Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Выпуск:
ART 96091
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паленова
Е.
В.,
Иванова
Т.
Н. Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
886–890. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96091.htm.
Аннотация. В работе авторы рассматривают процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авторы раскрывают вопросы сотрудничества семьи с дошкольным учреждением. Одной из основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития.
Ключевые слова:
семья, образование, воспитание, детство, социализация, условия, стандарт, сотрудничество, детский сад, воспитатель, родители, ребенок
Похожие статьи
- Сотрудничество с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- Актуальная стратегия взаимодействия школы и семьи
- Повышение родительских компетенций в рамках консультационного центра – новый формат в воспитании и развитии детей с ОВЗ
- К вопросу о профилактике аддиктивного поведения в детском возрасте
- РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Текст статьи
Иванова Татьяна Николаевна,доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой «Социология»ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиIvanovaT2005@tltsu.ru
Паленова Евгения Валериевна, студентка кафедры «Социология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиBarsik93@yandex.ru
Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детейв рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Аннотация.В работе авторы рассматривают процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авторы раскрывают вопросы сотрудничества семьи с дошкольным учреждением. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Ключевые слова: социализация, детство,детский сад, ребенок, воспитатель, условия, стандарт, семья, сотрудничество, образование, родители, воспитание.
Социализация включает в себя все сферы жизнедеятельности человека, а социализация детей это часть общей социализации человека. По этой причине она обладает общими чертами с процессом социализации в целом. Поскольку дети –специфичная социально–демографическая группа,то их социализация обладает определенным своеобразием. Социализация детей –это начальный этап первичной социализации человека, так как именно в детском возрасте закладываются основы личности как социального существа. В социализации детей наибольшее значение на первых порах имеют биологические, в частности, генетические факторы. В социализации детей принимают участие меньше социальных институтов, чем в социализации молодежи. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Данная проблема имеет разнообразные аспекты, поэтому рассматривается многими науками, такими как социология, философия, анатомия, психология, физиология и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями[1].Процесс социализации детей происходит на основе их деятельностной сущности, а преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Кроме того, необходимо сотрудничество семьи с дошкольным учреждением. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным.В Российском обществе в настоящее время замечается повышенный интерес со стороны всех социальных институтов к семье. Это можно объяснить объективными процессами, которые развиваются в обществе в обществе, демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании, развитии и социализации детей. В разнообразных контекстах звучит, что в современном мире семья должна, наконец, стать не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим очень важно направлять все усилия на возобновление семейных систем, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи, культивирования взаимопонимания в семьях.Согласно мнению ученых, в казалось бы самый беззаботный период детства, дошкольники в своем развитии проходят один из наисложнейших путей. Мир, который окружает ребенка, стремительно входит в его жизнь, наполняя ее все новыми и новыми открытиями, впечатлениями и знаниями.Этот период особенно важен, поскольку именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. В это время развивается практическое мышление детей, они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои эмоции и поведение. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», и где–то годам к шести данная позиция окончательно фиксируется в их сознании.В образовательной среде детского сада родители, педагогивоспитатели, и сами дети играют каждый свою роль. Здесь и происходит первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно–следственными связями. Так же, в детском саду, расширяется не только общественное окружение, но и предметный мир ребенка. За пределами дома он познает большое число новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и изучает их применение. Помимо этого, в дошкольном учреждении, ребенок не только впитывает много нового, у него появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Существуют специальные методы обучения детей, такие как психолого–педагогические приемы, которые целенаправленно активизируют его социальное познание.Мы можем заметить, что дети в школьном возрасте, пройдя этап первичной социализации в детском саду, уже значительно различаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; занимаются в группах, принимают участие в жизни коллектива, отзываются на просьбы либо сами предлагают свою помощь, слушают и дают советы, заинтересованы жизнью взрослых из своего окружения. Все это результаты постепенной и грамотной активизации социального познания при помощи взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействия с ним.Конечно, в настоящее время существуют и недостатки социализации, такие как наличие неполных и отрывочных представлений многих родителей о воспитании ребенка, отсутствие программы воспитания, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стихийный характер воспитания и обучения, непонимание роли оценки в обучении и воспитании, инертность в поисках методов воспитания, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Так же, многие родители пользуются случайной педагогической литературой, слишком мало уделяют внимания ребенку, недостаточно общаются, не умеют давать ребенку объективную характеристику и анализировать свои методы воспитания, не понимают возрастных особенностей дошкольников и принимают их уменьшенной копией взрослого человека.Так же, в социализации детей значительную и все возрастающую рольприобретает влияние субъективных факторов, среди которых главная роль принадлежит самой личности и социальным институтам. Первостепенным агентом в социализации детей является семья, но в современном обществе более значимое место начинают занимать детские дошкольные учреждения. Особое значение в данном процессе имеют психологические и эмоциональные механизмы. Ведущее место среди механизмов социализации занимают подражание и общение. В системе методов и способов социализации детей особо ощутима значимость игры как важного метода освоения социальных функций и ролей. В последнее десятилетие все более возрастающее воздействие на социализацию детей оказывают СМИ, особенно интернет и телевидение.Так же, преобразования в обществе оказали определенное положительноевлияние на роль детских дошкольных образовательных учреждений в социализации детей. Например, увеличился интерес к соблюдению прав личности ребенка в обществе, видоизменилась и сеть детских дошкольных учреждений: они становятся наиболее разнообразными по методам и формам оздоровления, обучения и воспитания детей. Несмотря на то, что дошкольное образование в Российской Федерации не является обязательным в настоящее время, 55% российских детей с трех до семи лет посещают дошкольные образовательные учреждения. В Российской Федерации на конец 2014 года функционировало 43,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывалось 6347,3 тыс. детей[2]. И основной причиной не посещения ребенком детского сада, на данный момент, все же остается нехватка мест в дошкольных учреждениях. Так же, по данным Росстата, охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями по РФ составляет 63,0%, а по Самарской области 68,6%. На данный момент выделено 343384 мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации комплекса мероприятий,на 01.01.2016, что составляет 96,3% от планируемого показателя[3].Немаловажные модификации произошли в содержании и системе детских учреждений. Основные из них теперь называются не детским садом, а дошкольным образовательным учреждением далее (ДОУ), что указывает на усиление реализации образовательной функции. Новая практика дошкольного образования несет в себе положительные тенденции: появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, широкие возможности для предоставления родителям условий своим детям, а сотрудникам ДОУ, являющимися социализаторами, простор для педагогического творчества, выбора форм, методов укрепления здоровья, воспитания, образования детей.В детских дошкольных организацияхнаблюдаются и негативные процессы. Существенно уменьшилось их количествои охват ими детей. В систему детских садов проникли инновации «специалистов», программы деятельности которых носят в значительной мере формальный и некомпетентный характер.Появились и непростые социальные проблемы, затрудняющие оптимальную социализацию ребенка. Поскольку многочисленные промышленные предприятия отказались от своих дошкольных учреждений, то одна часть детских садов была переведена в систему государственных учреждений, а другая –продана частным владельцам, которые в основном воспользовались ею в своих целях, а не в целях развития детей.Под влиянием социальной дифференциации в обществе модифицировался и характер детских дошкольных учреждений. Появились элитарные дошкольные образовательные учреждения, в которых лучше общие условия содержания детей: обеспеченность квалифицированным персоналом, наличие разнообразного учебно–физкультурного и иного оборудования, уровень и качество питания, с чем связана и более высокая оплата. В связи с низким финансированием муниципальных детских садов персонал просто лишен этих возможностей. Кроме того, отмечается расхождение мнений общества: с одной стороны возникла потребность в создании равных условий для социализации детей, с другой –существование неравного положения детей в элитарных и обычных дошкольных образовательных учреждениях. Так же, отмечается разногласие между необходимостью общества в разностороннем и современном развитии детей и однообразной ориентацией дошкольных образовательных учреждений только на подготовку ребенка к учебе в школе. Значительная часть дошкольных учреждений получает далеко не высокое финансовое обеспечение. Несомненно, положение детских садов в городах существенно лучше, чем в сельской местности. В стране сформировалась социальная задача значительно увеличить значимость дошкольных учреждений в социализации детей, в осуществлении их образовательных, оздоровительных и воспитательных функций. Первая ступень образования –дошкольное воспитание, это та ступень, на которой закладываются основы социальной личности, а так же, это главнейший институт поддержки семьи. За последнее десятилетие она прошла сложный путь вписывания в новые реалии. К 1995 году стабилизировалось первоначально острое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием. На сегодняшний день приблизительно 55% детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таковых детей –около 90%). Неплатежеспособность родителей, а так же состояние здоровья и самочувствия ребенка являются основными причинами отказа от детского сада. Так же, многие семьи отказываются от детских садов из–за нехватки мест в учреждениях. В то же время, дети даже в обеспеченных семьях, которые не посещают детский сад, как правило, не получают надлежащего воспитания. В этом случае воспитательные и обучающие функции перекладываются на компьютер и телевизор. В крупных городах, таких как Москва, многие ведомственные детские сады переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей, а в небольших городах сеть ведомственных садов практически исчезла.В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий. Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни –полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад –родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что в современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должна быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада –наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество –важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребенок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования. В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4–5 лет с целью их полноценного развития, а не «натаскивания» к школе[4].В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду –«детский сад» добавились новые –детский сад с приоритетнымосуществлением интеллектуального или художественно–эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, этопозволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных –для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. Вдошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития. Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2–3 раза в неделю на 3–4 часа) и др. Наличие жевысших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги. Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной «хорошей» категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании). Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других –обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН лишь 5–7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Все это усугубляется завышенными требованиями школы к будущим первоклассникам. Часто, родители, желая отдать своего ребенка в престижную школу или гимназию, вынуждены 4–5 летних детей –воспитанников детского сада в вечернее время водить на дополнительные занятия, которые организуют школы. Родители боятся, что их дети, в противном случае, не пройдут вступительное тестирование. В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5–8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия в школе необходимых условий –для игр, прогулок, самостоятельной деятельности детей и др. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН свыше 41 % детей 6–7 лет –функционально не готовы к обучению в школе (еще не созрели). Их число существенно увеличилось по сравнению с 1970–1980–ми годами. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6 % против 28,6 % девочек). Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что «шлейф» школьных проблем и неблагополучия в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. На этом фоне активные попытки «рекрутировать» 6–летних детей в школыдолжны вызывать особую тревогу у профессионалов и общества в целом. Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи, инструкторы по физкультуре, преподаватели изобразительной деятельности и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество. Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той или иной области. Что, по сути, неоправданно существенно удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную работу в детскому саду прекрасно могут вести воспитатели и музыкальный работник (как было всегда раньше). Сегодня широкое распространение в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести–семилетках. Используются самые произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3–9 месяцев. Тесты, с помощью которых ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей и большинства педагогов, работающих с маленькими детьми. Процедура тестирования как инструмент отбора находится в прямом противоречии с юридическим и конституционным правом на образование. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающегоза жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего всилу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был разработан федеральный государственный стандарт дошкольного образования.Образовательные организации дошкольного образования станут самостоятельно утверждать и разрабатывать собственные основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом образцовых главных образовательных программ дошкольного образования, которые будут выполнены опытными разработчиками и расположены в федеральном реестре. Так же, образовательные программы дошкольного образования будут направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка, следует из опубликованного Министерством образования проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»[5].
«Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого–педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» –говорит Александр Асмолов.Члены рабочей группы отмечают, что одна из важнейших задач стандарта –поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда только посоветовавшись с родителями.Самое важное, что проходит через весь стандарт, –подчеркивается поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативуРебенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно–личностной, познавательно–речевой, художественно–эстетической и в области физического развития. Число воспитанников будет устанавливаться в соответствии с санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами.Социализация ребенка –как он общается с воспитателями и другими детьми, занимается разнообразнойдеятельностью –в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного аспекта формирования ребенка на равных условиях с индивидуализацией.
Ссылки на источники1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебноепособие для студентов средн. пед. учебных заведений. –М., 1998.2.Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/ [Дата обращения: 4.11.15г.]3.Дошкольное образование, анализ и мониторинг URL:http://do.edu.ru/[Дата обращения 22.01.2016г.]4.ВолковаГаспарова Е. Особенности работы педагоговпсихологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1999 № 3.5.Федеральный закон от 29.12.2012 N273ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
Паленова Евгения Валериевна, студентка кафедры «Социология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиBarsik93@yandex.ru
Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детейв рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Аннотация.В работе авторы рассматривают процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авторы раскрывают вопросы сотрудничества семьи с дошкольным учреждением. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Ключевые слова: социализация, детство,детский сад, ребенок, воспитатель, условия, стандарт, семья, сотрудничество, образование, родители, воспитание.
Социализация включает в себя все сферы жизнедеятельности человека, а социализация детей это часть общей социализации человека. По этой причине она обладает общими чертами с процессом социализации в целом. Поскольку дети –специфичная социально–демографическая группа,то их социализация обладает определенным своеобразием. Социализация детей –это начальный этап первичной социализации человека, так как именно в детском возрасте закладываются основы личности как социального существа. В социализации детей наибольшее значение на первых порах имеют биологические, в частности, генетические факторы. В социализации детей принимают участие меньше социальных институтов, чем в социализации молодежи. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Данная проблема имеет разнообразные аспекты, поэтому рассматривается многими науками, такими как социология, философия, анатомия, психология, физиология и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями[1].Процесс социализации детей происходит на основе их деятельностной сущности, а преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Кроме того, необходимо сотрудничество семьи с дошкольным учреждением. Данный аспект проблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным.В Российском обществе в настоящее время замечается повышенный интерес со стороны всех социальных институтов к семье. Это можно объяснить объективными процессами, которые развиваются в обществе в обществе, демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании, развитии и социализации детей. В разнообразных контекстах звучит, что в современном мире семья должна, наконец, стать не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим очень важно направлять все усилия на возобновление семейных систем, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи, культивирования взаимопонимания в семьях.Согласно мнению ученых, в казалось бы самый беззаботный период детства, дошкольники в своем развитии проходят один из наисложнейших путей. Мир, который окружает ребенка, стремительно входит в его жизнь, наполняя ее все новыми и новыми открытиями, впечатлениями и знаниями.Этот период особенно важен, поскольку именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. В это время развивается практическое мышление детей, они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои эмоции и поведение. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», и где–то годам к шести данная позиция окончательно фиксируется в их сознании.В образовательной среде детского сада родители, педагогивоспитатели, и сами дети играют каждый свою роль. Здесь и происходит первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно–следственными связями. Так же, в детском саду, расширяется не только общественное окружение, но и предметный мир ребенка. За пределами дома он познает большое число новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и изучает их применение. Помимо этого, в дошкольном учреждении, ребенок не только впитывает много нового, у него появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Существуют специальные методы обучения детей, такие как психолого–педагогические приемы, которые целенаправленно активизируют его социальное познание.Мы можем заметить, что дети в школьном возрасте, пройдя этап первичной социализации в детском саду, уже значительно различаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; занимаются в группах, принимают участие в жизни коллектива, отзываются на просьбы либо сами предлагают свою помощь, слушают и дают советы, заинтересованы жизнью взрослых из своего окружения. Все это результаты постепенной и грамотной активизации социального познания при помощи взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействия с ним.Конечно, в настоящее время существуют и недостатки социализации, такие как наличие неполных и отрывочных представлений многих родителей о воспитании ребенка, отсутствие программы воспитания, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, стихийный характер воспитания и обучения, непонимание роли оценки в обучении и воспитании, инертность в поисках методов воспитания, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Так же, многие родители пользуются случайной педагогической литературой, слишком мало уделяют внимания ребенку, недостаточно общаются, не умеют давать ребенку объективную характеристику и анализировать свои методы воспитания, не понимают возрастных особенностей дошкольников и принимают их уменьшенной копией взрослого человека.Так же, в социализации детей значительную и все возрастающую рольприобретает влияние субъективных факторов, среди которых главная роль принадлежит самой личности и социальным институтам. Первостепенным агентом в социализации детей является семья, но в современном обществе более значимое место начинают занимать детские дошкольные учреждения. Особое значение в данном процессе имеют психологические и эмоциональные механизмы. Ведущее место среди механизмов социализации занимают подражание и общение. В системе методов и способов социализации детей особо ощутима значимость игры как важного метода освоения социальных функций и ролей. В последнее десятилетие все более возрастающее воздействие на социализацию детей оказывают СМИ, особенно интернет и телевидение.Так же, преобразования в обществе оказали определенное положительноевлияние на роль детских дошкольных образовательных учреждений в социализации детей. Например, увеличился интерес к соблюдению прав личности ребенка в обществе, видоизменилась и сеть детских дошкольных учреждений: они становятся наиболее разнообразными по методам и формам оздоровления, обучения и воспитания детей. Несмотря на то, что дошкольное образование в Российской Федерации не является обязательным в настоящее время, 55% российских детей с трех до семи лет посещают дошкольные образовательные учреждения. В Российской Федерации на конец 2014 года функционировало 43,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывалось 6347,3 тыс. детей[2]. И основной причиной не посещения ребенком детского сада, на данный момент, все же остается нехватка мест в дошкольных учреждениях. Так же, по данным Росстата, охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями по РФ составляет 63,0%, а по Самарской области 68,6%. На данный момент выделено 343384 мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации комплекса мероприятий,на 01.01.2016, что составляет 96,3% от планируемого показателя[3].Немаловажные модификации произошли в содержании и системе детских учреждений. Основные из них теперь называются не детским садом, а дошкольным образовательным учреждением далее (ДОУ), что указывает на усиление реализации образовательной функции. Новая практика дошкольного образования несет в себе положительные тенденции: появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, широкие возможности для предоставления родителям условий своим детям, а сотрудникам ДОУ, являющимися социализаторами, простор для педагогического творчества, выбора форм, методов укрепления здоровья, воспитания, образования детей.В детских дошкольных организацияхнаблюдаются и негативные процессы. Существенно уменьшилось их количествои охват ими детей. В систему детских садов проникли инновации «специалистов», программы деятельности которых носят в значительной мере формальный и некомпетентный характер.Появились и непростые социальные проблемы, затрудняющие оптимальную социализацию ребенка. Поскольку многочисленные промышленные предприятия отказались от своих дошкольных учреждений, то одна часть детских садов была переведена в систему государственных учреждений, а другая –продана частным владельцам, которые в основном воспользовались ею в своих целях, а не в целях развития детей.Под влиянием социальной дифференциации в обществе модифицировался и характер детских дошкольных учреждений. Появились элитарные дошкольные образовательные учреждения, в которых лучше общие условия содержания детей: обеспеченность квалифицированным персоналом, наличие разнообразного учебно–физкультурного и иного оборудования, уровень и качество питания, с чем связана и более высокая оплата. В связи с низким финансированием муниципальных детских садов персонал просто лишен этих возможностей. Кроме того, отмечается расхождение мнений общества: с одной стороны возникла потребность в создании равных условий для социализации детей, с другой –существование неравного положения детей в элитарных и обычных дошкольных образовательных учреждениях. Так же, отмечается разногласие между необходимостью общества в разностороннем и современном развитии детей и однообразной ориентацией дошкольных образовательных учреждений только на подготовку ребенка к учебе в школе. Значительная часть дошкольных учреждений получает далеко не высокое финансовое обеспечение. Несомненно, положение детских садов в городах существенно лучше, чем в сельской местности. В стране сформировалась социальная задача значительно увеличить значимость дошкольных учреждений в социализации детей, в осуществлении их образовательных, оздоровительных и воспитательных функций. Первая ступень образования –дошкольное воспитание, это та ступень, на которой закладываются основы социальной личности, а так же, это главнейший институт поддержки семьи. За последнее десятилетие она прошла сложный путь вписывания в новые реалии. К 1995 году стабилизировалось первоначально острое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием. На сегодняшний день приблизительно 55% детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таковых детей –около 90%). Неплатежеспособность родителей, а так же состояние здоровья и самочувствия ребенка являются основными причинами отказа от детского сада. Так же, многие семьи отказываются от детских садов из–за нехватки мест в учреждениях. В то же время, дети даже в обеспеченных семьях, которые не посещают детский сад, как правило, не получают надлежащего воспитания. В этом случае воспитательные и обучающие функции перекладываются на компьютер и телевизор. В крупных городах, таких как Москва, многие ведомственные детские сады переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей, а в небольших городах сеть ведомственных садов практически исчезла.В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий. Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни –полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад –родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что в современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должна быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада –наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество –важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребенок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования. В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4–5 лет с целью их полноценного развития, а не «натаскивания» к школе[4].В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду –«детский сад» добавились новые –детский сад с приоритетнымосуществлением интеллектуального или художественно–эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, этопозволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных –для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. Вдошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития. Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2–3 раза в неделю на 3–4 часа) и др. Наличие жевысших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги. Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной «хорошей» категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании). Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других –обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН лишь 5–7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Все это усугубляется завышенными требованиями школы к будущим первоклассникам. Часто, родители, желая отдать своего ребенка в престижную школу или гимназию, вынуждены 4–5 летних детей –воспитанников детского сада в вечернее время водить на дополнительные занятия, которые организуют школы. Родители боятся, что их дети, в противном случае, не пройдут вступительное тестирование. В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5–8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия в школе необходимых условий –для игр, прогулок, самостоятельной деятельности детей и др. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН свыше 41 % детей 6–7 лет –функционально не готовы к обучению в школе (еще не созрели). Их число существенно увеличилось по сравнению с 1970–1980–ми годами. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6 % против 28,6 % девочек). Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что «шлейф» школьных проблем и неблагополучия в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. На этом фоне активные попытки «рекрутировать» 6–летних детей в школыдолжны вызывать особую тревогу у профессионалов и общества в целом. Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи, инструкторы по физкультуре, преподаватели изобразительной деятельности и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество. Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той или иной области. Что, по сути, неоправданно существенно удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную работу в детскому саду прекрасно могут вести воспитатели и музыкальный работник (как было всегда раньше). Сегодня широкое распространение в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести–семилетках. Используются самые произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3–9 месяцев. Тесты, с помощью которых ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей и большинства педагогов, работающих с маленькими детьми. Процедура тестирования как инструмент отбора находится в прямом противоречии с юридическим и конституционным правом на образование. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающегоза жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего всилу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был разработан федеральный государственный стандарт дошкольного образования.Образовательные организации дошкольного образования станут самостоятельно утверждать и разрабатывать собственные основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом образцовых главных образовательных программ дошкольного образования, которые будут выполнены опытными разработчиками и расположены в федеральном реестре. Так же, образовательные программы дошкольного образования будут направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка, следует из опубликованного Министерством образования проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании»[5].
«Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого–педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей» –говорит Александр Асмолов.Члены рабочей группы отмечают, что одна из важнейших задач стандарта –поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда только посоветовавшись с родителями.Самое важное, что проходит через весь стандарт, –подчеркивается поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативуРебенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно–личностной, познавательно–речевой, художественно–эстетической и в области физического развития. Число воспитанников будет устанавливаться в соответствии с санитарно–эпидемиологическими правилами и нормативами.Социализация ребенка –как он общается с воспитателями и другими детьми, занимается разнообразнойдеятельностью –в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного аспекта формирования ребенка на равных условиях с индивидуализацией.
Ссылки на источники1.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебноепособие для студентов средн. пед. учебных заведений. –М., 1998.2.Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/ [Дата обращения: 4.11.15г.]3.Дошкольное образование, анализ и мониторинг URL:http://do.edu.ru/[Дата обращения 22.01.2016г.]4.ВолковаГаспарова Е. Особенности работы педагоговпсихологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1999 № 3.5.Федеральный закон от 29.12.2012 N273ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).