Средства оптимизации процесса обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мясникова О. В. Средства оптимизации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1091–1095. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96135.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам оптимизации процесса обучения. Предлагается новый взгляд на педагогический процесс в целом и на его компоненты. Раскрывая учебный процесс как культуру, автор вводит новые элементы, реализация которых на практике, по его мнению, может оптимизировать процесс обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мясникова Ольга Валентиновна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественнонаучных факультетов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаулomelnikova2000@mail.ru

Средства оптимизации процесса обучения

Аннотация.Статья посвящена вопросам оптимизации процесса обучения. Предлагается новый взгляд на педагогический процесс в целом и на его компоненты. Раскрывая учебный процесс как культуру, автор вводит новые элементы, реализация которых на практике, по его мнению, может оптимизировать процесс обучения. Ключевые слова.Оптимизация, культура, процесс обучения, взаимодействие, организация, условия.

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. [1]При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какойто метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим —при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации. Следуя теории оптимизации Ю.К. Бабанского, пытаемся выявлять новые средства, способствующие выстраиванию учебного процесса с наименьшими затратами времени и сил для получения наилучших в данных условиях результатовобучения его непосредственных участников.В данной работе рассмотрим одно из таких средств, основывающееся на культурной компоненте учебного процесса и нацеленного на его организациюЛюбая культура выражается через определенные правила и ритуалы, которые способствуют бесконфликтному взаимодействию внутри сообщества. В них отображаются принятые ценности данной социальной группы. И именно они, правила и ритуалы, помогают людям находить компромиссы между своими потребностямии социальным заказом. Правила и ритуалы существуют в каждой образовательной ячейке и они выполняют там похожие функции: они являются выражением определенных ценностей, они структурируют процесс и наконец,они обеспечивают системность. Другими словами, они выполняют три основные функции:

ценностносмысловую;

организаторскую;

систематизирующую.Остановимся на каждом элементе отдельно.Понятие «ритуал», назовем его «педагогический ритуал», дополняет современный педагогический тезаурус: метафоричность, драматизация, творческое письмо, мизансцена и другие. Данные явления педагогического процесса подводят нас к понятию «педагогическая философия» [4]или у Ю.В. Сенько «стиль нового педагогического мышления, который основываются на основных принципах: другодоминантность, диалогичность, понимание, рефлексивность, метафоричность». У Л.Н. Толстого можно встретить «Каждая семья счастлива одинакова, несчастна посвоему».Перефразируя на педагогический язык, интерпретируем: «Любой методический прием, способ приведет в различных аудиториях с различными преподавателями к индивидуальнымрезультатам». Другими словами, «Все теоретические методы одинаковы для всех, работа их на практике у каждого педагога разная». Это открытие позволило взглянуть на методику/дидактику как науку, помогающую педагогу выстроить свою философию, свой собственный путь восхождения в профессии, а не следовать только регламентированнымправилам и законам, которые необходимо соблюдать строго и безоговорочно. Методика не может дать окончательного, единого для всех рецепта, плана идеального урока. У каждого педагога в своей собственной аудитории будут свои идеалы, свои успехи и достижения.Не случайно множество споров вызвала пирамида компетенций учителя по Ланкеру, где он профессиональные компетенции ставит на последнее место, а личностную –на первое. Между ними он располагает другие не менее важные компетенции: дидактическую, организаторскую, коммуникативную, межличностную компетенции. Действительно, после длительных споров с коллегами и собственных наблюдений, соглашусь с автором, что личность педагога –важнейшая компетенция, через которую педагог может прийти к любым другим компетенциям и успех или поражение в процессе обучения во многом зависит от личности педагога. Данная тема довольно популярна в современной научной литературе, исследователи утверждают, что в педагогическом процессе очень многое зависит от поведения самого педагога. Занятие –это, по словам авторов современной теории обучения немецкому языку –совместная игра взаимодействующих полей: обучения и учения. В этой игре есть участники, условия, правила, ритуалы. В условиях занятия педагог вместе со своими воспитанниками создает такое пространство, которое уникально именно для этой аудитории «здесь и сейчас». Некоторые авторы называют данное пространство«собственной культурой». Понятие «культура» в данном случае рассматривается в контексте учебного процесса. Процесс обучения –это в первую очередь социальный процесс, в котором встречается определенная группа людей для совместного достижения поставленных целей. Впроцесседостижения формируются присущие именно этой группе людей отношения со своими правилами для договоров, возникают свои ритуалы, понятные только данной группе. Если понаблюдать за любой учебной группой человеку непосвященному, многое может показаться странным и непонятным, если истинные значения какихто действий останутся необъясненными. В данном случае мы можем утверждать, что любая учебная группа является своеобразной, отдельной, маленькой, самобытной культурой со своим небольшим ценностным материалом, поведенческими правиламии определенной стабильностью.И в этой связи педагог играет очень важную роль в выстраивании в процессе обучения уникального культурного пространства. Каждый педагог обладает своими собственными секретами, которые отличают его от всех, оставляют в памяти учеников свой след. Важно в данной ситуации уметь рефлексировать свое поведение. При осмыслении и создании своего собственного нового педагогического мышления важную роль играют так называемые «ритуалы» [4], другими словами некие «фишки». Каждый педагог имеет таковые и употребляет их часто неосознанно на своих занятиях. Воспитанники к ним привыкают и воспринимают как обычные, слитые с личностью педагога. Особенность ритуалов –это их символический характер. Связать тотили иной ритуал с действием и его значением могут только посвященные, которые могут декодировать эти сигналы. Для членов этой культуры все значения ясны и ритуал является неким знаком сплочения и идентичности всех членов группы. Для ритуалов характерны такие действия, которые в обычных условиях (не учебных) не свойственныисполнителюритуала. Ритуал может выражаться любым способом: через жест, с помощью речи, через действие и т.д. Вот именно своей неповседневностью ритуал привлекает внимание окружающих.Ритуалы особенно распространены в переходах с одной на другую фазу на занятиях. Например, песняприветствие в начале урока, упражнениеразминка в середине урока, релаксация после тяжелого задания или какойнибудь определенный ритуал для окончания занятия. С помощью ритуалов педагог может достигать разнообразные цели, не уходя при этом в рутину:

структурировать занятие, когда каждая фаза начинается с определенного действия или жеста, или стиха, текстаи т.д.;

создавать рабочую обстановку на занятии. Например, существуют такие действия, которые позволяют педагогу переключать обучающихся на различные виды деятельности: говорение, чтение и т.д.Данная предсказуемость действий педагога успокаивает обучающихся, позволяет сэкономить временной диапазонзанятия, т.к. отсутствует объяснение и пояснение. Некоторые ритуалы возникают спонтанно и приживаются в той или иной культуре, они являются некой личностной характеристикой педагога. Но существуют ритуалы, которые предлагают сами обучающиеся (например, при изучении иностранного языка в одной группе было принято следующее действие: при затруднении говорить на иностранном языке обучающийся запрашивал определенным жестом разрешения перейти на родной язык). Все участники группы договорились об этом и это также распространялось на педагога.Ритуалы являются отображением внутреннего мира педагога и его воспитанников, они показывают микроклимат коллектива. Ритуалы выражают саму личность педагога, его индивидуальность, темперамент и даже в некоторых случаях его актерский талант.В отличие от ритуалов правила несут в себе элементы рациональности. Правила также как и ритуалы могут затрагивать все аспекты обучения: общение, поведение, использование родного и иностранного языка (при изучении иностранного языка), реагирование на опоздание на занятие и другие моменты. Важно соблюдение одного условия: при введении какихлибо правил,они обязательно обсуждаются в коллективе, вносятся совместные коррективы, а также все члены данной культуры уведомляются о санкциях, которые последуют при несоблюдении правил. Правила –это своего рода совместный продукт взаимодействия педагога и обучающихся. Главное в данной ситуации –предоставить обучающимся возможность дискутировать, обсуждать, предлагать свои варианты. Приведем примеры правил и ритуалов на занятиях иностранного языка:1. Кто скажет слово на родном языке, тот в качестве домашнего задания должен написать 5 предложений, где будет фигурировать это слово. (правило)2. В начале каждого урока всепоют песню на иностранном языке. (ритуал)3. Все по порядку пишут протокол урока на иностранном языке, который затем комментируется и обсуждается. (правило)4. При групповой работекаждая группа получает кубик, который определяет выступающего в группе. (ритуал)5. При возникновении вопросов вопрошающий принципиально обращается сначала к группе, если не получает ответа, тогда к учителю. (правило)6. Когда звучит определенная музыка, все понимают, что наступает следующая фаза занятия. (ритуал)В заключении хотелось бы отметить несомненный положительный эффект от включения правил и ритуалов в учебный процесс. Но не следует умалчивать и недостатки. По мнению авторов M. Scharte, M. Legutkeправила и ритуалы придают учебному процессу определенную предсказуемость,что может отрицательным образом повлиять на творческое начало. Они могут привести к шаблонам, т.е. результаты всегда ожидаемы. Поэтому необходимо проводить постоянную рефлексию и выявлять:какие правила ценны, для каких целей, а какие следует уже корректировать, какие ритуалы имеют ожидаемый положительный эффект, а какие потеряли в силу определенных обстоятельств свою актуальность. Но при всех достоинствах и недостатках система правил и ритуалов в учебном процессе имеет колоссальное влияние на общую культуру педагогического процесса. Они (правила и ритуалы) несомненно, способствуют:

созданию своего собственного, свойственного именно данной учебной группе «здесь и сейчас» микроклимата;

усилению творческой компоненты в учебном процессе;

достижению разнообразных воспитательных, образовательных, развивающих целей;

оптимальному структурированию учебного процесса.Для подтверждения выводов и перспективности использования осознанного применения правил и ритуалов в учебномпроцессе автором статьи был проведен эксперимент среди студентов первого курса АлтГУ. Цель эксперимента заключалась в следующем: подтвердить или опровергнуть целесообразность включения системы правил для создания на занятиях коммуникативного пространства на иностранном языке (полный или частичный, по договоренности, отказ от родного языка на занятиях иностранного языка). Эксперимент проходил в три этапа:IПодготовительныйIIЭкспериментIIIРефлексияНа первом этапе были подготовлены правила и санкции. В данном случае правило было одно: общение во время занятие только на иностранном языке, за нарушение данного правила вводилась система санкций. Все пункты были обсуждены со студентами,и каждый имел право внести коррективы, участникибыли согласны с правилами этой«игры». Все было оформлено вформе «санкционного дерева», на котором «росли яблоки», с обратной стороны которых были написаны санкции за нарушения. Нарушив правило, студент подходил к дереву, срывал яблоко и выполнял задание. Уже за три занятия это вошло в систему. Студентам не требовалось напоминание, они сами контролировали процесс правонарушений. В этом и заключался второй этап. На третьем этапе было проведена рефлексия, котораязаключалась в собственном наблюдении, в отзывах студентов, в качественных и количественных показателях деятельности студентов. Проанализировав все полученные данные, можно было утверждать, что данный эксперимент подтвердил целесообразность использования правил в качестве эффективного средства для достижения разнообразных целей в учебном процессе. В частности, проведенный автором эксперимент по достижению максимального иноязычного коммуникативного пространства на занятиях доказал, что с помощью определенной разработанной системы правил и санкций были достигнуты поставленные цели:

создать на занятии максимально приближенную языковую обстановку;

вовлечь участников в игру «если не сделаю, то …» (Sotunalsob);

показать уникальность и эффективность данного метода с использованием правил для развития собственной иноязычной коммуникации.Таким образом, рефлексия собственного поведения помогут педагогу обнаружить устоявшиеся правила и ритуалы, определить степень важности тех или иных элементов для оживления и структурирования учебного процесса,переосмыслить и внести по необходимости изменения. В этой связи, можно утверждать, что правила и ритуалы, включенные в канву учебного процесса и выполняющие различные учебные, воспитательные функции являются эффективными средствами оптимизации процесса обучения.Они помогают педагогу сократить временные затраты для достижения наилучших результатов в определенных условиях.Ссылки на источники1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект)/ Ю.К. Бабанский. –М. : «Педагогика», 1977. –256 с.2. Сенько, Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе: монография / Ю.В. Сенько. –Барнаул : Издво Алт. унта, 2011. –367 с.3. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том8. Анна Каренина. /Л.Н. Толстой. –Государственное издво худ. литры, 1958 –479 с.4. Michael Schart, Michael Legutke. Lehrkompetenz und Unterrichtsgestaltung. –München. KlettLangenscheidt, 2012 –S. 200