Аксиологический подход в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе
Выпуск:
ART 96017
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шепилова
Н.
А. Аксиологический подход в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
556–560. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96017.htm.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность аксиологического подхода в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе. Показана специфика формирования ценностей у студентов-магистрантов в процессе преподавания авторского курса «Педагогическая аксиология», представлены пути и средства реализации аксиологического подхода в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова:
магистры педагогического образования, аксиологический потенциал, педагогическая аксиология, образовательный процесс в вузе
Текст статьи
Шепилова Наталья Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск
shepilovanatasha@rambler.ru
Аксиологический подход в подготовкестудентовмагистратурыпедагогического образования в вузе
Аннотация. В статье обосновывается актуальность аксиологического подхода в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе. Показана специфика формирования ценностей у студентовмагистрантов в процессе преподавания авторского курса «Педагогическая аксиология», представлены пути и средства реализации аксиологического подходав образовательном процессе вуза.Ключевые слова: аксиологический потенциал, магистры педагогического образования, педагогическаяаксиология, образовательный процесс в вузе.
Проблема ценностей неизбежно возникает в те исторические эпохи, когда общественная идеология терпит кризис. Именно это и наблюдается в современном обществе, где протекают сложнейшие и противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Отличительная особенность этих процессов заключается в том, что они связаны с ломкой мировоззрения, переоценкой и переосмыслением сложившейся системы взглядов и ценностей. Вопросы человека и его будущего является своеобразным центром всей системы глобальных проблем, все они так или иначе связаны с ней. Человек, его актуальные потребности и его будущее оказывается своеобразной «точкой отсчета», из которой исходят в определенной социальной и гуманистической значимости тех или иных глобальных проблем, направлений и форм их решения [4].Перемены, происходящие в нашей стране, не могут не отразиться на ценностях юношей и девушек, система личностных приоритетов которых находится в процессе становления. Социальная значимость воспитания духовных ценностей молодежи обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. По словам В.П. Тугаринова «без ценностного подхода не может существовать общество». Социальный заказ общества сегодня это активная, творчески мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в современном российском обществе.Последнее времяв теории и практике образования в центре внимания оказалось содействие гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей[5].Об этом свидетельствуют нормативные документы так, в Законе РФ «Об образовании» (статья 2. Принципы государственной политики вобласти образования) первый принцип провозглашает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни издоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения кправам исвободам человека, любви кокружающей природе, Родине, семье».В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (статья 8.) указано, что одной из задач высшего учебного заведения является «сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества».В то же время духовность одна из вечных проблем человечества, а ее воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективных путей и способов нравственноценностного образования студентов.Профессиональное развитие молодежи это единый непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность молодыми педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями, так и качественное его обновление, а также передачу обновленного опыта последующим поколениям. Тем самым определяются основные социальнопрофессиональные функции молодежи: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. В условиях социальной нестабильности всеэти функции молодежи существенно актуализируются. От того, насколько гармонично эта функция будет реализована в обществе, зависит развитие молодого поколения сегодня и российского общества завтра.Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к профессии педагога, необходимости его социальнонравственного развития, конкурентоспособности.В концепции модернизации российского образованиядо 2020 г. отмечается, что качественное образование продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Для этого необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности испособный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для детей, так и для самого педагога. Однако ценности являются ориентиром в деятельности и поведении педагога только при условии сформированности у него ценностного сознания, отношения и установок. Ценностные отношения определяют эмоциональнопсихологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационнопотребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности [2]. Целенаправленному формированию у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности как внутренней позиции личности посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.Г. Асеева, Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, А.В. Кирьяковой, А.Г. Козловой, И.А. Колесниковой, Т.Н. Мальковской, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Е.Н. Федоровой, Н.Е. Щурковой и др. Характерной чертой данных исследований является их ориентация на ценностную сферу субъекта деятельности. Становление личности современного педагога в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой зависит от ценностных оснований образования. Поэтому в настоящее времяаксиологический и культурологический подходы являются достаточно актуальными. Культурологический подход в образовании обоснован такими учеными как Н.В. БестужевымЛадой, Е.В. Бондаревской, Ю.Г. Татур и др., а теория ценностной детерминации сознания личности представлена в трудах О.Г. Дробницкого, Г.Е. Залесского, М.С. Кагана, В.Н. Мясищева и др. Эти принципы предполагают в настоящее время ориентацию на общекультурное, социальнонравственное и профессиональное развитие личности.Под аксиологическим потенциалом понимают такие ценностные возможности и свойства образования, которые имеют существенное значение для образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем. Эти возможности и свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают, как говорят В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др., существенное влияние на углубление и совершенствование общественных процессов [3]. Как отмечает В.М. Артемов, «ключевая задача образования состоит в формировании нового жизнеутверждающего духовного настроя и соответствующего понимания ценностных приоритетов, способных придать смысл и значение и личностному, и социальному бытию. Однако дело построения и освоения социального порядка лежит на плечах человека, добровольно избравшего позитивное измерение культуры в виде таких ценностей, как добро, свобода, труд, справедливость, истина. Данные ценности как раз и составляют достаточно прочные и спасительные стены, позволяющие человеку встать во весь рост в качестве личности и субъекта социального творчества. Результатом, соответственно, становится хорошее социальное самочувствие человека. Что касается личностной перспективы, то она немыслима вне процесса социокультурного развития» [1. с.163]. Специфика педагогического образования заключается в том, что студент в будущем сам становится педагогом, проецирует в стенах вуза педагогическую реальность. Чтобы воспитать у своих детей личностное отношение к знаниям, а затем и к жизни, у педагога самого должна быть сформирована столь же «персональная» устремленность к большим жизненным идеям, целям и идеалам. Именно такого педагога необходимо готовить в вузе и именно такого педагога ждут дети.Мир человеческих ценностей это мир культуры общения, культуры потребностей, духовных запросов, внутреннего побуждения в свершении добра, нравственного поступка. Чтобы это стало достоянием и студента, то преподаватель должен выражать личное отношение к излагаемым фактам, явлениям, событиям, проявлять убежденность, эмпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство взглядов, мыслей, чувств, переживаний и идеалов педагога и студента.Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, В.А. Ситаров, В.Г.Маралов и др. выделяют такие ценности, к которым необходимо стремиться как стремление к познанию и социальная ответственность.Исследования в области гуманистической философии образования и гуманистической педагогики показывают то, что наивысшей социальнопедагогической ценностью является человек и личность ребенка.Основным механизмом возникновения ценностных структур личности является их переход от внешних во внутренние. Важную роль выполняют индивидуальноличностные ценности в самореализации, самоактуализации, самоперсонализации, саморегуляции, т.е. ценности «социального существования», и ориентацию на социально значимые ценности можно определить как формирование социально и личностнозначимых потребностей воспитуемого. Теоретикометодологический анализисследований Б.Г. Ананьева, В.А. Кутырева, Я. А. Пономарева, З. И. Равкина, Л. М. Фридмана, Н.Д. Никандрова, В. К. Григорьевой, Ю. В. Венглинская, О. В. Хавронюк Н.Н. Никитиной, А.В. Кирьяковой, О.М. Шиян и др. позволяет представить шаги в реализации потенциала педагогических ценностей в образовании студентов вуза и формирования их культуры:Вопервых, большие возможности заложены в самом образовательнопедагогическом процессе, понимаемом как последовательный ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапов передачи и освоения знаний и ценностей. Представляется, что и каждый отдельный этап и взаимосвязь между ними должны включать элементы свободного выбора, распространяющиеся и на ценности, которым отдается предпочтение.Вовторых, удовлетворив первичный интерес к предмету, студент с помощью педагога идет дальше, т.е. начинает обнаруживать себя рефлексивная сторона сознания, подключается творческий и нравственный потенциал.Втретьих, собственно личностный уровень взаимоотношений между студентом и преподавателем, активизация и стимуляция усилий по самообразованию и самовоспитанию.Вчетвертых, т.к. ведущим субъектом рассматриваемого процесса выступает педагог, то наличие и степень ценностных ориентаций в образовательном процессе зависит от профессиональных и нравственных качеств последнего. Педагог интерпретирует событие или явление как бытие ценности.Впятых, в содержание самого осваиваемого материала должны входить адекватные теоретические представления (философия, аксиология). Ценностный стержень мировоззрения в таком случае будет достаточно прочным и надежным.Вшестых, ценностнооценочная связь студента к объекту выявляется через проявление его отношения к нему, студент не отвлекается от своих переживаний, эмоций, а наоборот, стремится их учесть, опирается на свою личную, эмоциональную реакцию на то, что значимо для него.Исходя из вышесказанного,нами быларазработанаи внедренадисциплина«Педагогическая аксиология»по направлению подготовки 44.04.01«Педагогическое образование»и изучается в 1 семестре магистратуры.Целью подготовки студентовмагистрантовпо дисциплине«Педагогическая аксиология» повышение исходного уровня владения философскими и психологопедагогическими знаниями, достигнутого на предыдущей ступени образования и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем компетентности о специфике педагогической аксиологии как способе познания и духовного освоения мира, рассмотреть образовательные ценности с позиции самоценности человека, осуществлять ценностные подходы к образованию, а также для дальнейшего самообразования. Дисциплина направлена на формирование таких компетенций как: способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; готовность использовать знания современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. Изучив данный предмет,студентмагистрантдолжен:
знать:основные категории педагогической аксиологии, особенности развития ценностных представлений в мировом образовательном пространстве;
уметь: применять аксиологические знания в профессиональной деятельности, участвовать в обсуждении способов эффективного решения аксиологических задач;
владеть:методами и методиками обобщения результатов решения аксиологических задач, способами профессионального и личностного самообразования.В рамках освоениядисциплины «Педагогическая аксиология», а также в процессе подготовки к ним задействуются интернетресурсы, проводятсятрадиционныепрактическиезанятия,такие какбеседа по заранее определенным вопросам, выступления студентов по плану занятия. Используются и нетрадиционные формы практических занятий, например:Обзорный семинарпредполагает самостоятельный обзор студентами всей темы на основе собранного материала. Результаты обзора студенты формулируют в виде следующих суждений: 1) смысл данной темы, 2) ее главные части или направления, 3) изучаемые объекты, 4) возникшие вопросы, 5) отличия изложения темы в разных источниках, обзор разных точек зрения. По итогам обзорного семинара составляется дальнейшая программа занятий. Самоорганизующий семинарпредоставляет возможность студентам самостоятельно определить цель занятия, распределить работу между студентами по группе, выполнить и оценить ее, наметить перспективу на будущее занятие.Поисковый семинарпредусматривает исследовательскую деятельность студентов в группе, коллективный поиск или в микрогруппах по наиболее интересным, важным и значимым проблемам дисциплины.Семинар с групповой работойспецифика состоит в том, что студенты, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в минигруппы. Каждая созданная группа продумывает форму занятия по своей теме для остальных. Студенты готовят выступления, задачи, проблемные ситуации, викторины.Семинар генерации идейстуденты распределяются по парам: генераторы и организаторы. Генератор излагает свое видение проблемы, описывает все, что ему известно или неизвестно по теме. Организатор задает ему вопросы на уточнение, фиксирует высказывания, записывает основные ответы и полученные в ходе обсуждения результаты. Алгоритм фиксации результатов задается преподавателем, например, основные понятия по разделу, курсу; таблица или схема, изображающая проблему;возникшие в парах вопросы и др. Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем выступают с результатами перед другими.Семинар «круглый стол»рассматриваются и обсуждаются специально подготовленные доклады, сообщения части студентов, задаются вопросы по проблематике.Семинар выставкапредполагает демонстрацию изучаемой темы в виде научнометодической и популярной литературы, рефераты, студенческие газеты. Проводиться как с группой, так и с мини группами, в которой присутствует студентэкскурсовод. Студенты слушают, задают вопросы, высказывают впечатления, делают выводы и дают оценку.Оргдиалогвременная работа диалогических пар. Сначала один студент сообщает партнеру содержание выполненного задания.Затем они вместе обсуждают, уясняют, формулируют, редактируют и записывают главные мысли, отвечающие тему семинара. Затем другой студент читает свое задание. Снова обсуждение, поиск и фиксация главного. Через 710 минут пары образуются другие и т.д.Нами было разработано мультимедийное сопровождение практических занятий по дисциплине «Педагогическая аксиология», отвечающий требованиям новизны и приоритетности зарегистрированное государственной Академией наук РАО институтом научной и педагогической информации объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образования» (г. Москва) под №18011 от 07.03.2012 г. Одним из средств формирования ценностей выступила «задачная»технология, как одна из важных, с нашей точки зрения, образовательных технологий, ориентированная в целом на формирования ценностного отношения.Особую роль педагогических задач в профессиональной подготовке студентов подчеркивали Ю.Н. Кулюткин, Л.Л. Додон, В.А. Сластенин, Т.М. Куриленко, Б.З. Вульфов, Д.М. Гришин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, С.М. Годник и др.Сущность «задачной»технологии состоит в том, что в каждой учебной ситуации выделяются определенные системы задач и параллельно им системы, обеспечивающие их решение. Педагогические задачи представляют ситуации, требующие мыслительных действий, позволяют исследовать различные точки зрения ученых и самих студентов на решение данной проблемы, осуществить выбор тех или иных позиций и педагогических норм, ценностей.Разрабатывая методику формирования ценностного отношения у студентов к педагогической профессииврамках «задачной»технологии, мы исходили из того, что:способ предъявления задач учитывает принципы преемственности и последовательности в процессе формирования содержательных компонентов ценностного отношения у студентов к профессии;предъявляемая задача (ситуация) связана с конкретным содержанием изучаемой темы, а поставленные в ней вопросы будут побуждать студентов к углубленному усвоению материала, выработке оценочного отношения к педагогическим явлениям;использование специальным образом сконструированной системы задач и заданий позволяет сделать этот процесс управляемым;определяя стратегию деятельности студентов, осуществлять реализацию общей цели формирования их ценностного отношения.Методикаформирования ценностного отношения у студентов учитывает вышеперечисленные особенности педагогических задач, при этом учитывается также и возрастающая их сложность. Охарактеризуем каждый тип задач.1.Задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, явлений, процессов. Они содержат констатацию факта, события, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков.2.Задачи, выявляющие гибкость мышления, осознанность педагогических знаний.Они предлагают выбор на основе анализа теоретических положений, необходимого для правильного решения; развивают способность на основе ранее усвоенных знаний добыть новые знания или способы решения.3.Задачи, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат.Направлены на соотношениепедагогических средств, ценностей и способов с особенностями объекта педагогического воздействия, связаны с анализом, синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения.4.Задачи, связанные с оценкой и доказательством выбора тех или иных ценностей и педагогических средств.Позволяют формировать у студентов умение ориентироваться в сложной обстановке, оперативно и быстро использовать психологопедагогические знания и применять их в нестандартных условиях.Как показала наша работа,формирование ценностного отношения на основе разработанной «задачной»технологии не только увеличивает успешность знаний, дает общеразвивающий эффект, но и повышает аналитичность мышления студентов, вырабатывает критическое отношение к педагогическим явлениям, способствует обоснованию собственных взглядов и позиций на педагогическую действительность.Творческая реализация идей, изученных в курсе «Педагогическая аксиология», предполагала выполнение определенных заданий, направленных на аксиологизацию личностистудента. Можноиспользоватьтакие задания и вопросы: Сформулируйте «табу» и «необходимо» для педагога и его деятельности.Рассмотрите понятия «духовность», «духовные ценности», «ценностные ориентации» (общечеловеческие, национальные, индивидуальные), «экология духа» в их отношении к образованию и воспитанию.Каждая личность определяется своей системой ценностей. Воспитание не что иное, как формирование системы ценностей. Попытайтесь проанализировать собственную систему ценностей. Будьте максимально объективны к себе: результаты выполнения этого задания совсем не обязательно обнародовать публично.Проанализируйте иерархию ценностей в современном российском обществе, как она вам видится (в наиболее общем виде). Совпадают ли эти системы?Как вы уже знаете, каждая личность живет не только в культуре, но и в субкультуре (точнее субкультурах). Проанализируйте систему ценностей, свойственную нынешней молодежной субкультуре. Можно предположить, что вы выразите: эта субкультура (как, впрочем, и всякая другая) очень разнообразна и, по сути, не едина. Проанализируйте тот вариант, который вам близок…Каждую культуру можно определить как иерархию ценностей. Пользуясь изученным материалом, попытайтесь определить иерархию ценностей различных культур: славянской православной, западноевропейской, восточноазиатской.По своему усмотрению вы можете проанализировать иные дветри культуры.Что такое гуманизм и схоластика? Чем отличались системы ценностей этих двух направлений человеческой мысли?Какую систему ценностей утвердили философыпросветители? Чем она отличалась от системы ценностей предыдущей эпохи? Как эта система ценностей воплощалась на практике?Может ли человек существовать вообще без ценностей и духовных ориентаций?Угрожает ли нашему современному российскому обществу бездуховность? Наверное, вы обратили внимание на то, что об этом много говорят сегодня в России…Угрожает ли бездуховность всему человечеству?
Таким образом, значение нашей работы состоит в том, что вопросы, которые в ней разрешались, непосредственно связаны с актуальными проблемами психологопедагогического сопровождения процесса формирования составляющих аксиосферы студентов в период их профессиональной подготовки. Необходимо отметить то, что образование основной канал целенаправленного внесения в общественное сознание приоритетных ценностей. Сохранение и нравственно выверенное обновление образования позволит открыть новые перспективы личностного и социального развития. Последнее подготовит почву для полноценной жизни и ответственного поведения людей в парадигме самоуправления и творческого труда.
Ссылки на источники1.Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социальногуманитарные знания. 2002. №4. С.163176.2.Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. 241 с.3.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издат.центр «Академия», 2003. 192 с.4.Фролов И.Т. Возвращение к человеку // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. 447 с. 5.Шепилова Н.А. Становление ценностных отношений в студенческой среде: Монография // Психологопедагогическое сопровождение высшего образования / под. ред. О.В. Гневэк. Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015. 202 с. С. 182201.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск
shepilovanatasha@rambler.ru
Аксиологический подход в подготовкестудентовмагистратурыпедагогического образования в вузе
Аннотация. В статье обосновывается актуальность аксиологического подхода в подготовке студентов магистратуры педагогического образования в вузе. Показана специфика формирования ценностей у студентовмагистрантов в процессе преподавания авторского курса «Педагогическая аксиология», представлены пути и средства реализации аксиологического подходав образовательном процессе вуза.Ключевые слова: аксиологический потенциал, магистры педагогического образования, педагогическаяаксиология, образовательный процесс в вузе.
Проблема ценностей неизбежно возникает в те исторические эпохи, когда общественная идеология терпит кризис. Именно это и наблюдается в современном обществе, где протекают сложнейшие и противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Отличительная особенность этих процессов заключается в том, что они связаны с ломкой мировоззрения, переоценкой и переосмыслением сложившейся системы взглядов и ценностей. Вопросы человека и его будущего является своеобразным центром всей системы глобальных проблем, все они так или иначе связаны с ней. Человек, его актуальные потребности и его будущее оказывается своеобразной «точкой отсчета», из которой исходят в определенной социальной и гуманистической значимости тех или иных глобальных проблем, направлений и форм их решения [4].Перемены, происходящие в нашей стране, не могут не отразиться на ценностях юношей и девушек, система личностных приоритетов которых находится в процессе становления. Социальная значимость воспитания духовных ценностей молодежи обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. По словам В.П. Тугаринова «без ценностного подхода не может существовать общество». Социальный заказ общества сегодня это активная, творчески мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в современном российском обществе.Последнее времяв теории и практике образования в центре внимания оказалось содействие гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей[5].Об этом свидетельствуют нормативные документы так, в Законе РФ «Об образовании» (статья 2. Принципы государственной политики вобласти образования) первый принцип провозглашает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни издоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения кправам исвободам человека, любви кокружающей природе, Родине, семье».В законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (статья 8.) указано, что одной из задач высшего учебного заведения является «сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества».В то же время духовность одна из вечных проблем человечества, а ее воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективных путей и способов нравственноценностного образования студентов.Профессиональное развитие молодежи это единый непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность молодыми педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями, так и качественное его обновление, а также передачу обновленного опыта последующим поколениям. Тем самым определяются основные социальнопрофессиональные функции молодежи: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. В условиях социальной нестабильности всеэти функции молодежи существенно актуализируются. От того, насколько гармонично эта функция будет реализована в обществе, зависит развитие молодого поколения сегодня и российского общества завтра.Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к профессии педагога, необходимости его социальнонравственного развития, конкурентоспособности.В концепции модернизации российского образованиядо 2020 г. отмечается, что качественное образование продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Для этого необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности испособный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для детей, так и для самого педагога. Однако ценности являются ориентиром в деятельности и поведении педагога только при условии сформированности у него ценностного сознания, отношения и установок. Ценностные отношения определяют эмоциональнопсихологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационнопотребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности [2]. Целенаправленному формированию у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности как внутренней позиции личности посвящены работы С.Ф. Анисимова, В.Г. Асеева, Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, А.В. Кирьяковой, А.Г. Козловой, И.А. Колесниковой, Т.Н. Мальковской, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, Е.Н. Федоровой, Н.Е. Щурковой и др. Характерной чертой данных исследований является их ориентация на ценностную сферу субъекта деятельности. Становление личности современного педагога в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой зависит от ценностных оснований образования. Поэтому в настоящее времяаксиологический и культурологический подходы являются достаточно актуальными. Культурологический подход в образовании обоснован такими учеными как Н.В. БестужевымЛадой, Е.В. Бондаревской, Ю.Г. Татур и др., а теория ценностной детерминации сознания личности представлена в трудах О.Г. Дробницкого, Г.Е. Залесского, М.С. Кагана, В.Н. Мясищева и др. Эти принципы предполагают в настоящее время ориентацию на общекультурное, социальнонравственное и профессиональное развитие личности.Под аксиологическим потенциалом понимают такие ценностные возможности и свойства образования, которые имеют существенное значение для образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем. Эти возможности и свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают, как говорят В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др., существенное влияние на углубление и совершенствование общественных процессов [3]. Как отмечает В.М. Артемов, «ключевая задача образования состоит в формировании нового жизнеутверждающего духовного настроя и соответствующего понимания ценностных приоритетов, способных придать смысл и значение и личностному, и социальному бытию. Однако дело построения и освоения социального порядка лежит на плечах человека, добровольно избравшего позитивное измерение культуры в виде таких ценностей, как добро, свобода, труд, справедливость, истина. Данные ценности как раз и составляют достаточно прочные и спасительные стены, позволяющие человеку встать во весь рост в качестве личности и субъекта социального творчества. Результатом, соответственно, становится хорошее социальное самочувствие человека. Что касается личностной перспективы, то она немыслима вне процесса социокультурного развития» [1. с.163]. Специфика педагогического образования заключается в том, что студент в будущем сам становится педагогом, проецирует в стенах вуза педагогическую реальность. Чтобы воспитать у своих детей личностное отношение к знаниям, а затем и к жизни, у педагога самого должна быть сформирована столь же «персональная» устремленность к большим жизненным идеям, целям и идеалам. Именно такого педагога необходимо готовить в вузе и именно такого педагога ждут дети.Мир человеческих ценностей это мир культуры общения, культуры потребностей, духовных запросов, внутреннего побуждения в свершении добра, нравственного поступка. Чтобы это стало достоянием и студента, то преподаватель должен выражать личное отношение к излагаемым фактам, явлениям, событиям, проявлять убежденность, эмпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство взглядов, мыслей, чувств, переживаний и идеалов педагога и студента.Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, В.А. Ситаров, В.Г.Маралов и др. выделяют такие ценности, к которым необходимо стремиться как стремление к познанию и социальная ответственность.Исследования в области гуманистической философии образования и гуманистической педагогики показывают то, что наивысшей социальнопедагогической ценностью является человек и личность ребенка.Основным механизмом возникновения ценностных структур личности является их переход от внешних во внутренние. Важную роль выполняют индивидуальноличностные ценности в самореализации, самоактуализации, самоперсонализации, саморегуляции, т.е. ценности «социального существования», и ориентацию на социально значимые ценности можно определить как формирование социально и личностнозначимых потребностей воспитуемого. Теоретикометодологический анализисследований Б.Г. Ананьева, В.А. Кутырева, Я. А. Пономарева, З. И. Равкина, Л. М. Фридмана, Н.Д. Никандрова, В. К. Григорьевой, Ю. В. Венглинская, О. В. Хавронюк Н.Н. Никитиной, А.В. Кирьяковой, О.М. Шиян и др. позволяет представить шаги в реализации потенциала педагогических ценностей в образовании студентов вуза и формирования их культуры:Вопервых, большие возможности заложены в самом образовательнопедагогическом процессе, понимаемом как последовательный ряд относительно самостоятельных и взаимосвязанных этапов передачи и освоения знаний и ценностей. Представляется, что и каждый отдельный этап и взаимосвязь между ними должны включать элементы свободного выбора, распространяющиеся и на ценности, которым отдается предпочтение.Вовторых, удовлетворив первичный интерес к предмету, студент с помощью педагога идет дальше, т.е. начинает обнаруживать себя рефлексивная сторона сознания, подключается творческий и нравственный потенциал.Втретьих, собственно личностный уровень взаимоотношений между студентом и преподавателем, активизация и стимуляция усилий по самообразованию и самовоспитанию.Вчетвертых, т.к. ведущим субъектом рассматриваемого процесса выступает педагог, то наличие и степень ценностных ориентаций в образовательном процессе зависит от профессиональных и нравственных качеств последнего. Педагог интерпретирует событие или явление как бытие ценности.Впятых, в содержание самого осваиваемого материала должны входить адекватные теоретические представления (философия, аксиология). Ценностный стержень мировоззрения в таком случае будет достаточно прочным и надежным.Вшестых, ценностнооценочная связь студента к объекту выявляется через проявление его отношения к нему, студент не отвлекается от своих переживаний, эмоций, а наоборот, стремится их учесть, опирается на свою личную, эмоциональную реакцию на то, что значимо для него.Исходя из вышесказанного,нами быларазработанаи внедренадисциплина«Педагогическая аксиология»по направлению подготовки 44.04.01«Педагогическое образование»и изучается в 1 семестре магистратуры.Целью подготовки студентовмагистрантовпо дисциплине«Педагогическая аксиология» повышение исходного уровня владения философскими и психологопедагогическими знаниями, достигнутого на предыдущей ступени образования и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем компетентности о специфике педагогической аксиологии как способе познания и духовного освоения мира, рассмотреть образовательные ценности с позиции самоценности человека, осуществлять ценностные подходы к образованию, а также для дальнейшего самообразования. Дисциплина направлена на формирование таких компетенций как: способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; готовность использовать знания современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. Изучив данный предмет,студентмагистрантдолжен:
знать:основные категории педагогической аксиологии, особенности развития ценностных представлений в мировом образовательном пространстве;
уметь: применять аксиологические знания в профессиональной деятельности, участвовать в обсуждении способов эффективного решения аксиологических задач;
владеть:методами и методиками обобщения результатов решения аксиологических задач, способами профессионального и личностного самообразования.В рамках освоениядисциплины «Педагогическая аксиология», а также в процессе подготовки к ним задействуются интернетресурсы, проводятсятрадиционныепрактическиезанятия,такие какбеседа по заранее определенным вопросам, выступления студентов по плану занятия. Используются и нетрадиционные формы практических занятий, например:Обзорный семинарпредполагает самостоятельный обзор студентами всей темы на основе собранного материала. Результаты обзора студенты формулируют в виде следующих суждений: 1) смысл данной темы, 2) ее главные части или направления, 3) изучаемые объекты, 4) возникшие вопросы, 5) отличия изложения темы в разных источниках, обзор разных точек зрения. По итогам обзорного семинара составляется дальнейшая программа занятий. Самоорганизующий семинарпредоставляет возможность студентам самостоятельно определить цель занятия, распределить работу между студентами по группе, выполнить и оценить ее, наметить перспективу на будущее занятие.Поисковый семинарпредусматривает исследовательскую деятельность студентов в группе, коллективный поиск или в микрогруппах по наиболее интересным, важным и значимым проблемам дисциплины.Семинар с групповой работойспецифика состоит в том, что студенты, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в минигруппы. Каждая созданная группа продумывает форму занятия по своей теме для остальных. Студенты готовят выступления, задачи, проблемные ситуации, викторины.Семинар генерации идейстуденты распределяются по парам: генераторы и организаторы. Генератор излагает свое видение проблемы, описывает все, что ему известно или неизвестно по теме. Организатор задает ему вопросы на уточнение, фиксирует высказывания, записывает основные ответы и полученные в ходе обсуждения результаты. Алгоритм фиксации результатов задается преподавателем, например, основные понятия по разделу, курсу; таблица или схема, изображающая проблему;возникшие в парах вопросы и др. Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем выступают с результатами перед другими.Семинар «круглый стол»рассматриваются и обсуждаются специально подготовленные доклады, сообщения части студентов, задаются вопросы по проблематике.Семинар выставкапредполагает демонстрацию изучаемой темы в виде научнометодической и популярной литературы, рефераты, студенческие газеты. Проводиться как с группой, так и с мини группами, в которой присутствует студентэкскурсовод. Студенты слушают, задают вопросы, высказывают впечатления, делают выводы и дают оценку.Оргдиалогвременная работа диалогических пар. Сначала один студент сообщает партнеру содержание выполненного задания.Затем они вместе обсуждают, уясняют, формулируют, редактируют и записывают главные мысли, отвечающие тему семинара. Затем другой студент читает свое задание. Снова обсуждение, поиск и фиксация главного. Через 710 минут пары образуются другие и т.д.Нами было разработано мультимедийное сопровождение практических занятий по дисциплине «Педагогическая аксиология», отвечающий требованиям новизны и приоритетности зарегистрированное государственной Академией наук РАО институтом научной и педагогической информации объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образования» (г. Москва) под №18011 от 07.03.2012 г. Одним из средств формирования ценностей выступила «задачная»технология, как одна из важных, с нашей точки зрения, образовательных технологий, ориентированная в целом на формирования ценностного отношения.Особую роль педагогических задач в профессиональной подготовке студентов подчеркивали Ю.Н. Кулюткин, Л.Л. Додон, В.А. Сластенин, Т.М. Куриленко, Б.З. Вульфов, Д.М. Гришин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, С.М. Годник и др.Сущность «задачной»технологии состоит в том, что в каждой учебной ситуации выделяются определенные системы задач и параллельно им системы, обеспечивающие их решение. Педагогические задачи представляют ситуации, требующие мыслительных действий, позволяют исследовать различные точки зрения ученых и самих студентов на решение данной проблемы, осуществить выбор тех или иных позиций и педагогических норм, ценностей.Разрабатывая методику формирования ценностного отношения у студентов к педагогической профессииврамках «задачной»технологии, мы исходили из того, что:способ предъявления задач учитывает принципы преемственности и последовательности в процессе формирования содержательных компонентов ценностного отношения у студентов к профессии;предъявляемая задача (ситуация) связана с конкретным содержанием изучаемой темы, а поставленные в ней вопросы будут побуждать студентов к углубленному усвоению материала, выработке оценочного отношения к педагогическим явлениям;использование специальным образом сконструированной системы задач и заданий позволяет сделать этот процесс управляемым;определяя стратегию деятельности студентов, осуществлять реализацию общей цели формирования их ценностного отношения.Методикаформирования ценностного отношения у студентов учитывает вышеперечисленные особенности педагогических задач, при этом учитывается также и возрастающая их сложность. Охарактеризуем каждый тип задач.1.Задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, явлений, процессов. Они содержат констатацию факта, события, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков.2.Задачи, выявляющие гибкость мышления, осознанность педагогических знаний.Они предлагают выбор на основе анализа теоретических положений, необходимого для правильного решения; развивают способность на основе ранее усвоенных знаний добыть новые знания или способы решения.3.Задачи, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат.Направлены на соотношениепедагогических средств, ценностей и способов с особенностями объекта педагогического воздействия, связаны с анализом, синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения.4.Задачи, связанные с оценкой и доказательством выбора тех или иных ценностей и педагогических средств.Позволяют формировать у студентов умение ориентироваться в сложной обстановке, оперативно и быстро использовать психологопедагогические знания и применять их в нестандартных условиях.Как показала наша работа,формирование ценностного отношения на основе разработанной «задачной»технологии не только увеличивает успешность знаний, дает общеразвивающий эффект, но и повышает аналитичность мышления студентов, вырабатывает критическое отношение к педагогическим явлениям, способствует обоснованию собственных взглядов и позиций на педагогическую действительность.Творческая реализация идей, изученных в курсе «Педагогическая аксиология», предполагала выполнение определенных заданий, направленных на аксиологизацию личностистудента. Можноиспользоватьтакие задания и вопросы: Сформулируйте «табу» и «необходимо» для педагога и его деятельности.Рассмотрите понятия «духовность», «духовные ценности», «ценностные ориентации» (общечеловеческие, национальные, индивидуальные), «экология духа» в их отношении к образованию и воспитанию.Каждая личность определяется своей системой ценностей. Воспитание не что иное, как формирование системы ценностей. Попытайтесь проанализировать собственную систему ценностей. Будьте максимально объективны к себе: результаты выполнения этого задания совсем не обязательно обнародовать публично.Проанализируйте иерархию ценностей в современном российском обществе, как она вам видится (в наиболее общем виде). Совпадают ли эти системы?Как вы уже знаете, каждая личность живет не только в культуре, но и в субкультуре (точнее субкультурах). Проанализируйте систему ценностей, свойственную нынешней молодежной субкультуре. Можно предположить, что вы выразите: эта субкультура (как, впрочем, и всякая другая) очень разнообразна и, по сути, не едина. Проанализируйте тот вариант, который вам близок…Каждую культуру можно определить как иерархию ценностей. Пользуясь изученным материалом, попытайтесь определить иерархию ценностей различных культур: славянской православной, западноевропейской, восточноазиатской.По своему усмотрению вы можете проанализировать иные дветри культуры.Что такое гуманизм и схоластика? Чем отличались системы ценностей этих двух направлений человеческой мысли?Какую систему ценностей утвердили философыпросветители? Чем она отличалась от системы ценностей предыдущей эпохи? Как эта система ценностей воплощалась на практике?Может ли человек существовать вообще без ценностей и духовных ориентаций?Угрожает ли нашему современному российскому обществу бездуховность? Наверное, вы обратили внимание на то, что об этом много говорят сегодня в России…Угрожает ли бездуховность всему человечеству?
Таким образом, значение нашей работы состоит в том, что вопросы, которые в ней разрешались, непосредственно связаны с актуальными проблемами психологопедагогического сопровождения процесса формирования составляющих аксиосферы студентов в период их профессиональной подготовки. Необходимо отметить то, что образование основной канал целенаправленного внесения в общественное сознание приоритетных ценностей. Сохранение и нравственно выверенное обновление образования позволит открыть новые перспективы личностного и социального развития. Последнее подготовит почву для полноценной жизни и ответственного поведения людей в парадигме самоуправления и творческого труда.
Ссылки на источники1.Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социальногуманитарные знания. 2002. №4. С.163176.2.Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. 241 с.3.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Издат.центр «Академия», 2003. 192 с.4.Фролов И.Т. Возвращение к человеку // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. 447 с. 5.Шепилова Н.А. Становление ценностных отношений в студенческой среде: Монография // Психологопедагогическое сопровождение высшего образования / под. ред. О.В. Гневэк. Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015. 202 с. С. 182201.