Внутренний туризм как стратегически важное направления развитие туристского рынка РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Быстров С. А. Внутренний туризм как стратегически важное направления развитие туристского рынка РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 966–970. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96108.htm.
Аннотация. В статье рассматривается важность внутреннего туризма для социально-экономической системы страны и ее регионов. Исследованы статистические данные и результаты маркетинговых исследований последних лет, дающие представление о тенденциях развития внутреннего туризма в РФ. Проанализирован механизм управления и координации развития внутреннего туризма на государственном уровне. Представлены действующие методы поддержки и стимулирования развития внутреннего туризма, и исследованы проектные предложения РФ и их зарубежные аналоги по дальнейшему усилению развития внутреннего туризма как стратегически важного направления государственной политики в области туриндустрии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Быстров Сергей Александрович,кандидат экономических наук, доцент кафедры страноведения и международного туризма Института наук о земле СанктПетербургского государственного университета, г. СанктПетербургsergh1980@mail.ru

Внутренний туризмкак стратегически важное направления развитие

туристского рынка РФ

Аннотация.В статье рассматривается важность внутреннего туризма для социальноэкономической системы страны и ее регионов. Исследованы статистические данные и результаты маркетинговых исследований последних лет дающие представление о тенденциях развития внутреннего туризма в РФ. Проанализирован механизм управления и координации развития внутреннего туризма на государственном уровне. Представлены действующие методы поддержки и стимулирования развития внутреннего туризма и исследованы проектные предложения РФ и их зарубежные аналоги по дальнейшему усилению развития внутреннего туризма, как стратегически важного направлениягосударственной политики в области туриндустрии. Ключевые слова:внутренний туризм, туристский поток, импортозамещение в туризме, субсидирование, брендовый маршрут, целевые программы развития туризма.

Внутренний туризм, являясь частью емкого понятия современного туризма несомненно является его важнейшим и значимым элементом. В разрезе действующего российского законодательства в сфере туризма внутренний туризм (domestic or internal tourism) рассматривается, как туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в РФ[1]. При этом с позиций дифференциации видов туризма по его формам внутренний туризм является частью национального туризма, который представляет собой совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, то есть обслуживание туристов из числа жителей своего государства.Сложившееся общественное мнение о том, что большинство россиянпредпочитают отдых за рубежом своеобразный стереотип (миф), поскольку большинство россиян из года в год отдыхают именно в России, а не за границей. Так, по данным Ростуризма россиянами в 2014 году было совершено около 17,6 млн. выездов за рубеж в туристических целях, что составляет примерно 12% от населения страны, а по данным опроса «Левадацентра», за последние 5 лет лишь23% россиян выезжализа пределы бывшего Советского Союза и целью выезжающих в большинстве являлся туризм 88% [2, 3, 4]. В то время, как по официальной статистике объем внутреннего туристского потока в РФ озвученный Ростуризмом за 2015 год составилоколо 50 млн. чел., и внутренним туризмом охвачено около 34% населения РФ[5].Таким образом, внутренний туристский поток несопоставимо больше объёмов выездного туризма.Кроме того, стоит отметить, и стремительную позитивную динамикувнутренних туристских потоков РФза ряд последних лет(Табл. 1)[2, 5].Таблица 1Динамика внутренних туристских потоков в РФГодРазмер турпотока, млн. чел.ГодРазмер турпотока, млн. чел200626,6201133,3200728,7201234,6200831,5201336,8200928,2201441,5201030,8201550Таким образом, в среднем за период 20062013 гг. среднегодовой показатель прироста внутреннего туризма составлял около 5,2%, в то время как за период 20132015 гг. темп прироста составлял уже 16,6% в год. Однако при достаточно впечатляющих темпах прироста внутреннего туристского потока в последнее время, стоит отметить, что в сравнении с зарубежными странами, это остается все еще далеко не высокими показателями. Так, вЕвропе внутренний турпотокохватывает более50%населения, в Китае внутренний турпоток ежегодно превышает 3 млрд. чел., в США 80 % населения путешествует только внутри страныи отдыхают они не только на пляжах Майами, но и едут в горы, к рекам, посещают национальные парки (у американцев нет такого стереотипного восприятия отдыха, как в России и интересы не ограничиваются преимущественно пляжным отдыхом)[5].Развитие внутреннего туризма дает многоуровневый эффект, от которого выгоду получает как государство в целом представленное социо экономической системой и пользователи внутреннего туристского продукта резиденты РФ:1. Плюсы внутреннего туризма для страны (государства):значительный вклад туризма в создание национального богатства (вклад в ВВП), поскольку во внутреннем туризме денежный капитал полностью оседает в стране и не вывозиться зарубеж(по данным Ростуризма только за 2014 год российские туристы вывезли из страны $50 млрд., а если брать промежуток с 1991 по 2014 годы, то это $450 млрд.)[5]. На отдых за границей россияне ежегодно в среднем тратят около 10 млрд. долларов. Если эта или даже меньшая сумма останется на родине, тогда потраченные на отдых деньги отправятся сначала к российскому предпринимателю, далее они будут облагаться налогами, которые затем пополнят доходную часть российского бюджета. Доходы от туризма в ВВП России составляют 1,5%, а с учетом мультипликативного эффекта около 6%. При этом вклад от внутреннихтуристов в туристском ВВП страны составляет 77,3%, в то время как вклад от иностранных туристов 22,7%[4, 6];создание новых рабочих мест и снижения уровня безработицы в стране. В России число рабочих мест в туризме составляет 1,4% от общей занятости (983тыс. чел.), а с учетом смежных отраслей около 5,6% (около 4млн. чел.). К 2025 году в России количество рабочих мест достигнет 6%[6];развитие туристской инфраструктуры, которая имеет двойственное назначение, направленное как на сами туристские потоки,так и на улучшение уровня жизни местного социума;формирование и становление патриотизма местного социума.2. Плюсы внутреннего туризма для туриста:отсутствия необходимости оформления загранпаспорта и визы, а, следовательно, экономия денежных средстви времени, и наличие большейуверенности в том, что отдых состоится (исключен отказ в выдаче визы). Например, по данным ФМС лишь около у 30% жителей РФ есть загранпаспорт, а 60% россиян вообще никогда не были заграницей. Есть такой документ для выезда у 39% россиян в возрасте 2540 лет, столько же обладателей среди учащихся и студентов (39%)[7, 8]. Кроме того, в 2014г.«невыездными», пооценкам экспертов, стали еще около 4млн. сотрудников силовых ведомств игоскомпаний, чиновников, атакже членов ихсемейизначительная часть этого турпотока была перенаправлена накурорты Кавказа иКрыма;отсутствие языкового барьера, что избавит от массы возможных неприятностей и курьезных ситуаций;определенная психологическая степень безопасности. Данный фактор проявился относительно недавно, и подкрепляется декабрьским опросом2015 г. «Левадацентр», где почти половина россиян 45% считает, что ездить за рубеж стало слишком опасно. О значимости данного фактора свидетельствует даже то, что он во многом превышает показатель ценового критерия, где лишь 11% опрошенных отмечали его, как причину отказа отзарубежного отдыха с возможной переориентациейна внутренний туризм[4];не высокая степень акклиматизации на российских курортах для тех, кто собирается провести отпуск с детьми: погодная акклиматизация, пищевая акклиматизация (вызванная непривычной пищей и т.д.), природная акклиматизация (вызванная насекомыми и паразитами, вызывающими разные заболевания) и т.д.;возможность всегда пригласить родственников или друзей туда, гдеотдыхает турист;повышение культурного уровня социума путем познания истории и культурных особенностей своей страны и ее регионов. При этом важно отметить, что со стороны государства значимость развития внутреннего туризма становиться все более осмысленной и в системе органов государственной власти за последние полгода появились два новых структурных подразделения:a). комитет по реализации программы импортозамещения в туризмепри экспертном совете МинистерствакультурыРФ, который был создан в сентябре 2015 г. с участием крупнейших туроператоров, которые раньше работали исключительно в направлениях выездного туризма. Задача комитета заключается в формированиии подготовке к продажам брендовых маршрутов, которые позволят обеспечить туристическими потоками регионыРФ, недостаточно вовлеченные в индустрию туризма. В рамках комитета разработаны стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг.В рамках комитета сформирована экспертная группа из практиков туристического бизнеса, которая тестирует отобранные маршруты, проводит тестовый тур с участием экспертовтуроператоров, в процессе поездки корректирует программы, после чего маршрут поступаетв продажу;b). координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма при Правительстве РФ, который былобразованв ноябре 2015 г.,и возглавляемыйГолодецО.Ю., в основные задачи которого,в сфере стимулированияразвития внутреннего туризма,входит: организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных, научных и других организаций по вопросам развития внутреннего туризма в РФ; разработка основных направлений совершенствования нормативного правового регулирования вопросов развития внутреннего туризма; обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации программ и мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма;подготовка предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих развитие внутреннего туризма в РФ.Важно также отметить, что значимость развития внутреннего туриста в последнее время понимают не только государственные органы власти и игроки туристского внутреннего рынка, но и жители России в целом. Так, по данным результатов инициативного опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 г., в рамках которого было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ около 67% россиян придерживаются мнения, что российские власти должны сосредоточить усилия на развитии внутреннего туризма, а не на усилении безопасности заграничного отдыха и только лишь 24% опрошенных придерживаются иной позиции: они полагают, что правительство должно активизировать работу по обеспечению безопасности пребывания российских граждан за рубежом(9% же респондентов затруднились с ответом)[9].Кроме этого снижение интереса к выездному туризму отчасти прослеживается и в динамике оформления россиянами загранпаспортов. Поданным Федеральной миграционной службы России (ФМС) в 2015 году на территорииРФбыло оформлено и выдано около 3,79миллиона загранпаспортов, что на 49% меньше, чем годом ранеев 2014 году.[10]

Интерес к внутреннему туризму во многом прослеживается и в изменяющейся динамикеструктуры туроператорских компаний, где ежегоднонаблюдается рост компаний в сфере внутреннего туроперейтинга (Табл. 2)[12].Таблица2Динамика изменчивости в структуре туроператорской деятельности РФ ГодОбщее количество туроператоровКоличество внутренних туроператоровДоля внутренних туроператоров в общем количестве туроператоров20124685188940,3%20134608242152,5%20144275262661,4%

Важно также отметить, что в 2015 году активно стали осваивать внутренние направления и крупные туроператоры. По оценке экспертов туристского рынкав Краснодарском крае удалось прочно закрепиться фирмам «Библио Глобус» и «CoralTravel», в Крыму компаниям«Пегас Туристик» и «НТК Интурист». Эксперты уверены, что в 2016 г. число туроператоров, которые выйдут на рынок внутреннего туризма, однозначно вырастет.Например, овыходе на рынок внутреннего туризма объявили в турфирме «Натали Турс», а также российским направлением планирует заняться и туроператор BRISCO[12].

Анализируя причины изменяющейся политики в последнее времяна туристском рынке в сторону внутреннего туризма, можно констатировать, что стимулирование развития внутреннего туризма связано одновременно, как с факторами объективной природы, так и с целенаправленными действиями государственных органов властив последние годы.Так, к объективным факторам можно отнести следующие факторы стимулирующие по своей природе развитие внутреннего туризма:a). понижение уровня качества жизни российского социума. Существует и прямая зависимость между мнением россиян о приоритете внутреннего или внешнего туризма и уровнем их дохода. Граждане с низким доходом чаще других предлагают сосредоточиться на развитии внутреннего туризма (71%), в то время, как вкатегории с высоким доходом таких на 10 %меньше[4].

По данным результатов опроса благосостояние россиян проведенного фондом «Общественное мнение»

49% россиян почувствовали ухудшение своего материального положения и только лишь 10% респондентов отметили улучшение собственного состояния. Изза прогноза цен, инфляции, низких зарплат, сокращения размера заработной платы, тарифов, маленьких пенсий, отсутствия индексации 34% россияножидают в 2016году ухудшения своего материального состояния[4];b). высокий курс иностранной валюты и высокая степень ее волатильности.Иззастремительно дорожающих доллара иевро россияне отказываются отпокупки зарубежных туров и снижение продаж турпутевок

по зарубежным направлениям наблюдалось на протяжении всего 2015 года. На внутреннем рынке влияние курсов иностранных валют не столь значимы, поскольку здесь преимущественно зафиксированы рублевые цены, которые на большинство объектов не менялись вплоть с 2014 года и здесь специалистами фиксируется большая глубина продаж. Однако и здесь есть негативные прецеденты, но вызванные отнюдь не изменениями курсов валют, а жаждой экономической наживой. Так, например, ужесейчас некоторые российские курорты повысили ценына летний период 2016 года на 30%. Это во многом связано с тем, что курорты пребывают в некоторой эйфории, ожидая, что все туристы, не поехавшие в Турцию и Египет, поедут к ним, но это произойдет только при разумно обоснованных и оптимально выверенных тарифов без искусственного завышения цен.Говоря о волатильности, следует учитывать тот факт, что некоторые эксперты внутреннего туристского рынка и в частности генеральный директор туристской компании «Дельфин» Сергей Ромашкин полагают, что на каждый рубль ослабления доллара приходится 100 тыс.туристов, потерянных для отдыха в России. Существует некая «прослойка» туристов, примерно 12 млн. человек, которые могут склониться в пользу отдыха за границей или в России в зависимости от того, куда качнется курсовой маятник[13];c). "закрытие" основных популярных направлений выездного туризма у россиян: Египта и Турции. Эксперты оценивают потенциал роста на внутренний туризм в связи с событиями в Турции и Египте достаточно высоко и он составляет по оценкам специалистов около 5 млн. человек, ровно столько, сколько россиян примерно ежегодно посещалоэти две зарубежные страны. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) примерно 1,5 млн. туристов из этого потока планируют переориентироваться наКраснодарский край, 2 млн. туристов ищут альтернативные варианты отдыха зарубежом. Это свидетельствует отом, что рост российского туризма будет поэтапным. Переориентация на внутренний туризм, может отобразиться хорошим экономическим результатом и обеспечить значительный общий приток средств в туристическую отрасль и в экономику страны, и даст разовое увеличение ВВП. И даже если произойдет в ближайшее время поэтапное открытие Египта иТурции, как туристских направлений рост внутреннего туризма бюдет наблюдаться и в этом случае, изза высокой глубины туристских продаж во внутреннем бронировании (ранеее бронирование).К фактором целенаправленного действия со стороны государственных органов власти можно отнести следующие инициативы реализованные и реализуемые по стимулированию внутреннего туризма:a). реализация федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Основными программами, задающими вектор развития внутреннего туризма во многом являются:федеральнаяцелеваяпрограмма(ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 2018 гг.". Общий объем финансирования программы 139,5млрд. руб., из которых 32,8млрд. руб. за счет средств федерального бюджета, 9млрд. руб. за счет средств бюджетов субъектов РФ и 97,7млрд. руб. за счет средств внебюджетных источников[14];государственная программа «Развитие культуры и туризмана 20132020 гг.», в рамках которойесть подпрограмма “Туризм”, одним направлением которой является “Развитие внутреннего туризма”, которое предусматривает целый перечень мероприятий и проектов направленных на: развитие туристскорекреационного комплекса РФи продвижение туристического продукта РФ на внутреннем туристическом рынке.Общий объем финансирования подпрограммы составляет чуть более 365млрд. руб. При этом из средств федерального бюджета предусмотрено 0,25% от этой суммы, из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ около 18,3, а из средств юридических лиц 81,45%[15].b).развитие особых экономических зон туристскорекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), для организации туристскорекреационной деятельности, где резидентам ОЭЗ ТРТпредоставляется льготный режим ведения предпринимательской деятельности, выраженный в:налоговых преференциях как на федеральном, так и региональном уровнях(например, пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (но не ниже 13,5%), освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 510 лет в зависимости от ОЭЗ, имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны; преференции по транспортному налогу и т.д.)[16];льготные условия по аренде и выкупу резидентами земельных участков, входящих в территорию ОЭЗ;предоставление готовой инфраструктуры ОЭЗ ТРТ: инженерная, транспортная,социальная, таможенная и др. созданной за счет средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета);и т.д.На сегодняшний день данные зоны функционируют в:РеспубликеАлтай «Алтайская долина», РеспубликеБурятия «Байкальская гавань», Алтайскомкрае

«Бирюзовая Катунь», Ставропольскомкрае

«Гранд Спа Юца», Иркутскойобласти

«Ворота Байкала», Приморскомкрае

«Остров Русский», Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея.c).поддержка внутреннего туризма через транспортный комплекс организующий пассажирские перевозки россиян внутри РФ. В рамках данных действующих инициатив осуществляется:финансовая господдержка транспортной отрасли путем реализации программы субсидирования авиаперевозок пассажиров. Так, в 2015 году объем субсидий по пяти программам господдержки авиаперелетов составил порядка 9 млрд. рублей, и было перевезено 1,7 млн. льготных пассажиров из общего объема в 93 млн. пассажиров. В программу субсидирования входит поддержка туристов, с Дальнего Востока на уровне 4,3 млрд. рублей, еще 3 млрд. рублей были направлены на программу внутренних региональных перевозок, около 620 млн. рублей на перевозки в Крым, 480 млн. рублей в Калининград, и около 600 млн. рублей в Приволжский федеральный округ[5]. снижение НДС с 18% до 10%:

на воздушные перевозки внутри РФ в июле 2015 г с 18% до 10%, что по данным АЭВТ позволило авиакомпаниям сэкономить около 10,5 млрд. рублей [17].По данным Росавиации, в 2015 году авиакомпании на внутренних рейсах 52,5 миллиона человек, что на 13,6 % больше результатов 2014 года[5];

на дальние пассажирские железнодорожные перевозки. Деньги в РЖД частично направило на обновление подвижного состава, но на цене это хоть и не очень значительно, но отразилось. Однако нужно отметить, что особенно действенно снижении НДС на чартерных железнодорожных перевозках для туристов, которые в последнее время набирают все большую популярность. У туроператора, зафрахтовавшего поезд, появился больший люфт, чтобы менять цену, например, при снижении спроса.d).активное продвижение внутреннего турпродукта на российском туристском рынке. В этом аспекте выделяются два основных проекта:создание Национального туристического порталаRussia.travel

это проект был начат Ростуризмом в 2013 году и разрабатывался в рамках создания автоматизированной информационной системы «АИС Туризм» продукта комплексной информатизации Федерального агентства по туризму.Портал призван стать эффективным маркетинговым инструментом для продвижения отечественных турпродуктов на внутреннем рынке, на котором размещена информация об основных туристических объектах России. В данный момент пользователи портала могут ознакомиться с более чем 12 тысячами объектов, среди которых достопримечательности, памятники, объекты культурного наследия и исторические места.Работы по госконтракту заказчик портала оцениваютсяв 221 млн. руб.[5, 18];межрегиональная рекламноинформационная кампания в регионах РФ под слоганом«Время отдыхать в России».В пилотном проекте участвуют 12 городов РФ:Москва, СанктПетербург, Белгород, Калининград, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Красноярск, РостовнаДону, Хабаровск, УланУдэ, Якутск. Задачей кампании является продвижение туристских возможностей каждого регионаучастника, ипопуляризация межрегиональных туристских брендов, таких как «Русские Усадьбы» и «Серебряное ожерелье России». Спецификойкампании являетсяпродвижение не конкретноготуристического направления, а целой серии привлекательных для туризма регионов под единым брендом «Время отдыхать в России».В рамках коммуникационных средств кампании используются: щитовая наружная реклама, digitalформаты (уличные светодиодные экраны и digital billboard), способные увеличить частоту демонстрации рекламного сообщения и обеспечить эффективное восприятие рекламы в темное время суток. В качестве дополнительного эффективного акцента, в российских столицах рекламаразмещена также на бортах и в салонах транспорта. В общей сложности в кампании задействовано более 120 конструкций наружной рекламы и 750 поверхностей автобусов[19].Важно отметить, что государство не только обеспечивает дальнейшую поддержку отмеченных ранее мероприятий по стимулированию развития внутреннего туризма, но и активно прорабатывает целый комплекс стратегических направлений на ближайшую перспективу, которые в купе среализуемыми проектамиспособны дать мощный толчок развитию внутреннего туризма в нашей стране в ближайшем будушем при их реализации. К таким проектам государственных органов власти можно отнести:a). инициативы в сфере законодательной сферы направленные на повышениедоступностивнутреннего туризма для гражданРФ:законопроект предлагающийвыводить изподналога наприбыль предприятий затраты наотпуск длясвоих сотрудников иих родственников.Суть законопроекта заключается в том, что работодатель приобретает турпродукт по организации туризма и отдыха на территории РФ по договору о реализации туристского продукта, заключенному с туроператором (турагентом) впользу работников (и членов их семей).Таким образом, данный законопроект позволит работодателям, приобретающим своим сотрудникам турпутевки по РФ в качестве поощрения или социальной помощи, относить эти затраты не на прибыль, а на себестоимость.Указанные расходы предлагается разрешить учитывать в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории РФ, но не более 50 тыс. рублей на каждого из вышеперечисленных граждан в налоговом периоде[20].Заложенная в законопроект идея не нова и давно используется во многих странах в форме дорожных чеков, рабочих касс и т.д. Схожие законы есть, например, в Германии, Франции, Швейцарии, гдебольшая часть поездок покрывается за счет разных форм социального страхования. В Китае активно эта форма поддержки применяется через инструмент отпускного ваучера, где сотрудник, уходя в плановый отпуск, получает от работодателя 13ю зарплату в виде отпускного чека, который он может при оформлении путевки предъявить туроператору и оплатить им свой отдых[5]. Однако, еслиевропейские программы позволяют отдыхать и внутри страны и за границей, в РФ предлагается стимулировать исключительно развитие внутреннего туризма. Расходы на отпуск сотрудников являются для работодателей экономически обоснованными, т.к. предприятия получат следующие выгоды:

повышение престижа предприятияработодателя, что позволит как привлекать, так и удерживать высококвалифицированные кадры;

повышение лояльности к предприятию со стороны социально незащищённых работников (например, многодетные, имеющим малолетних детей и т.д.);

возможность организации равномерного распределения отпусков между сотрудниками предприятия в течение года (оплачивая работнику путёвку в соответствующее время, в частности в «несезон»).Эффект от внедрения предложений для государства и социума в целом:

рассматривая налоговую систему как единое составляющее, можно говорить о том, что введение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за счет роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей.Авторы законопроекта подсчитали, что объем предлагаемых налоговых льгот составит 647 млн. рублей в2016 году, 696 млн. в 2017м и 745 млн. в 2018 году. Однако за счет роста спроса на внутренний туризм и, соответственно, дополнительных поступлений от организаций туротрасли доходы бюджета должны окупиться.Внедрение льготы позволит заработать 1,7 млрд. рублей только на продаже турпакетов, а если учитывать дополнительные услуги, которые купят эти туристы, приток денег достигнет триллионов рублей[21];

возможность вовлечения во внутренний туризм большего количества населения. По мнению разработчиков законопроекта его реализация многие россияне, которым сегодня не хватает средств ни на какой отдых (по статистике их порядка 64%), получат возможность путешествовать;

повышение уровня культурной просвещенности и патриотического настроения у социума (возможность приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать её традиции, историю, природнорекреационный потенциал);

за счет равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года оказывается поддержка туристской отрасли, что позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, и даст возможность сохранить рабочие места, и, соответственно, сохранить уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.По мнению председателякомитета по экономике и науке московского отделения организации предпринимателей «Опора России», сейчас до 10% от всего бизнессообщества готово предоставлять сотрудникам соцпакет и дополнительные услугу помимо зарплаты.Таким образом данная инициатива ориентирована не на малый и среднийбизнес, а преимущественно на крупные компании, те, которые уже предоставляют соцпакеты[21];законопроект о налоговом вычете, который позволит гражданину РФ получить 13% подоходного налога с покупки тура по России.(сейчас налоговые вычеты применяются для расходов, связанных с приобретением недвижимости, образованием, лечениеми т.д.).Узаконить новый вычет предполагается путем внесения поправок в 219ю статью НК РФ.

Эта льгота по мнениюминистра культуры Мединского будет востребована именнонаселением со средними доходами молодежью, многодетными семьями, поскольку зачастую эти 46 тыс.рублей налогового вычета могут стать решающими при принятии решения о том, куда поехать отдохнуть семьей в Крым или например, в Турцию, Кипр[5];законопроект о внутреннем туризме, идея которого инициированаОбщественной палатой РФ, и в котором планируется прописать особенности экстремального, детскоюношеского, образовательного туризма в РФ.b). меры прямой финансовой поддержки туроператоров в качестве государственных субсидия.Первоначально министром культуры РФ было предложено предусмотреть максимальное количество субсидий туроператорам на общую сумму 2,765 млрд. рублей, что позволило бы в результате прямого субсидирования поездок российских туристов создать 400 тыс. новых постоянных рабочих мест в регионах РФ[5]. Но в конечном итоге, в процессе детальной проработкиданного вопроса правительство выделит 1,5млрд.рублей на поддержку туроператоров, развивающих внутренний туризм. При этом часть средств (700млн. руб.) пойдет на субсидирование авиаперевозок на основных туристических направлениях: Симферополь, Сочи, Анапа и др, а остальные деньги (800 млн. руб.) будут направлены на ж/д и автобусные перевозки[22].Кардинальным отличием этой инициативыот других является то, что субсидии будут предоставляться именно туроператорам для компенсации высокой стоимости билетов в межсезонье, а не частным пассажирам. Наданныесубсидии сможет рассчитывать каждый туроператор, имеющий агентское соглашение с авиакомпанией, и уже заявки подали 10 компаний, среди которых:«НТК Интурист», «Алеан», «Пегас», «Coral», «Библио Глобус» и «Вип Сервис». При этом, поддержку получат только те туроператоры, которые будут формировать и реализовывать туры с 1 апреля по 1 июня и с 1 сентября по 1 ноября, за счет чего стоимость турпакета в межсезонье станет ниже. Кроме того, нужно учесть, что предлагается выделять субсидии на перелеты только организованных тургрупп, включающих не менее 10 человек.

Предполагается, что реализация этой меры в2016 году позволит обеспечить дополнительную авиаперевозку до 100 тыс.туристов на 23 внутренних маршрутах и железнодорожную перевозку около 380 тыс.детей в составе организованных групп. Кроме того, это поможет увеличить турпоток по автобусному маршруту «Золотое кольцо России» на 27,3 тысячи пассажиров и турпоток в кластер «Свияжск» более чем в два раза до 220 тыс.человек [22].с). установление льготного тарифа 50% на железнодорожные перевозки для школьников в возрасте от 10 до 17 лет круглогодично.До2016 года данная льгота не действовала во время школьных каникул.На эти цели планируется выделить в 2016 г. порядка 500 млн. рублей[5];d). "обнуление" ставки НДС на внутренних воздушных перевозках внутриРФ, как инициатива министерства транспорта РФ. Данная инициатива выдвигалась ранее и Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), но была отвергнута министерством финансов РФ. На сегодняшний деньбольшинство экспертов полагает что для развития внутреннего туризма правительство может все таки решиться на данный шаг, что по их мнению должно привести к удешевлению авиабилетов.Сокращение стоимости перелета очень важно для стимулирования развития внутреннего туризма, поскольку сейчас половина стоимости турпутевки для экономного туриста это цена авиабилета.На сегодняшний день, средняя цена авиабилета по России составляет около 12,3 тыс. рублей, и ее сокращение на 10% было бы существенно, особенно для россиян путешествующих семьями[5]. Например семейный бюджет ячейки общества состоящей из четырех человек мог бы сэкономить до 5 тыс. рублей.По подсчетам ассоциации, если НДС останется на уровне 10 %, то авиакомпании смогут сэкономить около 20 млрд. рублей, а если ставку обнулят, то экономия перевозчиков составит 50 млрд. рублей в год[17].Снижение НДС до нулевого порога на внутренних рейсах поможет авиакомпаниям компенсировать часть роста расходов изза ослабления курса рубля. В последнее время значительно возросли расходы авиакомпаний: лизинговые платежи за воздушные суда зарубежного производства, привязанные к курсу иностранной валюты, а также расходы на техническое обслуживание воздушных судов.Однако рассматривая данный вопрос следует учесть, что все таки значительного снижения цен от этой инициативы ожидать не следует, поскольку значительную часть выгоды от "обнуления" НДС съедят аэропортовые сборы и рост цен на авиатопливо (стоимость керосина в цене билета по даннымАссоциации туроператоров России (АТОР)составляет примерно 40%)[23].Таким образом, эффект от инициативы по установлению НДС на внутренних воздушных перевозках внутри РФможет привести к реально удешевлению билетов лишь на 35%, что, конечно, несущественно, но лишний раз свидетельствует о том, что государствоидет навстречу потребителю, стимулируя его желания путешествовать по своей стране.Развитие внутреннего туризма во многом связано и с высокой степенью инициативности на уровне самих объектов туриндустрии, что находит отображение вдеятельностипо:расширениюассортиментной политикитурфирмв сфере линейкивнутренних туристских продуктов;реновацииномерного фонда российских коллективных средств размещения (КСР);стремлению к внедрению любимой россиянами системе "Все включено" на российских курортах, что могло бы стать альтернативой зарубежным курортам. Например, некоторые санатории Крыма уже работают посистеме "все включено", когда турист приезжает иимеет возможность пользоваться "шведским столом", медицинским обслуживанием ивсеми благами, которые находятся натерритории того илииного пансионата;технической перевооруженностиподвижного состава на туристских маршрутах, путем использования современных туристских автобусов соответствующих стандартам безопасности, и отвечающихсовременным нормам комфортабельности;и т.д.Таким образом, на основе проведенного исследования сложившейся ситуации в сфере внутреннего российского туризма можно констатировать, что за последнее время наблюдается постепенный и довольно стремительный рост интереса к сфере туризма со стороны государственных органов власти. На федеральном и региональных уровнях ведется интенсивная деятельность по реализации и разработкепрограммных мероприятий и инициатив по дальнейшему стимулированию развития внутреннего туризма, как сильного социальноэкономически значимого элемента российской экономики. При этом государственные усилия идут в тесной взаимоувязке с инициативностью частного бизнеса, что создает предпосылки для еще более стремительного роста внутреннего туризма в стране. Полученные результаты от данного взаимодействия не остаются не замеченными социумом, и он во многом реагирует на эти позитивные измененияпереориентаций и возрастающим интересом к внутренним российским направлениям, как альтернативе зарубежным туристским поездкам. Можно с уверенностью констатировать, чтопродолжение начатой несколько лет тому назад активной политики по поддержке внутреннего туризма в купе с возможной реализацией тактических и стратегических современных инициатив в этой сфере туризма отмеченных ранее обеспечат и в дальнейшем значительный прирост российских туристов на внутренних туристских направлениях. Отчасти эти ожидания подтверждаются и прогнозами экспертов туристского рынка, как в структуре Ростуризма РФ, так и по данным АТОР, который ожидает в 2016 году рост внутреннего туризма в РФ на уровне20%[5].

Ссылки на источники1.Федеральный закон РФ от 24.11.1996 № 132ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".2.Статистика // Федеральное агентство по туризму РФ 2015 http://www.russiatourism.ru/contents/statistika [Датаобращения 10.01.2016].3.Быстров С.А. Организация туристской деятельности. (Управление турфирмой): учебное пособие. М.: Форум, НИЦ ИнфраМ, 2017 400 с. 4.Лисовская Е. Внутренний туризм: пора разрушать стереотипы// ОкоПланеты 2015. URL:okoplanet.su/politik/politiklist/304261vnutrenniyturizmporarazrushatstereotipy.html

[Дата обращения 15.12.2016].5.Совещание о развитии внутреннего туризма// Правительство РФ 2016. URL:http://government.ru/news/21363

[Дата обращения 19.12.2016].6.WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2015. Russian Federation.7.Петров В. Две трети россиян не имеют загранпаспартов // Российская газета 09.04.2014. URL:http://rg.ru/2014/04/09/zagranpasportsite.html

[Дата обращения 19.12.2016].8.ФМС: число заявок на загранпаспорта резко упало

2016. URL:http://www.vestifinance.ru/articles/53553

[Дата обращения 20.02.2016].9.ВЦИОМ: две трети россиян считают, что власти должны сосредоточиться на внутреннем туризме. // ТАСС. 2015. URL:http://tass.ru/obschestvo/2490399 [Дата обращения 10.01.2016].10. Количество выдаваемых в России загранпаспортов за год сократилось вдвое // Travel.ru

2016.

URL:http://www.travel.ru/news/2016/03/02/252887.html [Дата обращения 05.02.2016].

11.

Единая межведомственная информационно –статистическая система (ЕМИСС). URL:https://www.fedstat.ru/indicator/37253 [Дата обращения 06.02.2016]. 12.

Константинова С., Полянская А. Путевка по расчету// Турбизнес. 2016. №1(февраль).

13.

Егоршева Н. Продажи внутреннего турпродукта тормозятся не только изза снижения курсов валют // RATAnews

ежедневная электронная газета РСТ. 2015. № 3785 (апрель). URL:http://ratanews.ru/news/news_20042015_3.stm [Дата обращения 15.01.2016]. 14.Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644 "Офедеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)"(с изменениями на 18 декабря 2014 года).15.

ПостановлениеПравительстваРФот15апреля2014г.№317«Обутвержденииновойредакциигосударственнойпрограммы«Развитиекультурыитуризма»на20132020годы».16.

ФедеральныйзаконРФот 22 июля 2005 г. № 116ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".17.

Сазанова Е. Авиакомпании подлетели к Путину // Газета.ru. 2016. URL:http://www.gazeta.ru/business/2016/02/10/8067701.shtml [Дата обращения 22.02.2016]. 18.Семенов А., Иванова С. Сколько денег сжег Ростуризм при разработке сайта Russia.Travel// Информационный портал "Российский туризм. 2015. URL:http://www.gazeta.ru/business/2016/02/10/8067701.shtml [Дата обращения 27.12.2015]. 19.

Время отдыхать в России // TURIZM.RUКаталог путешествий

URL:http://news.turizm.ru/russia/48077/

[Дата обращения 20.12.2015]. 20.

Законопроект № 8710366 "О внесении изменений в статьи 255 и 270части второй Налогового кодекса РФ(в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации).21.Расходы компаний на отдых сотрудников в России не будут облагаться налогом на прибыль // RATAnews

ежедневная электронная газета РСТ. 2015. № 3914 (октябрь). URL:http://ratanews.ru/news/news_20102015_3.stm [Дата обращения 23.01.2016]. 22.

Ростуризм: резкого роста цен на российских курортах не будет// Турпром URL:http://www.tourprom.ru/news/31752 [Дата обращения 02.03.2016]. 23.Минтрансзаставляетавиабилетыподешеветь. Не керосином, так налогами. // АТОР. URL:http://www.atorus.ru/ator/press/article/1927.html [Дата обращения 02.03.2016].