Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения
Выпуск:
ART 96169
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жалнина
Л.
А.,
Жалнина
Т.
Н. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1261–1265. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96169.htm.
Аннотация. В данной статье описывается наработанный опыт по применению активных и интерактивных методов обучения на разных этапах организации процесса обучения для решения дидактических задач урока. При реализации данных методов в организации учебной деятельности достигается субъект-субъектный подход, формируется активно-познавательная и мыслительная деятельность, при этом исключается монологическое преподнесение учебного материала при изучении данной дисциплины.
Ключевые слова:
мотивация, интерактивное обучение, самоконтроль, методы и приемы обучения, имитационные методы активного обучения
Текст статьи
Жалнина Татьяна Николаевна,преподавательматематики, ГПОУ ««Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий», г.Юргаtjainina@yandex.ru
Жалнина Лидия Анатольевна,преподавательматематики, ГПОУ ««Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий», г.Юргаzhalnina2011@yandex.ru
Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения
по математике на различных этапах организации процесса обучения
Аннотация. В данной статьеописывается наработанный опыт по применениюактивных и интерактивных методовобучения на разных этапах организации процесса обучения для решения дидактических задач урока.При реализации данных методов в организации учебной деятельности достигается субъектсубъектный подход, формируется активнопознавательная и мыслительная деятельность при этом исключаетсямонологическое преподнесение учебного материала при изучении данной дисциплины.Ключевые слова:методыи приемы обучения, интерактивное обучение,имитационные методы активного обучения,мотивация, самоконтроль.
В современныхрыночных условиях требования работодателей к специалистам носят надпредметный характер, они не связаны жестко с определенной учебной дисциплиной, формирование общих и профессиональных компетенций предполагает не столько обновление предметного содержания специального образования, сколько использование деятельностных технологий обучения, обеспечивающих формирование личного и профессионального опыта и освоение способов деятельности.В соответствии с деятельностным подходом наиболее продуктивными в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов являются интерактивные и деятельностные технологии, позволяющие обеспечить максимум возможностей как для субъектсубъектных отношений между преподавателем и обучающимися, так и для самостоятельной деятельности обучающихся.При организации учебного процесса мыучитываемтот факт, что методы активного обучения базируются на экспериментальноустановленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит, и только 10% того, что он слышит[1]. По нашемумнению,наиболее эффективные способы обученияпо математике должны основываться на активном включении студентовв соответствующие действия.Методы активного обучения подразделяются на имитационные методы активного обучения, т. е. такие способы проведения занятий, в которых учебнопознавательная деятельность построена на имитации деятельностипо специальности. Все остальное относится к неимитационным методам.Имитационные методы: деловые игры, разыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг, инсценировка и другие, т.е.имитационные методы делятся на игровые неигровые.Неимитационные методы: проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, круглый стол, стажировка, научнопрактическая конференция, мастерские, лабораторные работы, практические занятия, тестирование, консультации, написание и защита реферата и другие.Среди методов активного обучения в последние годы стали выделять методы интерактивного обучения, осуществляемого в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивное обучение предполагает логику образовательного процесса не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, опыт и знания участников образовательного процесса, служит источником их взаимообучения и взаимообогащения,К методам интерактивного относятся дискуссионные методы:диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора, «мозговой штурм», метод круглого стола, эвристическая беседа и игровые методы (дидактические и творческие игры, деловые, ролевые, игры; совместная разработка проектов, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий).На разных этапах организации процесса обучения для решения дидактических задач урока я использую следующие методы.На этапе изучения новых знанийэтапе намииспользуетсялекционный метод сообщения учебной информации, тем более лекция является одной из форм проведения занятий, исходя из требований ФГОС нового поколения. Мыпроводим различные виды лекций на основе преобладания какихлибо методов и приема в активизации обучающихся: лекциюдискуссию, которая представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала, онаактивизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью, лекциюс применением элементов «мозгового штурма», лекциюс разбором микроситуаций, по форме аналогичнойлекциидискуссии, но при этом обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики, лекцию«прессконференция», котораяпроводится спривлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы, проблемнуюлекцию.В ходе проведения проблемной лекции мыучитываем, чтопринцип проблемности реализован в содержании лекции либо в процессе развертывания содержания в диалогическом общении преподавателя состудентами.Первое достигается разработкой намисистемы учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе построением лекции как диалогического общения преподавателя состудентами, предметом которого является вводимый намиматериал.Основные цели проблемной лекции: усвоение студентамитеоретических знаний,развитие теоретического мышления, формирование познавательной и профессиональной деятельности.Уровни проблемности лекции:
яставлюпроблему и решаю вместе состудентами;
я ставлюпроблему и сама ее решаю, демонстрируя стиль научного мышления;
яставлюпроблемуа студенты сами ее решают,
студентысами ставят и решают проблему.На нашвзгляд, эффективность проблемной лекциипри изучении математикеобеспечивают следующие методические приемы в работе преподавателя:
проявление заинтересованности в суждениях студентов;
использование доказательства истинности информации, ане только ссылка на авторитеты;
постановка проблемных и информационных вопросов;
выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;
обращение к студенту за помощью,
проведение минидискуссий состудентами, совместное обсуждение разных точек зрения на проблему,
ответы на заранее заготовленные студентамипроблемные вопросы,
подведение студентовк самостоятельным выводам, стимулирование поиска собственных ответов.При проведении намилекции «экспрессконференция» студенты уже имеют некоторую информацию по теме лекции. Мыназываемтему лекции и студентамзадаювопросы в начале лекции письменно, на их обдумывание и запись дается 35 минут. 3атем в течение нескольких минут их систематизируюпо содержанию и начинает читать лекцию, отвечая на вопросы. В данной ситуации мыиграемроль ведущего прессконференции, демонстрирует способы ее организации. При этом структура лекции являетсяне вопросноответной, а представляетсобой единое целое, т. е. связное логичное изложение темы. Обязательным условием является нашответна каждый вопрос и итоговая оценка вопросов как отражения знаний и интересов студентовпо данной теме. При проведении лекциипровокации мы
заранее планируемошибки, которые должны найти студенты.Чтобы не было разногласий, мызаранее записываемна бумагесвои ошибкии по просьбе студентовпредъявляемих в конце лекции, только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Количество ошибок зависит от их характера и содержания, а также подготовленности я по данной теме. Для того чтобы студентынашли ошибки, мыоставляемв конце 1012 минут.После вводной информациичитаемлекцию на объявленную тему. Вконце, когда проводится анализ ошибок, студенты найдут их больше, чем было запланировано, мы их честно признаем. Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет мнеоценить качество усвоения предшествующего материала, а студентам
проверить себя и продемонстрировать свое знание предметаматематики, умение ориентироваться в нем.Лекцияпровокация требует большого мастерства и чувства ответственности, тщательного отбораматериала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Самое интересное, что и для насконструирование такой лекции своеобразная проверка на компетентность.При проведениилекциивизуализации(лекции иллюстрации)мысводимк связному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему данной лекции. Эти материалы обеспечивают систематизацию имеющихся у студентовзнаний, предъявленнойновой информации, создаютпроблемныеситуациии возможности их разрешения; демонстрируютразные способы визуализации, что важно как в познавательной, так и в профессиональной деятельности. В качестве визуальных материалов выступаютразные формы наглядности: натуральная, изобразительная, символическая (схемы, рисунки, чертежи,видео, слайдпрезентация).При проведении лекциивизуализации,мыиспользуемна этапе введения студентов в новый раздел, тему. Подготовка лекциивизуализациизаключается в следующем:
перекодирование словесной информации в визуальные формы,
подготовка носителей визуальных форм,
выбор технических средств,
выбор визуальной логики и ритма подачи материала,
выбор дозировки подачи материала,
определение способа комментирования, общения преподавателя с аудиторией,
выбор помощников преподавателя из числа студентов.Учитывая, что лекциядискуссия активизирует студентов, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов мыиспользуемэлементы«мозгового штурма», лекциис разбором микроситуаций, по форме аналогичны лекциидискуссии, но при этом обсуждаем конкретные ситуации из реальной практики.Для повышения познавательной активности студентов налекционных занятиях мы используем следующие приемы:
постановка перед студентами вопросов: риторических, проблемных, контрольных, наводящих;
привлечение студентов к самостоятельной формулировке выводов, определению понятий;
включение студентовв ходе проблемной лекции в формулирование проблемы, выдвижение гипотез дляеё решения;
разбивка аудитории на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
прием «чистая доска» всё, что надо запомнить, написано на доске, по мере работы стирается частьматериала, а устно восстанавливаются пустоты;
использование раздаточного материала, составление опорного конспекта, схем, таблиц, сигналов использование средств визуализации (ТСО, аудио, видео, компьютерная презентация, карточки разных цветов);
использование элементов проблемного изложения, связывание материала лекции с конкретными жизненными и профессиональными проблемами, решение в ходе лекции задач творческого характера;
использование на лекции средств обратной связи различной степени сложности (сигнальные карточки, анкетирование, тестирование), обратная связь как способ преподавателя получить представление о ходе усвоения материала и активности обучающихся;
руководство ведением записей лекции: при этом включается моторный компонент памяти, записи необходимы для последующего углубленного усвоения и обработки учебного материала. Конспект полезен тогда, когда ориентирован на одновременную с обучающимися мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисной форме главного содержания лекции;
составление обучающимися вопросов или плана по ходу лекции;
прием сознательно допущенных преподавателем ошибок;
обращение к справочной литературе, выставке книг;
учет психофизиологических особенностей обучающихся;(
резюмирование основных положений лекции, связать начало и конец лекции; завершение лекцииэффектной цитатой.Таким образом, современная лекция с использованием способов активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся имеет большой образовательный и развивающий потенциал, но наряду с ней необходимо использовать и другие методы изучения нового материала.Одним из активных методов изучения новых знанийпо математике является эвристическая беседа, сущность которойсостоит в том, что мыпутем постановки перед обучающимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений, подводимих к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых прикладных задач, теореми т. п. При этом преподаватель побуждает обучающихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические ипрактические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению и систематизациизнаний и опыта обучающихся[2].Решающимзначениемдля эффективности проведения эвристической беседымы считаемправильный подбор, формулировкуи постановкувопросов. Каждый вопрос, поставленный перед обучающимися, должен обязательно побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Вопросы должны быть краткими, формулировка точной и четкой, содержать практическую направленность вопросов. В процессе эвристической беседы мы придерживаемся следующих методических правил руководства ею:
поощряемвопросы обучающихся друг к другу, к преподавателю;
предлагаемответить на вопрос по желанию; чаще обращаемся к обучающимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение;
обращаемвнимание обучающихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого; добиваемся, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством обучающихся;
не ограничиваемся работой только с активными обучающимися, вовлекаемв беседу молчаливых, выясняем, почему они молчат не знают, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение, всегда добиваемся, чтобы активными в беседе были все обучающиеся группы;
не удовлетворяемся ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваемся от обучающихся конкретных ответов;
задаемнаводящие вопросы так, чтобы ответы на них заставляли обучающихся думать, не наводили сразу на ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
обязательно подводимитог беседы, комментируемответы обучающихся, формулируемвыводы не только в конце беседы, но и по мере того, как в этом возникает необходимость.Эвристическую беседу заканчиваемподведением итогов: обобщением с формулированием точныхопределений по вопросам беседы.По нашему мнению познавательную деятельность обучающихсяпри изучении математикиактивизируетсоздание проблемныхситуаций при изучении нового материала.Мы планируемпроблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала, на этапе организации действий по освоению умений, на этапе контроля.На этапе закрепления и систематизации знаний, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков мыприменяемтакие методы активного обучения, как:
разнообразные упражнения продуктивного, творческого, поискового характера;
лабораторнопрактические работы исследовательского характера;
анализ и обсуждение конкретных ситуаций, решение производственнотехнических задач;
дидактические игры: интеллектуальные, ролевые, деловые игры; .
самостоятельная работа. На этапе контроля и анализа результатов обучения мыиспользуемтакиеактивные и интерактивные методы, как взаимопроверка, самопроверка, интерактивный контроль с использованием информационнокоммуникационных технологий. Перед началом изучения темы, или проведения занятия выясняемготовность обучающихся к занятию, предупреждаемаудиторию о том, что ответы будут оцениваться обучающимися, задающими вопросы, по согласованию с преподавателем. Мыруководимпроцессом и вмешиваемся только тогда, когда начинается спор и обсуждение уходит в сторону или заходит в тупик. При проведении самопроверкиобучающийся по составленному эталону оценивает результат выполнения заданияПри осуществлении интерактивный контроль с использованием информационнокоммуникационных технологийиспользуем обучающиепрограммы, тестыдля контроля и самоконтроля знаний, с использованием коммуникативных технологий.
В заключении отметим, что использование активных и интерактивных методов и приемов обученияпо математике,позволяет:
реализовать субъектсубъектный подход в организации учебной деятельностипо математике;
формировать активнопознавательную и мыслительную деятельность студентов при изучении данной дисциплины;
усилить мотивацию к учебной деятельности;
создать благоприятную атмосферу на учебном занятии;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции студентов.
Ссылки на источники1. Вербицкий,А.А. Контекстный подход к реализации компетентностного подхода/А.А.Вербицкий// Профессионализм и гражданственность –важнейшие приоритеты российского образования XXIвека: сб. статей. Ч.1 / Воронеж. гос. пром.гуманитар. колледж. –Воронеж: ВГПГК, 2011. –С.1418.
2. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / В.А. Скакун. –М.: Форум: ИНФРАМ,2007. –336 с.
Жалнина Лидия Анатольевна,преподавательматематики, ГПОУ ««Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий», г.Юргаzhalnina2011@yandex.ru
Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения
по математике на различных этапах организации процесса обучения
Аннотация. В данной статьеописывается наработанный опыт по применениюактивных и интерактивных методовобучения на разных этапах организации процесса обучения для решения дидактических задач урока.При реализации данных методов в организации учебной деятельности достигается субъектсубъектный подход, формируется активнопознавательная и мыслительная деятельность при этом исключаетсямонологическое преподнесение учебного материала при изучении данной дисциплины.Ключевые слова:методыи приемы обучения, интерактивное обучение,имитационные методы активного обучения,мотивация, самоконтроль.
В современныхрыночных условиях требования работодателей к специалистам носят надпредметный характер, они не связаны жестко с определенной учебной дисциплиной, формирование общих и профессиональных компетенций предполагает не столько обновление предметного содержания специального образования, сколько использование деятельностных технологий обучения, обеспечивающих формирование личного и профессионального опыта и освоение способов деятельности.В соответствии с деятельностным подходом наиболее продуктивными в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов являются интерактивные и деятельностные технологии, позволяющие обеспечить максимум возможностей как для субъектсубъектных отношений между преподавателем и обучающимися, так и для самостоятельной деятельности обучающихся.При организации учебного процесса мыучитываемтот факт, что методы активного обучения базируются на экспериментальноустановленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит, и только 10% того, что он слышит[1]. По нашемумнению,наиболее эффективные способы обученияпо математике должны основываться на активном включении студентовв соответствующие действия.Методы активного обучения подразделяются на имитационные методы активного обучения, т. е. такие способы проведения занятий, в которых учебнопознавательная деятельность построена на имитации деятельностипо специальности. Все остальное относится к неимитационным методам.Имитационные методы: деловые игры, разыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг, инсценировка и другие, т.е.имитационные методы делятся на игровые неигровые.Неимитационные методы: проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, круглый стол, стажировка, научнопрактическая конференция, мастерские, лабораторные работы, практические занятия, тестирование, консультации, написание и защита реферата и другие.Среди методов активного обучения в последние годы стали выделять методы интерактивного обучения, осуществляемого в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивное обучение предполагает логику образовательного процесса не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, опыт и знания участников образовательного процесса, служит источником их взаимообучения и взаимообогащения,К методам интерактивного относятся дискуссионные методы:диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора, «мозговой штурм», метод круглого стола, эвристическая беседа и игровые методы (дидактические и творческие игры, деловые, ролевые, игры; совместная разработка проектов, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий).На разных этапах организации процесса обучения для решения дидактических задач урока я использую следующие методы.На этапе изучения новых знанийэтапе намииспользуетсялекционный метод сообщения учебной информации, тем более лекция является одной из форм проведения занятий, исходя из требований ФГОС нового поколения. Мыпроводим различные виды лекций на основе преобладания какихлибо методов и приема в активизации обучающихся: лекциюдискуссию, которая представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала, онаактивизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью, лекциюс применением элементов «мозгового штурма», лекциюс разбором микроситуаций, по форме аналогичнойлекциидискуссии, но при этом обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики, лекцию«прессконференция», котораяпроводится спривлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы, проблемнуюлекцию.В ходе проведения проблемной лекции мыучитываем, чтопринцип проблемности реализован в содержании лекции либо в процессе развертывания содержания в диалогическом общении преподавателя состудентами.Первое достигается разработкой намисистемы учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе построением лекции как диалогического общения преподавателя состудентами, предметом которого является вводимый намиматериал.Основные цели проблемной лекции: усвоение студентамитеоретических знаний,развитие теоретического мышления, формирование познавательной и профессиональной деятельности.Уровни проблемности лекции:
яставлюпроблему и решаю вместе состудентами;
я ставлюпроблему и сама ее решаю, демонстрируя стиль научного мышления;
яставлюпроблемуа студенты сами ее решают,
студентысами ставят и решают проблему.На нашвзгляд, эффективность проблемной лекциипри изучении математикеобеспечивают следующие методические приемы в работе преподавателя:
проявление заинтересованности в суждениях студентов;
использование доказательства истинности информации, ане только ссылка на авторитеты;
постановка проблемных и информационных вопросов;
выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;
обращение к студенту за помощью,
проведение минидискуссий состудентами, совместное обсуждение разных точек зрения на проблему,
ответы на заранее заготовленные студентамипроблемные вопросы,
подведение студентовк самостоятельным выводам, стимулирование поиска собственных ответов.При проведении намилекции «экспрессконференция» студенты уже имеют некоторую информацию по теме лекции. Мыназываемтему лекции и студентамзадаювопросы в начале лекции письменно, на их обдумывание и запись дается 35 минут. 3атем в течение нескольких минут их систематизируюпо содержанию и начинает читать лекцию, отвечая на вопросы. В данной ситуации мыиграемроль ведущего прессконференции, демонстрирует способы ее организации. При этом структура лекции являетсяне вопросноответной, а представляетсобой единое целое, т. е. связное логичное изложение темы. Обязательным условием является нашответна каждый вопрос и итоговая оценка вопросов как отражения знаний и интересов студентовпо данной теме. При проведении лекциипровокации мы
заранее планируемошибки, которые должны найти студенты.Чтобы не было разногласий, мызаранее записываемна бумагесвои ошибкии по просьбе студентовпредъявляемих в конце лекции, только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Количество ошибок зависит от их характера и содержания, а также подготовленности я по данной теме. Для того чтобы студентынашли ошибки, мыоставляемв конце 1012 минут.После вводной информациичитаемлекцию на объявленную тему. Вконце, когда проводится анализ ошибок, студенты найдут их больше, чем было запланировано, мы их честно признаем. Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет мнеоценить качество усвоения предшествующего материала, а студентам
проверить себя и продемонстрировать свое знание предметаматематики, умение ориентироваться в нем.Лекцияпровокация требует большого мастерства и чувства ответственности, тщательного отбораматериала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Самое интересное, что и для насконструирование такой лекции своеобразная проверка на компетентность.При проведениилекциивизуализации(лекции иллюстрации)мысводимк связному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающих тему данной лекции. Эти материалы обеспечивают систематизацию имеющихся у студентовзнаний, предъявленнойновой информации, создаютпроблемныеситуациии возможности их разрешения; демонстрируютразные способы визуализации, что важно как в познавательной, так и в профессиональной деятельности. В качестве визуальных материалов выступаютразные формы наглядности: натуральная, изобразительная, символическая (схемы, рисунки, чертежи,видео, слайдпрезентация).При проведении лекциивизуализации,мыиспользуемна этапе введения студентов в новый раздел, тему. Подготовка лекциивизуализациизаключается в следующем:
перекодирование словесной информации в визуальные формы,
подготовка носителей визуальных форм,
выбор технических средств,
выбор визуальной логики и ритма подачи материала,
выбор дозировки подачи материала,
определение способа комментирования, общения преподавателя с аудиторией,
выбор помощников преподавателя из числа студентов.Учитывая, что лекциядискуссия активизирует студентов, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов мыиспользуемэлементы«мозгового штурма», лекциис разбором микроситуаций, по форме аналогичны лекциидискуссии, но при этом обсуждаем конкретные ситуации из реальной практики.Для повышения познавательной активности студентов налекционных занятиях мы используем следующие приемы:
постановка перед студентами вопросов: риторических, проблемных, контрольных, наводящих;
привлечение студентов к самостоятельной формулировке выводов, определению понятий;
включение студентовв ходе проблемной лекции в формулирование проблемы, выдвижение гипотез дляеё решения;
разбивка аудитории на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
прием «чистая доска» всё, что надо запомнить, написано на доске, по мере работы стирается частьматериала, а устно восстанавливаются пустоты;
использование раздаточного материала, составление опорного конспекта, схем, таблиц, сигналов использование средств визуализации (ТСО, аудио, видео, компьютерная презентация, карточки разных цветов);
использование элементов проблемного изложения, связывание материала лекции с конкретными жизненными и профессиональными проблемами, решение в ходе лекции задач творческого характера;
использование на лекции средств обратной связи различной степени сложности (сигнальные карточки, анкетирование, тестирование), обратная связь как способ преподавателя получить представление о ходе усвоения материала и активности обучающихся;
руководство ведением записей лекции: при этом включается моторный компонент памяти, записи необходимы для последующего углубленного усвоения и обработки учебного материала. Конспект полезен тогда, когда ориентирован на одновременную с обучающимися мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисной форме главного содержания лекции;
составление обучающимися вопросов или плана по ходу лекции;
прием сознательно допущенных преподавателем ошибок;
обращение к справочной литературе, выставке книг;
учет психофизиологических особенностей обучающихся;(
резюмирование основных положений лекции, связать начало и конец лекции; завершение лекцииэффектной цитатой.Таким образом, современная лекция с использованием способов активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся имеет большой образовательный и развивающий потенциал, но наряду с ней необходимо использовать и другие методы изучения нового материала.Одним из активных методов изучения новых знанийпо математике является эвристическая беседа, сущность которойсостоит в том, что мыпутем постановки перед обучающимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений, подводимих к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых прикладных задач, теореми т. п. При этом преподаватель побуждает обучающихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические ипрактические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению и систематизациизнаний и опыта обучающихся[2].Решающимзначениемдля эффективности проведения эвристической беседымы считаемправильный подбор, формулировкуи постановкувопросов. Каждый вопрос, поставленный перед обучающимися, должен обязательно побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Вопросы должны быть краткими, формулировка точной и четкой, содержать практическую направленность вопросов. В процессе эвристической беседы мы придерживаемся следующих методических правил руководства ею:
поощряемвопросы обучающихся друг к другу, к преподавателю;
предлагаемответить на вопрос по желанию; чаще обращаемся к обучающимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение;
обращаемвнимание обучающихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого; добиваемся, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством обучающихся;
не ограничиваемся работой только с активными обучающимися, вовлекаемв беседу молчаливых, выясняем, почему они молчат не знают, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение, всегда добиваемся, чтобы активными в беседе были все обучающиеся группы;
не удовлетворяемся ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваемся от обучающихся конкретных ответов;
задаемнаводящие вопросы так, чтобы ответы на них заставляли обучающихся думать, не наводили сразу на ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
обязательно подводимитог беседы, комментируемответы обучающихся, формулируемвыводы не только в конце беседы, но и по мере того, как в этом возникает необходимость.Эвристическую беседу заканчиваемподведением итогов: обобщением с формулированием точныхопределений по вопросам беседы.По нашему мнению познавательную деятельность обучающихсяпри изучении математикиактивизируетсоздание проблемныхситуаций при изучении нового материала.Мы планируемпроблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала, на этапе организации действий по освоению умений, на этапе контроля.На этапе закрепления и систематизации знаний, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков мыприменяемтакие методы активного обучения, как:
разнообразные упражнения продуктивного, творческого, поискового характера;
лабораторнопрактические работы исследовательского характера;
анализ и обсуждение конкретных ситуаций, решение производственнотехнических задач;
дидактические игры: интеллектуальные, ролевые, деловые игры; .
самостоятельная работа. На этапе контроля и анализа результатов обучения мыиспользуемтакиеактивные и интерактивные методы, как взаимопроверка, самопроверка, интерактивный контроль с использованием информационнокоммуникационных технологий. Перед началом изучения темы, или проведения занятия выясняемготовность обучающихся к занятию, предупреждаемаудиторию о том, что ответы будут оцениваться обучающимися, задающими вопросы, по согласованию с преподавателем. Мыруководимпроцессом и вмешиваемся только тогда, когда начинается спор и обсуждение уходит в сторону или заходит в тупик. При проведении самопроверкиобучающийся по составленному эталону оценивает результат выполнения заданияПри осуществлении интерактивный контроль с использованием информационнокоммуникационных технологийиспользуем обучающиепрограммы, тестыдля контроля и самоконтроля знаний, с использованием коммуникативных технологий.
В заключении отметим, что использование активных и интерактивных методов и приемов обученияпо математике,позволяет:
реализовать субъектсубъектный подход в организации учебной деятельностипо математике;
формировать активнопознавательную и мыслительную деятельность студентов при изучении данной дисциплины;
усилить мотивацию к учебной деятельности;
создать благоприятную атмосферу на учебном занятии;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции студентов.
Ссылки на источники1. Вербицкий,А.А. Контекстный подход к реализации компетентностного подхода/А.А.Вербицкий// Профессионализм и гражданственность –важнейшие приоритеты российского образования XXIвека: сб. статей. Ч.1 / Воронеж. гос. пром.гуманитар. колледж. –Воронеж: ВГПГК, 2011. –С.1418.
2. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / В.А. Скакун. –М.: Форум: ИНФРАМ,2007. –336 с.