Адмирал «второго ряда» на борту великого флагмана: бой у острова Уэссан в судьбе сэра Огастеса Кеппеля и политический конфликт в британском парламенте конца 70-х гг. XVIII в.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клочков В. В. Адмирал «второго ряда» на борту великого флагмана: бой у острова Уэссан в судьбе сэра Огастеса Кеппеля и политический конфликт в британском парламенте конца 70-х гг. XVIII в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 896–900. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96093.htm.
Аннотация. Анализируются особенности военной и политической карьеры сэра Огастеса Кеппеля как типичного представителя «адмиралов второго плана» в истории британского королевского флота. Рассматриваются специфические особенности и изменения, произошедшие в организации флота в период пребывания у власти торийского кабинета лорда Норта. Исследуется роль сэра Огастеса Кеппеля в бою у о. Уэссан и последовавший за этим политический скандал, оказавший большое влияние на политическую карьеру Кеппеля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клочков ВикторВикторович,кандидат исторических наук,доцент, заведующийкафедройтеории праваинститута управления в экономических,экологических и социальных системахЮжного федерального университета, г. РостовнаДонуklochkov@tgn.sfedu.ru

Адмирал «второго ряда» на борту великого флагмана:бой у островаУэссан в судьбе сэра Огастеса Кеппеляи политический конфликтв британском парламенте конца 70х гг. XVIIIв.

Аннотация.Анализируются особенности военной и политической карьеры сэра Огастеса Кеппеля как типичного представителя «адмиралов второго плана» в истории британского королевского флота. Рассматриваются специфические особенности и изменения, произошедшие в организации флота в период пребывания у власти торийскогокабинеталордаНорта. Исследуется рольсэра Огастеса Кеппеля в бою у о. Уэссан и последовавший за этим политический скандал, оказавший большое влияние на политическую карьеру Кеппеля.Ключевые слова:политическая биография, сэр Огастес, первый виконт Кеппель, сэр Хью, первый баронет Паллисьер, бой у о. Уэссан, британский парламент и партийнополитическая система Великобританиив 70е гг. XVIIIв., британский военноморской флот, Фредерик, лорд Норт, «человек второго плана в истории».

Каждый, кто хотя бы немного знаком с историей британского военноморского флота –профессионально, или просто из любознательности, не может не отметить, что этот институт всегда имел для страны совершенно особое значение. Даже сегодня, когда от былой славы «владычицы морей» остались только позолоченные буквы на бортах ее немногочисленных кораблей, историческая память и национальная гордость то и дело возвращают исследователей во времена, когда британский флот находился в зените своего могущества. Боевой клич «Navyishere»внушал тогда уверенность британской армии даже в самых безнадежных ситуациях, а общественное мнение страны принимало только «полную и окончательную победу» –именно ими полны славные страницы истории британского флота.[1]Поэтому всегда существуетсоблазнописывать историю британского флота через деяния его великих адмиралов –так, как это сделал треть века назад Г. Эджингтон, создаводну из самых точных и увлекательных биографий сэра Горацио Нельсона. Можно избрать и другой путь, изображая жизненный путь флагманских кораблей флота –так, как это сделалв 2002 г.Дж. МакКей в книге, посвященной флагману НельсонаHMSVictory. Наконец, можно искать указующий перст судьбы в том, что сэр Томас Слейд, один из самых выдающихся кораблестроителей Великобритании XVIII в., закончил типовой проект (geneticdesign)флагмана Нельсона в тот самый день 29 сентября1758 г.,когда в захолустной деревушке БернемТорп в графстве Норфолкпоявился на свет сам Горацио. Именно на борту Victory, в разгар

знаменитого Трафальгарского сражения, адмирал Нельсон 21 октября 1805 г. встретил свою смерть. [2]Все эти подходы, безусловно, имеют право на существование. Но если для составителей популярных биографий и авторов не претендующей на научный статус беллетристики они вполне понятны и в определенной степени оправданны, то этого нельзя сказать в случаях, когда речь идет о серьезном научном исследовании. Конечно, история флота неотделима от биографий его адмиралов. Но следует понимать, что эффективность военноморского флотакак государственного института–это не только громкие победы, но и кропотливая работа Адмиралтейства и кораблестроителей, а также политические пристрастия должностных лиц, ответственных за все это.В то же время, адмиралы флота, стоящие на палубах вверенных им кораблей –это живые люди, далеко не всегда столь талантливые и решительные как Нельсон, но подчас платившие жизнью за нарушение нелепых инструкций, как несчастный вицеадмирал Бинг. [3]Все эти обстоятельства самым причудливым образом переплелись в жизненном пути сэра Огастеса Кеппеля (17251786) –вицеадмирала британского флота, флагманом которого был знаменитый впоследствии благодаря победам Нельсона HMSVictory. В отличии от своего более удачливого коллеги, О Кеппель был, как это называлось в английском флоте, «адмиралом второго ряда». Так во второй половине XVIII в. говорили об английских аристократах, имеющих хорошую морскую выучку и достаточный для адмиральского звания ценз, но не проявивших себя в серьезных столкновениях. Личная храбрость сэра Огастеса современники под сомнение не ставили, но свой единственный крупный бой –сражение с французским флотом у острова Уэссан (англ. BattleofUshant, фр. Batailled'Ouessant) во время американской Войны за независимостьон «свел вничью».Этот случайвызвал серьезные раздоры в Королевском флоте, недовольство в британском парламенте, и чуть было не сталпричиной падения торийского кабинета лорда Норта. Кроме того, серьезное возмущение в обществе имело своим следствием суд над адмиралом. Хотя О. Кеппель был оправдан, материалы судебного разбирательства, сохранившиеся в бумагах Адмиралтейства (RecordsoftheAdmiralty) в Национальном архиве Великобритании в г. Кью, впервые вводимые в научныйоборот в данной статье, служат прекрасной иллюстрацией не только переменчивой фортуны военного, но и политических противоречий той эпохи. [4]Cоставление биографий–делозачастую неблагодарное и весьма трудное, тем более когда речь идет об адмирале,хотя и оставившем свой след в истории, нотрадиционно относящемсяк персонам «второго плана», как в нашем случае.Дело не только в том, что этим персонажамуделяется меньше вниманияпо сравнению с их более известными современниками, не такобширен фонд источников, или не столь значительно само историческое полотно, на фоне которого разворачиваются биографические подробности. В фигурах «второго плана», и 70е гг. XVIIIв. в истории Британии не являются здесь исключением, поиному выглядит сама эпоха: ее достижения кажутся не столь значительными, пороки –более очевидными, а связь с традицией –многогранной и сложной по характеру. Именно эти особенности,так ясно различимыена примере жизненного путисэра Огастеса Кеппеля, делают его биографию притягательным объектом для исследования. В этой биографиикак в зеркале отраженывсе трудности, с которыми обычно встречается историк–от весьма скромной источниковый базы до явно недооцененного современниками и потомками значения этой противоречивой, и поэтомутакой интересной фигуры.Сэр Огастес, первый виконт Кеппель, родился в старинном городке Кавершем(он упомянут еще в Книге Страшного суда в 1086 г.) в графстве Беркшир 25 апреля 1725 г. Его отцом был Виллем ван Кеппель, второй граф Албемарл. Семья Кеппеля переселилась в Англию из Нидерландов во времена Славной революции 1688 г., поэтому традиционно фамилия произносится на голландский манер с мягким окончанием. Через девять летпосле революционных событий Вильгельм III Оранский возвёл в графское достоинство своего соратника и фаворитаАрнольда ван Кеппеля, выходца изстаринной, но небогатойголландскойсемьи.Выбор королём титула графа Албемарл для своего фаворита, вероятно, объясняется тем фактом, что Арнольд ещё не имел земельных владений в Англии. Это, согласно английскому земельному праву, допускало повторную, как в данном случае, креацию титула. Сын Арнольда,Виллем ван Кеппель, был женат на леди Энн Леннокс, дочери Чарльза Леннокса, первого герцога Ричмонда, незаконнорожденного сына Карла II. Таким образом, леди Энн приходилась внучкой этому английскому монарху. [5]Семья Виллема ван Кеппеля была достаточно богатой. Уже его отец получил земельные владения в графстве Кент, благодаря которым он стал еще и бароном Эшфорт. Также сэр Арнольдбыл пожалован поместьем в Ланкашире и титулом виконта Бэри. Земельный надел в Ирландии, полученный Арнольдом ван Кеппелем незадолго до его смерти в 1754 г., также стал весомым материальным дополнением к ордену Подвязки. Позиции его сына, сэра Виллема, значительно упрочились благодаря удачному браку: хотяотец его супруги,Чарльз Леннокс и был политическим соперником партии Вильгельма III Оранского, по восшествии последнего на престол он проявил благоразумие и быстропризнал нового короля. Такимобразом, бракс представительницей одной из самых родовитых семей Англии позволил Кеппелямукорениться среди традиционной английской знати. Достаточно сказать, что в течение пяти лет Виллем ван Кеппель был членом Тайного совета короля Георга II, а с 1737 г. являлся губернатором Виргинии. Отсюда же происходят и традиционные для семейства Кеппелей симпатии к партии вигов. [6]Первым морским офицером в роду Кеппелей стал старший брат сэра Огастеса Джордж, третий граф Албемарл. Среди наиболее значительных его достижений можно отметить руководство британским вторжением на Кубу в 1762 г. во время Семилетней войны. Что касается Огастеса Кеппеля, то он пошел по стопам старшего брата, и в возрасте десяти лет был зачисленв юнги. Выслужив положенные пять лет, в 1740 г. он был назначен на HMS Centurion, на борту которого совершил кругосветную экспедицию под руководством адмирала Энсона. Путешествие длилось до 1744 г., но уже двумя годами ранее Огастес Кеппель был назначен исполняющим обязанности лейтенанта (ActingLieutenant). Первый командирский опыт молодого командора оказался неудачным: во время войны за австрийское наследство он посадил вверенный ему HMS Maidstoneна камни у острова БельИль. Однако последовавшее за этим разбирательство сняло с молодого офицера винуза потерю корабля.В 1749 г. при посредничестве лорда Эджкомба Огастес Кеппель познакомился с Джошуа Рейнолдсом. Знаменитый художник совершал тогда путешествие на о. Минорка. Ему выпало плыть на борту HMS Centurion, командиром которого за год до этого был назначен сэр Огастес. В результате командир корабля получил от художника в подарок свой портрет, до сих пор являющийсяукрашением Национальной галереив Лондоне. [7]Семилетняя война стала для Огастеса Кеппеля временем напряженной службыи карьерного роста. Практически весь 1756 г. он провел в непрерывном крейсерстве у берегов Франции, а в 1758 г. О. Кеппель командовал экспедицией по захвату о. Горея (у побережья Сенегала, в трех милях севернее от Дакара), который современники называли «воротами в черную Африку». В ноябре 1759 г. вверенный О. Кеппелю HMSTorbayпервым вступил в бой с французским линейным кораблем Formidableу о. Киперон.[8]Храброго командиразаметили, ивмарте 1761 г. сэр Огастес был переведен на HMS Valiant. Ввозрасте 35 лет впервые в своей карьере он был поставлен во главе эскадры из 17 линейных кораблей. Размещенный на их палубах десятитысячный десант оккупировал о. БельИль в июле того же года. Справедливости ради следует сказать, что в этой экспедиции рольКеппеля была минимальной: французский флот был заперт англичанами в Бресте и никакого противодействия блокировавшей БельИль эскадре не оказал. [9]В 1762 г.сэр Огастес участвовал в экспедиции британского флота по захвату Гаваны. Его здоровье серьезно пострадало от занесенной на эскадру тропической лихорадки, но £ 25.000 призовых денег позволили капитану почувствовать финансовую независимость, отделив свое имя от имени изрядно сократившего свое состояние отца. По итогам этой экспедиции, в октябре 1762 г. сэр Огастес был произведен в контрадмиралы.После окончания Семилетней войны контрадмирал Кеппель состоял членом Совета при Адмиралтействе (июль 1765 –ноябрь 1766 гг.), а 24 октября 1770 г. в возрасте 45 лет был произведен в вицеадмиралы. Казалось, егокарьера достигла своего пика, однако дальнейшее продвижение по службе затормозилось. Это было связано с политическими пристрастиями семейства Кеппелей, традиционно выступавшего сторонником вигской партии. С приходом к власти в 1770 г. торийского кабинета лорда Норта у сэра Огастеса начались сложности с командными назначениями: затеянная было экспедиция на Фолклендские острова была отменена по личному распоряжению премьерминистра, а Кеппелю было приказано спустить свой флаг. Фактически это было скрытой формой отставки.[10]Время с 1770 по 1778 г. сэр Огастес провел вне военной службы, что позволило ему активнее включиться в политическую жизнь страны. Еще в 1755 г. он стал членом палаты общин от небольшого городка Чичестер, который сохранял до 1761 г., но заседания посещал лишь по мере возможности. Здесь обнаружился весьма независимый характер будущего адмирала: в 1757 он был членом комиссии в знаменитом разбирательстве по делу адмирала Бинга, упомянутом в начале статьи. Вопреки мнению большинства, представленного в основном сторонниками тори, молодой сэр Огастес голосовал за оправдание Бинга. С 1761 по 1780 г. сэр Огастес был членом парламента от Виндзора, ни разу не имея соперника на выборах. Во время премьерства лорда Норта Кеппель был весьма заметенна скамьях оппозиции, что как мы могли видеть, весьма негативно сказалось на его флотской карьере. [11]Новое назначение вицеадмирал Кеппель получил только в 1788 г., когда под его командование была отдана Западная эскадра, собранная из кораблей, находившихся в резерве, для блокады побережья Североамериканских колоний. Такое «повышение» было трудно назвать почетным. Сэр Огастес, подняв флаг на будущем флагмане Нельсона HMS Victory, вышел в море в уверенности, что правительство, и особенно первый лорд Адмиралтейства Джон Сэндвич, желают ему поражения. [12]

Еще более неприятным для Кеппелябыло то, что вторым адмиралом на его эскадре оказался сэр Хью Паллисьер, бывший контролер флота, человекне слишком компетентныйиво многом ответственный за плохое состояние эскадры Кеппеля. [13]И когда 27 июля 1778 г. эта эскадра встретила французский флот у о. Уэссан, именно некомпетентные действия Паллисьера повлияли на исход сражения.[14] В своем донесении о ходе боя сэр Огастес отзывался о действиях своего подчиненного более чем корректно, но последствия этого сражения для английского флота и общества далеко превзошли прямой военный урон.Дело в том, что морские сражения с неопределенным исходом стали привычны много позже, в последней же трети XVIII в. от флотоводца требовалась «полная и окончательная победа». То, что Кеппель не сумел достичь ее, воспринималось на флоте как провал, а в британском обществе разразился крупный политический скандал. Центром его стала личная неприязнь между Кеппелем и Паллисьером.Ее политическая подоплека станет понятной, если вспомнить, что сэр Огастес Кеппель, будучи убежденным вигом, в начале войны упорно отказывался принять из рук торийского кабинета любое назначение, которое могло повлечь пролитие американской крови. Он прекрасно понимал, что такое не забываетсяи подозревал первого морского лорда Сэндвича в интригах. С этой точки зрения назначение младшим флагманом только что произведенного в вицеадмиралы сэра Хью Паллисьера (обычно младший флагман был в чине контрадмирала,что обеспечивало надлежащую субординацию и необходимое в бою единоначалие), было воспринято сэром Огастесом как диверсия. Более того, Паллисьер был убежденным тори и контролером флота –«кабинетным адмиралом», к тому же ответственным за ненадлежащую подготовку эскадры.Этот взгляд на вещи, упорно исповедуемый Кеппелем, безусловно, имел под собой некоторые основания. Однако следует помнить, что и сам Кеппель упускал из виду нечто важное:межфракционная борьба и политика любого направления вредна для такой сложной организации, которой являлся британский флот в последней трети XVIII в.Также он не видел своей вины в буквальном следовании боевым инструкциям.Процесс по делу адмирала Бинга не прошел для него даром:Кеппель не стал подчеркивать, что именно отход от шаблона и нарушение линейного построения позволили ему связать французов боем на выгодных для англичан условиях. В промедлении Паллисьера Кеппель усмотрел не признаки нерешительности своего младшего флагмана, но посягательство на свой личный авторитет. Безусловно, два адмирала были разными по темпераменту людьми, на что накладывались еще и политические разногласия. [15]Подстрекаемый парламентской оппозицией, сэр Огастес начал нападки на Паллисьера в прессе. Когда последний ответил той же монетой, Кеппель потребовал в парламенте военнополевого суда над собой и с триумфом был оправдан. [16] По сути, ему пришлось пережить «второй процесс» адмирала Бинга, но с относительно благоприятным для себя исходом: сэр Огастес не стал первым лордом Адмиралтейства, а 18 марта 1779 г. ему было приказано спустить свой флаг на HMS Victory. Новых назначений он не получил вплоть до падения кабинета Норта в 1782 г. [17]Что касается сэра Хью Паллисьера, то он также потребовал суда над собой, и также был оправдан. Во время разбирательства был момент, когда сэр Хью едва не стал жертвой разъяренной толпы –окна его дома на Карлтонтеррас были выбиты. [18] Газетчики же, намекая на знаменитую пьесу Шекспира, прозвали враждующие фракции «Монтекки» (по созвучию с Монтегю, фамилией лорда Сэндвича), и «Капулетти» (по созвучию с «Кеппелитами»).С уходом лорда Норта с поста премьерминистра сэр Огастес Кеппель стал, наконец, первым лордом Адмиралтейства и был пожалован титулами виконта и барона Элдена. Однако этот пост он сохранял недолго, подав в 1783 г. в отставку в знак протеста против парижского мира и признания независимости североамериканских колоний. Память Кеппеля была увековечена еще при жизни, когда лидер тори, маркиз Рокингем, заказал на собственные средства 115футовую колонну, в честь оправдания Кеппеля трибуналом. Она до сих пор сохранилась в Ротерхеме, Южный Йоркшир, но изза плачевного состояния и недостатка средств для ремонта небезопасна и закрыта для публики. Сам же триумфатор тихо умер 16 мая1786 г. в своем родовом поместье.[19]Сэр Огастес Кеппель является типичной и весьма подходящей кандидатуройна роль «человека второго плана»благодаря нескольким обстоятельствам. Вопервых, он являлся одним изтипичных «адмиралов второго плана», о которых на флоте говорили –«у короля много». Он явно не вписывался в когорту великих английских флотоводцев, но и не испортил общую статистику побед британского флота, Вовторых, именносэр Огастес «прославился» тем, что оказался в центре едва ли не первого флотского скандала, имевшего серьезный общественный резонанс. При этом ониспользовалнеизвестные доэтого времени британской политической практике инструментывоздействия и организации политическойподдержки как в стенах парламента, так и вне его.Наконец, обращают на себя внимание личностные особенностисэра Огастеса.Осознавая свои достижения, подостоинству оцененные его современниками, он всегда был подчеркнуто корректен со своими офицерами на палубе корабля, и почти никогда –вне ее. В этом смыслесэр Огастес Кеппель –типичный «адмирал второго плана». Не слишком удачная парламентская карьера дополняетегопротиворечивый портрет. В историографическом же смыслесэр Огастесинтересен тем, что, несмотря на обилие архивных источников, в том числе частично введенных в научный оборот в данной статье,его биография до сегодняшнего дня не была предметом серьезного исследования лаже в своих ключевых эпизодах. Однако будем справедливы: сэру Огастесу ещеповезло в том отношении, что он оказался в эпицентре крупного политического скандала, дыхание которого ощущается даже на архивных страницах. Иначе он мог остаться лишь одним из множества персонажей в длинном ряду английских адмиралов, о которых мы знаемгораздо меньше.

Ссылки на источники1.В английском языке «корабль» (theship) –существительное женского рода, поэтому традиционным является наименование HMS (аббревиатура His/Her Majesty Ship –корабль Его/Ее Величества).2.Edgington H. Nelson. L., Hamlyn, 1981; McKay J. The 100gun Ship Victory. L., Conway, 2002.3.Вицеадмирал Джон Бинг (17041757) был расстрелян по приговору военного суда за то, что в сражении при Минорке «не сделал все, что от него зависело» (nothavingdonehisutmost). См: Clowes W. The Royal Navy: A History from the Earliest Times to Present. L., Simpson, 1898. P. 284.4.ADM 7/947. ADM –Records of the Admiralty, Naval Forces, Royal Marines, Coastguard and Related Bodies; ADM7 –Admiralty Miscellanea; ADM7/947 –Court Martial: Admiral Augustus Keppel.5.Первый герцог Ричмонд был ярым поклонником и популяризатором игры в крикет в графстве Сассекс, поэтому неудивительно, что одну из самых подробных его биографий, в том числе описания взаимоотношений с семейством Кеппелей, можно найти в: McCanT. SussexCricketintheXVIIICentury// Sussex Record Society Miscellanea, 2004. P. 2841.6.Потомки Ричмондов и Кеппелей благополучно здравствуют и сегодня. Потомками герцога Ричмонда, прямого наследника династии Стюартов, являются леди Диана, герцогиня Валлийская, и герцогиня Сара Йоркская. Действующим графом Албемарл с 1979 г. является Руфус Арнольд Алексис Кеппель, 10йграф Албемарл, 10й виконт Бери и 10й барон Эшфорт. Его наследником является Огастес Сергей Дариус Кеппель, виконт Бери (род. в. 2003г.).7.См.: ADM7/947, P 12.8.О прекрасном маневрировании и точности огня HMSTorbayв этом бою говорят следующие строки, оставленные гардемарином с Formidable. Он писал своему кузену: «Я счастлив, что выжил в этом деле и не менее счастлив, что в нем участвовал. Наш корабль бился великолепно, но то, что он еще на плаву –наверное, случайность. На корабле более 50 человек убито, а из более чем 200 раненых три четверти потеряли руки или ноги. У нас осталось 18 неповрежденных орудий из 80, а вода в трюме стоит на уровне 6 футов. Мы потеряли бизань и стеньги на фоки гротмачтах, а наши паруса превратились в ошметки». О личной храбрости сэра Огастеса говорит то обстоятельство, что бой происходил в шторм на удалении не более двух миль от скалистого побережья острова. Нужно быть очень уверенным в себе человеком, чтобы принять сражение в таких условиях. См.: ADM7/947, P 15.9.См.: Бой у о. БельИль // Военная энциклопедияв 18 тт. / Под ред. В. Ф. Новицкого. СПб., 1911. Т. 2. С. 1819.10.Фредерик, лорд Норт (17321792), сын лорда Гилфорда и леди Люси Монтегю. Обучался в Итоне и колледже Св. Троицы в Оксфорде и университете Лейпцига. Член парламента от партии тори с 1754 г. В 1759 г. занимал пост министра финансов в правительствах Ньюкасла и Бьюта. С 1767 г. –канцлер казначейства в правительстве лорда Чатэма, с 1768 г. –лидер тори в палате общин. После отставки своего кузена, герцога Графтона –премьерминистр Великобритании (17701782). Был противником признания независимости Североамериканских колоний. В 1792 г. унаследовал титул второго графа Гилфорда и место в палате лордов. Похоронен в церкви Всех святых в своем поместье в Рокстоне, Оксфордшир, 5 августа 1792 г. По иронии судьбы, в родовом доме Нортов теперь находится колледж для американских студентов. См.: Cannon J. Lord North: the Noble Lord in a Blue Ribbon. L., 1970; Thomas P. D. G. Lord North. L., 1976.11.См.: Cannon J. Lord North: the Noble Lord in a Blue Ribbon. L., 1970. P. 212217.12.Достаточно сказать, что построенный в 1765 г. HMSVictoryбыл оснащен только десять лет спустя, да и другие корабли эскадры выглядели с этой точки зрения не лучше, не говоря уже о боеспособности их экипажей, набранных наспех «с миру по нитке», не гнушаясь даже тюрьмами. См.: McKayJ. The100gunShipVictory. L., Conway, 2002. P/ 124125. ДжонМонтегю, четвертый граф Сэндвич (17181792), первый лорд Адмиралтейства в кабинете своего кузена, лорда Норта. Однокашник Кеппеля по Итону и колледжу Св. Троицы в Оксфорде. См.: ThomasP. D. G. LordNorth. L., 1976. P. 6870.13.Карьера Хью Паллисьера (17221796) была очень показательна с точки зрения того, как распределялись должности и звания во второй половине XVIII в., и какое значение при этом играли семейные связи и политическое протежирование. Вплоть до прихода к власти кабинета Норта сэр Хью ничем особенным себя не проявил, пройдя вполне обычный путь от гардемарина до капитана флота. После 1770 г. торийские пристрастия семейства Паллисьеров и личное знакомство матери Хью с супругой лорда Норта способствовали поистине головокружительной карьере. В 1770 г. сэр Хью стал контролером флота, в 1773 г. получил титул баронета, годом позже стал членом парламента от Скарборо. В 1775 г. произведен в контрадмиралы, а в 1778 г., накануне совместной экспедиции с Кеппелем –в вицеадмиралы флота Канала. См.: Tunstall B. Naval Warfare in the Age of Sail: TheEvolution of Fighting Tactics 16501815. L., Convay, 1990. P. 20520614.Подробное описание сражения можно найти в книге Уильяма Клоуза. См.: Clowes W. L. The Royal Navy. A History from the Earliest Times to 1900. L., Chatham Publishing, 1997. Vol. V. P126127. Собственно боевое столкновение оказалось в лучшем случае «стычкой в одно касание». Французы понесли больше потерь в людяхот попаданий в корпус, англичане же имели больше видимых повреждений, благодаря стрельбе французов по рангоуту.15.См.: ADM7/947, P 14 (rear).16.См.: Aspinall. A. Politics and the Press, 17801850. L., 1949. P. 27.17.См.: ADM7/947, P 1617.18.Интересно, что именно в этом доме полвека спустя расположилась знаменитая штабквартира тори –Карлтон Клуб, которым руководил еще один знаменитый персонаж «второго плана» партийный «менеджер» Френсис Роберт Бонэм. См.: Aspinall. A. Politics and the Press, 17801850. L., 1979. P. 173.19.См.: Cannon J. Lord North: the Noble Lord in a Blue Ribbon. L., 1970. P. 263.