Особенности совладающего поведения первокурсников, склонных к одиночеству

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колесова Е. В. Особенности совладающего поведения первокурсников, склонных к одиночеству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 561–565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96018.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям совладающего поведения первокурсников, склонных к одиночеству. По результатам диагностики был составлен обобщенный психологический портрет первокурсников, склонных и не склонных к одиночеству. Разработаны методические рекомендации по формированию конструктивного совладающего поведения и преодолению одиночества у первокурсников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колесова Елена Владимировна,учитель коррекционных классов МБОУ «Палтогская общеобразовательная школа», г.Вытегра, выпускник ФГБУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,г. Череповец lenochkaromochka87@yandex.ru

Особенности совладающего поведения первокурсников,

склонных к одиночеству

Аннотация.Статья посвящена особенностям совладающегоповедения первокурсников, склонных к одиночеству. По результатам диагностики был составлен обобщенный психологический портрет первокурсников, склонных и не склонных к одиночеству. Разработаны методические рекомендации по формированию конструктивного совладающего поведения и преодоление одиночества у первокурсников.Ключевые слова:совладающее поведение, склонность к одиночеству, первокурсники, копинг.

Проблема совладающего поведения первокурсников приобретает сегодня все большую актуальность в связи с тем, что поступление в вуз сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, таки с личными взаимоотношениями. [1] Специалисты, изучающие совладающееповедение, утверждают, что активное становление приходится на юношеский возраст. Этот период является сложным, кризисным и противоречивым. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление взаимоотношений, формирование установок на семью, профессиональный выбор, а также знакомство с новой социальной средой, с которой им предстоит взаимодействовать. А наиболее сложным является адаптационный период, когда происходит знакомство с новым коллективом, вхождение в новую социальную ситуацию развития, переход со школьной системы обучения на вузовскую учебную деятельность.

В юношеском возрасте усиливается потребность в общении, статусе, признании и уважении со стороны сверстников. Если данная потребность блокируется, то это может стать базой для формирования одиночества, что, в свою очередь, может повлиять на выбор стратегии в стрессовой ситуации.Предназначение копингстратегий состоит в том, чтобы как можно лучше адаптироватьчеловека к стрессовой ситуации.[2] ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ–выявить особенности совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству. ОБЪЕКТ–совладающее поведение. ПРЕДМЕТ–особенности совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству. Задачи исследования:1.Проанализировать зарубежную и отечественную литературу, раскрывающую особенности совладающего поведения.2.Проанализировать зарубежную и отечественную литературу, раскрывающую особенности совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству.3.Выявить группы студентов склонных и не склонных к одиночеству.4.Описать и проанализировать особенности совладающего поведения первокурсников в зависимости от склонности к одиночеству.5.Разработать практические рекомендации для первокурсников склонных кодиночеству по формированию конструктивного совладающего поведения. Гипотезы исследования:Общая гипотеза –существуют особенности совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству.Общаягипотеза включает следующие частные:1) Первокурсники, склонные к одиночеству, чаще используют неконструктивное совладание: снижают значимость проблемы, дистанцируются, избегают ее, но при этом видят причины собственных трудностей в себе и переживают неудачу.2) Первокурсники, не склонныек одиночеству, чаще противостоят трудностям, рационально планируют разрешение проблемной ситуации, способны рассматривать решение проблемы как положительный опыт.Основные определения нашей исследовательской работы:Совладающего поведения это поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией (Крюкова Т.Л.)Одиночество –это реакция на страх быть отвергнутым другими людьми, согласно ему, переживание одиночества порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным Я и тем, как видят Я другие (К. Роджерс )Для получения эмпирических данных мы использовали следующие методики:1.Шкала одиночества UCLA Д.Рассела и М.Фергюсона.2.Личностный опросник А.Т. Джерсайлда.3.Методика для психологической диагностики копингмеханизмов (Тест Хейма).4.Копингтест Лазаруса.Эмпирическое исследование проводилось в течение 20152016 гг. на базе ФГБУ ВПО «Череповецкий государственный университет» г. Череповец Вологодской области. В качестве испытуемых выступили студенты 1го курса ИПиП. Всего в исследовании принимало участие 62 студента.Первым этапом нашего эмпирического исследования стало выявление групп студентов, склонных и не склонных к одиночеству. Для изучения особенностей совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству, нам было необходимо сформировать 2 выборки: 1 –группа, первокурсники склонные к одиночеству; 2 –группа, первокурсники не склонные к одиночеству. Для этого мы использовали методики: шкала одиночества UCLA Д.Рассела и М.Фергюсона и личностный опросник А.Т. Джерсайлда, по результатам которых мы могли выделить группу испытуемых, склонных к одиночеству.Мы проанализировали результаты проведенных методик. В группу студентов, склонных к одиночеству, вошли первокурсники, которые по результатам двух методик имеют высокие показатели склонности к одиночеству. Первокурсники, имеющие низкие показатели склонности к одиночеству, составили вторую группу испытуемых, не склонных к одиночеству. В таблице 1 указано количество первокурсников (в процентах), склонных и не склонных к одиночеству, по результатам двух методик.

Таблица 1Сводная таблица по результатам выявления у первокурсников,склонности к одиночеству

Данные таблицы 1 показывают, что часть первокурсников по даннымметодикам являются склонными к одиночеству. Проанализировав эту группу испытуемых, мы сформировали выборку из 10 человек (16,1% от общего числа испытуемых), которые являются склонными к одиночеству. Остальные 52 человека (83,9% от общего числа испытуемых) составили вторую выборку первокурсников –не склонные к одиночеству.Перейдем к проверке выдвинутых гипотез и представлению результатов.Общая гипотеза–существуют особенности совладающего поведения у первокурсников, склонных к одиночеству.Первая частная гипотеза–первокурсники, склонные к одиночеству, чаще используют неконструктивное совладание: снижают значимость проблемы, дистанцируются, избегают ее, но при этом видят причины собственных трудностей в себе и переживают неудачу.Таблица2Различия в особенностях проявления совладания у первокурсников, склонных к одиночеству (данные представлены в процентах).

ГруппыСтудентовИзучаемые параметрыДистанцированиеПринятиеответственностиБегствоИзбеганиеЭмоциональный копингВ.уН.уВ.уН.уВ.уН.уВ.у.Н.у.Первокурсники склонные к одиночеству5050802070302080Первокурсники не склонные к одиночеству48,151,951,948,146,253,867,332,7Критерий различия, φ*

1,75

2,88

Примечание. Сокращениями обозначены следующие параметры: В.у.высокий уровень; Н.у.низкий уровень. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом —статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом –отсутствие статистически значимых различий.

ГруппыСтудентовИзучаемые параметрыОдиночество по результатам шкалы одиночества (Д.Рассел и др.) Одиночество по результатам личностного опросника А.Т.Джерсайлда.Итоговый результат по выборке испытуемыхКолво человек%Колво человек%Колвочеловек%Первокурсники, склонные к одиночеству1524,21016,11016,1Первокурсники, не склонные к одиночеству4775,85283,95283,9Сумма621006210062100

Анализ полученных данных, отображенных в таблице, показывает, что существуют статистически значимые различия в копингстратегии принятиеответственностии по шкале эмоциональный копинг. Различияпо шкале принятие ответственности (при р < 0,05) говорят о том, что первокурсники, склонные к одиночеству, считают себя причиной проблемы, чувство вины сопровождается угрызениями совести, неоправданно себя критикуют, не удовлетворены собой, растерянны, бесконечно проигрывают случившееся в уме, пытаются вызвать снисхождение. Статистически значимые различия (при р < 0,01) по шкале эмоциональный копинг говорят о том, что первокурсники, склонные к одиночеству, переживают неудачу, чувствуют безнадежность, у них преобладает подавленное эмоциональное состояние. Первокурсники, склонные и не склонные к одиночеству, не снижают значимость проблемы, не избегают ее, а преодолевают проблемную ситуацию.Гипотеза частично подтвердилась.В качестве второй частной гипотезывыступило предположение о том, первокурсники, не склонные к одиночеству, чаще противостоят трудностям, рационально планируют разрешение проблемной ситуации, способны рассматривать решение проблемы как положительный опыт. Таблица 3Различия в особенностях проявления совладания у первокурсников, не склонных к одиночеству (данные представлены в процентах).

Изучаемые параметрыКСПСППлРППП

В.уН.уВ.уН.уВ.уН.уВ.уН.уВ.уН.уПервокурсники склонные к одиночеству50506040703030702080Первокурсникине склонные к одиночеству53,846,265,434,673,126,961,538,559,640,4Критерий различия, φ*

1,862,42

Примечание. Сокращениями обозначены следующие параметры: В.у.высокий уровень; Н.у.низкий уровень; Кконфронтация; Ссамоконтроль; ПСПпоиск социальной поддержки; ПлРПпланирование решения проблемы; ППположительная переоценка. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом —статистически значимые различия при р< 0,05; курсивом –отсутствие статистически значимых различий.

Анализ полученных данных, отображенных в таблице, показывает, что существуют статистически значимые различия в копингстратегиях. Различия по шкале положительная переоценка (при р <0,01) говорят о том, что первокурсники, не склонные к одиночеству, преодолевают негативные переживания за счет положительного переосмысление, извлекают выводы из сложившейся ситуации, сохраняют оптимизм. Различияпо шкале планирование решения проблемы(при < 0,05) говорят о том, что первокурсники, не склонные к одиночеству, пытаются преодолеть проблемы анализируя ситуацию, планируют собственные действия с учетом прошлого опыта, активно взаимодействуютс информацией и людьми.

Гипотеза подтвердилась частично.Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили нам разработатькомплекс лекционных занятий психологического просвещения направленных на формирование конструктивного совладающего поведения.Лекционныезанятия имеют два направления: повышение информационной компетентности первокурсников по проблеме совладающего поведения и одиночества и рекомендациипо формированию конструктивного совладающего поведения. К задачам данного курса относятся:1.Повышение психологической грамотности по проблеме совладающего поведения.2.Изучение особенностей совладающего поведения.3.Повышение психологической грамотности по проблеме одиночества.4.Представление рекомендаций педагогам по формированию конструктивного совладающего поведения.5.Представление рекомендации по преодолению одиночества у первокурсников.Таблица4Тематическая карта лектория

№Тема лекции1Понятие о совладающем поведении; совладающее поведение в отечественной и зарубежной психологии.2Особенности проявления совладающего поведения; стратегии совладающего поведения3Понятие одиночества, виды одиночества, одиночество у студентовпервокурсников.4Рекомендации по формированию конструктивного совладающего поведения; рекомендации по преодолению одиночества у первокурсников.

В ходе проведенногоисследования цели и задачи были решены, выдвинутые гипотезы частично подтверждены.

Ссылки на источники1. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: монография/ Т.Л. Крукова Кострома: Авантитул. –2004. 2. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Инт психологии РАН, 2008. –С. 55 –65.