаем «целенаправленно смоделированные обстоятельства, выступающие ключевым фактором развития какоголибообъекта» [1,129].

Согласно первому условию, в процессе эстетического воспитания у студентов вуза формируется личностное отношение к произведениям русского музыкального фольклора, которое основывается на системе фольклористических знаний (жанровом многообразии, специфических особенностях и т.д.). Задачи первого педагогического условия: 1.Формирование у студентов системы знаний о русском музыкальном фольклоре, его специфических особенностях. 2.Осмысление духовнонравственной и эстетической значимости фольклорных произведений.3.Применение технологий и стратегий развития творческой деятельности. В.В. Сериков трактует личностный смысл как «ценность, трансформированную из объективного в субъективное состояние, и, как следствие, ставшая психологической установкой» [5,81].

Решение первой задачи рассматривалось сквозь призму актуализации личностного смысла студентов в процессе эстетического воспитания вуза средствами русского музыкального фольклора и осуществлялось на основе индивидуального подхода к студентам с целью выявления его творческих возможностей. На основе тематики занятий авторской программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор», были выделены следующие способы активации процесса эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора:1.Творческая мотивация.2.Отношения между субъектами творческого процесса. Творческая мотивация характеризуется направленностью студентов на овладение продуктивными способами действий с целью создания собственного творческого продукта [2].

Основными способами повышения и создания творческой мотивации у студентов в процессе применения экспериментальной программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» стали: эмоциональная окраска занятий, использование полученных знаний в практической деятельности, включениев учебный процесс творческих заданий. В процессе применения программы спецкурса студенты познакомились с различными играми, страшилками, календарнообрядовой поэзией, скороговорками и т.д.Отношения между субъектами творческого процесса. Данный способ активизации процесса эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора предполагал создание атмосферы творчества и сотрудничества.Совместная музыкальная деятельность студентов, инсценирование, музицирование на простейших русских народных музыкальных инструментах, вождение хороводов играла значительную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в коллективе.Например, в ходе инсценирования русских народных песен «Утушка», «Ходил козёл по меже» студенты осваивали народную манеру пения и параллельно учились разыгрывать содержание песен, игре на простейших русских народных инструментах. Вторая задача, нацеленная на приобретение студентами фольклористических знаний, исполнительских умений и навыков, решалась в двух направлениях: 1) создание комфортных психологических условий для развития творческой индивидуальности студентов; 2) создание ситуации успеха в процессе эстетического воспитания студентов.Решение данных задач осуществлялось при помощи следующих методов: наблюдения, диалога и т.д. Занятия на основе программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» пробуждали творческое мышление, формировали внутреннее стремление студентов к эстетическому воспитанию. Например, музицирование на простейших русских народных инструментах осуществлялось в несколько этапов: 1 этап –определение их специфических особенностей; второй этап –анализ звуковой палитры музыкальных инструментов; третий этап –создание аранжировок и оригинальных музыкальных произведений. Всё это способствовало созданию коллективной импровизации. Подготовительная работа осуществлялась в двух направлениях:1) направление –студенты дуэтом, трио, а иногда и квартетом исполняли песни и импровизировали на музыкальных инструментах; 2) направление –студенты импровизировали на тему русской народной песни. Таким образом, благодаря личностному подходу к студентам и использованию различных способов активизации познавательнойдеятельности студенты осмысленно подходили к процессу эстетического воспитания. Тематика творческих заданий была нацелена на развитие творческой индивидуальности студентов в контексте освоения ими музыкальной теории и практики.Третья задача достигалась посредством обеспечения условий для создания оригинального творческого произведения, которое расценивалось как показатель внутреннего стремления студента к процессу эстетического воспитания средствами русского музыкального фольклора. Решение данной задачи осуществлялось по следующему плану: 1.Создание условий для осознания студентами проблемы.2.Совместная работа по планированию работы над созданием произведения.3.Содействие раскрытию творческого потенциала студентов в процессе их работы над созданием произведения. Были определены три вида творческой деятельности: импровизация поэтического текста, импровизация движений, музыкальное варьирование, инструментальная импровизация. Как показала практика, простейшие русские народные инструменты, календарнообрядовые песни быстро осваиваются студентами [2]. Второе педагогическое условие заключалось в применении разнообразных методов педагогического процесса, направленных на обучение анализу фольклорных произведений, двигательной активности. Для осуществления данного условия были сформулированы такие задачи:1.Понимание произведений национальной культуры как синтеза идейной составляющей, художественного образа и средств поэтической и музыкальной выразительности.2.Выявление многообразия методов педагогического процесса, позволяющих эффективно повышать уровень эстетической воспитанности студентов вуза.Мы выделили методы, использование которых на практическом занятии направлено на процесс эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора: проблемные;эвристические; исследовательские методы.Проблемные методы обучения представляют собой группу методов, основанных на такой установке, согласно которой материал излагается не в готовом, непротиворечивом виде, а через сопоставление различных точек зрения на изучаемый предмет, через создание проблемной ситуации, в которой решение не явно, а требует активизации познавательных, аналитических и синтетических способной обучаемых. Проблемный метод обучения противостоит объяснительноиллюстративному и репродуктивному методам. Выбор данного метода в настоящем исследовании был сделан потому, что такой метод позволяет не только сформировать у студентов искомую комбинацию ЗУН, но и способствует формированию критического мышления студентов, на чем основан компетентностный подход. Проблемный метод применялся в процессе изучения русского музыкального фольклора через предложенные обучаемым проблемные задания, вопросы и ситуации. Эвристические методы близки проблемным, однако их отличие заключается в следующем: если проблемные методы активизируют мышление благодаря ситуации, проблемы, решение которой в принципе доступно обучаемым, то эвристические методы основаны на создании некоторого разрыва в сознании обучаемых, обусловленного далеко неявным способом решения проблемной ситуации. Задача педагога при использовании эвристических методов заключается в том, чтобы сопроводить студентов в преодолении этого разрыва, натолкнуть их на творческий поиск, в то время как решение ситуации или проблемы целиком и полностью лежитна студентах, в отличие от проблемного метода, при котором вполне естественно преподавателю самому решить проблему, им же и поставленную. Эвристические методы обучения представляют собой поэтапное усвоение студентами опыта творческой деятельности. В ходе эксперимента применялись метод случайных ассоциаций. Исследовательские методы приближают обучаемых к полноценной деятельности. Задача педагога при использовании данных методов –консультирование, подталкивание студентов к решению сложных проблем, но не выполнение этих действий вместо них. При использовании исследовательских методов происходит трансформация учебнопознавательной деятельности студентов в научнопознавательную. Исследовательские методы позволяют организовать самостоятельный поиск и усвоение студентами знаний, на основе которых проецируется опыт творческой деятельности, что материализовывается в виде следующих творческих образовательных продуктов: рифм, стихотворений, музыкальных сочинений. Третье педагогическое условие, предполагающее соотнесение изучения русского музыкального фольклора с контекстом региональных особенностей, реализовывалось посредством решения таких задач, как: 1.Формирование у студентов потребности в изучении регионального русского музыкального фольклора.2.Организация и посещение студентами праздников, концертов народной музыки, как в рамках городских, так и общеуниверситетских мероприятий.3.Приобщение студентов к исследовательской деятельности, направленной на изучение и собирание русского музыкального фольклора. Реализация данного педагогического условия связана со слушательской и исполнительской деятельностью студентов и с изучением лучших образцов исполнения произведений регионального музыкального фольклора. В ходе исследования была разработана программа спецкурса «Русский музыкальный фольклор», одной из задач которой являлось освоение народной манеры пения, искусства игры на простейших русских народных инструментах, инсценирование, импровизация календарно –обрядовых песен. Последовательность исполнительской деятельности была следующей. Каждому студенту с учётом его способностей давались задания. Сначала эта была игра на простейших русских народных инструментах, а затем происходило последующее усложнение фактуры и аккомпанемента. Завершающим этапом был подбор знакомых песенна слух.При изучении и исполнении традиционной народной музыки мы основывались на следующих признаках: ‒импровизационность, которая даёт участникам высокую степень свободы и самовыражения;‒вариативность, обусловленная самим характером феномена, где присутствуют элементы музыкального, текстового, игрового импровизирования;‒организация атмосферы эстетического переживания, что является значимым фактором успешности. Поскольку исполнение календарнообрядовых песен, игра на простейших русских народных инструментах –плод коллективной работы, а форма передачи − бесписьменная контактная, то музыка, исполняемая студентами, живёт только в исполнении. На занятиях по «Русскому музыкальному фольклору» студенты прослушивали записи наигрышей, исполняемые елецкими гармонистами, смотрели этнографические спектакли, слушали исполнение русских народных песен исполняемые известными фольклорными коллективами России, такими как фольклорный ансамбль Воронежской академии искусств «Воля», фольклорный ансамбль Воронежского государственного университета «Древо», фольклорный ансамбль Липецкого областного колледжа искусств им К.Н. Игумнова «Истоки». Реализация третьего педагогического условия,связанного с изучением традиционных наигрышей, пения календарнообрядовых песен способствовала развитию творческого мышления, музыкальных способностей, приближала к этническим корням, воспитывала такие качества как трудолюбие, любознательность, формировала эстетическое чувство, гуманизм, пробуждала интерес и любовь к родному краю.В процессе реализации данных педагогических условий применялись такие организационные формы работы, как лекции, эстетические беседы, дискуссии (ракурсдискуссия, «ротационный» обзор мнений), семинарские занятия («аквариум», «работа в малых группах», игровые технологии), активизирующие мотивы профессиональной деятельности по изучению русского музыкального фольклора как средства эстетического воспитания студентов (самореализации личности, развитие профессиональных качеств исполнения). Широко использовались методы тренинга, проекций, диалога, рефлексии, игрового моделирования драматизации и др.). Полученные нами в процессе применения авторской экспериментальной программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» личностнозначимые творческие образовательные продукты –танцевальные и пластические композиции, инструментальные и вокальные импровизации –свидетельствуют о том, что технология и выявленные педагогические условия действительно действенны в осуществлении эстетического воспитания студентов вуза.

Ссылки на источники1. Борытко, Н.М. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст] / Н.М. Борытко, А.В.Моложавенко, И.А. Содовцова. –М., 2008. –320с.2. Костышина, О.Н. Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Елец, 2009.3. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. СПб., 2005. –568с.4. Овчинникова, А.Ж. Эстетическое воспитание [Текст] / А.Ж. Овчинникова // Педагогика: учебное пособие / Под ред. Е.Н. Герасимовой, В.П. Кузовлева, А.Ж. Овчинниковой, Л.З. ЦветановойЧуруковой. –Елец; Благоевград, 2011. –539с. 5. Сергеев, Н.К. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебнопедагогического комплекса (мотивационный аспект) [Текст]: монография. –Волгоград, 1997. –206с.6. Философский энциклопедический словарь. М., 2000. –547с.7. Эстетика: учебник/В.В. Бычков. –2е изд., перераб. доп. –М Гардарики, 2008. –573с.