Психологическая направленность технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аминов И. И., Эминов В. Е. Психологическая направленность технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1271–1275. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96171.htm.
Аннотация. В статье раскрываются психологические аспекты технологий «социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе; рассматриваются правовые основы социально-психологической адаптации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; анализируются психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными в целях их эффективной ресоциализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аминов Илья Исакович, кандидат психологических наук, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовноисполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москваaminovii@mail.ru

Эминов Владимир Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и уголовноисполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москваeminovve@mail.ru

Психологическая направленность технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными1

Аннотация.В статье раскрываются психологические аспекты технологий «социальных лифтов» в уголовноисполнительной системе; рассматриваются правовые основы социальнопсихологической адаптации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; анализируются психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными в целях их эффективной ресоциализации.Ключевые слова:уголовноисполнительная система, технологии «социальных лифтов», ресоциализация, психокоррекция, психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными.

Российская Федерация, исходя из конституционных принципов и установок, является социальным государством, политика которого неуклонно направлена на создание всех необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие каждого человека (ч.1 ст. 7 Конституции РФ). Государственнаясоциальная политика проводится в первую очередь в целях социальноэкономической поддержки наименее защищенных слоев населения, нуждающихся в особой заботе и внимании,–детей и юношества, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья, многодетных родителей, людей, попавших трудную жизненную ситуацию и т.п. В сферу действия социальнополитических мер входит обеспечение и защитаобщесоциальныхинтересовв целом: благосостояния всех граждан и высокого качества жизни.Создавать условия для построения и жизнеобеспечения экономически стабильного, социально справедливого, защищенного и благополучного общества, в котором граждане могут свободно и счастливо жить, растить детей, плодотворно трудиться, создавать материальные и духовные ценности –в этом состоит социальная ответственность государства. Вместе с тем общество не должно оставаться в стороне и отворачиваться от такой особой категории его сограждан, как осужденные. И делоне только и не столько в том, что в настоящее время число осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, составляет свыше полумиллиона человек[1]. Главное заключается в том, что каждый осужденный –это, прежде всего –ч е л о в е к, его права и свободы –высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ). И даже тот, кто совершил тяжкое преступление и приговорен судом к изоляции от общества, после отбытия им наказания заслуживает права вернуться в нормальной жизни и быть приня

1Статья опубликована в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 150300256 (пункт договора 2.3.12).

тым людьми. Однако это егостремление к ресоциализации должно быть осознанным, искренним, зрелым, подкрепленным действенными усилиями и конкретными поступками.В настоящее время приоритетными задачамиуголовноисполнительной системы Российской Федерации (далее УИС РФ), решаемымив контексте проведенияобщей социальной государственной политики, являются: оптимизация и постоянное улучшение в соответствии с европейскими международными требованиями и стандартами условий содержанияосужденных в местах лишения свободы, принятие действенных мер по активизации их трудовой занятости и профессиональному обучению, вовлечению осужденныхв психокоррекционные и социальнопедагогические мероприятия, способствующие их эффективной адаптации и ресоциализации. Продуктивное решение этих задач неизбежно ведет к минимизации рецидивной преступности, декриминализации общества и стабилизации высокого уровня общественной безопасности. Социальная ответственность государства и его воспитательная функция наглядно проявляются в сфере действия норм уголовноисполнительного права, определяющего и регулирующего отношения в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний.Как закреплено в Уголовноисполнительном кодексе Российской Федерации (далее УИК РФ), задачами уголовноисполнительного законодательства, являются не только регулирование порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний, определение средств исправления осужденных, но и охрана их прав, свобод и законных интересов, а также оказание осужденным всесторонней помощи в социальной адаптации (ч.2 ст.1 УИК РФ). Все этодиктует необходимость внедрения в деятельность учреждений, исполняющих наказания, эффективных и продуктивных средств, приемов, методов, методик и технологий социальнопедагогической и психологической работыс осужденными. В соответствии с базисныминормами Основного закона России –Конституции РФ (ст. ст. 2, 17–21, 50), общепризнанными принципами международного права, российским законодательствоми с учетом прав,свобод и законных интересов человека, в том числе осужденныхсудом лиц,в Уголовноисполнительном кодексе РФ устанавливаются базисныеначала исполнения наказаний – законность, гуманизм, демократизм, равенство всех осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения и средств исправления, стимулирование законопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием (ст.8 УИК РФ). Все вышеперечисленные легальные принципыисполнения наказаний обязательны для их реализации в деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказания(далее ИУ)средствами и методами согласно установлениям закона, нормам морали, традициям и обычаям социума,достижениям социальнопедагогической и психологической наук, а также психофизиологическим особенностям и личностным возможностям осужденных.

Цель функционирования уголовноисполнительной системы России состоит, отнюдь, не в том, чтобы жестоко покарать осужденных, социально изолировать ихи навсегда заклеймить общественным презрением, а в том, чтобы спасти их от уже случившегося с ними социальнонравственного падения, помочь им действительно исправиться, одуматься, оставить в прошлом свои криминальные помыслы и изменить ошибочные представления о сущности и ценностях человеческой жизни с тем, чтобы впредь не совершать преступных деяний и максимально восстановить, а, возможно, и повысить свой социальный статус. Исправление осужденных подразумевает не однократно зафиксированный оптимистичный показатель, а устойчивые качественные позитивные изменения в личности осужденных, прочно вошедшие в их сознание и образ жизни, что требует формирования у них уважительного отношения к людям, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного, нравственного поведения. Основными же средствами исправления осужденных Законом определены –установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Кроме того, подчеркивается, что средства исправления, применяемые к осужденным, должны учитывать вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личностные особенности осужденных, их реальное поведение и отдельные наиболее значимые поступки(ч. 1–3 ст. 9 УИК РФ).Конституционноправовые, гуманистические, жизнеутверждающиеустановки приобретают ещебольшее значение в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, когда человек попадает в специфические, зачастую весьма суровые условия исправительного учреждения, характеризуемые, в первую очередь, изоляцией от общества, ограниченным территориальным и жизненным пространством, длительной разлукой со своими близкими и родными, отлучением от профессии, привычных занятий и образа жизни. И здесь перед системой исполнения наказанийодной из первостепенных ставится задача исключить необратимые отрицательные социальнопсихологические процессы или хотя бы свести к минимуму негативные социальныеи психологические последствия отбытия наказания ввиде лишения свободы,как для осужденного, так и для его семьи, близких, для социумав целом. Хоть преступников и принято считать асоциальными, маргинальными(от лат. «margo»—край, грань) элементами, но, по сути, осужденные остаются членамиобщества и в период отбывания наказания, и после выхода на свободу. Поэтому еще одна важная задача исправительного учреждения –подготовить осужденного к достойной, полноценной жизни, найти свое место и свое призвание. Для решения этой задачи в учреждениях, исполняющих наказания, необходимо создать такие организационноправовые и социальнопсихологические условия для лиц, совершивших преступления, чтобы человек вернулся в общество не озлобленным, не больным, не психологически сломленным, не готовым снова нарушить закон, а полноправным членом этого общества и снова научился бы в нем жить. В достижении поставленных пенитенциарных задач определяющая роль принадлежит психологопедагогической коррекционной работе с осужденными. В соответствии с принципами уголовноправовой и уголовноисполнительной дифференциации и индивидуализации наказания ст. 109 УИК РФ закрепляет, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей их личности и характера, а такжевида, степени тяжестииобщественной опасности, а также

конкретных обстоятельств совершенных ими преступлений. Так как воспитательная работав учреждениях, исполняющих наказания, по своему содержанию носит психологопедагогический, личностноориентированный характер, уголовноисполнительное законодательство (ст.110 УИК РФ) устанавливает лишь основные, типовые ее формы,методыи средства. В связи с этим, администрации исправительного учреждения предоставляются широкие возможности творчески применять наиболее эффективные механизмывоспитательного воздействия с учетом индивидуальных социальнопсихологических особенностей, возможностей и интересов каждого осужденного.

Анализ российского и зарубежного опыта работы с осужденными в местах лишения свободы приводит к убеждению, что деятельность учреждений, исполняющих наказания, направлена в первую очередь на решение социальных и психологопедагогических задач, которым всегда должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных. Ведущий отечественный пенитенциарист первой половины XXвека Ю.Ю.Бехтерев, разрабатывав ший задачи, методику и технику коррекционной работы с заключенными в тюрьмах и исправительнотрудовых лагерях СССР, считал, что исследование личности осужденногодолжно проникать во все подразделения исправительного учреждения, обеспечивая решение таких психологопедагогических задач, как объективная и адекватная классификация осужденных; установление для каждой категории осужденных соответствующего режима отбывания наказания; разумная организация их трудовой занятости; целесообразная постановка образовательной работы с ними; научно обоснованный учет результатов коррекционного воздействия; своевременное и перспективное повышение педагогической квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений[2, c. 17–18].Личность осужденного, являясь по сути одной из разновидностей среднестатистической личности преступника, представляет собой некую абстрактную обобщенную модель –совокупность социальных, ментальныхи психологических свойств и качеств, характеризующих преступников как некий социальный и психологический типаж, отличающийся от других нормотипических индивидов (обычных законопослушных людей)большей или меньшей степенью общественной опасности,социопсихологической патологиии ментальной зависимости от криминальной среды. В своей основе личность осужденного, как особый социальнопсихологический тип человека, во многом повторяетличность преступника, но отличается от неетем, что составляющие ее свойства и качества находятся в чрезвычайно неустойчивом, переменчивом состоянии, так как подвержены сильному и продолжительномустрессовому воздействию внутреннего (эмоциональные переживания, осознание произошедшегои раскаяние, муки совести и т.д.) и внешнего (со стороны семьи и близких, общественного мнения, среды исправительного учреждения, криминальных элементов, остающихся на свободе) характера.Вместе с тем необходимо понимать, что осужденные, отбывающие наказание, не могут измениться полностью, переродиться, стереть из своей памяти преступное прошлое, включая асоциальные мотивы, противозаконные поступки, преступные связи. Психологопедагогическая задача, которая ставится перед исправительным учреждением, состоит в том, чтобы произвести корректировку личности осужденного и направить его поведение в русло нормотипического сознания, законопослушного поведения и ресоциализации. Под целенаправленным воздействием среды исправительного учреждения, собственных переживаний, раскаяния, переоценок, самого факта изоляции, особенно, если онпродолжителен, а также под влиянием личности и поведения других осужденных, меняются социальные ориентиры человека, лишенного свободы и содержащегося в ИУ, подвергаются пересмотру его нравственные ценности и жизненные цели, а, следовательно, имотивы, которые представляют собой движущий механизм соответствующих поступков. Таким образом, в период отбывания наказания в местах лишения свободы меняется не только психологическое состояние, включая мотивы, цели и интересы, но и реальное, в том числепотенциальное поведение данной категории лиц. При этом необходимо сделать так, чтобы эти изменения не усугубляли общее психофизиологическое состояние осужденного, а стимулировали выработку у него необходимых личностныхкачеств, установок, привычек поведения, свойственных нормотипическому человеку. Особенно важно,чтобы после освобождения осужденный был бы морально и психологически готов вернуться в социум, трудиться и жить по закону и нормам морали.Обобщая сказанное выше, отметим, что преступник, находящийся в местах лишения свободы, —это отчужденная, слабо адаптированная и в то же время психологически уязвимая, зависимая от внешних факторов и условий личность, реагирующая на любые изменения внешней среды. Различные параметры его личности следует рассматривать в качестве объектов индивидуального предупредительного (профилактического) и коррекционного психологопедагогического воздействия, чем, по сути, и является исправление осужденных.

Вполне допустимо, что построенное без учета личностных индивидуальнопсихологических особенностей осужденных исполнение наказания в виде лишения свободы будет иметь деструктивные последствия, вызовет еще большие личностные изменения, приведет к еще более глубокому отчуждению от позитивной среды и ее ценностей вплоть до полного их неприятия, окончательному разрыву отношений с семьей, друзьями, коллегами. Чтобы этого не случилось, в исправительных учреждениях необходимо предпринимать меры, в том числе организационнопедагогического и психологического характера, которые позволили бы максимально «снять» негативные последствия отбывания наказания в виде лишения свободы, оптимизировать психологическое состояние осужденных, вселить в них уверенность, что последствия их заключения не будут для них безысходными, а наоборот –возврат к нормальной жизни вполне реален, достижим и,главное, позитивен. На основе анализа психологических параметров личности осужденного (психологического склада, морального состояния, социально значимых личностных качеств и свойств и т.д.) должны выбираться те или иные меры психологопедагогического воздействия: 1)в отношении тех осужденных, личность которых в сильной степени отчуждена и крайне дезадаптирована, необходимо их постепенное приобщение к социальнополезным ценностям, преодоление ими социальнопсихологической изоляции, активное включение в сферу социально одобряемого общения, стимулирование эффективной и личностнозначимой социализации; 2)в отношении осужденных, в меньшей степени подверженных отчужденности, возможно более интенсивное вовлечение в общественные связи, принятие действенных мер для сохранения их отношений с семьей, близкими людьми, бывшими коллегами ит.д., воспитание их в духе уважения к законам, привитие чувства «сопричастности» к жизни общества, страны, построение перспектив на будущее.В результате осуществления подобных мер у осужденных должно возникнуть желание к психофизической корректировке своей личности и осознанное инициативное стремление к ресоциализации. При этом соответствующие методы воздействия следует принимать не только к «благополучным», а ко всем осужденным. Более настойчиво и концентрированно эти меры должны осуществляться в отношении тех, кто больше других запущен в нравственнопедагогическом плане, многократно совершал преступления, упорно сопротивляется воспитательным усилиям, нарушает режим отбывания наказания ит.п.В настоящее время сфера социальной и психологопедагогической работы с осужденными претерпевает существенную трансформацию, что обусловлено реформированием уголовноисполнительной системы РФ. Врамках реализации Концепции развития УИС России до 2020 года[3]с 2011 г. в практику деятельности исправительных учреждений повсеместно внедряются технологии «социальных лифтов»[4, с. 373], целями которых являются адаптация и социализация осужденных путем создания специальных условий для формирования позитивных характеристик личности; профилактика рецидивной преступности посредством эффективной ресоциализации осужденных, обеспечивающей их возвращение в общество. При этом основными задачами развития УИС ставятся: 1) активизация мотивации осужденных к законопослушному поведению; 2) обеспечение прозрачности деятельности исправительных учреждений в сфере предоставления более мягких, улучшенных условий отбывания наказания осужденным, которые своими инициативными и активными действиями проявили стремление к ресоциализации, а также в вопросах внесения администрацией ИУ ходатайств в суд к условнодосрочному освобождению осужденных или замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания;3) дифференциация осужденных по их уголовноправовой, социальнопедагогической, психологической и медицинской характеристике.

Оценка поведения осужденных комиссиями в ИУ должна проводиться на основании анализа конкретных критериев, свидетельствующих о степени исправления осужденного и его готовности к ресоциализации. При этом основным критерием комплексной оценки поведения осужденного выступает соблюдение им порядка отбытия уголовного наказания (критерии № 1).

Ко второй (дополнительной) группе критериев относится психологическая составляющая: стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации (критерии № 2). Под стремлением осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятии инициативных мер к ресоциализации в рамках психологических критериев следует понимать выполнение осужденным программы психологической коррекции его личности, систематическое участие в психологических тестах, тренингах, процедурах психотерапии. Документальным подтверждением такого стремления осужденного является справка психолога о выполнении программы психологической коррекции личности и выписка из дневника (электронного дневника) индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенные заместителем начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе.Документы, отображающие картину позитивных изменений личности осужденного, представляются на комиссиюисправительного учреждения по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний, в которой психологическую службу представляет начальник психологической лаборатории или его заместитель. Оценивающее решение принимается комиссией после рассмотрения представленных документов и обсуждения голосованием –простым большинством голосов от числа присутствующих. Перед решением вопросов о смягчении или усилении режима отбывания наказания, предоставления УДО психологу после реализованной Программы психологической коррекции необходимо провести повторное обследование осужденного по методике, выявившей у него основные проблемы по психокоррекции. Значимость выявленных изменений просчитывается с помощью статистических методов, математического аппарата и с использованием персонального компьютера. Для представления заключения Комиссии психолог на компьютере осуществляет визуализацию полученных обобщенных данных –представляет график (гистограмму) происшедших изменений в поведении осужденного в лучшую или худшую сторону[5, c. 12]. Результаты анализа данных апробации системы социальных лифтов в учреждениях, исполняющих наказания, УФСИН по Рязанской и Владимирской областям, а также Республике Удмуртия (2015 г.) показали, что осужденные значительно в меньшей степени ориентированы на критерий № 2 (28,2 % осужденных), чем на критерий № 1. Осужденные также более склонны проявлять соблюдение режима отбытия наказания, чем подвергаться психокоррекции. Однако членам комиссии более понятным оказывается критерий № 2, поэтому именно он является основным при определении решения об улучшении или ухудшении условий отбывания наказания (лифт «вверх» или «вниз»). Невысокий уровень мотивации осужденных к ориентации на критерии группы № 2 приводит к недостаточному соответствию их поведения показателям оценки по системе «социальных лифтов». В то же время, те осужденные, которые все же принимали участие в соответствующих психологокоррекционных программах, отмечали положительные результаты в актуализации собственного эмоционального состояния и аккумуляции ресурсов для его изменения в лучшую сторону.Как показали результаты анализа в выполнении программы психологической коррекции личности, систематически участвуют в психологических тестах, тренингах и процедурах психотерапии всего лишь 10,6 % осужденных. Имеет место и слабая активность осужденных по позитивному влиянию друг на друга, преобладает категорично индивидуалистский характер позитивной активности осужденных, в силу чего недостаточно задействован фактор психологического обогащения личности от коллектива. Более половины опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России (58,5 %) отметили безразличное отношение значительной части осужденных к возможности изменения условий отбывания наказания, что связано,в первую очередь,с недостаточной значимостью стимулов к такому улучшению. Например, жилые помещения, в которые переводятся положительно зарекомендовавшие себя осужденные, далеко не всегда сильно отличаются комфортом от обычных. Основная масса осужденных сознательно выбирает для себя нахождение в обычных условиях отбывания наказания, считая эти условия наиболее приемлемыми для проживания, но не обязывающими прилагать определенные, иногда значительные усилия для позитивного изменения и личностного роста. В то же время, наблюдается общая тенденция роста числа осужденных, участвующих в программах комплексного воспитательного характера, что, в конечном счете, помогает им твердо и осознанно встать на путь исправления, получить позитивный психологический настрой, достичь целей трудового, физического, нравственного и правового воспитания. Так в 2015 г. в ИК № 6 УФСИН России по Рязанской области по УДО освободилось осужденных на 65% больше, чем в 2014 г. Кроме того, 20 осужденным неотбытая часть наказаниябыла заменена более мягким видом[6].Существующие психологические критерии, свидетельствующие о стремлении осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативных мерах к ресоциализации, в силу своей специфичности, трудны для восприятия членами комиссии, принимающей решение. Поэтому имеет место необходимость их детальной разработки, конкретизации, стандартизации и объективизации. Существенное значение имеет научное и научнометодическое обоснование данных психологических критериев и их дальнейшаяпопуляризация.В этой связи актуализируется проблема выбора наиболее точных, хорошо зарекомендовавших себя в условиях отбытия наказания, диагностических методов изучения личности осужденного. Психологическое изучение личности осужденного работниками учреждений, исполняющих наказания, выполняет такие функции, как:

психодиагностическая, нацеленная на полное изучение индивидуальноличностных и типичных групповых характеристик осужденных;

прогностическая, оценивающая степень вероятности наступления противоправного поведения осужденных;

профилактическая,направленная на предупреждение и сдерживание возможного противоправного поведения осужденного;

профориентационная, оценивающая психическую пригодность осужденного к определенным видам деятельности (профессионального обучения) в условиях исправительного учреждения;

консультационная,направленная на оказание индивидуальной психологической помощи осужденным[7, c. 366 –371]. Основными же источниками получения информации о личности осужденногомогут быть:

материалы личного дела осужденного: анкетные сведения об осужденном, его автобиография, отзывыхарактеристики, выданные различными организациями, следователем, начальником отряда, психологом;

материалы уголовного дела, приговор;

данные медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования осужденного, раскрывающие состояние его физического и психического здоровья, рекомендации по организации его труда и быта в связи с возможными психопатиче скими проявлениями и личностными отклонениями, акты судебнопсихологической, судебнопсихиатрической или комплексной судебной психологопсихиатрической экспертизы;

включенное и опосредованное наблюдение за каждодневным поведением осужденного (анализ поведения в исправительном учреждении, результатов его трудовой деятельности, свободного времяпрепровождения, участия в общественной жизни, спортивных и культурных мероприятиях);

материалы общения с осужденным (беседы, опросы, анкеты);

информация об осужденном, полученная в ходе оперативнорозыскной деятельности;

изучение социальных связей осужденного, беседы с его родными, близкими и друзьями;

переписка осужденного с родными, близкими, друзьями, бывшими коллегами, а также с потерпевшими от его преступных действий (жертвами)[8, c. 546547].

Из всего перечня источников получения информации о личности осужденного наиболее важными элементами психодиагностической работы являются беседа, опрос и наблюдение.Следует иметь в виду, что при оценивании психологических критериев прогнозирование стремления осужденного к ресоциализации не может быть полным (стопроцентным). Кроме того, осужденные могут симулировать законопослушное и благонадежное поведение с целью получения тех или иных благ и привилегий. Поэтому, например, метод простого суммирования диагностически важных признаков, характеризующих осужденного, для комплексной оценки степени исправления осужденного, проходящего психокоррекцию по системе технологий «социальных лифтов», малопригоден. В то же время, в психологии для осуществления диагностического прогнозирования существует мощный математический инструментарий, позволяющий прогнозировать с высокой степенью вероятности наступление тех или иных событий (результатов, явлений), а также программировать достижение тех или иных желаемых результатов. Технологии тем и отличаются от методик, что гарантируют заданный результат.В контексте применения технологий «социальных лифтов» актуальной является объективная оценка степени изменений личностных и поведенческих характеристик осужденных после реализации. Среди самих оценочных критериев выделяются две группы: объективные и субъективные.К объективным критериямстепени изменений личностных и поведенческих характеристик осужденных относятся результаты психодиагностических тестов. В условиях реализации системы «социальных лифтов» определяются изменения в качественном состоянии ряда личностных свойств (качеств) и элементов подструктуры направленности личности осужденного. В каждой Базовой типовой программе определена «батарея» (группа) психодиагностических тестов и цели психокоррекционного воздействия. К Программе также прилагается перечень рекомендованных психодиагностических методик, которая выявляет значительное количество диагносцируемых психологических факторов. Так, например, 16факторный личностный опросник Р. Кеттелла, не только выявляет 16 психологически важных факторов, но и ряд дополнительных, причем все они взаимосвязаны между собой, что дает более объективный комплексный результат исследования личности. Примером рекомендованных тестовможет быть:1.MMPI71;2.16факторныйличностный опросник Кеттела;

3.FFI(пятифакторный личностный опросник);4.Тест Роршаха;

5.Методика «Незаконченных предложений»;6.Цветовой тест Люшера; 7.Тест Маховер «Рисунок человека»; 8.Тематический апперцептивный тест (ТАТ);9.Методикамногостороннегоисследованияличности(ММИЛ);10.ИТО (индивидуально типологический опросник);11.Тест Шмишека (выявление акцентуации характера);12.УСК (уровень субъективного контроля);13.RSK(оценка склонности к риску);14.MAS(оценка уровня тревожности) и др.Применение разнообразных психологических тестов позволяет дать наиболее полную психологическую характеристику личности осужденного, вскрыть мотивы того или иного поведения, решить задачу профессиональной пригодности и выбрать наиболее оптимальные методы коррекции его поведения и мер адаптации к нормальному образу жизни. Тестирование с применением указанных методик должныпроводить специально подготовленные сотрудники, имеющие психологическое образование. Применение данных тестов позволит выявить огромное количество параметров, которые необходимо будет сопоставить, проанализировать и обобщить. Как правило, практические психологи выявляют и обобщают не все определяемые свойства и качества осужденного, а только важные для решения какойлибо конкретной задачи, т.е. сначала выявляют «цели» психокоррекционного воздействия, либо «цели» для оценки изменения какихто параметров в ходе проводимой психокоррекционной работы и т.д. [5, c. 12]. Целью психокоррекционного воздействия на осужденных, стремящихся к ресоциализации, могут стать, например, заложенные в их сознание социальные ценности и устойчивые представления, преобладающие эмоциональнопсихические состояния, которые в сочетании с криминальнозначимыми свойствами личности, выступают в качестве основныхдетерминант преступного и потенциально криминального поведения.К таким целевым объектам психокоррекционного воздействия относятся: 1.Свойства и качества личности осужденного, провоцирующие совершение им насильственных преступлений (агрессивность, импульсивность, дефекты эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, неразвитость сдерживающего поведения, преобладающе зависимое поведение, неблагоприятно сложившийся стереотип поведения);2.Степень взаимосвязи осужденного с криминальной средой, отношение к ней, характер совершенного им преступного деяния, наличие или отсутствие искреннего раскаяния за совершенный проступок, отношение к родным и близким, к другим осужденным, к сотрудникам и администрации ИУ; 3.Повышенная эмоциональная лабильность, патологическая возбудимость;4.Неадекватная самооценка (существенно заниженная или завышенная);5.Неадекватно негативное представление о перспективах на будущее, что все потеряно (либо наоборот –наличие определенных жизненных планов, степень их соответствия имеющимся жизненным ресурсам –позитивный показатель);6.Проявление явного неприятия, негативизма, агрессии, недоверия к сотрудникам ИУ (категоричный отказ от сотрудничества с администрацией и психологом, нежелание участвовать в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, попытки дискредитировать их, стремление к деструктивному воздействию на других осужденных и т.д.). Учет всех этих факторов увеличивает трудоемкость интер претации полученных оценочных результатов, но вместе с тем повышает их объективность и всесторонность[5, c. 12–14].Субъективными оценочными критериями выступают: 1.Экспертная оценка психологом учреждения, исполняющего наказания, изменений в качественном состоянии ряда личностных свойств (качеств) и элементов подструктуры направленности личности осужденного; 2.Интервью (экспертная оценка) начальника отряда или другого сотрудника ИУ, постоянно общающегося с осужденным (мастер (нарядчик) на производстве, учитель, социальный работник, социальный педагог, врач медсанчасти) о наличии изменений в поведении осужденного в результате участия в Программе психологической коррекции; 3.Анкета изучения мнений осужденных о результатах участия в Программе психологической коррекции.

Совокупная оценка объективных и субъективных критериев позволяет получить более точную, комплексную характеристику выявляемых свойств, личностных, поведенческих и иных характеристик, требуемых для адекватного оценивания состояния личностных свойств осужденного (до и после применения коррекционных мер)[5, c. 16].В связи с поставленной задачей «оценить степень исправления осужденных» в рамках реализации системы социальных лифтов требуется определиться с наиболее вероятностным прогнозом дальнейшего поведения осужденного, как в период отбывания им наказания, так и поведения осужденного после выхода на свободу, т.е. определить степень его реального исправления. Это наиболее сложный и менее вероятностный в смысле результативности этап, так как для проведения оценивания необходимо провести сравнительный анализ параметров психодиагностических исследований, как до реализации психокоррекционной программы в рамках базовой типовой программы (БТП), так после ее реализации[9, с. 2122]. В заключение можносформулироватьнаиболее существенные выводы проведенного исследования: 1.Любая традиционная или инновационная технология(производственная, промышленная, сервисная, социальная, образовательная, психологическая и пр.), в том числе технология «социальных лифтов», применяемая в работе по адаптации, психокоррекциии ресоциализации осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, неизбежно должна «на выходе» давать гарантированный, прогнозируемый и желаемый результат. В этом «гарантированном результате» и состоит целевое назначение, сущность, действенность иглавное отличие технологии от метода,приема,методики или техники. 2.В технологиях «социальных лифтов», в отличие, например, от производственных (промышленных) технологий, на всех этапах технологического процесса задействован и доминирует человеческий, точнее, личностный фактор, а это предполагает обязательное наличие в технологическом механизме среди прочих элементов психологической составляющей: как со стороны субъектов воздействия на личность осужденного, так и в отношении целевых объектов психокоррекции. 3.Психологическая направленность технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными проявляется, вопервых, в значительной по объему и определяющей по воздействию на психику осужденного психологокоррекционной компоненты, вовторых, в комплексном сочетании явлений, условий, факторов, мер, установок, средств,методов и приемов психологокоррекционной работы с осужденными, и втретьих, в необходимости дальнейшей разработки адекватных, объективных, продуктивных,научнообоснованных и технически подтверждаемых критериевоценки поведения осужденного в начале и в конце прохождения им Базовой типовой программы психокоррекции (либо иного специализированного социальнопедагогического и психологического мероприятия), учитывающей личностные характеристики осужденных и специфику совершенных ими преступлений. При этом в настоящее время основным критерием, определяющим направление движения(«вверх» или «вниз») так называемого «лифта», на котором отправится осужденный, прошедшийпрограмму психокоррекции, выступает оценка соблюденияим порядка отбытия уголовного наказания. Помимо этого при определении дальнейших условий отбытия наказания (лифт «вверх») оцениваются стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и проявляемые им инициативные меры к ресоциализации, иные события,действияи поступки, свидетельствующие об активной социально одобряемой и позитивной позиции осужденного, о его готовности к действенной ресоциализации. Необходимо чтобы поведению осужденного давалась комплексная,объективная, всесторонняя оценка, включающая как оценивание соблюдения им порядка отбытия наказания, так и степень сформированности позитивных, перспективных с точки зрения ресоциализации качеств его личности, целенаправленно заложенных в программу технологий «социальный лифтов».

Ссылки на источники1. Официальный сайт ФСИН России. Статистические данные: По состоянию на 1 февраля 2016 г. в учреждениях уголовноисполнительной системы содержалось 646319 человек. –URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/ (дата обращения 09.03.2016)2. Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. История, задачи, методика и техника М., 1928. С. 17–18.3. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772р.4. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Издво «Директмедиа Паблишинг», 2007. 5. Казберов П.Н. Разработка психологических критериев оценки исправления осужденных в условиях реализации системы «социальных лифтов» (Оценочные критерии). М.: Научноисследовательский институт ФСИН России, 2012.6. 155 осужденных освободилось из ИК6 по УДО в минувшем году/ URL: http://62.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=234866 (дата обращения 09.03.2016). 7. Аминов И.И.Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция»/ И.И. Аминов. М.: ЮНИТИДАНА, 2007. 8. Аминов И.И., КолонтаевскаяИ.Ф., Лебедев И.Б. Психология для юристов. Учебник. М.: ОмегаЛ, 2005.9. Грушевич Ю.Э. Психокоррекция осужденных в исправительнотрудовых учреждениях (исторический экскурс)// Материалы «круглого стола» «Актуальные вопросы государства и права на современном этапе» Московского гуманитарноэкономического института. 2015, ноябрь. –М.: МГЭИ, 2015. С. 2132.