Гармоничная личность: миф или реальность
Выпуск:
ART 96172
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева
Н.
В.,
Гуляева
М.
М. Гармоничная личность: миф или реальность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1276–1280. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96172.htm.
Аннотация. Авторы статьи поднимают проблему воспитания гармоничной личности, подчеркивая ее актуальность во все времена. В статье акцентируется внимание на необходимости создания условий, способствующих всестороннему развитию человека: физическому, нравственному, умственному и трудовому. Авторы предлагают обратиться к имеющемуся отечественному педагогическому опыту и возродить некоторые воспитательные традиции, что, безусловно, будет способствовать развитию гармонии в современном человеке.
Ключевые слова:
нравственное развитие, физическое развитие, умственное развитие, трудовое развитие, гармоничная личность
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновнакандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии,Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru
Гуляева Марина Михайловна студентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаmarinagulyayeva@yandex.ru
Гармоничная личность: миф или реальность
Аннотация: Авторы статьи поднимают проблему воспитания гармоничной личности, подчеркивая ее актуальность во все времена. В статье акцентируется внимание на необходимости создания условий, способствующих всестороннему развитию человека: физическому, нравственному, умственному и трудовому.Авторыпредлагают обратиться к имеющемуся отечественному педагогическому опыту и возродить некоторые воспитательныетрадиции, что, безусловно, поспособствует развитию гармонии в современном человеке.Ключевые слова:физическое развитие, умственное развитие, нравственное развитие, трудовое развитие, гармоничная личность.
Кто такой гармоничный человек? Как им стать? Идея о воспитании гармоничного человека одна из самых давних идей человечества. Так, еще в Античной Греции, в Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии(в переводе с греч. 1) совершенный, прекрасный человек, 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями[1, с. 33 34].В эпоху Просвещения английский педагог Джон Локк в своем трактате ©Мысли о воспитанииª предложил целую программу воспитания джентльмена, который должен был получить всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное и трудовое[1, с. 71]. Французский просветитель ЖанЖак Руссо идеал воспитания видел в единстве умственного и физического развития: ©голова работает как у философа, а руки как у крестьянинаª[1, с. 77].Гуманистическая идея о гармоническом развитии личности (©тотально развитом индивидеª), о разностороннем проявлении способностей индивида содержится и в коммунистическом учении о воспитании и обучении К.Маркса и Ф. Энгельса. Отсюда вытекало их положение о необходимости единства умственного, физического, политехнического образования и соединения обучения с трудом учащихся[1, с.94].И сегодня развитиесистемыобразованиянацелено нагармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала нашей страны.Какой же смысл следует вкладывать в понятие ©гармоничная личностьª?Гармоничная личность это личность разносторонне развитая, воспитанная, способная адекватно воспринимать и анализировать все происходящее вокруг. Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным и физическим здоровьем, умением находить общий язык с людьми и не отчаиваться в любых жизненных ситуациях. Но так ли часто мы встречаемся в жизни с людьми, живущими в гармонии с собой и окружающим миром? Часто ли видим человека, профессиональные знания и умения которогосоразмерныличностным и человеческим качествам; приятная внешностьумению быть интересным собеседником; а социальная зрелостьфизическому и психическому здоровью? Насколько в настоящее время образ гармоничного человека реалени нужендля каждого из нас? Вполне может показаться, что такое числотребований для однойличностиэто утопия, фантазия, миф и их практическая реализация невозможна в реальности.
Чаще всего мы встречаем в жизни людей, усиленно занимающихся спортом, или людей, посвятивших себя науки и т.д. Да и отношение к спортсменам всегда было неоднозначным.В обществе неизменносуществовал стереотип, что все спортсмены ©недалекого умаª, а отличникихилые и слабые.Очень часто, в нашем понимании если человек высокий, широкоплечий,мускулистый,с маленькой головой и толстой шеей,то это спортсмен. А худой, слабый,в очках и с книгой, то это ©ботаникª.Но на самом делетак ли это?Какая личность является гармоничной?У каждого человекаесть свои интересы, которые он может расположить в порядке важности, то естьот неглавного к главному, от низшего к высшему.Интересы могут быть разнообразными. Для некоторых это может быть спорт, музыка, рисование, для другихчтение, рукоделие.Каждый сам для себя решает, что ему важнее.В любом учебном заведении есть люди, которые занимаются спортом, не пропускают ни одной тренировки, участвуют в соревнованиях различного уровня и очень часто не посещают учебныезанятия по причинесильной загруженности или просто без причин не желают учиться.В результате по физкультуре у них всегда отличные оценки, а по остальным предметам бывают проблемы с неуспеваемостью.Но также есть и те, которые никуда не ходят, только сидят дома за учебниками, им важнее всего учеба. В результате у таких людей, наоборот, по физической культуре неудовлетворительная оценка, а по остальным предметамотметки ©отличноª.Полагаем, чтодля того чтобы быть гармоничной личностью, надо совершенствоваться как умственно,так и физически.
Физическое и умственное развитие взаимосвязаны между собой. Если систематически заниматься физкультурой, то и в будущем намного проще справиться и с умственными упражнениями. Спорти трудучат соблюдать дисциплину и режим, укрепляют организмчеловека, а образование и искусство обогащают еговнутренний мир.Очень важно заниматься спортом, таккак необходимо укреплять здоровье. Занимаясь спортом, развивается ловкость, гибкость,сила,быстрота, укрепляется вера в свои собственные силы,повышается самооценка, воспитывается воля к победе, достижению цели, соревновательный дух.Спортивныезанятия тонизируют мышцы, делают их сильными и упругими. Человек становится привлекательным и гибким.Благодаря занятиям спортом, онменьше утомляется, увеличивает свои жизненные силы. Бесспорно, что чем больше заниматься физической культурой, тем эффективней будет работатьорганизм. Спорт развиваетвыносливость, характер, является основой личностного роста.Поэтомучрезвычайно важно развиватьфизическую культуру.Существует множество примеров людей(как всем известных, так и наших друзей и знакомых) сочетающих в себе и ум,и атлетичность. Например,среди известных это ВласовЮ.П., МироноваЗ.С.и др.
Юрий Петрович Власовсоветскийтяжелоатлет, русский писатель,российский политический деятель.Ещё мальчиком, Юрий был поражен в самое сердце книгой ©Путь к силе и здоровьюª Георга Гаккеншмидта 1911 г.издания, и точно знал, что его путь предрешен. В 14 лет он уже начал свой блистательный спортивный путь.Юрий Петрович Власовявляется олимпийским чемпионом (1960г.) и серебряным призёром Олимпийских игр (1964г.). Также он является 4кратным чемпионом мира (1959г., 1961г., 1962г., 1963г.), 6кратным чемпионом Европы (19591964гг.), 5кратнымчемпиономСССР (19591963гг.).Юрий Петрович Власовустановил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (19571967гг.).Начиная с 1959 г., Юрий Власов пробует себя как литератор. Он автор таких книг, как ©Себя преодолетьª, ©Белое мгновениеª, ©Особый район Китая. 19421945ª, ©Формула мужестваª, ©Справедливость силыªи многие др. Ас середины 1980х гг.по 1996 г.он занималсяобщественнойи политической деятельностью[2].
Зоя Сергеевна Мироновасоветскаяконькобежка, с 1940х гг.врачортопед, основатель спортивной травматологии в СССР.С детства Зоя Миронова занималась коньками.Зоя Сергеевна является заслуженныммастеромспорта СССР, чемпионкойСССР (1933г., 1934г.)поконькобежному спорту. Она выступала заМоскву, клуб ©Медикª.В 1935 г.в числе нескольких ведущих спортсменов страны она поступила в Первый медицинский институт. Зоя Сергеевна Мироноваявляется доктороммедицинских наук (1962г.; кандидат медицинских наук, 1946г.), профессор (1967г.),заслуженнымдеятелемнауки РСФСР(1976г.), лауреатГосударственной премии СССР(1985г.). В 19521983 гг.заведующая отделением спортивной, балетной и цирковой травмыЦИТО. Главный врач сборной СССР на всех Олимпийских играх 19561980 гг.Она является автором таких книг, как ©Вместо выбывшего из игрыª, ©Возвращение чемпионаª и др., автором более 200 научных трудов, в том числе 11 монографий[3].Примеров таких людей очень много. Это не просто физически крепкие люди, а выдающиеся люди, которые разрушаютстереотип о ©тупыхª спортсменах.Среди наших близких и знакомых также есть личности и физически, и интеллектуально успешные. Нами было проведено изучение студентов 3курсаспециальности ©Профессиональное обучениеª Пензенского государственного технологического университета на предмет выявление гармоничных личностей. Исследование проводилось методом опроса и анкетирования (январь2016г.). Исследованием было охвачено 37 человек. Полученныерезультаты позволяют сделать следующие выводы.На вопрос ©Довольны ли Вы своей успеваемостью?ª67 % ответили, что учатся только на ©отличноª, 11 % на отметки ©четыреª и ©пятьª, 5 % только на ©четыреª, 17 % получают разные отметки.На вопрос о том, какой деятельностью Вы занимаетесь в университете, ответы студентовраспределились следующим образом:студенческий отряд ©Максимумª5%, студенческий конвент 17 %, хореография5 %, сценическое мастерство (КВН)11 %, волонтерство5 %, студия дизайна5 %, спорт5 %, наука 50 %и никакой деятельностью 38 %.Также обучающимся был задан вопрос, как часто онзанимаютсяспортом. Каждый деньзанимаются 5% студентов, почти каждый день 5%, 23 раза в неделю
50%, 1 раз в неделю28%, не занимаютсяспортом12%.Из предложенного нами списка видов спорта обучающиеся выбралиследующие: плавание17 %, легкая атлетика17 %, занятия в тренажерномзале22%, танцы22 %, футбол 5 %, баскетбол 5 %, настольный теннис 5 %, домашняя зарядка и индивидуальные занятия физкультурой 5 %, никаким видом спортане занимаются5 %.73% респондентовсчитают, что возможно и совершенно реально быть одновременно и умным, и физически сильным человеком, 27% опрошенных затруднилисьответить. 72% студентов указали, что им известны примеры гармоничных людей.К ним отнесли своих родителей, знакомыхи известных всем личностей.5% опрошенных неизвестны примеры таких людей. 23% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.В ходе исследования студентам предлагалось дать несколько рекомендаций, советов по достижению гармонии тела и ума. Вот некоторые из них:
ведениеактивногообразажизни,
наличиеширокогокругаинтересов,
занятие физической культурой,
постоянноесамообразование,
регулярное чтение и т.д. Опрашиваемыми студентами было отмечено, что только при правильной мотивации и с помощью поддержки родных и друзей можно добиться хороших результатов как в физическом, так и в умственномразвитии. Человек сам выбирает виды своей деятельности и степень своей активности в них. Главноеставить цель и достигать ее, постоянносаморазвиваться. Это, по нашему мнению, будет являтьсяглавным аспектом развития гармониив человеке.Основным итогом проведенного исследования является то, что студенты считают, что быть и умным и физически сильным возможно и примеров таких людей у них много. Очевидно, что стать гармонично развитой личностью под силу каждому, кто задастся этой целью.Нет сомнения, чтогармония это согласие, созвучие. Человеку она придает уравновешенность в егоспособностях, возможностяхи желаниях, чувствахи сознании. Тело, эмоции, разум, душа и дух гармоничного человека едины. Человек находится в равновесиии устойчивости как внутреннем, так и во внешнем. Это, думается, есть его природное состояние, котороесозвучно следующим словам доктора Астрова из пьесы Антона Павловича Чехова ©Дядя Ваняª: ©В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыслиª.
Та или инаямераравновесияв человеке есть всегда. Но оно может быть здоровым, прекрасным, радостным. А может быть изыбким. Выбор правильных целей и эффективных методов для их достижения для каждого начинается с понимания себя.Дорога к себе и познание себя для человека самый благодарный труд. Здоровой личности необходим скелет собственных ценностей, убеждений, достаточно значимых именно для неё самой. По существу это определенная нравственная система координат. Профессиональное и социальное развитие человека уравновешивается ценностными нормами, собственной позицией, убеждённостью. Человеку также важен труд, значима его включенность в работу. Труд критерий социального авторитета человека, основа личностного развития.Трудолюбие неотъемлемая составляющая человека. Плодами труда своего он живет, от его результатов чувствует радость и удовлетворение. И напротив, безделье и праздности часто приводят человека к преступлениям и правонарушениям, разрушают его душевный покой, а значит и равновесие, гармонию.Увлеченность трудом гарант самосовершенствования человека. ©Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу …ª, писал великий русский педагог К.Д. Ушинский[4].
Физический труд благотворное влияет на физическое развитие человека, укрепляет его силы и здоровье, развивает умственные способности. Он есть метод воспитания и его результат. Это универсальное средство человеческого совершенствования. В труде приходит и развивается понимание важности и бережливости к труду другого человека.
Путь к гармоничному себе у каждого свой: то, что для одного человека легко и естественно, для другого проблематично. Но необходимо помнить, что человек единое и сложное целое. И развитие всех его способностей, умений, талантов благотворно только тогда, когда уравновешено. Когда одни его стороны не поглощают и не вытесняют других. Совершенствование одного качества не отменяет важностиразвитияостальных, одна сфера жизни не способна заменить другую или компенсироватьееотсутствие. Полноценная жизнь гармоничного человека не может быть сведена к достижению одной цели, решению одной проблемы. Не только у педагоговклассиков (таких как Ушинский К.Д. и др.) есть немало секретов к достижению согласия и гармонии человека самимссобой. В книге Блоцкого О.М.©Владимир Путинª есть очень ценные для воспитания гармоничной личности факты. Вотнекоторые из них: ©……. в то время в спортивных секциях существовало достаточно жесткое правило: с плохими отметками к тренировкам подростков не допускалиª [5, c.112]; ©в те времена тренеры не только физически воспитывали подростков, но и тщательно следили за их учебой. Поэтому частенько в дорогу Путин захватывал не только учебники, которые читал в трамвае, но и дневник, отчитываясь за учебу перед Рахлиным. Закон был суров: получил двойку отправляйся домой, станешь лучше учиться возвращайся в спортивный залª [5, c.129]. В приведенных выдержках из книгиидет речь о 60ых гг. XXв., когда Путин учился в восьмом классеи совмещал учебу со спортом.А что мы имеем сегодня? А сегодня, очень часто бывает, что спортсменамстудентамвсе прощают, ©закрывают глазаª на их неуспеваемость, пропуски учебных занятий, ведь он на соревнованиях представляет учебное заведение, защищаетчесть вуза. А это неправильно. Важно создать условия для целостного развития и становления личности. И, в первую очередь, этим должны заниматься педагоги.Таким образом, считаем необходимым возрождение педагогическихтрадицийгуманизмаи идей целостного, всестороннего развития личности. Каждый человек должен иметь возможность становитсягармоничным.
Ссылки на источники1.Волков С. Н., Саратовцева Н. В. История педагогики и философия образования. Пенза: Издво ПензГТУ, 2014. 268 с.2.Железный человек Юрий Власов [Электронный ресурс] URL: http://www.zozhnik.ru/zheleznyjjchelovekyurijjvlasov/[дата обращения: 22.02.2016].3.Миронова Зоя Сергеевна [Электронный ресурс] URL: http://pomnipro.ru/memorypage10740/biography[дата обращения: 22.02.2016].4.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении[Электронный ресурс] URL: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html[дата обращения: 28.03.2015].5.Блоцкий О.М. Владимир Путин. История жизни. Книга первая. М.: Междунар. Отношения, 2001. 312 с.
Гуляева Марина Михайловна студентка 3 курса факультета информационных и образовательных технологий, Пензенский государственный технологический университет, г. Пензаmarinagulyayeva@yandex.ru
Гармоничная личность: миф или реальность
Аннотация: Авторы статьи поднимают проблему воспитания гармоничной личности, подчеркивая ее актуальность во все времена. В статье акцентируется внимание на необходимости создания условий, способствующих всестороннему развитию человека: физическому, нравственному, умственному и трудовому.Авторыпредлагают обратиться к имеющемуся отечественному педагогическому опыту и возродить некоторые воспитательныетрадиции, что, безусловно, поспособствует развитию гармонии в современном человеке.Ключевые слова:физическое развитие, умственное развитие, нравственное развитие, трудовое развитие, гармоничная личность.
Кто такой гармоничный человек? Как им стать? Идея о воспитании гармоничного человека одна из самых давних идей человечества. Так, еще в Античной Греции, в Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии(в переводе с греч. 1) совершенный, прекрасный человек, 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями[1, с. 33 34].В эпоху Просвещения английский педагог Джон Локк в своем трактате ©Мысли о воспитанииª предложил целую программу воспитания джентльмена, который должен был получить всестороннее воспитание: физическое, нравственное, умственное и трудовое[1, с. 71]. Французский просветитель ЖанЖак Руссо идеал воспитания видел в единстве умственного и физического развития: ©голова работает как у философа, а руки как у крестьянинаª[1, с. 77].Гуманистическая идея о гармоническом развитии личности (©тотально развитом индивидеª), о разностороннем проявлении способностей индивида содержится и в коммунистическом учении о воспитании и обучении К.Маркса и Ф. Энгельса. Отсюда вытекало их положение о необходимости единства умственного, физического, политехнического образования и соединения обучения с трудом учащихся[1, с.94].И сегодня развитиесистемыобразованиянацелено нагармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала нашей страны.Какой же смысл следует вкладывать в понятие ©гармоничная личностьª?Гармоничная личность это личность разносторонне развитая, воспитанная, способная адекватно воспринимать и анализировать все происходящее вокруг. Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным и физическим здоровьем, умением находить общий язык с людьми и не отчаиваться в любых жизненных ситуациях. Но так ли часто мы встречаемся в жизни с людьми, живущими в гармонии с собой и окружающим миром? Часто ли видим человека, профессиональные знания и умения которогосоразмерныличностным и человеческим качествам; приятная внешностьумению быть интересным собеседником; а социальная зрелостьфизическому и психическому здоровью? Насколько в настоящее время образ гармоничного человека реалени нужендля каждого из нас? Вполне может показаться, что такое числотребований для однойличностиэто утопия, фантазия, миф и их практическая реализация невозможна в реальности.
Чаще всего мы встречаем в жизни людей, усиленно занимающихся спортом, или людей, посвятивших себя науки и т.д. Да и отношение к спортсменам всегда было неоднозначным.В обществе неизменносуществовал стереотип, что все спортсмены ©недалекого умаª, а отличникихилые и слабые.Очень часто, в нашем понимании если человек высокий, широкоплечий,мускулистый,с маленькой головой и толстой шеей,то это спортсмен. А худой, слабый,в очках и с книгой, то это ©ботаникª.Но на самом делетак ли это?Какая личность является гармоничной?У каждого человекаесть свои интересы, которые он может расположить в порядке важности, то естьот неглавного к главному, от низшего к высшему.Интересы могут быть разнообразными. Для некоторых это может быть спорт, музыка, рисование, для другихчтение, рукоделие.Каждый сам для себя решает, что ему важнее.В любом учебном заведении есть люди, которые занимаются спортом, не пропускают ни одной тренировки, участвуют в соревнованиях различного уровня и очень часто не посещают учебныезанятия по причинесильной загруженности или просто без причин не желают учиться.В результате по физкультуре у них всегда отличные оценки, а по остальным предметам бывают проблемы с неуспеваемостью.Но также есть и те, которые никуда не ходят, только сидят дома за учебниками, им важнее всего учеба. В результате у таких людей, наоборот, по физической культуре неудовлетворительная оценка, а по остальным предметамотметки ©отличноª.Полагаем, чтодля того чтобы быть гармоничной личностью, надо совершенствоваться как умственно,так и физически.
Физическое и умственное развитие взаимосвязаны между собой. Если систематически заниматься физкультурой, то и в будущем намного проще справиться и с умственными упражнениями. Спорти трудучат соблюдать дисциплину и режим, укрепляют организмчеловека, а образование и искусство обогащают еговнутренний мир.Очень важно заниматься спортом, таккак необходимо укреплять здоровье. Занимаясь спортом, развивается ловкость, гибкость,сила,быстрота, укрепляется вера в свои собственные силы,повышается самооценка, воспитывается воля к победе, достижению цели, соревновательный дух.Спортивныезанятия тонизируют мышцы, делают их сильными и упругими. Человек становится привлекательным и гибким.Благодаря занятиям спортом, онменьше утомляется, увеличивает свои жизненные силы. Бесспорно, что чем больше заниматься физической культурой, тем эффективней будет работатьорганизм. Спорт развиваетвыносливость, характер, является основой личностного роста.Поэтомучрезвычайно важно развиватьфизическую культуру.Существует множество примеров людей(как всем известных, так и наших друзей и знакомых) сочетающих в себе и ум,и атлетичность. Например,среди известных это ВласовЮ.П., МироноваЗ.С.и др.
Юрий Петрович Власовсоветскийтяжелоатлет, русский писатель,российский политический деятель.Ещё мальчиком, Юрий был поражен в самое сердце книгой ©Путь к силе и здоровьюª Георга Гаккеншмидта 1911 г.издания, и точно знал, что его путь предрешен. В 14 лет он уже начал свой блистательный спортивный путь.Юрий Петрович Власовявляется олимпийским чемпионом (1960г.) и серебряным призёром Олимпийских игр (1964г.). Также он является 4кратным чемпионом мира (1959г., 1961г., 1962г., 1963г.), 6кратным чемпионом Европы (19591964гг.), 5кратнымчемпиономСССР (19591963гг.).Юрий Петрович Власовустановил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (19571967гг.).Начиная с 1959 г., Юрий Власов пробует себя как литератор. Он автор таких книг, как ©Себя преодолетьª, ©Белое мгновениеª, ©Особый район Китая. 19421945ª, ©Формула мужестваª, ©Справедливость силыªи многие др. Ас середины 1980х гг.по 1996 г.он занималсяобщественнойи политической деятельностью[2].
Зоя Сергеевна Мироновасоветскаяконькобежка, с 1940х гг.врачортопед, основатель спортивной травматологии в СССР.С детства Зоя Миронова занималась коньками.Зоя Сергеевна является заслуженныммастеромспорта СССР, чемпионкойСССР (1933г., 1934г.)поконькобежному спорту. Она выступала заМоскву, клуб ©Медикª.В 1935 г.в числе нескольких ведущих спортсменов страны она поступила в Первый медицинский институт. Зоя Сергеевна Мироноваявляется доктороммедицинских наук (1962г.; кандидат медицинских наук, 1946г.), профессор (1967г.),заслуженнымдеятелемнауки РСФСР(1976г.), лауреатГосударственной премии СССР(1985г.). В 19521983 гг.заведующая отделением спортивной, балетной и цирковой травмыЦИТО. Главный врач сборной СССР на всех Олимпийских играх 19561980 гг.Она является автором таких книг, как ©Вместо выбывшего из игрыª, ©Возвращение чемпионаª и др., автором более 200 научных трудов, в том числе 11 монографий[3].Примеров таких людей очень много. Это не просто физически крепкие люди, а выдающиеся люди, которые разрушаютстереотип о ©тупыхª спортсменах.Среди наших близких и знакомых также есть личности и физически, и интеллектуально успешные. Нами было проведено изучение студентов 3курсаспециальности ©Профессиональное обучениеª Пензенского государственного технологического университета на предмет выявление гармоничных личностей. Исследование проводилось методом опроса и анкетирования (январь2016г.). Исследованием было охвачено 37 человек. Полученныерезультаты позволяют сделать следующие выводы.На вопрос ©Довольны ли Вы своей успеваемостью?ª67 % ответили, что учатся только на ©отличноª, 11 % на отметки ©четыреª и ©пятьª, 5 % только на ©четыреª, 17 % получают разные отметки.На вопрос о том, какой деятельностью Вы занимаетесь в университете, ответы студентовраспределились следующим образом:студенческий отряд ©Максимумª5%, студенческий конвент 17 %, хореография5 %, сценическое мастерство (КВН)11 %, волонтерство5 %, студия дизайна5 %, спорт5 %, наука 50 %и никакой деятельностью 38 %.Также обучающимся был задан вопрос, как часто онзанимаютсяспортом. Каждый деньзанимаются 5% студентов, почти каждый день 5%, 23 раза в неделю
50%, 1 раз в неделю28%, не занимаютсяспортом12%.Из предложенного нами списка видов спорта обучающиеся выбралиследующие: плавание17 %, легкая атлетика17 %, занятия в тренажерномзале22%, танцы22 %, футбол 5 %, баскетбол 5 %, настольный теннис 5 %, домашняя зарядка и индивидуальные занятия физкультурой 5 %, никаким видом спортане занимаются5 %.73% респондентовсчитают, что возможно и совершенно реально быть одновременно и умным, и физически сильным человеком, 27% опрошенных затруднилисьответить. 72% студентов указали, что им известны примеры гармоничных людей.К ним отнесли своих родителей, знакомыхи известных всем личностей.5% опрошенных неизвестны примеры таких людей. 23% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.В ходе исследования студентам предлагалось дать несколько рекомендаций, советов по достижению гармонии тела и ума. Вот некоторые из них:
ведениеактивногообразажизни,
наличиеширокогокругаинтересов,
занятие физической культурой,
постоянноесамообразование,
регулярное чтение и т.д. Опрашиваемыми студентами было отмечено, что только при правильной мотивации и с помощью поддержки родных и друзей можно добиться хороших результатов как в физическом, так и в умственномразвитии. Человек сам выбирает виды своей деятельности и степень своей активности в них. Главноеставить цель и достигать ее, постоянносаморазвиваться. Это, по нашему мнению, будет являтьсяглавным аспектом развития гармониив человеке.Основным итогом проведенного исследования является то, что студенты считают, что быть и умным и физически сильным возможно и примеров таких людей у них много. Очевидно, что стать гармонично развитой личностью под силу каждому, кто задастся этой целью.Нет сомнения, чтогармония это согласие, созвучие. Человеку она придает уравновешенность в егоспособностях, возможностяхи желаниях, чувствахи сознании. Тело, эмоции, разум, душа и дух гармоничного человека едины. Человек находится в равновесиии устойчивости как внутреннем, так и во внешнем. Это, думается, есть его природное состояние, котороесозвучно следующим словам доктора Астрова из пьесы Антона Павловича Чехова ©Дядя Ваняª: ©В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыслиª.
Та или инаямераравновесияв человеке есть всегда. Но оно может быть здоровым, прекрасным, радостным. А может быть изыбким. Выбор правильных целей и эффективных методов для их достижения для каждого начинается с понимания себя.Дорога к себе и познание себя для человека самый благодарный труд. Здоровой личности необходим скелет собственных ценностей, убеждений, достаточно значимых именно для неё самой. По существу это определенная нравственная система координат. Профессиональное и социальное развитие человека уравновешивается ценностными нормами, собственной позицией, убеждённостью. Человеку также важен труд, значима его включенность в работу. Труд критерий социального авторитета человека, основа личностного развития.Трудолюбие неотъемлемая составляющая человека. Плодами труда своего он живет, от его результатов чувствует радость и удовлетворение. И напротив, безделье и праздности часто приводят человека к преступлениям и правонарушениям, разрушают его душевный покой, а значит и равновесие, гармонию.Увлеченность трудом гарант самосовершенствования человека. ©Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу …ª, писал великий русский педагог К.Д. Ушинский[4].
Физический труд благотворное влияет на физическое развитие человека, укрепляет его силы и здоровье, развивает умственные способности. Он есть метод воспитания и его результат. Это универсальное средство человеческого совершенствования. В труде приходит и развивается понимание важности и бережливости к труду другого человека.
Путь к гармоничному себе у каждого свой: то, что для одного человека легко и естественно, для другого проблематично. Но необходимо помнить, что человек единое и сложное целое. И развитие всех его способностей, умений, талантов благотворно только тогда, когда уравновешено. Когда одни его стороны не поглощают и не вытесняют других. Совершенствование одного качества не отменяет важностиразвитияостальных, одна сфера жизни не способна заменить другую или компенсироватьееотсутствие. Полноценная жизнь гармоничного человека не может быть сведена к достижению одной цели, решению одной проблемы. Не только у педагоговклассиков (таких как Ушинский К.Д. и др.) есть немало секретов к достижению согласия и гармонии человека самимссобой. В книге Блоцкого О.М.©Владимир Путинª есть очень ценные для воспитания гармоничной личности факты. Вотнекоторые из них: ©……. в то время в спортивных секциях существовало достаточно жесткое правило: с плохими отметками к тренировкам подростков не допускалиª [5, c.112]; ©в те времена тренеры не только физически воспитывали подростков, но и тщательно следили за их учебой. Поэтому частенько в дорогу Путин захватывал не только учебники, которые читал в трамвае, но и дневник, отчитываясь за учебу перед Рахлиным. Закон был суров: получил двойку отправляйся домой, станешь лучше учиться возвращайся в спортивный залª [5, c.129]. В приведенных выдержках из книгиидет речь о 60ых гг. XXв., когда Путин учился в восьмом классеи совмещал учебу со спортом.А что мы имеем сегодня? А сегодня, очень часто бывает, что спортсменамстудентамвсе прощают, ©закрывают глазаª на их неуспеваемость, пропуски учебных занятий, ведь он на соревнованиях представляет учебное заведение, защищаетчесть вуза. А это неправильно. Важно создать условия для целостного развития и становления личности. И, в первую очередь, этим должны заниматься педагоги.Таким образом, считаем необходимым возрождение педагогическихтрадицийгуманизмаи идей целостного, всестороннего развития личности. Каждый человек должен иметь возможность становитсягармоничным.
Ссылки на источники1.Волков С. Н., Саратовцева Н. В. История педагогики и философия образования. Пенза: Издво ПензГТУ, 2014. 268 с.2.Железный человек Юрий Власов [Электронный ресурс] URL: http://www.zozhnik.ru/zheleznyjjchelovekyurijjvlasov/[дата обращения: 22.02.2016].3.Миронова Зоя Сергеевна [Электронный ресурс] URL: http://pomnipro.ru/memorypage10740/biography[дата обращения: 22.02.2016].4.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении[Электронный ресурс] URL: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html[дата обращения: 28.03.2015].5.Блоцкий О.М. Владимир Путин. История жизни. Книга первая. М.: Междунар. Отношения, 2001. 312 с.