Альтернативная культура
Выпуск:
ART 96092
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин
Г.
А. Альтернативная культура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
891–895. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96092.htm.
Аннотация. В статье исследуется феномен альтернативной культуры. Как особые социально-культурные проявления рассматриваются акционизм, девиантное поведение, маргинальная культура, неформальные объединения. Представлена типология основных неформальных объединений. Определено влияние неформальных объединений на социальные процессы.
Ключевые слова:
культура, субкультура, девиантное поведение, маргинальность, неформальные объединения
Текст статьи
Опарин Геннадий.Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент Самарского государственного института культуры, г.Самараoparinga@bk.ru
Альтернативная культура
Аннотация.В статье исследуется феномен альтернативной культуры.Как особые социальнокультурные проявления рассматриваютсяакционизм,девиантное поведение, маргинальная культура, неформальные объединения. Представлена типология основных неформальных объединений. Определеновлияние неформальныхобъединенийна социальные процессы.
Ключевые слова:культура, субкультура, девиантное поведение, маргинальность, неформальные объединения.
В современном обществе наблюдается многообразие культурных ориентаций, направлений развития и форм культуры. Современная культура представляет собой сложное структурное образование в центре которогоосновная культура и множество субкультурных процессов и явлений. Современная культура (и субкультуры) формируются под влиянием Социально культурных, политических, экономических и психологических процессов.С точки зрения определения основных составляющих современной культуры, её можно представить следующим образом. 1.Традиционная культура –базируется на достижениях прошлого, на ценностях и образах составляющих базовые основы жизни и вековую народную мудрость.
2.Элитарная культура –основана на высших достижениях в области культуры и искусства, образцах и формах светской повседневной культуры. Эту культуруназывают высокой.Для неё характерны свобода и некоммерческая направленность, глубина постижения смыслов, духовная ориентация смысложизненных целей. 3.Массовая–актуальная современная культура, удовлетворяющая интересы и потребности большого количества людей, ориентированная на усреднённые вкусы и ценностные представления людей. Современная культура состоит из вариативно взаимодействующих составных частей, каждая из которыхимеет свою специфику. Взаимопроникая и дополняя друг друга,они одновременно и разнообразно проявляются в обществе и составляют основную культуру. На основе этих культур развивается авангарднаякультура опережающих социальных групп, экспериментальная, стремящаяся идти нетрадиционным путём и использующая оригинальные формы самовыражения. Авангард есть во всех сферахдеятельности от искусства до политики.
Альтернативные культуры это новые культуры, противопоставляемые основной (господствующей в обществе) культуре мэйнстрима, как более актуальныеи соответствующие интересам некоторых социальных групп. Для альтернативных культур нередко характерны радикальные позиции по отношению к основной культуре. Крайним выражением альтернативной культуры является тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей культуры –контркультура.Культурная позиция, в полной мере соответствующая основной культуре –конформизм. Культура общества развивается в широком и противоречивом спектре между альтернативой и конформизмом. Наиболее заметные проявления альтернативной культуры наблюдаются в сфере современного искусства. Художественная деятельность предполагает новаторские и даже девиантные способы самовыражения. Альтернативная культура как нестандартная культура проявляется во всех видах искусства, это определяется творческой природой и исключительным значением субъективного фактора в искусстве. Заметным явлением в искусстве 1970х годов стало альтернативное направление «соцарт», использовавшее и гротескно перерабатывавшее расхожие символы и лозунги коммунистической пропаганды и агитации. Наиболее известные представители альтернативного искусства конца ХХ –начала ХХIвека–Д.Пригов, В.Сорокин, О.Кулик, П.Павленский.Большой общественный резонанс получила выставка «Осторожно религия!», проходившая в центре имени А.Сахарова и закончившаяся погромом и последовавшим за ним судебным процессом.Субкультура как альтернатива представляет собой совокупность ценностей, норм и форм самовыражения представителей отдельного социального слоя или социальной группы. Социальной базой формирования субкультур являются возрастные и другие признаки дифференциации в обществе. Контрастную социальнокультурную альтернативу создаёт молодёжная субкультура. В молодёжной среде, в силу социальных, биологических, психологических и возрастных особенностей, формируются не стандартные системы ценностей, модели поведения и жизненного стиля.Широкое распространение и разнообразные формы получило девиантное поведение. Девиации в современном обществе имеют разные грани, и, по некоторым оценкам, приобретают катастрофические масштабы. Социокультурная проблема девиации состоит в том, что в обществе складываются стереотипы на основе ценностей и форм деятельности деструктивно влияющиена общество. Социологические подходы к изучению девиантного поведения рассматривают это явление в русле теории аномии (Э. Дюркгейм), которая объясняет отклоняющееся поведение отсутствием определённых жизненных правил, норм и образцов поведения в обществе. Теория риска (Ф.Дальбэк) строится на том, что в современном обществе риск предстаёт знаковым и социально значимым явлением и у людей подвергающих себя публичному риску повышается престиж. Теория референтных групп (Е.Зутерланд) основана на отрицательном влиянии малой социальной группы на индивида. Психологическая модель «поиска ощущений»(Э.Цукерман) основана на потребности искать эмоционально острые ситуации и испытывать необычные ощущения. [1,с. 394 –395]. Культурологические теории (Селин, Миллер, СутэрЛэнд) строятся на изучении конфликтов между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающимися в той или иной социальной группе. Новейшее теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно зантересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент не только на исправлении отдельного человека, а общества в целом. Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социокультурных регуляторов поведения человека. [2, с.224 226].Культура личности это характеристика уровня развития индивида, достигнутого в процессе социализации, что проявляется в поведении, общении, внешности и деятельности человека и определяется на основе сопоставления с общепринятыми нормами и правилами.К основным формам девиантного поведения относят наркоманию и токсикоманию, пьянство и алкоголизм, проституцию, суицидальное поведение, сексуальные отклонения,бродяжничество,правонарушения и преступность. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки относятся к группам риска. Они характеризуются низким социокультурным статусом: не здоровым образом жизни; ограниченным кругом интересов; плохо организованным бытом; слабой моральной регуляций поведения; низким общекультурным уровнем; преобладанием негативных форм досуга. Следует провести границу между девиантным и делинквентным (преступным) поведением, Девианттное поведение относительно, потому, что оценивается по моральнонравственным критериям, а делинквентное поведение –абсолютно, так как нарушает абсолютную норму выраженную в юридических законах. Представители альтернативных культур сознательно или спонтанно используют соответствующую атрибутику. Делинквентные субкульткры используют лексику, манеры общения и поведения, «понятия» и нормы выработанные внутри социального слоя на основе ценностей уголовного мира. В различной степени каждая субкультура вырабатывает и использует свою атрибутику через которую выражается сущность и специфика этих субкультур. Широкое распространение в обществе элементов девиантных субкультур становится индикатором состояния культуры всего общества. Отрицательные девиации это социальные пороки общества, которые деструктивны по своей сущности, соответственно они негативно влияют на культуру общества.
Вместе с тем девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Девиация подтверждает роль норм и ценностей в обществе, а также даёт более полное представление о многообразии социальных норм, уточняет их границы, способствует укреплению социального единства. (Э.Дюркгейм).Существование в современном обществе социокультурных девиаций неизбежно. Более того, культурнотворческая деятельность предполагает так называемые положительные девиации. Позитивное отклонение это девиаця в сторону максимально одобряемого поведения. Высокая одарённость это тоже отклонение от нормы, которое проявляется в социальнокультурной деятельности, её результатах и отличается новизной и оригинальностью.В переходный исторический период, в современной России, заметным явлением стала маргинальная культура. Социальной основой для развития маргинальной культуры является наличие в обществе деклассированных субъектов –индивидов утративших связи со стабильными социальными институтами и социальными группами, выполняющими общественно необходимые функции в структуре общества. Маргинальность возникает в результате значительных, иногда резких изменений в соцальной структуре общества, активизирующих социальную мобильность, которая может привести социального субъекта в пограничное, структурно неопределённое состояние. Происхождение маргинальности позволяет определить её социальнокультурную принадлежность. Соответственно определяются основные типы маргинальности: этнокультурная, биокультурная, криминальнокультурная, экономикокультурная, культурновозрастная. Феномен маргинальной культуры состоит в том, что индивид, утратив социальную принадлежность к «своей» группе остаётся носителем её культуры и, вместе с тем, усваивает элементы новой для него культуры. Маргиналы являются носителями конгломеративно соединяющихся культур, симбиоз которых формирует альтернативную культуру. Некоторые маргинальные социальные группу становятся инициаторами нововведений в сфере культуры.Основная причина социальнокультурной дисгармонии в современном обществе определяется понятием «аномия», состояние которое характерно для переходных периодов развития общества и отличающееся ценностнонормативным «вакуумом», своего рода отсутствие норм определяющих и регулирующих культуру общества и взаимоотношения людей.
Социальные масштабы альтернативной культуры могу быть различными.1.Индивидуально личностный масштаб культуры человека характеризуется поведением, отклоняющимся от общепринятых норм, в силу индивидуальных особенностей личности.2.Коллективный –проявляется в том, что некая группа людей живёт, действует и самовыражается не по принятым в обществе нормам культуры.3.Социально –групповые формы альтернативной культуры; например, культура творческой интеллигенции, богема, молодёжная субкультура.4.Массовые формы проявления альтернативной культуры –когда наступает кризис в культурном развитии общества, и массы людей действуют вопреки существующим официальным нормам и представлениям.Наиболее распространенной формой проявления альтернативной культуры являются неформальные объединения. Субъективные причины возникновения неформальных объединений:
протест против навязывания официальной культуры;поиск оригинального пути социально –культурного развития; потребность в самовыражении и создании нового в культуре общества;желание привлечь к себе внимание и самоутверждение;подражание западным течениям и формам социальнокультурной деятельности;личные представления и убеждения человека;Неформальные объединения возникают как по объективным, тоесть социальным и культурно –историческим причинам, так и по субъективным –связанным, преимущественно, с потребностями личности.Неформальные объединения привлекают внимание, преимущественно, молодёжи, начиная с подросткового возраста. Для молодёжи свободное время является сферой самовыражения и особой ценностью, причём для значительной части молодёжи характерны радикальные взгляды на жизнь и современную культуру. Стремление освоить новое, следовать необычному,или внести свой вклад в изменение сложившихся стереотипов, тоже побуждает молодёжь к альтернативным, неформальным социокультурным проявлениям.Основные признаки неформальных объединений:отсутствие официальной регистрации объединения, то есть неформальный статус;отношения строятся на основе личных интересов людей, входящих в неформальные объединения; неформальные объединения отличаются от официальных альтернативностью социальных и культурных ориентаций.
Неформальные организации формируются часто стихийнов сфере досуга, поэтому главный признак участия в них –свобода.Деятельность объединений нередко связана с отдыхом, общением людей, стремлением к самореализации, саморазвитию и самовыражению.Основные разновидности неформальных объединений.объединения в русле хип –хоп культуры: брейк –данс, скейт –борд, рэпперы, райдеры, граффити, отчасти байкеры;музыкальные: роккеры, металлисты, музыкальные фанклубы;объединения образа жизни: клаберы, мажоры, рейверы;социально –ориентированные: Союз прогрессивной молодёжи Самары, экологисты; религиозные и духовно –культурные объединения: секты, объединения духовного развития;политизированные: национальнопатриотические объединения, антиглобалисты, анархисты, неофашисты, скин –хеды, национал –большевики, авангард красной молодёжи;маргинальные: гопники, сатанисты, растоманы; объединения криминальной направленности;объединения здорового образа жизни, физкультурнооздоровительной и экстримальноспортивной направленности;неформальные объединения художников, музыкантов, литераторовРазвитие общества вызывает к жизни новые неформальные объединения, что является своеобразной реакциейлюдей на социальные процессы и способствует развитию культуры общества.В социальных сетях создаются виртуальные группы по различным интересам, участники которых обмениваются информациейиобсуждают различные вопросы.
Неформальные объединения, в зависимости от отношения к основной государственнообщественной культуре,подразделяются на следующие группы.
Антисоциальные, то есть такие, которые разрушительно влияют на общество и человека, с актуальной точки зрения общества. Наиболее радикально настроенными являются скинхеды, субкультура которых стала базовой для нескольких молодёжных движений «Белой силы». Во вновь образовавшиеся сообщества влились неонацисты, дворовые банды скингопников, футбольные хулиганы.
Асоциальные, не наносят вреда обществу, т.е. ориентированы на удовлетворение собственных социальных и культурных интересов. Это преимущественно объединении по интересам. Хопперы –движение которое включает в себя несколько направлений в русле хипхоп культуры. Представители этой культуры в поведении, внешности, одежде и образе жизни подражают западу. Это своеобразный городской фольклор постидустриального общества.
Просоциальные объединения, ориентированы на поддержку, распространение и развитие «основной», государственной и общественной культуры. Широко известно движение «зелёных». Радикальные движения ведут борьбу за сохранение природы, проводят акции, пикеты, шествия, инициируют судебные процессы. Умеренные экологисты ведут просветительскую, воспитательную и практическую работу по охране и восстановлению природы.
Альтернативные движения, как форма проявления социальнокультурной активности, является наиболее эффективным механизмом,обеспечивающим эволюционную трансформацию культурных стереотипов, обеспечивающим синхронизацию различных сфер общества и социокультурную динамику.
Содержание и формы альтернативных культур в совокупности создают многоликую картину современных социокультурных вариаций и намечают контуры культуры будущего.
В практике социальнокультурной деятельности властным структурам необходимо поддерживать связь с альтернативными социальнокультурными объединениями. Следует корректировать деятельность радикально настроенных объединений и общностей. Оказывать поддержку позитивно и прогрессивно настроенным группам и сообществам
Новое в культуре может возникать как неформальная, альтернативная социальнокультурная инициатива, котораяотличается от сложившейся основной культуры, но с течением времени альтернативные течения вплетаются в общую ткань культуры или постепенно исчезают и становятся историей.
Ссылки на источники1.Фирсов М.В.Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова.–М., 2001.432 с.2.Социальная педагогика / Под. ред. М.А. Галагузовой. –М., 2000. –416 c.
Альтернативная культура
Аннотация.В статье исследуется феномен альтернативной культуры.Как особые социальнокультурные проявления рассматриваютсяакционизм,девиантное поведение, маргинальная культура, неформальные объединения. Представлена типология основных неформальных объединений. Определеновлияние неформальныхобъединенийна социальные процессы.
Ключевые слова:культура, субкультура, девиантное поведение, маргинальность, неформальные объединения.
В современном обществе наблюдается многообразие культурных ориентаций, направлений развития и форм культуры. Современная культура представляет собой сложное структурное образование в центре которогоосновная культура и множество субкультурных процессов и явлений. Современная культура (и субкультуры) формируются под влиянием Социально культурных, политических, экономических и психологических процессов.С точки зрения определения основных составляющих современной культуры, её можно представить следующим образом. 1.Традиционная культура –базируется на достижениях прошлого, на ценностях и образах составляющих базовые основы жизни и вековую народную мудрость.
2.Элитарная культура –основана на высших достижениях в области культуры и искусства, образцах и формах светской повседневной культуры. Эту культуруназывают высокой.Для неё характерны свобода и некоммерческая направленность, глубина постижения смыслов, духовная ориентация смысложизненных целей. 3.Массовая–актуальная современная культура, удовлетворяющая интересы и потребности большого количества людей, ориентированная на усреднённые вкусы и ценностные представления людей. Современная культура состоит из вариативно взаимодействующих составных частей, каждая из которыхимеет свою специфику. Взаимопроникая и дополняя друг друга,они одновременно и разнообразно проявляются в обществе и составляют основную культуру. На основе этих культур развивается авангарднаякультура опережающих социальных групп, экспериментальная, стремящаяся идти нетрадиционным путём и использующая оригинальные формы самовыражения. Авангард есть во всех сферахдеятельности от искусства до политики.
Альтернативные культуры это новые культуры, противопоставляемые основной (господствующей в обществе) культуре мэйнстрима, как более актуальныеи соответствующие интересам некоторых социальных групп. Для альтернативных культур нередко характерны радикальные позиции по отношению к основной культуре. Крайним выражением альтернативной культуры является тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей культуры –контркультура.Культурная позиция, в полной мере соответствующая основной культуре –конформизм. Культура общества развивается в широком и противоречивом спектре между альтернативой и конформизмом. Наиболее заметные проявления альтернативной культуры наблюдаются в сфере современного искусства. Художественная деятельность предполагает новаторские и даже девиантные способы самовыражения. Альтернативная культура как нестандартная культура проявляется во всех видах искусства, это определяется творческой природой и исключительным значением субъективного фактора в искусстве. Заметным явлением в искусстве 1970х годов стало альтернативное направление «соцарт», использовавшее и гротескно перерабатывавшее расхожие символы и лозунги коммунистической пропаганды и агитации. Наиболее известные представители альтернативного искусства конца ХХ –начала ХХIвека–Д.Пригов, В.Сорокин, О.Кулик, П.Павленский.Большой общественный резонанс получила выставка «Осторожно религия!», проходившая в центре имени А.Сахарова и закончившаяся погромом и последовавшим за ним судебным процессом.Субкультура как альтернатива представляет собой совокупность ценностей, норм и форм самовыражения представителей отдельного социального слоя или социальной группы. Социальной базой формирования субкультур являются возрастные и другие признаки дифференциации в обществе. Контрастную социальнокультурную альтернативу создаёт молодёжная субкультура. В молодёжной среде, в силу социальных, биологических, психологических и возрастных особенностей, формируются не стандартные системы ценностей, модели поведения и жизненного стиля.Широкое распространение и разнообразные формы получило девиантное поведение. Девиации в современном обществе имеют разные грани, и, по некоторым оценкам, приобретают катастрофические масштабы. Социокультурная проблема девиации состоит в том, что в обществе складываются стереотипы на основе ценностей и форм деятельности деструктивно влияющиена общество. Социологические подходы к изучению девиантного поведения рассматривают это явление в русле теории аномии (Э. Дюркгейм), которая объясняет отклоняющееся поведение отсутствием определённых жизненных правил, норм и образцов поведения в обществе. Теория риска (Ф.Дальбэк) строится на том, что в современном обществе риск предстаёт знаковым и социально значимым явлением и у людей подвергающих себя публичному риску повышается престиж. Теория референтных групп (Е.Зутерланд) основана на отрицательном влиянии малой социальной группы на индивида. Психологическая модель «поиска ощущений»(Э.Цукерман) основана на потребности искать эмоционально острые ситуации и испытывать необычные ощущения. [1,с. 394 –395]. Культурологические теории (Селин, Миллер, СутэрЛэнд) строятся на изучении конфликтов между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающимися в той или иной социальной группе. Новейшее теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно зантересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент не только на исправлении отдельного человека, а общества в целом. Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социокультурных регуляторов поведения человека. [2, с.224 226].Культура личности это характеристика уровня развития индивида, достигнутого в процессе социализации, что проявляется в поведении, общении, внешности и деятельности человека и определяется на основе сопоставления с общепринятыми нормами и правилами.К основным формам девиантного поведения относят наркоманию и токсикоманию, пьянство и алкоголизм, проституцию, суицидальное поведение, сексуальные отклонения,бродяжничество,правонарушения и преступность. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки относятся к группам риска. Они характеризуются низким социокультурным статусом: не здоровым образом жизни; ограниченным кругом интересов; плохо организованным бытом; слабой моральной регуляций поведения; низким общекультурным уровнем; преобладанием негативных форм досуга. Следует провести границу между девиантным и делинквентным (преступным) поведением, Девианттное поведение относительно, потому, что оценивается по моральнонравственным критериям, а делинквентное поведение –абсолютно, так как нарушает абсолютную норму выраженную в юридических законах. Представители альтернативных культур сознательно или спонтанно используют соответствующую атрибутику. Делинквентные субкульткры используют лексику, манеры общения и поведения, «понятия» и нормы выработанные внутри социального слоя на основе ценностей уголовного мира. В различной степени каждая субкультура вырабатывает и использует свою атрибутику через которую выражается сущность и специфика этих субкультур. Широкое распространение в обществе элементов девиантных субкультур становится индикатором состояния культуры всего общества. Отрицательные девиации это социальные пороки общества, которые деструктивны по своей сущности, соответственно они негативно влияют на культуру общества.
Вместе с тем девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Девиация подтверждает роль норм и ценностей в обществе, а также даёт более полное представление о многообразии социальных норм, уточняет их границы, способствует укреплению социального единства. (Э.Дюркгейм).Существование в современном обществе социокультурных девиаций неизбежно. Более того, культурнотворческая деятельность предполагает так называемые положительные девиации. Позитивное отклонение это девиаця в сторону максимально одобряемого поведения. Высокая одарённость это тоже отклонение от нормы, которое проявляется в социальнокультурной деятельности, её результатах и отличается новизной и оригинальностью.В переходный исторический период, в современной России, заметным явлением стала маргинальная культура. Социальной основой для развития маргинальной культуры является наличие в обществе деклассированных субъектов –индивидов утративших связи со стабильными социальными институтами и социальными группами, выполняющими общественно необходимые функции в структуре общества. Маргинальность возникает в результате значительных, иногда резких изменений в соцальной структуре общества, активизирующих социальную мобильность, которая может привести социального субъекта в пограничное, структурно неопределённое состояние. Происхождение маргинальности позволяет определить её социальнокультурную принадлежность. Соответственно определяются основные типы маргинальности: этнокультурная, биокультурная, криминальнокультурная, экономикокультурная, культурновозрастная. Феномен маргинальной культуры состоит в том, что индивид, утратив социальную принадлежность к «своей» группе остаётся носителем её культуры и, вместе с тем, усваивает элементы новой для него культуры. Маргиналы являются носителями конгломеративно соединяющихся культур, симбиоз которых формирует альтернативную культуру. Некоторые маргинальные социальные группу становятся инициаторами нововведений в сфере культуры.Основная причина социальнокультурной дисгармонии в современном обществе определяется понятием «аномия», состояние которое характерно для переходных периодов развития общества и отличающееся ценностнонормативным «вакуумом», своего рода отсутствие норм определяющих и регулирующих культуру общества и взаимоотношения людей.
Социальные масштабы альтернативной культуры могу быть различными.1.Индивидуально личностный масштаб культуры человека характеризуется поведением, отклоняющимся от общепринятых норм, в силу индивидуальных особенностей личности.2.Коллективный –проявляется в том, что некая группа людей живёт, действует и самовыражается не по принятым в обществе нормам культуры.3.Социально –групповые формы альтернативной культуры; например, культура творческой интеллигенции, богема, молодёжная субкультура.4.Массовые формы проявления альтернативной культуры –когда наступает кризис в культурном развитии общества, и массы людей действуют вопреки существующим официальным нормам и представлениям.Наиболее распространенной формой проявления альтернативной культуры являются неформальные объединения. Субъективные причины возникновения неформальных объединений:
протест против навязывания официальной культуры;поиск оригинального пути социально –культурного развития; потребность в самовыражении и создании нового в культуре общества;желание привлечь к себе внимание и самоутверждение;подражание западным течениям и формам социальнокультурной деятельности;личные представления и убеждения человека;Неформальные объединения возникают как по объективным, тоесть социальным и культурно –историческим причинам, так и по субъективным –связанным, преимущественно, с потребностями личности.Неформальные объединения привлекают внимание, преимущественно, молодёжи, начиная с подросткового возраста. Для молодёжи свободное время является сферой самовыражения и особой ценностью, причём для значительной части молодёжи характерны радикальные взгляды на жизнь и современную культуру. Стремление освоить новое, следовать необычному,или внести свой вклад в изменение сложившихся стереотипов, тоже побуждает молодёжь к альтернативным, неформальным социокультурным проявлениям.Основные признаки неформальных объединений:отсутствие официальной регистрации объединения, то есть неформальный статус;отношения строятся на основе личных интересов людей, входящих в неформальные объединения; неформальные объединения отличаются от официальных альтернативностью социальных и культурных ориентаций.
Неформальные организации формируются часто стихийнов сфере досуга, поэтому главный признак участия в них –свобода.Деятельность объединений нередко связана с отдыхом, общением людей, стремлением к самореализации, саморазвитию и самовыражению.Основные разновидности неформальных объединений.объединения в русле хип –хоп культуры: брейк –данс, скейт –борд, рэпперы, райдеры, граффити, отчасти байкеры;музыкальные: роккеры, металлисты, музыкальные фанклубы;объединения образа жизни: клаберы, мажоры, рейверы;социально –ориентированные: Союз прогрессивной молодёжи Самары, экологисты; религиозные и духовно –культурные объединения: секты, объединения духовного развития;политизированные: национальнопатриотические объединения, антиглобалисты, анархисты, неофашисты, скин –хеды, национал –большевики, авангард красной молодёжи;маргинальные: гопники, сатанисты, растоманы; объединения криминальной направленности;объединения здорового образа жизни, физкультурнооздоровительной и экстримальноспортивной направленности;неформальные объединения художников, музыкантов, литераторовРазвитие общества вызывает к жизни новые неформальные объединения, что является своеобразной реакциейлюдей на социальные процессы и способствует развитию культуры общества.В социальных сетях создаются виртуальные группы по различным интересам, участники которых обмениваются информациейиобсуждают различные вопросы.
Неформальные объединения, в зависимости от отношения к основной государственнообщественной культуре,подразделяются на следующие группы.
Антисоциальные, то есть такие, которые разрушительно влияют на общество и человека, с актуальной точки зрения общества. Наиболее радикально настроенными являются скинхеды, субкультура которых стала базовой для нескольких молодёжных движений «Белой силы». Во вновь образовавшиеся сообщества влились неонацисты, дворовые банды скингопников, футбольные хулиганы.
Асоциальные, не наносят вреда обществу, т.е. ориентированы на удовлетворение собственных социальных и культурных интересов. Это преимущественно объединении по интересам. Хопперы –движение которое включает в себя несколько направлений в русле хипхоп культуры. Представители этой культуры в поведении, внешности, одежде и образе жизни подражают западу. Это своеобразный городской фольклор постидустриального общества.
Просоциальные объединения, ориентированы на поддержку, распространение и развитие «основной», государственной и общественной культуры. Широко известно движение «зелёных». Радикальные движения ведут борьбу за сохранение природы, проводят акции, пикеты, шествия, инициируют судебные процессы. Умеренные экологисты ведут просветительскую, воспитательную и практическую работу по охране и восстановлению природы.
Альтернативные движения, как форма проявления социальнокультурной активности, является наиболее эффективным механизмом,обеспечивающим эволюционную трансформацию культурных стереотипов, обеспечивающим синхронизацию различных сфер общества и социокультурную динамику.
Содержание и формы альтернативных культур в совокупности создают многоликую картину современных социокультурных вариаций и намечают контуры культуры будущего.
В практике социальнокультурной деятельности властным структурам необходимо поддерживать связь с альтернативными социальнокультурными объединениями. Следует корректировать деятельность радикально настроенных объединений и общностей. Оказывать поддержку позитивно и прогрессивно настроенным группам и сообществам
Новое в культуре может возникать как неформальная, альтернативная социальнокультурная инициатива, котораяотличается от сложившейся основной культуры, но с течением времени альтернативные течения вплетаются в общую ткань культуры или постепенно исчезают и становятся историей.
Ссылки на источники1.Фирсов М.В.Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова.–М., 2001.432 с.2.Социальная педагогика / Под. ред. М.А. Галагузовой. –М., 2000. –416 c.