Нравственные аспекты формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыскова М. И. Нравственные аспекты формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 781–785. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96069.htm.
Аннотация. Статья посвящена социально-философскому анализу нравственных аспектов формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира. Рассматривается диалектическая взаимосвязь исторического, художественного и нравственного сознания, проявляющаяся при определенных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лыскова Марина Ивановна,кандидат философских наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ДПО «ТИПК МВД России»), г. Тюменьmlyskova@yandex.ru

Нравственные аспекты формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира

Аннотация. Статья посвящена социальнофилософскому анализу нравственных аспектов формирования массового исторического сознания в процессе художественного познания мира. Рассматривается диалектическая взаимосвязь исторического, художественного и нравственного сознания, проявляющаяся при определенных условиях.Ключевыеслова: массовое историческое сознание, художественное познание, историческая художественная литература,нравственное сознание, художественное сознание.

Общепризнанным является тот факт, что историческое сознание носит ценностный характер в силу самой природы исторической реальности, имеющей помимо прочих и ценностносмысловое измерение. Историческое сознание является мировоззренческой характеристикой культуры любой эпохи, оно выступает своеобразным синтезатором и анализатором человеческих ценностей. Познание прошлого может превратиться в поиск социальных ценностей, в обретение человеком социальных ориентиров. Тем более, когда «в обстановке мировоззренческой пустоты человечество налаживает поиски новой духовной основы тотальности»[1. С. 320]. Таким образом, историческое сознание является необходимым компонентом аксиологической ориентации человека. Очевидно, что процесс формирования исторического сознания подразумевает не только приобщение к знаниям, но и усвоение ценностей. Сегодня, когда, как никогда ранее, обострена борьба за сердца и умы людей, за их миропонимание, аксиологические приоритеты, социальные ориентиры, философское осмысление ценностного ресурса исторического сознания приобретает особую актуальность. Социальнофилософский анализ аксиологического содержания исторической художественной литературы как источника формирования массового исторического сознания способствует обоснованиювозможностиизучения исторической реальности и формирования ценностного отношения к истории в процессе художественного познания мира (через чтение исторической прозы).Начиная с мифотворческого состояния, историческое сознание оказывается неразрывно связанным с выполнением нравственномировоззренческой функции: сказания, мифы и легенды формировали необходимые нормы поведения. По мнению М. А. Киселя, «открытие морального измерения человеческого существования, повидимому, совпадает с первыми проблесками исторического сознания, начинающего уже интересоваться собственным прошлым, т.е. выделять деяния своих предков из общего круговорота космических происшествий…» [2. С. 21]. Нравственно назидательные традиции мифологического творчества были продолжены первыми представителями античной историографии, которые считали моральновоспитательную функцию истории одной из главных. Вместе с другими видами искусства история была призвана воздействовать на человеческие души и формировать достойные нравственные качества, ее практическими целями были воспитание гражданских добродетелей, моральное поучение, политическое воспитание. Средневековые хроники, хоть и не обладали в сравнении с классическими античными произведениями большой силой художественной выразительности, имели такое же предназначение. Социальнополитическая направленность и отсутствие критического отношения к источникам делали эти произведения средством целенаправленного идеологического воздействия. Эпоха Возрождения продолжила эти традиции, но перенесла акценты на критический подход к источникам, что было связано с формированием научного познания. По мере становления истории как науки укреплялись идеи, обосновывающие независимость достоверных исторических знаний от моральноидеологического начала. Однако тема взаимоотношений истории и морали, взаимосвязи научнотеоретических и моральнооценочных моментовв историческом сознании продолжала оставаться актуальной. Осмысление нравственных аспектов формирования исторического сознания является объектом размышлений многих современных философов. Еще в 1969 г., в сборнике «Философские проблемы исторической науки» А. Я. Гуревич акцентировал внимание на прямом отношении исторического сознания к нравственности, подчеркнув, что общественное значение истории невозможно правильно оценить, если не принимать во внимание ее этическую и воспитательную функцию: «Только знание истории может дать обществу и человеку должную глубокую перспективу, установить связь настоящего с прошлым и тем самым включить конечное, жизнь каждого человека и поколения, в бесконечное,в жизнь рода человеческого» [3. С. 78]. История, по определению А. Я. Гуревича, есть самосознание общества и человечества. В. А. Ельчанинов следующим образом характеризует историческое сознание: «Являясь одним из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, историческое сознание столь же необходимо человечеству, как искусство, мораль и философия. Развивая исторические знания, общество уже давно использует их для формирования духовного мира личности» [4. С. 3]. Сущность исторического сознания, по мнению В. А. Ельчанинова, заключается в «многообразном по форме отражении, оценке и эмоциональном переживании развивающейся во времени социальной действительности» [5. С. 13]. Ученый признает взаимную обусловленность и взаимопроникновение исторического и нравственного сознания, в силу чего оценки прошлого могут приобретать нравственнооценочный характер. Кроме того, «тесное взаимодействие исторического сознания с художественным порождает эстетические оценки прошлых событий» [5. С. 12]. Более того, В. А. Ельчанинов принимает в качестве бесспорного положения то, что «историческое сознание существует в художественнообразных формах и в виде научного знания» [5. С. 44]. Он подчеркивает факт влияния исторической прозы на формирование нравственного мира и мировоззрения личности, считая, что «…самой мощной нравственно воздействующей силой обладает особый вид художественной литературы ‬исторический роман» [4. С. 34]. Мы полагаем, что это является закономерным следствием того, что, помимо теоретического и практического отношения к миру, человечество осваивает его ценностно, что предполагает эмоционально окрашенное восприятие окружающей действительности, соотнесение внешних явлений с внутренним миром человека. Немаловажным нам представляется тот факт, что филологи разделяют точку зрения философов, так, например, В.А. Юдин в книге «Человек. История. Память» подчеркивает: «Коренная особенность историкоповествовательной литературы ‬во взаимодействии трех ее основных функций: познавательной, эстетической и воспитательной» [6. С. 3]. Автор отмечает, что историческая литература компенсирует «нравственный инфантилизм» и «духовную безродность» [6. С. 16]. Он убежден, что необходимо учитывать важность фактора формирования исторического сознания с помощью художественных образов. А. В. Гулыга считает переживание неотъемлемым компонентом исторического сознания: «И тот, кто исследует историю, и тот, кто знакомится с ней впервые, не может быть равнодушен к материалу: история повествует о людских свершениях. Чем ближе они к тебе, тем глубже захватывают» [7. С. 287]. Независимо от источника информации об истории, человек в любом случае воспринимает ее ценностно, а в арсенале художественной литературы достаточно средств, чтобы акцентировать внимание на нравственных аспектах. В книге «Искусство в век науки» А. В. Гулыга приходит к следующему выводу: «Нравственная культура определяет художественную, а художественная культура оберегает нравственную, делает ее всеобщим достоянием» [8. С. 177]. М. А. Барг дает следующую характеристику историческому сознанию: «Во все времена ‬с моментаперехода человечества к цивилизации историческое сознание являлось структурирующим элементом культуры, поскольку в каждую данную эпоху в нем отражались господствующие представления о мире и месте в нем человека, об обществе, рассматриваемом сквозь призму пространства и времени» [9. С. 3]. М. А. Барг особенно подчеркивает взаимосвязь генезиса исторического и нравственного сознания, считая, что историческое сознание ‬это «становление связи времен в духовной и нравственной культуре каждой данной человеческой общности, которая является в то же время условием исторической устойчивости носителя этой культуры» [10. С. 51]. Появление и становление исторического сознания М. А. Барг считает важнейшим событием в истории мировой культуры. Оно означало осознание человеком того факта, что его жизнь возможна только в преемственном контексте истории, так как человек познает себя только в ходе истории и посредством истории. Философ утверждает: «Историческое сознание ‬это в конечном счете высшая духовная и этическая ценность человека», ведь прежде чем сформулировать для себя какиелибо нравственные нормы, человек прежде всего должен «исторически себя идентифицировать» [10. С. 53]. В центре внимания М. А. Кисселя ‬развитие и состояние нравственного сознания как отражениеистории. По его мнению, «именно в историческом сознании человек предстает как субъект решения, а не объект воздействия со стороны многообразных внешних сил окружающей природы» [2. С. 21]. Авторы сборника «Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIIIXXвв.)» полагают, и с ними нельзя не согласиться, что существует «прямая связь между степенью духовной активности общества (нации, государства) и уровнем его исторического сознания, которое всегда идеологически заряжено и структурно закреплено в результатах духовной деятельности, будь это искусство или различные формы идеологических институтов, как, например, право, философия, различные науки» [11. С. 34]. Истории как сокровищнице социального опыта, как неистощимому кладезю уроков принадлежит в этом ряду особая роль. Аксиологические характеристики исторического сознания стали предметом исследования многих ученых, которые считают, что ощущение единства духовного опыта тысячелетий, лежащее в основе исторического сознания, может компенсировать отсутствие объединяющих воззрений у современного поколения.

Воспитательное значение истории заключается, прежде всего, в том, что она является средством формирования национального самосознания и патриотизма. В самом понятии «история» заключается нечто всеобщее для сознания народа: история ‬генетическая память, опыт бессчетного числа предшествующих поколений. Благодаря памяти и истории «отрезок нашей жизни, нашего сознательного бытия, вставлен и вплетен во всю историю мира, как и во всю пространственную вселенную» [12. С. 314], наше бытие соприкасается с вечностью. В сознании человека тесным образом связано прошлое, настоящее и будущее. В этой взаимосвязи временных модальностей прошлое играет определяющую роль, ведь именно оно заложило основы современной деятельности человека, память о национальном прошлом является опорой исторического существования. Историческое сознание основывается на исторической памяти, с помощью которой оно мировоззренчески и нравственно обеспечивает преемственность и историческую идентичность поколений. Воспитание историей необходимо для формирования духовного мира личности, ведь оно предполагает нравственное, моральное, этическое осмысление ее уроков. Как неотъемлемый элемент индивидуального самосознания, историческое сознание влияет на формирование системы ценностей человека и оказывает непосредственное воздействие на его поведение. Вследствие этого такие нравственные и этические категории, как истина, добро, справедливость, ответственность, самоотверженность, достоинство, порядочность, героизм, патриотический долг, гуманизм могут стать приоритетами аксиологической ориентации человека. Таким образом, система ценностей, детерминированная историческим сознанием, является важным компонентом духовной культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом проявляется диалектика взаимоотношений временных модальностей: образы исторического прошлого влияют на ценностные установки настоящего. Позитивное историческое сознание оказывает непосредственное влияние на поведение человека, его взаимодействие с окружающим миром. Формирование мировоззрения человека тесным образом связано с его размышлениями над путями исторического развития своей родины и других стран, с определением его отношения к наследию прошлогои к настоящему. Историческая художественная литература как один из источников формирования массового исторического сознания может внести достойный вклад в этот процесс, если взглянуть на нее как на сокровищницу национальных ценностей. На наш взгляд, художественное познание мира через чтение исторической прозы может способствовать формированию ценностного отношения к истории. Воспитательное значение лучших образцов исторической художественной литературы несомненно, ведь восприятие и изучение примеров прошлого, всеобщих для всех поколений, обогащает историческое сознание современника, наполняет его достойным содержанием. Л. А. Закс в монографии «Художественное сознание» рассматривает художественное творчество и художественное восприятие как духовноценностное освоение мира. Автор признает факт существования особого типа сознания, свойственному человеку и обществу, ‬художественного, определяя его следующим образом: «социокультурно обусловленный идеальный субстрат (основание) и механизм (способ) художественнообразного освоения мира, система идеальных структур, порождающих, программирующих и регулирующих художественную (творческую и воспринимательскую) деятельность и ее продукты» [13. С. 7]. Л. А. Закс подчеркивает, что характерным признаком художественной деятельности является «тотальноценностный характер», ведь она «отражает мир исключительно в его ценностных свойствах и исключительно ценностным образом ‬на основе субъективных отражательных механизмов ценностного сознания» [13. С. 19]. Духовноценностное сознание и духовноценностная культура важны для людей, так как они позволяют ощутить «эффект духовного самоутверждения в мире, осмысленности, наполненности, перспективности и субъективной оправданности,уместности их существования» [13. С. 22]. Поэтому формирование духовноценностного сознания является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом потребления. Л. А. Закс, как и многие другие мыслители, обращает внимание на то, что регулярное подчинение сознания и воли логике материальной жизни предопределяет формирование ограниченного, бездуховного сознания, неспособного воспринимать мир высших человеческих ценностей. Один из путей решения данной проблемы он видит в особой духовной деятельности, осваивающей духовноценностное содержание реальности и осуществляющей функцию духовного общения. Такой деятельностью, по мнению Л. А. Закса, является искусство ‬уникальный по всечеловеческой значимости транслятор духовноценностной информации через мир художественных образов. Таким образом, философом акцентируется взаимосвязь и нерасторжимость художественного и ценностного сознания. Художественное сознание как многоплановая система с разнообразными функциями играет важную роль в истории общества, оно сохраняется в социальном и культурном пространстве, в историческом времени. Философскоэстетическая концепция художественного сознания предполагает, что его содержание связано с богатым органическим целым культуры и является основанием искусства как системы человеческой деятельности по выработке, передаче и усвоению художественной информации. Художественное сознание улавливает все изменения социокультурного мира, в том числе и исторические, и перерабатывает их в самобытное мироотношение.Мы разделяем точку зрения Л. А. Закса, согласно которой художественное познание мира обладает огромными возможностями, которые проявляются, в частности, в том, что художник, который в качестве «обычного» человека знает значительно меньше ученых своего времени, силой своей художественной интуиции «прорывается к радикально новым горизонтам понимания мира и человека» [13. С. 4]. Включаясь в художественную деятельность (в качестве реципиента или творца), осваивая и создавая художественные произведения, люди одновременно усваивают воплощенные в них элементы художественного сознания общества и содержащиеся в них нравственные нормы. Достойным внимания является тезисо том, что естественноисторическое возникновение и объективное общественное бытие художественного сознания определяются общественной потребностью, возникшей уже на заре человечества и это доказывает, что человек склонен к художественному познанию мира. Художественное сознание является идеальной системой, осуществляющей и обеспечивающей художественное освоение мира во всей его специфике, вносящей свой вклад в формирование исторического сознания человека, который, воспринимая информацию, содержащуюся в художественном произведении, одновременно усваивает исторические сведения и определенную систему ценностей. Художественное произведение дает возможность переживания духовных ценностей конкретных людей, возможность постижения устойчивых ценностных взаимосвязей в определенных сферах исторической действительности и духовноценностной связи человека с миром. Таким образом, помимо познавательной, важной функцией исторической художественной литературы является формирование определенной жизненнопрактической позиции человека в мире, воспитание определенного отношения к нему. Одним из возможных способов практического применения этих положений является формирование умения читать и воспринимать художественный текст на историкокультурной основе. В работе А. А. Гагаева и П. А. Гагаева «Художественный текст как культурноисторический феномен. Теория и практика прочтения» предметом философсколитературоведческого анализа является русский классический художественный текст ‬«некая отдельная духовная вселенная, со своей онтологией, со своими ценностями, своей логикой…» [14. С. 51]. В центре внимания авторов ‬эстетическое бытие «художественных миров классика», их эстетическое восприятие и осмысление читателем, в основе которых лежит переживание. Задачей для преподавателялитературы в связи с этим является такое прочтение произведения, «которое создает для ученика иллюзорнореальный мир его иного ‬в сравнении с реальным его существованием ‬личного бытия, бытия, в котором с ним сопрягают движения своих душ и свои поступки» герои русских классиков ‬Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и др. [14. С. 66]. Переживание необходимо для того, чтобы не воспринять произведение только как некое имевшее место в истории явление культуры, как нечто завершившееся и ставшее предметом анализа последующих поколений людей. В этом случае оно усваивается читателем как некая абстракция, не оставившая следа в его уме и сердце. Через переживание читатель не отстраняется от исканий русских людей XIXв., не воспринимает их как нечто исторически и психологически далекое от него, а становится в известном смысле героем произведения. Тем самым он приобщается к полноте бытия человека в русской истории и культуре, познает их ценности, без чего невозможно духовное совершенствование. Авторы считают, что «пережить» текст как историкокультурный феномен можно при условии «всматривания в него через призму отечественного мировидения и мирочувствования, удержания в его осмыслении духовной вселенной самого автора», понимания и принятия текста как развертывающейся в своем времени реальности и духовности, при условии готовности и способности читателя воспринять «духовные миры классика» и индивидуальноличностного осмысления текста читателем [14. С. 54]. Они анализируют средства, с помощью которых можно этого достичь и предлагают дидактический материал для прочтения произведений Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого на культурноисторической основе. Не менее важным результатом художественного познания становится усвоение исторических реалий определенного периода отечественной и всемирной истории через призму ценностного восприятия. Таким образом, в историческом познании мира большую роль играет синтез логическиопытного и образноэмоционального. Естественно, что преподаватель, применяющий данную методику, должен быть хорошо подготовлен не только в области литературы и истории, но и обладать навыками философского мышления. При обучении истории необходимо использовать возможности художественной литературы, показать, как они взаимосвязаны. А. В. Гулыга в книге «Эстетика в свете аксиологии», признав огромное влияние литературы и искусства на формирование мировоззрения человека, предлагает ввести в качестве обязательного компонента обучения, как в средней,так и в высшей школе художественное воспитание [15. С. 78]. Выход из социокультурного кризиса он видит в следующем: «Возврат к традиционным ценностям, связанный с восстановлением исторической памяти народа, со стремлением сохранить нравственные народные устои, стимулирует возрождение классики, возвращение к жизни забытых и запрещенных имен, рост интереса к исторической прозе» [15. С. 95]. В. А. Ельчанинов убежден в том, что насущной потребностью современного исторического образования является овладение учащимися культурнохудожественным наследием человечества как через самостоятельное знакомство с классической литературой и другими видами искусства, так и через преподавание на исторических факультетах вузов зарубежной и отечественной литературы [5. С. 93]. Интересный вариант предложен Б. А. Рыбаковым ‬он считает, что должно быть установлено тесное содружество писателей с историками, а при создании художественного произведения целесообразно их совместное общение. Залог удачи, по мнению Рыбакова, заключается в «тесном контакте деятелей искусства, писателей, художников, кинематографистов со специалистамиисториками. Именно люди, занимающиеся творчеством, могут донести историю в живом виде, в доходчивой, увлекательной форме» [16. С. 31].На наш взгляд, одна из главных задач современной системы образования и воспитания ‬привить детям любовь к чтению, научить их читать и выбирать достойные книги для чтения. Безусловно, это сложная задача, решение которой требует комплексного и междисциплинарного подхода. В психотерапии существует так называемая теория библиотерапии, благотворное воздействие книги на течение болезни уже подтверждено практикой. Книги восполняют недостаток собственного опыта и собственных переживаний. Человек вместе с героями книг одерживает победы и терпит поражения, что не может не влиять на его мировосприятие и миропонимание. Вместе с тем литература, проповедующая жестокость и насилие, может сделать человека, особенно молодого, черствым и жестоким. Этот аспект тесно связан с одной из наиболее актуальных проблем современного общества ‬проблемой информационной безопасности, являющейся важным компонентом национальной безопасности. Вопросы информационной безопасности российского общества занимают приоритетное место в системе обеспечения национальной безопасности. Общество, его материальные и духовные ценности являются основными объектами информационной безопасности. Свобода информационного творчества позволила активизировать воздействие СМИ, кинематографа, художественной литературы, компьютеризации на человеческое сознание. Очевидно, что ни одна идея прошлого не распространялась с такой скоростью и массовостью, как современные творения писателей, режиссеров, журналистов, программистов. Кроме того, в современном обществе значительно возрастает объем потребляемой информации. Технологии манипулирования массовым сознанием с помощью информации приводят к формированию виртуальной псевдореальности, что представляет социальную опасность. Манипулирование информациейявляется серьезной угрозой интересам человека иобщества в информационной сфере и может стать одной из причин девальвации духовных ценностей.Философы били тревогу по этому поводу еще в конце XX в., находя решение проблемы в синтезе философии и искусства. Слова Л. А. Когана, созвучные мировосприятию его коллег, по сей день остаются актуальными: «Пора всерьез подумать о душе, о преодолении угрозы духовного одичания. Важную роль в этом призваны сыграть искусство и философия… Это предполагает возросшую тягу к цельности знания, к новым всеохватным синтезам,к нравственному идеалу» [17. С. 49]. ЮНЕСКО дает следующее определение информации: «…универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения» [18. С. 111]. Информация ‬это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, от качества содержания информации во многом зависит его жизнедеятельность. Информационные технологии сегодня занимают важное место в процессе интеллектуализации общества, развития систем образования и культуры. Они открывают новые возможности для решения многих актуальных проблем, но в то же время существенноуменьшают востребованность духовных ценностей. Необходимость обеспечения информационной безопасности человека ‬это комплексная проблема, включающая в себя такие компоненты, как обеспечение достаточности, доступности и достоверности используемой обществом информации, предотвращение возможности распространения заведомо ложной информации, информационного диктата. Это относится и к сведениям об истории родной страны и всемирной истории.В подобной ситуации возрастает значимость качества информационного содержания источников формирования исторического сознания, которые не только способствуют изучению определенной исторической реальности, но и формируют ценностное отношение к истории. Именно ценностные ориентации российского общества определяют приоритеты и интересы национальной безопасности. Сохранение нравственных ценностей, утверждение в обществе патриотизма и гуманизма, обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия, развитие многовековых духовных традиций Отечества являются жизненно важными интересами в информационной сфере. Качество информационного содержания источников формирования исторического сознания особенно актуально для подрастающего поколения. Очевидно, что СМИ, окружающая среда, книги, иные источники получения сведений об истории формируют информационное поле ребенка и подростка. Нежелательное информационное воздействие препятствует условиям для их здорового информационного развития. Вопросы защиты нравственного здоровья подрастающего поколения непосредственно связаны с информационной средой, в которой формируется мировоззрение человека. Воздействие информации, содержащей искаженные или негативные оценки истории родной страны, не способствует формированию патриотизма и может стать одной из причин девиантного поведения подростков. В данном контексте проблема содержания источников исторического сознания как объектов информационной безопасности приобретает особую актуальность. Итак, в даннойстатьемы показали и обосновали диалектическую взаимосвязь исторического, художественного и нравственного сознания, проявляющуюся при определенных условиях. Мы считаем, что идеальным воплощением этой взаимосвязи является ситуация, когда в основе исторического сознания находится нравственное осмысление истории. Одним из наиболее важных выводов, на наш взгляд, является обоснование возможности изучения исторической реальности и формирования ценностного отношения к истории в процессе художественного познания мира. Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что социальнофилософское осмысление ценностного и содержательного ресурса исторической художественной литературы имеетважное значение. В данном контексте становится вполне обоснованной необходимость актуализации использования исторической художественной литературы в процессе формирования и функционирования современного российского массового исторического сознания.

Ссылки на источники1. Ильин, В. В. Философия истории / В. В. Ильин.М.: Издво Моск. унта, 2003.380 с.2. Киссель, М. А. Историческое сознание и нравственность / М. А. Киссель.М.:Знание, 1990.64 с.(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика», № 3).3. Гуревич, А. Я. Об исторической закономерности / А. Я. Гуревич // Философские проблемы исторической науки / отв. ред. А. В. Гулыга, Ю. А. Левада.М.: Наука, 1969.С. 5179.4.Ельчанинов, В. А. История ‬наставница жизни. (Социальная и познавательная специфика истории и ее роль в нравственном формировании личности) / В. А. Ельчанинов.М.: Знание, 1981.64 с.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; № 10). 5. Ельчанинов, В. А. Историческое сознание: учебное пособие / В. А. Ельчанинов.Барнаул: ИздвоАлтайскогоунта, 2002.111 с.

6. Юдин, В. А. Человек. История. Память / В. А. Юдин.М.: Современник, 1990.255 с.7. Гулыга, А. В. Уроки классики и современность / А. В. Гулыга.М.: Худож. лит., 1990.382 с.8. Гулыга, А. В. Искусство в век науки / А. В. Гулыга.М.: Наука, 1978.184 с.9. Барг, М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма / М. А. Барг.М.: Мысль, 1987.348 с.10. Барг, М. А. Историческое сознание какпроблема историографии / М. А. Барг // Вопросы истории.1982.№ 12.С. 4966.11. Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIIIXXвв.) / отв. ред. Ю. В. Стенник.СПб.: РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом), издво «Наука», 1992.362 с.12. Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии // Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова.М.: Республика, 1994.С. 154324.(Библиотекаэтической мысли).13. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс / Уральский гос. унт.Свердловск, 1990.212 с.14. Гагаев, А. А. Художественный текст как культурноисторический феномен. Теория и практика прочтения: учебное пособие / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев.М.: Флинта: Наука, 2002.184 с.15. Гулыга, А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / А. В. Гулыга; отв. ред., сост., авт. предисл. И. С. Андреева.СПб.: Алетейя, 2000.447 с.

16. Рыбаков, Б. А. История и перестройка / Б. А. Рыбаков.М.: Книга, 1989.79 с.17. Коган, Л. А. «Самостоянье человека»: философское кредо Пушкина / Л. А. Коган // Вопросы философии.1999.№ 7.С. 4759.18. Основы социального управления: учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев [и др.]; под ред. В. Н. Иванова.М.: Высш. шк., 2001.271 с.