Система интеграции контента из облачных хранилищ и социальных сетей в единое информационное пространство организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Манакова И. П. Система интеграции контента из облачных хранилищ и социальных сетей в единое информационное пространство организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 476–480. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86999.htm.
Аннотация. Для создания единого информационного пространства (ЕИП) многие организации используют сеть Интернет. Кроме того, для этого можно использовать социальные сети и облачные хранилища, которые предоставляют в свободное использование большие объемы места для хранения данных (контента). Для удобного совместного использования таких ресурсов необходимо иметь в составе ЕИП функционал по единому отображению данных и работе с ними. В статье описана модель системы интеграции контента из социальных сетей и облачных хранилищ в ЕИП организации, а также результаты ее реализации для CMS Drupal 7. Разработанное решение можно использовать в рамках проектов по формированию ЕИП.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Манакова Ирина Павловна,Старший преподаватель кафедры Информационных технологий НТИ (ф) УрФУ,Нижний Тагилmanakova.ip@mail.ru

Системаинтеграцииконтентаизоблачныххранилищи социальныхсетейвединоеинформационноепространствоорганизации

Аннотация.Для создания единого информационного пространства (ЕИП) многие организации используют сеть Интернет. Кроме того для этого можно использовать социальные сети и облачные хранилища, которые предоставляют в свободное использование большие объемы места для хранения данных(контента). Для удобного совместного использования таких ресурсов необходимо иметь в составе ЕИП функционал по единому отображению данных и работе с ними. В статье описана модель системы интеграции контентаиз социальных сетей и облачных хранилищ в ЕИП организации, а также результаты ее реализации для CMS Drupal 7. Разработанное решение можно использовать в рамках проектов по формированию ЕИП.Ключевые слова:облачное хранилище, социальная сеть, единое информационное пространство, интеграция контента, модуль, CMS Drupal.

ВВЕДЕНИЕВ настоящее время использование сети Интернет стало неотъемлемой частью процесса информатизации общества. Новостные сайты, медиапорталы, облачные сервисы, социальные сети используются для освещения различных мероприятий и событий, ведения дистанционных занятий в интерактировной форме, хранения, распространения и воспроизведения медиаконтента. Многие организации имеют свои персональные сайты. Для размещения, управления и сопровождения таких ресурсов, чаще всего компании пользуются услугами хостинговых провайдеров. Однако в данном случае приходится вносить ежегодную плату за размещение сайта в сети. Стоимость в первую очередь зависит от предоставляемых объемов свободного места на хостинге для хранения данных. В таблице 1 приведена информация о стоимости услуг наиболее популярных в России хостинговых провайдеров (по информации с указанных ресурсов):Таблица 1. Стоимость услуг хостинговых провайдеров на 1 февраля 2016г.

НазваниеАдрес ресурсаМинимальная плата (руб/год)Объем места для хранения (Гб)Хостинговые телесистемыwww.hts.ru10801SprintHostsprinthost.ru11763Hostlandhostland.ru11882Timewebtimeweb.com11882Agavaagava.ru16202REG.RUreg.ru17881ISP Serverispserver.com19205Макхостmchost.ru26294

Для размещения в сети Интернет «сайта визитки», состоящего из нескольких статических страниц и минимального функционала по взаимодействию с пользователями, места, указанного в таблице 1, более чем достаточно. Однакоесли на вебресурсе регулярно появляются материалы с медиаконтентом (например, фотогалереи или видеоролики), то хранение таких материалов на хостинге может потребовать дополнительных вложений. Так, для хранения 1 фотографии размером порядка 3872х2176 пикселей (снимок фотоаппарата) необходимо в среднем 23 МБ. Из расчета свободного места в 1Гб можно хранить примерно 400 фотографий. Видеоматериалы занимают место на порядок выше. Для крупных компаний не составит труда за отдельную плату увеличить количество свободного места на хостинге для хранения. Однако для небольших фирм и общественных организации это становится проблемой изза ограниченности денежных ресурсов. Поэтому для экономии оплаченного места на хостинге необходимо либо программно уменьшать размеры медиа (что требует времени и определенных навыков), либо удалять наиболее старые записи и фотографии. Однако есть и другой путь использование облачных хранилищ и социальных сетей. В таблице 2 приведены данные по наиболее популярным облачным хранилищам, которые можно использовать для хранения документов, фотографий и видео. При этом в них предоставляется от 2 до 50Гб свободного места для каждого зарегистрированного пользователя (по информации с указанных ресурсов). Более подробный аналитический обзор о некоторых из них приведен в [1]Таблица 2. Услуги облачных хранилищ на 1 февраля 2016г.

НазваниеАдрес ресурсаОбъем бесплатного места для хранения (Гб)Увеличение объемов места дляхранения за отдельную плату (Тб)Dropboxdropbox.com21Google Drivedrive.google.com1530Megamega.nz504Яндекс дискdisk.yandex.ru10201Copy.comcopy.com151Облако от mail.rucloud.mail.ru254Bitcasawww.bitcasa.com510Yunpan 360yunpan.360.cn3000100OneDriveonedrive.live.com51OpenDriveopendrive.com5100

Кроме того, в нашей стране широкую популярность приобрели социальные сети ВКонтакте и Фэйсбук, где также можно хранить данные, создавать группы и обмениваться информацией в виде сообщений и новостных лент, чем активно пользуются компании, общественные организации и обычные пользователи, не входящие в какиелибо группы. Имея достаточно большие объемы бесплатно предоставляемого места облачными хранилищами и социальными сетями, возникает вопрос: каким образом можно совместить ресурсы облачных хранилищ и социальных сетей в рамках единого информационного пространства как одной организации (например, портала информационного агентства или сайта учебного заведения), так и иерархическиорганизованной сложной структуры (например, всероссийского портала науки и образования, международной корпорации и др.)? В связи с этим появляется важная и актуальная задача разработки информационной системы по интеграции контента из облачных хранилищ и социальных сетей в единое информационное пространство. Основные результаты разработки подобной системы интеграции описаны в данной статье. В разделе 1 приводится обзор научных работ, посвященных организации единого информационного пространства(ЕИП) и роли облачных хранилищ и социальных сетей в создании ЕИП. В разделе 2 описана предлагаемая модель системы интеграции контента из облачных хранилищ и социальных сетей в ЕИП. В разделе 3 приводятся результаты разработки системы интеграции контента из облачных хранилищ и социальных сетей для CMS Drupal7. В заключении приводятся общие выводы, а также направления дальнейших исследований.1. ЕДИНОЕИНФОРМАЦИОННОЕПРОСТРАНСТВООРГАНИЗАЦИИ

Согласно [2] как правило,под единым информационным пространством (ЕИП) понимают «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационнотелекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационно взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей». Концепция ЕИП, в соответствии с которой строятся информационные системы нового поколения, предполагает использование последних достижений в области информационных технологий, при этом ЕИП рассматривается как автоматизированный аналог усовершенствованного объективно сложившегося информационного пространства [3].Так в [3] рассматриваются основные компоненты единого информационного пространства МЧС России. Как указано в работе использование ЕИП МЧС России должно обеспечить существенное повышение качества информационной поддержки процессов управления во всех областях деятельности МЧС России. В функциональном планеМЧС России может быть представлено как сложная организационнотехническая (боевая) система, включающая в себя четыре подсистемы: управляющая подсистема, обеспечивающая подсистема, обслуживающая подсистема, функциональная подсистема. Общие заключения, приводимые в статье, применимы к схожим ЕИП организаций.В [4] приводятся результаты разработки ЕИП системы образования СанктПетербурга. Описываются внедренные автоматизированные информационные системы («Движение», «Педагогические кадры», «Классный журнал» идр.) и базы данных («Правонарушения», региональные базы данных проведения ЕГЭ и др.). Приводятся основные источники для организации информационного пространства учебного заведения (школьные системы мониторинга качества обучения, региональные олимпиады и конкурсы, аттестация учащихся, деятельность методических структур и др.). Описывается система «Электронный дневник» и ее подсистемы, а также методика работы с ними. Внедрение и совершенствование описанных в статье систем говорит о важности интеграции схожихрешений в ЕИП не только в конкретных регионах, но и по всей стране в целом,как для обеспечения информационных процессов, так и для единства технологий взаимодействия с пользователями сети Интернет. В [5] описывается опыт практической реализации ЕИП органов государственной власти на уровне федерального округа. В статье указывается, что создание единого информационного пространства федерального округа представляется в виде последовательности проектов: разработка концепции информационноаналитических систем «федеральный уровень уровень федерального округа уровень региона муниципальный уровень», разработка систем сбора информации, доступа к данным, корпоративного документооборота и др. Этот пример демонстрирует сложность организации, реализации, а также интеграции ЕИП в качестве информационной системы федерального значения.В [6] рассматриваются вопросы создания ЕИП торговых компаний. Автор определяет базовые характеристики единого информационного пространства, а также рассматривает принципы и проблемы его формирования. Так, в статье приводятся основные составляющие ЕИП: опора на новые распространенные технологии, которые обеспечивают расширяемость и масштабируемость; поддержка интернетдоступа к корпоративным приложениям, информации и рабочим данным; централизованное управление и хранение данных; инфраструктура без дополнительного внедрения бизнесприложений. Также в статье указывается, что создание и внедрение ЕИП в компании достаточно продолжительный и постепенный процесс, так как включает этапы исследования деятельности компании, построение бизнеспроцессов, их оптимизацию, подбор необходимых программных и аппаратных средств, их настройку, создание программного и методического обеспечения, а также, обучение сотрудников. При этом сеть Интернет является важным звеном ЕИП, поскольку позволяет организовывать удаленную работу сотрудников и клиентов организаций, будь то рекламное агентство, школа, больница, общественная организация или крупное металлургическое предприятие. Стоит отметить, что разработка информационной системы для создания ЕИП организации требует определенных денежных вложений на реализацию и содержание системы, а также для хранения данных. Поэтому целесообразно использование готовых решений, предоставляемых в бесплатное использование. В связи с этим большой популярностью пользуются Интернетресурсы: облачные сервисы и хранилища (такие как Google Apps, Google Drive Symbaloo, SkyDrive, Windows Azure, Яндекс диск, Облако mail.ru и др.), где предоставляется не только свободное место для храненияинформации, но и определенный функционал по работе с данными. Так в [7] приводятся результаты создания облачноориентированной учебной среды с использованием Google Apps, Symbaloo и социальных сетей. В [8] анализируются готовые решения для организации учебного процесса высшей школы в сравнении с авторским решением «Кафедра онлайн». В [9] анализируются возможности сервисов Google Drive, Google Docs, SkyDrive и Microsoft Office 365 для организации учебного процесса в общеобразовательных школах. Это лишь несколько примеров работ, связанных с освоением бесплатных облачных сервисов и хранилищ. Данная область бурно развивается, появляются новые запросы к созданию ЕИП организации с использованием бесплатных облачных ресурсов. Однако при освоении облачных технологий для создания ЕИП, можно столкнуться с рядом проблем. Вопервых, у сервисов разных облачных провайдеров свой набор предоставляемых услуг. Часто этого набора недостаточно, поэтому приходится прибегать к услугам нескольких облачных провайдеров одновременно. Такие сервисы нелегко совместить в единое пространство. Вовторых, у каждого облачного сервиса свои функции по работе с данными. Поэтому приходится считаться с имеющимися функциональными особенностями, даже если они затрудняют процесс добавления, поиска и отображения информации. Втретьих, при использовании нескольких учетных записей в конкретном облачном сервисе, появляются проблемы с их взаимодействием, а также объединением данных. Все это указывает на то, что важным этапом в создании ЕИП (с учетом использования бесплатных ресурсов облачных хранилищ) является разработка промежуточной информационной системы (интегратора контента), которая позволит интегрировать данные из разных облачных сервисов в единую среду. При этом, если у организации имеются личныйсайт и группы в социальных сетях, то эти информационные ресурсы также нуждаются в интеграции в ЕИП.

2. МОДЕЛЬСИСТЕМЫИНТЕГРАЦИИКОНТЕНТАИЗОБЛАЧНЫХХРАНИЛИЩИСОЦИАЛЬНЫХСЕТЕЙВЕДИНОЕИНФОРМАЦИОННОЕПРОСТРАНСТВОМодель компонентов «Системы интеграции контента» из облачных хранилищ и социальных сетей в единую информационную среду представлена на рис. 1:

Рис. 1. Общая модель системы интеграции контента

Принцип взаимодействия отдельных подсистем можно описать следующим образом:1.Некоторый пользователь при помощи электронного устройства (компьютера, планшета или телефона) обращается к «Интерфейсу вывода данных» (IUser) через страницу доступа (будь то вебстраница сайта или мобильное приложение).2.Для каждой страницы доступа через «Подсистему чтения данных» и «Подсистему вывода данных» устанавливаются правила взаимодействия с облачными хранилищами и социальными сетями, а также функции вывода данных.3.Согласно функциональным возможностям, установленным для каждой страницы доступа, формируется запрос. Онпередается через «Интерфейс вывода данных» (IUser) в «Систему интеграции контента».4.«Система интеграции» анализирует настройки и формирует дальнейший запрос к указанным облачным хранилищам и социальным сетям. 5.Запрос передается в «Интерфейс чтения данных»(IRequest), который связывается с установленными в запросе облачными хранилищами и социальными сетями, а также передает им правила выбора данных.6.После обработки, отобранные данные из облачных хранили и социальных сетей поступают в «Интерфейс чтения данных» (IRequest), затем в «Систему интеграции контента», далее на «Интерфейс вывода данных» (IUser) и, в конечном итоге, формируется внешний вид страницы доступа с размещенными на ней данными, которая открывается на устройстве пользователя (компьютере, планшете, телефоне). 7.В случае неудачного обращения, формируется сообщение об ошибке в зависимости от того, на каком этапе произошел сбой.На этапах формирования запросов и ответов в «Системе интеграции контента» взаимодействуют «Подсистема чтения данных» и «Подсистема вывода данных». Первая необходима для организации взаимодействия с облачными хранилищами и социальными сетями. Вторая для вывода выбранных данных конечным пользователям, которые воспользовались услугами системы интеграции контента. Каждая из этих подсистем взаимодействует с указанными элементами через интерфейсы доступа. Также необходима «Подсистема хранения настроек», где хранятся правила чтения и вывода данных для каждой конкретной страницы доступа пользовательского интерфейса (IUser) и интерфейса чтения (IRequest).Так в «Подсистеме чтения данных» устанавливаются настройки:привязка к учетным записям из облачного сервиса или социальной сети;нужно ли анализировать все страницы сервиса или конкретные (например, для сервиса хранения и отображения фотографий Google Picasa можно назначить выборку всех фотогалерей пользователя или конкретной галереи);формат отбираемых данных (например, по их расширению или размеру);частота обращения (нужно ли автоматически обращаться к хранилищам и социальным сетям через указанные интервалы времени, например, раз в час);правила синхронизации (какой протокол и технологию подключения к облачным хранилищам и социальным сетям использовать).В «Подсистеме вывода данных» устанавливаются настройки:фильтрация и группировка полученных данных;формат заголовка страницы и ее метаданные;внешний вид страницы доступа до и после вывода данных;количество отображаемых записей (фотографий, документов, сообщений) на одной странице;интерфейс взаимодействия с конкретной записью (фотографией, документом, сообщением) или группой записей.Установленные параметры записываются в «Подсистему хранения настроек». Таким образом, разные страницы доступа могу обладать разным интерфейсов взаимодействия с данными. При этом пользователи могут не догадываться о том, что они работают с одним или несколькими облачными хранилищами или социальными сетями. Благодаря «Интерфейсу вывода данных» (IUser) все страницы доступа представляют собой единое целое. Поскольку в проекте могут использоваться разные облачные хранилища и социальные сети, обладающие уникальными функциями доступа к данным, «Интерфейс чтения данных» (IRequest) может представлять собой как одну сущность, так и набор интерфейсов, запрограммированных на взаимодействие с конкретным удаленным ресурсом. 3. СИСТЕМАИНТЕГРАЦИИКОНТЕНТАИЗОБЛАЧНЫХХРАНИЛИЩИСОЦИАЛЬНЫХСЕТЕЙВCMS DRUPAL7В качестве среды для разработки «Системы интеграции контента» была выбрана CMS Drupal[11], т.к. на данный момент она пользуется большой популярностью как платформа для разработки многофункциональных сайтов и вебпорталов. Каждый вновь создаваемый для CMS Drupal компонент может быть представлен как один или несколько модулей. Установка, активация и удаление подобных решений достаточно просты, поскольку CMS Drupal имеет понятный, дружественный интерфейс. В рамках реализации «Системы интеграции контента» совместно со студентами кафедры Информационных технологий НТИ (ф) УрФУ С.А. Голдобаевым и И.С.Тельмановым были реализованы части по взаимодействию с фотогалереей Google Picasa (рис. 2 (а)) и социальной сетью ВКонтакте (рис. 2(б)).



(а) (б)Рис. 2. Пример пользовательского интерфейса(а) пользовательскийинтерфейс просмотра фотогалереи Google Picasa(б) единая лента нескольких групп из социальной сети ВКонтакте

Первое решение (рис. 2(а)) модуль Picasa Web Viewer (PWV) позволяет синхронизироваться с фотогалереей Google Picasa и выводить альбомы конкретных пользователей в вебстраницу. На данный момент реализована привязка к одной учетной записи пользователя галереи, но реализуется набор функций для одновременной синхронизации с несколькими учетными записями. Таким образом, для хранения и отображенияфотоматериалов можно будет использовать несколько аккаунтов или совмещать медиапроекты разных организаций в рамках одного ЕИП.Второе решение (рис. 2(б)) модуль Social Feed Reader (SFR) позволяет интегрировать в одну новостную ленту записи из социальной сети ВКонтакте. Интерфейс позволяет выбирать несколько групп пользователей, а затем управлять фильтрацией вывода данных. Это представляется достаточно удобным. Так, у кафедры Информационных технологий НТИ (ф) УрФУ есть своя группа в социальной сети ВКонтакте, отдельная группа по подготовке к ЕГЭ по информатике, у института есть группы совета молодых ученых и представительства выпускников, где появляются важные новости по новым проектам и конкурсам, предложения работы. Копировать новости из одной группы в другую трудоемкий процесс. Поэтому имея единую новостную ленту, мы можем отслеживать все новости сразу. На данный момент в рамках направления по интеграции контента из социальных сетей, разрабатываются функции по взаимодействию с сетью Фэйсбук. Сложность проектов заключалась в объединении функциональных возможностей CMS Drupal с реализованными в ходе проекта анализаторами страниц Google Picasa и ВКонтакте. В итоге для панели администратора CMS Drupal были разработаны формы настройки доступа (рис. 3), для клиентской части сайта специальные ajaxзапросы для обращения к Google Picasa и ВКонтакте с учетом настроек, указанных через панель администратора, а также функции клиентских сценариев для формирования страниц доступа и вывода данных.

Рис. 3 (а) Страница настройки доступа к галерее Google Picasa

Рис. 3 (б) Страница настройки доступа к группам ВКонтактеМодель разработанных модулей, с учетом среды реализации, приведена на рис. 4.

Рис. 4. Компонентная модель интегратора контента в CMS Drupal7

В указанной на рис.4 модели представлены части, присущие модулям, выполненным для CMS Drupal 7. Вместо [name]необходимо подставить название конкретного модуля. В нашем случае это SFR и PWV. Помимо описанных ранее интерфейсов IUserи IRequestбыл реализован интерфейс IHookдля взаимодействия с системой Drupal 7 (Drupal core). В качестве подсистемы хранения настроек выступает база данных Drupal (Drupal BD) и ее таблица Variable. Остальные файлы необходимы для создания подсистем чтения и вывода данных. В ходе проекта использовались языки php, html, javascript, функций CMS Drupal и библиотеки jQuery.js. Реализованные клиентские сценарии могут использоваться в других системах управления содержимым или авторских проектах. При этом потребуются лишь небольшиеизменения части программного кода, которая связана с обращением к настройкам чтения/вывода данных. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной статье был рассмотрен вопрос использования бесплатных облачных хранилищ и социальных сетей для организации единого информационного пространства организации (ЕИП). Было отмечено, что многие облачные хранилища бесплатно предоставляют в использование большие объемы свободного места (от 2 до 50 Гб) для хранения данных, что актуально для проектов, где предполагается взаимодействие с медиаконтентом и большим количеством документов разных форматов. Однако для того, чтобы использовать одновременно несколько разных облачных ресурсов в рамках одного проекта, в рамках единого информационного пространства, необходимо решить вопрос их совместной интеграции. На данный момент существуют трудности в отображении данных из разных вебсервисов в единой, однообразной форме. Это затрудняет работу и увеличивает время взаимодействия с ними. Поэтому целесообразна разработка системы интеграции данных из облачных хранилищ и социальных сетей в единую систему. В статье была приведена общая модель такой системы, были описаны ее основные функциональные возможности. Также приведены результаты ее разработки. В ходе создания информационной системы для интеграции данных из облачных хранилищ и социальных сетей были реализованы модули для CMS Drupal 7 по взаимодействию с облачным сервисом Google Picasa и социальной сетью ВКонтакте. Разработанные решения могут применяться в любых проектах и любых областях знаний, где предполагается использование большого количества медиаматериалов и групп пользователей социальных сетей. Дальнейшие направления исследований включают в себя:1.Анализ функциональных особенностей облачных хранилищ и социальных сетей, не рассмотренных в работе, определение их общих черт и различий с точки зрения чтения страниц и их структуры, а также выборки данных.2.Формирование единого функционального представления об анализе страниц из облачных хранилищ и социальных сетей для создания интерфейсов чтения данных.3.Разработка необходимых анализаторов вебстраниц.4.Интеграция новых решений в разработанную систему для CMS Drupal.На данный момент формируется пакет документов для государственной регистрации разработанных модулей в качестве программ для ПрЭВМ.

Ссылки наисточники1.Зенченко Е.С. Сравнительный анализ систем хранения данных // Электронный журнал Cloud of Science. 2013. №3. С. 2226. URL: https:// cloudofscience.ru/publications/archive/cos_2013_3 [Датаобращения: 07.02.2016].2.Олейник А.Г., Федоров А.М. Проблемы и задачи формирования единого информационного пространства арктической зоны российской федерации // Труды Кольского научного центра РАН. 2011. №7. С. 1928.3.Синещук Ю.И., Власов С.В., Синещук М.Ю. Задачи формирования и основные компоненты единого информационного пространства МЧС России // Вестник СанктПетербургского университета ГПС МЧС России. 2012. №2.С. 7579.4.Михайлова Е.В, Бусыгина Н.В. Единое информационное пространство: информационноаналитическое обеспечение управления образованием / Под ред. Е.В. Михайловой и Н.В. Бусыгиной. –СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. 50 с.5.Коровкин С.Д. Единое информационное пространство органов государственной власти. Проблемы построения и опыт практической реализации на уровне федерального округа // Вестник ИГЭУ. 2006. №3. С. 6063.6.Сизых Е.В. Принципы формирования единого информационного пространства торговой компании // Сборник трудов молодых исследователей БГУЭП. Экономика. Право. Менеджмент. 2014. №1(1). URL: http://izdatelstvo.isea.ru/ epm/archive.aspx?id=1 [Дата обращения: 07.02.2016]. 7.Гриценко В.Г., Гладкая Л.И. Особенности создания облачноориентированной учебной среды в ВУЗах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2013. №4(15). С. 6669.8.Тельнов В.П., Мышев А.В. «Кафедра онлайн»: облачные технологии в высшем образовании // Программные продукты и системы. 2014. №108.С 9199.9.Петровский С.С., Камбург В.Г. Использование облачных технологий в управлении общеобразовательных школ // Сборник статей XVIII Международной научнопрактической конференции «Информационновычислительные технологии и их приложения». Под общей редакцией А.Н. Кошева. Пенза, 2014. С. 712.10.Официальный сайт CMS Drupal. URL: https://www.drupal.org/ [Дата обращения: 07.02.2016].