Институциональный механизм финансирования как одно из направлений совершенствования технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муртазаева Р. Н., Алифанова С. Е. Институциональный механизм финансирования как одно из направлений совершенствования технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 811–815. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96075.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее оптимальные к условиям рынка, совершенно новые подходы и формы государственного регулирования на основе институционального механизма финансирования АПК как одного из направлений совершенствования технологической модернизации, эффективное использование которого приведет к финансовой стабилизации сельского хозяйства региона и обеспечит его конкурентоспособные позиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муртазаева Ряшидя Назировна, доктор сельскохозяйственныхнаук,профессор,профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Волгоградский аграрный университет», г. Волгоградmenedgment.volgau.com

Алифанова Светлана Евгеньевна,старший преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Волгоградский аграрный университет», г. Волгоградmenedgment.volgau.com

Институциональныймеханизмфинансирования

как одно из направлений совершенствования технологической модернизациисельского хозяйства Волгоградской области

Аннотация.В статье рассматриваютсянаиболееоптимальныекусловиямрынка,совершенноновыеподходыиформыгосударственногорегулированиянаосновеинституционального механизма финансированияАПК,какодногоизнаправлений совершенствования технологической модернизации, эффективное использование которого приведет к финансовой стабилизации сельского хозяйстварегионаи обеспечитего конкурентоспособныепозиции.Ключевые слова:организационноэкономический механизм,система кредитования, частногосударственное партнерство, модернизационныйпроект,технологическая модернизация, инвестиционная активность, целевой фонд,экономический регулятор.

В настоящее время эффективное функционирование агропромышленного комплекса и перевод аграрной экономики на инновационный путь развития возможны как результат комплексного стратегического управления сельхозпроизводством с четким выделением приоритетов организационноэкономического и инновационного развития[5]. Вместе с тем, низкие темпы практического освоения нововведений и технической модернизации в сельском хозяйстве не позволяют преодолеть значительного отставания в инновационной деятельности аграрногосектораэкономики во многих регионах страны.Важным фактором в преодолении серьезных противоречий, имеющих место в агропромышленном производстве, является формирование регионального организационноэкономического механизма технологической модернизации сельского хозяйства, учитывающего особенностиинновационного процессаразвития.Актуальностьисследованияобусловленавыявлениемипоискунаиболееоптимальныхкусловиямрынка,совершенноновыхподходовиформгосударственногорегулированияаграрнойсферысучетомразвитиямодернизациисельскогохозяйства,ипредставляетсобойтеоретическийипрактическийинтерес.

ВусловияхкризисарезковозрастаетучастиегосударствавэкономикеАПК,особенновсельскомхозяйстве,иззанеобходимостиподдержкиврешениипроблемимпортозамещенияидляобеспеченияпродовольственнойбезопасности,чтовозможнотольконаоснове глубокой техникотехнологической модернизации АПК. Замедление процесса воспроизводства материальнотехнической базы предприятий отрасли за два последних десятилетия привело к тому, что производство продукции сельского хозяйства для потребителей снилось в 1,52 раза и многие сельхозтоваропроизводители не в состоянии решить проблему восстановления и обновления сельскохозяйственной техники, так как испытывают дефицит собственных финансовых ресурсов.Усиление глобальной конкуренции в агропродовольственной экономике и санкции со стороныстран ЕС и США требуют повсеместного перехода к прогрессивным технологиям, модернизации и инновационным формам ведения аграрного производства, приближения к мировым результатам в этой сфере, расширения доступа регионального сельскохозяйственного товаропроизводителя на международные рынки[4].Общемировой спад производства, отсутствие дешевых «длинных» денег в виде кредитов международных кредитных организаций (санкции) обусловилэкономический спадв отечественной экономики[1]. Низкая инвестиционная активность в аграрном секторе экономики побуждаетжелание инвесторов финансировать ресурсы в наиболее доходные отрасли, с высокой рентабельностью, минимальным уровнем риска. Системакредитования сельского хозяйства на сегодня не адаптирована к сложившимся условиям и особенностям функционирования агробизнеса, что сдерживает реализацию долгосрочных проектов развития модернизации в отрасли. При сложившихся уровнях доходности сельскохозяйственного производства и процентных ставках по долгосрочным кредитам, реализовать экономически выгодный проект в сельском хозяйстве без государственной поддержки практически невозможно.Привлечение в аграрный сектор частных инвестиционных ресурсов можно рассматривать целевым ориентиром в региональной аграрной политике:

созданиематериальной базыроста производства и переработки продовольствия;

повышениевкладааграрной экономики в региональный валовой продукт;

модернизациясельскохозяйственное производство на уровне развития стран;

усилениеролисреднего класса в сельской местности, являющегосягарантом стабильности любого государства;

увеличениеколичестварабочих мест, обеспечить занятость и рост доходов сельских жителей. Ориентация на инвестирование модернизации именно малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса является на наш взгляд, необходимой в связи с его низкими финансовыми возможностями и дефакта высокой долей в производстве. Их бедственное положение усугубляется отсутствием в настоящее время масштабных проектов модернизации с государственной поддержкой. Трудности аграрного производства определяются естественнобиологической основой сельскохозяйственных процессов, которые обуславливаются почвенноклиматическими зонами Волгоградской области,влияяна механизм ценообразования сельхозпродукции, стоимость инвестиционных вложений (собственное, внешнее и прочее финансирование), уровень инвестиционных рисков. Большое количество развитых стран финансирует аграрный сектор для развития модернизации хозяйствующих субъектов, в сумме, которая значительно превышает предельно допустимый, установленный для России объем субсидирования. Так, в Швейцарии оказываетсягосударственнаяпомощь для развития модернизации национальным хозяйствам аграрного сектора в сумме 5,8 млрд. долл. США, что на 30% превышает уровень целевого субсидирования национальногосельского хозяйстваРоссии. Проблемы функционирования отечественных хозяйствующих субъектов аграрного сектора особенно обостряются в условиях жесткой конкуренции и санкций, превосходством зарубежных технологий, оборудования.Очевидно, что целый ряд факторов, предопределяющих негативную динамику развития сельского хозяйства, связан с недостатком инвестиций как в технологическое обновление производств, так и в инфраструктуру. В 2014 году, по России в целом, реальный прирост инвестиций по полному кругу предприятий составил всего 0,2%. При этом инвестиции крупных и средних предприятий, по предварительной оценке, сократились в реальном выражении на 5,7%[6].По данным региональной статистики Волгоградской области, начиная с 2012 года объем инвестиций в основной капитал отрасли сокращается.сравнение данных по области и России показывает, что темпы роста инвестиций в области отстают от средних по стране (рисунок 1).

Рисунок 1 –Базисные темпы роста инвестицийв основной капитал сельского хозяйства Волгоградской области и РФ, %[2]

Анализ данных статистики показывает тенденцию снижения инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и по сравнению с другими отраслями экономики Волгоградской области. В таблице 1 представлены инвестиционные потоки в сельское хозяйство, которые в фактически действовавших ценах выросли (с 3045,6 млн. руб. (2010 г.)до 3143,2 млн. руб. (2014 г.)или на 3,2%), однако удельный вес сельского хозяйства в общем объеме инвестиций региона упал с 5,3% (2010 г.)до 2,3%(2014 г.). Таблица 1Удельный вес инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в общем объеме инвестиций Волгоградской области в 2010 –2014 гг.[2]

Отрасль Период, годы20102011201220132014 Всего млн. руб. в.т.ч57884,782513,2108125,5105450,2134158,9 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, млн. руб.3045,62809,24172,13568,23143,2Итого 3045,62809,24172,13568,23143,2 Всего в процентах к итогу (%)100100100100100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство5,33,43,83,42,3

Необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о ведущей роли государства в формировании благоприятного инвестиционного климата, а также в стимулировании инвестиционноинновационных процессов, которые реализуют достижения науки и техники расширенного воспроизводства[3]. Стимулирование активности малого и среднего бизнеса аграрного сектора приведетк повышению производительности труда на базе технических и технологических новаций и опыта; обеспечению роста производственной мощности; применению новых технических и технологических достижений в процессах механизации, автоматизации икомпенсации негативных процессовпочвенноклиматических факторов. Необходимость эффективного сочетания государственного регулирования и рыночного механизма требует формирования адекватных институтов, под которыми нами понимаются установления, учреждения или организации, посредством которых реализуется матрица поведения, общественная система правил и социальных практик.В качестве важнейшего института способствующего процессам технологической модернизации сельского хозяйства на принципах частногосударственного партнерства в исследованиипредложеноНекоммерческое Партнерство «Фонд инновационного развития и технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области» (НП Фонд).Данный Фонд,по сути,будет являться целевым, его мандат ограничен как направлениями инвестирования (модернизация), так и целевой аудиторией (малый и средний бизнес).Итоговый результат его формирования во многом зависит от объективности экономической оценки использования техники, технологий, которые должны быть привязаны к конкретному виду экономической деятельности, в сельскомхозяйстве(растениеводство, кормопроизводство, животноводствои др.).Фонд формируется на основе имеющегося ресурсного потенциала, включая возможные ресурсы, доступные в рыночной среде. Стоимостные критерии не являются приоритетными при отборе ресурсов аграрного сектора как объекта для модернизации. В отношении ресурсов, вовлекаемых в действие, не применяется хеджирование рисков, которые обуславливают снижение эффективности, то есть риск принимается или передается. Важной задачей является предвидение времени использования результатов модернизации в рамках жизненного цикла проекта.Внедрение инструментария диагностики и координации деятельности Фонда представленов виде процесса последовательных действий (рисунок 2).Деятельность Фонда позволяет оптимизировать процессы обновления ресурсов с учетом конкурентных позиций спроса и предложений в аграрном секторесоздаваемой потребительской ценности продукции и необходимости применения диагностики для комплексного и объективного анализа, оценки состояния внешней и внутренней среды. Постоянного анализа и экспертных оценок требует процедура диагностики, которая выявляет будущие технические факторы, параметры производственной мощности сельского хозяйства и уровень влияния на формирование будущих ожиданий потребительской ценности населения. Базовые сценарии технологической модернизации будут иметь корректировки, учитывающие конкурентные преимущества, инновационные технологии и технику новых оснащений.ПредложенныйФонд должен обеспечить более дешевый, долгосрочный заемный капитал по сравнению с частным кредитованием за счет расширения предложений и источников финансирования.

Рисунок 2–Процесс внедрения инструментария диагностики и координации Фонда инновационного развития и технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области

Только при выполнении этого условия Фондстанет одним из стимулов государственной политики развития модернизации, обеспечит технологические перемены, одновременно позволит повысить бюджетную эффективность государственной поддержки модернизационных процессов. Внедрение фонда рассматривается как важнейший вектор технологических, структурных и институциональных изменений в экономике хозяйствующих субъектов и инфраструктуры модернизации.Формирование целевого фонда модернизации предусматривает следующие процедуры:

заключение стандартных контрактов на модернизацию с хозяйствующими субъектами аграрного сектора, для размещения целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда;

прямое стимулирование программ модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора;

размещение целевых средств, аккумулированных в бюджете фонда;

разработкуи утверждение параметров стандартных контрактов для предлагаемого фонда с учетом специфики проблем аграрного сектора;

обеспечение хозяйствующих субъектов сертификатами (чеками) на финансирование техники, технологий, повышение квалификации трудовых ресурсов;

формирование требований и организация реестра контрагентов аккредитованных участников фонда; контроль целевого использования средств фонда при обосновании расходов по контрактам обеспечения финансирования модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора.Общая модель финансового механизма технологической модернизации на основе Фонда представлена на рисунке 3.





















Рисунок 3 Модель механизма финансирования технологическоймодернизации хозяйствующих субъектовПосле заключения государственных форм стандартных контрактов на модернизацию хозяйствующих субъектов аграрного сектора, Фонд размещает контрактный пул у институционального инвестора под гарантии государства по платежам. Это даст возможность получения стабильного денежного потока аккредитованным контрагентам при размещении контрактов на основе фиксированной пониженной процентной ставки. Размер платы за предоставление средств определяется договором, она не должна превышать 50% годовых от ставки ипотечного кредитования в ЦБ, но не более 10% годовых.При исследовании информационных сведений коммерческих банков выявлены действующие процентные ставки и условия получения в 2015г. кредитных ресурсов по специальным кредитным программам для сельсхозтоваропроизводителей, предусматривающих субсидирование части процентной ставки за счет бюджетных средств, которые колеблются от 22% до 24,5%.Для Фонда необходимо сформировать экономические регуляторы, которые позволят решать задачи государственной политики развития модернизации, а именно: утвержденная минимальная процентная ставка поинвестиционным потокам, размещенных фондом финансовых средств по контрактам на развитие модернизации; налоговые льготы субсидии; амортизационная политика предприятий, заключивших контракты с фондом и др.Механизм инвестирования фонда –государственно частное партнерство (ГЧП), при этом государству принадлежит ключевая роль в становлении нового механизма инвестирования фонда. Создание в регионе собственной индустрии инвестирования и продвижения наукоемких технологий и инновационных продуктов будет осуществляться через региональное стимулирование инвестиций и финансовую поддержку инновационного развития на основе модернизации.Основной капитал Фонда формируется из средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, заимствований частных отечественных и зарубежных инвесторов на возвратной основе,согласно, договорных отношений, получаемых от приносящей доход деятельности, возвратных платежей, поступающих от сельхозтоваропроизводителей, а так же и иных источников, не противоречащих законодательству РФ и Волгоградской области. Причем доля государственных инвестиций в фонде предполагается в размере 49%, а частных инвесторов 51%. Фонд создается для: повышения эффективности аграрного производства на основе модернизации хозяйствующих субъектов;

поощрения совершенствования связи науки, образования и агробизнеса;

продвижения создаваемых новых технологий и технологических продуктов на отечественных и международных рынках;

освоения лучших практик использования технологий;

создания партнерских связей между государственными структурами и хозяйственными субъектами в коллективном инвестировании развития агробизнеса в регионе. Механизм государственно частного партнерства, реализуемый в рамках целевого фонда, для частных инвесторов может быть осуществлен в следующих формах —инвестор может выступить соучредителем фонда, инвестировав свои средства, может претендовать на роль менеджера Фонда, а также может привлечь государственные средства для финансирования инновационных проектов модернизации, снизив потребность в собственных средствах и инвестиционных рисков. Основной целью деятельности Фонда является содействие развитию и становлению открытой, эффективной и динамично развивающейся региональной экономики, основанной на приоритетности проведения техникотехнологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области. При этом Фонд, в результате размещения средств у институционального инвестора, может вернуть часть финансирования государству в виде дополнительного денежного потока, полученного от деятельности (финансирование, уменьшенное на величину содержания деятельности фонда, осуществление трансакций). Также, возможно, поступившие потоки разместить в новых контрактах.В целом, механизм функционирования Фонда модернизациидля регионапозволит:

получение дополнительного источника финансирования проектов модернизации хозяйствующих субъектов аграрного сектора как фактора стимулирования и роста экономики региона;

представление возможности применения в хозяйствующих субъектах аграрного сектора широкого спектра институциональных инструментов (гарантии, льготы, возмещение, страхование и др.);

повышение инвестиционной привлекательности Фонда и снижение рисков их реализации за счет гарантий государства;

использование механизма государственно частного партнерства для реализации Фонда;

осуществление мониторинга эффективности реализации модели Целевого Фонда;

обеспечение дополнительной занятости работающих в аграрном секторе;

повышение прозрачности деятельности для общества;

распространение опыта разработки стандартных контрактов для хозяйствующих субъектов региона.

Учитывая, что развитие сельского хозяйства для Волгоградской области является стратегической задачей, в непростой экономической ситуации, бюджетом региона расходы в аграрной сфере увеличены в два раза

на 2015 год и составят 2,4 млрд. руб. Региональные органы вполне обладают ресурсными и институциональными возможностями, которые предполагают раскрытие потенциала для реализации различных форм управления поддержки экономическихсистем. Таким образом, они обладают возможностью прямого участия в процессе формирования целевого фонда технологической модернизации аграрного сектора экономики. Для реализации стратегии модели Фонда возможно, также, создание регионального инжинирингового центра, ориентированного на техническое перевооружение и комплексное перепроектирование региональных процессов агарного сектора.А для государства будут достигнутыследующиепозитивные последствия от деятельности Фонда:

ускорение развития аграрного сектора экономики и стабилизация системной модернизации техники и технологий в регионе;

возможность выхода на самофинансирование Фонда.;

повышение бюджетной эффективности подпрограммы технологической модернизации за счет дополнительного дохода бюджета от ростаналоговых поступлений (налога на прибыль, НДФЛ, НДС и др.).Таким образом, организационноэкономический механизм технологической модернизации сельского хозяйства представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, включающую в себя технологическую обеспеченность сельского хозяйства. Выход сельского хозяйства на соответствующие мировому уровню позиции означает достижение сопоставимой продуктивности и производительности. Темпы экономического роста имеют тесную прямую зависимость с темпами технологической модернизации.Предложенный организационноэкономический механизм на принципах частногосударственного партнерства в форме некоммерческого партнерства «Фонда инновационного развития и технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области», аккумулирует средства и финансирует модернизационные проекты на более выгодных по сравнению с банковским кредитованием условиях. Позитивные последствия деятельности Фонда будут состоять в финансовой стабилизации аграрного сектора региона и ускоренииего системной модернизации.Проведенная многофакторная оценка современного состояния и формирование организационноэкономического механизма технологической модернизации сельского хозяйства Волгоградской области показала, что регион обладает значительным потенциалом социальноэкономического развития, эффективное использование которого позволит вывести сельское хозяйство региона на мировые конкурентоспособные позиции.

Ссылки на источники1. Арский, А. Сейчас мы наблюдаем инерционное движение экономики вниз. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedpress.ru/expertsovet/ expert_mnenie/tsifrygovoryatopozitivnomitogeimportozameshcheniyavapk.2. Волгоградская область в цифрах. 2014 : краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос.статистики по Волгоград. обл. –Волгоград : Волгоградстат, 2015.–306 с.3. Санду, И.С. Финансовый механизм развития аграрного сектора экономики региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/9523.html.4. Стратегияпо комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социальноэкономических, природноклиматических особенностей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksh.volganet.ru/currentactivity/programs.5.Стратегия социальноэкономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы)/Под ред. И.ГУшачева/ М.: Российская академия сельскохозяйственныхнаук, 2011. —С.4041.6. ЯсинЕ.Г. Российская экономика на повороте / Н.В. Акиндинова, Я.И. Кузьминов, Е.Г. Ясин//Научные труды Вольного экономического общества. Том 195. 2015. –109с.