О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волобуева Н. Г., Морозова Ж. В. О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1141–1145. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96145.htm.
Аннотация. В статье рассматривается аспект исследования и опыт формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки: его природе, особенностях быта, профессиях, культуре, истории, способствующие расширению кругозора, развитию познавательных интересов детей и формирующие практические и интеллектуальные умения как основы экологического воспитания. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей, особенно в суровых условиях Чукотки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волобуева Надежда Григорьевна,кандидат биологических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «СевероВосточный государственный университет», г.Магаданnadezdasvet@mail.ru

Морозова Жанна Васильевна,Заместитель заведующей по методической и воспитательной работе МБДОУ Детский сад «Аленушка» общеразвивающего видаг. Билибино Чукотского автономного округаalenushkasad@mail.ru

О формированиизнаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки

Аннотация. В статье рассматривается аспект исследования и опыт формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки: его природе, особенностях быта, профессий, культуры, истории, способствующий расширению кругозора,развитию познавательных интересов детей и формирующий практические и интеллектуальные умения, как основы экологического воспитания. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностноориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей, особенно в суровых условиях Чукотки.Ключевые слова: дошкольное образование, краеведение, Чукотка, родной край, знания и представления детей о родном крае, экологическое воспитание

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личностиребенка дошкольного возраста [1].Использование краеведческого материалав экологическом воспитании детей дошкольного возраста –особое условие для понимания своеобразия родного края.Экологическое воспитание –процесс формирования осознаноправильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения [2, с.27]. Теоретической основой методики экологического образования детей являютсябазовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Определены и основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию [3, с.40]:Краеведение в дошкольном воспитании одиниз источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовнонравственных качеств. Оно является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников и родителей в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрываетсвязи родного города с Родиной[4].Для построения системы работы по ознакомлению детей с родным краем и его природой до школы богатейший материал представлен в работах прогрессивных западных и отечественных исследователей. Они указывали на необходимость открытия ребенкукниги природы как можно раньше (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.). В своих работах российские педагоги уделяли огромное внимание воспитанию у дошкольников любви к родному краю (В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой,К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова и др.)считая,что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордостьза землю, на которой мы живем.И в настоящее время в разработке теории и методики экологического воспитания дошкольниковзначение имеют работы С.Н. Николаевой; Н.А. Рыжовой; В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой; Н. Н. Вересова; Н. Н. Кондратьевой; С. Козловой; Т. Поповой; О.А. Соломенниковой; Т.А. Серебряковойи многих других. Приобщение детей к основам краеведения показывает, что эта работа является одной из важнейших частей дошкольного образования. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить в сердце ребенка интерес к нему, можно показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Родинеи к своему родному краю –Чукотки.СевероВосточный регион России как объект воспитательнообразовательной работы в дошкольных организациях имеет свои особенности, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста. Чукотка –суровый, далекий край. Будут ли наши дети любить этот край, понимать его суровую природу, тянуться к ней, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей –зависит только от нас. На Чукотке до сих пор сохраняются уникальные природные особенности, и способность к расцвету в суровых полярных условиях. Так, например, здесь очень короткое и суровое лето, но в условиях вечной мерзлоты в это время происходит настоящее чудо, которое заключается в возрождении природы и буйстве красок. А чего стоит неповторимое северное сияние. Все это покоряет человека своей уникальной красотой [5,с.4].Чукотский автономный округ (ЧАО) расположен на крайнем северовостоке России. Занимает весь Чукотский полуостров, часть материка и ряд островов. Омывается ВосточноСибирскими Чукотскимморями Северного Ледовитого океанаи Беринговымморем Тихого океана. Основные реки —Анадырьс притоками, Омолон, Великая, Амгуэма, БольшойиМалый Анюи[5, с.28].Большая часть территории расположена за Северным полярным кругом. Поэтому климатздесь суровый, субарктический, на побережьях —морской, во внутренних районах —континентальный. Продолжительность зимы 9 (10) месяцев. Повсеместно распространена вечная мерзлота.Округ находится в нескольких природных зонах. Здесь можно выделить зоны: арктическую, типичных и южных гипоарктических тундр и лесотундры, а также зону лиственничной тайги.Моря богаты биоресурсами, в т. ч., и морским зверем (моржом, нерпой и китами). В Красную книгу Российской Федерации занесены белый медведь и снежный баран, морские млекопитающие нарвал, горбач, финвал, сейвал, серый и синий киты, малый полосатик, а также 24 вида птиц. Нигде больше в Арктике нет региона с таким этническим разнообразием, как на Чукотке. Из коренных малочисленных народов Севераздесь проживают чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, эскимосы, эвенки, чуванцы и др.[6].Разнообразный растительный и животный мир Чукотки с древнейших времён был основой существования коренного населения. Широко известны традиционные отраслихозяйствования –оленеводство, рыболовство, морской и пушной промыслы. Что касается морского зверобойного промысла, то для приморских чукчей оно имеет громадное значение. Наиболее жизнеобитаемыми являются морские побережья и речные долины, занимающие незначительную часть региона.Жизнь в холоде состоит из суровых будней. Охотники, кочевники, рыбаки должны были не только знать большинство ремесел, но и быть своеобразными энциклопедистамиремесленниками. Лишь одни они владеют техникой быта, без которой невозможно выжить в экстремально холодных условиях. По всему миру известны изящные и удобные меховые одежды народов Севера. Легкие и эластичные, они отлично сохраняют тепло. Их традиционный покрой переняли полярники и альпинисты. Даже названия: «кухлянка», «анорак», «парка» (теплая куртка), «унты», «камики», «торбаса» (теплые сапоги),входят в языки народов мираиз речи северных народностей. Жилищем народам Чукотки служил большой полусферический шатер —яранга,а также меховая палатка [6].Искусство народов Севера тесно связано с их традиционными видами труда и древними легендами. Далеко за границами округа прославились работы чукотских мастеров –косторезов и граверов, специалистов по изделиям из меха оленя, нерпы и моржа.Самым важным направлением с/хозяйства на Чукотке остается оленеводство. С оленем связаны обряды и традиции оленеводов. Северным народностям олень давал для жизни все: от ремешка до жилища. Неотъемлемой частью обитания в суровых условиях остается –ездовое собаководство, оленьи упряжки[6]. Основные виды транспорта для дальнихпередвижений —морской и воздушный. Дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним посёлках. На Чукотки используются зимники–дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу: используются вездеходы, снегомобили, грузовики повышенной проходимости и др. [68].На территории Чукотского автономного округа имеются значительные запасы полезных ископаемых:нефти, природного газа, угля, рудного и россыпного золота, олова, вольфрама, ртутии др.

Здесь женаходится уникальное озеро Эльгыгытгын,изучение которого позволит понять каким был климат на земле тысячелетия назад,арктический заповедник Остров Врангеля. Значительным источником электроэнергии в регионе является Билибинская АЭС. Осуществляется добыча угля для собственных нужд региона, действуют небольшие рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству строительных материалов [78].Без приближения детей к природе родного края и широкого использования её в воспитательнообразовательной работе дошкольных организаций нельзя решать задачи разностороннего развития личности ребенка. Наиболее трудным вопросом для педагогов по–прежнему остается отбор содержаниякраеведческих знаний и представлений, которые должны приобрести дети. Соответствующий по содержанию материал позволит сформировать у дошкольников представления о том, чем богат и кем славен родной край [1].В условиях северовосточного региона страны экологокраеведческое направление в системе дошкольного образования представлено в работах А.Н. Фроловой[9–10].; Н.Г. Волобуевой [11].; Н.Г. Волобуевой с соавторами [12,13,14]; Л.С. Давыдовой с соавторами [15,16,17] и других.Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей, особенно в суровых условиях Чукотки.Использование краеведческого аспекта в экологическом воспитании –важный фактор, раскрывающий особенности природы, быта, культуры, истории местного края; способствующий расширению кругозора, развитию познавательных интересов детей; формирующий практические и интеллектуальные умения.Помочь детям старшего дошкольного возраста шире познакомиться с родным краем, природой, особенностями быта, профессий и достопримечательностями города в условиях Чукотки –в этом заключается цель настоящей работы.При решениитеоретических задач определилиактуальность поставленной проблемы, объект, предмет, цель, задачи и гипотезуисследования; –остановились:на теоретических аспектах экологокраеведческого воспитания, состояния, сущности и содержания экологического воспитания дошкольников (ЭВД) на современном этапе и месте краеведения в системе дошкольного воспитания и в комплексных и парциальных программах на основе анализа работ исследователей; –рассмотрели психолого–педагогические основы формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае; условия исредства организации экологокраеведческой работы в дошкольных организациях и выделили характерные особенности родного края –Чукотки.Научнотеоретическое обоснование проблемы позволило определить цели и задачи педагогического эксперимента и поэтапно провести его в МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида г. Билибино Чукотского автономного округа (ЧАО). Начало работ было положено в 2012/2013 учебном году. Воспитательнообразовательный процесс в дошкольной организации осуществляется по программеразвития и воспитания детей в детском саду «Детство» [18] и региональной программы «Северячок» [15].В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Воспитатель Ж.В. Морозова при участие воспитателя Бриненко Л.ИДля выявления у воспитанников знаний и представлений о родном крае и его особенностях проведен отбор диагностических методик [3, с. 190].Составленопросникпо 4м направлениям:«Растения», «Животные», «О профессиях», «Родной город и его достопримечательности»(в каждом по 10 вопросов) с учетом программных требований и особенностей родного края и его природы. Эксперимент носил естественный характер, что не нарушало привычного хода деятельности детей и педагогического процесса. Анализ результатов исследования выявил относительно невысокийсредний, уровень знаний и представлений детей (по 4направлениям) о родном крае, его природе и особенностях: 45% в экспериментальной группе и 46% в контрольной.Данные позволили обозначить цель и задачи формирующегоэксперимента. Разработать и экспериментально проверить технологию эколого–краеведческого воспитания детей старшего дошкольников возраста (экспериментальной группы) на занятиях и в повседневной жизни с подготовкой нагляднодидактического, иллюстрационного и методического материала при ознакомлении их с родным краем на примере Чукотки.В ходе формирующего этапа были учтены разница в уровнях сформированности экологокраеведческих знаний у отдельных дошкольников экспериментальной группы и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.Педагог Ж. В.Морозова.На первом этапеформирующего экспериментабыла отобрана и изучена по теме методическая литература. При подготовке и разработке комплекса мероприятий мы опирались на программы «Детство» [18]; «Северячок» [15]; работы Л.С. Давыдовой с соавторами:Хрестоматия к региональной программе «Северячок» [16], «Северячок. Лето» [117] и др.; А.Н. Фроловой[9–10]; Н.Г Волобуевой[11]; Н.Г. Волобуевой с соавторами [12–14];Серебряковой Т.А. [3] и др.; Мазуренко Т. М., Москалюк Т.А.Краски северного лета; Рассказы о растениях [19], в т. ч., на современные программы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.На втором этапе–значительноевнимание было уделено целенаправленному подбору, согласно тематике исследований, методического и наглядно–иллюстрационного материала, в том числе: –технические средства: слайды о Чукотке,г. Билибино; видеофильмы: «Бесконечная Россия –Чукотка» (ландшафты и архитектура,любопытные факты и занимательные истории о Чукотке); «Пять тысяч лет как один день» –документальный фильм о северовосточном регионе страны; «Чукотка –Билибино»; «Ансамбль песни и танца народов Севера «ЧУКОТКА»»;–художественная литературапоэтов и писателей Севера: Гольдовская В. Ветка стланика [20], Гуссаковская О. Вечер первого снега [21]; Кымытваль А. Как построить ярангу [22],Этот праздник веселый –Кильвей [23],Любицкая К. Встреча. Рассказыи сказки о северных животных [24], Олефир С. М. Мы живем на Севере [25], Паничев И. А. Таежные истории для маленьких колымчан [26], Рытхэу Ю.С. Молчание в подарок: Рассказы [27], Как искали полярный круг [28]и др. –малые формы фольклора –пословицы и поговорки народов Севера и др.;–фотоматериалы о флоре и фауне Чукотки; –гербарии растений родного края;–репродукции художников Чукотки: Яковлев А. «Какомей. Из путешествий художника по Чукотке», Рудницкая Н. «Сказания о Чукотке», Линовицкий В. «На Чукотке», «Чукотский мотив» и др.;–плакаты с изображением символики Чукотского автономного округа (ЧАО), г. Билибино; –географические карты округа, района, города;

–образцы искусстванародов Севера из меха и кости; и др.При составлении комплекса мероприятий учитывалисьрезультаты по каждому заданию констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех знаний при ознакомлении с родным краем на примере Чукотки, в основании которых дошкольники испытывали затруднение.Разработка комплекса психологопедагогических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем включает непосредственную образовательную деятельность (НОД) в разнообразных её формах. В соответствии с поставленными задачами и согласно разработанному плану проводились следующие мероприятия НОД для воспитанников(ниже приводимсокращенный вариант) с учетоми выбранных направлений и природного окружения.В июне:«Самый светлый месяц года»[15]Цели: –отметить, что в июне на Севере самые длинные дни, короткие ночи (белые);–замечать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в том числе, небольшие заморозки; начинают распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляются первые цветы,насекомые, громко поют птицы; –способствовать приобретению туристских знаний иумений, развитию выносливости, самоорганизации, чувства коллективизма; –воспитывать бережное, эмоциональноположительное отношение к происходящему в природе; –углублять природоведческие знания, развивать поисковоисследовательскую деятельность в изучении растительного, животного мира и почв (луга, болот, тундры и хвойных лесов).Наблюдения в природе«Гуляй да присматривайся».Прогулка –поход«К тайнам природы».Программное содержание:изучение строения дерева (ствол, кора, крона, ветки, лист, корень);–рассматривание состава напочвенного покрова хвойного леса (рыхлая, растительная от серорыжего до черного цвета); – поиски летних чудес в лесу: первоцветы; –птицы (трясогузка, пеночка, овсянка); сбор природного материала, фотографирование.Целевая прогулка «Путешествие на сопку». Программное содержание:рассказ воспитателя «Что такое сопка?»; чтение стихотворений; поиск условий для жизни птиц и животных на сопке и ее склонах, наличие разных стелящихся кустарничков, мхов, лишайников (в тундре). Сбор природного материала, фотографирование;Подвижные игры:«Налимы», «Оляпкин улов», «Медведь и горбуша», «Анкальык», «ЛовишкаКымыкай».В Июле.«Что в природе происходит, когда щедрое лето приходит?»[15].Цели: –развивать способность наблюдать за природными явлениями в реальной действительности и делать определенные выводы (в разную погоду, разное время дня); –обеспечить условия для проявления положительных эмоций, нравственных качеств детей в процессе общения с природой; –продолжить знакомство с объектами неживой природы, развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства (твердые, гладкие, острые, речные, и др.); –закрепить представления осеверных реках, особенностиберегов и покатости гор;Наблюдения в природе « Гуляй да присматривайся»Прогулка –поход «Экологическая экспедиция к реке».Программное содержание:наблюдение жизни на водоеме, вокруг него и в нем (звуки, запахи птиц, животных, рыби др.), содержания береговой породы (галечник), особенностей берегов, пойменной растительности рек и др., наличие жизни под камнями, песком, щебнем; поиски даров реки на берегу; сбор природного материала, фотографирование.Целевая прогулка «Путешествие на лесную поляну»Программное содержание:–рассказ воспитателя «Как мы отдыхаем?»; –поиски признаков пребывания людей на отдыхе; –обсуждение проблемы: Какая связь между человеком и пожаром в лесу?;–сбор природного материала, фотографирование, зарисовки;Подвижные игры: «Отбивка оленей», «Набрось чаат», «Перетягивание каната», «Белые медведи», «Чайки и буря».В августе.«Конец лета на краю света»[15].Цели: –использовать природное окружение для воспитания у детей любви и бережного отношения ко всему живому –растениям (ромашка, пижма, тысячелистник, иванчай), птицам (дятел, трясогузка, кедровка и др.); –объяснить и обратить внимание детей на ярусное строение лесных сообществ и молодой подрост древесных пород; –закрепить знания детей об особенностях последнего месяца северного лета (желтые листья на некоторых деревьях и кустарниках, много ягод и грибов, появляются первые заморозки по ночам);–познакомить детей с природоохранными знаками.Наблюдения в природе «Гуляй да присматривайся»Прогулка –поход «Лучше гор могут быть только горы». Программное содержание: –на северных сопках бедная растительность (заросли низкорослых кустарников, ягодных кустарничков) и плотная, щебнистая почва; –сверху сопки город, люди выглядят иначе; –наблюдения за жизнью животных и насекомых в конце лета; –сбор природного материала, зарисовки, фотографирование;Целевая прогулка«Путешествие грибными дорожками»: рассматривание, сравнение и описание грибов;Подвижные игры: «Друзья –недруги», «Ловля оленей», «Волк и олень», «Охотники за дикими оленями», «Медведь», «Лов рыбы».В сентябре.«Осень –такая добрая пора».Цели: –закреплять экологически грамотные образцы поведения в природе; –развивать у детей чувство прекрасного, умение ценить красоту и богатство родной природы; подмечать воспетую в литературных произведениях авторов северовостока ее образность и очарование; –учить устанавливать связь быстрого увядания растений на севере с состоянием осенней природы в период первоосени, золотой осени, предзимья; –вызвать желание выражать свои чувства и переживания в речевой, изобразительной, игровой деятельности.Непосредственно образовательная деятельность по направлению

«Осень –такая добрая пора»Прогулки и наблюдения на участке ДОУПрограммное содержание:рассматривание и сравнение лиственных и хвойных деревьев (форма, цвет листьев, крона и т.д.);Экскурсии в лесотундруПрограммное содержание: уточнение названий растений, уходящих в зиму вечнозелеными (брусника, багульник, кедровый стланик и др.);Ознакомление с художественнойлитературой:С. Олефир «Брусника», «Осеннее» [25];Дидактические игры: «Трава у дома»; Кроссворд«Белоснежки»; «Пальчиковое путешествие по осеннему лесу».Беседа «И нарядно в осеннем лесу, и богато, а все же немного грустно…»;Проведение комплексного занятия на тему: «У природы всюду чудеса».Непосредственно образовательная деятельность по направлению

«Родной город и его достопримечательности»«Мой город»(путешествие по фотографиям и иллюстрациям, презентация):Ознакомление с художественнойлитературой:С.Олефир «Брусника», «Осеннее» [25];ознакомление с художественной литературой: О. Гуссаковская«Яшка –«предатель»; «Солнышкины ребятки» [21]; К. Любицкая «Куропатка» [24];дидактические игры:«Азбука поведения в природе»; «Мамы и детки»;.рассказ о людях, в честь которых названы улицы города (улицы Курчатова, Берзина, Мандрикова, Алескерова);беседа о гербе Чукотки, Билибино. Прослушивание гимна; экскурсияк памятнику Ю. А. Билибина, к композиции из металла, посвящённой дню рождения городаБилибино, на площади перед зданием кинотеатра;изготовление панно из природного материала «Герб Билибино». В октябре.«А завтра к нам придет зима»:Цели:–закрепить представление детей о том, что в природе все взаимообусловлено: опавшие листья укрыли корни деревьев, засыпали норы грызунов; пропали насекомые, замерзли реки, озера –улетели птицы; установилсяснежный покров, птицы и животные поменяли свой облик; –учить детей определять характерные черты, поведения, место обитания, способ передвижения некоторых, наиболее типичных, зимующих,перелетных птиц Крайнего Севера; –закрепить интерес к ведению календаря природы, календаря погоды.Непосредственно образовательная деятельность по направлению «А завтра к нам придет зима»:Сравнениепогоды в Москве и в Билибино (теле, радиоинформация);Экскурсияна смотровую площадкуна сопке «Орбита» –с неё открывается красивый вид на весь город;Ознакомлениес художественной литературой: С. Олефир «Жить идоживать», «Оляпкина память» [25]; И.Паничев «Северный лежебока» [26];Ю. Рытхэу «Орбита» [28];Дидактические игры: «Кто где спит?»,«Хорошо плохо».Проведение комплексного занятия на тему: «Улетают птицы к югу».Непосредственно образовательная деятельность по направлению

«Профессии Чукотки»:Рассматриваниефотографий, иллюстраций, орудий труда людей различных профессий.Беседа с детьми о профессиях их родителей;Ознакомлениес художественной литературой:П.Нефедов «Геолог»,А.Дитрих «Сказка про уголек», «В волшебном царстве» [29]; Дидактические игры:«Где? Как? Почему?», «Мы –геологи».В ноябре.«Искусство, связанное с жизнью»Цели:–продолжить знакомство детей с искусством народов СевероВостока, основанном на древних традициях, обновленном современной жизнью, имеющем большую художественную ценность; –формировать эстетическое восприятие произведений искусства мастеров Чукотки; –учить соответствующей технике гравировки (контурный рисунок, зигзаг, штрих).Непосредственнообразовательная деятельность по направлению

«Искусство, связанное с жизнью»:Рассматривание и сравнениеиллюстраций к северным сказкам, выполненных в разной технике (графика, гравировка);Экскурсия в городской музей (рассказ экскурсовода);Ознакомлениес художественной литературой: Ю. Рытхэу «Сказка» [28]; эскимосские сказки «Пропавшая песенка», «Человек и великан»; чукотская сказка «Кто хитрее»;дидактические игры: «Да –нет?», «О чем рассказывает пейзаж?»Проведение комплексного занятия на тему: «Новая жизнь древних легенд Чукотки».Непосредственно образовательная деятельность по направлению

«Чукчи, эвены, эскимосы, якуты»:Рассматривание одежды, предметов быта народов Крайнего Севера;Экскурсияв краеведческий музей на этнографическую экспозицию;Ознакомлениес художественной литературой: В. Кеулькут «Это неправда» [16]; якутская сказка «Таю принесет солнце» (обр. Г. Снегирева); чукотская сказка «Как появились разные народы» (обр. Г. Снегирева), А. Кымытваль «Как построить ярангу» [22];Изобразительная деятельность. Ручной труд. Тема: «Бусы (браслет)».В декабрь.«Страна вечной мерзлоты»Цели:–уточнить представление детей о защитных свойствах постоянного снега (укрывает землю и растения от сильных морозов, снежный покров является источником влаги для растений весной); –учить классифицировать животных Крайнего Севера по разнообразным признакам,сравнивать, находить общее и отличительное (приспособление к среде обитания, польза природе и человеку); –закрепить понятие о «глубокой зиме»: короткая продолжительность дня, сильные морозы, пурги, развивать умение самостоятельно рассуждать, давать характеристику осадкам, устанавливать логические связи.Непосредственно образовательная деятельность по направлению

«Страна вечной мерзлоты»:Наблюдениеза вечнозеленым кустарником «стланик», за почвой;Ознакомление с художественной литературой: С. Олефир «Декабрь», «Радуга» [25]; К. Любицкая «Кто живет в тундре?» [24]; В. Гольдовская «Баллада о стланике» [20];Дидактические игры: «Деревья зимой»; «Кто такой?»;Лепка.Тема:«Животные Севера»;Рисование.Тема: «Зимний пейзаж».Непосредственно образовательная деятельность по направлению«Твои люди, Север»:Экскурсия в библиотеку. Программное содержание:рассказ сотрудника библиотеки об известных людях города Билибино (Ю.А. Билибин, Г.С. Глазырин);Ознакомлениес художественной литературой: Ю. Рытхэу«Весенняя пурга» [27];С. Олефир «В стране танцующих хариусов», «Малышок» [30]; Дидактические игры: «Рождение цветка», «Как построить ярангу»;Проведение комплексного занятия на тему: «Ее жизнь –поэма и песня. А. Кымытваль».В работе –использование малых форм фольклора, чтение сказок, рассказов народов Севера, проведение непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, ручному труду, моделированию и др. Эффективность проводимой нами работы подтверждена результатами контрольного этапа эксперимента. Средний уровень приобретенных знаний и представлений детей экспериментальной группы значительно вырос (на 40%) и достиг в среднем (по 4 направлениям) 85% (при макс. 100% и мин. 35% значениях). Воспитанники стали прекрасно ориентироваться в вопросах, в которых раньше испытывали значительные затруднения.Таким образом, приобщение старших дошкольников к основам краеведения показывает, что обогащения их знаний и представлений при ознакомлениис особенностями родного края наиболее эффективно проходит при создании условий и целенаправленной педагогической работы с использованием комплекса подготовленных психологопедагогических мероприятий по ознакомлению с родным краем Чукоткой. И оно способствует повышению знаний и представлений старших дошкольников об особенностях родного края, его природе, быте, достопримечательностях, и формированию положительноэмоционального отношения к своей малой родине как основы экологического воспитания.Результаты исследований апробированы и представлены на научнопракт.конференции СВГУ «Актуальные экологические проблемы на современном этапе»; заслушаны и обсуждены на методическом объединении педагогов дошкольных учреждений Билибинского муниципального района ЧАО в 2014 г.Кроме представленной и проводимой работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем и его особенностями на примере Чукотки, в соответствии с планами работы дошкольной образовательной организации МБДОУ Детский сад «Аленушка» г. Билибино, ежегодно предлагает к проведению разнообразные тематические мероприятия.Например:20 июня 2014 г.воспитанники и педагоги в МБДОУ Детский сад «Аленушка» встречали эвенский Новый год –Хэбденек. На праздник к детям пришли представители животного мира тундры: Олененок, Медведь и Волк. Они вместе с ребятами участвовали в играх, конкурсах «Кто больше соберет (грибы, ягоды)», «Что за ягода такая?», «Чей хвост быстрее?», соревнуясь в быстроте и ловкости. Дети читали стихи, отгадывали загадки о дарах тундры, ее обитателях. На праздник была приглашена Кутынкева А.М. –представитель ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Она поблагодарила воспитанников и организаторов за интересное и увлекательное мероприятие и вручила участникам праздника памятные подарки.В2015 году продолжено проведение тематических мероприятий в номинации «Дни экологии»: в февралепедагогами ДОО был отдан приоритет формированию у дошкольников представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля, об особенностях ее природы и природыродного сурового края Чукотка любви и бережного отношения к ней, к своему здоровью, развитию в детях любознательности и познавательной мотивации; в майские«Дни экологии» весеннего периода воспитанники ДОО продолжают много времени с большим удовольствиеми радостью проводят в «Зимнем саду», где они «вживую» могут общаться с природой, хотя за окнами ещё лежат снега. В процессе совместной деятельности педагоги ДОО закрепляют знания детей о способах ухода за комнатными растениями, необходимых условиях для ихроста, способах размножения, знакомят с происходящими в природе изменениями в разное время года. Наблюдая за рыбками в аквариуме, ребята учатся сравнивать разные виды рыб –по особенностям строения и поведения, закрепляют знания о способах ухода за рыбками, условиях их содержания. Общение с природой, бережное отношение к ней, забота о живых существах формируют у детей любовь ко всему живому, трудолюбие, уважение к труду взрослых;8 апреля 2015 годаколлектив МБДОУ Детский сад «Аленушка» присоединился к поздравлениям жителей города Билибино в адрес геологов и вместе с ребятамиподготовительной к школе группы составили цветочную композицию и возложили ее к памятнику Ю.А. Билибина;15 апреля 2015 года дети старшей и подготовительной к школе групп в рамках празднования Всемирного дня птиц приготовили дляпернатых друзей кормушки и развесили их на участке детского сада.

Материалы настоящего исследования применяются в работе МБДОУ Детский сад «Алёнушка» г. Билибино Чукотского автономного округа в процессе экологокраеведческого воспитания детей и постоянно совершенствуются.

Ссылки на источники1. Волобуева Н. Г.О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошк. возраста с родным краем (СевероВосток России) // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011 г.). Т. 1 / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Челябинск, 2011. С. 68 –71.2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. –М.: МозаикаСинтез, 2004. –128 с.3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. –М.: Академия, 2006. –208 с. [44, с.40]:4.Власова Г.В.Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа. –2005. –№3.–С. 54–58.5.Путеводитель Чукотка. –М.: «Авангард», 2003. –175 с.6.Сказки и мифы народовЧукотки и Камчатки : (азиатские эскимосы, чукчи, коряки и ительмены) : [сборник] / составление, предисловие и примечание Г.А. Меновщиков; отв. ред. Е.М. Мелетинский. –М. –654 с.

7.Природа и ресурсы Чукотки/ отв. ред. В.С. Кривощёков, А.В. Галанин. –Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2003. 323 с.8.Природные условияи ресурсы Чукотского полуострова / Н.К ЖелезновЧукотский [и др.] –М. : ГЕОС, 2003. –503 с.9.Фролова А.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов СевероВостока России. –2е изд., перераб. и доп. –Магадан: Кордис, 2003. –183 с.10.Фролова А.Н.Традиционные игры и игрушки народов Крайнего СевероВостока России. –Магадан: Кордис, 2003. –143 с.11.Волобуева Н.Г. В гости к морю… (морская тематика в дошкольном образовании): уч. пособие. –Магадан : СВГУ, 2012. –149 с.12.Волобуева Н. Г.Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста / Н. Г.Волобуева, И.П. Тертицкая. –Магадан: Изд. СВГУ, 2008. ─ 235 с.13.ВолобуеваН. Г.Экология Северовостока Азии: вопросы образования и воспитания / Н. Г.Волобуева [и др.]–Магадан: Межд. пед. университет, 1996. –140 с.14.Волобуева Н. Г. Ознакомление дошкольников с природой Севера: (с использованием произведений писателей и поэтов Чукотки) / Н.Г.Волобуева, И.В. Кашко // Педагогические вести. Вып.1.Магадан, 1993.С.153 –161.15.Северячок:региональная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста: учеб.метод. комплект / авт.сост. Л.А. Труфанова, Л.С. Давыдова, Г.В. Гончарук. –Магадан: Изд. СВГУ, 2009. –286 с.16.Хрестоматия к региональной программе «Северячок»: уч..пос. / сост. Л.С. Давыдова, Л.А. Труфанова; худ. И. Павлишина, В. Фадеева. Магадан.: 2003. –193 с.17.Северячок. Лето:уч.–метод. пособие по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста: уч.–метод. комплект / авт. Сост. Л.С. Давыдова, Л.А. Труфанова; Магадан: «Охотник», 2009. –136 с.: ил.18.Детство: программа развития и воспитания детей в д/с / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.–С/Пб. : ДетствоПРЕСС,2004. –244с.19.Мазуренко Т. М., Москалюк Т.А.Краски северного лета; Рассказы о растениях / под ред. А. П. Хохрякова.СПб.: ТОО «Алфавит», 1997. –19 с.20.Гольдовская В.Ветка стланика. Магадан: Кн. издво, 1976. –94 с.21.Гуссаковская О. Вечер первого снега. –М.: «Советская Россия», 1969. –144 с.22.Кымытваль А.Как построить ярангу. –М.: «Детская литература», 1987. –59 с.23.Кымытваль А. Этот праздник веселый –Кильвей.–М.: «Малыш», 1980. –36 с.24.Любицкая К.Встреча. Рассказы и сказки о северных животных. –Магадан: Кн. изд.,1978. –32 с.25.Олефир С. М.Мы живем на Севере. Рассказы для малышей. –М.: «Красный пролетарий», 2005. –123 с.26.Паничев И. А.Таежные истории для маленьких колымчан. –Магадан: Кн. издво, 1991. –65 с.27.Рытхэу Ю.С.Молчание в подарок: Рассказы. –Магадан: Кн. изд. 1986. –207 с.28.Рытхэу Ю.С.Как искали полярный круг. –М :«Детская литература»,1978. –94 с.29.Дитрих А. , Юрмин Г.Почемучка. –М.: «Педагогика –Пресс», 1995. –381 с.30.Олефир С.М.В краю танцующих хариусов. Роска. –Л.: Гидрометеоиздат, 1988. –232 с.