Некоторые особенности формирования чеченского менталитета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахбулатов Р. С., Сердюкова Е. Ф. Некоторые особенности формирования чеченского менталитета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1221–1225. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96161.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются социально-политические события, оказавшие влияние на формирование компонентов идентичности представителей чеченского этноса, а также наиболее значимые маркеры идентичности чеченцев, сложившиеся в ходе исторического процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шахбулатов Раджаб Саитасанович, студент –направления подготовки Отечественная филология Чеченский язык и литература, русский язык и литература. Чеченского государственного университета г. Грозныйislamshahbulatov@mail.ru

Сердюкова Елена Федоровна, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; тренер, психологконсультант г. Грозныйhellin33@mail.ru

Некоторые особенности формирования чеченского менталитета

Аннотация.В статье рассматриваются социальнополитические события,оказавшие влияние на формирование компонентов идентичности представителей чеченского этноса. Также наиболее значимые маркеры идентичности чеченцев, сложившиеся в ходе исторического процесса.Ключевые слова:чеченцы,формирования чеченского менталитета

–совокупностьумственных,эмоциональных,культурныхособенностей, ценностных ориентаций и установок, присущихсоциальнойилиэтнической группе,нации,народу,народности. Также этот термин может быть использован для характеристикимировоззрения, образамыслиотдельного человека.

Каждый культурный человек должен хорошо знать прошлое своей Родины и гордиться еенаиболее славными страницами. История любого народа состоит из прошлого, настоящего и будущего. Говоря иначе история, есть страна,которуюмы и наши предки покинули навсегда. Но забыть ее невозможно. В современноммире обращаютвнимание те особенности формирования чеченского менталитета, которые наиболее примечательны и поучительны в свете нового мышления. Современность, по мысли о менталитете углубляет и обостряет представления о прошлом: настоящее воспринимается как продолжение прошлого. Прошлое живо в настоящем.Известно, как сложны и противоречивы во все временапроблемы воспитания патриотизма и интернационализма. Тем более вызываетинтерес отношение к ним наших далеких предков. Их патриотизм считался лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма.Не всякому народу досталась на долю способность подняться над узостью национализма в своем высоком патриотическом сознании. Именно это широкое осознание себя «народом среди народов» было свойственно и всем лучшим представителям чеченского народа. Это проявлялось в уважении к другим народом, даже к тем, с кем пришлось вести длительные войны.Еще одна особенность менталитета далеких предков заключается в том, чтоморальные, нравственные проблемы вступали в немна первый план, охватывали не только отдельных людей, а всех в целом, в совокупности1. Личные свойствачеловека, такие например, как его совесть, честность итвердость, осознавались как решающие не только его личной жизни, но и в судьбе государство.Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на национальный характер, жизненные ценности, составляющие менталитет народа. В значительной степени он является формой 1Акаев В. Х. Нравственнорелигиозное учение чеченского менталитета. КунтаХаджи Кишиева // Издательство СеверноКавказский регион. Общественные науки. 1995.№2. С 27.духовного приспособления к среде обитания, способом наделения смыслом привычках, повседневных действий и поступках. Менталитет чеченцев исторически формировалсяв сложнейших социальнополитических условиях, что существенно отразилось на составляющих ее компонентах. Бесстрашие не является качеством какойлибо расы или народа. Сама среда,в которой формируется человек, порождает определенные качества личности. Исключительно суровые природные условия, в которых жили чеченцы, бесконечные войны, в которых им приходилось участвовать, закалилиих характер, сделали отважными и храбрыми воинами. Среди них редко можно было встретить труса. Сохраняя эти качества предков и чтоб сохранить некоторые особенности менталитет давних времен, современный мужчиначеченец должен вести себя так, чтобы не посрамить честь, не потерять уважение окружающих. Подобная сфера будет формировать людей, главным смыслом которых станет сохранение чести, достоинства и свободы.Понятие чести –свобода и честь имели среди чеченских горцев первостепенное значение, причем понятие чести трактовалось довольно широко: держание мужчиной слова, достаточное материальное обеспечение, позволяющее достойную жизнь членамсемьи или клана, независимость, преданность дружбе, почти иррациональное мужество, или же появление абсолютного отсутствия трусости, феноменальное гостеприимство, неспособность говорить неправду, честность, «чистота» девушек и порядочность женщин, и т.д. Представление о свободе у чеченцев не является чемто внешним, второстепенным, но имплицитно их бытию вплетено в ткань повседневной речи чеченцев. Слово «свобода» на чеченском языке переводится как «маршо». Чеченцы встречают друг друга приветствием « Марша вог1ийла», провожают в путь со словами «Марша г1ойла», а если ктото остается на месте, то говорят« марша 1ойла», что переводится «Приходи свободным», «Уходи свободным» и «Оставайся свободным». Подобные приветствия в языках иных народов Северного Кавказа не обнаружены2.Менталитет многомерен. Он складывается под воздействием множества факторов и включает множествокачеств. Выделяется такая качества страх перед оскорблением. Чеченцам, как всем людям, знакомо чувство страха. Горцами руководил не столько и не сколько страх перед физическим наказанием со стороны или плохо действующей, или совсем отсутствующей «центральной» власти, а страх перед «оскорблением» своей семьи и тейпа, в случае неблагоприятной реакцией других тейпов. Отчаянныйсмельчак Зелимхан Харачоевский и то не стыдился сказать, что испытал страх, когда ночью наступил на зайца, а тот жутко закричал. И БейбулатТаймиев признавался, что всегда боится, как бы не поступить неправильно.Попутчик Пушкина на его путешествии в Эрзерум, не смотря на свою храбрость, рассказывал поэту о своем непрестанном страхе: будет ли им его гость доволен, не поведет ли он себя в гостях негоже и не оскорбит ли таким образом своего кунака гостя, приятеля, сумеет ли сдержать данное им обещание. « Я боюсь позора и поэтому я всегда осторожен. Нет, я не смелый» .Такой страх происходит от совести. А она –это голос внутри нас когото другого: беззащитного ребенка, женщины, старика, наконец, самого Всевышнего. Отсюда в чеченском менталитете сожаление, что человек не в силах выполнить все завещанноеему актом его рождения. «Эх, вселенная не наш» (Дунеявайндац!Харадунеявайндаци!) это выражение можноперевести порусски и как: «Эх, жизнь,!», где выражен оттенок сожаления. Но в чеченском выражении еще острее чувствуется временность пребывание человека на земле, подчеркивается мысль, что люди только гости 2Акаев В. Х. Национальная идея и власть этническом менталитете чеченцев. Грозный 2005.здесь. И еще в приведенном выражении скрыт нравственный мотив: «Коли мы здесь временно, так будьте порядочными людьми, давайте жить мирно, дружно!». Неслучайно,поэтому в чеченских нравственных понятиях так выражено требование принять на себя вину,это проверка на благородство, ан духовный аристократизм. Особая черта чеченского менталитете –покаяние.На Новый год, если человек чувствовал в этом потребность, он каялся перед односельчанами. Обычай этот любопытен тем, что он связан как будто с влиянием монотеистической религии (христианство или мусульманство), вкоторой в отличие от язычества тщательно разработаны вопросы личной ответственности человека за свои поступки какв этом мире, так и в загробном. Затем они, как нити, свиваются вместе. И вот тогда общее решение окажется наиболее авторитетным и наверняка будет претворено в жизнь. Заметим, что в этом подходе нет поиска правых и неправых. Это этическое, а не формальнологическое мышление. Этнический менталитет чеченцев четко поляризован по принципу «свои –не свои». Причем эти «не свои» вовсе не «чужие»: к соседям и другим этносам чеченцы часто питают глубочайшее уважение, отражая это даже в антропонимии. Широко распространенные у них имена людей, происходящие от этнонимов соседних и даже отдаленно живущих народов: Гумки (кумыки), Герман (немец), Япон (японец). Распространенное имя Руслан воспринимается как указание на русский этнос. Этикет чеченцев всегда ставит иноэтнического гостя, партнера, деятеля культуры на более высокое место, чем то, которое предназначено для своих. Зато агрессия, которая исходит извне, встречает невероятное сопротивление.Так всегда было в истории с кабардинскими, калмыцкими и российскими попытками силового воздействия на чеченца. Даже в дружбе чеченец не любит панибратства. Вместо него он предложит вам, если вы того заслуживаете, немногословную, но искреннюю верность. Он в чемто индивидуалист, и не стоит особенно лесть в его семейные и личные дела. Отношения постоянной соревновательности между чеченцами делают их внутренне одинокими. Но они умеют, отдавшись музыке, песне, танцу и мудрости, заключенной в их языке, уходит от этого одиночества. Вообще, чеченская культура с ее отработанной этикой всегда хорошо обеспечивала основы развития личности, а не социальные роли.Свобода –фундамент чеченского этнического менталитета, заложенного верой в единого Бога. Самим рождением человек обретает право на жизнь и свободу. И даже еще народившийся, о чем говорит одна пословица: «Лучше убить Хаджу из Чяба (Мекки), чем ребенка в чреве матери». А мать –это и исток жизни и гарант свободы. Недаром в одной героической песне (илли) о БейбулатаТаймиеве именно мать посылает его в бой. Это трагическое восприятие материнства стало также истоком учения КунтаХаджи. И в прошедшей войне были моменты, когда матери, готовы к самому худшему (готовы«принять харам на свою грудь»), отправляли сыновей туда, где им грозила гибель. Люди, пережившие 13–летнюю выселку, рассказывали мне, что там некоторые девушки не хотели выходить замуж, чтобы в неволе не рожать детей3. В Кавказской войне прошлого века Чечня, по оценкам некоторых специалистов, потеряла более половины своего населения. КунтаХаджи должен был проявить великий нравственный авторитет, чтобы переломить отчаяние, вернуть людей в жизни и тем самым сохранить этнос. Что помогает чеченцам при трагической их истории и при трагическом ощущении жизни сохранять достоинство. Вопервых, этническая культура, которая признает ценности жизни и человеческого достоинства. А вовторых, наследие 3Джабраилов Р.Н. Чечня и чеченцы: прикосновение к исторической правде (х1ххх вв. // Издательство «Юпитер» Махачкала 2005.великих людей, целой плеяды праведников как шейх Мансур, БейбулатТаймиев и КунтаХаджи Кишиев. Все они были сыновьями своего народа, людьми своего времени, но умели прозревать будущее. Исходя из всего сказанного, мы можем сделать выводы, что чеченский менталитет имеет свои особенности:1.В дружбе чеченцы не любят панибратства, но при этом они готовы в любое время оказать другу помощь.2.Чеченцам свойственна соревновательность во всем, что делает их в какойто мере внутренне одинокими.3.Чеченцам свойственно с большим уважением относится к авторитетным людям, что во многом и помогает им сохранять свою культуру и этнические особенности.4.Этнический менталитет чеченцев четко поляризован по принципу «свои –не свои». Причем эти «не свои» вовсе не «чужие»: к соседям и другим этносам чеченцы частопитают глубочайшее уважение.5.Мужчиначеченец должен вести себя так, чтобы не посрамить честь, не потерять уважение окружающих.6.главным смыслом жизни сохранение чести, достоинства и свободы.7.Знание своей родословной является значимая характеристика. Подводя итог, следует отметить, что вышеназванные компоненты являются основополагающими в структуре идентичности чеченцев, однако перечень маркеров многоуровневой идентичности изучаемого этноса не представлен здесь в полной мере. На это могут быть нацеленыдальнейшие социологические исследования. В связи со сложностью государственнополитического развития, процесс становления чеченского общества происходил достаточно сложно. Соответственно, эволюция социокультурных и конфессиональных особенностей чеченцев происходила неравномерно, волнообразно и противоречиво, в результате чего сформировались основные характеристики, маркирующие их идентичность: максимальная солидарность, сплоченность; достоинство человека, свобода личности; преемственность и традиционность;особая роль религии, неотделимая от этнической принадлежности; сакральное отношение к родине, Земле предков; индивидуальная и коллективная ответственность.

Ссылки на источники1.Акаев В. Х. Нравственно

религиозное учение чеченского менталитета. КунтаХаджи Кишиева // Издательство СеверноКавказский регион. Общественные науки. 1995.№2. С 27.2.Акаев В.Х. Национальная идея и власть этническом менталитете чеченцев. Грозный 2005.3.Джабраилов Р.Н. Чечня и чеченцы: прикосновение к исторической правде (х1ххх вв. // Издательство «Юпитер» Махачкала 2005.4.Нанаева Б.Б. Политические традиции чеченцев. Грозный, 2008. С. 50.5.Национальная идея и власть в этническом менталитете чеченцев // http://www.chechnya.ru (дата обращения: 05.10.2011).