Проблема разработки программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся
Выпуск:
ART 96122
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осипова
И.
С. Проблема разработки программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1031–1035. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96122.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации взаимодействия учителя физической культуры с семьями обучающихся. Делается акцент на целесообразности разработки специальной программы. Предлагается модель целевой программы работы учителя физической культуры с родителями.
Ключевые слова:
взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся, взаимодействие учителя физической культуры и семьи, программа работы учителя с семьей
Текст статьи
Осипова Ирина Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскir.osipova2009@yandex.ru
Проблема разработки Программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме организации взаимодействия учителя физической культуры с семьями обучающихся. Делается акцент на целесообразно разработки специальной Программы. Предлагаетсямодель целевой Программы работы учителя физической культуры с родителями.Ключевые слова:взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся, взаимодействие учителя физической культурыи семьи, программа работы учителя с семьей.
Взаимодействие семьи и общеобразовательной организации является одним из достаточно активно разрабатываемых направлений современных педагогической науки и практики.В частности, вызывает интерес понимание сущности формирования культуры взаимодействия семьи и школы И.Н. Миняйло[1].Теоретикопрактический задел значительно расширяет научное поле изучаемой проблемы, т.к. учеными раскрыты многие аспекты взаимодействия школы и семьи, выявлены причины, препятствующие эффективному развитию школьносемейных отношений, осуществляется активный поиск путей решения проблем.Общей задачей взаимодействиясемьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, формировании ценных жизненных ориентаций, в том числе, касающихся ценностей физический развитой и здоровой личности.Опасно допускать ситуацию, когда влияния, оказываемые образовательной организацией и семьей на ребенка, разнонаправлены.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.Взаимодействие учителя физической культуры и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы развитость, целостность личности.Успешное решение задач физического воспитания учеников возможное лишь при условии общихусилий и согласованных действий школы и семьи.В условиях образовательной организации создаются условия обучения физическимупражнениям, формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение школьников методическими знаниями и умениями правильно организовывать данный процесс применительно к самому себе и другим.Семья играет главенствующую роль в формированиипривычки разумно проводить свободное время, гигиенических привычек.Точки соприкосновения семейного и общественного воспитания обнаруживаются в вопросах оздоровленияи закаливаниядетей, развитиядвигательных способностей и воспитанияморальноволевых, интеллектуальных и эстетических качеств средствами физической культуры.При этом прослеживается условностьраспределенияобязанностей школы и семьи, что свидетельствует о целесообразности их взаимодействия.Современная ситуация в сфере физического воспитания требует создания новой, более эффективной системы физкультурнопедагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательнымиорганизациями. Мы считаем, что этому может поспособствовать специальная Программа работы учителя физической культуры с родителями.Необходимость возвращения к разработке специальных программ работы учителя с родителями обусловлена рядом причин:
потребностями современного обществав условиях изменившейсясоциокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколенияк ЗОЖ, занятиям физическими упражнениями, например, для сдачи Всероссийского комплекса ГТО; переход к пониманию педагогическойдеятельности как вида экономической деятельности, т.е. «услуг в области дошкольного и начального общего образования; общего и среднего (полного) общего образования)» [2]и др.;
инновационным отечественным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия, в том числе, посредствомрасширенияфункционала и повышение значения семейного воспитанияпо сравнению с предыдущим периодом развития российского общества;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям, в том числе, посредством СМИ, включая электронные ресурсы.Организация такого процесса физкультурнопедагогического сопровождения требует глубокого осмысления сущности измененийв общем образовании, системе физкультурного образования и нового понимания сущности предмета «Физическая культура» как истинно общеобразовательного. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
со спецификой процесса его личностного становления и физического развития;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения;
с пониманием и признанием идеи ответственного родительства;
с принятием и пониманием сущности и функций общеобразовательной организации в обучении, воспитании и развитии обучающихся, в важности взаимодействия семьи и школы.Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень физкультурнопедагогического партнёрства с образовательным организациями.Идея разработки программ работы с родителями не является новой, т.к. образовательные организации страны достаточно давно разрабатывают и реализуют программы родительского всеобуча, программы работы школ ответственного родительства, программы педагогического просвещения и пр. Однако они носят массовый общешкольный характер, редко учитывают специфику класснородительских коллективов, уровень и стиль взаимодействия и сотрудничества работы учителей с родителями обучающихся, специфику преподаваемых предметов как способ вовлечения родителей в процесс взаимодействия и пр. И родители, и педагоги редко «видят лица» друг друга в череде «мероприятий».В такой ситуации опыт учителя физической культуры в организации спортивномассовой и физкультурнооздоровительной деятельности может оказаться неоценимым.Прежде чем учителю физической культуры переходить к планированию и разработке программыработы учителя физической культуры с родителями обучающихся, необходимо сформулировать основную цель данной работы. Мы считаем, что в качестве такой цели может быть создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровойличности.Целевая ориентация программы позволяет конкретизировать задачи программы:1.Пропагандасемейныхценностей в аспекте физического воспитания и оздоровления детей.2.Актуализация и развитие педагогической культуры родителей.Формирование у всех субъектов образовательного процессаосознанногоотношенияк родительству.3.Повышение социальной активности родителей обучающихся, в том числе, посредством привлеченияродителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися. 4.Улучшение физического состояния обучающихся.В качестве предполагаемых результатов программы мы выделяем следующие:1.Установление доверительных и партнерских отношений педагогического состава, родителей обучающихся и обучающихся в процессераспространенияположительного опыта семейного физического воспитания.2.Активноеучастие родителей обучающихся и обучающихся в общешкольных физкультурноспортивных мероприятиях.3.Сформированность ценностного отношения к физическомувоспитанию и здоровьесбережению у обучающихся.
4.Снижение заболеваемостиобучающихся.В процессе реализации Программы необходимо особое внимание уделять мониторингу её реализации. В нашем понимании мониторинг предполагает перманентное отслеживание изменений ряда показателей организации работы учителя физической культуры с родителями обучающихся. Данные показатели представлены в таблице1.Взаимодействие учителя физической культуры с родителямиобучающихсядолжно осуществляется системно. В концепцию работы педагога с родителями включаются:1.тематические выступления учителя физической культуры на родительских собраниях,2.тематические консультации для родителей,3.организация и проведение системной внекласснойработыпо физической культуре.Программа работы учителя физической культуры с родителями состоит из 3блоков:1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания»предусматривает знакомство с семьей, изучение условий семейного физического воспитания, наличия и особенностей спортивнофизкультурного досуга и пр.2 блок «Обогащение педагогического опыта» характеризуется просветительскими и актуализирующими функциями.При этом за родителями признается право на свой уникальный педагогический багаж, опытвоспитания своих детей, учитывается право семей транслировать этот опыт и делиться им.
Таблица1Критерии и показатели мониторинга работы учителя физической культуры с родителями
КритерииПоказателиМетодики изучения1. Уровень активности родителейРодители, участвующие:Сбор фактических данных по итогам проведения мероприятий. Анализ сведений из отчетовклассных руководителей и учителя физической культуры об участии родителей.Беседы с родителями
в мероприятияхобразовательной организации
всоциальнозначимых делахпо профилю работы учителя физической культурыРодители, посещающиеурокифизической культурыРодители, посещающиеродительские собранияс участием учителя физической культуры2.Уровень удовлетворенности родителей результатами работы учителя физической культурыРодители, удовлетворенные работой школы:Анкетирование родителей.Беседыс родителями.
высокий уровень удовлетворенности
средний уровень удовлетворенности
низкий уровень удовлетворенности
В данном блоке раскрываются наиболее доступные формы работы учителя физической культуры с родителями. В частности, выступления учителя на общешкольном родительском собрании (не больше двухтрех раз в год).Примерными темами выступления на родительских собраниях могут быть:Повышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям физической культуры и спортом.Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений врежиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухеПовышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям зимними видами спорта.Физическое здоровье ребенка залог успешности учебной деятельности.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухе.Занятия физической культурой учащимися с хроническими заболеваниями.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.3блок
«Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания» является основным блоком в программе и подробно рассматривает совместную деятельность семьи и учителя физической культуры по следующим направлениям:
проектноисследовательская деятельность;
социальнозначимая деятельность;
участие родителей в традиционных общешкольных мероприятиях;
спортивнооздоровительная деятельность.Проектноисследовательскаядеятельностьпредполагает совместное выполнение обучающихся и их родителей учебных проектов, например таких, как «Во что играли во дворе мои бабушки и дедушки», «Любимый спортивный досуг моей семьи», «Спорт в моей семье» и пр.Социальнозначимая деятельностьпредполагает участие в ряде мероприятий социальноориентированного характера, например: «Мой спортивный дворик», «Чистый бор» (в котором дети занимаются на свежем воздухе), конкурс на лучший спортивный нетрадиционный инвентарь, разработанный и изготовленный семьями, спортивнотворческая мастерская по проведению подвижных игр во дворе и пр.Участие родителей в традиционных общешкольных мероприятияхдостаточно обширный и наиболее разработанный учителями физической культуры раздел. В качестве таких мероприятий можно привести следующие:
«Мама, папа и я спортивная семья»;
минифутбол (дружеская встреча юношей и пап);
День Здоровья. Пионербол (дружеская встреча обучающихсяи родителей);
мероприятия, посвященные дню 23 февраля: 1.Веселые старты с обучающихсяи родителями.2.Волейбол (дружеская встреча обучающихсяи пап).
Мероприятия, посвященные дню 8 марта:1.Волейбол (дружеская встреча девушек с мамами).2.Веселые старты с мамами;
участие в общешкольных спортивных мероприятиях посвященных Всемирному дню здоровья;
эстафета, посвященная Дню победы.Примерное содержание направления «Спортивнооздоровительная деятельность» представлено в таблице 2.Таблица 2.Примерное содержание направления
«Спортивнооздоровительная деятельность»
Форма/мероприятиеСрокОтветственныеДень здоровьяСентябрьУчитель физкультурыОсенний кроссОктябрь Учитель физкультурыВеселые стартыНоябрь Учитель физкультурыСоревнования по баскетболу «Взрослые дети»Декабрь Учитель физкультурыСоревнования «На лыжню всей семьей»Январь Учитель физкультурыИгра «Зарница»
Февраль Преподавательорганизатор ОБЖКонкурс «А нука, парни!»ФевральПреподавательорганизатор ОБЖСоревнования по пулевой стрельбеФевральПреподавательорганизатор ОБЖКонкурс «Папа, мама, я спортивная семья»Март Классные руководителиУчитель физкультурыДень здоровьяАпрель Классные руководителиУчитель физкультуры
Любая Программа, в том числе и программа работы учителя физической культуры с родителями, предполагает выделение этапов. Такое деление необходимо для того, чтобы структурировать виды деятельности и сроки выполнения программы.Для реализации программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся возможно условное выделение двух этапов в соответствии с выделенными выше блоками работы:1этап подготовительный включает в себя 1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания» и длится с сентября по ноябрь учебного года.2 этап основной включает в себя 2 блок «Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания», продолжительность этапа с сентября по май учебного года.Подготовительный этаппрограммы реализуется через беседы с родителями и учащимися, наблюдения, анкетирование родителей и детей, консультации. Основной этап программы реализуется через занятия родительского всеобуча, в том числе, встречи и беседы с родителями консультативного характера, помощь при выборе вида спортивной секции для ребенка по физическим и индивидуальным возможностям детей, конкурсы, акции, презентации, выставки; проектную, исследовательскую, социальнозначимую деятельность.Участниками программы являются родители и обучающие 1 11 классов.В реализации программы участвуют: Совет школы, заместитель директора по воспитательной работе, общешкольный родительский комитет, классные руководители, учителя предметники, педагог организаторОБЖ, обучающиеся и их родители.Программа должна быть рассчитана ежегодную реализацию и представлять собой гибкую программу по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере физической культуры.Такой подход позволит решить поставленную цель созданияусловий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровой личности в конкретной образовательной организации, повысит конкурентоспособность школы и и будет жизнеспособным документом, учитывающим интересы всех субъектов образовательного процесса.
Ссылки на источники1.Миняйло И.Н. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. … канд.пед.наук; 13.00.01 [МПГУ]. М., 2009. 24 с.2.Профессиональный стандарт«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарег. в Минюсте РФ 6.декабря 2013 г. № 30550. URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html. [Дата обращения 09.03.2016].
Проблема разработки Программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся
Аннотация.Статья посвящена проблеме организации взаимодействия учителя физической культуры с семьями обучающихся. Делается акцент на целесообразно разработки специальной Программы. Предлагаетсямодель целевой Программы работы учителя физической культуры с родителями.Ключевые слова:взаимодействие образовательной организации и родителей обучающихся, взаимодействие учителя физической культурыи семьи, программа работы учителя с семьей.
Взаимодействие семьи и общеобразовательной организации является одним из достаточно активно разрабатываемых направлений современных педагогической науки и практики.В частности, вызывает интерес понимание сущности формирования культуры взаимодействия семьи и школы И.Н. Миняйло[1].Теоретикопрактический задел значительно расширяет научное поле изучаемой проблемы, т.к. учеными раскрыты многие аспекты взаимодействия школы и семьи, выявлены причины, препятствующие эффективному развитию школьносемейных отношений, осуществляется активный поиск путей решения проблем.Общей задачей взаимодействиясемьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, формировании ценных жизненных ориентаций, в том числе, касающихся ценностей физический развитой и здоровой личности.Опасно допускать ситуацию, когда влияния, оказываемые образовательной организацией и семьей на ребенка, разнонаправлены.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.Взаимодействие учителя физической культуры и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы развитость, целостность личности.Успешное решение задач физического воспитания учеников возможное лишь при условии общихусилий и согласованных действий школы и семьи.В условиях образовательной организации создаются условия обучения физическимупражнениям, формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение школьников методическими знаниями и умениями правильно организовывать данный процесс применительно к самому себе и другим.Семья играет главенствующую роль в формированиипривычки разумно проводить свободное время, гигиенических привычек.Точки соприкосновения семейного и общественного воспитания обнаруживаются в вопросах оздоровленияи закаливаниядетей, развитиядвигательных способностей и воспитанияморальноволевых, интеллектуальных и эстетических качеств средствами физической культуры.При этом прослеживается условностьраспределенияобязанностей школы и семьи, что свидетельствует о целесообразности их взаимодействия.Современная ситуация в сфере физического воспитания требует создания новой, более эффективной системы физкультурнопедагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательнымиорганизациями. Мы считаем, что этому может поспособствовать специальная Программа работы учителя физической культуры с родителями.Необходимость возвращения к разработке специальных программ работы учителя с родителями обусловлена рядом причин:
потребностями современного обществав условиях изменившейсясоциокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколенияк ЗОЖ, занятиям физическими упражнениями, например, для сдачи Всероссийского комплекса ГТО; переход к пониманию педагогическойдеятельности как вида экономической деятельности, т.е. «услуг в области дошкольного и начального общего образования; общего и среднего (полного) общего образования)» [2]и др.;
инновационным отечественным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия, в том числе, посредствомрасширенияфункционала и повышение значения семейного воспитанияпо сравнению с предыдущим периодом развития российского общества;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям, в том числе, посредством СМИ, включая электронные ресурсы.Организация такого процесса физкультурнопедагогического сопровождения требует глубокого осмысления сущности измененийв общем образовании, системе физкультурного образования и нового понимания сущности предмета «Физическая культура» как истинно общеобразовательного. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
со спецификой процесса его личностного становления и физического развития;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения;
с пониманием и признанием идеи ответственного родительства;
с принятием и пониманием сущности и функций общеобразовательной организации в обучении, воспитании и развитии обучающихся, в важности взаимодействия семьи и школы.Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень физкультурнопедагогического партнёрства с образовательным организациями.Идея разработки программ работы с родителями не является новой, т.к. образовательные организации страны достаточно давно разрабатывают и реализуют программы родительского всеобуча, программы работы школ ответственного родительства, программы педагогического просвещения и пр. Однако они носят массовый общешкольный характер, редко учитывают специфику класснородительских коллективов, уровень и стиль взаимодействия и сотрудничества работы учителей с родителями обучающихся, специфику преподаваемых предметов как способ вовлечения родителей в процесс взаимодействия и пр. И родители, и педагоги редко «видят лица» друг друга в череде «мероприятий».В такой ситуации опыт учителя физической культуры в организации спортивномассовой и физкультурнооздоровительной деятельности может оказаться неоценимым.Прежде чем учителю физической культуры переходить к планированию и разработке программыработы учителя физической культуры с родителями обучающихся, необходимо сформулировать основную цель данной работы. Мы считаем, что в качестве такой цели может быть создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровойличности.Целевая ориентация программы позволяет конкретизировать задачи программы:1.Пропагандасемейныхценностей в аспекте физического воспитания и оздоровления детей.2.Актуализация и развитие педагогической культуры родителей.Формирование у всех субъектов образовательного процессаосознанногоотношенияк родительству.3.Повышение социальной активности родителей обучающихся, в том числе, посредством привлеченияродителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися. 4.Улучшение физического состояния обучающихся.В качестве предполагаемых результатов программы мы выделяем следующие:1.Установление доверительных и партнерских отношений педагогического состава, родителей обучающихся и обучающихся в процессераспространенияположительного опыта семейного физического воспитания.2.Активноеучастие родителей обучающихся и обучающихся в общешкольных физкультурноспортивных мероприятиях.3.Сформированность ценностного отношения к физическомувоспитанию и здоровьесбережению у обучающихся.
4.Снижение заболеваемостиобучающихся.В процессе реализации Программы необходимо особое внимание уделять мониторингу её реализации. В нашем понимании мониторинг предполагает перманентное отслеживание изменений ряда показателей организации работы учителя физической культуры с родителями обучающихся. Данные показатели представлены в таблице1.Взаимодействие учителя физической культуры с родителямиобучающихсядолжно осуществляется системно. В концепцию работы педагога с родителями включаются:1.тематические выступления учителя физической культуры на родительских собраниях,2.тематические консультации для родителей,3.организация и проведение системной внекласснойработыпо физической культуре.Программа работы учителя физической культуры с родителями состоит из 3блоков:1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания»предусматривает знакомство с семьей, изучение условий семейного физического воспитания, наличия и особенностей спортивнофизкультурного досуга и пр.2 блок «Обогащение педагогического опыта» характеризуется просветительскими и актуализирующими функциями.При этом за родителями признается право на свой уникальный педагогический багаж, опытвоспитания своих детей, учитывается право семей транслировать этот опыт и делиться им.
Таблица1Критерии и показатели мониторинга работы учителя физической культуры с родителями
КритерииПоказателиМетодики изучения1. Уровень активности родителейРодители, участвующие:Сбор фактических данных по итогам проведения мероприятий. Анализ сведений из отчетовклассных руководителей и учителя физической культуры об участии родителей.Беседы с родителями
в мероприятияхобразовательной организации
всоциальнозначимых делахпо профилю работы учителя физической культурыРодители, посещающиеурокифизической культурыРодители, посещающиеродительские собранияс участием учителя физической культуры2.Уровень удовлетворенности родителей результатами работы учителя физической культурыРодители, удовлетворенные работой школы:Анкетирование родителей.Беседыс родителями.
высокий уровень удовлетворенности
средний уровень удовлетворенности
низкий уровень удовлетворенности
В данном блоке раскрываются наиболее доступные формы работы учителя физической культуры с родителями. В частности, выступления учителя на общешкольном родительском собрании (не больше двухтрех раз в год).Примерными темами выступления на родительских собраниях могут быть:Повышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям физической культуры и спортом.Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений врежиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухеПовышение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям зимними видами спорта.Физическое здоровье ребенка залог успешности учебной деятельности.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.Требования к лыжной экипировке при занятиях на свежем воздухе.Занятия физической культурой учащимися с хроническими заболеваниями.Подготовка учащихся к экзамену по физической культуре.Необходимость физических упражнений в режиме учебного дня.3блок
«Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания» является основным блоком в программе и подробно рассматривает совместную деятельность семьи и учителя физической культуры по следующим направлениям:
проектноисследовательская деятельность;
социальнозначимая деятельность;
участие родителей в традиционных общешкольных мероприятиях;
спортивнооздоровительная деятельность.Проектноисследовательскаядеятельностьпредполагает совместное выполнение обучающихся и их родителей учебных проектов, например таких, как «Во что играли во дворе мои бабушки и дедушки», «Любимый спортивный досуг моей семьи», «Спорт в моей семье» и пр.Социальнозначимая деятельностьпредполагает участие в ряде мероприятий социальноориентированного характера, например: «Мой спортивный дворик», «Чистый бор» (в котором дети занимаются на свежем воздухе), конкурс на лучший спортивный нетрадиционный инвентарь, разработанный и изготовленный семьями, спортивнотворческая мастерская по проведению подвижных игр во дворе и пр.Участие родителей в традиционных общешкольных мероприятияхдостаточно обширный и наиболее разработанный учителями физической культуры раздел. В качестве таких мероприятий можно привести следующие:
«Мама, папа и я спортивная семья»;
минифутбол (дружеская встреча юношей и пап);
День Здоровья. Пионербол (дружеская встреча обучающихсяи родителей);
мероприятия, посвященные дню 23 февраля: 1.Веселые старты с обучающихсяи родителями.2.Волейбол (дружеская встреча обучающихсяи пап).
Мероприятия, посвященные дню 8 марта:1.Волейбол (дружеская встреча девушек с мамами).2.Веселые старты с мамами;
участие в общешкольных спортивных мероприятиях посвященных Всемирному дню здоровья;
эстафета, посвященная Дню победы.Примерное содержание направления «Спортивнооздоровительная деятельность» представлено в таблице 2.Таблица 2.Примерное содержание направления
«Спортивнооздоровительная деятельность»
Форма/мероприятиеСрокОтветственныеДень здоровьяСентябрьУчитель физкультурыОсенний кроссОктябрь Учитель физкультурыВеселые стартыНоябрь Учитель физкультурыСоревнования по баскетболу «Взрослые дети»Декабрь Учитель физкультурыСоревнования «На лыжню всей семьей»Январь Учитель физкультурыИгра «Зарница»
Февраль Преподавательорганизатор ОБЖКонкурс «А нука, парни!»ФевральПреподавательорганизатор ОБЖСоревнования по пулевой стрельбеФевральПреподавательорганизатор ОБЖКонкурс «Папа, мама, я спортивная семья»Март Классные руководителиУчитель физкультурыДень здоровьяАпрель Классные руководителиУчитель физкультуры
Любая Программа, в том числе и программа работы учителя физической культуры с родителями, предполагает выделение этапов. Такое деление необходимо для того, чтобы структурировать виды деятельности и сроки выполнения программы.Для реализации программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся возможно условное выделение двух этапов в соответствии с выделенными выше блоками работы:1этап подготовительный включает в себя 1 блок «Изучение традиций семейного физического воспитания» и длится с сентября по ноябрь учебного года.2 этап основной включает в себя 2 блок «Сотрудничество семьи и школы в области физического воспитания», продолжительность этапа с сентября по май учебного года.Подготовительный этаппрограммы реализуется через беседы с родителями и учащимися, наблюдения, анкетирование родителей и детей, консультации. Основной этап программы реализуется через занятия родительского всеобуча, в том числе, встречи и беседы с родителями консультативного характера, помощь при выборе вида спортивной секции для ребенка по физическим и индивидуальным возможностям детей, конкурсы, акции, презентации, выставки; проектную, исследовательскую, социальнозначимую деятельность.Участниками программы являются родители и обучающие 1 11 классов.В реализации программы участвуют: Совет школы, заместитель директора по воспитательной работе, общешкольный родительский комитет, классные руководители, учителя предметники, педагог организаторОБЖ, обучающиеся и их родители.Программа должна быть рассчитана ежегодную реализацию и представлять собой гибкую программу по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере физической культуры.Такой подход позволит решить поставленную цель созданияусловий, обеспечивающих эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителейв интересах развития физически развитой и здоровой личности в конкретной образовательной организации, повысит конкурентоспособность школы и и будет жизнеспособным документом, учитывающим интересы всех субъектов образовательного процесса.
Ссылки на источники1.Миняйло И.Н. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. … канд.пед.наук; 13.00.01 [МПГУ]. М., 2009. 24 с.2.Профессиональный стандарт«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарег. в Минюсте РФ 6.декабря 2013 г. № 30550. URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagogdok.html. [Дата обращения 09.03.2016].