Тема сиротства и беспризорности в песнях Владимира Высоцкого

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенкевич Г. А. Тема сиротства и беспризорности в песнях Владимира Высоцкого // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 931–935. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96101.htm.
Аннотация. В статье рассматривается мастерство и новаторство Высоцкого в раскрытии важной социальной темы в наиболее сложные периоды советской истории, особенности поведения сирот и беспризорников в конкретных жизненных ситуациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сенкевич Геннадий Анатольевич, доцент кафедры социальной работы Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара, кандидат наук по социальным коммуникациям, г.Днепропетровскgen.senkevich@mail.ru

Тема сиротстваи беспризорностив песнях Владимира Высоцкого

Аннотация.В статье рассматривается мастерство и новаторство Высоцкого в раскрытии важной социальной темы в наиболее сложные периоды советской истории, особенности поведениясирот и беспризорников в конкретных жизненных ситуациях.Ключевые слова:социальное сиротство, девиантное поведение, делинквентное поведение, безнадзорность, социальная дезадаптация.

Тема сиротства довольно широко представлена в русской и мировой литературе, поскольку имеет важное социальное значение и является актуальной на протяжении всей человеческой цивилизации. Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви. Литература никогда не оставалась в стороне от проблемы бездомных детей, сирот, обращая внимание общества на их проблемы.Социальный сирота это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по какимто причинам не занимаютсявоспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[1]. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[2]. Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними [3].

В любом случае,сирота не может позаботиться о себе сам, он уязвим и часто беззащитен перед внешними угрозами –этот факт нашёл своё отражение ещё в русском народном эпосе. «Морозко», «Крошечкахаврошечка», «сестрица Алёнушка и братецИванушка» вот не полный перечень русских народных сказок, где сироты подвергаются постоянной опасности. Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель

солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту разрешает любую проблему.В авторских же произведениях, в том числе и в сказках, сиротам может быть уготовленанесколькоиная роль–в зависимости от творческого замысла. Русские,мировые классики и рядовые писатели посвоему обыгрывали проблему, которую нельзя назвать иначе, чем остросоциальная. А. С. Пушкин, Д. И. Фонвизин, В. Г. Короленко, Н. А. Некрасов придавали лишь некоторые оттенки, смысл оставался прежним –сострадание и милосердие есть лекарство от безысходности. В этом смысле с русскими классиками созвучны и украинские (Т.Шевченко, С. Васильченко, В. Винниченко), а также многие зарубежные –Габриэль Гарсиа Маркес, Джеймс Гринвуд, Гектор Мало и другие.Вполне естественно, Владимира Высоцкого как поэта и гражданина, остро чувствовавшего социальные настроения, данная тематика не могла не интересовать. Кто же он, его сирота? Обратимся непосредственно к песням.У моря, у портаЖивет одна девчонка, Там моряков до чертаИз дальних разных стран,Загадочных стран.И все они едва лиДевчонку эту знали, Одни не замечали:Мол, не было печали, Ну а другим, кто пьян,Скорее бы стакан.Так начинается песня Саньки, сироты, голодранки, девчонки «без роду, без племени», романтично преданной революции и влюблённой в своего кумира –Бродского –руководителя одесского подполья. Высоцкий написал её специально для кинофильма «Интервенция», однако её исполнить в ленте ему так и не пришлось, как, впрочем, и некоторые другие песни. Об этом актёр, говорят, очень сожалел.Зачем понадобился вообще в фильме образ простодушнойсироты и почему песня задумана как иллюстрация к персонажу второго плана? Сама рифма –банальна и, казалось бы,неглубока.Манеры, поклоны,Мегеры и матроны,Красавчики пижоны До них ей далеко,До них далеко.Ей не до поцелуев Ведь надо бить буржуев!И надо бить, заметьте,На всем на белом свете И будет всем легко,И будет всем легко!Скорее всего, песня должна была подчеркнуть в образе Саньки верность идее, целеустремлённость, революционный романтизм, граничащий с юношеским максимализмом. Одесса –город непростой и колоритный, и девушкасирота, стремящаяся изменить мир в лучшую сторону, основательно дополняет общую социальную палитру. К тому же, Бродского играл сам Высоцкий, и песня могла бы гармонично вписаться в общий творческий проект. 20е годы представляли для советского строя своеобразный тест на прочность: победа в гражданской войне над белобандитами и интервентами, идеи мировой революции и стремление построить новый мир отодвигали на второй план такие, казалось бы, «социальные пустяки» как голод, сиротство, беспризорность, болезни и полное отсутствие внимания власти к нуждам миллионов людей.В моду как социальное явление вошли энтузиазм, трудовой героизм, граничащий с самопожертвованием, и полный бытовой аскетизм. Победу боевую сменили трудовые подвиги.В это время полностью обнищало село, да и город не был спасением для миллионов голодных трудоспособных граждан молодой советской республики. Бродяжничество набирает обороты, растёт преступность, в том числе среди детей. Неудачные эксперименты с показательными детскими коммунами, где царили уравниловка, жестокость и блатные порядки, не убедили мир в счастливом детствестраны советов.«К 1925 годуобщая численность беспризорников достигла 200 тысяч, причём из них 90 тысяч нуждалась в экстренной помощи. Детская преступность выросла неимоверно: из 45 тысяч преступлений, совершённых детьми, 75процентов на совести беспризорников (треть из них были рецидивистами) –это первое поколение, вступившее почти в полном составе в открытое столкновение с законом, чтобы выжить. Они создали свою мораль, идеологию,законы, и создали костяк воровского мира, который оформился и заявил о себе во весь голосв середине тридцатых и в послевоенные годы» пишет М. В. СалтыковаВолкович в книге «Cоциальнопедагогическая профилактика девиантного поведения»[4].Этот сложный период времени нашёл своё отражение во многих песнях, в первую очередь, сочинённых в лагерной атмосфере и в кругах русской эмиграции. «Ах,зачем я на свет народился», «Грусть и тоска безысходная», «Сиротская доля» вызывают грусть и уныние, тоску и безысходность. Голодный сиротапопрошайка выдавливает у прохожих слезу, скитающиеся по поездам бродяги, часто с ножами в кармане, внушают окружению страх и отвращение.Высоцкий не берётся за эту тематику, поскольку цель его песенповествований несколько иная.Его сироты хоть и не герои, но сильные духом личности, готовые на поступок. Многих из них жизнь покрутилаповертела, заставив совершать антиобщественные деяния.Война 4145годов стала новым испытанием для целого народа. Была передовая, фронт, штрафные батальоны, но в тылу жизнь тоже –не сахар. Сироты и полусироты детского и юношеского возраста сами принимали решения, подсказать было некому. Многие, увы, имели печальные последствия.Пророчество папашиноНе слушал Витька с корешем —Из коридора нашегоВ тюремный коридор ушёл.

Ну, он всегда был спорщиком,Припрут к стене —откажется...Прошёл он коридорчиком —И кончил "стенкой", кажется.(Баллада о детстве)Социальные сироты и беспризорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской беспризорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но ибудущего и может иметь далекоидущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков; формирование социально проблемной молодежи; резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом[5]. В условиях войны воспитательный процессограничивался для подростков, в основном,личным примером. Они сами выбирали себе авторитетов и кумиров. Часто военное детство развивалось по одному сюжету: отца забрали на фронт, и он там погиб. Мать от зари до зари трудилась на заводе, а в это время нетрудоспособная детвора была предоставлена сама себе.Сперва играли в "фантики",В "пристенок" с крохоборами, Ивот ушли романтикиИз подворотен ворами.(Баллада о детстве).

Беспризорность и социальное сиротство –это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться. Они порождены комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев [6].Впрочем, неправильно думать, что сироты и беспризорники у поэта сплошь и рядом становятся ворами и рецидивистами, это не так. Положительная героика для них так же важна, как и для благополучных в социальном смысле детей. Они, так же, как и взрослые понимают, ктовраг, ненавидят его, и готовы с ним бороться.Все —от нас до почти годовалых —"Толковищу" вели до кровянки, А в подвалах и полуподвалахРебятишкам хотелось под танки.(Баллада о детстве).

Трудное военное время на советских людей наложило особый отпечаток, это потом, спустя годы, последующие поколения начнут анализировать причины или мотивы «несоциального поведения». Законы военного время ставили народ в жёсткие рамки, в том числе детейи подростков. Высоцкий в какойто степени их оправдывает, хотя, в общем, ко всему криминальному относится плохо.

Живу везде, сейчас, к примеру, в Туле.Живу и не считаю ни потерь, ни барышей.Из детства помню детский дом в аулеВ республике чеченоингушей.(Летела жизнь).В послевоенные годы жизнь сирот была такжечрезвычайно сложной и лишённой всякой перспективы. Это только в пропагандистских фильмах советской эпохи мы видим воспитанников детского дома состоявшимися гражданами, а чаще даже более удачливыми, чем дети из нормальной семьи.Яркий пример –судьба Сани из романа Вениамина Каверина «Два капитана». Но то –придуманный сюжет, жизнь обычно складывалась для социальных сирот более драматично. Высоцкий не лицемерит, рисуя реальную картинку.Как сбитый куст я по ветру волокся,Питался при дороге, помня зло, но идобро.Я хорошо усвоил чувство локтя, Который мне совали под ребро.(Летела жизнь).

Можно сказать, что, не обладая серьёзными научными знаниями,Владимир Высоцкийв своих песнях посвоему апробировал работымногих учёных, занимающихся данной проблематикой, указывая на причины социального сиротства. Его стихирассказы являются практическим пособием некоторых направлений социальной работы спустя почти два поколения после его смерти. В настоящее время они выявлены и систематизированы.К условиям, провоцирующим социальное сиротство,согласно мнениюсовременных исследователей можно отнести следующие:1) социальноэкономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие –разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Тема беспризорности и социального сиротства попрежнему продолжает быть актуальной и не теряет интерес длясоциологической науки.Так, например, учёные И. А. Горьковой и Р.В. Овчарова в своих работах рассматривают проблему социальной дезадаптации, исследователи Л.И. Божович, В.В.Лебединский, Т.И.Соловников, Г.И.Филогеновпроводят параллели между социальной девиацией, обществом, семьёй и, личностью. Детская безнадзорность рассмотрена Н.М.Крюковой, И.П. Лысаковым, В.Н. Тетерским как часть проблемы, следствия асоциальной семьи, общественных стрессов, неэффективной деятельности государственных социальноконтрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).

Очень важно, что эти острые социальные вопросы поднимает не только наука, но и само общество: неправительственные организации, территориальные громады, иные неподконтрольныевластиструктуры. Деятели искусства и представители шоубизнеса также не остаются от неё в стороне, обращая внимание государственных органов на сирот и беспризорных детей. В этом смысле они продолжают традицию, подхваченную Владимиром Высоцким, поэтом, привыкшим говорить и воспринимать только правду, постоянно державшим «руку на пульсе» социума.

Недавно Игорь Крутой, Игорь Николаев и Ани Лорак объединились и записали песню «Снится сон». Над трогательной композицией о тяжёлой жизни без родителей звёзды трудились недолго. Слова песни написал Игорь Николаев, а музыку –Игорь Крутой.Исполнителя долго искать не пришлось –Каролиназнает об интернатах не понаслышке. Сама Лорак тоже воспитывалась в таком заведении, и потому прочувствовала эту песню до глубины души. В этом смысле проникновенны песни исполнителей Шуры и Бориса Моисеева, которые также воспитывались в детских интернатах.

Владимира Высоцкого сиротская судьба не коснулась, однако же,поэт достигмаксимальной выразительности в изображении трудного детства в наиболее сложные времена отечественной истории.

Ссылки на источники1.Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.192.2.Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999. С.299.3.Профилактика социального сиротства в учреждениях социальной защиты.URL:http://sovpravosob.ru/art/184768. [Дата обращения 13.02.2016].4.М. В. СалтыковаВолкович «Cоциальнопедагогическая профилактика девиантного поведения».URL: http://ebooks.grsu.by/saltikova_volkovich/tema8besprizornostsredidetejipodrostkovkaksotsialnopedagogicheskayaproblema.htm[Дата обращения 14.01.2016].5.Курбатов, В.Н. Социальная работа. –Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –576с..6.Холостова, Е.И. Социальная политика. –М.: ИНФРАМ, 2001. –204с.