Сущностные характеристики и компоненты художественно-творческих технологий духовного воспитания в сфере художественного образования
Выпуск:
ART 96106
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балина
Т.
Г. Сущностные характеристики и компоненты художественно-творческих технологий духовного воспитания в сфере художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
956–960. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96106.htm.
Аннотация. Дается анализ возможностей художественно-творческих технологий как педагогических средств духовного воспитания. Определены основные характеристики художественно-творческих технологий духовного воспитания. Выявлены компоненты художественно-творческих технологий духовного воспитания обучающихся в сфере художественного образования.
Ключевые слова:
художественное образование, духовное воспитание, художественно-творческие технологии
Похожие статьи
Текст статьи
Балина Татьяна Геннадьевна,аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет»; заведующая художественнымотделением филиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры» в г. Камышинbalina.t75@mail.ru
Сущностные характеристики и компоненты
художественнотворческих технологийдуховного воспитания
в сфере художественного образования
Аннотация. Дается анализ возможностей художественнотворческих технологий как педагогических средств духовного воспитания. Определены основные характеристики художественнотворческихтехнологийдуховного воспитания. Выявлены компоненты художественнотворческих технологийдуховного воспитания обучающихся в сфере художественного образования.
Ключевые слова: духовное воспитание, художественное образование,художественнотворческие технологии.
Духовное воспитание –это становление человека, одна из форм егоразвития при условии организованного взаимодействия учащегося и педагога. Художественная культура и художественная деятельность могут выступать средствами духовного воспитания. Становление целостной личности будет идти через познание культурных ценностей и приобретение духовных установок.Духовное воспитание является тем педагогическим феноменом, который требует разработки стройной системы теоретически обоснованных принципов, а также соответствующих им приемов и методов, то есть создания особой педагогической технологии. Технология процесса духовного воспитания будет опираться на общую методологию воспитательной технологии и представлять совокупность операций (действий), обеспечивающих гарантированный результат в специально созданных условиях.Термин «технология» имеет разные определения. Дословно в переводе с греческого языка –это наука о мастерстве. Этот термин был введен в науку в конце XVIII века И. Бекманом. В педагогике технология рассматривается как искусство педагогического мастерства [15, с. 26].
Под педагогической технологией В.А. Сластенин понимает «последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [13, с. 407]. Педагогическая технологияпо определению В.М. Монахова–«продуманная во всех деталях модельсовместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [7, с. 140]. В.А.Сластенин классифицирует педагогические технологии на технологии обучения и технологии воспитания
и выделяет их основные признаки:технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел и отражает определенную методическую и философскую позиция автора;технологическая цепочка педагогических действий, операции, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;предусматривается взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанника с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;технология должна быть воспроизводима любым педагогом и гарантировать достижение планируемых результатов;органической частью воспитательной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов учебной деятельности или воспитательного процесса[13, с. 458].Учеными В.П.Беспалько, А.А.Вербицким, М.В.Клариным, М.Кларком, М.И.Махмутовым, М.А.Чошановым, Ф.Янушевич и др. были сформулированы главные признаки технологииучебновоспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесениетворческого процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебновоспитательной системы [5,с. 93].Н.Е. Щуркова считает, что воспитательные технологии –«это сумма и система научнообоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей».«Технологическое решение предполагает четкое поэлементное описание операции, точную характеристику проецируемого гарантированного результата и, в итоге, определенный алгоритм решения, согласно которому специалист может работать, не опуская ни одной из операций, ибо каждая из них играет особую функцию, а вкупе они определяют целостный результат»[15, с. 15]. Таким образом, педагогическая технология, а в равной степени и воспитательная технология, должны удовлетворять следующим критериям:концептуальность –технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психологопедагогическая позиция автора;системность –технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками,имеющими форму конкретного ожидаемого результата;дидактическое целеобразование –наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;инновационность –технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;оптимальность –оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;корректируемость –возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;воспроизводимость и гарантированность результатов –элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой –гарантировать достижение планируемых результатов [1, с. 16]. Основной единицей технологии воспитания по П.И. Пидкасистому является организация и осуществление конкретной деятельности воспитанников. Главными особенностями воспитательной деятельности считают полезность, осуществимость и творческая направленность [8, с. 423].Технология процесса духовного воспитания будет опираться на общую методологию воспитательной технологии и представлять совокупность операций (действий), обеспечивающих гарантированный результат в специально созданных условиях.При анализе содержательных компонентов педагогическихтехнологий разных авторов (В.П.Беспалько, В.В.Серикова, В.А.Сластенина,В.М.Монахова и пр.) приходим к выводу, что прослеживается общее содержание в структурных элементах: наличие четкого и диагностичо заданного целеполагания, цели как образа результата;разработка пошагового содержания деятельности, направленной на решение поставленных задач; комплекс правил, методов и приемов; определение условий и средств по достижению конечной цели; способы взаимодействия участников воспитательного процесса; получениеи оценка результатов (диагностика).Каждый из указанных выше компонентовпедагогических технологий необходимо рассмотреть с точки зрения содержательной и технологической сущности как отдельный элемент, так и во взаимодействии с другими.Целеполагание в воспитательном процессе–осознанное, выраженное в словах, мысленное предвосхищение результатов педагогического процесса. Целеполагание включает постановку образовательной, воспитательной и развивающей целей, как идеальный ожидаемый результат предполагаемой педагогической деятельности. Цели отражают, на воспитание и развитие каких личностных качеств направлен образовательный процесс [10, с. 124].Воспитательные цели, являясь составным элементом образовательных, должны отвечать общим критериям, а именно должныбытьдиагностичными, это значит, что результат достижения цели можно проверить, для этого имеются средства и условия;операциональными, т.е. выделенная цель предполагает определенные этапы ее достижения, а в формулировке цели имеется указание на средства её достижения;осознанными, это значит, что цель принята каждым участником образовательного процесса, следовательно, реально достижима[3, с. 24].
Определение целей воспитательного процесса также как и целей образования позволит прогнозировать педагогические задачи, вести разработку содержания деятельности, выполнять качественный отбор методов и приемов, определять оптимальные условия и средства по достижению конечной цели, получать результат и производить его оценку. В нашем исследовании мы пришли к выводу, что при разработке любой педагогической технологии, в том числе и имеющий воспитательную направленность, необходимо четко определить ее структуру и содержание.Г.К. Селевко выделяет в структуре педагогической технологии 3 компонента: концептуальную основу, содержательную
часть и процессуальную часть. Ученый полагает, что педагогическая технология функционирует не только в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, но и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения[12, с. 16]. Л.В.Петухова в педагогической технологии развития художественнотворческих способностей выделяет также сходные компоненты: целевой модуль, концептуальный модуль, содержательный модуль, процессуальнодеятельностный модуль, диагностическорезультативный модуль[9, с. 248]. В последнее время проявляется особый интерес к созданию и использованию художественнотворческих технологий (В. В. Бондарева, Н. О. Корчмарь, Л. Д. Лебедева, Н. И. Ловцова, Н. Р. Милютина, Т.И. Петракова, Е.В. Терелянская, Ульянова Е. В.,И. В. Юстус и др.). При анализе педагогических исследований в этой области приходим к выводу, что вопрос о сущности художественнотворческих технологий, об их предназначении в сфере образования в большей мере рассматривался со стороны специалистов социальной педагогики, как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы. Педагогический потенциал художественнотворческих технологий в сфере художественного образования рассматривался лишь относительно использования педагогических технологий в развитии художественнотворческих способностей (А.В. Антонова, В. В. Бондарева, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В.Петухова).Основой художественнотворческих технологий являются понятия «творчество», «творческая деятельность», «художественнотворческая деятельность». Рассмотрим сущность этих понятий, чтобы дать объективное определение художественнотворческим технологиям.С.Л. Рубинштейном дано следующее определение творчества –это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [11, с. 187].Вслед за Рубинштейном М.Г. Ярошевский считает, что «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты»[16, с. 21]. Л.В. Даниленко считает, что «главной категорией теории творчества выступает творческая деятельность. В процессе творческой деятельности появляется новый продукт, реализуются творческие способности личности и происходит развитие самого субъекта творчества.» [2, с. 5]. Таким образом, художественнотворческая деятельностьэто деятельность человека, которая создаёт чтолибо новое в области искусства. Художественнотворческий процесс предполагает проявление усилий в добывании и присвоении знаний, развитие способности к индивидуальному восприятию, формирование художественных навыков и творческой интерпретации полученных знаний и сформированных умений.Н. Р. Милютина считает, что совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста социальной работысредствами художественного творчества, есть ни что иное как художественнотворческие технологии. Продукты художественноготворчестваотражают интересы, ценности и межличностные отношения воспитуемых[6, с. 167]. Исследования Е.В. Ульяновой вобласти применения художественнотворческих технологий всоциальной работе приводят к мысли, что «художественное творчество в статусе технологии предназначено для решения терапевтических, воспитательных, коррекционных, развивающих, реабилитационных задач…Художественнотворческие технологии приобретают педагогический характер, выступая как способ организации и функционирования содержания, как система взаимосвязанных действий педагога и учащихся по освоению содержания образования» [14, с. 22]. Таким образом, иН. Р. Милютина, и Е.В. Ульянова говорят о возможности использования художественнотворческих технологий в воспитательнойработе. Технологии художественнотворческой деятельности и «технологии творчества через воздействие на эмоциональночувствительную сферу человека положительно влияют на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности» [4, с. 232].Художественнотворческие технологии являясь разновидностью педагогической технологии будут иметь те же компоненты,а именно:
содержательный компонент (цель, задачи, педагогическая концепция);
процессуальный компонент (методы, приемы, формы организации, особенности взаимодействия педагогов и воспитанников)
диагностические методики.Согласно исследований Л.В.Петуховой каждый компонент художественнотворческой технологии разбивается на модули [9, с. 248].В нашем исследовании мы провели анализ художественнотворческих технологий, применяемых в системе художественного образования г.КамышинаВолгоградской области, на выявление модулей в компонентах содержания технологий. Нами были изучены разнообразные виды художественнотворческих технологий, где общими составными модульными компонентами выступали: целевой модуль, задачи, концептуальный модуль, процессуальный компонент, формы организации и диагностические методики.Целевой модульхудожественнотворческих технологий духовного воспитания предполагал формирование человека думающего, цельного, имеющего высокие духовные установки на основе выполнения художественнотворческих заданий.Основные задачи:обучающие и развивающие выступающие в комплексе с воспитывающей. При таком соотношении задач в художественном образовании шло становление не только специалиста высокого класса, но человека духовно развитого, умеющего отстаивать свою позицию и понимающего позицию другого.Концептуальный модульсодержал общедидактические положения, позволяющие четко выстроить динамику духовного воспитания на основе художественнотворческих действий. Процессуальный компонентпредполагал наличие четко выстроенной системы методов и приемов приемлемых в системе художественного образования. В педагогической практике преподавания художественных дисциплин наиболее эффективными были следующие методы обучения, содержащие воспитательный компонент: совместный метод исследования явлений и объектов (диалогичность), метод проекций или переноса приемов организации взаимодействия (как межличностных, так и чисто художественных –композиционных) с одного объекта на другой.Формой организацииявлялась коллективная работа с выполнением индивидуальных заданий в условиях интегрированных занятий с привлечением материала из смежных дисциплин.Диагностические методики представляли собой диагностические таблицы, где заносились показатели констатирующего эксперимента, промежуточного и итогового на основе критериев духовного воспитания.Выявленныекомпоненты художественнотворческих технологий не только позволятвыстроить процесс духовного воспитания, а также отследить на основе диагностических методик уровень развития обучающихся и их личностного становления.
Ссылки на источники1.Бондаренко В.В Современные педагогические технологи. / Бондаренко В.В., Ланских М.В., Бондаренко Ю.В. –Харьков: ХНАДУ, 2011. –146 с.2.Даниленко Л.В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность. Автореф. дис. канд. пед наук. СанктПетербург,1997. 11с.3.Затямина Т. А.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебнометод. пособие / Т. А. Затямина. М.: Глобус, 2007. 170 с.4.Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д. Социальнокультурная деятельность: Учебник.М.:МГУКИ, 2004.539 с.5.Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина.М.:Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.6.Милютина Н. Р. Художественнотворческая подготовка будущих специалистов к работе с клиентами социальной службы в Сборнике научных статей и методических материалов /под ред. Т.Ю.Андрущенко и В.С. Торохтия. Волгоград: ООО РА «Фортес», 2007. 7.Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. –319с. 8.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с.9.Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. –2011. № 3 (6). –с. 246250.10.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Рожков М.И., Байбородова Л.В. —М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1960. 12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.13.СластенинВ.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина, 3е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. –576 с.14.Ульянова Е. В. Художественнотворческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: Дис. ... канд. пед. наук : Волгоград, 2006 237 с.15.ЩурковаН.Е.Педагогическая технология. 2е изд., доп./ Н.Е.Щуркова.—М.: Педагогическое общество России, 2005.—
224с.16.Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.С.42.
Сущностные характеристики и компоненты
художественнотворческих технологийдуховного воспитания
в сфере художественного образования
Аннотация. Дается анализ возможностей художественнотворческих технологий как педагогических средств духовного воспитания. Определены основные характеристики художественнотворческихтехнологийдуховного воспитания. Выявлены компоненты художественнотворческих технологийдуховного воспитания обучающихся в сфере художественного образования.
Ключевые слова: духовное воспитание, художественное образование,художественнотворческие технологии.
Духовное воспитание –это становление человека, одна из форм егоразвития при условии организованного взаимодействия учащегося и педагога. Художественная культура и художественная деятельность могут выступать средствами духовного воспитания. Становление целостной личности будет идти через познание культурных ценностей и приобретение духовных установок.Духовное воспитание является тем педагогическим феноменом, который требует разработки стройной системы теоретически обоснованных принципов, а также соответствующих им приемов и методов, то есть создания особой педагогической технологии. Технология процесса духовного воспитания будет опираться на общую методологию воспитательной технологии и представлять совокупность операций (действий), обеспечивающих гарантированный результат в специально созданных условиях.Термин «технология» имеет разные определения. Дословно в переводе с греческого языка –это наука о мастерстве. Этот термин был введен в науку в конце XVIII века И. Бекманом. В педагогике технология рассматривается как искусство педагогического мастерства [15, с. 26].
Под педагогической технологией В.А. Сластенин понимает «последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [13, с. 407]. Педагогическая технологияпо определению В.М. Монахова–«продуманная во всех деталях модельсовместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [7, с. 140]. В.А.Сластенин классифицирует педагогические технологии на технологии обучения и технологии воспитания
и выделяет их основные признаки:технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел и отражает определенную методическую и философскую позиция автора;технологическая цепочка педагогических действий, операции, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;предусматривается взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанника с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;технология должна быть воспроизводима любым педагогом и гарантировать достижение планируемых результатов;органической частью воспитательной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов учебной деятельности или воспитательного процесса[13, с. 458].Учеными В.П.Беспалько, А.А.Вербицким, М.В.Клариным, М.Кларком, М.И.Махмутовым, М.А.Чошановым, Ф.Янушевич и др. были сформулированы главные признаки технологииучебновоспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесениетворческого процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебновоспитательной системы [5,с. 93].Н.Е. Щуркова считает, что воспитательные технологии –«это сумма и система научнообоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей».«Технологическое решение предполагает четкое поэлементное описание операции, точную характеристику проецируемого гарантированного результата и, в итоге, определенный алгоритм решения, согласно которому специалист может работать, не опуская ни одной из операций, ибо каждая из них играет особую функцию, а вкупе они определяют целостный результат»[15, с. 15]. Таким образом, педагогическая технология, а в равной степени и воспитательная технология, должны удовлетворять следующим критериям:концептуальность –технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психологопедагогическая позиция автора;системность –технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками,имеющими форму конкретного ожидаемого результата;дидактическое целеобразование –наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;инновационность –технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;оптимальность –оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;корректируемость –возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;воспроизводимость и гарантированность результатов –элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой –гарантировать достижение планируемых результатов [1, с. 16]. Основной единицей технологии воспитания по П.И. Пидкасистому является организация и осуществление конкретной деятельности воспитанников. Главными особенностями воспитательной деятельности считают полезность, осуществимость и творческая направленность [8, с. 423].Технология процесса духовного воспитания будет опираться на общую методологию воспитательной технологии и представлять совокупность операций (действий), обеспечивающих гарантированный результат в специально созданных условиях.При анализе содержательных компонентов педагогическихтехнологий разных авторов (В.П.Беспалько, В.В.Серикова, В.А.Сластенина,В.М.Монахова и пр.) приходим к выводу, что прослеживается общее содержание в структурных элементах: наличие четкого и диагностичо заданного целеполагания, цели как образа результата;разработка пошагового содержания деятельности, направленной на решение поставленных задач; комплекс правил, методов и приемов; определение условий и средств по достижению конечной цели; способы взаимодействия участников воспитательного процесса; получениеи оценка результатов (диагностика).Каждый из указанных выше компонентовпедагогических технологий необходимо рассмотреть с точки зрения содержательной и технологической сущности как отдельный элемент, так и во взаимодействии с другими.Целеполагание в воспитательном процессе–осознанное, выраженное в словах, мысленное предвосхищение результатов педагогического процесса. Целеполагание включает постановку образовательной, воспитательной и развивающей целей, как идеальный ожидаемый результат предполагаемой педагогической деятельности. Цели отражают, на воспитание и развитие каких личностных качеств направлен образовательный процесс [10, с. 124].Воспитательные цели, являясь составным элементом образовательных, должны отвечать общим критериям, а именно должныбытьдиагностичными, это значит, что результат достижения цели можно проверить, для этого имеются средства и условия;операциональными, т.е. выделенная цель предполагает определенные этапы ее достижения, а в формулировке цели имеется указание на средства её достижения;осознанными, это значит, что цель принята каждым участником образовательного процесса, следовательно, реально достижима[3, с. 24].
Определение целей воспитательного процесса также как и целей образования позволит прогнозировать педагогические задачи, вести разработку содержания деятельности, выполнять качественный отбор методов и приемов, определять оптимальные условия и средства по достижению конечной цели, получать результат и производить его оценку. В нашем исследовании мы пришли к выводу, что при разработке любой педагогической технологии, в том числе и имеющий воспитательную направленность, необходимо четко определить ее структуру и содержание.Г.К. Селевко выделяет в структуре педагогической технологии 3 компонента: концептуальную основу, содержательную
часть и процессуальную часть. Ученый полагает, что педагогическая технология функционирует не только в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, но и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения[12, с. 16]. Л.В.Петухова в педагогической технологии развития художественнотворческих способностей выделяет также сходные компоненты: целевой модуль, концептуальный модуль, содержательный модуль, процессуальнодеятельностный модуль, диагностическорезультативный модуль[9, с. 248]. В последнее время проявляется особый интерес к созданию и использованию художественнотворческих технологий (В. В. Бондарева, Н. О. Корчмарь, Л. Д. Лебедева, Н. И. Ловцова, Н. Р. Милютина, Т.И. Петракова, Е.В. Терелянская, Ульянова Е. В.,И. В. Юстус и др.). При анализе педагогических исследований в этой области приходим к выводу, что вопрос о сущности художественнотворческих технологий, об их предназначении в сфере образования в большей мере рассматривался со стороны специалистов социальной педагогики, как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы. Педагогический потенциал художественнотворческих технологий в сфере художественного образования рассматривался лишь относительно использования педагогических технологий в развитии художественнотворческих способностей (А.В. Антонова, В. В. Бондарева, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В.Петухова).Основой художественнотворческих технологий являются понятия «творчество», «творческая деятельность», «художественнотворческая деятельность». Рассмотрим сущность этих понятий, чтобы дать объективное определение художественнотворческим технологиям.С.Л. Рубинштейном дано следующее определение творчества –это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [11, с. 187].Вслед за Рубинштейном М.Г. Ярошевский считает, что «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты»[16, с. 21]. Л.В. Даниленко считает, что «главной категорией теории творчества выступает творческая деятельность. В процессе творческой деятельности появляется новый продукт, реализуются творческие способности личности и происходит развитие самого субъекта творчества.» [2, с. 5]. Таким образом, художественнотворческая деятельностьэто деятельность человека, которая создаёт чтолибо новое в области искусства. Художественнотворческий процесс предполагает проявление усилий в добывании и присвоении знаний, развитие способности к индивидуальному восприятию, формирование художественных навыков и творческой интерпретации полученных знаний и сформированных умений.Н. Р. Милютина считает, что совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста социальной работысредствами художественного творчества, есть ни что иное как художественнотворческие технологии. Продукты художественноготворчестваотражают интересы, ценности и межличностные отношения воспитуемых[6, с. 167]. Исследования Е.В. Ульяновой вобласти применения художественнотворческих технологий всоциальной работе приводят к мысли, что «художественное творчество в статусе технологии предназначено для решения терапевтических, воспитательных, коррекционных, развивающих, реабилитационных задач…Художественнотворческие технологии приобретают педагогический характер, выступая как способ организации и функционирования содержания, как система взаимосвязанных действий педагога и учащихся по освоению содержания образования» [14, с. 22]. Таким образом, иН. Р. Милютина, и Е.В. Ульянова говорят о возможности использования художественнотворческих технологий в воспитательнойработе. Технологии художественнотворческой деятельности и «технологии творчества через воздействие на эмоциональночувствительную сферу человека положительно влияют на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности» [4, с. 232].Художественнотворческие технологии являясь разновидностью педагогической технологии будут иметь те же компоненты,а именно:
содержательный компонент (цель, задачи, педагогическая концепция);
процессуальный компонент (методы, приемы, формы организации, особенности взаимодействия педагогов и воспитанников)
диагностические методики.Согласно исследований Л.В.Петуховой каждый компонент художественнотворческой технологии разбивается на модули [9, с. 248].В нашем исследовании мы провели анализ художественнотворческих технологий, применяемых в системе художественного образования г.КамышинаВолгоградской области, на выявление модулей в компонентах содержания технологий. Нами были изучены разнообразные виды художественнотворческих технологий, где общими составными модульными компонентами выступали: целевой модуль, задачи, концептуальный модуль, процессуальный компонент, формы организации и диагностические методики.Целевой модульхудожественнотворческих технологий духовного воспитания предполагал формирование человека думающего, цельного, имеющего высокие духовные установки на основе выполнения художественнотворческих заданий.Основные задачи:обучающие и развивающие выступающие в комплексе с воспитывающей. При таком соотношении задач в художественном образовании шло становление не только специалиста высокого класса, но человека духовно развитого, умеющего отстаивать свою позицию и понимающего позицию другого.Концептуальный модульсодержал общедидактические положения, позволяющие четко выстроить динамику духовного воспитания на основе художественнотворческих действий. Процессуальный компонентпредполагал наличие четко выстроенной системы методов и приемов приемлемых в системе художественного образования. В педагогической практике преподавания художественных дисциплин наиболее эффективными были следующие методы обучения, содержащие воспитательный компонент: совместный метод исследования явлений и объектов (диалогичность), метод проекций или переноса приемов организации взаимодействия (как межличностных, так и чисто художественных –композиционных) с одного объекта на другой.Формой организацииявлялась коллективная работа с выполнением индивидуальных заданий в условиях интегрированных занятий с привлечением материала из смежных дисциплин.Диагностические методики представляли собой диагностические таблицы, где заносились показатели констатирующего эксперимента, промежуточного и итогового на основе критериев духовного воспитания.Выявленныекомпоненты художественнотворческих технологий не только позволятвыстроить процесс духовного воспитания, а также отследить на основе диагностических методик уровень развития обучающихся и их личностного становления.
Ссылки на источники1.Бондаренко В.В Современные педагогические технологи. / Бондаренко В.В., Ланских М.В., Бондаренко Ю.В. –Харьков: ХНАДУ, 2011. –146 с.2.Даниленко Л.В. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность. Автореф. дис. канд. пед наук. СанктПетербург,1997. 11с.3.Затямина Т. А.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебнометод. пособие / Т. А. Затямина. М.: Глобус, 2007. 170 с.4.Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д. Социальнокультурная деятельность: Учебник.М.:МГУКИ, 2004.539 с.5.Методика воспитательной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина.М.:Издательский центр «Академия», 2004. 144 с.6.Милютина Н. Р. Художественнотворческая подготовка будущих специалистов к работе с клиентами социальной службы в Сборнике научных статей и методических материалов /под ред. Т.Ю.Андрущенко и В.С. Торохтия. Волгоград: ООО РА «Фортес», 2007. 7.Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. –319с. 8.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с.9.Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. –2011. № 3 (6). –с. 246250.10.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Рожков М.И., Байбородова Л.В. —М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1960. 12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.13.СластенинВ.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина, 3е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. –576 с.14.Ульянова Е. В. Художественнотворческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: Дис. ... канд. пед. наук : Волгоград, 2006 237 с.15.ЩурковаН.Е.Педагогическая технология. 2е изд., доп./ Н.Е.Щуркова.—М.: Педагогическое общество России, 2005.—
224с.16.Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.С.42.