Новая инновационная технология формирования рационального ассортимента производственной одежды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаджибекова И. А., Тагирова Ф. В., Шахбасова К. Д., Алимова М. Р. Новая инновационная технология формирования рационального ассортимента производственной одежды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 721–725. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96056.htm.
Аннотация. Разработка рациональной структуры ассортимента производственной одежды (ПО) для заданной совокупности производств (технологических процессов и структурных подразделений промышленных предприятий) своей целевой установкой имеет создание ассортиментных групп и рядов изделий ПО, адекватно соответствующих дифференцированной структуре потребительских и профессионально-производственных ситуаций. Комплексное решение этих разноуровневых задач требует разработки новой информационной технологии, позволяющей соблюсти интересы всех участников процесса формирования и функционирования ассортимента ПО. Целью работы является исследование процесса и разработка технологии формирования ассортимента производственной одежды, обеспечивающей оперативное и эффективное взаимодействие предприятий производителей и потребителей при гарантированном обеспечении соответствия структуры ассортимента, функционального и модельного ряда изделий совокупности отраслевых профессионально-производственных ситуаций. Научная новизна работы заключается в разработке концептуальной инфологической модели процесса формирования ассортимента производственной одежды при решении взаимосвязанных разноуровневых задач, представленной в качестве алгоритма информационной системы открытого типа, позволяющей оперативно управлять непрерывно растущим объемом информации о жизненном цикле изделий ПО и формировать разноцелевые ассортиментные группы ПО как в видовой номенклатуре, так и в моделях фирм-производителей. Практическая значимость работы заключается в разработке основных модулей информационной системы: базы данных, программного блока и пользовательского интерфейса, позволяющих осуществлять хранение и обработку данных в контексте решения разноуровневых задач формирования ассортимента ПО и являющихся основой для последующего создания программного комплекса в архитектуре «клиент-сервер». Промышленная апробация результатов работы осуществлялась при формировании ассортимента производственной одежды для работников ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8» (филиал «Дагестанская генерация»).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гаджибекова Ирада Аслановна, к.т.н., доцент, доцент кафедры товароведения и экспертизы ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкалаnaina.92@mail.ru

Тагирова Фариза Вагифовна, Студент 4 курса технологического факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкалаfariza.tagirova@mail.ru

Шахбасова Камиля Джафаровна, Студент 4 курса технологическогофакультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала

Алимова Маисат Рустамовна,Студент 4 курса технологического факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала

Новая инновационнаятехнологииформирования ассортимента производственной одежды

Аннотация. Разработка рациональной структуры ассортимента производственной одежды (ПО) для заданной совокупности производств (технологических процессов и структурных подразделений промышленных предприятий) своей целевой установкой имеет создание ассортиментных групп и рядов изделий ПО, адекватно соответствующих дифференцированной структуре потребительских и профессиональнопроизводственных ситуаций.Комплексное решение этих разноуровневых задач требует разработки новой информационной технологии, позволяющей соблюсти интересы всех участников процесса формирования и функционирования ассортимента ПО.Цельюработыявляется исследование процесса и разработка технологии формирования ассортимента производственной одежды, обеспечивающей оперативное и эффективноевзаимодействие предприятий производителей и потребителей при гарантированном обеспечении соответствия структуры ассортимента, функционального и модельногоряда изделий совокупности отраслевых профессиональнопроизводственных ситуаций. Научная новизнаработы заключается в разработке концептуальной инфологической модели процесса формирования ассортимента производственной одежды при решении взаимосвязанных разноуровневых задач, представленной в качестве алгоритма информационной системы открытого типа, позволяющей оперативно управлять непрерывно растущим объемом информации о жизненном цикле изделий ПО и формировать разноцелевые ассортиментные группы ПО, как в видовой номенклатуре, так и в моделях фирмпроизводителей.Практическая значимость работызаключается в разработке основных модулей информационной системы: базы данных, программного блока и пользовательского интерфейса, позволяющих осуществлять хранение и обработку данных в контексте решения разноуровневых задач формирования ассортимента ПО и являющихся основой для последующего создания программного комплекса в архитектуре «клиентсервер».Промышленная апробация результатов работы осуществлялась при формировании ассортимента производственной одежды для работников ОАО «Южная генерирующая компания ТГК8» (филиал «Дагестанская генерация»).

Ключевые слова. Производственная одежда, ассортимент, программное обеспечение, нормируемые характеристики, профессиональнопроизводственных ситуаций, условия эксплуатации, информационная система, стержневые сущности, отрасли экономики

Сложившаяся в настоящее время жесткая конкурентная ситуация на российском рынке предприятийпоставщиков ПО, постоянно изменяющиеся требования предприятийпотребителей ПО и, наконец, восстановленный в последние годы в полном объеме государственный контроль в области охраны труда работающих на производстве, актуализируют целый ряд новых задач при формировании ассортиментных групп одежды рассматриваемого назначения. Особое место в этом ряду задач занимает необходимость формирования ассортиментных групп ПО, которые, обеспечивая твердые позиции на рынке предприятияизготовителя, гарантированно обеспечивают защиту работающих промышленных предприятий от воздействия опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ). Действительно, с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, предприятияпроизводители часто допускают превалирование эстетических или экономических показателей изделий ПО над функциональными. При этом, объем выпускаемых ассортиментных групп ПО либо неоправданно расширяется, требуя больших материальных затрат на получение и поддержание сертификатов соответствия на каждую модель ассортиментной группы, либо сужается, отсекая многих потенциальных заказчиков. В свою очередь, потребители ПО, основной задачей которых является соблюдение принципа соответствия цены и качества приобретаемых изделий, оказываются перед проблемой формирования ассортимента ПО своего предприятия из постоянно меняющегося товарного ассортимента производителей ПО при весьма нечетком представлении о качестве приобретаемых изделий. Еще более сложной является задача контроля государственными инспекциями труда за выполнением «Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Такое положение объясняется тем, что, несмотря на наличие утвержденных Министерством труда и социального развития РФ «Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам» (ТОН) для всех отраслей экономики, четкое структурирование нормируемых показателей отсутствует. Таким образом, к актуальным проблемным вопросам совершенствования процесса формирования ассортимента ПО в настоящее время следует отнести необходимость обеспечения возможности четкого сопоставления общих (нормируемых) требований к отраслевому ассортименту ПО, их конкретизированных формулировок в заявках на разработку (поставку) ассортимента ПО для заданной совокупности производств, объективных функциональноэргономических признаковисубъективных художественнотехнических характеристик изделий модельных рядов фирмпроизводителей и, как следствие,создания условий для организации контроля соответствия ассортимента ПО структуре потребительских ситуаций на всехуровнях его функционирования. Для достижения целей работы был проведенанализ теоретикометодических подходов к решению разноуровневых задач формирования ассортимента производственной одежды,на основе ретроспективного обзора этапов развития теории формирования ассортимента производственной одежды, анализа системы исследований, проводимых для получения данных о жизненном цикле изделий ассортимента ПО и перспектив их использования в рассматриваемой области информационных технологий, ориентированных на реализацию функций информационных систем.Проведенный анализ показал, что методологические основы решения многих из актуальных задач формирования ассортимента были созданы в предшествующем опыте проектных и научноисследовательских работ. Вопросам целенаправленного формирования ассортимента ПО в условиях новой парадигмы хозяйствования посвящен целый ряд исследовательских работ, выполненных в СПГУТД (Сурженко Е.Я., Таштобаева Б.Э., Зуева Т.В.), МГУДТ (Воропаева Н.К., Кавардакова В.Г.), в которых решены задачи накопления и переработки информационных данных об условиях эксплуатации ПО, предложены методы группировки профессиональнопроизводственных ситуаций, разработаны концептуальныемодели процесса формирования ассортимента и принципы его дизайнпрограммирования. Проведен подробный анализ существующей системы исследований и определены проблемные вопросы совершенствования процесса формирования ассортимента ПО.Достижение необходимой на современном этапе оперативности и качества создания ассортиментных групп ПО невозможно без использования современных технических и программных средств, обладающих широкими функциональными возможностями. На основе анализа доступных источников информации определен вид информационных систем (ИС), которые наилучшим образом подходят для решения поставленных задач аналитического, планового, прогностического и управленческого характера. Установлено, что при разработке ИС определяющее значение имеет рациональное кодирование используемой информации и подробная проработка логических моделей процесса функционирования ассортимента ПО, в первую очередь обеспечивающих простоту управления ИС.Результатом выполненного аналитического обзора явилосьформулирование основных задачработ:

разработка концептуальной инфологической модели процесса формирования и функционирования ассортимента ПО;

разработка логических моделей для создания информационной системы, позволяющей оперативно и качественно формировать ассортиментные группы ПО;

создание информационной системы (базы данных и программного обеспечения) для формирования ассортиментных групп ПО в контексте решения различных задач;

обеспечение взаимосвязи разрабатываемых ассортиментных групп ПО приформировании ассортимента ПО предприятияпотребителя на базе нормируемого ассортимента ПО отраслей экономики и функциональномодельных рядов ПО предприятияизготовителя;

установление критериев выбора модельноконструкторских решений при формировании ассортимента ПО предприятияпотребителя;

оценка уровня соответствия сформированного ассортимента ПО реальной структуре производственнопотребительских ситуаций

Разработке логических моделей функционирования ассортимента производственной одежды, начиная от создания моделей ПО с определенным набором функциональных, художественноконструкторских и технологических характеристик на предприятияхпроизводителях и заканчивая формированием ассортимента ПО отраслей экономики предшествует установлениепринципов формирования различных ассортиментных групп:[1]изделия ПО, необходимые для обеспечения работающих всех профессий и должностей отраслей экономики РФ, являются структурообразующей основой всех ассортиментных групп производственной одежды;изделия ПО, необходимые для каждой профессии (должности), могут быть представлены как в виде структурированного описания их объективных характеристик (нормируемых характеристик и функциональноэргономических признаков, соответствующих условиям эксплуатации), так и в виде конкретных художественноконструкторских решений (моделей) ПО;изделия ПО (функциональномодельные решения), составляющие основу ассортимента ПО, разработанного и производимого в условиях предприятияизготовителя, должны быть представлены ввиде структурированного описания как объективных, так и субъективных характеристик, определяющих их конструктивные и модельные особенности;ассортиментные группы изделий ПО формируются на основе трехуровневого анализа совпадений объективных характеристик изделий ПО для каждой профессии предприятияпотребителя и предлагаемых моделей предприятияизготовителя.Инфологическая модель процесса принятия решений многоуровневых ассортиментных задач разработана на основании логической группировки данных о предметнойобласти функционирования ассортимента ПО и представлена на рисунке1 в виде ERдиаграммы. Основными конструктивными элементами данной диаграммы являются сущности (объекты процесса формирования ассортимента, информация о которых в виде их свойстватрибутовподлежит хранению и дальнейшему использованию изделия ПО, необходимые для обеспечения работающих всех профессий и должностей отраслей экономики РФ, являются структурообразующей основой всех ассортиментных групп производственной одежды;изделия ПО, необходимые для каждой профессии (должности), могут быть представлены как в виде структурированного описания их объективных характеристик (нормируемых характеристик и функциональноэргономических признаков, соответствующих условиям эксплуатации), так и в виде конкретных художественноконструкторских решений (моделей) ПО;изделия ПО (функциональномодельные решения), составляющие основу ассортимента ПО, разработанного и производимого в условиях предприятияизготовителя, должны быть представлены в виде структурированного описания как объективных, так и субъективных характеристик, определяющих их конструктивные и модельные особенности;ассортиментные группы изделий ПО формируются на основе трехуровневого анализа совпадений объективных характеристик изделий ПО для каждой профессии предприятияпотребителя и предлагаемых моделей предприятияизготовителя.Для разработанной инфологической модели стержневыми (основными) сущностями являются: «Отрасли», «Профессии», «Предприятия», «Модели», «Ассортимент ПО отраслей», «Ассортимент ПО фирмыпроизводителя» и формируемая на их основе стержневая зависимая сущность «Ассортимент ПО предприятия», а характеристическими (уточняющими) сущностями являются: «Нормируемые характеристики», «Характеристики условий эксплуатации» и «Характеристики модельных особенностей». Сущности формируются атрибутами, например, для сущности «Модели ПО»атрибутами являются «Номер модели», «Внешний вид» и «Описание».Для оперативного формирования отраслевых и производственных ассортиментных групп ПО в информационной системе, функционирующей в среде MicrosoftAccessпроведенанормализацияданныхиразработанылогические модели связей между данными (даталогическая и оптимизационновременная модели).

Осуществленаразработка основного компонента информационной системы –база данных для хранения информации об ассортименте ПО, который формируется установленными государственными «Отраслевыми нормами», требованиями эксплуатации, предложениями предприятийпроизводителей и предпочтениями потребителей Основными принципами построения базы данных явились следующие:структура разрабатываемой базы данных соответствует логическим моделям функционирования ассортимента ПО;целостность уникальной информации, хранящейся в таблицах и формах, обеспечивается первичными ключами, являющимися символьными выражениями логики построения каждой таблицы, а потому доступна и понятна, как разработчикам, так и пользователям;структурные таблицы с атрибутами стержневых и характеристических сущностей, которые в ряде случаев должны рассматриваться, как единое целое,связаны между собой первичными ключами и имеют возможность преобразовываться винформационные блоки (например, нормируемые характеристики и характеристики условий эксплуатации, выраженные в признаковом пространстве функциональноэргономических показателей изделий, рассматриваются, как объективные характеристики ПО).Основываясь на вышеперечисленных принципах разработаны структурные таблицы для хранения данных об ассортименте ПО, наименование и содержание которых соответствует стержневым и характеристическим сущностям, и соответствующие им формы ввода данных. Для удобства ввода данных и обеспечения быстродействия ИС к большинству полей форм подключены разработанные в виде вспомогательных двумерных таблиц БД информационные справочники, которые позволяют вводить в форму данные методом выбора открытой информации, а хранить их в структурных таблицах в кодированной форме.

На рисунке 2 представлена форма для нескольких таблиц «Ассортимент ПО предприятияизготовителя» с открытыминформационнымсправочником для ввода информации о материалах верха спецодежды. Все информационные справочники разработаны на основе структурирования объективных и субъективных характеристик ПО с обязательным установлением первичных ключей в виде символьного выражениялогики построения каждого справочника.

После создания БД (описания предметной области процесса формирования ассортимента ПО) необходимо реализовать события (действия), предусмотренные логическими моделями и структурой БД, что возможно осуществить с помощью структурного программирования на VisualBasic. Апробация работы информационной системы осуществлена при формировании ассортимента ПО для работающих ОАО «Южная генерирующая компания ТГК8» филиал «Дагестанская генерация» (г. Махачкала), являющегося типичным предприятием топливноэнергетического комплекса (ТЭК) России.

В результате апробации информационной системы установлено, что все разработанные процедуры обеспечивают оперативное формирование ассортимента ПО предприятияпотребителя и удобны в использовании. Установлено, также, что наибольшие временные затраты возникают при необходимости выбора одной модели из предлагаемого фирмойпроизводителем модельного ряда изделий ПО.

Изготовленная партия изделий прошла опытную эксплуатацию в натурных условиях, в ходе которой подтвержден высокий уровень функциональноэргономического соответствия разработанныхкомплектов условиям труда оперативных руководителей ЮГК ТГК8.Проведены теоретические и экспериментальные исследования и выполнены технологические разработки в области совершенствования информационного и методического обеспечения процесса формирования ассортимента производственной одежды, имеющие существенное значение для повышения уровня функционального соответствия изделий дифференцированной структуре профессиональнопроизводственных ситуаций.

Ссылки на источники 1.Гаджибекова И.А.Разработка технологии решения разноуровневых задач формирования ассортимента производственной одежды.

: Дис. канд. техн. наукСПб., СПбГУТД, 2007. –176 с.





















Рис. 1.Концептуальная информационнологическая модель процесса принятия решений при формировании ассортимента производственной одеждыУтеплительЦенаНомерХарактеристикимодельных особенностейХарактеристики условий эксплуатацииВключаетв себяВключаетв себяАССОРТИМЕНТПО ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИАССОРТИМЕНТ ПО ФИРМЫПРОИЗВОДИТЕЛЯФормируетФормируетНормируемые характеристикиВключаетв себяВключаетв себяОсновная харМатериалСезонностьИзделия ПОГруппы ОВПФКатегории персоналаОВПФНаименованиеПРЕДПРИЯТИЯЯвляются заказчикамиКонтактыГОСТПодкладкаМатериал верхаСигнальные эл.ПРОФЕССИИОТРАСЛИВключаетв себяВключаетв себяВыбирает АССОРТИМЕНТ ПО ПРЕДПРИЯТИЯПОТРЕБИТЕЛЯМОДЕЛИВключаетв себяОписаниеВнешний видВыбирает

Рис.2.–Форма для ввода данных