ГТО как социокультурный символ советской эпохи: когнитивные признаки и субъективно-оценочные ассоциации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронова С. П. ГТО как социокультурный символ советской эпохи: когнитивные признаки и субъективно-оценочные ассоциации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 686–690. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96046.htm.
Аннотация. Дискурсивный анализ контекстных реализаций лексемы ГТО позволил автору выявить ассоциативно-оценочные когнитивные признаки, связанные с одним из культурных и идеологических символов советской эпохи. В ходе исследования доказано, что программа физкультурно-спортивной подготовки «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) в русском национальном сознании ассоциативно связана с оценочными характеристиками человека. Эмоционально-оценочные ассоциации, соотносящиеся с феноменом ГТО в современной публицистике, выражают представления о субъективно-модальных и оценочных смыслах этого понятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миронова Светлана Петровна,кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитанияФГАОУ ВО©Российский государственный профессиональнопедагогический университетª, г. Екатеринбургnikanm@mail.ru

ГТО как социокультурный символ советской эпохи: когнитивные признаки и субъективнооценочные ассоциации

Аннотация.Дискурсивный анализ контекстных реализаций лексемы ГТО позволил автору выявить ассоциативнооценочные когнитивные признаки, связанные с одним из культурных и идеологическихсимволов советской эпохи.В ходе исследования доказано, что программафизкультурноспортивной подготовки ©Готов к труду и обороне СССРª (ГТО) в русском национальном сознании ассоциативно связанас оценочными характеристиками человека, исторических фактов генезиса феномена ГТО, цели внедрения, видов испытаний и самим процессом сдачи нормативов. Эмоциональнооценочные ассоциации, соотносящиеся с феноменом ГТО в современной публицистике, выражают представления о субъективномодальных и оценочных смыслах этогопонятия.

Ключевые слова:

программафизкультурноспортивной подготовки ©Готов к труду и обороне СССРª (ГТО), когнитивные признаки, дискурсивный анализ.

Знак ГТО на груди у него,ныне не знают о нем ничего… (из газет).

В случае взаимодействия с профессионалом в какойлибо области происходит сравнение конкретного человека с культурно сформированным стереотипом, более того, часто уже сложившийся образ, а не реальное поведение профессионала в большей степени влияет на стратегию взаимодействия с ним.На сегодняшний день актуальным направлением исследования выступает изучение закономерностей когнитивной стереотипии. При этом особый интерес представляет изучение именно отрицательных характеристик общественных стереотипов как явления, с одной стороны, социальной, с другой —индивидуальноличностной природы. Основной проблемой при этом является вопрос о том, почему возникают и закрепляются отрицательные образы, связанные с педагогом по физической культуре или отрицательные психологические реакции на занятия физической культурой в школе и вузе, а также на социальнокультурные явления в сфере физической культуры и спорта. Как объяснить стойкость сохраняющихся отрицательных ассоциаций? Проблема повышения уровня физической подготовленности студентов вузов является актуальной в том числе и для западных исследователей [10, с. 712]. Данные психолингвистических экспериментов [см. 3, с. 99; 4] говорят о том, что в основе закрепления данных отрицательных ассоциаций лежат негативные переживания, вызванные занятиями физической культурой в школе или вузе. Под влиянием современных общественных стереотипов, навязанных, в частности, телевидением, современной публицистикой и беллетристикой, у человека возникают личные ассоциации, связанные со cферой физической культуры и спорта. Зная психологические аспекты формирования отрицательных когнитивных признаков, можно выстроить на этой основе технологию их коррекции. Рассмотрим то, как один из социокультурных символов советской эпохи –программафизкультурноспортивной подготовки ©Готовк труду и обороне СССРª (ГТО)предстает в дискурсе российской публицистики и беллетристики, поскольку такой анализ позволяет выявить особенности аксиологического интерпретации данного когнитивного феномена в сознании россиян. Под социокультурным символоммы понимаем ценностные в интеллектуальном и эмоциональном отношении вербальные знаки, неоднократно употребляемые в разнообразных актах коммуникации, имеющие сверхличностный характер, ассоциируемые с фактами культуры социума, сохранившие ©культурную памятьª (по терминологии Ю. М. Лотмана) [6, с. 150].Исследование контекстов употребления лексемы ГТО показало, что данное понятие получает не только положительную, но и отрицательную интерпретацию. Дискурсивный и контекстуальный анализ позволяет выявить отрицательные когнитивные ассоциативные признаки, связанные с лексемой ГТО в русском национальном сознании. Такой анализ предстает одной из актуальных задач в настоящее время, поскольку в рамках выполнения поручения Президента РФ с 2013 г. активно разрабатывается и внедряется Всероссийский физкультурноспортивный комплекс ©ГТОª в качестве основного элемента современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения [2, с. 9 –10]. Для поддержания уровня здоровья работающим гражданам необходимо выполнять определенный объем двигательной нагрузки [8, с. 121]. В свою очередь будущие педагоги по физической культуре [7, с. 60] должны быть готовы принимать нормативы ГТО.В качестве материала для исследования когнитивных признаковфеномена ГТО использовались данные основного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского языка [5]. Анализ контекстов употребления лексемы ГТО показал, что ГТО выступает как необходимая идеологическая составляющая советской эпохи: В то время многие сдавали нормы ГТО, что значит ©Готов к труду и оборонеª. Сдача нормативов подтверждалась специальными значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например: пробежать на скорость стометровку, отжаться определенное количествораз, прыгнуть с вышки в воду и даже метнуть гранату. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком ©ГТОª, выполняющие нормативы в течение ряда лет –©Почетным значком ГТОª (газ.).Отрицательной оценке подвергаются следующие составляющие когнитивнопропозициональной структуры, связанной с феноменом ГТО в русском национальном сознании. Субъект.Тот, кто получил право на ношение значка ГТО (согласно советской терминологии, значкист) оценивается обычно положительно, но типичную дискурсивную реализацию получает контекстное противопоставление положительно оцениваемых владельцев значков ГТО и тех, кто не смог сдать или сдал необходимые нормативы коекак: Но слабые руки, так и не смогшие в университетские годы швырнуть гранату на заветные сорок метров, требуемые по нормам ГТО, <…>… –мое сознание им не доверяло <…> (И. Дьяконов); Ничем, кроме своего балагурства, Семка не выделялся, разве еще тем, что парень был очень неспортивный, едва сдал нормы ГТО, этакий толстогубый увалень...(А. Рыбаков). История комплекса ГТО. Активно обращаясь к характеристике исторического контекста функционирования комплекса ГТО в советское время, современные журналисты отмечают и недостатки данного комплекса, поэтому часто история внедрения комплекса в жизнь советской России подвергается ироническому переосмыслению, нередко сопровождающемуся пренебрежительными коннотативными смыслами: 24 мая 1930 года ©Комсомолкаª бросила в народные массы пробный шар, призвав всех, кто способен двигаться, заняться развитием своего тела. Фактически именно тогда был зачат комплекс ©Готов к труду и оборонеª. А 9 месяцев спустя дитятко по имени ГТО появилось на свет вместе с устремленным ввысь значком, который придумали комсомольцы. Ироническийи пренебрежительный пафос поддерживается выражениями призвав всех, кто способен двигаться, зачат комплекс, дитятко по имени ГТО.Критическому переосмыслению подвергаются и попытки советского правительства ©придать комплексу второе дыханиеª в изменившихся исторических условиях: В 1972 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса ©Готов к труду и обороне СССРª (ГТО). Честно говоря, несмотря на активную пропаганду в советских средствах массовой информации в пользу комплекса ГТО, далеко не все жители нашей страны понимали, для чего он нужен, а главное, как можно стать отличником ГТО. Цель внедрениякомплекса ГТО.Физическая подготовка молодого поколения к возможному ведению военных действий какодна из задач введения комплекса ГТО в современной публицистике негативно осмысляется как идеологическое манипулирование созданием: Задача комплекса в те годы формулировалась просто и ясно –подготовить социалистическую молодежь к войне с негодными буржуями (газ.).Виды испытаний комплекса ГТО. В контекстах употребления лексемы ГТО указывается на недостаточность упражнений комплекса ГТО для реальной спортивной подготовки: Этого было, конечно, недостаточно для реальной боевой схватки,но такая ограниченность диктовалась лишь рамками программы ГТОII(газ.); Несмотря на то, что публикация в ©Теории и практикеª… была ограничена требованиями ГТОП, Борис сумел и в этих, довольно узких рамкахдать достаточно цельную боевую систему, хотя и не без определенных потерь (газ.); Это был тот минимумвремени, который необходим допризывнику, чтобы освоить комплекс рукопашного боя в рамкахГТОи явно не подходил для тренировки и проведения состязаний по спортивной борьбе (газ.).Сдача нормативов ГТО. В примере: В Омске на стадионе школы № 34 проводили сбор старшеклассников. Это было нечто вроде боевого сбора –ребята соревновались на дальность бросания гранаты. И непросто как легкоатлетического снаряда, коим некогда швырялись поборники ГТО–отрицательная оценка формируется путем употребления в одном контекста с лексемой ГТО разговорных слов (швыряние) и лексем, имеющихся негативные ассоциации (поборники). Последствия получения/неполучения значка ГТО. Получение значка ГТО –это обязательное условие продвижения советского человека по карьерной лестнице: Каждый раз после выхода очередного постановления ЦК партии брат советовал ему основательно проштудировать первоисточники, использовать дополнительную литературу, труды классиков марксизмаленинизма. И еще приучал выступать на собраниях, проявлять активность, вырабатывать в себе классовую бдительность. Все это непросто давалось младшему Леплевскому, но он старался. В институте стал членом комсомольского бюро, агитатором, сдал нормы на значки ГТО, ГСО,©Ворошиловский стрелокª. Раза два его уже вызывали на беседу в органы, похоже, имели чтото в виду. Чтото хорошее, может, решающее в его судьбе. И он ждал (В. Быков). В советское время сдача нормативов комплекса была добровольным делом, но наличие значка ГТО могло служить как своеобразным ©пропускомª в детские общественные организации, так и одним из условий зачисления в высшее учебное заведение. Естественно, при таких условиях, сдача нормативов ГТО воспринималась как бессмысленный и глупый акт: Оказалось, для поступления в Горный надо обязательно совершить прыжок с вышки в воду, как требуют нормы ГТО. До сих пор не могу понять, какой идиот придумал это условие, что общего между геологией и прыжками в воду. Известие это повергло меня в полное уныние, поскольку плавать я тогдане умел совершенно. В Горный, однако, очень хотелось, и я, непонятно на что надеясь, отправился в толпе абитуриентов к водному стадиону на Елагин остров (А. Городницкий). Кроме того, в контекстах содержится указание на то, в каких еще сферах помогает продвинуться успешная сдача нормативов ГТО. Так, сдача нормативов ГТО выступает какодно из условий получения зачета по физической культуре в вузе, поскольку в советское время существовало такое явление, как навязывание сверху ©разнорядокª на количество студентов, сдавших нормы ГТО: Однажды Андрей кудато задевал свои документы по спортивному разряду и зачет по физкультуре получить не мог. Надо было отработать все нормы или представить удостоверение о сдачи норм ГТОили БГТО (©Готов к труду и оборонеª)(Л. Дурнов); Выявим негативные эмоциональнооценочные ассоциации, которые связаны с феноменом ГТО в современной публицистике и выражают представления о субъективномодальных и оценочных смыслах этого понятия [1, с. 16]:сдача норм ГТО включает в себя неоправданно большое количество упражнений и нормативов: Это –воспоминание полувековой давности. Членов сборных команд по разным видам спорта Московского юридического института отправили на три недели в летний оздоровительный лагерь, находившийся на окраине небольшого подмосковного города Глухово, рядом с Ногинском.<…>Кроме участия в тренировках, которого от меня, понятно, не требовалось, каждый из прибывших обязан был сдать нормы на значок ГТО2. С грехом пополам я сдал почти все: бег на разные дистанции, стрельбуиз малокалиберной винтовки, лазание по канату, отжимание от пола. Оставались прыжки. Сдающий мог выбирать из трех –в длину, в высоту или с пятиметровой вышки (Е. Рубин); выполнить нормы ГТО невероятно трудно и даже невозможно: А в третьей четверти –лыжи. С одной стороны, это хорошо: можно прийти не в идиотском школьном платье, а в джинсах. Но сами лыжи! <…>[не дано мне]пройти на лыжах кросс за какоето время, установленное нормами ГТО. Или хотя бы просто пройти это расстояние, целиком. Я не готова ник труду, ни к обороне(К. Метелица);невозможность сдать нормы ГТО толкает людей на подлог и другие незаконные действия, которые в дальнейшем вызывают муки совести у честных советских людей: –Если не сдадите зачет в течение десяти дней, вылетите из института. Андрей благодарил Бога, что не стали разбираться дальше, по тем временам все могло кончиться гораздо хуже. Андрею пришлось рассказать все папе, и тот на своем заводе устроил ему удостоверение ГТО. Андрей понимал, как морально было ему нелегко,и, наверное, исходя из своих принципов, он никогда не сделал бы этого, но еще дороже ему было будущее сына. Он долго не разговаривал с Андреем, но больше об этой истории никогда не вспоминал (Л. Дурнов); пренебрежительное отношение, как к чемуто забытому (см.,например, ироническое переосмысление прецедентного отрывка из стихотворения С. Маршака ©Рассказ о неизвестном героеª, вынесенное в качестве эпиграфа), полностью себя изжившему: А снижение подростковой преступности сэкономит еще 700 миллионов рублей, уходящих на содержание колоний. Может, из соображений той же экономии часть мер исполнена в стиле ретро ― производственная физкультура на рабочем месте и ©мониторинг физической подготовленностиª, который, кажется, рискует стать реинкарнацией норм ГТО(газ.).В ходе исследования было доказано, что программафизкультурноспортивной подготовки ©Готов к труду и обороне СССРª (ГТО)в русском национальном сознании ассоциативно связанакак с положительными, так и с отрицательными оценочными характеристиками человека, исторических фактов генезиса феномена ГТО, цели внедрения комплекса, видов испытаний и самим процессом сдачи нормативов. Анализ показал, что в контекстах употребления лексемы ГТО в современной публицистике часто не содержится прямо сформулированного негативного мнения об этом феномене, оценка при этом создается при помощи использования автором статьи особых контекстных партнеров, имеющих положительные или отрицательные коннотативные смыслы в сознании современных россиян. Таким образом, положительный или отрицательный ©имиджª формируется как бы исподволь, подсознательно для читателей статьи. Можно утверждать, что ГТО как социокультурный и идеологический символ советской эпохи активно участвует и в современной коммуникации, входит в актуальную культуру современных россиян, состоящую из эмоционально (как позитивно, так и негативно) притягательных ценностей, не только востребованных и актуальных сегодня, но оказывающих влияние на современников, передающих им социальный опыт прошлого.

Ссылки на источники1. Бабенко Л. Г. Концепция, структура и основные лексикографические параметры словаря // Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. –Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2010. –С. 5 –19. 2. Всероссийский физкультурноспортивный комплекс: история, развитие, перспективы: учеб.метод. пособ. / Под ред. Л. А. Рапопорта. –Екатеринбург: СОК ОГ ФСО ©Юность Россииª; Издво АМБ, 2013. –300 с. 3. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности: методы исследования [Текст]: учеб. пособие / С.П. Миронова. –Екатеринбург: Издво ГОУ ВПО ©Рос. гос. проф.пед. унтª, 2008. –133 с. 4. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия. –Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. –2008. –№ 4 (52). –С. 81 –91.

5. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL:http://ruscorpora.ru(дата обращения: 15.03.2015).6. Советское прошлое и культура настоящего: монография: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Купина, О. А. Михайлова. –Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2009. –Т. 2. –396 с.7. Фроловская М. Н.Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога / М. Н. Фроловская // Педагогика. –2007. –№ 6. –С. 60 –63.8. Шендрик И. Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека / И. Г. Шендрик // Образование и наука: известия Уральского отделения Российской академии образования. –2004. –№ 5 (29). –С. 119–130.9. Moazzami M., Khoshraftar N. The effect of a short time training program on physical fitness in female students // Procedia –Social and Behavioral Sciences. Volume15. 2011, pp. 2627–2630. [Электронный ресурс]. URL:http://www.sciencedirect.com/(дата обращения: 08.04.2015).10. Rata B. C., Rata Gloria. Training the Ability to Lead the Instructive–educational Act during the Students‱ Physical Education Lesson// Procedia –Social and Behavioral Sciences. Volume76. April2013, pp. 711–716. [Электронный ресурс]. URL:http://www.sciencedirect.com/(дата обращения: 08.04.2015).