Деятельность муниципальных органов власти по управлению сферой культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шурупова А. С. Деятельность муниципальных органов власти по управлению сферой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1281–1285. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96173.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам управления сферой культуры на муниципальном уровне. Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории, поэтому изучение условий функционирования и особенностей сферы культуры муниципальных образований является актуальным.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шурупова Анна Сергеевна,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмент, Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Липецкconfup@inbox.ru

Деятельность муниципальных органов власти по управлению сферой культуры

Аннотация. Статья посвящена проблемам управления сферой культуры на муниципальном уровне. Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории, поэтому изучение условий функционирования и особенностей сферы культуры муниципальных образований является актуальным. Ключевые слова:культура, обыденная культура, профессиональная культура, управление сферой культуры, муниципальное образование.

Развитие сферы культуры в современных условиях во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления –федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование экономических методов регулирования сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне велика степень субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие научно обоснованного подхода к формированию критериев, которые должны учитываться при определении объемов и направленности финансирования объектов культуры, уже привело к значительным издержкам в период их реформирования при переходе к рынку. Эти издержки связаны как с потерей части объектов культуры, так и с распылением или неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.В этой связи назрела необходимость регулирования сферы культуры на более обоснованном уровне, чему способствует выработка объективных критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального или муниципального бюджета, но и на уровне отдельного объекта.Формирование в муниципальном образовании адекватной социокультурной среды становится залогом успешных экономических преобразований. Управление сферой культуры является важнымнаправлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории, поэтому изучение условий функционирования и особенностей сферы культуры муниципальных образований является актуальным. Культура (лат. сultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие историческиконкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных реформ, общественноэкономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класса) или всего общества в целом [1].Культура подразделяется на обыденную и профессиональную. Профессиональная культура –это необходимая мера согласованности официальных и неофициальных отношений между собой и с личностью работника. Профессиональная культура предполагает единство организационной и профессиональной идентификации работников; тогда возможны стремление к общей цели, энтузиазм поиска, рост профессионального мастерства.Профессиональная культура личности –результат совместных усилий общества и индивида. Социокультурные институты призваны формировать механизмы привлечения молодежи к необходимым обществу профессиям, обеспечивая уровень жизни и статус профессионалам. Рынки труда и образовательных услуг должны быть сопряжены. Профессионально занятые люди составляют социальнопрофессиональную пирамиду общества. Стройность и устойчивость социокультурной пирамиды обусловлены широким основанием и тесной связью между слоями. Стимулирование поведения профессионала внутри пирамиды позволяет обществу поддерживать устойчивость и динамичность культуры в целом[2].Обыденная культура несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Элементами структуры обыденной культуры называют культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека. В содержание обыденной культуры входят: пища, одежда, жилище, тип поселения, техника и средства общения, ценности семьи, общение, домоводство, художественное творчество, организация досуга и отдыха, обыденное мышление, поведение и др.В современных условиях культура способна активно воздействовать и влиять на сферы общественной жизни. Она является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью возможно решение таких серьезных проблем, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских поселений, организация досуга населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и многое другое.Управление сферой культуры является важным направлением социальной политики, во многом определяющимкомфортность проживания населения на муниципальной территории, право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ.На современном этапе развития обращает на себя внимание недостаточно высокий уровень квалификации управленческих кадров при разной степени их подготовленности. Руководители и специалисты муниципальных органов управления культуры в основном слабо ориентируются в стратегических вопросах современного управления, практически не владеют технологиями фандрайзинга и связей с общественностью, основами коммуникативного менеджмента, маркетинговым инструментарием[3].В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат. В их числе можно выделить:перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных);формирование муниципального задания;разработку нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг;определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.Для решения этих проблем управленческим кадрам необходимо иметь системные базовые знания в области менеджмента в сфере культуры с целью дальнейшего творческого использования их в работе.В целом можно сделать вывод о том, что малочисленность органовуправления культуры, отсутствие у них прав юридического лица и полномочий учредителя подведомственных учреждений, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований.В последние годы наметилась тенденция наделения статусом юридического лица культурных центров, которые образуются путем объединения различных видов муниципальных учреждений культуры –клубов, библиотек, музеев и т.п.Создание культурного центра как новой модели функционирования учреждений культуры имеет свои положительные стороны. Помимо достижения социального эффекта –внедрения социальных перемен, формирования местной идентичности и прочего –подобное объединение помогает решать и экономические задачи, такие как обеспечение полной занятости работников, оптимизация расходов. В настоящее время на муниципальном уровне осуществляется перевод части бюджетных учреждений в автономные. При этом автономное учреждение сохраняет право на имущество и земельные участки, которые ранее были закреплены за бюджетным учреждением, что предполагает их надлежащее оформление.Ключевой проблемой муниципальных учреждений остается ограниченность финансовых средств, направляемых учреждениями культуры из местных бюджетов. Выделяемые этим учреждениям бюджетные ассигнования зачастую позволяют лишь осуществлять выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг. В условиях экономического кризиса ухудшается финансовое обеспечение функционирования муниципальных учреждений культуры даже в тех территориях, которые ранее считались благополучными в этом отношении[4].В настоящее время в сферекультуры происходит производство, накопление и хранение огромных духовноматериальных ценностей, составляющих не только общее национальное достояние, но и его самую дорогостоящую часть –национальные сокровища. Преимущества культуры выражаются в том, что в ней создаются нетленные духовные богатства, не подверженные (в отличие от продуктов материального производства) фактору времени, инфляционным процессам и являющиеся при этом реальным средством накопления.Вместе с тем, в развитии культуры существуют серьезные проблемы. Негативным фактором является территориальная диспропорция в предоставлении современных услуг культуры, а именно:отсутствие качественной и доступной культурной жизни в большинстве отдаленных сельских поселений изза неудовлетворительного состояния инфраструктуры,что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;недостаточное осуществление гастрольной деятельности самодеятельных ипрофессиональныхколлективов изза финансового дефицита, сложной транспортной инфраструктуры,чтоприводит к снижению культурного обслуживаниясельскогонаселения;несоответствие технического оснащения муниципальных культурнодосуговых учреждений современным требованиям, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями;устаревшая и изношенная материальнотехническая базазначительнойчасти учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры;образовательныеорганизациисферы культуры и искусства продолжают нуждаться в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют большой износ, в светои звукооборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства;музейные фондыостронуждаются в реставрации уникальных предметов историкокультурного наследия и создании страховых копий подлинных предметов, архивной и музейной документации. Грамотное и планомерное пополнение фондов музеев затруднено в связи с отсутствием гарантированного финансирования комплектования их фондов, а также отсутствием специально оборудованных музейных фондохранилищ;недостаточная приспособленность учрежденийотрасликультуры для посещенияих ипредоставления услуг различным категориям инвалидов (снарушениями опорнодвигательногоаппарата, слуха и зрения), а также другим лицам с ограниченными физическими возможностями;риск потери кадрового потенциала.Совершенствование управлением культурой невозможно без ее модернизации, для чего необходимо:обеспечение возможностидля всех жителеймуниципального образования независимо от места жительства, социальноэкономического положения, уровня компьютерной компетентности для свободного доступа к информации, содержащейся в общедоступных государственных, муниципальных и иных информационных системах, фондах библиотек, музеев, другой социально значимой информации; создание новых видов и форм самодеятельного искусства,уделениеособого внимания массовому пению и танцевальной культуре, участие самодеятельных коллективов в смотрах, конкурсах, фестивалях, праздниках; формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей, направленных на воспитание у населения чувства национальной гордости, гражданственности и патриотизма; сохранение культурного наследия и творческого потенциала муниципальных образований;выявление и поддержка молодых дарований;всестороннее и гармоническое развитие детей и подростков на основе эстетического воспитания и образования;изучение, сохранение и развитие народной традиционной культурымуниципальных образований;охрана недвижимых памятников истории и культуры, сохранение, пополнение, изучение и экспонирование музейного фонда;совершенствование форм музейных экспозиций в соответствии с музейной спецификой, современной тенденцией развития экспозиционного искусства, а также нестандартными способами работы с целевыми аудиториями;продвижение развивающих проектов с разнообразными видами и способами социальнокоммуникативной работы с людьми с ограниченными возможностями, направленных на решение проблем социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных семей и т.д.) и их социализацию через музейную деятельность;информатизация библиотек, дальнейшее развитие библиотечного дела;укрепление материальнотехнической базы, внедрение новых информационных технологий,улучшение комплектованиябиблиотек художественной, учебной, специализированной литературой, сельским поселениям обеспечить библиотеки необходимой мебелью, техническим оборудованием, телевидеотехникой и компьютерами;непрерывное профессиональное изучение и переподготовка кадров культуры;удовлетворение духовных и досуговых интересов жителей района, развитие их творческих способностей;обеспечение качественного роста (исполнительского мастерства) клубных формирований, самодеятельных коллективов района;создание благоприятных условий для сохранения достигнутого уровня и дальнейшего развития профессионального искусства;наиболее полное и всестороннее удовлетворение культурнодуховных потребностей различных слоев общества и всех народов, проживающих в районе, в сфере профессионального искусства;создание условий для эффективного развития системы дополнительного образования, совершенствования ее кадрового, информационного, методического и материальнотехнического обеспечения;усиление творческого потенциала педагогических кадров образовательного учреждения дополнительного художественноэстетического образования детей;внедрение в отраслиэффективного контракта, доведениесредней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного художественноэстетического образования детей;создание и развитие новых информационных технологий вучрежденияхдополнительного художественноэстетического образования детей;пропаганда фольклорных праздников, обрядов, традиционных народных форм вокального, инструментального, хореографического исполнительства.Реализация комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых всферу культуры,развитие государственногочастного партнерствапозволит обеспечить рост культурнодосуговых мероприятий, проводимых в муниципальном районе, даст развитие малому и среднему бизнесу, улучшит качество жизни населения.Таким образом, культура –это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми.Существующий в настоящее время механизм управления сферой культуры характеризуется отсутствием системности и учета причинноследственных связей между различными субъектами, обеспечивающими предоставление культурных услуг населению России. Данное обстоятельство не позволяет местным, региональным и федеральным органам управления сферойкультуры эффективно приспособить процессы финансирования хозяйствующих субъектов к рыночным условиям, обеспечив рациональное использование ресурсов отдельных организационноправовых структур и государства в целом. Использование инновационных методов управления в учреждениях социальнокультурной сферы должно иметь в своей основе согласованность между ресурсами, внутренними возможностями и условиями внешней среды, что будет способствовать развитию деятельности учреждений социальнокультурной сферы. Обеспечение соответствующего качества жизни и благоприятного социальнокультурного состояния населения –это важнейшая задача учреждений социальнокультурной сферы.

Ссылки на источники 1. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.292.2. Горяинова О.И. Диалектика социализации: миф и культурный сценарий // Власть. 2013. №1. С. 7275.3. Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 2013. №5. С. 1320.4. Таланова О.Н. Опыт работы культурного центра с сообществами по интересам // Справочник руководителя учреждения культуры. 2015. №6. С. 1113.5. Шкалина Г.Е. Культура как важнейший стратегический ресурс развития России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. №4. С. 2025.