Современные проблемы развития отечественной легкой промышленности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кравченко А. В., Генералова А. В. Современные проблемы развития отечественной легкой промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 801–805. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96073.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития отечественных предприятий легкой промышленности в условиях санкций, экономического кризиса и импортозамещения. Представлена динамика объема производства основных видов продукции легкой промышленности, общего уровня цен на продукцию отрасли и оплаты труда работников. Отмечена актуальность реализации программы импортозамещения в легкой промышленности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кравченко Алёна Вадимовна,Магистрант, 1 курс, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», г. Москваaleona.krawchenko@yandex.ru

Генералова Анна Владимировна,Кандидат экономических наук, заведующаякафедройФинансов и бизнесаналитики, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», г. Москва

Современные проблемы развития отечественной легкойпромышленности

Аннотация.В статье рассмотрены проблемы развития отечественных предприятий легкой промышленности в условиях санкций, экономического кризиса и импортозамещения. Представленадинамика объема производства основных видов продукции легкой промышленности, общего уровня цен на продукцию отрасли и оплаты труда работников.Отмечена актуальность реализации программы импортозамещения в легкой промышленности.Ключевые слова:легкаяпромышленность, импортозамещение, экономический кризис, конкуренция, импорт, контрактное производство.

Главным экономическим ориентиром России в санкционной борьбе с западом является импортозамещение. По данным Министерства промышленности и торговли РФодной из наиболее перспективных отраслей в этом направленииявляется легкая промышленность, доля импорта в которой,по разным оценкам,составляет от 70 до 90%. Такого рода зависимость от импорта представляет собой угрозу национальной безопасности.Успешная реализация программы по импортозамещению в легкой промышленности предполагает наличие здоровой отрасли, подкрепленной ресурсной и производственной базами. К сожалению, отечественный легпром нельзя отнести к таковой.Предприятия легкой промышленности достаточно мобильныи способны быстро приносить доход от вложенных средств. Но несмотря на это, положение отрасли с каждым годом только ухудшается.ВНИИпотребительского рынка и маркетинга приводит следующие данные о ситуации в отечественной легкой промышленности: количестводействующих в отрасли предприятий и организаций составляет около 14 000, из них 1500 приходится на крупные и средние; доля легкой промышленности в общем объеме ВВП около 1%. Общая численность занятых в отрасли достигает 550 тысяч человек, 80% из которыхпреимущественно женщины[1].Предприятия легкой промышленности характеризуются высоким процентом износа оборудования. Так, по оценкам ряда экспертов, доля оборудования сосроком эксплуатации до10лет вотрасли составляет 37%; от11до20лет

24%; более20лет

39% [2].

Объем рынка данной отрасли оценивается 1,25 триллионамирублей, из которых на долю российских производителей приходится только 17,7% илив денежном эквиваленте 230 миллионов рублей. Стоит отметить, что так называемый «серый» и «черный» импорт является одной из ключевых проблем данной отрасли, поскольку служит источником нездоровой конкуренции и предлагает продукцию по демпинговым ценам.Большинство покупателей предпочитают одежду импортного производства, но следует отметить и положительную тенденцию

покупатели стали лояльнее относится к российским брендам и производителям. Две трети потребителей готовы приобретать продукцию отечественного производствапри условии,что она будет высокого качества при относительно низкой цене. В январе 2015 года Минпромторг России отметил, что более половины россиян положительно оценивают качество российской одежды.В современных реалиях наиболее видны последствия российской политикив области промышленности и сельского хозяйства, становится особенно заметной зависимость России от внешних игроков.Использование импортного оборудования, сырья и материалов приводит к существенному росту цен на продукцию и услуги и ограничивает число потребителей. Легкая промышленность в России существует в достаточно тяжелых условиях, которые усугубляют не только внутренние факторы, как, например, значительная степень износа основных средств предприятий отрасли, так и финансовые (высокая процентная ставка на кредиты, несмотря на субсидирование) и коммерческие условия (серьезные барьеры входа в торговые сети). Данные факторы усугубляются общеэкономическими проблемами в стране: снижением платежеспособного спроса населенияна продукцию отрасли, санкциями, девальвацией.Отрасль демонстрирует снижение показателей уже на протяжении многих лет, не стал исключением и 2015 год.Кризис в экономике страны способствовал снижению спроса на продукцию отрасли не только среди населения, но и со стороны сектораВ2В.

Как видно из табл.1, наблюдается спад производства по всем основным видам продукции, выпускаемымлегкой промышленностью, кроме тканей. Прирост производства тканей связан с тем, что во всем мире растет потребление синтетических волокон, а также происходитразвитие технического текстиля. В России спрос на нихтакжедостаточно высок, однако до недавнего времени большая часть подобного сырья ввозилась изза рубежа. На сегодняшний день существует только два отечественных завода(в Благовещенске и во Владимире), которыеполноценно производят химволокно[3].Таблица 1Прирост (снижение) производства продукции легкой промышленности по отношению к аналогичному периоду прошлого года[4]

Вид продукцииСентябрь 2015Октябрь 2015Ноябрь 2015Ткани19,515,623,1Трикотажные изделия12,019,316,2Костюмы13,919,830,4Пальто и полупальто25,818,013,7Обувь5,05,510,2Хромовые кожтовары24,08,65,0

В 2015 году особенно остро ощущалась конкуренция на рыке товаров легкой промышленности со стороны продукции, импортированной из ЮгоВосточной Азии, которая была завезена еще по ценам докризисного периода. Общий уровень цен на продукцию отрасли, несмотря на снижающийсяспрос, также с каждым месяцем становится все выше.Одна из главных причин этого повышение стоимости сырья. Прирост цен на товары легкой промышленности за период с января по ноябрь2015 года отражен в табл.2,динамика цен на товары потребления в 20132015 гг. на рис.1.

Таблица 2Прирост цен на основные товары легкой промышленности за январьавгуст 2015 г.,%[5]

Вид продукцииПо отношениюкпредыдущемугодуПо отношениюк предыдущему месяцуЯнварьноябрь 2015сентябрьоктябрьноябрьсентябрьоктябрьноябрьНепродовольственные товары16,616,616,81,11,10,813,8Одежда и белье12,412,713,11,51,41,112,1Обувь13,314,415,11,92,11,214,5

Высокий рост цен сохраняется в производстве кожи, изделий из кожи и обуви, изделий из меха, что скорее обусловлено удорожанием сырья и сезонным спросом на продукцию. Всвоем докладе на IIРоссийскомфоруме«Легкая промышленность»президент Российского союза предпринимателей текстильной илегкой промышленностиАндрейРазбродинотметил: «Сегодня наша страна, которая когдато была основным поставщиком меха зарубеж, неменее 80% сырья покупает заграницей. Поголовье норок унас всего два миллиона, вто время как вКитае

15миллионов, ав Дании

восемь миллионов. Эту ситуацию необходимо исправлять»[2].

Рис. 1. Динамика цен на товары потребления в 20132015 гг.[5]

Из рис.1 видно, что рост цен на продукцию легкой промышленности является более умеренным по сравнению сростом цен на пищевые продукты.Исследуемый нами рыноксильно восприимчивк экономическим кризисам. При сокращении доходов населения оно готово отложить покупку товаров отрасли (одежды и обуви) на достаточно длительный срок (до полугода и более). Можно говоритьо снижающемся спросе на эти товары.Об этом свидетельствуют и данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в табл.3.Таблица 3 Структура потребительскихрасходов населения, % (значенияпоказателя указаныв целомза год)

Расходы2012201320142015Непродовольственные товары36,87637,11937,71137,131Ткани0,1490,1580,1420,131Одежда5,2275,1344,964,774Меха и меховые изделия0,6590,6890,6890,602Трикотажные изделия1,3251,2691,2661,189Обувь кожаная, текстильная и комбинированная2,4982,3562,2962,233Интересным является сравнение расходов российских домохозяйств с другими государствами. Визуализация, основанная на данных статистической службы Европейского союзаEurostat, показывает, как расходуют свои средства граждане различных стран (рис.2).Россияне больше остальных в процентном выражении расходуют деньги на одежду, продукты питания, алкоголь и табак. Развитые страны в основном отличаются от России по этим показателям.Еда, одежда, алкоголь и табак на последних местах в статьях расходов в этих государствах.Даже несмотря на снижающийся спрос на товары легкой промышленности, данный рынок попрежнему остается востребованным населением. Ирасходы на такогорода товары составляют немалую часть бюджета российских домохозяйств.

Рис. 2.Сравнение основных статей расходов домохозяйств в различных странах, %[6]Руководители большинства предприятий легкой промышленности говорят, что в своей работе имеют две основные проблемы это сырье и кадры.Отмечается критическая нехваткаквалифицированного персонала кадров и отток трудовых ресурсов.Однойиз важных причин, объясняющих существование такого рода проблемы, является то, что уровень оплаты работников в легкой промышленности достаточно низкий в сопоставлениис общероссийским уровнем заработных плат. В 2014 году номинальная среднемесячная заработная плата работников текстильного и швейного производства равнялась14 453 рубля, что составляет только 44,5% отуровня среднемесячной заработной платы по всей экономики; работников обувной и кожевенной промышленности 16 119 (49,6%).В данной ситуации сложно говорить о привлекательности и конкурентных преимуществах отрасли для квалифицированных кадров. Не приноситбольших результатов и готовность руководителей предприятий обучать персонал, предоставлять возможность повышения квалификации. Ко всему прочему, низкая заработная плата дополняется тяжелыми условиями труда, что также снижает привлекательность работы в отрасли.Важно отметить, что возможности для серьезного повышения заработнойплатыв отрасли ограничены, поскольку это повлекло бы увеличение отпускных цен производителей и ослабило позиции в глобальной конкуренции со странами Средней Азии, ЮгоВосточной и Южной Азии [8].Но на сегодняшний день ситуация несколько меняется. Снижение курса рубля, с одной стороны, влияет на себестоимость готовой продукции, при производстве которой используются иностранные материалы и комплектующие, увеличивая ее. С другой стороны, Россия становится конкурентной по уровню оплаты трудав исследуемом сегменте со странами Азии, где зарплата, начиная с 2006 года, ежегодно растет в среднем на 20%. На фоне девальвации рубля такого рода конкурентное преимущество также дает возможность для развития контрактного производства, в том числе и с крупными мировыми брендами.К тому же пристального внимания требуют и дизайнерские решения отечественной продукции легкой промышленности. В данном аспекте российские производители значительноуступают импортным. Необходимоосвоение современных технологических достижений, применение опыта зарубежных компаний. Определенные шаги в этом направление уже делаются. Примером является успешное сотрудничество ассоциации итальянских кожевенников ASSOMAC, политехнического института PISIE и Московского государственного университета дизайна и технологиирезультатом которого стало созданиеМеждународнойшколыобуви.Контрактное производство также может быть полезнымв решении этого вопроса. Российское производство может быть реальной альтернативой для брендов, нацеленныхна «средний» ценовой сегмент.Таким образом,события, происходящие в миресегодня, заставляют нас возвращаться к теме импортозамещения. В условиях экономических санкций необходимо развивать внутренние сырьевые отрасли, создавая при этом новые рабочие места. Легкая промышленность одна из тех отраслей, импортозамещение в которой является наиболее актуальным вопросом.

По поручению Президента и Правительствав 2008 годубыла разработана стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Но постоянно меняющаяся экономическая и политическая обстановка, конъюнктура рынка требует систематической корректировки целей развития отрасли с учетом существующих проблем. Ведь для того чтобы определить направление и перспективыдальнейшего движения нужно определить исходную позицию.

Ссылки на источники1.http://www.vniiprim.ru Всероссийский научноисследовательский институт потребительского рынка и маркетинга2.Кичанов М. Легпром завтра«Эксперт Сибирь»2015 №13 (468)3.http://провэд.рф Информационноаналитическое издание сетевое издание ПРОВЭД 4.http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики5.http://economy.gov.ru Официальный сайт Минэкономразвития России6.http://www.economist.com журналThe Economist

7.«Российский статистический ежегодник. 2015». М.: Росстат, 2015.8.Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России [Текст]: докл. к XVАпр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 14 апр. 2014 г. / В. В. Радаев (рук. исслед. кол.), В. Н. Данилина, З. В. Котельникова, Е. А. Назарбаева; Нац исслед. унт «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 333 с.