Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева Т. Н. Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 961–965. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96107.htm.
Аннотация. В статье автор рассматривает основные методологические подходы к проблеме анализа стартовых условий комплексного социально-экономического развития малого предпринимательства, предлагает свой взгляд на конкурентные преимущества потенциального нового знания с точки зрения трёх видов превосходства потенциалов субъекта малого предпринимательства и рассматривает экологическую составляющую субъектов малого предпринимательства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошелева Татьяна Николаевна,Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства СанктПетербургского университета управления и экономики, г. СанктПетербургt.n.koscheleva@yandex.ru

Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства

Аннотация.В статье автор рассматривает основные методологические подходы к проблемой анализа стартовых условий комплексного социальноэкономического развития малого предпринимательства, предлагает свой взгляд на конкурентные преимущества потенциального нового знания с точки зрения трёх видов превосходства потенциалов субъекта малого предпринимательстваи рассматривает экологическую составляющую субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: конкурентоспособность малого предпринимательства, конкурентоспособности нового знания, конкурентные преимущества нового знания, факторы конкурентоспособности, оценка конкурентоспособности.

Основной методологической проблемой анализа стартовых условий комплексного социальноэкономического развития малого предпринимательстваявляется определение последовательности выполнения аналитических работ. Многие исследователи в качестве составляющих механизма оценки условий развития малого предпринимательства, используют следующую последовательность: постановка целей и задач исследования; сбор данных, в соответствии с задачами и целями исследования; сравнение данных в динамике; анализ полученных результатов и формулирование выводов о состоянии малого предпринимательства. Конкурентоспособность малого предпринимательства определяется, в первую очередь, состоянием и уровнем развития данного региона, развитием инфраструктуры данного региона, ресурсной обеспеченностью, имиджем региона и отрасли, в которой он функционирует. Важно отметить, что безусловный приоритет в подходах к определению конкурентоспособности малого предпринимательства должен отдаваться разработке инструментов и подходов, нацеленных на решение следующих важнейших задач:

повышение эффективности использования местных ресурсов и потенциала данного региона, рассматривающийся в качестве активов малого предпринимательства, которые необходимо капитализировать;

повышение конкурентоспособности самого малого предпринимательства и его партнеров, а также производимых в данном регионетоваров и услуг;

повышение имиджа и привлекательности региона с точки зрения привлечения инвестиций и качественно новых факторов производства;

развитие и расширение инфраструктурных элементов малого предпринимательства;

формирование инновационной стратегии развития малого предпринимательства в регионе и др.

Конкурентоспособность малого предпринимательства зависит от его способности вводить новшества и постоянно модернизироваться и является одной из основных составляющих его потенциала. Но методике ее оценки, по мнению автора, уделяется недостаточно внимания, особенно с точки зрения простоты и удобства проведения данной оценки самими малыми предпринимателями. Поэтому, автор считает необходимым уделить определенное внимание разработке подходов к формированию методики ее оценки.Выпуск новой конкурентоспособной продукции связан с необходимостью перестройки организационной, кадровой и производственной структур любого предприятия, но что касается субъекта малого предпринимательства –он, обладая гибкой производственной и организационной структурой, такую перестройку переносит менее болезненно, чем крупные и средние хозяйствующие субъекты. Поэтому, конкурентоспособность новых знаний, определяет конкурентоспособность самого субъекта малого предпринимательства и, естественно, первична по отношению к нему. К конкурентоспособности нового знания необходимо подходить как к многомерной концепции и для ее определения необходимо использовать специальные переменные адаптивности, конкурентных преимуществ нового знания и потенциальных результатов экономической деятельности субъекта малого предпринимательства после использования нового знания.Конкурентные преимущества потенциального нового знания условно можно разделить на три вида превосходства потенциалов субъекта малогопредпринимательства: «превосходство в умении», «превосходство в ресурсах» и «превосходство в организации»[1, с. 206].Первый вид превосходства потенциалов обусловлен эффективностью работы сотрудников субъекта малого предпринимательства и включает в себя ноухау в исследованиях, проектировании, умелое использование возможностей субъекта малого предпринимательства. Первый вид превосходства своего потенциала субъект малого предпринимательства может реализовать своими силами с учетом состояния рынка труда, развитой инфраструктуры и адаптации нового знания на рынке (востребованность результата нового знания). Для малого предпринимательства становится жизненно важным и необходимым превратить данность предпринимательского рынка в долгосрочные конкурентные преимущества. Так как успех или неуспех малого предпринимательства, в конечном счете, определяют потребители, то центральным моментом в предпринимательской деятельности должно стать выявление и удовлетворение стратегических интересов конечных потребителей. Второй вид превосходства определяет: доступ к сырью, энергии, комплектующим, финансовым ресурсам, кадровый состав и его квалификация, производственные возможности, требующие небольших затрат, наличие развитой системы научнотехнического, производственного, коммерческого сотрудничества и др. и определяется развитостью инновационной инфраструктуры рынка, а также стратегическими целями малого предпринимательства, в том числе и стратегическими целями адаптации инноваций (приспособление нового знания к другим нововведениям технического и организационного характера, приспособление нового знания к уже выведенным на рынок новым идеям, технологиям и к новым видам материалов). Третий вид превосходства потенциалов субъекта малого предпринимательства обусловлен возможностью, способностью и умением руководства субъекта малого предпринимательства организовать эффективный исследовательский и производственный процесс, стимулировать сбыт и инициативность всех звеньев деятельности субъекта малого предпринимательства. Третий вид превосходства потенциалов малого предприятия определяется также возможностью руководства субъекта малого предпринимательства обеспечить инвестиционную привлекательность для субъекта малого предпринимательства, т. е. разработать, обосновать и обеспечить возможности для реализации конкурентоспособной стратегии развития субъекта малого предпринимательства в целом. В настоящее время существует разрыв между источниками финансирования и субъектами малого предпринимательства, остро нуждающимися в инвестициях. Необходим новый подход к формированию конкурентного преимущества субъектов малого предпринимательства при привлечении инвестиций. Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность, вынуждены обращаться с инвесторами как с потенциальными потребителями. Для того, чтобы успешно конкурировать за капитал, субъекты малого предпринимательства вынуждены выявлять наиболее перспективных поставщиков капитала и завоевывать их с помощью своих конкурентных преимуществ. Причем потенциальных инвесторов интересует в первую очередь стратегические перспективы в получении максимально высокой доходности с учетом приемлемого для инвестора риска. Наибольшими конкурентными преимуществами обладают коммерческие перспективные инновационные проекты субъектов малого предпринимательства, результаты которых востребованы рынком. Даже в условиях дефицита покупательной способности субъекты малого предпринимательства с помощью конкурентных преимуществ, обусловленных создаваемых ими инновационными продуктами, необходимыми рынку, могут содействовать формированию конкурентоспособной экономики. Таким образом, под конкурентоспособностью малого предпринимательства автор предлагает понимать его восприимчивость к изменениям во внешнейи внутренней среде и способность приспосабливаться к этим изменениям, создавать эти изменения и использовать преимущества внешней и внутренней среды таким образом, чтобы поток прибыли создавал гарантии долгосрочного поступательного развития малого предпринимательства с помощью производства и реализации востребованного обществом конкурентоспособного на рынке продукта или услуги [2, с. 319; 1, с. 205].Значимость конкретного конкурентного преимущества, как внешней, так и внутренней конкурентоспособностималого предпринимательствамогут быть приняты равнозначными, что связано со значительным влиянием на деятельность субъектов малого предпринимательства, внешних факторов –ресурсных, отраслевых, инвестиционных, экспортных, региональных, страновых и т.д. В то же время внутренние факторы являются определяющими при оценке стратегического и инновационного прогноза развитиясубъектов малого предпринимательстваи оценке эффективности его деятельности в настоящий момент.

Внешняя конкурентоспособностьмалого предпринимательстваопределяется условиями, в которых функционируют крупные, средние и малые хозяйствующие субъекты, которые отражают изменения в инфраструктуре, в экономике страны, в политике и т. д. И именно уровень внешней конкурентоспособности малого предпринимательствапредопределяет неравномерность распределения ресурсов между крупными, средними и малыми предприятиями, между регионами и отраслями. Отдельно хочется сказать об оценке экологической обстановки в регионе и влиянии на нее малого предпринимательства, а также формирование стратегии инновационного развития малого предпринимательствас учетом этого влияния.Экологическая составляющая субъектов малого предпринимательстваопределяется в первую очередь внутренними факторами конкурентоспособности, но автор считает не целесообразном вводить в оценку конкурентоспособности на современном этапе развития малого предпринимательства рассмотрение экологических критериев, так как экологическая составляющая предпринимательской деятельности практически не задействована в функционировании субъектов малого предпринимательства, можно говорить лишь об экологической эффективности инновационной деятельности. И именно эту составляющую малого предпринимательстваавтор считает необходимым учесть при разработке стратегии инновационного развития малого предпринимательства. К сожалению, экологические критерии оценки деятельности малого предпринимательствапрактически не рассматриваются ни на региональном ни на федеральном уровнях.Внутренние факторы конкурентоспособностималого предпринимательствав первую очередь включают всебя факторы ресурсной достаточности, цены, ассортимента, качества производимых продуктов (оказываемых услуг) и удовлетворение потребностей населения. Но, также достаточно значительное влияние оказывают и стоимость и производительность факторов производства (которые также в значительной степени определяют цену производимых товаров), качество менеджмента, интеллектуальный капитал малого предпринимательстваи т. д. Внутренняя конкурентоспособностьмалого предпринимательстваотражает влияние следующих внутренних факторов: ресурсный потенциал субъектов малого предпринимательства, сырьевые ресурсы субъектов малого предпринимательства, доступные и используемые им на сегодняшний день и инновационный потенциал субъектов малого предпринимательства. Инновационный потенциал субъектов малого предпринимательствавключает в себя научнотехнический потенциал (возможности оборудования, получения сырья для исследований и испытаний и т.д.), исследовательский потенциал постоянных сотрудников или привлеченных, потенциал инновационной активности (отражает соотношение внедренных в производство нововведений к общему количеству исследований и разработок, проводимых данным субъектом малого предпринимательства), уровень управляемости инновационным развитием субъектов малого предпринимательства. Успех малого предпринимательствазависит от множества факторов, в числе которых не последнее место отводится сложившемуся или формируемому имиджу малого предпринимательствав целом и отдельно каждым субъектом малого предпринимательства. Имидж представляет собой неявный (нематериальный) актив малого предпринимательства, в соответствии с определением Лернера Е. А. –это образ предприятия в представлении групп общественности [3, с. 175177]. Недостатком данного определения в отношении малого предпринимательства, на взгляд автора, является нехватка уточнения, что имидж субъектов малого предпринимательстваможно сформировать искусственно, либо он формируется стихийно, что на самом деле сегодня и происходит, а также уточнения, что образ субъектов малого предпринимательства формируется с точки зрения востребованности в нем общества. По мнению автора, под имиджем малого предпринимательстваследует понимать сформированный целенаправленно самим субъектам малого предпринимательстваили сформировавшийся стихийно образ субъектов малого предпринимательствав представлении групп общественности, который формируется с точки зрения востребованности в нем общества.Коммерческий успех любого предприятия и, следовательно, его конкурентоспособность, в течение длительного времени определяется устойчивым получением прибыли с помощью реализации потребителям производимой продукции (услуг) и заключается в умении добиваться того, чтобы покупатели, в ycловиях конкуренции, отдавали предпочтение именно данной продукции. В значительной степени стабильному коммерческому успеху именно субъектов малого предпринимательстваспособствует его позитивный имидж, которому в России, к сожалению, не все предприниматели уделяют достаточное внимание. Стихийно формируемый имидж имеет как положительные, так и отрицательные черты, благодаря чему об одном и том же субъекте малого предпринимательствамогут существовать прямо противоположные мнения. Но, без уделения внимания и средств формированию своего положительного имиджа, что чаще всего и происходит, малого предпринимательстваимеет стихийно сформированный отрицательный имидж (например, сегодня так и происходит), что конечно сразу же, в момент создания субъектов малого предпринимательстваи выхода его на рынок отрицательно сказывается на его конкурентоспособности. А также заведомо снижает конкурентоспособность любого, даже самого прогрессивного и революционного нового знания, созданного и выводимого на рынок данным субъектом малого предпринимательства. Имидж малого предпринимательствас точки зрения различных групп общества может восприниматься поразному, в зависимости от взаимоотношений этих групп с субъектамималого предпринимательства, потребности этих групп общества в существовании данных субъектов малого предпринимательства, востребованности уданных групп общества продукции малого предпринимательстваи т.д. Иначе говоря, имидж это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общества. Очень многие иностранные предприятия основывают свой имидж на использовании преимуществ сформированного имиджа (престижа) своей страны или области. Только от одного упоминания страныпроизводителя возрастает доверие покупателя к определенной фирме. К сожалению, в России нет четкой программы на продвижение своего имиджа, своих отраслей, регионов, разработка, которой, должна стимулировать и повышение имиджа субъектов малого предпринимательства, включенных в стратегию продвижения имиджа региона или отрасли. Создание современного положительного имиджа России требует комплексного, системного подхода на основе формирования и реализации данной программы, могла бы повысить бы конкурентоспособность малого предпринимательствав целом и многих российских предприятий в частности. Но, одной оценки конкурентоспособности малого предпринимательствадля определения готовности субъектов малого предпринимательствак дальнейшему развитию не достаточно, необходимо разработать методику оценки эффективности самогоинновационного развития малого предпринимательства(ресурсов и факторов инновационного роста) для обеспечения возможности проведения постоянного мониторинга базы субъектов малого предпринимательствадля инновационного роста, а также разработать механизм оценки правильности выбранного направления стратегии и определения готовности субъектов малого предпринимательствак переходу на следующий этап инновационного развития.Также, к сожалению не разработано и не применяется ни в России, ни в экономически развитых странах, где бизнесинкубирование началось свыше 50ти лет назад, показателей и критериев оценки влияния бизнесинкубаторов и аналогичных элементов инновационной инфраструктуры,а показываемая инкубаторами статистика не предоставляет возможности для их адекватной оценки [4], так как показатели, используемые для оценки, не могут отразить их реальной эффективности (объем ввода бизнесинкубаторов в эксплуатацию в кв. м., наполняемость бизнесинкубаторов и т.д.). По мнению автора, для того, чтобы разработать механизм оценки эффективности инновационной инфраструктуры, необходимо во всех регионах сформировать и запустить основные элементы этой инфраструктуры, а не только начальные ее формы в виде бизнесинкубаторов и технопарков, которые не всегда используются по назначению –для поддержки и развития малых инновационных структур. На сегодняшний день, пока не сформирована инновационная инфраструктура, автор считает нецелесообразным и преждевременным формировать такой механизм.Формирование комплексной оценки эффективности инновационного развития малого предпринимательстваподразумевает разработку системы «индикаторов готовности к развитию», которая поможет определять состояние малого предпринимательствав определенный момент времени и его способность к дальнейшему развитию на инновационной основе.

Ссылки на источники1.Кошелева, Т. Н.Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства –как основа инновационного развития экономики: / Кошелева Т. Н. –СПб: СПбУУЭ, 2016. –318 с.2. Кошелева, Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства: [Текст] / Т. Н. Кошелева. Дис. ...доктора экон. наук. СПб., 2014. 404 с.3.Лернер,Е. А. Формирование имиджа организации как важно фактора в управлении предприятием во время кризиса. Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. Сборник научных статей, вып. 7. Под общей реакцией проф. Тумалева В. В. –СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009, с. 175177.4.Буев, В.Бизнесинкубаторы растут как метастазы, а цыплят по осени посчитать никак не получается. Сайт «Помощь бизнесу». [Электронный ресурс] [Режим доступа]: http://bishelp.ru/svoe_delo/detail.php?ID=153841. [29.02.2012]