Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1096–1100. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96136.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности молодежи к семейной жизни. Представлен анализ степени изученности данной проблемы в психологической науке, обоснована ее актуальность на данный момент, рассмотрена структура готовности к семейной жизни, и в качестве основного выделен психологический компонент. Далее акцент делается на понимании сути данного компонента, основой которого является личностная зрелость молодых людей. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной зрелости молодежи в аспекте психосексуальных отношений, подведены итоги исследования, сделаны выводы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зимина Наталия Александровна,Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Нижегородского государственного архитектурностроительного университета, Нижний Новгородn.a.zimina@yandex.ru

Личностная зрелость молодежикак критерий готовности к семейной жизни

Аннотация.В статье рассматривается проблема готовности молодежи к семейной жизни. Представлен анализ степени изученности данной проблемы в психологической науке, обоснована ее актуальность на данныймомент, рассмотрена структура готовности к семейной жизни и в качестве основного выделен психологический компонент. Далее акцент делается на понимании сути данного компонента, основой которого является личностная зрелость молодых людей. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной зрелости молодежи в аспекте психосексуальных отношений, подведены итоги исследования, сделаны выводы. Ключевые слова:Психологическая готовность к семейной жизни, психологический компонент готовности ксемейной жизни, личностная зрелость молодежи, гендерная идентичность, психосексуальные отношения.

Психологическая готовность молодежи к семейной жизни –один из актуальных вопросов современности. Большое количество разводов и их последствия для всех членов семьи, определяют это направление работы как необходимое в семейной политике. Проблема готовности молодежи к семейной жизни не является новой в науке. Психологические проблемы семьи, вопросы добрачного воспитания, особенности полового воспитания, психологические аспекты воспитания в семье и др. –все это отражает интерес исследователей к проблемам семьи и затрагивает проблему готовности к семейной жизни. Также можно отметить и наличие работ, где вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни является предметом исследования авторов.ТакН.В. Малярова определяет готовность молодежи к браку каксистему социальнопсихологических установок личности, влияющих на эмоциональнопсихологическое отношение к образу жизни и ценностям супружества. Готовность к браку характеризуется разнообразными аспектами, среди которых готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям; навыки межличностного общения и сотрудничества; самоотверженность по отношению к партнеру; способность к эмпатии; эстетическая культура чувств и поведения личности; конфликтологическая культура и способность к саморегуляции[1].В.А. Сысенко среди направлений деятельности по подготовке к семейной жизни выделяет нравственный (наличие ценности брака, детей и т. д.), психологический (знания, необходимые в супружеской жизни), педагогический(навыки и способности к воспитанию детей), санитарногигиенический (гигиена брака и быта), экономический и хозяйственнобытовой аспект[2].В работе И.В. Гребенникова отмечается,что подготовка к семейной жизни должна осуществляться по следующим направлениям: социальное (понимание общественной сущности брачносемейных отношений, наличие семейных ценностей и др.), нравственноэтическое (формирование дружелюбности к противоположному полу, уважения к членам семьи, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности и др. качеств личности), правовое (правовая грамотностьотносительно брака и семьи), психологическое (потребность в личностном развитии; знанияи навыки в психологии межличностных отношений; понимание психологических основ брака и семейной жизни, развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни), физиологогигиеническое (понимание физиологических особенностеймужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.), педагогическое (представления о роли и особенностях семейного воспитания, о возможностях повышения педагогической культуры родителей), хозяйственноэкономическое[3].С.В. Ковалев считает, что готовность к семейной жизни –это понимание молодым человеком общественной значимости своих действий, ответственности за семью, принятие забот о ней и ограничения личной свободы[4].Готовность к семейной жизни согласно А.Н. Сизанову заключается в социальнонравственной (это гражданская зрелость молодых людей возраст, образование, профессия, нравственное сознание и экономическая зрелость), мотивационной (создание семьи по любви, наличие самостоятельности и ответственности присоздании семьи, желание иметь детей), психологической (наличие коммуникативных навыков и волевых качеств личности, схожих взглядов на мир и семейную жизнь, способность к формированию и поддержанию здорового моральнопсихологического климата в семье, устойчивость характера и чувств) и педагогической (педагогическая грамотность, хозяйственноэкономические умения и навыки, сексуальная воспитанность) готовности молодежи[1].В.С. Торохтий определяет ©способность к бракуª как социальнопсихологическую зрелость личности. Такая зрелость зависит от потребности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери, функциональноролевой согласованности в структуре взаимодействия супругов, необходимых для семейной жизни знаний, умений и навыков. Психологическаязрелость предполагает отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях[5].В работе Е.И. Зритневой понятие ©готовность к семейной жизниª раскрываетсякак личностное и социальнопсихологическое образование, где представлено единство ценностного отношения к семье и браку, а также определенных знаний и умений, базирующихся на психологической основе. Данное образование включает мотивационноценностный, интеллектуальнопознавательный, действеннопрактический и эмоциональноволевой компонент. Готовность к роли семьянина определяется системными и функциональными качествами личности. В качестве подготовки к семейной жизни Е.И. Зритнева предлагает концепцию воспитания, охватывающую период от дошкольного до студенческого возраста, в процессе которой происходит процесс формирования ценностного образа семьи, установки на вступление в брак, формирования и развития качеств личности, ее знаний,умений и навыков, позитивно ценных для брачносемейных отношений[6].Н.И. Олифирович социальнопсихологическую готовность к семейной жизни рассматривает как многофакторное образование, проявляющееся в когнитивном (знание сущности института семьи и брака,педагогическая и психологическая грамотность, правовая культура, конфликтологическая и социокультурная компетентность, компетентность в интимной жизни), эмоциональном (желание создать семью, стремление понять другого человека, позитивное принятие роли мужа и жены, матери и отца, мужчины и женщины и др.) и поведенческом (физическое и психическое здоровье, хозяйственноэкономические умения и навыки, социальнокоммуникативные навыки и др.) аспекте.Ни один из компонентов не является определяющим и самодостаточным. Уровень готовности к семейной жизни включает взаимосвязь всех вышеописанных характеристик[7].В работе С.А. Анисютиной готовность молодых людей к браку определяется как сложное структурное образование, включающее отношение к семье, знания о семейнойжизни, умения и навыки их применения на практике. Формированиеготовности молодежи к семейной жизни должно происходить через развитие личностных качеств потенциально успешного семьянина, таких как активная жизненная позиция, наличие навыков многообразногомежличностного взаимодействия, открытость социальному опыту, сформированность устойчивой системы ценностей[8].С.Д. Чимбеева в структуреготовности молодежи к семейным отношениям выделяет когнитивный компонент (усвоение и принятие личностью системы знаний, представлений о предстоящей семейной жизни, о функциях семьи, о содержательной стороне супружеских ролей и т. д.), мотивационнорефлексивный (мотивы и установки личности, их осознание и принятие, ориентация на высокие духовные ценности гармоничной семьи; осознание себя как уникальную, неповторимую и самоценную личность, снятие страхов и тревожности) и операциональный компонент (овладение личностью системой практических действий и умений, связанных с супружеской ролью). В целом, психологическую готовностьк семейным отношениям С.Д. Чимбеева определяет как ©зрелое интеллектуальное, деятельно –продуктивное, социально –активное отношение к себе как участнику брачносемейного взаимодействия, своему микрои макросоциальному окружению, понимание значимости семьи в современном миреª[9;с.155].В заключениесвоего исследования автор делает вывод о необходимости организации целенаправленной работы по дифференцированному формированию в юношественеобходимых качеств для создания гармоничного брака. Это может быть сделано через проведение тренингов, внедрение спецкурса ©Формирование психологической готовности юношества к семейным отношениямª в учебный процесс вуза и осуществления других формработы[9].Таким образом, можно отметить, что с точки зрения психологопедагогического подхода, готовность к семейной жизни определяется как система различных характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак, среди которых выделяетсяфизическая, социальная, психологическая, мотивационная, эмоциональноволевая и педагогическая готовность.Вместе с тем, увеличивающееся число разводов, рост неблагополучных семей приводит исследователей к выводу о необходимости более тщательного изучения готовности к семейной жизни, где наибольшее внимание уделяется психологическому компоненту, в наибольшей степени определяющему благополучие семейной жизни.Так, Н.Ю. Ярыгина отмечает, что психологическая готовность к семейной жизни являетсяцелостныминтегративнымпсихологическимобразованием, способным обеспечитьличности успешность в семейной жизни. В его основе находитсяопределенный уровень зрелости личности и состоит он изследующих компонентов: эмоциональноволевой, коммуникативный, мотивационносмысловой ипроект будущей семейной жизни. Мотивационносмысловой компонент является ведущим и включает в себя направленность личности на потребности и ценности партнера, характеристики осмысленности жизни, особенности отношения человека к семье и семейному образу жизни, уровень субъективного контроля личности. Проанализировав мотивационносмысловую сферу благополучных в семейной жизни людей, Н.Ю. Ярыгина выявила, что ей свойственны: удовлетворенность семейной жизнью, осознанность и самостоятельность желания иметь семью, наличие отчетливых представлений о будущем своей семьи, эмоциональное принятие семьи и себя в качестве семьянина, ответственность за успехи и неудачи семейной жизни, признание брачного партнера как равноценного человека, реализованность ценностей семейной жизни на разных этапах жизни семьи [10].Позицию Н.Ю.Ярыгиной во многом разделяет и С.П.Акутина, которая считает, что на готовность к семейной жизни и ответственному родительству старшеклассников влияют семейные духовнонравственные ценности, являющиеся традиционными мировоззренческими и нравственными семейными ориентирамии установками, служащими эталоном, идеалом и определяющими целенаправленный процесс создания семьи и рождения и воспитания детей[11].В работе Н.И. Лащук указывается, что у старшеклассников необходимо формировать этикопсихологическую готовность к семейной жизни, которая включает: мотивацию к созданию семьи, направленность на сохранение традиционных духовнонравственных ценностей и норм брака, жизненные ориентации, позитивное отношение к традиционным семейным ценностям, психологическую установку на семейную жизнь; отношение к любви как многосмысловому, многогранному состоянию, чувству, коммуникативную компетентность, согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке, умение справляться с возможными семейными ситуациями, наличие знаний о психологии личности, взаимоотношениях юношей и девушек, психологии семейных отношений.[12].Формированию психологической готовности студентов к брачным отношениям посвящено исследование И.Ю. Зудилиной Автор считает, что психологическая готовность к семейной жизни основывается на:

системе знаний и представлений о предназначении и роли брака; об особенностях брачных и добрачных отношений; о системе семейных обязанностей, об особенностях собственной личности и о возможных отношениях с партнером (когнитивный компонент готовности);

мотивах выбора брачного партнера (мотивационный компонент готовности);

системе коммуникативных умений, учитывающих гендерные особенности партнера (операциональный компонент готовности);

способности к эмпатии, к активному сопереживанию (эмоциональный компонент готовности);

умении сотрудничать в конфликтных ситуациях (поведенческий компонент готовности)[13].Для формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям И.Ю. Зудилинапредлагает проводить лекционные занятия, где студенты получат знания относительно психологии брачных отношений, мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке; тренинговые занятия по развитию умений, навыков и качеств личности, необходимых для построения конструктивных отношений в браке; практические занятия по развитиюсамосознания студентов, постижению ими собственных взглядов, установок, мнений и качеств. Также необходимым является консультативная работа, помогающая осознать особенности собственной личности и способствующаяразвитию самосознания[13].Психологическая готовность к браку рассматривается и в работе С.В. Жолудевой.Автор определяет психологическую готовность к браку как личностное образование, состоящее из системы взаимосвязанных компонентов, таких как ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархиии супружеских отношениях, супружеские установки и ожидания[14].Изучению связи между психологической зрелостью и готовностью молодежи к семейной жизни посвящено исследование Е.С. Граненковой. Автор считает, что готовность к браку основывается на физической зрелости (способность зачать, выносить и родить здорового ребенка), социальной (получение образования, профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности), педагогической (педагогическая грамотность, хозяйственноэкономические умения и навыки, сексуальная воспитанность) и психологической готовности (сформированный идеал семьи; осознание мотивов вступления в брак, супружеских обязанностей, развитые навыки общения, устойчивость характера и чувств). Одним из ключевых моментов, влияющих на готовность к семейной жизни, Е.С. Граненкова считает психологическую зрелость молодых людей, которая выражается в наличии у нихчувства ответственности, автономности, самостоятельности, потребности в заботе одругих, способности к активному участию в жизни общества, контроле над своими желаниями и чувствами, умении отказаться от чеголибо, отсутствии агрессии на критику, капризов и эгоцентризма, наличие чувства реальности. Проведя изучение черт психологическойзрелости у юношей и девушек 1618 и 2224 лет, Е.С. Граненкова пришла к выводу, что молодежь 2224 лет является более психологически зрелой и соответственно более готовой к семейной жизни[15].Таким образом, анализ работ показал, что наданный момент проблема готовности молодежи к семейной жизни является актуальной и востребованной. Вместе с тем, в науке нет единого мнения относительно как определения и структуры готовности к семейной жизни, так и характеристик ее психологического компонента. Разделяемой всеми авторами является идея о возможности и необходимости формирования готовности к семейной жизни, в частности через создания условий для позитивных изменений в ее психологическом компоненте.Вцелом можно отметить, что психологическая готовность к семейной жизни это личностное образование, включающее ценности и установки ориентированные на создание и сохранение семьи, рождение и воспитания детей, определенные знания и представления о семейной жизни, а также личностные качества, коммуникативные умения и навыки, дающие возможность строить и поддерживать благоприятные внутрисемейные отношения. В основе психологической готовности к семейной жизни лежит определенная степень личностной зрелости, которая, как отмечает И.В. Гребенников,дает возможность при помощи мобилизации ресурсов решить возникающие семейные проблемы[3].Н.Ю. Ярыгина пишет, что семейная жизнь этоинеобходимое условие обретения человеком личностной зрелости, ита деятельность, в которой проявляется зрелость личности; психологическая готовность к семейной жизни –это один из шагов на пути достижения человеком акме вершины жизни и развития[10].В связи с этим, психологическая готовность к семейной жизни в широком понимании это психологическая зрелость человека, успешное решение им задач своего возраста, высокий уровень личностного развития.Еще один важный вопрос –это определение возраста, в котором подготовка молодежи к семейной жизни будет наиболее эффективна. Здесь можно отметить, что с одной стороны, готовность к вступлению в брак и созданию семьи –это результат всей предшествующей жизни молодого человека, сложившийся под влиянием социального окружения, и, прежде всего, родительской семьи. Семья, являясь самовоспроизводящейся системой, к началу создания молодым человеком своей семьи, формирует у него осознанным, а чаще всего бессознательным путем комплекс знаний, установок, моральных норм, традиций, обычаев, нравов, религиозных ориентаций, которые направляют его поведение в семье. Социальное окружение также несет массу информации относительно особенностей семейной жизни. Таким образом, в широком понимании подготовка к семейной жизни это успешная социализация и полноценное проживание всех этапов возрастного развития, в результате чего молодойчеловек приобретает способность к построению семейных отношений. Вместе с тем, можно выделить возраст, когда работа по подготовке к семейной жизни будет наиболее близка, интереснаи понятна молодежи. В качестве такого времени, как правило, выделяют период поздней юности и молодости (в виду отсутствия единого выделения границ возрастных периодов, в основу положены данные О.В. Хухлаевой, которая отмечает, что в среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16, 17 лет,а верхней –24, 25 лет)[16]. Этот период, по мнению исследователей, это время развития рефлексии, осознания собственной индивидуальности, построения конкретных планов своей жизни и деятельности, активного формирования мировоззрения. В юности происходит интенсивное становление нравственного сознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских личностных качеств.Молодость –это время овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирования новой взрослой идентичности. Основные социальные задачи молодости –это приобретение профессии, определенного социального статуса и создание семьи.Именно в молодости происходит отрыв молодых людей от родительской семьи, поиск брачного партнера и создание новой, самостоятельной семейной системы. Вопрос о сензитивности возраста к построению семейных отношений детально рассмотренв работе С.В. Жолудевой. Автор выяснила, что поздняя юность (1721 год) это время начала прояснения для себя понятия брака, образа брачного партнера и себя как будущего мужа (жены). Установки относительно вопросов брака, построения отношений с партнером (распределение ролей, главенства и т.д.) и воспитания детей пока еще смешанные, нет четкой мотивации к заключению брака. Партнер является, прежде всего, партнером для общения[14].В молодости (2140 лет) формируются более четкие представления о супружеских отношениях и о партнере. Доминирующим мотивом является желание быть в отношениях с определенным человеком, который из партнер для общения превращается в партнера для брака. Это время пика психологической готовности к браку. По мнению автора, на психологическую готовность к браку влияют возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и опыт совместной жизни с партнером[14].Таким образом, можно констатировать, что период юности –это время повышения интереса к вопросамбрачносемейных отношений, время осмысления семейных ценностей, поиска себя в них. Начало молодости –это период повышенной социальной активности, время освоениясоциальных ролей, поиска приемлемыхдля себя способов нахождения в этих ролях.В связи со сказанным, актуальным при подготовки к семейной жизни становится вопрос о личностной зрелости молодежи периода поздней юности –начала молодости в сфере психосексуальных отношений. Для изучения личностных особенностей, а также ценностносмысловой сферы молодых людей было проведено исследование, в основу которого были положены следующие методики: проективный рисунок человека, методика ©Кто Яª, ©Полоролевые портретыª(данные методики представлены в работе Т.Г. Румянцевой)[17],исследование ценностных ориентаций (М. Рокич)[18]. Данный методический комплекс позволяет изучить особенности гендерной идентичности, самооценку, уровень рефлексии, полоролевые представления, состояние эмоциональноволевой сферы молодых людей, получить данные о значимости для них ©семейныхª ценностей.Всего в исследовании приняло участие 93 студента 1 курса Нижегородского государственного архитектурностроительного университета в возрасте 1819 лет. Из них 52 юноши и 41 девушка. Рассмотрим полученные результаты.Любовь и счастливая семейная жизнь занимают ведущие места в списке значимых ценностей молодежи. Девушки придают им более важное значение, чем юноши (38% юношей ставят любовь на второе место и 65% девушек на первое место в списке своих ценностей. 21% юношей и 56% девушек считают важным для себя иметь счастливую семейную жизнь –четвертое и третье место в списке ценностей). Юноши, отмечая данные ценности как важные для себя, на первое место все же ставят желание иметь верных друзей.И.В. Дубровина считает, что при подготовке молодежи к семейной жизни, помимо формирования нравственного мира личности, важным является и оформление особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, имеющего специфические потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответствующие этим образам формы поведения[19].Половая (или гендерная) идентичность является центральным смыслообразующим элементом личности, который образуют знания и эмоциональная оценка своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин.Исследование показало, что среди юношей и девушек данного возраста отмечается разное восприятие своей половой идентичности. Так девушкам в большей степени, чем юношам свойственно полное понимание и принятие своей гендерной роли (15% юношей и 24% девушек по методике ©Кто Я?ª). Данный факт говорит о том, что для девушек сфера психосексуальности является более значимой и внутренне принимаемой темой самосознания.Чуть больше половины молодежи (57% юношей и 62% девушек по методике ©Рисунок человекаªи 76% юношей и 64% девушек по методике ©Кто Я?ª) демонстрируют принятие своей половой принадлежности. В то же время можно говорить о том, что молодые люди,зная специфику определенного репертуара полоролевого поведения,еще не полностью раскрылись в этих ролях и не признали их для себя как отдельную значимую часть своей идентичности. Для них более приемлемым в данный момент является опосредованное восприятие себя как представителясвоего пола (я –друг, я –подруга,т.е. обозначение пола происходит через соответствующие окончания слов). Полное понимание и принятие своей гендерной роли демонстрирует лишь часть молодежи, причем девушкам это свойственно чаще (15% юношей и 24% девушек по методике ©Кто Я?ª). Данный факт говорит о том, что для девушек, в данное время, сфера психосексуальности является более значимой и внутренне принимаемой темой самосознания. Вместе с тем, исследование показало и особую важность своей привлекательности для противоположного пола и для части юношей (10%), среди которых встречаются случаи гиперсексуальности, либо повышенного внимания к мужским ценностям. Данные юноши –это либо лица с сильной половой конституцией, либо имеющие трудности в сфере психосексуальности и компентирующие их. Низкий уровень половой идентификации примерно одинаково встречается как среди юношей, так и среди девушек (23% юношей и 20% девушек по методике ©Рисунокчеловекаª). Относительно данных молодых людей можно говорить о недостаточном принятии мужской или женской роли ио критичном отношении к своей сексуальной привлекательности. Невыраженную половую идентификацию имеют приблизительно одинаковое количество юношей и девушек (17,5% девушек и 10% юношей по рисунку человека и 9% юношей и 7% девушек по методике ©Кто Я?ª), что может отражать как их страх перед самораскрытием, так и являться следствием несформированности гендерной роли. Анализ рисунка человека показал, что подавляющее большинство юношей (96,2%) уверенны в значимости мужского пола. Вместе с тем, лишь 84% девушек демонстрируют свою удовлетворенность принадлежностью к женскому полу ассоциируя человека с женщиной, что в целом может отражать негласное признание обществом мужского пола как более сильного, ценного и значимого.Далее выяснилось, что девушки чаще юношейпсихологически соответствуют своему физическому возрасту (25% юношей и 47% девушек). Можно отметить, что большинству юношей данного возраста (70% опрошенных) более старший возраст (в среднем 25,5 лет для юношей) представляется более привлекательным (средидевушек данный показатель –33%). Вместе с тем девушки намного чаще юношей психологически находятся в возрасте младше своего (средний возраст 13,6 лет для девушек) (29% девушек и 5% юношей). Вероятная причина данного факта –желание юношей казаться старшесвоих лет и сложности в принятии ответственности, детскость в жизненной позиции и стратегиях поведения у девушек.Перечисление молодыми людьми своих социальных ролей и индивидуальных характеристикв результате ответа на вопрос ©Кто Я?ªпоказало, что будущая семейная жизнь и родительство для большинства из них являются пока еще далекими и неясными. Так лишь небольшая часть молодых людей (5% юношей и 10% девушек) на данный момент идентифицируют себя с будущими семейными ролями. Наиболее важной ролью, в которой видят себя практически все молодые люди в данный период времени, является роль студента. Скорее всего, это является отражением появления новой социальной ситуации в жизни молодежи –это поступление в вуз и начало освоениясоциальнойроли студента. Такжеподавляющее большинство опрошенных идентифицируют себя с ролями ©друг/подругаª, ©сын/дочьª, ©спортсменª.Девушки по сравнению с юношами имеют более высокий уровень рефлексии (34% девушек и 18% юношейпо методике ©Кто Яª).

Такжевыяснилось, чтоиюношам,и девушкам более свойственна потребность в определенности и постоянстве (44% юношей и 39% девушек), чем эмоциональность (27% юношей и 35% девушек), активность (13% юношей и 15% девушек) и гармоничность личностных особенностей (16% юношей и 11% девушек) (данные результаты получены при анализечастей речи, являющихся доминирующими при самоописании человека).Изучение самооценки молодых людей и оценки ими друг друга показало, что большинство юношей и девушек положительно оценивают себя (60% юношей и 58% девушек дали позитивные характеристики на вопрос ©Кто Яª), типичного представителя своего пола (67% юношей и 52,5% девушекпо методике ©Полоролевые портретыª) и типичного представителя противоположного пола (61% юношей и 55% девушекпо методике ©Полоролевые портретыª). Оценка реального представителя своего пола с большой вероятностью предсказывает оценку реального представителя противоположного пола (rs= 0.733, N = 93).Если он оцениваетсяположительно, то реальный представитель противоположного пола описывается при помощи положительных характеристик; если отрицательно –то и представительпротивоположного пола оценивается отрицательно. Также можно отметить, что опрошенные юноши видят больше положительных черт в представителях своего пола, а девушки –в представителях противоположного пола. В связи с этим можно предположить, что самооценка девушек в целом ниже, чем самооценка юношей. Это предположение подтверждают и данные, полученные при анализе оценки молодыми людьми своих характеристик, которые они написали в ответ на вопрос ©Кто Я?ª. В целом, юноши чаще оценивают себя положительно, чем девушки (60% юношей и 58% девушек 88% юношей и 84% девушек оценили свои характеристики знаком ©плюсªпо методике ©Кто Я?ª).Рассмотрим особенности полоролевых установок молодежи. Половая (гендерная) роль —это система социальных предписаний, стереотипов, ожиданий, которым следует человек для того, чтобы его признавали представителем мужского или женского пола. Гендерная роль во многом обусловлена наличием полоролевых стереотипов,которые противопоставляют мужественность и женственность. В реальности же онине противостоят друг другу, а представляют собой отдельные черты, характерные в той или иной степени для каждого индивида.В методике ©Полоролевые портретыª подверженность полоролевым стереотипам определяется через соотношение в описании представителя противоположного пола традиционных или стереотипных характеристик, андрогинных –традиционно приписываемых представителям противоположного пола и нейтральных, свойственных и мужчинам и женщинам.Итак, выяснилось, что при описаниитипичного представителя своего пола и юноши и девушки в большинстве случаев пользуются традиционными характеристикамиразделяемыми большинством и отражающими половые различия мужчин и женщин в упрощенном виде. Данный фактговорит об их высокой подверженности стереотипным представлениям и может служить основанием для прогноза вероятных конфликтов в межполовых отношениях. При этом выявилось, что в портретах реального представителя противоположного пола юношей идевушек, которые отрицательно оценили типичного представителя своего пола наличие традиционных, стереотипных качеств несколько ниже, чем в описаниях тех, кто оценил типичного представителя своего пола положительно (юноши, которые положительно описали типичного представителя своего пола, представили портрет типичной реальной девушки, состоящий из 60% традиционных характеристик. Юноши, отрицательно воспринимающие типичного представителя своего пола, из 54%. Аналогичные данные, полученные при опросе девушек–40% и 33%.), а присутствие нейтральных характеристик несколько выше (юноши, которые положительно описали типичного представителя своего пола, представили портрет типичной реальной девушки, состоящий из 28% нейтральных характеристик. Юноши, отрицательно воспринимающие типичного представителя своего пола, из 42%. Аналогичные данные, полученные при опросе девушек –36% и 44%.)Описывая портрет идеального представителя противоположного пола, и юноши и девушки увеличили в нем присутствие нейтральных характеристик, т.е. тех черт, которые не включаются в стереотипное описание маскулинности и фемининности (среди юношей, наличие нейтральных характеристик в описании идеальной девушки следующее: было 28% и 42%, стало 43% и 52,5%. У девушек –было 36% и 44%, стало 45% и 45%). Данная тенденция, скорее всего, отражает желание молодых людей видеть в своем партнере положительные качества личности, позволяющие строить с ним партнерские отношения, а также стремление уйти от шаблонов восприятия и увидеть подходящего себе человека. Если здесь обратиться к ответам на вопрос ©Кто Я?ª, то можно еще раз отметить, что описание себя как представителя своего пола было второстепенным и присутствовало не у всех. В связи с этим, логичным представляется поиск партнера, где внимание уделяется, помимо традиционных, и другим характеристикам. Интересно также отметить, что при описании типичного представителя своего пола и идеального представителя противоположного пода наметилась следующая тенденция. Когда типичному представителю своего полаприписывалась отрицательная черта, то в портрете идеального представителя противоположного пола данная черта менялась на положительную противоположную. Например, девушки писали, что типичная реальная девушка глупая или безответственная, а идеальный мужчина должен бытьумным, ответственным. Таким образом, индивидуальный анализ полоролевых портретов, помимо всего прочего, дает возможность прояснить личность их автора и обсудить с ним возможные проблемы психологического характера.Так же выяснилась и следующая особенность –если образ типичного представителя своего пола воспринимается положительно, то в портрете типичного представителя противоположного пола присутствует большее количество характеристик.Другими словами –адекватная самооценка позволяет видеть в другом человеке больше качеств, воспринимать его разнообразнее.Таким образом, можно заключить, что период поздней юности –начала молодости это время, когда в сознании молодежи есть нацеленность на близкие отношения, любовь, счастливую семейную жизнь.В то же время, их половая, гендерная идентичность в большинстве случаев находится в латентном состоянии –молодые люди осознают себя представителями своего пола, но делают это косвенным образом, обозначая себя не я –парень/девушка, в будущеммуж/жена и т.д., а я –сын/дочь, друг/подруга и т.д..Одна из важнейших задач в это время –это начало обучения в вузе и освоение роли ©студентª.Юношив этот период демонстрируют несколько большую уверенность в себе, а также желание казаться старше. Девушки же чаще психологически соответствуют своему возрасту, принимают его, имеют более высокий уровень рефлексии, более отчетливое восприятие себя в половом и гендерном отношении, большую нацеленность на семью и близкиеотношения. Восприятие друг друга молодыми людьми в большинстве случаев опосредуется стереотипами; их действие снижается, когда парни и девушки фантазируют на тему идеального спутника жизни.В связи с этим, можно отметить, что работа по подготовке к семейной жизни в этот период своевременна и необходима. Она поможет прояснить взгляды молодых людей относительно друг друга, будущей семейной жизни, лучше понять и принять себя, справиться со своими психологическими проблемами, научиться более эффективному взаимодействию друг с другом.

Ссылки на источники1. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л Б. Шнейдер. –М: АпрельПресс ЭксмоПресса, 2000. –512 с.2. Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко.–М., 1986.–255 с.3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни/ И. В. Гребенников.–М., 1991.–156 с. 4. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев.–М., 1991.–128 с.5. Торохтий, B.C. Психология социальной работы с семьей / В. С. Торохтий. –М., 1996. –127 с.6. Зритнева, Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореферат дисс. … дра педагогических наук : 13.00.01 / Е. И. Зритнева. –Ставрополь, 2006. –47 с.7. Олифирович, Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни : учеб.метод. пособие / Н. И. Олифирович и др. –Минск : БГПУ, 2008. –175 с.8. Анисютина, С.А. Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога / С. А. Анисютина // Ярославский педагогический вестник –2009 (60) –№ 3. С. 42 –46.9. Чимбеева, С.Д. Компоненты готовности юношества к семейным отношениям / С. Д. Чимбеева // Мир науки, культуры, образования –№ 5 (24) 2010 С. 154 –158.10. Ярыгина, Н.Ю. Мотивационно –смысловая готовность к семейной жизни : автореферат дисс. … кандидата психологических наук : 19.00.13 / Н. Ю. Ярыгина.–Москва, 2007.–20 с.11. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовнонравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы : авторефератдисс. …дра педагогических наук : 13.00.01/ С. П. Акутина //. –Нижний Новгород, 2010. 49 с.12. Лащук, Н.И. Формирование этикопсихологической готовности старшеклассников к семейной жизни : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н. И. Лащук. –СанктПетербург, 2007. –19 с.13. Зудилина, И.В. Формирование готовности студентов к брачным отношениям : автореферат дисс. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / И. В. Зудилина. –Самара, 2008.–24 с.14. Жолудева, С.В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак / С. В. Желудева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена №20 (49): Аспирантские тетради: научный журнал –СПб; 2007. –С. 276 –280.15. Граненкова, Е.С. Психологическая зрелость как компонент готовности молодежик семейной жизни / Е. С. Граненкова// Ярославский педагогический вестник –2012 –№ 4 –Том II (Психологопедагогические науки). С. 257260.16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб пособие для студ. высш. учеб заведений / О. В. Хухлаева. –М.: ©Академияª, 2002.–208 с.17. Румянцева, Т.Г. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре.Учебное пособие / Т. Г. Румянцева.–СПб.: Речь, 2006. –176 с.18. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред.сост. Д. Я. Райгородский.–Самара : Изд. Дом ©БАХРАХª, 1998 –672 с.19. Дубровина,И.В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопросы психологии –1981 –4 –С. 146–151.