Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений
Выпуск:
ART 96105
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Налимова
Т.
А. Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
951–955. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96105.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения младших школьников восприятию и созданию ассоциативных рисунков к лингвистическим правилам. Ассоциативный рисунок автор рассматривает как прием кодирования лингвистической информации и как средство формирования правописных умений у детей.
Текст статьи
Налимова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкnalimova7@rambler.ru
Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу
как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений
Аннотация.Статья посвящена вопросам обучения младших школьников восприятию и созданию ассоциативных рисунков к лингвистическим правилам. Ассоциативный рисунок автор рассматривает как прием кодирования лингвистической информации и как средство формирования правописных умений у детей.Ключевые слова:кодирование лингвистической информации, ассоциативный рисунок, младшие школьники.
Учитель начальной школыпостоянно находится в поискеновых эффективных подходов для воспитания у младших школьников любви к родному языку и формирования у них орфографической грамотности. Такой эффективный подход мы видим в обучении учащихся умению «видеть» сложные правила орфографии и пунктуации через ассоциативные рисунки к ним.
Мы считаем, чторисунок являетсяэффективным способом кодирования лингвистической информации.Как известно, код это «система символов, условных сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации» [1].Успешность обучения младших школьниковвомногомопределяется тем, насколько каждый ученик и его учитель владеют умениями кодировать(фиксироватьинформациюс помощью определенных условных обозначений),декодировать(извлекатьинформациюиз источника),перекодировать(заменятькод) учебнуюинформацию.Под кодированием информации мы понимаем «графический перевод языковых символов в символы других систем, например: буквенные (удаление гласных, буква в «обертке», иноязычная лексика и др.), знаки из различных наук (знаки наивысшей абстракции, например, математические: +, =), иконические (внешне похожие на отражаемый объект, например ☺, ☼) и вспомогательные графические приемы (цвет, шрифт и др.)» [2]. Соответственно, «декодирование» эторечевая интерпретация, развертывание высказывания на основе закодированной записи.Перекодирование являетсясамостоятельнымвидомоперирования информацией, который позволяетученику избегать механического заучивания и помогает овладеватьпонятиями на осмысленном творческом (иногда многократном) преобразовании информации.В процессе перекодированияинформациясжимаетсяи разворачивается. Совместный с детьми поиск учителемнаиболееэффективныхспособов запоминания определений, правил и алгоритмов действия, использование удобных памяток, изобретениеновыхпозволяют повысить эффективность обучения любому предмету, в том числе и русскому языку.Кодирование лингвистической информации –это перевод звучащего или письменного словесного кода в код графической записи. Кодирование может осуществляться в определенных жанровых формах: конспектах, схемах, рисунках.
Вначальном образованииведущейсистемойкодирования информации, которой овладевает ребенок, является умение обозначать понятия словами.Сначала ребенок овладевает устной, потом письменнойречью
двумяосновными кодовыми системами. Усвоение учебного материала будет более успешным, если одновременно используются и другиеприемыкодирования: терминологические наименования;
модели(рисунок, план, формула,чертеж, схема взаимосвязейобъектов);
определенные телодвижения, рифмовки.Известно, что графическое кодирование учебной информации (схема, чертеж, рисунок) чаще встречается в математике (например, в краткой записи задач). В лингвистике оно применяется реже. Графическими символами традиционно пользуются в процессеразбораслов посоставу, разборапо членам предложения. В период обучения грамоте для звукобуквенного анализа слов также применяются специальные значкисимволы. Материализованная форма аналитической деятельности во всех этих случаях помогаетучителю контролировать, как школьникиусваиваютсложныйтеоретическийматериал.Впониманииграфической информации не мешают никакие барьеры: ни языковой(нет словесного текста), нивозрастной(рисунок, как правило, понимаюти взрослые, и дети). При этомсмысл графического изображения почти мгновенно воспринимаетсячеловеком. Безусловно, эти особенностиграфического кодирования информации важноиспользовать в учебном процессеначальной школы. Специфика начального образования заключается в значительной степени в том, что младший школьник хранит полученную им в процессеобучения учебную информацию исключительно в памяти (в записях оченьредко).Задача учителя –помочь детям длялучшего запоминания и сохранения в памяти объемной информации приготовиться к еемаксимальномусворачиванию.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, способом сворачивания лингвистической информации является создание ребенком своего ассоциативного рисунка к правилу.Ассоциативныйрисунок–такое учебное средство, которое основано на сюжетнолингвистической образности, опорная картинка, помогающая представить содержание теоретического материала с помощью зрительных образов.Как показывает анализ учебниковпо русскому языку для начальной школы, рисунки традиционно выполняют стимулирующую функцию, служат стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для созданиятекстов. Однако теоретическая лингвистическая информацияв современныхучебникахпо русскому языку для младших школьников зачастую представлена в виде наукообразных правил, которые не сопровождаются иллюстративным материалом, «облегчающиешпаргалки»для усвоения особенно трудных темв учебниках используютсяв мизерных количествах.Младшие школьникипрактическиничего не знают о том, что в рисункахможнокодироватьлингвистическую информацию. Многие дети не видят большой разницы в работе с обычным учебным текстом и текстом, содержащим рисунок, не всегда обращают внимание на рисунок в учебном тексте. Необходимо младших школьников специально обучать созданию ассоциативных рисунков к правилам –эффективному приему кодирования лингвистической информации.
Этуработу, на наш взгляд, можно вестив трех направлениях.Перечислим их:1.Обучение видению «трудных» букв в словарных словах через запоминающиеся «образы» этих букв.2.Обучение восприятию рисунков к орфографическим правилам.
3.Обучение созданию ассоциативных рисунков к правилам русского языка.Начать можно с обучениязрительномуизображению«трудныхбукв» в словарных словах.Важно объяснить, что можно нарисовать рисунок, объясняющий написание словарного слова через саму «трудную» букву (рис.1).
Рис. 1. Рисунок, объясняющий написание словарного слова через саму «трудную» букву
Также можно связать букву, которую важно запомнить, с какимто предметом (рис. 2):
Рис. 2. Рисунок, в котором написание словарного слова связано с какимлибо предметом
Важно обратитьвнимание детей на то, что каждыйможет использовать свой ассоциативный образ, помогающийзапомнить написание слова.После этого можнопопросить младших школьниковизобразить «трудную» букву в определенных словах.При выполнении самостоятельной работы важно следить за тем, чтобы рисунок обязательно соответствовал смыслу слова.Используя описанныйприем введения словарных слов, учитель может использовать определеннуюпоследовательность работы:1.Представитьслово, которое необходимо запомнить, записать его на доске.2.Выяснить, понимаютли дети смысл слова.3.Дать четкую установку на запоминание.4.Выделитьбуквы, которые могут вызвать трудности при написании.5.Записать печатными буквами слово.6.Предложить детям сделать рисунки, опираясь на смысл слова,на «трудных» буквах.
7.Свои готовые рисункижелающие могут продемонстрировать на доске. Приведем приимер выполненной ребенком работы (рис. 3):
Рис. 3. Словарные слова, «разрисованные» младшим школьником
Дальнейшую работу целесообразно посвятитьобучению восприятию рисунков к правилам. На этом этапе мы предлагаем использовать материалыучебника О.Л. Соболевой[4].
Важное значение в этом учебнике имеетвключенная в его структуру лингвистическая наглядность иллюстративный ряд, ассоциативно интерпретирующий фонетическую, грамматическуюи орфографическую информацию. О.Л. Соболева считает: «Преобладание нагляднообразного подхода уместно тогда, когда орфограмма изучается с большим опережением, когда дети должны воспринять орфографический смысл,минуя даже те термины, которые называют необходимые условия выбора написания. Например, для нас важно, чтобы ребенок в своих сказках и сочинениях мог реализовать потребность в выражении душевной нежности, тепла и, значит, писать без ошибок такие слова, как мамочка, Танечка, Оленька, яблонька, березонька, веточка. И научить этому желательно еще до того, как ребенок узнает, что такое существительное, словообразование, суффиксы и их значения» [3]. В учебнике русского языка О.Л. Соболевой этот параграф назван «Ласковое правило». Приведем пример представления лингвистической информациив названном учебнике [4]. Правило сформулировано следующим образом: «Если хочешь, чтобы какоенибудь слово превратилось в другое –ласковое и нежное, пусть оно постучит каблучком. Вот так: очк, очк, очк. Или пусть слегка повернет каблучок: ечк, ечк!Тогда рогатая коза превратится в маленькую, ласковую козочку, ложка в ложечку, а Таня –в Танечку».
Рис. 4. Иллюстрация из учебника О.Л. Соболевой к «Ласковому правилу»
Автор учебника считает, что «вторую часть правила (о суффиксах –оньки –еньк) не следует полностью изолировать от первой части (об –очк и –ечк): Законы восприятия информации подсказывают, что нужна связка. Обе части правила должны составить целостный образ. Поэтому следующее высказывание начинается со слов: «Если у слова нет каблучков...» [4]:«Если у слова нет каблучков, пусть оно попробует позвенеть колокольчиком: –оньк, –еньк. Яблоня станет яблонькой, аНаташа –Наташенькой» [4].
Рис. 5. Иллюстрация из учебника О.Л. Соболевой (к продолжению «Ласкового правила»)
Таким образом сформулированная лингвистическая теорияпозволяет детям вообще без терминовусвоить орфографический смысл.
Предлагая детям рассматривать другие риснки к правилам из названного учебника, можно строить беседупо следующим вопросам:Какое правило «зашифровано» в рисунке?Как вы догадались, кто является героем правила?Расскажите правило, представленное рисунком.После подобнойработы, направленной на обучение восприятиюрисунков к правилам, важно перейтик обучению младших школьников созданию рисунков к правилам.Иллюстрировать правила можнопредлагатьмладшим школьникам в качестве творческого домашнего задания.Приведем образцы двух рисунков, на которых изображены «герои орфографии и пунктуации».На первом рисунке представлено многообразие пунктуационных знаков (рис. 6).
Рис. 6. Знаки препинания
Второй рисунок иллюстрирует правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ (рис. 7).
Рис. 7.Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
На основе каждого рисунка, созданного детьми,проводитсябеседа:Какое лингвистическое явление или правилоиллюстрирует рисунок? Какие примеры Вы могли бы привести к правилу?Смогли художник передать полностью лингвистическую информацию правила?Впроцессе рисования каждыйюный художник вдумывается в правило, действительно понимаетего, а не зазубриваетмеханически.Потенциальные возможности работы с ассоциативным рисунком на уроках русского языка в начальной школе огромны, вот почему современный учитель может использовать ассоциативный рисунок в практике обучения русскому языку, вызывая интерес младших школьников к предмету и ненавязчиво, но настойчиво формируя правописные умения детей.
Ссылки на источники1.Большая советская энциклопедия// URL:http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovarK/K14649.shtml2.Ласковец О.А. Обучение студентов способам кодирования учебнонаучной лекционной речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. –Ярославль, 2009. URL:: http://naukapedagogika.com/pedagogika130002/dissertaciyaobucheniestudentovsposobamkodirovaniyauchebnonauchnoylektsionnoyrechi3.Соболева О.Л. Развитие «двуполушарного» подхода к обучению: практическая реализация в школьном учебнике [Электронный ресурс] / О.Л. Соболева. URL: http://www.metodika.ru/?id=784.Соболева О.Л. Русский язык. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. Фрагменты книги. URL: http://www.metodika.ru/pdf/2cl_p149.pdf
Ассоциативный рисунок младшего школьника к правилу
как прием кодирования лингвистической информации и средство формирования правописных умений
Аннотация.Статья посвящена вопросам обучения младших школьников восприятию и созданию ассоциативных рисунков к лингвистическим правилам. Ассоциативный рисунок автор рассматривает как прием кодирования лингвистической информации и как средство формирования правописных умений у детей.Ключевые слова:кодирование лингвистической информации, ассоциативный рисунок, младшие школьники.
Учитель начальной школыпостоянно находится в поискеновых эффективных подходов для воспитания у младших школьников любви к родному языку и формирования у них орфографической грамотности. Такой эффективный подход мы видим в обучении учащихся умению «видеть» сложные правила орфографии и пунктуации через ассоциативные рисунки к ним.
Мы считаем, чторисунок являетсяэффективным способом кодирования лингвистической информации.Как известно, код это «система символов, условных сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации» [1].Успешность обучения младших школьниковвомногомопределяется тем, насколько каждый ученик и его учитель владеют умениями кодировать(фиксироватьинформациюс помощью определенных условных обозначений),декодировать(извлекатьинформациюиз источника),перекодировать(заменятькод) учебнуюинформацию.Под кодированием информации мы понимаем «графический перевод языковых символов в символы других систем, например: буквенные (удаление гласных, буква в «обертке», иноязычная лексика и др.), знаки из различных наук (знаки наивысшей абстракции, например, математические: +, =), иконические (внешне похожие на отражаемый объект, например ☺, ☼) и вспомогательные графические приемы (цвет, шрифт и др.)» [2]. Соответственно, «декодирование» эторечевая интерпретация, развертывание высказывания на основе закодированной записи.Перекодирование являетсясамостоятельнымвидомоперирования информацией, который позволяетученику избегать механического заучивания и помогает овладеватьпонятиями на осмысленном творческом (иногда многократном) преобразовании информации.В процессе перекодированияинформациясжимаетсяи разворачивается. Совместный с детьми поиск учителемнаиболееэффективныхспособов запоминания определений, правил и алгоритмов действия, использование удобных памяток, изобретениеновыхпозволяют повысить эффективность обучения любому предмету, в том числе и русскому языку.Кодирование лингвистической информации –это перевод звучащего или письменного словесного кода в код графической записи. Кодирование может осуществляться в определенных жанровых формах: конспектах, схемах, рисунках.
Вначальном образованииведущейсистемойкодирования информации, которой овладевает ребенок, является умение обозначать понятия словами.Сначала ребенок овладевает устной, потом письменнойречью
двумяосновными кодовыми системами. Усвоение учебного материала будет более успешным, если одновременно используются и другиеприемыкодирования: терминологические наименования;
модели(рисунок, план, формула,чертеж, схема взаимосвязейобъектов);
определенные телодвижения, рифмовки.Известно, что графическое кодирование учебной информации (схема, чертеж, рисунок) чаще встречается в математике (например, в краткой записи задач). В лингвистике оно применяется реже. Графическими символами традиционно пользуются в процессеразбораслов посоставу, разборапо членам предложения. В период обучения грамоте для звукобуквенного анализа слов также применяются специальные значкисимволы. Материализованная форма аналитической деятельности во всех этих случаях помогаетучителю контролировать, как школьникиусваиваютсложныйтеоретическийматериал.Впониманииграфической информации не мешают никакие барьеры: ни языковой(нет словесного текста), нивозрастной(рисунок, как правило, понимаюти взрослые, и дети). При этомсмысл графического изображения почти мгновенно воспринимаетсячеловеком. Безусловно, эти особенностиграфического кодирования информации важноиспользовать в учебном процессеначальной школы. Специфика начального образования заключается в значительной степени в том, что младший школьник хранит полученную им в процессеобучения учебную информацию исключительно в памяти (в записях оченьредко).Задача учителя –помочь детям длялучшего запоминания и сохранения в памяти объемной информации приготовиться к еемаксимальномусворачиванию.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, способом сворачивания лингвистической информации является создание ребенком своего ассоциативного рисунка к правилу.Ассоциативныйрисунок–такое учебное средство, которое основано на сюжетнолингвистической образности, опорная картинка, помогающая представить содержание теоретического материала с помощью зрительных образов.Как показывает анализ учебниковпо русскому языку для начальной школы, рисунки традиционно выполняют стимулирующую функцию, служат стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для созданиятекстов. Однако теоретическая лингвистическая информацияв современныхучебникахпо русскому языку для младших школьников зачастую представлена в виде наукообразных правил, которые не сопровождаются иллюстративным материалом, «облегчающиешпаргалки»для усвоения особенно трудных темв учебниках используютсяв мизерных количествах.Младшие школьникипрактическиничего не знают о том, что в рисункахможнокодироватьлингвистическую информацию. Многие дети не видят большой разницы в работе с обычным учебным текстом и текстом, содержащим рисунок, не всегда обращают внимание на рисунок в учебном тексте. Необходимо младших школьников специально обучать созданию ассоциативных рисунков к правилам –эффективному приему кодирования лингвистической информации.
Этуработу, на наш взгляд, можно вестив трех направлениях.Перечислим их:1.Обучение видению «трудных» букв в словарных словах через запоминающиеся «образы» этих букв.2.Обучение восприятию рисунков к орфографическим правилам.
3.Обучение созданию ассоциативных рисунков к правилам русского языка.Начать можно с обучениязрительномуизображению«трудныхбукв» в словарных словах.Важно объяснить, что можно нарисовать рисунок, объясняющий написание словарного слова через саму «трудную» букву (рис.1).
Рис. 1. Рисунок, объясняющий написание словарного слова через саму «трудную» букву
Также можно связать букву, которую важно запомнить, с какимто предметом (рис. 2):
Рис. 2. Рисунок, в котором написание словарного слова связано с какимлибо предметом
Важно обратитьвнимание детей на то, что каждыйможет использовать свой ассоциативный образ, помогающийзапомнить написание слова.После этого можнопопросить младших школьниковизобразить «трудную» букву в определенных словах.При выполнении самостоятельной работы важно следить за тем, чтобы рисунок обязательно соответствовал смыслу слова.Используя описанныйприем введения словарных слов, учитель может использовать определеннуюпоследовательность работы:1.Представитьслово, которое необходимо запомнить, записать его на доске.2.Выяснить, понимаютли дети смысл слова.3.Дать четкую установку на запоминание.4.Выделитьбуквы, которые могут вызвать трудности при написании.5.Записать печатными буквами слово.6.Предложить детям сделать рисунки, опираясь на смысл слова,на «трудных» буквах.
7.Свои готовые рисункижелающие могут продемонстрировать на доске. Приведем приимер выполненной ребенком работы (рис. 3):
Рис. 3. Словарные слова, «разрисованные» младшим школьником
Дальнейшую работу целесообразно посвятитьобучению восприятию рисунков к правилам. На этом этапе мы предлагаем использовать материалыучебника О.Л. Соболевой[4].
Важное значение в этом учебнике имеетвключенная в его структуру лингвистическая наглядность иллюстративный ряд, ассоциативно интерпретирующий фонетическую, грамматическуюи орфографическую информацию. О.Л. Соболева считает: «Преобладание нагляднообразного подхода уместно тогда, когда орфограмма изучается с большим опережением, когда дети должны воспринять орфографический смысл,минуя даже те термины, которые называют необходимые условия выбора написания. Например, для нас важно, чтобы ребенок в своих сказках и сочинениях мог реализовать потребность в выражении душевной нежности, тепла и, значит, писать без ошибок такие слова, как мамочка, Танечка, Оленька, яблонька, березонька, веточка. И научить этому желательно еще до того, как ребенок узнает, что такое существительное, словообразование, суффиксы и их значения» [3]. В учебнике русского языка О.Л. Соболевой этот параграф назван «Ласковое правило». Приведем пример представления лингвистической информациив названном учебнике [4]. Правило сформулировано следующим образом: «Если хочешь, чтобы какоенибудь слово превратилось в другое –ласковое и нежное, пусть оно постучит каблучком. Вот так: очк, очк, очк. Или пусть слегка повернет каблучок: ечк, ечк!Тогда рогатая коза превратится в маленькую, ласковую козочку, ложка в ложечку, а Таня –в Танечку».
Рис. 4. Иллюстрация из учебника О.Л. Соболевой к «Ласковому правилу»
Автор учебника считает, что «вторую часть правила (о суффиксах –оньки –еньк) не следует полностью изолировать от первой части (об –очк и –ечк): Законы восприятия информации подсказывают, что нужна связка. Обе части правила должны составить целостный образ. Поэтому следующее высказывание начинается со слов: «Если у слова нет каблучков...» [4]:«Если у слова нет каблучков, пусть оно попробует позвенеть колокольчиком: –оньк, –еньк. Яблоня станет яблонькой, аНаташа –Наташенькой» [4].
Рис. 5. Иллюстрация из учебника О.Л. Соболевой (к продолжению «Ласкового правила»)
Таким образом сформулированная лингвистическая теорияпозволяет детям вообще без терминовусвоить орфографический смысл.
Предлагая детям рассматривать другие риснки к правилам из названного учебника, можно строить беседупо следующим вопросам:Какое правило «зашифровано» в рисунке?Как вы догадались, кто является героем правила?Расскажите правило, представленное рисунком.После подобнойработы, направленной на обучение восприятиюрисунков к правилам, важно перейтик обучению младших школьников созданию рисунков к правилам.Иллюстрировать правила можнопредлагатьмладшим школьникам в качестве творческого домашнего задания.Приведем образцы двух рисунков, на которых изображены «герои орфографии и пунктуации».На первом рисунке представлено многообразие пунктуационных знаков (рис. 6).
Рис. 6. Знаки препинания
Второй рисунок иллюстрирует правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ (рис. 7).
Рис. 7.Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
На основе каждого рисунка, созданного детьми,проводитсябеседа:Какое лингвистическое явление или правилоиллюстрирует рисунок? Какие примеры Вы могли бы привести к правилу?Смогли художник передать полностью лингвистическую информацию правила?Впроцессе рисования каждыйюный художник вдумывается в правило, действительно понимаетего, а не зазубриваетмеханически.Потенциальные возможности работы с ассоциативным рисунком на уроках русского языка в начальной школе огромны, вот почему современный учитель может использовать ассоциативный рисунок в практике обучения русскому языку, вызывая интерес младших школьников к предмету и ненавязчиво, но настойчиво формируя правописные умения детей.
Ссылки на источники1.Большая советская энциклопедия// URL:http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovarK/K14649.shtml2.Ласковец О.А. Обучение студентов способам кодирования учебнонаучной лекционной речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. –Ярославль, 2009. URL:: http://naukapedagogika.com/pedagogika130002/dissertaciyaobucheniestudentovsposobamkodirovaniyauchebnonauchnoylektsionnoyrechi3.Соболева О.Л. Развитие «двуполушарного» подхода к обучению: практическая реализация в школьном учебнике [Электронный ресурс] / О.Л. Соболева. URL: http://www.metodika.ru/?id=784.Соболева О.Л. Русский язык. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. Фрагменты книги. URL: http://www.metodika.ru/pdf/2cl_p149.pdf