Снижение рисков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Першина Т. В. Снижение рисков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 471–475. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86998.htm.
Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения старших дошкольников. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению факторов риска развития агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. С учетом основных положений теории управления рисками предложен психолого-педагогический механизм снижения рисков агрессивного поведения посредством театрально-игровой деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Першина Татьяна Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецpershina69@list.ru

Снижение рисков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством театральноигровой деятельности

Аннотация.В статье раскрывается прикладной аспект психологопедагогической профилактики агрессивного поведения старших дошкольников. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению факторов риска развития агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. С учетом основных положений теории управления рисками предложен психологопедагогический механизм снижения рисков агрессивного поведения посредством театральноигровой деятельности.Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, профилактика, риски агрессивного поведения, защитные факторы, факторы риска.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения в детском возрасте стало едва ли не самым популярным направлением психологопедагогических исследований.Это реакция психологов и педагогов на беспрецедентный рост агрессивного поведения и насилия в детской и подростковой среде.Различные аспекты детской агрессивности и пути её преодоления освещены в исследованиях таких авторов, как:Р. Бэрон, О.В. Калинина, Л.Н.Кряжева, Л.Н. Кузнецова, Е. Ольшанская, Д. Ричардсон, С.Ю. Чижова и др.Проблемой агрессивного поведения занимались Л. И. Божович, Н. А.Волкова, А. И. Захаров, А. А. Люблинская, А. А. Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсони др.Общим в исследованиях указанных авторов является утверждение о том, что становление агрессивного поведения ‬сложный и многогранный процесс, в основе которого лежит единый психологический механизм формирования отклоняющегося поведения. Под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов риска (их изучению посвящены исследования А.Н. Стаценко) агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности[1].В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.Важность периода дошкольного детства в формировании агрессивного поведения ребёнка подтверждается исследованиями: зафиксирована зависимость между агрессивностью в 57 лет и совершением преступных агрессивных действий в 30 лет[2].Именно поэтому современная психологопедагогическая наука признает значимостьпрофилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.В этом возрасте агрессия ребёнка еще не сложилась в устойчивую систему поведенческих девиаций, а агрессивность проявляется спонтанно, непроизвольно, что повышает эффективность превентивных корригирующих мер. Под профилактикой агрессивного поведения следует понимать комплекс мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию агрессивного поведения. Особенностью профилактики агрессивного поведения в детском возрастеявляется принцип ранней профилактики, суть которого заключается в том, что профилактические мероприятия проводятся уже в дошкольном возрасте, когда факторы риска и отдельные агрессивные проявления в поведении ребенка еще не сложились в стойкую систему девиаций. В настоящее время увеличиваетсяколичествопрограмм профилактики детской агрессии, в том числе ориентированных на работу с детьми дошкольного возраста (Е.В. Гребенкин, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова и др.). В их основе лежат модели профилактики, направленные на нейтрализацию психофизических и социальных симптомокомплексов детской агрессии. Е.В. Змановская отмечает ограниченность такого подхода и считает, что ранняя профилактика должна быть направлена на выявление возможных причин агрессии, т.е. снижение рисков развития агрессивного поведения [З].

Особенностью ранней профилактики в период дошкольного детства является своевременное выявление реальных и потенциальных рисков развития агрессивного поведения. Такой подход определяется тем, что в дошкольном возрасте влияние факторов риска можно предотвратить и компенсировать их влиянием защитных факторов. Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Они способствуют развитию агрессивного поведения дошкольника. Удерживают ребёнка от нарушений защитныефакторы.Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики, которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска[4].Защитные факторы ‬это те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска. Так, пластичность психики ребёнкадошкольника является защитным фактором, позволяющим минимизировать биологически обусловленные факторы риска. Подражательность и восприимчивость характерные для дошкольного возраста, обеспечивают активное освоение ребёнком социально одобряемых поведенческих моделей. Влияние внешних факторов риска развития агрессивного поведения может быть минимизировано посредством работы с микросредой жизнедеятельности ребёнка и, прежде всего, за счёт включения родителей в профилактический процесс. Таким образом, в профилактике агрессивного поведения в дошкольном возрасте ведущим является психологопедагогический подход, сущность которого заключается в выявлении и минимизации факторов риска посредством активизации профилактического потенциала микросреды (внешние факторы) и развития личностных ресурсов самого ребенка (внутренние факторы).С целью обоснования доминирующих факторов риска развития агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного под нашим руководством на базе одного из детских садов г. Кириллова Вологодской области.В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась в логике дифференцированного подхода, то есть на первом этапе диагностировалипроявления агрессии, уровень агрессивности старших дошкольников, а также выявляливнутренние и внешние факторы риска развития у детей агрессивного поведения. На втором этапе диагностического обследования необходимо было выявить соотношение факторов риска и защитных факторов.На первом этапе диагностическое обследование носило комплексный характер и осуществлялось посредством комплекса диагностических методик. Для изучения проявлений агрессии и уровня агрессивности старших дошкольников использовали следующие методики: наблюдение за поведением детейв свободной деятельности; анкетирование воспитателей «Ребенок глазами взрослого»; методика«Кактус»; методика«Несуществующее животное». Для выявления рисков агрессивного поведения использовали методики, позволяющие идентифицировать внешние факторы риска. Так, для оценки влияния сверстников как фактора риска развития агрессивного поведения у старших дошкольников проводили диагностическую беседу с детьми «Как бы ты поступил, если бы…».Чтобы оценить влияние семьи в контексте факторов риска развития агрессивного поведения у старших дошкольников применили матрицу обобщённого показателя социального благополучия ребёнка. На первом этапе эмпирического исследования по результатам беседы с воспитателем группы и наблюдения за детьми выделили 10 детей с признаками агрессивного поведения. При этом опирались на систему критериев и показателей, представленных в таблице 1.Таблица 1Критерии и показатели агрессивности старших дошкольников

По результатам комплекса диагностических методик на первом этапе эмпирического исследованиявыявили высокий уровень агрессивности у 30% детей; повышенный уровень агрессивности

у 10%респондентов. Для таких детей характерны:проявления враждебности и гнева по отношению к окружающим,рассказывание историй с элементами насилия, склонность к физической агрессии, стремление к разрешению конфликтов со сверстниками с позиции силы, негативная реакция на замечания воспитателя. Средний уровень агрессивности демонстрируют 30% детей. Этим детям свойственно нарушениедисциплины, непослушание, проявление вербальной и физической агрессии по отношению к сверстникам, но на замечания педагога они реагируют адекватно.У 30% детей выявлен слабый уровень агрессивности. Такимобразом, у большинства воспитанников выявлены внутренние факторы риска агрессивного поведения.Сделан вывод о том, что на развитие агрессивного поведения детей влияют внутренние факторы риска, а именно индивидуальнотипологические особенности формирующейся личности, такие как агрессивность и склонность к агрессии.Дальнейшее исследование было направлено на изучение внешних факторов риска агрессивного поведения, а именно особенности семейного окружения и взаимодействия со сверстниками.КритерииПоказателиУровни агрессивностиПоступки ребенкаЛомает игрушки, рвет книги, толкает сверстников,дерется, кусается, плюетсяПовышенный уровеньЩиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослыйВысокий уровеньГоворит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает другихСредний уровень

Наблюдается помощь младшимдетямСлабый уровеньПоведение ребенкаНеуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилияПовышенный уровеньНеуравновешенное, враждебное, на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниямВысокий уровеньСтремится обратить внимание на себя, проявление эгоизма, демонстративностиСредний уровеньПоведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенноеСлабый уровеньПосредством метода создания воспитывающих ситуаций мы оценили умение ребенка во взаимодействии со сверстниками идентифицировать ситуацию риска агрессивного поведения и противопоставлять ей социально ‬одобряемое поведение. С целью оценить влияние сверстников как фактора рискаразвития агрессивного поведения провели беседу с детьми «Как бы ты поступил, если бы…». В ходе проведенной беседы ответы у большинства детей соответствуют адекватной норме поведения, а именно ‬разрешу немного поиграть; попрошу вернуть игрушку; скажу, что без разрешения игрушки брать нельзя; скажу воспитателю. У шестерых детей преобладали следующие ответы: свою игрушку не отдам; заберу ее; ударю его, если не отдаст; сломаю игрушку, чтобы никто не играл. Количественный анализ результатов методики «Как бы ты поступил, если бы…»привел к следующим выводам: у 67% (12 детей) преобладает адекватная норма поведения со сверстниками;в ответах 33% (6 детей) преобладают признаки агрессии во взаимодействии со сверстниками. Заметим, что четверо из них по результатам первичной диагностикиимеют высокий и повышенный уровень агрессивности. Таким образом, был сделан вывод о том, что отношения со сверстниками для дошкольников являются фактором риска развития агрессивного поведения. Следует также отметить, что эти дети не только находятся под влиянием факторов риска закрепления агрессивного поведения, но и сами представляют определенный риск для остальных детей.В дошкольном возрасте на развитие агрессивного поведения самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребёнка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. Для того чтобы оценить влияние семьи как фактора риска развития агрессивного поведения требуется сбор информации о семье. Сбор такой информации можно производить по разработанной Л.Я. Олиференко матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка[5].Предлагаемая матрица адаптирована к нашему исследованиюпосредством отбора социальных характеристик показателей уровня социального благополучия ребенка дошкольного возраста. Полученные результаты показали, что для 28%детей характерен высокий уровень социального благополучия; у 68% ‬социальное благополучие определяется в пределах средней нормы; у 11%‬выявлена принадлежность к группе повышенного риска. Именно у этих детей выявлен повышенный и высокий уровень агрессивного поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что семья является фактором риска развития агрессивного поведения.Целью второго этапа эмпирического исследованияявилось определение соотношения защитных факторов и факторов риска развития агрессивного поведения. Для этого использовали методику оценки социального развития ребёнка(А.М. Щетинина). Выявленные показатели социального развития каждого ребенка мы дифференцировали в зависимости от их роли в развитии агрессивного поведения: защитная или стимулирующая. Критериальные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2Защитные факторы и факторы риска агрессивного поведения в дошкольном возрасте

Защитные факторы:Факторы риска1 легко идет на контакт со взрослым;2 часто взаимодействует со сверстниками;3 легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками; 4 успешно участвует в коллективной игре; 5 успешно разрешает конфликты со сверстниками; 6 умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение; 7 не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам; 8 признает правила, предложенные взрослыми; 9 признает правила, предложенные другими детьми.1* избегает контакта со взрослым; 2* избегает взаимодействия со сверстниками; 3* с трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками; 4* не участвует в коллективной игре; 5* затрудняется разрешать конфликты со сверстниками; 6* не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение; 7* часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам; 8* не признает правила, предложенные взрослыми; 9* не признает правила, предложенные другими детьми.

По результатам наблюдения в соответствии с указанными выше критериальными показателями был составлен обобщенный индивидуальный профиль социального развития каждого ребенка. Установлено, что у33% респондентов факторы риска преобладают над защитными факторами. В целом по группе выявлено доминирование защитных факторов, что мы расцениваем как благоприятное обстоятельство для организации ранней профилактики агрессивного поведения.Важная роль в профилактике агрессивного поведения дошкольников принадлежит дошкольной образовательной организации(ДОО). Профилактика агрессивного поведения детей в ДОО‬это педагогически управляемый процесс. Основными направлениями профилактической работы вдетском саду являются:1) обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;2) обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;3)отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;4) формирование таких качеств как эмпатия и доверие;5) работа с родителями агрессивных детей.Повышение эффективности профилактической работы в ДООпредполагает смещение акцентов в направлении организации ранней профилактики, которая сводится к выявлению рисков, провоцирующих агрессивное поведение и, соответственно, должна строиться на снижении этих рисков. Следовательно, ведущей стратегией психологопедагогической профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте является снижение рисков. Снижение риска предполагает его выявление и оценку внешних и внутренних факторов риска, под влиянием которыхагрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.В теории управления рисками выделяются следующие механизмы снижения рисков:нейтрализация; минимизация; поглощение рисков. Нейтрализация подразумевает полное устранение риска; минимизация уменьшение значимости и влияния рисков; поглощение основано на активизации защитных факторов и, соответственно, снижения влияния факторов риска[6].

Среди названных механизмов снижения рисков агрессивного поведения у дошкольников наиболее эффективным является механизм поглощения, т.к. он позволяет снизить факторы риска агрессивного поведения за счет активизации защитных факторов. Факторы риска способствуют развитию агрессивного поведения дошкольника. В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают ребёнка от нарушений, и они называются защитными факторами.Если в жизни ребёнка факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он будет подвержен развитию поведенческих расстройств. Именно механизм поглощения позволяет активизировать профилактический потенциал микросреды жизнедеятельности ребенка (внешние защитные факторы) и способствует развитию личностных ресурсов самого ребенка (внутренние защитные факторы). Активизировать защитные факторы возможно путем включения ребенкав личностно привлекательную и социально одобряемую деятельность. В дошкольном возрасте привлекательной для ребенка является театральноигровая деятельность, специально организуемая психологом совместно с воспитателем и родителями.

Театральноигровая деятельность творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств,согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений [7].Профилактический эффект театральноигровой деятельности заключается в комплексном влиянии на внешние и внутренние факторы риска развития поведенческих отклонений. Театрально ‬игровая деятельность позволяет научить детей контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние, закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка; научить работать в коллективе. Разные виды театрализованных игр (режиссерские игры, игрыдраматизации, игрыимпровизации) оказывают преимущественное влияние на разные факторы риска агрессивного поведения (внешние и внутренние).Так, игрыдраматизацииспособствуют снижению внутренних факторов риска агрессивного поведения, что, в частности, проявляется в следующих обстоятельствах:1. В играхдраматизацияхребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием.2. Ребёнок преодолевает неуверенность, а приобретает самостоятельность, уверенность, инициативность.3. Участвуя в драматизации, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью, осознает простейшие особенности художественного образа, рождая различные чувства: переживания, сочувствия и т.п. Значение игры ‬импровизации в снижении внутренних факторов риска агрессивного поведения у ребёнка заключается в следующих положениях:1. Дети ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в процессе придумывания содержания игры, воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.2. Через импровизацию ребёнок способен передать эмоциональное состояние, психологически раскрепоститься, проявить творческую активность.

3. Импровизация раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе. Театральноигровая деятельность является так же средством снижения внешних факторов риска агрессивного поведения, т.к. в театрализованной игре ребёнок получает возможность примерять на себя разные модели поведения. В театрализованнойигре ребёнок учится различать опасные влияния социальной среды и противопоставлять им социально приемлемые формы поведения.Так, игры ‬драматизации позволяют ребёнку овладеть такими защитными факторами агрессивного поведения, как умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций; умение регулировать своё поведение.Значение режиссёрских игр как средства снижения внешних факторов риска агрессивного поведения заключается в том, что с их помощью у ребёнка быстрее формируются умения различать опасности социальной среды и противопоставлять им социально одобряемые способы поведения. Это связано с тем, что в режиссёрских играх ребёнок выступает как режиссёр импровизированного спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Таким образом, театрально ‬игровая деятельность обеспечивает комплексное влияние на факторы риска развития агрессивного поведения. Собственно профилактический эффект театрализованных игр заключается в формировании у детей защитных факторов агрессивного поведения, таких как умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение бесконфликтного взаимодействия, умение принимать решение в ситуации выбора, умение оценивать своё поведение и поведение других людей, умение распознавать угрозы собственной безопасности и противопоставлять им социально одобряемые способы поведения. Причем разные виды театрализованных игр оказывают преимущественное влияние на разные факторы риска агрессивного поведения (внешние и внутренние). Поэтому мы предлагаем комплекс театрализованных игр, которые позволяют актуализироватьзащитные факторы и тем самым снизить факторы риска агрессивного поведения (таблица 3). Таблица 3Комплекс театрализованных игр для снижения рисков агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Защитные факторы/Факторы риска

Виды театрализованных игр

Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и другого человека)

Умение управлять эмоциональным состоянием

НазваниеЦельРежиссерские игры

«Наши эмоции»

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. «Когда страшно, видится, чего нет»

1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.2. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.«Преодолеем страх»1. Закрепить умение детей изображать страх.2. Учить преодолевать это состояние.Игры импровизации«Изображение различных эмоций»1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.«Злая, злая, нехорошая змея 1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.укусила молодого воробья»

2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.«Каждому страх большим кажется»1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.3. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.Игры импровизацииУверенность в себе, адекватная самооценка«Злостики, боязливики и грустишки»1.Гармонизация эмоционального состояния.2.Совершенствование механизмов саморегуляции.«Волшебные маски»1. Развитие интереса к самому себе.2.Повышение самооценки.Игры драматизации«В стране чувств»1.Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.2.Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний.

3.Развитие уверенности в себе

Умение устанавливать контакты со взрослыми, дружеские взаимоотношения со сверстниками

Умение бесконфликтно договариваться при распределении ролей в ходе игрового взаимодействия

Социальноодобряемые поведенческие умения

Игры ‬драматизации«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»1.Воспитывать у детей сочувствие.2.Желание прийти на помощь другу.

«Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»1.Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.2.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.3.Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать.

«У страха глаза велики»

1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. 2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.«Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!»1. Продолжать учить детей распознавать злость.2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил»1. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. 2.Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.3. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»1.Развивать социальные навыки общения.2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.«За репкой»1.Сплочение детского коллектива. 2.Снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта.

3.Развитие уверенности в себе.«Хотим быть смелыми»1.Объединять детей в коллективной игресоревновании.2.Воспитывать патриотические чувства.3.Вызывать эмоциональный отклик на героические интонации.«Красная шапочка»

1.Воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость.2.Учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях. «Телефон»1.Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения.2. Выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения.3. Воспитывать интерес, бережное отношение к животным.Игры ‬импровизации«Друг всегда придет на помощь»1.Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства. 2.Понимать переживания других людей.«Попробуем измениться»

1.Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.2. Развивать способность понимать собеседника.3. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.«Если с другом ты поссорился…»1. Показать детям, как легко могут возникать конфликты.2. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.3. Закрепить умение различать и изображать злость.«Ссора»

1.Обучение отреагированию эмоций в конфликте.2.Формирование адекватных форм поведения.

Для разработки комплекса театрализованных игр по снижению риска агрессивного поведения у старших дошкольников мы опирались на работы М.Д. Маханевой[8].По мнению автора, театрализованная игра способствует: созданию близких отношений между участниками группы, отработке навыков общения в конфликтных ситуациях, формированию таких качеств, как эмпатия и доверие, умение владеть собой; снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, снимет опасность социально значимых последствий. Именно театральноигровая деятельность объединяет детей, даёт понятие о чувстве партнёрства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, решает конфликтные ситуации через игру.Таким образом, театральноигровая деятельность является средством снижения как внешних, так и внутренних факторов риска агрессивного поведения у дошкольников.

Ссылки на источники1.Стаценко Ю.Н. Агрессивное поведение у подростков. М., 20002.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. ‬СПб.,20043.Змановская Е.В. Девиантология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 20044.Дубинко Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально ‬педагогическая работа. ‬1997 №4 5.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 20026.Першина Т.В. Проектирование программы управления рисками социализации ребенка в неблагополучной семье // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. № 1 (54). ‬Череповец, 2014. 7.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. ‬М., 20098.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. М., 2001