Рефлексия как фундаментальная способность учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новиков П. В. Рефлексия как фундаментальная способность учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1216–1220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96160.htm.
Аннотация. Рассматривается влияние рефлексии на интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Проведен психологический анализ понятия «рефлексия». Рассмотрены разные типы рефлексии. Дана характеристика формальной и содержательной рефлексии. Подчеркивается важность разработки проблемы развития рефлексии у учащихся. Показаны условия развития рефлексивных способностей учащихся в учебной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новиков Петр Васильевич,кандидат психологических наук, профессор кафедры социальноэкономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», г. Саранск, Республика Мордовияpet68713266@yandex.ru

Рефлексия как фундаментальная способность учащихся

Аннотация.Рассматривается влияние рефлексии на интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Проведен психологический анализ понятия «рефлексия».Рассмотрены разные типы рефлексии. Дана характеристика формальной и содержательной рефлексии. Подчеркивается важность разработки проблемы развития рефлексии у учащихся. Показаныусловияразвитиярефлексивныхспособностейучащихсявучебнойдеятельности.Ключевые слова:рефлексия, рефлексивные способности, мышление, интеллектуальное и личностное развитие учащихся, учебная деятельность, развитие рефлексии. В современных социальноэкономических условиях значительно возросли требования к профессиональной компетентности, мыслительной гибкости, способности к творчеству будущих специалистов. В условиях модернизации российского образования предполагается и новый подход к обучению. Ориентацияшкольного и высшего образования на личностное и умственное развитиеучащихся‬насущнаятенденция педагогической практики. Именно возможности самостоятельного обновления знаний, саморазвития в значительной мере подготавливают молодого человека к жизни, кпрофессиональной деятельности в современном быстро меняющемся мире. В связи с этим возрастает внимание к феномену рефлексии как механизмупрофессионального и личностного развитияучащихся. Развитая способность к рефлексии многократно повышает результативность обучения. Как и большинство понятий, имеющих широкое распространение и множество трактовок в различных философских и психологическихшколах, понятие рефлексии являетсякрайне многозначным. Существует целый спектр значений понятий "рефлексия". Рефлексия понимается как "размышление"; "склонность анализировать свои переживания"; "обращение назад, отражение"; "самонаблюдение, самопознание"; "мышление о мышлении"; "исследовательский акт, направленный человеком на себя" и т.п.В истории философии и психологии она использовалась для характеристики внутреннего мира человека, состояний его души, психики и сознания, выражая обращенность субъекта на свое "Я" в его собственном сознании, интенсивное осмысление своего отношения к своим переживаниям, поведению, деятельности, к себе в целом и к другим людям.Согласно традиционному философскому пониманию, рефлексия рассматривается как критическая активность человека, направленная им на свое познание. Именно внутренний опыт является той непосредственной данностью, на которую направлено познание в рамках рефлексии. Рефлексии в развитой ее форме свойственна направленность не на индивидуальные аспекты внутреннего опыта, которые присущи именно рефлектирующему субъекту, а на универсальные, всеобщие его стороны. Явление рефлексии состоит в том, что субъект познания сам для себя становится объектом познания. Рефлексия необходима при познании опосредствованного, внутреннего и существенного бытия объектов и проявляется при анализе человеком средств собственного познания в их отношении к его целям и условиям. Всесторонняя разработка проблемы рефлексии означает получение возможности практически овладеть механизмами развития деятельности и целенаправленно управлять ими.В.А. Лекторский и В.С. Швырев рассматривают рефлексию как необходимый момент развития всякой деятельности: «На определенном этапе, когда деятельность усложняется, ... достижение исходных целей ... требует осознания и исследования ее средств и регулятивов… Постоянная рефлексия над характером деятельности, выявлениележащих в ее основе неосознанных, но реально действующих предпосылок, средств и установок, изменение последних в случае необходимости ... представляет собой неотъемлемые черты подлинно научного мышления»[1].Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию, с одной стороны, как процесс и структуру деятельности, с другой как механизм развития деятельности. Отмечается, что активизация рефлексии сопровождает поиск творческих решений, а рефлексивное развитие внутренне связано с психическим развитием[2].Конкретизация представлений о рефлексии применительно к практически важным задачам обучения и воспитания служитнеобходимой предпосылкой создания средств их научного решения. «Разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся, подчеркивает Б.Г. Ананьев, имеет большое значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума»[3].В наиболее общем теоретикопсихологическом контексте рефлексия рассматривается как фундаментальное качество сознания.С.Л. Рубинштейнписал: «Возникновение сознания связано с выделением из жизни непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя. Сознание это всегда знание о чемто, что вне его»[4].Теоретически роль рефлексии в психическом развитии учитывается Л.С. Выготским, который на основании изучения путей образования научных понятий считал, что осмысление объектом своей деятельности представляет собой «акт сознания, предметом которого является сама же деятельность сознания» [5].

При этом психические процессы обобщаются и выделяются субъектом из общей психической деятельности, что приводит к их осмысленному восприятию.А.Н. Леонтьев, вычленив в действии сознательноконтролируемое и актуальносознаваемое содержание (способ и цель действия), показал, что не всякий способ собственного действия может быть выделен человеком, а только такой, который раньше (в другом действии) «занимал структурное местонепосредственной цели действия»[6]. Это действие, согласно Я.А. Пономареву[7], выступает для субъекта как специальная теоретическая задача, заключающаяся не в достижении практического результата, а в выявлении способа, которым получен результат.Понимание рефлексии как активного исследования человеком своего познания подчеркивается и другими авторами. Так, Д.Б.Эльконин указывает, что «Рефлексия в первую очередь проявляется в том, что коренным образом меняется структура самого действия с предметами. В «точке наблюдения»за действием меняется само действие объект наблюдения"[8]. В.И. Слободчиков отмечает, что рефлексия «по своему существу всегда есть разрыв, раздвоение и выход за пределы любого непосредственного, автоматически текущего процесса или состояния»[9]. Чтобы подчеркнуть момент личностной активности, некоторые авторы определяют понятие рефлексии какпроцесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Так М.В. Волкова считает, что «рефлексия ближе к самоэксперименту, чем к самонаблюдению, так как предполагает момент высшей личностной активности, разнообразные воздействия субъекта на самого себя с целью более успешной реализации собственного внутреннего мира в реальной жизни»[10].В последние годы рефлексия стала предметом изучения в целом ряде исследований.Л.Л. Гурова в экспериментальном исследовании решения арифметических, геометрических, логических задач различает осознание операций мышления, т.е. решение задачи, и осознание логических оснований решений (почему задачу решают именно так, а не иначе) решения[11].Ю.Н. Кулюткин вводит понятие «рефлексивная регуляция мыслительных действий»[12], которое он связывает с легкостью перехода от одного принципа решения к другому. Механизм саморегуляции, когда человек выступает для самого себя как объект управления (как «яисполнитель», действия которого необходимо отображать, контролировать) и когда человек одновременно является для самого себя субъектом управления («яконтролером») Ю.Н. Кулюткин называет рефлексивным.Наиболее активно и многосторонне рефлексия изучается в работах, посвященных творческому решению задач. И.Н. Семенов и С.Ю. Степановвыделяют два типа рефлексии ‬интеллектуальную и личностную. Рассматривая мыслительный процесс как сбалансированное движение по иерархически организованным уровням (личностному, предметному, рефлексивному и операциональному), они трактуют интеллектуальную рефлексию как предметнооперационное движение мысли в процессе поиска решения, а личностная рефлексия обеспечивает преодоление конфликтности мыслительного поиска[13].Было экспериментально установлено, что уровень рефлексии повышается перед нахождением способа решения задачи, и что задачи решаются лучше, чем больше решающий имеет возможностей для рефлексии. В исследованиях выполненных в рамках научной школы Д.Б. Эльконина

В.В.Давыдова при решении задач по содержательно познавательному основанию было выделенодва вида рефлексии: формальнаяи содержательная[14].Формальная рефлексия если человек, решая задачу, опирается на частные, ситуативные ориентиры и считает их основаниями своего действия. При этом человек хотя и осознает основания своих действий, но эти основания единичны и ситуативны, основания лишь по форме или псевдооснования.Содержательная рефлексия если человек, решая задачу, опирается на обобщенные, внеситуативные ориентиры и считает их именно основаниями своего действия. Такие ориентиры являются необходимым условием успешного решения внешне разных, но внутренне родственных задач, то есть содержатся в различных частных обстоятельствах.

Автором данной статьи в экспериментальных исследованиях были установлены уровни развития содержательной рефлексии у учащихся[15].Особую группу составили учащиеся, выполнившие незавершенную содержательную классификацию, когда ученик ограничивается указанием не всех оснований классификации. Например, при решении выделяет один или два способа решения задач, из трех имеющихся, и группируют задачи по этим двум основаниям, не выделяя («не замечая»)третьего способа решениязадач. По нашему мнению,такая группировка свидетельствует о развивающейся содержательной рефлексии.Учащиеся этой группы при выполнении заданий не сумели в полной мере при анализе заданий в каждой задаче проконтролировать и оценить способ получения ответа, установить при этом его неизменность при изменяющихся внешних условиях задач.Это говорит ослабом недостаточном развитии контрольнооценочных действий учащихся.Теоретический рефлексирующий тип мышления а,следовательно,развитая способность к рефлексии формируется, по мнению В.В. Давыдова, в процессе решения учебных задач как общих способов решения задач определенного класса, усвоения обобщенных способов действий в сфере научных понятий. На этой основе происходят качественные изменения в личностном и интеллектуальномразвитии учащихся. В работах этой научной школы сравнивалось влияние на развитие рефлексии общеобразовательной программы и программы развивающего обучения. Результаты исследований разных авторов показали, чторазвивающее обучение по методике Д.Б. Эльконина

В.В. Давыдова обеспечивает более эффективное развитие содержательной рефлексии, чем обучение по традиционным общеобразовательным программам.Таким образом, впсихологической науке накоплен определенный опыт изучения рефлексии и ее компонентов в учебной деятельности. При этом исследователи отмечают многочисленные проблемы развития данной способности,начиная с младшего школьного возраста.Важной задачейпедагогической психологии является установление условий, способствующих развитию рефлексивных способностей учащихся. Надо подчеркнуть, что не все учебные ситуации являются оптимальными для проявления и развития рефлексии. Наиболее информативным и диагностически более точным, с точки зрения оценки рефлексивных способностей учащихся, является поведение обучаемогов процессе принятия и решения учебной задачи, когда на первом плане оказываются способы действий и их соответствие условиям задачи. Развитие рефлексивных способностей учащихся трудно осуществить без создания преподавателемспециальных условий в учебной работе. К таким условиям, мы считаем, относятся следующие:1.Формирование соответствующей мотивации значимости рефлексии, выработка осознанного желания, стремлениясосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.2.Во время учебных занятийочень важно систематически ставить перед учащимсяразличные вопросы, требующие от него уточнения того, что он должен сделать, что делает, что сделал, что должен узнать, что узнал, что нового в задаче или его действиях, какие причины мешают решать задачу, как преодолены возможные затруднения и т.п. Содержание этих ответов позволяет судить о степени осознанности учеником и своих действий, и своих возможностей действовать и вносить какиелибо коррективы.3.Введение новой задачи, которая по отдельным внешним признакам напоминает уже известную ученику, но по существу отличается от задач, ранее усвоенных. В ходе выполнения этого задания ученик научается замечать несоответствие прежнего и нового результатов; теперь он рассматривает основные операции собственного действия с точки зрения их соответствия условиям задания, указанному ранее образцу действия и т.п. В процессе такого рефлексивного отображения ученик устанавливает, вопервых, операции, входящие в то или иное действие, вовторых, условия, необходимые для правильного выполнения каждой операции.4.Одним из основных условий рефлексивного действия выступает моделирование человеком собственного решения задач, его схематическое выполнение в разных формах. Учебные модели составляют внутренне необходимое звено процесса усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует именно всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Основной психологический смысл учебных моделей состоит в перестройке непосредственных действий учащегося в действия рефлексивные. 5.Важное значение имеет составление задач. Например, составление задач по образцу разной степени конкретности. Учащемуся нужно составить задачу по предлагаемому образцу, задача постепенно изменяется (преобразуется) из конкретного в абстрактный, общий план (или наоборот, из абстрактного в конкретный план). Или самостоятельное составление новых задач либо построенных одинаково и решаемых общим способом, либо построенных неодинаково и соответственно решаемых разными способами и т.п.6.Включение учащихся в диалоги; анализ противоречивых ситуаций, отчет о решенных задачах, что способствует развитию у учащихся умения соотносить способ решения задачи со спецификой ее содержания, взаимосвязью объектов, которые лежат в основе ее построения; предварительное обсуждение способов решения задач, причем как верных, так и неверных, что поможет учащимся лучше контролировать свои действия и оценивать, насколько они правомерны в данной ситуации.7.Решение учащимися творческих, нестандартных, занимательных задачвыступает специальным условием не только развития их мышления, но и формирования у них познавательных интересов. Это обусловлено как самой природой творческих задач, способа решения которых, как правило, не удается сразу найти, а требуются длительное и внимательное исследование их условий и опробование разных способов поиска, так и тем, что в условиях занятий эти задачи решаются путем коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения, разных подходов к решению.8.Разработка заданийловушек, которые конструируются так, чтобы с неизбежностью разделить группу на подгруппы высказывающие различные точки зрения. Это требует от учащихся постоянного анализа выполняемых действий и их оценки применительно к условиям выполнения, что приводит к началу дискуссии, к рассмотрению ими различных вариантов решения задачи.9.Применение игрового обучения (ролевые, деловые, развивающие игры), организация групповой работы (обсуждение к какому типу принадлежат те или иные задачи, насколько и в чем сходны или различны способы их решения, по каким особенностям совпадают или не совпадают их условия).10.Разработка психологически обоснованных учебнометодических пособий, выполняющих организационноконтролирующую и управляющую функции, создающих условия для самооценки, самоконтроля, самокоррекции, активизации познавательной активности. Анализ современных исследований позволяет определить условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л. С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего обучения и применение комплекса педагогических средств направленного воздействия на формирование этой способности.

Ссылки на источники1.Философия, методология, наука /Ред. коллегия: В.А. Лекторский (отв.ред.) и др. М., 1972. С. 78. 2.Щедровицкий,Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия/Г.П. Щедровицкий//Исследование речемыслительной деятельности. Психология. Вып. 3.АлмаАта, 1974.

С. 1228.3.Ананьев,Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев. Т.2. М.

1979.

287 с.

4.Рубинштейн,С.Л. Бытие и сознание/ С.Л. Рубинштейн.

М.: Издво АН СССР, 1957. с.260 5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С. Выготский.

М.: Издво АПН РСФСР, 1956. С. 246.

6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. М., 1975. С.271. 7.Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие/ Я.А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. 264 с. 8.Эльконин Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии/ Д.Б. Эльконин//Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. С. 50 9.Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека/ В.И. Слободчиков//Вопросы психологии. 1986. N 6.С. 18 10.

Волкова М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач.Дисс. на соиск. уч. ст. канд.психол. наук. М., 1989.С. 3111.

Гурова Л.Л. Исследование мышления как решения задач // Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1975. ‬С. 13.

12.

Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий/ Ю.Н. Кулюткин//Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 2328. 13.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии/ И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов//Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983. С. 154 182.14.

Давыдов В.В. Теория развивающегообучения/В.В. Давыдов. М.:ИНТОР, 1996. ‬544 с.

15.

Новиков, П.В. Мышление школьника: учебное пособие / П.В. Новиков; Мордов. гос. пед. инт. ‬Саранск, 2000. ‬152 с.