Интернет-банкинг как современная форма банковского обслуживания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочкова Е. В., Назаренко В. А. Интернет-банкинг как современная форма банковского обслуживания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96078.htm.
Аннотация. В представленной статье рассмотрена сущность и основные характеристики интернет-банкинга. Выделены преимущества и недостатки данной услуги; проанализировано современное состояние развития интернет-банкинга в России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Назаренко Виктория Александровна,Студент 2 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарstargirl03051996@mail.ru

Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru

Интернетбанкинг как современная форма банковского обслуживания

Аннотация. В представленнойстатье рассмотрена сущность и основные характеристики интернетбанкинга.Выделены преимущества и недостатки данной услуги; проанализировано современное состояние развития интернетбанкинга в России. Ключевые слова:дистанционное банковское обслуживание (ДБО), интернетбанкинг, мобильный банкинг, интернетбанк, автоплатеж.

Предоставление дистанционных банковских услуг через сеть Интернет –одноиз самых перспективных, востребованных и быстро развивающихся областей в современном мире. Существует множество суждений относительно определения дефиниции «интернетбанкинга». Более полное представление о понятии интернетбанкинга отражено в таблице1.Таблица 1 Основные определения интернетбанкинга [7; 8; 9]

АвторОпределениеИ.Ю. КисилевА.В. Осипов и др.–оказание банковских услуг через Интернет;–использование стандартов и протоколов сети Интернетдля взаимодействия банка с клиентомО.С. Рудакова –операции, осуществляемые банком в сети, отличающиеся от операций в стандартных банковских отделениях лишь интерактивной формой взаимоотношений с клиентом А.А. Тедеев–предоставлениекредитнобанковскими институтами электронных финансовых услуг, в том числе деятельность кредитных организаций в области электронных расчетов с использованием банковских карт и систем электронных денег, а также биржевые операции с фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной экономической деятельностиПисьмо ЦБ РФ № 36Т от 31.03.2008 г.–способ ДБО клиентов, осуществляемый кредитными организациями в сети Интернет, и включающий информационное и операционное взаимодействие с нимиО.А. ГавриловаТ.В. НестеренкоВ.С. Кортунова–банковская деятельностьна основе электронных технологий в информационной среде сети Интернет М.Ю. Рамзаев–возможность клиенту иметь прямой доступ к банковскому счету с помощью компьютера через Интернет и с использованием стандартного браузераП.А. Гениевский–совокупностьсредств для управления банковскими счетами через Интернет

Проведем классификацию систем интернетбанкинга.В зависимости от уровня предоставляемых услуг их можно разделить на два вида:1) информационные, предоставляющие пользователямбанка информацию как индивидуального, так и общего порядка (запрос выписки; загрузка информации отрансакциях);2) трансакционные, необходимые для проведения активных операцийсо счетом клиента (управление наличностью, переводы, трансакции через автоматическую клиринговую систему, представление и оплата счетов) [9, с. 1–3].Как правило, в системуинтернетбанкинга входит весь перечень банковских услуг, предоставляемых клиентам в стационарных офисах кредитных организаций (кроме операций с наличными денежными средствами). К услугам, которые включает интернетбанкинг, можно отнести:–внутренние переводына счета банка;–конвертация средств;–выписки по счетам;–заявки на открытие получение кредитов, банковских карт, депозитов;–оформление подписок на услугу «SMSоповещения»–предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ ит. д.);–переводы на счета в других банках;–оплата различного рода услуг.



Рис. 1.Разновидности удаленного обслуживания

Кроме того, интернетбанкинг можно назвать логическим продолжением разновидностей удаленного обслуживания, которые представлены на рисунке 1, а именно:–PC banking – доступ к счету посредством персонального компьютера с помощью прямого соединения с сетьюбанкачерез модем;–Telephonebanking –телефонное обслуживание банковских счетов;–Videobanking –интерактивноевзаимодействие клиента с банком.Как и у любого вида дистанционного банковского обслуживания, у интернетбанкинга есть свои преимущества и недостатки (см. таблица 2).Таблица 2 Преимущества и недостатки интернетбанкинга

ПреимуществаНедостаткиВозможность открытия счета в любом банкеРиск взлома системы банка Быстрый и эффективный способ управления банковским счетомЗадержка банком денежных переводов (начисляемые банком пени в размере 0,1 % от суммы за каждый день просрочки)Доступ к счету с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, из любой точки мираПроблемы с получением SMSсообщения с кодом подтверждения при пребывании за границейОтслеживание операций с пластиковыми картами, а также перевод денег ииспользование услуг интернетмагазиновНесовершенство правовой базыЭкономия на банковских комиссияхРиск потери денежных средств

В Россию технология интернетбанкинга пришла сравнительно недавно (в конце 1990х гг.)и изначально развивалась очень медленно. В2006 г. количество удаленных пользователей у крупнейшего отечественного интернетбанкинга того периода АльфаБанка составило 100 тыс. чел., а у лидерасовременной российской банковской системы –Сбербанкаданная системавообще отсутствовала.Кризис2008 г. привел к пересмотру политики ведущих банков в области работы с частными лицами. В результате акценты были смещены на развитие услуг интернетбанкинга, что привело к тому, что уже в 2011 г. число пользователей данной услуги достигло величины в 4 млн чел. К2015 г. численность удаленных пользователей увеличилась до 23,3 млн чел., что составило66% российских интернетпользователей, возраст которых составил от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс.чел.Количество пользователей интернетбанкинга для частных лиц выросло за год на 51%. А 41% пользователей интернетбанкинга имеют доступ и пользуются интернетбанкингом в двух и более российских банках.Такие радикальные изменения в сфере интернетбанкинга стали возможны, вопервых, благодаря тому, что интернеттехнологии и мобильная связь стремительно развивались, и, вовторых, банковская сфера претерпела существенную модернизацию в посткризисные годы.По мнению специалистов консалтинговой компании J’son&PartnersConsulting, по состоянию на 2015г. в России величина оборотарынка платежей через интернетбанкинг составила 600млрд руб., это на 39 % больше, чем в 2011 г. Так, на платежичерез мобильный банкинг пришлось 15,2млрдруб. (рост на 39 % по сравнению с 2011 г.);оплата сервисов и услуг с помощью SMSбанкинга составила6,8 млрд руб. (рост на 47 %) [5]. Более 50 % рынка дистанционных платежейприходится на оплату пассажирских авиаперевозок, 25 % объема –дома отдыхаи гостиницы, 13 % –пассажирские перевозкижелезнодорожным транспортом.По прогнозам компании, в 2016 г. оборот платежей с использованием мобильного банкинга увеличиться на 30%, а среднегодовой темп роста с 2014 г. по 2018 г. составит 28%.ПоданнымопросаJ’son&PartnersConsultingбыло выявлено, что наиболее эффективным способом продвижения банковских услугявляется банковское мобильное приложение. Более 50 % участвовавших в опросе заявили, что услугами мобильногобанкингапользуются в среднемодинраз в неделю или даже чаще. Проверка баланса и последних операций–наиболее популярные функции среди потребителей услуги интернетбанкинга.Помимо этого, многие респондентыотметили, что постоянно осуществляютпереводы между своими счетами и счетами другихпользователей, оплачиваюттелекоммуникационные услуги и переводят деньги с карты на карту.Крупнейшим игрокомрынка автоплатежей выступает Сбербанк, нарастивший долю по оборотуна 20 процентных пунктов в период с 2012 по 2015г., что позволило к концу 2015 г. занять 65% рынка автоплатежей. Тем не менее, клиентами Сбербанка являются менее 50 % всех пользователей, обладающих активированнымавтоплатежом. ДолиАльфабанка и ВТБ24 по обороту ежегодно снижаетсяи к концу 2015г. составила 13 % и 7 % соответственно. Агентство MarkswebbRank&Report в мае 2015г. анонсировало результаты исследования дистанционного обслуживания физических лиц в России, проведенной в апреле 2015г. В исследовании участвовали 200 крупных отечественных розничных банков. Наиболее эффективными интернетбанками с точки зрения наличия функций и удобства интерфейсов по результатам исследования были признаны интернетбанки Тинькофф Банка, Промсвязьбанка, АльфаБанка, Сбербанка и Банка Русский Стандарт. Лучшие российские интернетбанки предлагают своим пользователям широкие возможности оплаты различныхуслуг, внутрибанковских и внебанковских переводов, открытия вкладов, заказа карт и других банковских продуктов онлайн, возможности для анализа персональных расходов и удобный интерфейс для совершения повторяющихся операций[10].Наименьшую же долю (2030%) составляют ОТП Банк, Росбанк, Газпромбанк, Ренессанс Кредит, Банк Траст и ряд других крупных российских банков.По оценкам агентства InternetBankingRank в 2015г. интернетбанки получили баллы от 0 до 100, где 0 –худший интернетбанки 100 –идеальный интернетбанк (общий балл);оценка функциональных возможностей: 0–отдельные базовые возможности и 10–максимально полные возможности); оценка удобства пользования:1 –совсем неудобно, 5 –очень удобно. В результате в первую пятерку вошли следующие российские интернетбанки (таблица 3).

Таблица 3 Пятерка лучших интернетбанковРоссии [6]

Место в рейтингеИнтернетбанкИтоговая оценка1Тинькофф Банк

762Промсвязьбанк

68,53АльфаБанк

66,14Сбербанк России

65,25Банк Русский Стандарт

63,5

Что же касается развития системы интернетбанкингав Краснодарском крае, то пока, к сожалению, онане занимает лидирующих позиций. По данным рейтингового агентства ЭкспертРа, интернетбанкинг ОАО «Крайинвестбанк» с системой ikib.ruзанимает 17еместо по уровню функциональных возможностей.Асистема Кубань Кредит Онлайн, принадлежащая КБ «Кубань Кредит», занимает лишь 62еместо. Многие эксперты прогнозируют даннымбанкам стабильный рост и возможно в 2018 г. они будут в лучшей десятке российских гигантов. В целом интернетбанкинг последние несколько лет достаточно активно развивается в России. Все больше кредитных организаций начинают представлять данный вид услуг. Однако, несмотря на быстро набирающую популярность интернетбанкинга среди населения, существует множество недостатков этой услуги.Существенная проблемаотечественного интернетбанкинга сегодня –слабое развитие данной услуги в розничном банковском секторе, все это усугубляется увеличивающейся конкуренциейсо стороны небанковских платежных интернетсистем. Данную проблему можно решить только усиленным инвестированием и развитием системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО).Серьезным препятствием на пути разработкии внедрения интернетбанкинга является проблема кадрового обеспечения. От качества и оперативностипринятых решенийзависит будущее услуги интернетбанкинга. Поэтому квалификацияспециалистов оказывает существенное влияние на ее состояние. Системыинтернетбанкинга сегодня нуждаются в квалифицированных программистах, работающихне только в области интернеттехнологий, системныхадминистраторах, вебдизайнерах, экспертахпо компьютерной и коммуникационной защите, экономистах, вебпрограммистах, маркетологах, юристах и др.[2].Проблему формирования штата для подразделения интернетбанкинга в случае отсутствия кадров должной квалификации мы предлагаем решить проведением профессиональной переподготовки. Причем, проводить переквалификацию рекрутовITспециалистов эффективнее, чем переобучать работников банка.На пути развития интернетбанкинга стоит и психологическая проблема − финансовая неграмотность населения. Большинству граждан, прежде всего, пенсионного и предпенсионного возраста трудно понять специфику деятельности банка, поэтому им достаточно сложно разобратьсяв предлагаемыхуслугах, а использование интернетбанкинга еще более усугубляет этупроблему. По данным исследовательской компании ComScore в 2014г. в России процент пользователей, которые не понимают или опасаются использовать услугу интернетбанкинга, составляет 33 % [3].В целях повышения привлекательности банка в глазах клиентов банка мы предлагаем проводить бесплатные консультации и обучающие семинары по использованию услуг интернетбанкинга, а также оказание клиентам помощи специалистов по программномуобеспечению в целях повышения защиты во избежание доступа злоумышленников к счетам пользователей интернетбанкинга. Данная практика, в свою очередь, должна поспособствовать существенному снижению кражи денег клиентов и, следовательно, значительному снижению появления в СМИ сообщений о хищениях средств в банке, что способствует повышению доверия клиентов банка, а также пользователей интернетбанкинга конкурентов.

Кроме того, еще одна из наиболее актуальных проблем касается вопросов безопасности систем интернетбанкинга − аутентификация клиента в системе. По мнению экспертов «Лаборатория Касперского», 62 % пользователей интернетбанков во всем миресталкивается с атаками на онлайнсчета. В Россииданный показатель немного выше –72 % [4]. В настоящеевремя популярно использование двухфакторной аутентификации с помощью USBтокенов (физическое устройство, необходимое для упрощения авторизации) или смарткарт [1]. В этихустройствах защищенное хранение ключей и сертификатов реализовано на аппаратном уровне. Но иэтот метод не гарантирует защиту от потерь. Можно рекомендовать банкам внедрять многофакторную систему аутентификации, использующую помимо смарткарт одноразовые пароли.Нельзя не отметить проблему непроработанного законодательного регулирования систем ДБО и нестабильность правовой системы. Банкам необходимо не только своевременное реагирование на принимаемые Банком России положения, но и активно способствовать ему в их разработке, для обеспечения успешного развития и повышения эффективности деятельности систем ДБО.Итак, по мнениюспециалистов в области банковского обслуживания, отечественнаябанковская сфера сегодня практически «догнала» зарубежные аналоги в части создания и последующего сопровождения мобильных банков. Российская системаинтернетбанкингахарактеризуется мошнейщим потенциаломразвития с использованием возможностейсети Интернет. Данная система услуг становится приоритетнойвсе большего числа банковв качестве принципиально новогоэтапапривлеченияпотребителей, оптимизации затрат и получениядополнительных доходов.Тем не менее, на пути развитияинтернетбанкинга в России стоит ряд проблем. Основные опасения связаны с конкуренцией со стороны небанковских платежных интернетсистем, с отсутствием кадров должной квалификации, с финансовой неграмотностью населения, с безопасностью систем интернетбанкинга и не разработанностьюзаконодательного регулирования.

Ссылки на источники1. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М., 2012. 2. Гaврилова О.А., Нестеренко Т.В., Кортунова В.С. Интернетбанкинг как инновационный вид финансовых отношений // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. № 4. Сер. 10. 3. Деньги кредит банки / под ред. Лаврушина О.И. М., 2014.4. Жарковская Е.П. Банковскоедело. 6е изд. М., 2008.5. Оборот рынка платежей через интернетбанкинг. –URL: http://statistic.su/blog/internet_banking/20151010795.6. Саркисянц А. Электронный банкинг: современные тенденции // Бухгалтерия и банки. 2012. № 2. 7. Семенов А.В. Интернетбанкинг // Банковские технологии. 2012. № 2. 8. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги. М., 2012. 9.Электронные расчеты в коммерческой деятельности / под ред. ДикаВ.В. – М., 201410. InternetBankingRank 2012. CMSmagazine. Аналитический портал рынка вебразработок. –URL:http://research.cmsmagazine.ru/internetbankingrank2015/.