Специфика организации спортивно-массовой работы в сельской малочисленной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова Н. А. Специфика организации спортивно-массовой работы в сельской малочисленной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1266–1270. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96170.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности сельской образовательной среды; факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса в сельских малочисленных школах; цели и задачи спортивно-массовой работы. Выделены особенности организации спортивно-массовой работы в условиях сельской малочисленной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Наталья Александровна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскnata28111@yandex.ru

Специфика организации спортивномассовой работыв сельской малочисленной школе

Аннотация. В статье рассматриваются особенностисельской образовательной среды;факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса в сельских малочисленных школах;цели и задачи спортивномассовой работы.Выделены особенности организации спортивномассовой работы в условиях сельской малочисленной школы. Ключевые слова: спортивномассовая работа, сельская малочисленная школа.

Современные быстро меняющиеся условия жизни, конкуренция на рынке трудатребуют от школы подготовки выпускников, которые могли бы адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, могли стать успешными людьми независимо от их места жительства и уровня дохода семьи. Это поднимает вопрос качества образования, который приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы. Малочисленной сельской школой называютшколу с полным комплектом дифференцированных классов (без параллелей), имеющих малую наполняемость (обычно менее 20 человек). Малочисленная школа становится малокомплектной, если процесс обучения проводится в объединенных по возрасту классах, или смешанной, имеющей и дифференцированные, и объединенные классы.

От сельской школы в значительной степени зависит социальное и экономическое развитие современного села, решение его демографических, экологических и духовных проблем, повышение культурного уровня сельского населения. Однако в сельской малочисленной школевозникают особые трудности в построении полноценного учебновоспитательного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. В этой связи особую актуальность приобретает организация внеурочной спортивномассовой работы в сельской школе, привлечение школьников к активным занятиям физической культурой и спортом, особенностью которых является разновозрастной состав занимающихся. Формирование у обучающихся интереса к занятиям физической культурой и вовлечение в активное участие в спортивномассовых мероприятиях является весьмаважной и необходимой задачей профилактики асоциального поведения, формирования здорового образа жизни, воспитания моральноволевых и нравственных качеств, развитиялидерских способностей, самостоятельности и дисциплинысельских школьников. В связи с этим актуальной задачей является выявление специфики организации спортивномассовой работы в условиях сельской малочисленной школы, тем более,что в последние время исследований по данной проблемы не было зафиксировано. Однако,прежде чем говорить об особенностях организации спортивномассовой работы в сельской школе, необходимовыделить характерные условия сельской образовательной среды, в которых эта работа должна осуществляться и учитывать их. Масштабное изучение условий работы сельской школы проводил в 19962002 гг. вКурганской области кандидат педагогических наук, доцент Шадринского государственного педагогического института С.В. Сидоров, который даёт следующую картину характерных особенностей сельской образовательной среды.В сельской местности школа чаще всего является наиболее эффективно функционирующим (а иногда фактически единственным) культурнообразовательным учреждением, центром воспитательной работы и очагом культуры на селе. Эта особенность значительно обедняет сельскую образовательную среду, усиливая влияние школы на социальное окружение. Вместе с тем, главенствующая роль школы в культурной жизни села повышает нагрузку на педагогов, вынужденных порой заниматься делами, напрямую не связанными с обучением и воспитание школьников, например, помогать в организации и проведении культурных мероприятий в масштабе всего села.Повышенный социальный контроль, характерный для села, создаёт особую информационнопедагогическую среду, способствует установлению прочных связей школы с семьями учащихся, с их социальным окружением, усиливает эффективность нравственного воспитания. Повышенный социальный контроль требует от учителя постоянной заботиться о своём имидже, не только на работе, но и в быту стараться соответствовать представлениям сельских жителей о том, каким должен быть педагог. Малочисленность учащихся в сельских школах способствует индивидуализации обучения и воспитания, однако ограничивает пространство межличностного общения сельского школьника со сверстниками, ставит учителя перед необходимостью сделать это общение более развивающим, широко вовлекать учеников в разнообразную внеурочную деятельность.Близость сельских школьников к природе, их систематическое участие в сельскохозяйственном труде создаёт предпосылки для успешного экологическогои трудовоговоспитания, формирования и развития навыков гуманистического взаимодействия с природой, деятельности, связанной с сохранением и приумножением природных богатств. Социальный статус и социальная активность учителя в сельской местности значительно выше, чем в городе, что объективно благоприятствует осуществлению работы школы с социальным окружением, повышает эффективность управления семейным воспитанием на селе. Однако высокая социальная активность это ещё и дополнительный фактор перегрузки сельского учителя[1].Также исследователи выделяют следующие факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса (часть из них связана со спецификой социальноэкономических условий села): большая загруженность сельских жителей домашней работой, не способствующей личностному развитию (уход за животными, работа в огороде); меньший, по сравнению с городом, доступ информации в сельскую местность (скудость библиотечных фондов, удалённость от МОУО, ГлавУО, научных центров региона, несовершенство транспортного сообщения и систем коммуникации), хотя стоит отметить, что в последние годы эта проблема частично решена за счёт программы компьютеризации сельских школ и обеспечения их доступом в интернет; недостаточныйобщекультурный уровень сельских жителей, по сравнению с городскими, связанный с отсутствием возможностей посещатьтеатры, музеи, выставки и т.п.;

дефицит квалифицированных педагогических и административных кадров, полифункциональность педагогов(часто учителя ведут несколько предметов, компенсируя отсутствие специалистов);

безальтернативность в образовательном пространстве (отсутствие возможности выбора учебного заведения, учителей, возможностей посещать спортивную, музыкальную, художественную школы);

бедность материальной базы в сельских школах (данная проблема частично решается за счёт участия школ в грантах, но обычно это единичные и разовые «акции», в целом состояние школ, особенно спортивной базы, довольно печальное)[2, 3].Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет определённые положительные стороны и в то же время создает некоторыепроблемы для учителя и ребенка.Проблема малочисленности классов решается за счёт организации разновозрастного обучения, котороележит в основе организации и внеурочной деятельности, в том числе спортивномассовой работы. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного измененияролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта[4, 5, 6].Спортивномассовая работа является продолжением учебновоспитательного процесса и направлена на популяризациюздорового образа жизни, повышение массовости спортивных мероприятий, улучшение спортивного мастерства учащихсяспортсменов.Основной целью спортивномассовой работы является пропаганда и популяризация физической культуры и спорта, приобщение учащихся к двигательной активности. Задачи спортивномассовой работы: 1. Воспитание у учащихся высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду. 2. Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта.3. Сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения. 4. Воспитание у детей потребностирегулярно заниматься физической культурой и спортом. 5. Рациональная организация досуга, эффективное использование занятий в целях профилактики девиантного поведения подростков[7]. Спортивномассовая работа предоставляетучащимся возможности совершенствования в избранном виде спорта иявляется существеннымфакторомповышения уровня их двигательной активности. Создание в школе разновозрастных кружков, секций, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта, спортивных праздниковпозволяет учащимся оттачивать спортивное мастерство, дает возможность организовать досуг в соответствии с их интересами и желаниями.

Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детейодного возраста сильно ограничен изза малой наполняемости классов. Соревнования и конкуренция лишены их главного смысла в данной ситуации, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд, примерно равных по силам и количеству участников, выход из создавшегося положения.Поэтому важнымнаправлением в решении задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является объединение школьников нескольких классов в разновозрастную группудля занятий в секции по видам спорта или участия в соревнованиях. В секции можно объединять обучающихся по следующим возрастам: 14, 16, 59, 711классы, возможны и другие варианты. Также особенностью спортивномассовой работы в условиях сельской малочисленной школы является то, что детям приходиться быть спортсменами«универсалами». Часто на соревнованиях по разным видам спорта принимают участие одни и те же дети, кто имеет хоть какието способности и интерес к занятиям спортом. Это хорошо видно на примере студентов, поступающих на факультет физической культуры ШГПИ. Абитуриентыиз числа городскихшкольников уже, как правило, приходят, регулярно занимаясь тем или иным видом спорта, имея в нём определённые успехи. Студенты, поступившие из сельских школ, иногда затрудняются с выбором специализации в том или ином виде спорта, так как в школе участвовали сразу в нескольких видах спортивных дисциплин, но в то же время показывают более значительные результаты, например,в таком «междисциплинарном» виде соревнований, как кроссфит, набирающем популярность в ШГПИ в последние годы. Даннаяособенность спортивномассовой работы в сельской школе создаётпроблему рационального подхода к организации занятий юных спортсменов, чтобы избежать перетренированности, перенапряжения и переутомления,а также необходимости умелораспределять силы физкультурников на весь сезон. Следующая особенность организации спортивномассовой работы в сельской малочисленной школе, это то, что в такой работепринимает участиевесь педагогический коллектив, привлекаются родители, учащиеся, бывшие ученики, проживающие на территории села, которые выступают не только зрителями, но участниками и даже судьями. Характерно проведение спортивных занятий и мероприятий, в которых участвуют учащиеся нескольких близлежащих школ. Это вносит разнообразие в жизнь детей, повышает заинтересованность участников.Организация спортивномассовой работы в селе с привлечением работающей молодежи позволяет формировать спортивные команды и организовывать полноценные спортивные соревнования. Учащиеся получают навыки и умения, которые позволяют им соревноваться на различных уровнях, получают уверенность в себе и своих силах. Важно отметить, что это не только одаренные в спортивном смысле дети, но ипроблемные дети, которые требуют не только спортивной работы, но и воспитательной. Эти дети с удовольствием посещают спортивные секции, и, хотя они не добиваются высоких спортивных результатов, занятия в группе позволяют вырабатывать чувство ответственности и своей востребованности в коллективе. Особенно мощным мотивационным фактором является участие в игре за команду села, что, несомненно, поднимает авторитет ребенка среди окружающих и способствует профилактике асоциального поведения.

Успешность решения задач, стоящих пред спортивномассовой работой зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе,в которой принимают активное участие директор, завуч, председатель методического объединения, классные руководители, медицинскийработник, родители. Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивномассовую работу школы,направленную на оздоровлениешкольников, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование моральноволевых качеств. В центре всей спортивномассовой работы в школе находится учитель физической культуры, который осуществляет организационную, инструктирующую, методическую, исполнительскую функцию, функцию педагогического контроля и другие. Учитель физической культуры является организатором спортивномассовых мероприятий в селе, оказывает организационнометодическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, широко привлекая для этого физкультурный актив, обеспечивает сдачу учащимися нормативов по физической подготовленности. Он направляет работу школьного коллектива физкультуры, а также готовит общественных инструкторов и судей из числа школьников, привлекает их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований, физкультурных праздников по программе детских спортивных игр («Президентские состязания», «Кожаныймяч», «Золотая шайба» и т. д.), проведение дней спорта, дней здоровья, сельской или школьной спартакиад, викторин по физической культуре, конкурсов рисунков, проектов, социальных акций по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни и т.д. В программе дней здоровья и спорта обычно предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования «Веселые старты», «А нука, парни!», «А нука, девушки!», «Папа, Мама –Я спортивная семья!», открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях катания на лыжах,санках. Преподавательорганизатор ОБЖ также участвует в организации двигательной активности детей и проведении различных спортивномассовых мероприятий. Онпринимает участие вработе спортивных секций и кружков, в организации и проведении внутришкольных соревнований по военноприкладным видам спорта, проводит во время полевых занятий с учащимися юношами X классов смотры по физической подготовленности, одновременно он готовит из числа физкультурного актива учащихся юных инструкторов и судей повоенноприкладным видам спорта, готовит учащихся к участию в соревнованиях «Безопасное колесо» и т.д. Совместные действия учителей физической культуры и руководителей ОБЖ являются важным фактором усиления физической и начальной военной подготовки учащихся старших классов. Руководители ОБЖ совместно с учителями физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты, подготовку судей не только по видам спорта, но июных инструкторов по гражданской обороне. Учителя физической культурысовместно с руководителями ОБЖ осуществляют подготовку по военноприкладным видам спорта. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутришкольных соревнований по программе «Зарница», «Орленок»[8]. Важной составляющей спортивномассовой работы всельской школе может стать туризм. Эта форма работы успешно практикуется во многих школах. В школе туристическая работа может быть организована по следующим направлениям:1) экскурсионная;2) соревнования по спортивному ориентированию;3) общешкольные турслеты;4) походы по родному краю. Участие школьников в туристских походах способствует развитию у них таких качеств, как личная инициатив и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.Наибольшую пользу здоровью приносят виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие, лыжные и вело походы и путешествия способствуют улучшению деятельности функциональных систем организма, укрепляется мускулатура. Особенно ощущается методическая ценность туризма в сельской местности, где школа играет роль воспитательного культурнотворческого центра. Туристские походы сплачивают ребят и педагогов, помогают узнать чтото новое, разнообразить досуг сельских школьников, привносят свежие эмоции и впечатления, которыми небогата сельская жизнь[9]. Туризм создает благоприятную почву для воспитания волевых и трудовых навыков. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, находить дрова, разжигать костер, ставить палатку. Он позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе.Учитель физической культуры иклассный руководитель, совершающиетуристские походы с классом, воспитывают у ребят любовь к родной земле, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь. Названные воспитательные возможности туризма в большей степени реализуются в разновозрастной туристской группе, приучая детей к взаимовыручке, умению прийти на помощь младшему товарищу, не стесняться спросить совета у более старшего и опытного, помогают преодолеть возрастнойразрыв.

При составлении маршрутов походов необходимо учитывать разновозрастный состав туристкой группы и продумывать систему заданий для детей из каждого класса отдельно. Например, для начальных классов собрать гербарии растений (луговых, полевых, лекарственных); для подростков окультурить пляжный берег реки, изучить какойлибо памятник природыи т.п.; для ребят старшего звена задания более сложные: описание культурного или природного объекта, сбор экспонатов для школьного музея и т.п. Учитывается возраст детей и при распределении обязанностей в походе (командир группы, завхоз, шефповар, фотограф, хронограф и т.п.), при организации дежурства у костра и приготовлении пищи [10].Таким образом, можно заключить, что организация спортивномассовой работыв сельской малочисленной школе имеет следующую специфику:

в организации спортивномассовой работы на селе задействованы учителя физической культурыи ОБЖ, администрация школы, привлекаются к её организации и проведению мед.работник, классные руководители, родители и сельская молодёжь;

взаимодействие с сельскими малочисленными школами соседних сёл;

для спортивных команд, туристских групп характерен разновозрастной состав;

разумный подход к организации работы секций, планированию спортивных соревнований, так как учащиеся обычно занимаются одновременно несколькими видами спорта;

разнообразие форм спортивномассовой работы зависит от материальнотехнической обеспеченности сельской школы, возможности выехать на районные или областные соревнования;

для спортивномассовой работы на селе характерно преобладание воспитательных задач, так как в силу малочисленности школы достижениевысоких спортивных результатовбывает затруднено.

Ссылки на источники1.Сидоров, С.В. Инновации в сельской школе: теория ипрактика управления [Текст] : Монография / Под ред. С.А. Репина. Шадринск: Издво ПО «Исеть», 2006. 266 с.2.Сидоров, С.В. Специфика управлениями инновациями в сельской школе [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Вестник института педагогики и психологии : выпуск 4 / под общ. ред. С.А. Репина. –Челябинск : Образование, 2005. –С. 34 –47. –URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/2005_01/2005_01.pdf#2

Дата обращения: 12.03.16.3.Кузьмин, Р.И. Сельская школа и социум: проблемы взаимодействия и пути решения[Электронный ресурс] / Р.И. Кузьмин, С.В. Кузьмина // Сyberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/selskayashkolaisotsiumproblemyvzaimodeystviyaiputiresheniya

Дата обращения: 12.03.16.4.Михеева, Н.Н. Особенности организации обучения в малокомплектной школе [Электронный ресурс] / Н.Н. Михеева // Социальная сеть работников образования. –URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/04/10/osobennostiorganizatsiiobucheniya

Дата обращения: 12.03.16.5.Леонтьева, Т.Н. Физкультурнооздоровительная работа с учащимися в разновозрастных группах сельской малочисленной школы [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.Н. Леонтьева. Ярославль, 2002. 266 c. РГБ ОД, 61:0313/12247 // Библиотека диссертаций. –URL: http://www.dslib.net/obwpedagogika/fizkulturnoozdorovitelnajarabotasuchawimisjavraznovozrastnyhgruppah.html

Дата обращения: 12.03.16.6.Павлова, И.С. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы [Электронный ресурс] : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.С. Павлова. Ярославль, 2007. 268 с. РГБ ОД, 61:0713/2496 // Библиотека диссертаций. –URL: http://www.dslib.net/obwpedagogika/obuchenievraznovozrastnyhgruppahuchawihsjaselskojmalochislennojshkoly.htmlДата обращения: 12.03.16.7.Организация спортивномассовой работы [Электронный ресурс] // 4 ступени: клуб учителей начальной школы. –URL: http://www.4stupeni.ru/lirika/9537organizaciyavneklassnojsportivnomassovoj.html

Дата обращения: 12.03.16.8.Полозов, Е.В. Физкультурнооздоровительная, спортивномассовая работа в школе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500234/

Дата обращения: 12.03.16.9.Корягина, Л.В.Туризм в сельской школе [Текст] // Физическая культура в школе. –2005. № 6. –С. 59 –60. 10.Тюменцев, В.Д. Преподавание физкультуры в сельской малокомплектной школе [Электронный ресурс] /В.Д. Тюменцев // МКОУ «Бестужевская ООШ». URL: http://boosch65.ucoz.ru/publ/prepodavanie_f_ry_v_selskoj_malokomplektnoj_shkole/1101

Дата обращения: 12.03.16.