К вопросу об экологическом контроле (надзоре)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рубанова Н. А. К вопросу об экологическом контроле (надзоре) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1101–1105. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96137.htm.
Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются вопросы совершенствования экологического контроля в Российской Федерации. Проводится анализ видов и уровней экологического контроля, субъектов его осуществления. Статья раскрывает содержание понятий «контроль» и «надзор», обосновывает необходимость законодательного закрепления понятий в нормативных правовых актах. Основное внимание в работе акцентируется на создании условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду через общественный контроль и взаимодействие всех субъектов экологического контроля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рубанова Наталья Анатольевна,к.ю.н., доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорскrubanova64@mail.ru

К вопросу об экологическомконтроле(надзоре)

Аннотация.Предметом исследования данной статьи являются вопросы совершенствования экологического контроля в Российской Федерации. Проводится анализ видов и уровней экологического контроля, субъектов его осуществления. Статья раскрывает содержание понятий «контроль» и «надзор», обосновывает необходимость законодательного закрепления понятий в нормативных правовых актах. Основное внимание в работе акцентируется на создании условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду через общественныйконтрольи взаимодействиевсех субъектов экологического контроля.Ключевые слова:экологический контроль, экологический надзор, право на благоприятную окружающую среду.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненногоего здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1, ст.42].В настоящее время вопросы формирования полноценной среды обитания человека приобрели особую актуальность и остроту[2].Исходя из данных позиций можно с уверенностью говорить о том, что экологический контроль в настоящее время являетсяважнейшейправовоймеройобеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функциейгосударственного управления и правовыминститутомэкологического права. Посредством экологического контроля можнообеспечитьпринуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Для повышения качества функцииэкологического контроля необходимоосуществлениетакихправовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей средыкак:экологическоенормирование, экологическоелицензирование, экологическаяэкспертиза, экологическаясертификация. В тоже время можно отметить, чтов рамках данныхнаправлений деятельности,экологический контроль, какобеспечение исполнения экологоправовых требований, осуществляется одновременно и в комплексеприменительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из этихмер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры на основе специальных правовых норм,и направленную на решение своих задач.Законодатель под экологическим контролем понимает‬контроль в области охраны окружающей среды как системумер, направленную:

на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды[3, ст.1].Экологический контроль имеетнескольковидов и уровней. По видам экологический контроль можно разделить на:государственный, производственный, общественный. Существует классификация, выделяющая ведомственный (отраслевой) и муниципальный виды контроля. Используя расширенную классификацию по видам экологического контроля можно егорассматривать:федерального, регионально, местногои локального уровня. Под локальным уровнемнужно пониматьэкологическийконтроль, осуществляемыйв организациях и предприятиях, а также на земляхподразделенныхна категории по целевому назначению в соответствии с Земельным кодексом РФ [4, ст.7].Здесь уместно поднять наболевший вопрос о законодательном разделении и закреплении понятий «контроль» и «надзор».

Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицом; контролирующее лицо вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений [5, С.12].Надзор характеризуется отсутствием отношений прямой административной или хозяйственной подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами. В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения соответствия правовым нормам, а действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. К сожалению, в нормативных правовых актах, как правило, данные понятия являются равнозначными, несмотря на то, что в отечественной науке административного права прямо указывается на концептуальные отличия между понятиями «надзор» и «контроль». В тоже время,именно в ходе контрольных мероприятий субъектов управления происходит оценка деятельности соответствующего лица с точки зрения ее законности и целесообразности.[6,С.161162].Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти(федеральный государственный экологический надзор) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации(региональный государственный экологический надзор), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными национальным законодательствомРоссийской Федерации[7,ст.65].На федеральном уровнегосударственный экологический надзор необходим при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на тех объектах, которые оказываютнегативное воздействие на окружающую среду и включены в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень, формирующийся на основании установленных критериев Правительством Российской Федерации. На региональном уровне ‬органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор использованием тех объектов, которые подлежатгосударственному экологическому надзорув рамках их компетенции. Производственный контроль в области охраны окружающей средыосуществляют сами хозяйствующие субъекты, на основе программыпроизводственного экологического контроля, которая должна содержатьсведения:об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ ватмосферный воздух и их источников, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников,отходов производства и потребления и объектов их размещения;о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измеренийи т.д. в соответствии [8,ст.67]

Производственный экологический контроль осуществляется в целях:

обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды,

рациональногоиспользованияи восстановленияприродных ресурсов,

соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.В отличии от государственного и производственного контроля общественный экологический контроль осуществляется общественнымиобъединениямии иные некоммерческимиорганизациями, действующимив соответствии с их уставами, а также гражданами. Общественный контроль в целом является основой для создания и поддержанияблагоприятных условия для человека и его здоровья и одним из средств обеспечения законности в сфере государственного управления. Развитие его институтов называется в числе мер по профилактике коррупции [9, С.31]. Эффективный общественный контроль, согласно доктрине, способен повысить «качество законов и иных нормативных правовых актов, а также ответственность лиц, принимающих их, что в конечном итоге позитивно отразится на процессе обеспечения единого правового пространства Российской Федерации» [10].Пункт 1 статьи 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип, опираясь на который общественный экологический контроль должен способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды[11, ст.68]. В соответствии с пунктом 3данной статьирезультаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством ‬это существенный сдвиг в направлении его демократизации вформируемом правовом механизме взаимодействия общества и природы. Значимото, что граждане и общественные экологические объединения получили возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, общественной экологической экспертизы.Одна из форм осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.Сегодня в СМИи в пространстве информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» регулярно появляются новые мнения, комментарии по вопросам: виды и формы общественного контроля; сфера действия и возможности еще большего охвата; субъекты общественного контроля; порядок проведения и специфика. Думается, что данноепоследовательное изменение закономерно, например, с философскоправовой точки зрения подобные тенденциирассматриваются каквысвечиваниепересечения«субъективной правовой реальности и объективной правовой действительности. Внутренние желания, правовые потребности, эмоции, смыслы и ценности субъекта переплетаются с внешними формальноопределенными, обеспеченными возможностью государственного принуждения нормами права, объективными обстоятельствами, имеющими силу юридических фактов» [12,С.319320].Современные тенденции развития общественнополитической системы страны предопределили созданиенормативного правового акта в данных отношениях и его дальнейшеесовершенствование. Активизациягражданскогообщества, росттребованийк повышению эффективности функционирования системы государственногоуправления ‬все это «повысило социальный запрос на масштабы и качество общественного контроля в нашей стране» [13]. Для повышенияэффективности экологического контроля необходиморазвитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного контроля с органами прокуратуры.

Ссылки на источники1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием) // Российская газета. № 237. 1993.2. Мисник Г.А., Пятницкая И.К. О совершенствовании правовых форм общественного экологического контроля на уровне субъектов Российской Федерации // Журнал Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. ‬2014. ‬№ 7.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступаhttp://www.journalnio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=2600&Itemid=135. ‬(Дата обращения: 10.03.2016).3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№ 2. ‬Ст. 133.4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. ‬2001. ‬№ 44. ‬Ст. 4147.5. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: Вопросы теории и практики : Автореф. дис. … канд. юрид. наук. ‬Саратов, 2006. ‬ 55 с.6. Рубанова Н.А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. ‬2012. ‬№71. ‬С. 161165.7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№ 2. ‬Ст. 133.8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№ 2. ‬Ст. 133.9. Шерстобоев О.Н. Общественный контроль в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. ‬2012. ‬№4. ‬С. 2831.10. Предложения по основным направлениям совершенствования и кодификации административного законодательства Российской Федерации, а также по разработке проекта концепции его развития, разработанные коллективом Института государства и права Российской академии наук в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2011 г. NПр2299 и Минюста России [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.igpran.ru/services/Predlozhenija.pdf. ‬(Дата обращения: 11.12.2011).11. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№ 2. ‬Ст. 133.12. Карпова, Е.В. Пространство как объект философскоправового восприятия[Текст] / Е.В. Карпова// Политика и общество. Серия Диалог культур. ‬2013.‬№ 3 (99). ‬С. 315321.13. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Калужской области [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.ombudsman.kaluga.ru/ library/?content=item&item=514. ‬(Дата обращения: 20.09.2015).