Экономика Канады во время мирового кризиса
Выпуск:
ART 96055
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тихонов
Э.
Е. Экономика Канады во время мирового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
716–720. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96055.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена анализу влияния руководства страны на формирование экономического климата в стране во время переходной экономики и мирового кризиса. Рассмотрена ситуация в экономике Канады во время усиления влияния на экономику страны политических изменений, конкретных политических деятелей, а также влияние мирового финансового кризиса 2008 года.
Ключевые слова:
экономический рост, модернизация экономики, рецессия, мировой финансовый кризис, экономика канады
Текст статьи
Тихонов Эдуард Евгеньевич,канд.тех.наук., доцент. Заведующий кафедрой Информационных систем и программирования НЧОУ ВО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысскigwt@mail.ru
Экономика Канады во время мирового кризиса
Аннотация.Данная статья посвящена анализу влияния руководства страны на формирование экономического климата в стране во время переходной экономики и мирового кризиса. Рассмотрена на примере ситуация в экономике Канады во время усиления влияния на экономику страны политических изменений, конкретных политических деятелей, а также влияние мирового финансового кризиса 2008 года.Ключевые слова:экономика Канады, мировой финансовый кризис, модернизация экономики, экономический рост, рецессия.
Проблемы реализации государственной социальной политики и ее адаптации к глобальным вызовам новейшего времени являются кардинальными для эпох индустриального и постиндустриального обществ в государствах Европы и Америки. Именно правильность проведения социальной политики всоответствии с интересами избирателей, современной экономической конъюнктурой, запросами гражданского общества и правового государства влияют на характер политического курса, проводимого в той или иной стране.Это является как нельзя более актуальным, поскольку существовало немало примеров в новейшей истории стран Европы и Америки, когда действовали обратные примеры, связанные с негативным влиянием экономических факторов на политическую судьбу находившихся у власти правительств. Например, в новейшей истории Германии именно неумение правительств Веймарской республики справиться с негативным влиянием Великой экономической депрессии на развитие этой страны привело к власти националсоциалистов, которые с 1933 г. взяли курс на построение нового мирового порядка, основанного на расовых принципах, а также развязывание с 1939 г. Второй мировой войны, причинившей страдания всему человечеству, и в том числе Советскому Союзу, понесшему огромные человеческие потери и материальные разрушения. В новейшей истории США чрезвычайно трагичным оказался период с 1929 г., когда процветающая страна эпохи «просперити» трансформировалась в государство, чрезвычайно страдающее от Великой экономической депрессии, с колоссальным уровнем безработицы и маршами безработных к Белому дому, сразгулом гангстеров, постоянным обострением социальной нестабильности. Президента США Г. Гувера, не сумевшего противодействовать Великий экономической депрессии, крайне враждебно воспринимали во время его предвыборных поездок по стране в 1932 г., вследствие чего он не был переизбран на президентских выборах и потерпел сокрушительное поражение. Новый президент США Ф. Рузвельт для спасения страны вынужден был полностью менять экономический курс государства и выстраивать его на основе кейнсианской идеологии, т.е. немедленных мер по государственному вмешательству в экономику, в отличие от Г. Гувера, который отдавал предпочтение частнособственнической инициативе и критиковал этатистскую политику своего основного конкурента.В то же время необходимо отметить период в новейшей истории Канады, когда консерваторам удалось избежать вышеупомянутой ситуации, и мировой экономический кризис 2009 гг. не привел к отставке правительства С. Харпера. В связи с этим важной мерой явилась выработка антикризисного плана противодействия глобальному экономическому кризису, поскольку консерваторы ясно отдавали себе отчет в том, что канадский избиратель поддержит только ту партию, которая обеспечит ему социальную стабильность, рост заработной платы, будет противодействовать инфляции, поддержит те отрасли промышленности страны, которые являются кардинальными: автомобилестроение, авиационнокосмическую промышленность, лесопромышленный комплекс, атомную энергетику, предприятия аграрного сектора. В условиях существования постиндустриальной цивилизации и общества массового потребления для консерваторов было очевидным, что именно вопросы социального и экономического характера являются приоритетными для электората, и от того, насколько их решение будет созвучно интересам избирателей, зависит будущее С. Харпера как премьерминистра. Поэтому со второй половины 2008 г., по мере развития глобального экономического кризиса, консерваторы приступили к выработке антикризисного плана регулирования экономики. Важным явился и момент взаимодействия с оппозицией, которая стала требовать от правительства С. Харпера принятия срочных мер в этой сфере, угрожая, в противном случае, создать коалиционное правительство и способствовать отставке премьерминистра. Эти требования стали активно звучать в 2008 г., и, следуя им, а также в целом тактике общей необходимости борьбы с глобальным экономическим кризисом, правительство С. Харпера утвердило ряд мер по противодействию рецессии на 2009 —2010 гг. Существенным моментом здесь явился и тот, что после всеобщих выборов января 2006 г., а также 2008 г. консерваторы обладали только парламентским меньшинством, тем самым в значительной степени находясь в зависимости от действий Либеральной партии, НДП и Квебекского блока в парламенте. Поэтому, не имея парламентского большинства, консерваторы желали как можно больше оставаться у власти, не желая, например, повторить судьбу лидера ПКП Дж. Кларка, который, возглавляя правительство парламентского меньшинства, являлся премьерминистром Канады меньше года —с июня 1979 г. по март 1980 г., вынужден был уйти в отставку, и больше никогда не возвращался к власти, поскольку его партия впоследствиипроиграла всеобщие выборы 2000г. Именно, исходя из вышесказанного, консерваторы должны были гибко подходить к процессу принятия решений, и прежде всего в области экономики.[1]
Поэтому уже перед всеобщими выборами 2008 г. консерваторы стали заниматься выработкой антикризисного плана развития экономики, а в декабре этого года, после своей победы и формирования очередного правительства парламентского меньшинства, официально объявили о необходимости противодействию рецессии. Как подчеркивают российские ученые Л. А. Немова и Е. Е. Хорошилов, в основе данного плана лежали принципы срочности, адресной поддержки и временного характера большинства мер. В условиях развития глобального кризиса данная программа предусматривала необходимые меры поддержки в отношении финансового сектора, крупного, малого бизнеса, отдельных отраслей промышленности, инфраструктурных проектов. Кроме того, исключительно важными явились государственные мероприятия по социальной поддержке населения.[2]Осенью 2008 г. была начата программа выкупа ипотечных кредитов государством в целях увеличения ликвидности финансовых институтов на общую сумму в 150 млрд канадских долларов. Помимо этого, были введены госгарантии по кредитам страховых компаний. В случае ухудшения экономической ситуации и необходимости помощи финансовым институтам, правительство Канады выразило готовность внести в законодательство соответствующие поправки, которые позволят государственным структурам иметь акции страховых компаний и банков.Консервативное правительство во главе со С. Харпером, отдавая себе отчет, что мировой экономический кризис может развиваться далее, предприняло необходимые меры по стимулированию развития малого, среднего и крупного бизнеса. В частности, канадским организациям были предоставлены налоговые льготы, были повышены налоговые скидки на приобретение всех видов промышленного оборудования, и введено полное списание затрат на закупку компьютеров. Помимо этого, правительство отказалось от импортных пошлин на некоторое промышленное оборудование, что позволило бы канадским компаниям сэкономить до 450 млн канадских долларов в течение пяти лет. Помимо этого, в целях поддержки малых компаний потолочный размер кредитования был увеличенс 260 тыс. до 360 тыс. канадских долларов.
Канадское правительство также обеспечило финансовую поддержку основным отраслям промышленности, и, в частности, автомобилестроению, авиационнокосмической промышленности, лесной промышленности, энергетической промышленности, предприятиям аграрного сектора. Министерство финансов Канады оказало поддержку автомобилестроительным корпорациям на сумму в объеме 2,7 млрд канадских долларов. Для поддержки в кризисный период авиационнокосмической промышленности в октябре 2008 г. консерваторы объявили о создании специального фонда, инвестировав в него 50 млн. канадских долларов с обязательством пополнения его на 50 млн канадских долларов ежегодно в течение четырех последующих лет. Помимо этого, канадское правительство инвестировало более 170 млрд долл. В развитие и поддержку лесопромышленного комплекса, около 350 млн долларов в развитие атомной энергетики и около 550 млн долларов в функционирование предприятий аграрного сектора.В период мирового экономического кризиса канадское правительство уделяло значительное внимание и модернизации инфраструктуры. В 2008 г. была сформирована федеральная программа, предусматривающая выделение 33 млрд канадских долларов на инфраструктурные проекты на пять лет.Находящаяся у власти Консервативная партия уделила значительное внимание социальной поддержке населения, что в условиях экономического кризиса всегда является особенно важным. В частности, были предприняты меры по увеличению сроков выдачи пособий по безработице, а также были увеличены ассигнования на программы профессионального обучения и повышения уровня образования уволенных и занятых работников. Максимальный срок выплат пособий по безработице был продлен с 45 до 50 недель, а дополнительные выделения на профессиональную переподготовку в объеме 1 млрд канадских долларов на год были распределены между различными типами программ, предназначенных для переобучения работников тех сфер промышленности, где увольнения были наиболее массовые.Таким образом, консерваторы осуществили продуманный шаг, связанный с принятием необходимых мер, противодействующих глобальному экономическому кризису. Этот план был принят своевременно, в конце 2008 г., с таким расчетом, чтобы предотвратить негативные последствия действия рецессии на Канаду, снять возможную социальную напряженность в обществе, обеспечить государственную поддержку населения в целом, а также основных сфер промышленности и сельского хозяйства, малого, среднего и крупного бизнеса. Предприняв данные меры, консерваторы, с одной стороны, учли требования оппозиции, а с другой, сами по сути дела, продлили себе властный мандат на всеобщих выборах 2008 г., а затем 2011 г., когда избиратели в целом были удовлетворены мерами правящей партии в области социального и экономического развития государства. Тем самым премьерминистр С. Харпер продемонстрировал, каким образом можно оставаться у власти, своевременно отвечая на запросы времени и электората.
Ссылки на источники1.В.И. Соколов, Л.А. Немова, Е.Г. Комкова, Е.В. Исраелян, Е.Е. Хорошилов, Т.А. Щукина. Канадские выборы –2008. Дискуссия. –«США * Канада: экономика, политика, культура», № 1, 2009.2.Л.А. Немова, Е.Е. Хорошилов. Антикризисная программа правительства Канады. –«США * Канада: экономика, политика, культура», № 5, 2009.
Экономика Канады во время мирового кризиса
Аннотация.Данная статья посвящена анализу влияния руководства страны на формирование экономического климата в стране во время переходной экономики и мирового кризиса. Рассмотрена на примере ситуация в экономике Канады во время усиления влияния на экономику страны политических изменений, конкретных политических деятелей, а также влияние мирового финансового кризиса 2008 года.Ключевые слова:экономика Канады, мировой финансовый кризис, модернизация экономики, экономический рост, рецессия.
Проблемы реализации государственной социальной политики и ее адаптации к глобальным вызовам новейшего времени являются кардинальными для эпох индустриального и постиндустриального обществ в государствах Европы и Америки. Именно правильность проведения социальной политики всоответствии с интересами избирателей, современной экономической конъюнктурой, запросами гражданского общества и правового государства влияют на характер политического курса, проводимого в той или иной стране.Это является как нельзя более актуальным, поскольку существовало немало примеров в новейшей истории стран Европы и Америки, когда действовали обратные примеры, связанные с негативным влиянием экономических факторов на политическую судьбу находившихся у власти правительств. Например, в новейшей истории Германии именно неумение правительств Веймарской республики справиться с негативным влиянием Великой экономической депрессии на развитие этой страны привело к власти националсоциалистов, которые с 1933 г. взяли курс на построение нового мирового порядка, основанного на расовых принципах, а также развязывание с 1939 г. Второй мировой войны, причинившей страдания всему человечеству, и в том числе Советскому Союзу, понесшему огромные человеческие потери и материальные разрушения. В новейшей истории США чрезвычайно трагичным оказался период с 1929 г., когда процветающая страна эпохи «просперити» трансформировалась в государство, чрезвычайно страдающее от Великой экономической депрессии, с колоссальным уровнем безработицы и маршами безработных к Белому дому, сразгулом гангстеров, постоянным обострением социальной нестабильности. Президента США Г. Гувера, не сумевшего противодействовать Великий экономической депрессии, крайне враждебно воспринимали во время его предвыборных поездок по стране в 1932 г., вследствие чего он не был переизбран на президентских выборах и потерпел сокрушительное поражение. Новый президент США Ф. Рузвельт для спасения страны вынужден был полностью менять экономический курс государства и выстраивать его на основе кейнсианской идеологии, т.е. немедленных мер по государственному вмешательству в экономику, в отличие от Г. Гувера, который отдавал предпочтение частнособственнической инициативе и критиковал этатистскую политику своего основного конкурента.В то же время необходимо отметить период в новейшей истории Канады, когда консерваторам удалось избежать вышеупомянутой ситуации, и мировой экономический кризис 2009 гг. не привел к отставке правительства С. Харпера. В связи с этим важной мерой явилась выработка антикризисного плана противодействия глобальному экономическому кризису, поскольку консерваторы ясно отдавали себе отчет в том, что канадский избиратель поддержит только ту партию, которая обеспечит ему социальную стабильность, рост заработной платы, будет противодействовать инфляции, поддержит те отрасли промышленности страны, которые являются кардинальными: автомобилестроение, авиационнокосмическую промышленность, лесопромышленный комплекс, атомную энергетику, предприятия аграрного сектора. В условиях существования постиндустриальной цивилизации и общества массового потребления для консерваторов было очевидным, что именно вопросы социального и экономического характера являются приоритетными для электората, и от того, насколько их решение будет созвучно интересам избирателей, зависит будущее С. Харпера как премьерминистра. Поэтому со второй половины 2008 г., по мере развития глобального экономического кризиса, консерваторы приступили к выработке антикризисного плана регулирования экономики. Важным явился и момент взаимодействия с оппозицией, которая стала требовать от правительства С. Харпера принятия срочных мер в этой сфере, угрожая, в противном случае, создать коалиционное правительство и способствовать отставке премьерминистра. Эти требования стали активно звучать в 2008 г., и, следуя им, а также в целом тактике общей необходимости борьбы с глобальным экономическим кризисом, правительство С. Харпера утвердило ряд мер по противодействию рецессии на 2009 —2010 гг. Существенным моментом здесь явился и тот, что после всеобщих выборов января 2006 г., а также 2008 г. консерваторы обладали только парламентским меньшинством, тем самым в значительной степени находясь в зависимости от действий Либеральной партии, НДП и Квебекского блока в парламенте. Поэтому, не имея парламентского большинства, консерваторы желали как можно больше оставаться у власти, не желая, например, повторить судьбу лидера ПКП Дж. Кларка, который, возглавляя правительство парламентского меньшинства, являлся премьерминистром Канады меньше года —с июня 1979 г. по март 1980 г., вынужден был уйти в отставку, и больше никогда не возвращался к власти, поскольку его партия впоследствиипроиграла всеобщие выборы 2000г. Именно, исходя из вышесказанного, консерваторы должны были гибко подходить к процессу принятия решений, и прежде всего в области экономики.[1]
Поэтому уже перед всеобщими выборами 2008 г. консерваторы стали заниматься выработкой антикризисного плана развития экономики, а в декабре этого года, после своей победы и формирования очередного правительства парламентского меньшинства, официально объявили о необходимости противодействию рецессии. Как подчеркивают российские ученые Л. А. Немова и Е. Е. Хорошилов, в основе данного плана лежали принципы срочности, адресной поддержки и временного характера большинства мер. В условиях развития глобального кризиса данная программа предусматривала необходимые меры поддержки в отношении финансового сектора, крупного, малого бизнеса, отдельных отраслей промышленности, инфраструктурных проектов. Кроме того, исключительно важными явились государственные мероприятия по социальной поддержке населения.[2]Осенью 2008 г. была начата программа выкупа ипотечных кредитов государством в целях увеличения ликвидности финансовых институтов на общую сумму в 150 млрд канадских долларов. Помимо этого, были введены госгарантии по кредитам страховых компаний. В случае ухудшения экономической ситуации и необходимости помощи финансовым институтам, правительство Канады выразило готовность внести в законодательство соответствующие поправки, которые позволят государственным структурам иметь акции страховых компаний и банков.Консервативное правительство во главе со С. Харпером, отдавая себе отчет, что мировой экономический кризис может развиваться далее, предприняло необходимые меры по стимулированию развития малого, среднего и крупного бизнеса. В частности, канадским организациям были предоставлены налоговые льготы, были повышены налоговые скидки на приобретение всех видов промышленного оборудования, и введено полное списание затрат на закупку компьютеров. Помимо этого, правительство отказалось от импортных пошлин на некоторое промышленное оборудование, что позволило бы канадским компаниям сэкономить до 450 млн канадских долларов в течение пяти лет. Помимо этого, в целях поддержки малых компаний потолочный размер кредитования был увеличенс 260 тыс. до 360 тыс. канадских долларов.
Канадское правительство также обеспечило финансовую поддержку основным отраслям промышленности, и, в частности, автомобилестроению, авиационнокосмической промышленности, лесной промышленности, энергетической промышленности, предприятиям аграрного сектора. Министерство финансов Канады оказало поддержку автомобилестроительным корпорациям на сумму в объеме 2,7 млрд канадских долларов. Для поддержки в кризисный период авиационнокосмической промышленности в октябре 2008 г. консерваторы объявили о создании специального фонда, инвестировав в него 50 млн. канадских долларов с обязательством пополнения его на 50 млн канадских долларов ежегодно в течение четырех последующих лет. Помимо этого, канадское правительство инвестировало более 170 млрд долл. В развитие и поддержку лесопромышленного комплекса, около 350 млн долларов в развитие атомной энергетики и около 550 млн долларов в функционирование предприятий аграрного сектора.В период мирового экономического кризиса канадское правительство уделяло значительное внимание и модернизации инфраструктуры. В 2008 г. была сформирована федеральная программа, предусматривающая выделение 33 млрд канадских долларов на инфраструктурные проекты на пять лет.Находящаяся у власти Консервативная партия уделила значительное внимание социальной поддержке населения, что в условиях экономического кризиса всегда является особенно важным. В частности, были предприняты меры по увеличению сроков выдачи пособий по безработице, а также были увеличены ассигнования на программы профессионального обучения и повышения уровня образования уволенных и занятых работников. Максимальный срок выплат пособий по безработице был продлен с 45 до 50 недель, а дополнительные выделения на профессиональную переподготовку в объеме 1 млрд канадских долларов на год были распределены между различными типами программ, предназначенных для переобучения работников тех сфер промышленности, где увольнения были наиболее массовые.Таким образом, консерваторы осуществили продуманный шаг, связанный с принятием необходимых мер, противодействующих глобальному экономическому кризису. Этот план был принят своевременно, в конце 2008 г., с таким расчетом, чтобы предотвратить негативные последствия действия рецессии на Канаду, снять возможную социальную напряженность в обществе, обеспечить государственную поддержку населения в целом, а также основных сфер промышленности и сельского хозяйства, малого, среднего и крупного бизнеса. Предприняв данные меры, консерваторы, с одной стороны, учли требования оппозиции, а с другой, сами по сути дела, продлили себе властный мандат на всеобщих выборах 2008 г., а затем 2011 г., когда избиратели в целом были удовлетворены мерами правящей партии в области социального и экономического развития государства. Тем самым премьерминистр С. Харпер продемонстрировал, каким образом можно оставаться у власти, своевременно отвечая на запросы времени и электората.
Ссылки на источники1.В.И. Соколов, Л.А. Немова, Е.Г. Комкова, Е.В. Исраелян, Е.Е. Хорошилов, Т.А. Щукина. Канадские выборы –2008. Дискуссия. –«США * Канада: экономика, политика, культура», № 1, 2009.2.Л.А. Немова, Е.Е. Хорошилов. Антикризисная программа правительства Канады. –«США * Канада: экономика, политика, культура», № 5, 2009.