Проблема разработки программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осипова И. С. Проблема разработки программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1031–1035. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96122.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации взаимодействия учителя физической культуры с семьями обучающихся. Делается акцент на целесообразности разработки специальной программы. Предлагается модель целевой программы работы учителя физической культуры с родителями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осипова Ирина Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскir.osipova2009@yandex.ru

Проблема разработки Программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся

Аннотация.Статья посвящена проблеме организации взаимодействия учителя физической культуры с семьями обучающихся. Делается акцент на целесообразно разработки специальной Программы. Предлагаетсямодель целевой Программы работы учителя физической культуры с родителями.Ключевые слова:взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся, взаимодействие учителя физической культурыи семьи, программа работы учителя с семьей.

Взаимодействие семьи и общеобразовательной организации является одним из достаточно активно разрабатываемых направлений современных педагогической науки и практики.В частности, вызывает интерес понимание сущности формирования культуры взаимодействия семьи и школы И.Н. Миняйло[1].Теоретикопрактический задел значительно расширяет научное поле изучаемой проблемы, т.к. учеными раскрыты многие аспекты взаимодействия школы и семьи, выявлены причины, препятствующие эффективному развитию школьносемейных отношений, осуществляется активный поиск путей решения проблем.Общей задачей взаимодействиясемьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, формировании ценных жизненных ориентаций, в том числе, касающихся ценностей физический развитой и здоровой личности.Опасно допускать ситуацию, когда влияния, оказываемые образовательной организацией и семьей на ребенка, разнонаправлены.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.Взаимодействие учителя физической культуры и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы ‬развитость, целостность личности.Успешное решение задач физического воспитания учеников возможное лишь при условии общихусилий и согласованных действий школы и семьи.В условиях образовательной организации создаются условия обучения физическимупражнениям, формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение школьников методическими знаниями и умениями правильно организовывать данный процесс применительно к самому себе и другим.Семья играет главенствующую роль в формированиипривычки разумно проводить свободное время, гигиенических привычек.Точки соприкосновения семейного и общественного воспитания обнаруживаются в вопросах оздоровленияи закаливаниядетей, развитиядвигательных способностей и воспитанияморальноволевых, интеллектуальных и эстетических качеств средствами физической культуры.При этом прослеживается условностьраспределенияобязанностей школы и семьи, что свидетельствует о целесообразности их взаимодействия.Современная ситуация в сфере физического воспитания требует создания новой, более эффективной системы физкультурнопедагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательнымиорганизациями. Мы считаем, что этому может поспособствовать специальная Программа работы учителя физической культуры с родителями.Необходимость возвращения к разработке специальных программ работы учителя с родителями обусловлена рядом причин:

потребностями современного обществав условиях изменившейсясоциокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколенияк ЗОЖ, занятиям физическими упражнениями, например, для сдачи Всероссийского комплекса ГТО; переход к пониманию педагогическойдеятельности как вида экономической деятельности, т.е. «услуг в области дошкольного и начального общего образования; общего и среднего (полного) общего образования)» [2]и др.;

инновационным отечественным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия, в том числе, посредствомрасширенияфункционала и повышение значения семейного воспитанияпо сравнению с предыдущим периодом развития российского общества;

открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям, в том числе, посредством СМИ, включая электронные ресурсы.Организация такого процесса физкультурнопедагогического сопровождения требует глубокого осмысления сущности измененийв общем образовании, системе физкультурного образования и нового понимания сущности предмета «Физическая культура» как истинно общеобразовательного. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

со спецификой процесса его личностного становления и физического развития;

с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения;

с пониманием и признанием идеи ответственного родительства;

с принятием и пониманием сущности и функций общеобразовательной организации в обучении, воспитании и развитии обучающихся, в важности взаимодействия семьи и школы.Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень физкультурнопедагогического партнёрства с образовательным организациями.Идея разработки программ работы с родителями не является новой, т.к. образовательные организации страны достаточно давно разрабатывают и реализуют программы родительского всеобуча, программы работы школ ответственного родительства, программы педагогического просвещения и пр. Однако они носят массовый общешкольный характер, редко учитывают специфику класснородительских коллективов, уровень и стиль взаимодействия и сотрудничества работы учителей с родителями обучающихся, специфику преподаваемых предметов как способ вовлечения родителей в процесс взаимодействия и пр. И родители, и педагоги редко «видят лица» друг друга в череде «мероприятий».В такой ситуации опыт учителя физической культуры в организации спортивномассовой и физкультурнооздоровительной деятельности может оказаться неоценимым.Прежде чем учителю физической культуры переходить к планированию и разработке программыработы учителя физической культуры с родителями обучающихся, необходимо сформулировать основную цель данной работы. Мы считаем, что в качестве такой цели может быть создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровойличности.Целевая ориентация программы позволяет конкретизировать задачи программы:1.Пропагандасемейныхценностей в аспекте физического воспитания и оздоровления детей.2.Актуализация и развитие педагогической культуры родителей.Формирование у всех субъектов образовательного процессаосознанногоотношенияк родительству.3.Повышение социальной активности родителей обучающихся, в том числе, посредством привлеченияродителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися. 4.Улучшение физического состояния обучающихся.В качестве предполагаемых результатов программы мы выделяем следующие:1.Установление доверительных и партнерских отношений педагогического состава, родителей обучающихся и обучающихся в процессераспространенияположительного опыта семейного физического воспитания.2.Активноеучастие родителей обучающихся и обучающихся в общешкольных физкультурноспортивных мероприятиях.3.Сформированность ценностного отношения к физическомувоспитанию и здоровьесбережению у обучающихся.

4.Снижение заболеваемостиобучающихся.В процессе реализации Программы необходимо особое внимание уделять мониторингу её реализации. В нашем понимании мониторинг предполагает перманентное отслеживание изменений ряда показателей организации работы учителя физической культуры с родителями обучающихся. Данные показатели представлены в таблице1.Взаимодействие учителя физической культуры с родителямиобучающихсядолжно осуществляется системно. В концепцию работы педагога с родителями включаются:1.тематические выступления учителя физической культуры на родительских собраниях,2.тематические консультации для родителей,3.организация и проведение системной внекласснойработыпо физической культуре.Программа работы учителя физической культуры с родителями состоит из 3блоков:1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания»предусматривает знакомство с семьей, изучение условий семейного физического воспитания, наличия и особенностей спортивнофизкультурного досуга и пр.2 блок ‬«Обогащение педагогического опыта» характеризуется просветительскими и актуализирующими функциями.При этом за родителями признается право на свой уникальный педагогический багаж, опытвоспитания своих детей, учитывается право семей транслировать этот опыт и делиться им.

Таблица1Критерии и показатели мониторинга работы учителя физической культуры с родителями

КритерииПоказателиМетодики изучения1. Уровень активности родителейРодители, участвующие:Сбор фактических данных по итогам проведения мероприятий. Анализ сведений из отчетовклассных руководителей и учителя физической культуры об участии родителей.Беседы с родителями

в мероприятияхобразовательной организации

всоциальнозначимых делахпо профилю работы учителя физической культурыРодители, посещающиеурокифизической культурыРодители, посещающиеродительские собранияс участием учителя физической культуры2.Уровень удовлетворенности родителей результатами работы учителя физической культурыРодители, удовлетворенные работой школы:Анкетирование родителей.Беседыс родителями.

высокий уровень удовлетворенности

средний уровень удовлетворенности

низкий уровень удовлетворенности

В данном блоке раскрываются наиболее доступные формы работы учителя физической культуры с родителями. В частности, выступления учителя на общешкольном родительском собрании (не больше двухтрех раз в год).Примерными темами выступления на родительских собраниях могут быть:Повышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям физической культуры и спортом.Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений врежиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухеПовышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям зимними видами спорта.Физическое здоровье ребенка ‬залог успешности учебной деятельности.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухе.Занятия физической культурой учащимися с хроническими заболеваниями.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.3блок

«Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания» является основным блоком в программе и подробно рассматривает совместную деятельность семьи и учителя физической культуры по следующим направлениям:

проектноисследовательская деятельность;

социальнозначимая деятельность;

участие родителей в традиционных общешкольных мероприятиях;

спортивнооздоровительная деятельность.Проектноисследовательскаядеятельностьпредполагает совместное выполнение обучающихся и их родителей учебных проектов, например таких, как «Во что играли во дворе мои бабушки и дедушки», «Любимый спортивный досуг моей семьи», «Спорт в моей семье» и пр.Социальнозначимая деятельностьпредполагает участие в ряде мероприятий социальноориентированного характера, например: «Мой спортивный дворик», «Чистый бор» (в котором дети занимаются на свежем воздухе), конкурс на лучший спортивный нетрадиционный инвентарь, разработанный и изготовленный семьями, спортивнотворческая мастерская по проведению подвижных игр во дворе и пр.Участие родителей в традиционных общешкольных мероприятияхдостаточно обширный и наиболее разработанный учителями физической культуры раздел. В качестве таких мероприятий можно привести следующие:

«Мама, папа и я ‬спортивная семья»;

минифутбол (дружеская встреча юношей и пап);

День Здоровья. Пионербол (дружеская встреча обучающихсяи родителей);

мероприятия, посвященные дню 23 февраля: 1.Веселые старты с обучающихсяи родителями.2.Волейбол (дружеская встреча обучающихсяи пап).

Мероприятия, посвященные дню 8 марта:1.Волейбол (дружеская встреча девушек с мамами).2.Веселые старты с мамами;

участие в общешкольных спортивных мероприятиях посвященных Всемирному дню здоровья;

эстафета, посвященная Дню победы.Примерное содержание направления «Спортивнооздоровительная деятельность» представлено в таблице 2.Таблица 2.Примерное содержание направления

«Спортивнооздоровительная деятельность»

Форма/мероприятиеСрокОтветственныеДень здоровьяСентябрьУчитель физкультурыОсенний кроссОктябрь Учитель физкультурыВеселые стартыНоябрь Учитель физкультурыСоревнования по баскетболу «Взрослые ‬дети»Декабрь Учитель физкультурыСоревнования «На лыжню ‬всей семьей»Январь Учитель физкультурыИгра «Зарница»

Февраль Преподаватель‬организатор ОБЖКонкурс «А нука, парни!»ФевральПреподаватель‬организатор ОБЖСоревнования по пулевой стрельбеФевральПреподаватель‬организатор ОБЖКонкурс «Папа, мама, я ‬спортивная семья»Март Классные руководителиУчитель физкультурыДень здоровьяАпрель Классные руководителиУчитель физкультуры

Любая Программа, в том числе и программа работы учителя физической культуры с родителями, предполагает выделение этапов. Такое деление необходимо для того, чтобы структурировать виды деятельности и сроки выполнения программы.Для реализации программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся возможно условное выделение двух этапов в соответствии с выделенными выше блоками работы:1этап подготовительный включает в себя 1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания» и длится с сентября по ноябрь учебного года.2 этап основной включает в себя 2 блок «Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания», продолжительность этапа с сентября по май учебного года.Подготовительный этаппрограммы реализуется через беседы с родителями и учащимися, наблюдения, анкетирование родителей и детей, консультации. Основной этап программы реализуется через занятия родительского всеобуча, в том числе, встречи и беседы с родителями консультативного характера, помощь при выборе вида спортивной секции для ребенка по физическим и индивидуальным возможностям детей, конкурсы, акции, презентации, выставки; проектную, исследовательскую, социальнозначимую деятельность.Участниками программы являются родители и обучающие 1 11 классов.В реализации программы участвуют: Совет школы, заместитель директора по воспитательной работе, общешкольный родительский комитет, классные руководители, учителя ‬предметники, педагог ‬организаторОБЖ, обучающиеся и их родители.Программа должна быть рассчитана ежегодную реализацию и представлять собой гибкую программу по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере физической культуры.Такой подход позволит решить поставленную цель созданияусловий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровой личности в конкретной образовательной организации, повысит конкурентоспособность школы и и будет жизнеспособным документом, учитывающим интересы всех субъектов образовательного процесса.

Ссылки на источники1.Миняйло И.Н. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. … канд.пед.наук; 13.00.01 [МПГУ]. ‬М., 2009. ‬24 с.2.Профессиональный стандарт«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарег. в Минюсте РФ 6.декабря 2013 г. № 30550. ‬URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html. [Дата обращения 09.03.2016].