Государственная политика обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России: проблемы и приоритеты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вазюлин С. А. Государственная политика обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России: проблемы и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1176–1180. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96152.htm.
Аннотация. В статье автор раскрывает проблему формирования эффективной государственной политики противодействия терроризму в РФ. Определяются политико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности в современной России. Выявлены объективные причины и факторы возникновения терроризма в современном государстве. Раскрываются основные генеральные направления и институциональные механизмы реализации государственной политики противодействия терроризму в системе обеспечения национальной безопасности в России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вазюлин Сергей Анатольевич, магистрант государственного и муниципального управления,Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации(Российская Федерация, г. Орел)politgmu@mail.ru

Государственная политика обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризмув России: проблемы и приоритеты

Аннотация.В статье автор раскрываетпроблемуформирования эффективной государственной политикипротиводействия терроризму в РФ. Определяютсяполитикоправовые аспекты обеспечениягосударственной и общественной безопасности в современной России. Выявлены объективные причины и факторы возникновения терроризма в современном государстве.Раскрываются основные генеральные направления и институциональные механизмыреализации государственной политики противодействия терроризму в системе обеспечения национальной безопасности в России.Ключевые слова:национальная безопасность, государство, государственная политика, терроризм, противодействие терроризму.

Проблеманациональной безопасности государства, несмотря на развивающуюся тенденцию глобализации, возрастающее разнообразие и взаимозависимость акторов политических процессов, остается ключевым приоритетом в построении международных отношений и неотъемлемым элементом обеспечения защищенности жизненно важных интересов государства, таких как национальный суверенитет, территориальная целостность, защита прав и интересов граждан этого государства.«Наиболее опасным проявлением современности стал международный терроризм, который в последнее время представляет реальную угрозу не только для отдельных государств, но и для международного мира и безопасности каждого человека. «Обострение борьбы за сферы влияния между различными социальными силами, политическими идеологиями, в том числе этнического и конфессионального характера, частое применение субъектами мировой политики терроризма в качестве эффективного средства политической борьбы стали одними из главных проблем, мешающих устойчивому развитию как России, так и всего мирового сообщества»[6].В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития должна следовать по пути переходак новой государственной политике в области национальной безопасности.Мы не можем допустить чтобы мнение западных политологов в отношении России по поводу того, что политическая сфера российской жизни оценивается преимущественно как деструктивная, было оправданным. «Образ «империи зла» в той или иной степени распространяется не на конкретные идеологии или общественнополитические силы, определявшие характер развития страны, а на всю Россию как политическое пространство и субъект политики»[9, с.12]. Сегодня возникает острая необходимость в эффективной интеграции нашей страны в сообщество цивилизованных государств. Стоит обратить внимание и на тот факт, что «на протяжении последних двадцати –двадцати пяти лет рядом российских неправительственных организаций активно манипулировали политические силы на между народной арене, которые были заинтересованы в ослаблении обороноспособности Российской Федерации»[5, с.125]. Учитывая данные обстоятельства Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.Поэтому в условиях трансформаций сферы международного сотрудничества в современной России мерами государственного регулирования обеспечения государственной и общественной безопасностиявляются:

совершенствованиеструктурыи деятельностифедеральных органов исполнительной власти; реализация Национальногоплана противодействия коррупции; развитиесистемывыявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм;

созданиемеханизмовпредупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов;

формированиедолгосрочнойконцепциикомплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб,укреплениесоциальныхгарантий их сотрудников;совершенствованиенаучнотехнической поддержкиправоохранительной деятельности; развитие системыпрофессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

укреплениережимабезопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений обороннопромышленного, ядерного, химического и атомноэнергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

повышениесоциальнойответственностиорганов обеспечения государственной и общественной безопасности.Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.Врезультате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.«Одними из проявлений постбиполярности стали принципиальные изменения системы международных коалиций на фоне нарастания конфликтогенности мирового сообщества»[8,с.167]. Мировое сообщество отрицает любые проявления терроризма, в том числе и как средство достижения социальнополитических целей. Однако реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что терроризм продолжает оставаться в арсенале методов борьбы ряда экстремистских группировок. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006г. № 35ФЗ устанавливают основные принципы, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ[7].В данной связи целесообразно обозначить причины, порождающие терроризм. Среди основных объективных причин, имеющихместо в современном обществе и способствующих возникновению терроризма,на первое место выступают следующие:

противоречия в экономической сфере, растущая социальная дифференциация общества, что обусловлено развитием рыночных отношений и самого рынка; политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, криминализированная финансовая олигархия; рост организованной преступности, нарастание тенденции к разрешению общественных противоречий иконфликтов силовыми методами[1, с.175176]. (Это связано, прежде всего, с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные).

низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения.

упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере идеологии и морали.Мы разделяем мнение Е.Н. Малик, что процесс развития институциональной подсистемы противодействия терроризму, «влияет система мер искорененияили нейтрализациивнутренних и внешних факторов, прямо и непосредственно способствующих его возникновению и развитию»[4, с.249]. Так, кфакторам внешнего происхождения влияющие на распространение терроризма в России, следует отнести: • рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья; • социальнополитическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, наличие вооруженных конфликтов в некоторых из них, а также территориальных претензий друг к другу; • наличие в ряде этих государств «черного рынка» оружия и боеприпасов; • отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР; • стратегические установки в отношении России некоторых иностранных спецслужб и зарубежных, в том числе и международных, террористических организаций и группировок.Внутренние факторы, способствующие возникновениюи развитию в стране терроризма связаны с наличием на территории России целей, привлекательных для терроризма. К постоянным из ним относятся:1. Структура населения. В городах проживают 75 % населения страны, в крупных –до 30 %. Именно они становятся основными районами базирования террористических группировок.

2. Транспортная структура –может служить привлекательным объектом терроризма,поскольку активность террористических группировок локализуется именно в зонах транспортной доступности.3. Инфраструктура сбои в функционировании инфраструктуры мегаполисов и средних городовмогутвызвать серьезные социальные последствия, изза этого уязвимыми целями террористических группировок могут стать, системы энергои теплоснабжения, пассажирский транспорт4. Экспортные коммуникации

приоритетными целями террористических акций могут стать газои нефтепроводы, портовые сообщения, через которые осуществляются экспортноимпортные операции.5. Вредные производства –потенциальные аварии на данных предприятийчреваты экологическими и социальными катастрофами, ведь большинство опасных производственныхобъектов расположено в черте города или в вблизи него, а значитв пределах зоныоперативной активности террористических формирований.Нестабильныефакторывключают в себя:1. Усилениесоциальной дифференциации общества в регионе можетотразится на его выборе террористической группировкой.2. Кризисное положение отдельных социальных и профессиональных групп населения, рост безработицы могут стать причинамирекрутирования террористическимигруппировками и зонами их базирования.3. Военная подготовка населения. ВРоссии много мужчин принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Чечне, имеют опыт обращения со стрелковым оружием армейского образца. Преступные группы могут вербоватьопытных профессионалов по ведению разведки и контрразведки.Динамичнымифакторами, способствующимивозникновению терроризма, являются:1.свободное движениеогнестрельного оружия;2.

модификацияразличныхтехнических средствспециального назначения: пеленгаторы, подслушивающиеустройства и другие виды техники, используемойдля скрытого получения информации3.преобладание у значительной части населения насильственных форм противостояния политике правительства над легитимными. 4.

трансформацияактивности легальных оппозиционных организаций, имеющих военизированные структуры, при определенных обстоятельствах вэкстремистскую деятельность, что может стать основойтеррористических группировок.Суммируя вышесказанное, следует отметить, что анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественнополитических последствий данногоявления, его влияния на стабильность любого общества:1)ослаблениеполитической стабильности общества, снижение доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам; усиление влияния радикальных, антиконституционных оппозиционных политических сил;2)неэффективность решения актуальных социальноэкономических задач; перерастание общественных противоречий в политические конфликты разной степени интенсивности, вплоть до вооруженного насилия; обострение отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;3)террористические акции, связанные с захватом или уничтожением оружия массового поражения, могут привести к непредсказуемым не только внутриполитическим, но и внешнеполитическим последствиям.

4)

терроризм международного характера, создает реальную угрозудля всего мирового сообщества, что подрывает авторитет России как политически стабильного субъекта международных отношений;5)

резкая имущественная дифференциация населения; высокая социальная напряженность;6)

резкое уменьшение или потеря внутренних и иностранных инвестиций (вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно).Таким образом, политика противодействия терроризму –сложный, комплексный вид государственной деятельности, направленный на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, на отражение и подавление одной из наиболее опасных угроз национальной безопасности России. Следует согласиться с мнением российских исследователей, что «в обществе искоренить терроризм и террористов полностью невозможно, но можно минимизировать частоту и масштабы терактов посредством преодоления глобального кризиса человеческой культуры»[2, с.167].Среди генеральных направлений государственной деятельности по борьбе стерроризмом в Российской Федерации следует назвать профилактику терроризма и непосредственное обеспечение противодействия терроризму.

Активная законодательная и предупредительная организационная и профилактическая работа приводит к существенным качественным изменениям в готовности противостоять современным вызовам и угрозам. Нельзя не сказать и о присоединение Крыма к России, что остановило продвижение военного блока НАТО на восток, т.к. в этот блок не могут входить страны с неурегулированными территориальными спорами. «Полуостров Крым находится почти в самом центре акватории Черного моря, поэтому контроль над ним, бесспорно, обеспечивает стратегическое преимущество России во всей акватории»[3, с.128]. В заключении отметим, что комплексное формирование приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму в России должно осуществлятьсяс учетом следующих основополагающих позицийна основе: а) учета того, что противодействие терроризму является одной из подсистем обеспечения национальной безопасности и в принципе должно соответствовать общим базисным подходам к ее развитию; б) развития правовой базы обеспечения участия в противодействии терроризму государственных органов, относящихся ко всем ветвям государственной власти с учетом их компетенции; в) четкого определения роли и места государственных органов различных ветвей власти в сфере противодействия терроризму; г) создания действенных механизмов общегосударственного регулирования политикипротиводействия терроризму на всех уровнях; д) разработки правовых основ участия институтов гражданского обществав противодействии терроризму, нормативноправового определения основных форм участия гражданских объединений в обеспечении антитеррористической безопасностиРоссии.

Ссылки на источники1.Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействияему. М.: Молодая гвардия, 2008. –377с.2.Виноградова Н.Л., Пашкевич

И.Л. Формы современного терроризма: социальнофилософский анализ// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. Выпуск № 712 / том 2. С.164167.

3.Гелеранский П.С. Влияние присоединения новыхсубъектов Федерации на внутригосударственную и международную политическую стабильность // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №5(35). С.126129.4.Малик Е.Н. Процессы формирования институциональной базы социальной безопасности как основы развития личности, общества, государства// Вестник Российской нации. 2013.Т. 29. № 34. С. 246252.5.Нечаев Д.Н., Селиванова Е.С. Международная безопасность России и проблема гражданского контроля над Вооруженными силами РФ: поиск баланса // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №4. С.119128.6.Новгородцева Е. А. Эмоциональная устойчивость личности в пространстве, незащищенном от терроризма // Концепт. –2015. –Спецвыпуск № 1. –ART 75029. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75029.htm. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 4.03.2016].7.Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc. [Дата обращения 24.02.2016].8.Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенностимировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №4(34). С.167174.9.Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Оценки России в общественно политической мысли запада: исторический анализ. // Образование и общество. 2014.Т. 6. № 89. С. 1114.