Дополнительные меры по противодействию коррупции среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации
Выпуск:
ART 96084
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева
А.
П. Дополнительные меры по противодействию коррупции среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
851–855. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96084.htm.
Аннотация. Антикоррупционные меры, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Российской Федерации, включают в себя комплекс ограничений, запретов, требований к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений. Попытки модернизации этой системы не всегда отвечают требованиям действующего законодательства.
Ключевые слова:
противодействие коррупции, лица, супруги и совершеннолетние дети, замещающие государственные должности российской федерации
Текст статьи
АлексееваАнна Павловна,кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Волгоградской академииМВД России(г. Волгоград)alexeeva.vamvd@yandex.ru
Дополнительные меры по противодействию коррупции средилиц, замещающих государственные должности Российской Федерации
Аннотация.Антикоррупционные меры, связанные спрохождением федеральнойгосударственнойгражданскойслужбы в Российской Федерации, включают в себя комплексограничений,запретов, требований к служебномуповедению и предупреждению коррупционных правонарушений. Попытки модернизации этой системы не всегда отвечают требованиям действующего законодательства.Ключевые слова:противодействие коррупции, супруги и совершеннолетние дети, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации.
Конвенция ООН 2003 года против коррупциипонимает под коррупцией все корыстные преступления по службе: хищение, должностные преступления, незаконное обогащение и взяточничество (подкуп, продажность). Уголовный кодекс Российской Федерациикоррупцию трактует только как взяточничествов государственных, муниципальных, коммерческих и иных организациях.Имплементация ратифицированных международных правовых актов ставит перед российским уголовным законодательством проблему унификации понятия «коррупция». Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1]под «коррупцией» понимает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическимлицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.Понятие «коррупция» как социальное явление охватывает совершение соответствующими субъектами коррупционных преступлений, административных, дисциплинарных, гражданскихкоррупционных правонарушений, а также неэтическое должностное (служебное) поведение.Наибольшей общественной опасностью, безусловно, обладают коррупционные преступления, а именно:
оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184).
коммерческий подкуп (ст. 204)
получение взятки должностным лицом (ст. 290)
дачу взятки (ст. 291)
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1)
подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309).В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом «О едином учете преступлений» [2], а также в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в Российской Федерации, Генпрокуратура и МВД приняли совместное указание № 65/11, № 1«О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [3]Данный документ ввел в действие 23 перечня статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности, и обязал всех субъектов статистического учета придерживаться закрепленных в нем правил заполнения статистических документов.Перечень №23 с 2012 года содержит в себе статьи Уголовного кодекса Российской Федерацииопреступленияхкоррупционной направленности, определенные во исполнение пункта 13 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №1 «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации»(см. табл. 1).Таблица 1. Динамика коррупционной преступности в России в 20122015 годах
Год2012201320142015выявлено преступлений, коррупционной направленности49513425063206032037+/(%)
14,224,60,1выявлено лиц, совершивших преступления коррупционной направленности13565161671583116661+/(%)
19,22,15,2
За последние 4года коррупционная преступность снизилась более чем на 1/3, а число коррупционеров выросло на более чем на 18%.К числу тенденцийкоррупционнойпреступности можно причислить:1) Резкое сокращение регистрируемой части преступлений коррупционной направленности, в том числе, за счет повышения латентности.2) Увеличение числа лиц, совершивших преступления коррупционной направленности.3) Изменение структуры коррупционной преступности, представленной исходя из должностного положения лиц. 4) Увеличение доли коррупционных преступлений, совершенных лицами, входящими в организованные преступные группы, при активном формировании коррупционных сетей. Среди закономерностейкоррупционнойпреступностистоит выделить:1) Сохранение высокого уровня преступлений коррупционной направленности, несмотря на все предпринимаемые государством усилия.2) Стабильное преобладание тяжких и особо тяжких преступлений в структуре этой преступности.3) Вовлечение в совершение преступлений коррупционной направленности низовых структур, обеспечение защиты своих интересов коррупционерами верхнего звена власти путем повышения уровня организованности коррупционных сетей.Поскольку коррупционная преступность –это вид преступности, комплекс ее причин и условий будет обладать своей спецификой и относится к специальнокриминологическому направлению и федеральному уровню. В соответствии с классификацией причин и условий преступности по содержанию, причины и условия коррупционной преступности можно разделить на социальноэкономические, психологическиеи организационноуправленческие.Социальноэкономические причины и условия:1) нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;2) инфляционные процессы;3) низкий уровень зарплат должностных лиц, готовых рисковать своим положением ради удовлетворения собственных нужд и нужд своей семьи;4) наличие состоятельных граждан, готовых давать взятки для решения своих проблем; 5) отсутствие эффективной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, а подкупом. Психологические причины и условия:1) круговая порука среди коррупционеров, каждый из которых помогает другому, тем самым поддерживая и защищая себя;2) многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни;3) традиционное отсутствие согласия населения с законами, запрещающими коррупцию; 4) низкий уровень правовых знаний населения, правовой культуры;5) психологическая готовность людей к подкупу;6) феномен обоюдной вины дающего и берущего взятку. Организационноуправленческиепричины и условия:1) отсутствие прозрачности действий должностных лиц;2) наличие у должностных лиц возможности самостоятельно устанавливать правила взаимоотношений с населением и предпринимателями;3) проникновение в государственные учреждения представителей организованной преступности;4) наличие неоправданно большого количества управленцев с низким КПД, что исключает возможность повышения оплаты их труда;5) отсутствие у правоохранительных органов желания и возможностей бороться с коррупцией.К антикоррупционныммерамФедеральный закон «О противодействии коррупции» относитмеры по профилактике коррупции, а также обязанности, запреты и ограничения отдельным категориям лиц.Следовательно, антикоррупционное законодательство Российской Федерации представляет собой довольно развернутую систему различных норм, закрепляющих свод правил поведения в этой сфере и мер наказания за их нарушение. Его основу составляет Федеральныйзакон «О противодействии коррупции», которыйпостоянно модернизируется, дополняется и изменяется [4].Очередная законодательная инициатива по реформированию Федерального закона «О противодействии коррупции» была представлена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 12 января 2016 года в виде законопроекта«О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в связи с введением дополнительного ограничения, связанного с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации»[5].Авторы этого документа предлагают дополнить статью 12.1 «Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности» Федеральногозакона «О противодействии коррупции»частью 6 следующего содержания: «6. Супруги и совершеннолетние дети лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом».В качестве обоснования своей позиции законодательотмечает, что пунктом 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» уже установлено ограничение на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении хозяйствующим субъектом для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Однакозаконодатель счел это ограничение недостаточным, предложив распространить его еще и на супругов, а также совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, этоограничение на занятие предпринимательской деятельностью и (или) участие в управлении хозяйствующим субъектом государственные должности Российской Федерации, позволит обеспечить «реальное действие антикоррупционного законодательства Российской Федерации»[6].Данная позиция законодателя вызывает у нас вполне закономерныевозражения.Вопервых, данное предложение противоречит части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Можно согласиться с законодателем в том, что близкие родственники обязаны предоставлять в соответствующие органы сведения о своихдоходах[7]. Но ограничивая их в предпринимательской деятельности, законодатель может впоследствии усмотреть угрозу еще и в какойнибудь другой деятельности (научной, творческой, и т.д.), что в итоге приведет к полной безработице среди родственников лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Ведь, например, для чиновников в сфере образования всегда будет «реальной»возможность «помогать» своим близким, занимающимся преподаванием. Или для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в спортивной сфере, «продвигать» своих родственников в данной области. Тогда следующим шагом законодателя будет ограничение супругов и совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, заниматься любой деятельностью в одной и той же сфере со своим родственником?Такую позицию законодателя вряд ли можно признать обоснованной. К тому же совершеннолетние дети, тем более, создавшие свои семьи, не должны испытывать на себе тяжесть этих ограничений. Иначе впоследствии придется решать вопрос о том, распространять ли эти ограничения на супругов детей, на внуков чиновников, на их родителей, братьев и сестер, и т.д.Вовторых, предложение вряд ли позволит обеспечить «реальное действие антикоррупционного законодательства Российской Федерации», но может повлечь за собой реальное увеличение числа разводов среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации[8]. Ведь сегодня регистрация брака, равно как и развода –это юридический акт, который без особых проблем совершается в любом органе записи актов гражданского состояния, не занимает много времени, не отнимает много денег и не требует особых усилий. Если брак станет действительным препятствием желаемой коррупционной деятельностичиновников, то можно быть увереннымив том, что его расторжение данную проблему устранит.К сожалению, если для супругов такой вариант может стать выходом из затруднительной ситуации, то совершеннолетние дети станут заложниками карьерных амбиций своих родителей, замещающих государственные должности Российской Федерации.При том, что мнения детей родители при назначении на соответствующие должности, как правило, не спрашивают.Втретьих, для того чтобы признать предложение законодателя взвешенным и обоснованным, стоит дополнить егоеще одной частью 7 следующего содержания: «При назначении лиц на государственные должности Российской Федерации они обязаны предоставить работодателю письменное согласие с запретом заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектомот своих супругов и совершеннолетних детей».
В противном случае получается, что единоличное решение одного из членов семьи, замещающегогосударственные должности Российской Федерации,отражается на жизни и деятельности всех остальных его родственников, которые, возможно, и не поддерживают данныйвыбор. Подобный запрет может быть признан законным, только если члены семьиидут на него добровольно, осознавая все его последствия. И согласны с данным запретом [9]. Ведь каждый взрослый дееспособный человек отвечает за свое поведение самостоятельно.Вчетвертых, предпринимательская деятельность сегодня составляет основу экономики Российской Федерации. Государство прикладывает огромные усилия для того, чтобы ееподдерживать и развивать,пытается создать наиболее благоприятные условия для предпринимателей. Любые запреты в этой сфере должны быть максимально взвешены и продуманы. Вряд ли стоит распространять данный запрет на всех без исключения супругови совершеннолетние дети лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Возможно, было бы правильнее запрещать дальнейшую деятельность только лицам, ранее замеченнымв какихлибо нарушениях антикоррупционного законодательства. Таким образом, считаем анализируемыйзаконопроектпротиворечивым и несостоятельным, требующим серьезного переосмысления.А предложенные ограничения–поверхностными, не отвечающими существующей ситуации во власти.
Ссылки на источники1. О противодействии коррупции: федеральный закон №273ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.2.О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. (в ред. от 20 февраля 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 5.3. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 // Консультант Плюс: сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194110 (дата обращения: 01.03.2016).4. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методика борьбы. М.: Дело и Сервис, 2015.5. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в связи с введением дополнительного ограничения, связанного с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации: законопроект №9718096 от 12 января 2016 г. [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=9718096&02 (дата обращения: 26.01.2016).6. Слепенчук М.Э.Проблемные вопросы применения законодательства в сфере противодействия коррупции//Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2015. № 1 (205). С. 612.7. Абрамов Г.Ф.,Кузнецова О.А.К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействиякоррупции: эффективность, перспективность, проблематичность //Административное и муниципальное право. 2014. № 7 (79). С. 707716.8. Крюкова Н.И.Коррупция: ее сущность и исторические корни в России //История государства и права. 2014. № 5. С. 5257.9. Гоц Е.В. Теоретические и практические проблемыкоррупциив Российской Федерации //Право и государство: теория и практика.2014. № 2 (110). С. 1721.
Дополнительные меры по противодействию коррупции средилиц, замещающих государственные должности Российской Федерации
Аннотация.Антикоррупционные меры, связанные спрохождением федеральнойгосударственнойгражданскойслужбы в Российской Федерации, включают в себя комплексограничений,запретов, требований к служебномуповедению и предупреждению коррупционных правонарушений. Попытки модернизации этой системы не всегда отвечают требованиям действующего законодательства.Ключевые слова:противодействие коррупции, супруги и совершеннолетние дети, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации.
Конвенция ООН 2003 года против коррупциипонимает под коррупцией все корыстные преступления по службе: хищение, должностные преступления, незаконное обогащение и взяточничество (подкуп, продажность). Уголовный кодекс Российской Федерациикоррупцию трактует только как взяточничествов государственных, муниципальных, коммерческих и иных организациях.Имплементация ратифицированных международных правовых актов ставит перед российским уголовным законодательством проблему унификации понятия «коррупция». Федеральный закон «О противодействии коррупции» [1]под «коррупцией» понимает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическимлицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.Понятие «коррупция» как социальное явление охватывает совершение соответствующими субъектами коррупционных преступлений, административных, дисциплинарных, гражданскихкоррупционных правонарушений, а также неэтическое должностное (служебное) поведение.Наибольшей общественной опасностью, безусловно, обладают коррупционные преступления, а именно:
оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184).
коммерческий подкуп (ст. 204)
получение взятки должностным лицом (ст. 290)
дачу взятки (ст. 291)
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1)
подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309).В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом «О едином учете преступлений» [2], а также в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в Российской Федерации, Генпрокуратура и МВД приняли совместное указание № 65/11, № 1«О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [3]Данный документ ввел в действие 23 перечня статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности, и обязал всех субъектов статистического учета придерживаться закрепленных в нем правил заполнения статистических документов.Перечень №23 с 2012 года содержит в себе статьи Уголовного кодекса Российской Федерацииопреступленияхкоррупционной направленности, определенные во исполнение пункта 13 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №1 «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации»(см. табл. 1).Таблица 1. Динамика коррупционной преступности в России в 20122015 годах
Год2012201320142015выявлено преступлений, коррупционной направленности49513425063206032037+/(%)
14,224,60,1выявлено лиц, совершивших преступления коррупционной направленности13565161671583116661+/(%)
19,22,15,2
За последние 4года коррупционная преступность снизилась более чем на 1/3, а число коррупционеров выросло на более чем на 18%.К числу тенденцийкоррупционнойпреступности можно причислить:1) Резкое сокращение регистрируемой части преступлений коррупционной направленности, в том числе, за счет повышения латентности.2) Увеличение числа лиц, совершивших преступления коррупционной направленности.3) Изменение структуры коррупционной преступности, представленной исходя из должностного положения лиц. 4) Увеличение доли коррупционных преступлений, совершенных лицами, входящими в организованные преступные группы, при активном формировании коррупционных сетей. Среди закономерностейкоррупционнойпреступностистоит выделить:1) Сохранение высокого уровня преступлений коррупционной направленности, несмотря на все предпринимаемые государством усилия.2) Стабильное преобладание тяжких и особо тяжких преступлений в структуре этой преступности.3) Вовлечение в совершение преступлений коррупционной направленности низовых структур, обеспечение защиты своих интересов коррупционерами верхнего звена власти путем повышения уровня организованности коррупционных сетей.Поскольку коррупционная преступность –это вид преступности, комплекс ее причин и условий будет обладать своей спецификой и относится к специальнокриминологическому направлению и федеральному уровню. В соответствии с классификацией причин и условий преступности по содержанию, причины и условия коррупционной преступности можно разделить на социальноэкономические, психологическиеи организационноуправленческие.Социальноэкономические причины и условия:1) нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;2) инфляционные процессы;3) низкий уровень зарплат должностных лиц, готовых рисковать своим положением ради удовлетворения собственных нужд и нужд своей семьи;4) наличие состоятельных граждан, готовых давать взятки для решения своих проблем; 5) отсутствие эффективной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, а подкупом. Психологические причины и условия:1) круговая порука среди коррупционеров, каждый из которых помогает другому, тем самым поддерживая и защищая себя;2) многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни;3) традиционное отсутствие согласия населения с законами, запрещающими коррупцию; 4) низкий уровень правовых знаний населения, правовой культуры;5) психологическая готовность людей к подкупу;6) феномен обоюдной вины дающего и берущего взятку. Организационноуправленческиепричины и условия:1) отсутствие прозрачности действий должностных лиц;2) наличие у должностных лиц возможности самостоятельно устанавливать правила взаимоотношений с населением и предпринимателями;3) проникновение в государственные учреждения представителей организованной преступности;4) наличие неоправданно большого количества управленцев с низким КПД, что исключает возможность повышения оплаты их труда;5) отсутствие у правоохранительных органов желания и возможностей бороться с коррупцией.К антикоррупционныммерамФедеральный закон «О противодействии коррупции» относитмеры по профилактике коррупции, а также обязанности, запреты и ограничения отдельным категориям лиц.Следовательно, антикоррупционное законодательство Российской Федерации представляет собой довольно развернутую систему различных норм, закрепляющих свод правил поведения в этой сфере и мер наказания за их нарушение. Его основу составляет Федеральныйзакон «О противодействии коррупции», которыйпостоянно модернизируется, дополняется и изменяется [4].Очередная законодательная инициатива по реформированию Федерального закона «О противодействии коррупции» была представлена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 12 января 2016 года в виде законопроекта«О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в связи с введением дополнительного ограничения, связанного с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации»[5].Авторы этого документа предлагают дополнить статью 12.1 «Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности» Федеральногозакона «О противодействии коррупции»частью 6 следующего содержания: «6. Супруги и совершеннолетние дети лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом».В качестве обоснования своей позиции законодательотмечает, что пунктом 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» уже установлено ограничение на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении хозяйствующим субъектом для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Однакозаконодатель счел это ограничение недостаточным, предложив распространить его еще и на супругов, а также совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, этоограничение на занятие предпринимательской деятельностью и (или) участие в управлении хозяйствующим субъектом государственные должности Российской Федерации, позволит обеспечить «реальное действие антикоррупционного законодательства Российской Федерации»[6].Данная позиция законодателя вызывает у нас вполне закономерныевозражения.Вопервых, данное предложение противоречит части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Можно согласиться с законодателем в том, что близкие родственники обязаны предоставлять в соответствующие органы сведения о своихдоходах[7]. Но ограничивая их в предпринимательской деятельности, законодатель может впоследствии усмотреть угрозу еще и в какойнибудь другой деятельности (научной, творческой, и т.д.), что в итоге приведет к полной безработице среди родственников лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Ведь, например, для чиновников в сфере образования всегда будет «реальной»возможность «помогать» своим близким, занимающимся преподаванием. Или для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в спортивной сфере, «продвигать» своих родственников в данной области. Тогда следующим шагом законодателя будет ограничение супругов и совершеннолетних детей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, заниматься любой деятельностью в одной и той же сфере со своим родственником?Такую позицию законодателя вряд ли можно признать обоснованной. К тому же совершеннолетние дети, тем более, создавшие свои семьи, не должны испытывать на себе тяжесть этих ограничений. Иначе впоследствии придется решать вопрос о том, распространять ли эти ограничения на супругов детей, на внуков чиновников, на их родителей, братьев и сестер, и т.д.Вовторых, предложение вряд ли позволит обеспечить «реальное действие антикоррупционного законодательства Российской Федерации», но может повлечь за собой реальное увеличение числа разводов среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации[8]. Ведь сегодня регистрация брака, равно как и развода –это юридический акт, который без особых проблем совершается в любом органе записи актов гражданского состояния, не занимает много времени, не отнимает много денег и не требует особых усилий. Если брак станет действительным препятствием желаемой коррупционной деятельностичиновников, то можно быть увереннымив том, что его расторжение данную проблему устранит.К сожалению, если для супругов такой вариант может стать выходом из затруднительной ситуации, то совершеннолетние дети станут заложниками карьерных амбиций своих родителей, замещающих государственные должности Российской Федерации.При том, что мнения детей родители при назначении на соответствующие должности, как правило, не спрашивают.Втретьих, для того чтобы признать предложение законодателя взвешенным и обоснованным, стоит дополнить егоеще одной частью 7 следующего содержания: «При назначении лиц на государственные должности Российской Федерации они обязаны предоставить работодателю письменное согласие с запретом заниматься предпринимательской деятельностью и (или) участвовать в управлении хозяйствующим субъектомот своих супругов и совершеннолетних детей».
В противном случае получается, что единоличное решение одного из членов семьи, замещающегогосударственные должности Российской Федерации,отражается на жизни и деятельности всех остальных его родственников, которые, возможно, и не поддерживают данныйвыбор. Подобный запрет может быть признан законным, только если члены семьиидут на него добровольно, осознавая все его последствия. И согласны с данным запретом [9]. Ведь каждый взрослый дееспособный человек отвечает за свое поведение самостоятельно.Вчетвертых, предпринимательская деятельность сегодня составляет основу экономики Российской Федерации. Государство прикладывает огромные усилия для того, чтобы ееподдерживать и развивать,пытается создать наиболее благоприятные условия для предпринимателей. Любые запреты в этой сфере должны быть максимально взвешены и продуманы. Вряд ли стоит распространять данный запрет на всех без исключения супругови совершеннолетние дети лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Возможно, было бы правильнее запрещать дальнейшую деятельность только лицам, ранее замеченнымв какихлибо нарушениях антикоррупционного законодательства. Таким образом, считаем анализируемыйзаконопроектпротиворечивым и несостоятельным, требующим серьезного переосмысления.А предложенные ограничения–поверхностными, не отвечающими существующей ситуации во власти.
Ссылки на источники1. О противодействии коррупции: федеральный закон №273ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.2.О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. (в ред. от 20 февраля 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 5.3. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 // Консультант Плюс: сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194110 (дата обращения: 01.03.2016).4. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методика борьбы. М.: Дело и Сервис, 2015.5. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в связи с введением дополнительного ограничения, связанного с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации: законопроект №9718096 от 12 января 2016 г. [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=9718096&02 (дата обращения: 26.01.2016).6. Слепенчук М.Э.Проблемные вопросы применения законодательства в сфере противодействия коррупции//Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2015. № 1 (205). С. 612.7. Абрамов Г.Ф.,Кузнецова О.А.К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействиякоррупции: эффективность, перспективность, проблематичность //Административное и муниципальное право. 2014. № 7 (79). С. 707716.8. Крюкова Н.И.Коррупция: ее сущность и исторические корни в России //История государства и права. 2014. № 5. С. 5257.9. Гоц Е.В. Теоретические и практические проблемыкоррупциив Российской Федерации //Право и государство: теория и практика.2014. № 2 (110). С. 1721.