Об изменениях в структуре органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Выпуск:
ART 96179
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андреева
О.
В.,
Тоичко
Н.
Ю. Об изменениях в структуре органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1306–1310. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96179.htm.
Аннотация. Рассматриваются вопросы трансформации системы государственного финансового контроля в постсоветский период и настоящее время. Анализируется необходимость формирования единого фискального органа с расширенным набором контрольно-надзорных полномочий в финансово-бюджетной сфере.
Ключевые слова:
государственный финансовый контроль, административная реформа, министерство финансов, федеральная налоговая служба
Текст статьи
Андреева Ольга Валентиновна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) », г. РостовнаДонуolvandr@ya.ru
Тоичко Наталья Юрьевна,магистрант 1 года обучения, магистерская программа «Управление финансами в органах исполнительной власти», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) », г. РостовнаДонуpunchito093@yandex.ru
Об изменениях в структуре органовгосударственногофинансового контроля
в Российской Федерации
Аннотация.Рассматриваются вопросы трансформации системы государственного финансового контроля в постсоветский период и настоящее время.Анализируется необходимость формирования единого фискального органа с расширенным набором контрольнонадзорных полномочий в финансовобюджетной сфере.
Ключевые слова:государственный финансовый контроль, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, административная реформа.
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частьюсистемы государственного управления. В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений,федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном,региональном и местном уровне. История развития государственного финансового контроля в Российской Федерации насчитывает более 350 лет. За это время происходили существенные изменения организационноправовой среды, спецификой общественноэкономической ситуации в стране. Можно выделить следующие этапы становления финансового контроля в России[6, с.110]:1. 1656–1711 гг. –этап зарождения, становления первичных элементов контроля в России;2. 1711–1810 гг. –этап формирования базовых элементов системы контроля;3. 1810–1917 гг. –этап формирования полноценной системы финансового контроля в России, существенного совершенствования правового регулирования финансового контроля;4. 1917–1991 гг. –период централизации функций по осуществлению контроля со стороны органов государственной власти;5. 1991 г. –по настоящее время –этап становления современной системы контроля в условиях рыночной экономики.Остановимся подробнее на развитии государственного финансового контроля после распада СССР, который трансформировался на различных этапах российской административной реформы.В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов была создана государственная налоговая инспекция, было положено начало формированию мощной системы с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам. В 1998 году Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, На налоговые органы были возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, веденияЕдиного государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, атакже функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).В 2004 году в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу.В настоящее время Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за[3]:1.соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;2.осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;3.соблюдением требований к контрольнокассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;4.полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.В 1995 г. была учреждена Счетная палата Российской Федерации, которой было необходимо выполнить важную задачу восстановлениямеханизма независимого финансового контроля в новых условиях управления.
Первым наиболее весомым юридическим документомв сфере государственного финансового контролястал Указ Президента РФ от 25
июля 1996
г. №1095 «О
мерах по обеспечению государственного финансового контроля вРоссийской Федерации»[1]. Документ устанавливал, что в
Российской Федерации государственный финансовый контроль включает всебя контроль:исполнения федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;организации денежного обращения; использования кредитных ресурсов;состояния государственного внутреннего и
внешнегодолга; состояния государственных резервов;предоставления финансовых налоговых льгот и
преимуществ. Кроме того, указ определял перечень объектов государственного финансового контроля, а
также некоторые меры, направленные на повышение результативности идейственности финансовых ревизий ипроверок,втом числе периодичность проведения контрольных мероприятий. В 1998
годусогласно постановлениям Правительства РФ №273 «Об утверждении положения оМинистерстве финансов Российской Федерации» и№276 «ОДепартаменте государственного финансового контроля и
аудита Министерства финансов Российской Федерации» в
центральном аппарате министерства на базе КРУ Минфина России, Департамента организации аудиторской деятельности и
отдела по контролю Департамента оборонного комплекса и
правоохранительных органов был создан Департамент государственного финансового контроля и
аудита, а
вслед за ним
—в
августе
—и
территориальные контрольноревизионные управления Минфина России всубъектах Российской Федерации, которые впервые за всю историю своего существования получили статус самостоятельного юридического лица.Однако вскоре в
результате различных экономических преобразований функции государственного финансового контроляиорганизации аудиторской деятельности были разделены: вноябре 2001
года в
Министерстве финансов появились Департамент государственного финансового контроля и
Департамент организации аудиторской деятельности. Важно отметить, что к
этому моменту контрольноревизионные органы, как, впрочем, и
вся финансовая система страны, получили серьезнейшее законодательное подспорье: с
2000
года в
России был введен в
действие Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В
2004
годуходе административной реформычасть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены всамостоятельные федеральные службы, подчиняющиеся МФ РФ. Одной из таких служб стало бывшее КРУ, получившее название Федеральной службы финансовобюджетного надзора (Росфиннадзора).До 2 февраля 2016 годаосновными функциями Росфиннадзора были[5]: проведение ревизий и
проверок правомерности и
эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и
материальных ценностей, находящихся в
федеральной собственности, на территории Российской Федерации и
за рубежом, а
также осуществление таких ревизий ипроверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и
руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;проведение мероприятий по предупреждению, выявлению ипресечению нарушений законодательства Российской Федерации вфинансовобюджетной сфере;осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о
финансовобюджетном контроле и
надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления;осуществление впределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых вРоссийской Федерации резидентами и
нерезидентами (кроме кредитных организаций и
валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и
разрешений, а
также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования ивалютного контроля;организация с
участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и
иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты иправильности учета иотчетности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов, осуществляемым ввалюте Российской Федерации;организация формирования и
ведения единой информационной системы контроля и
надзора в
финансовобюджетной сфере.Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России. В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 20002004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.
В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. В результате проведения административной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2016 году происходят серьезнейшие изменения в структуре органов государственного финансового контроля, инициированные в общем виде Посланием Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию 4 декабря 2015 года.15 января 2016 года Президент подписал два указа[3,4], в соответствии с которыми создается единый администратор налоговых и неналоговых платежей в лице Федеральной налоговой службы. Ей передаются полномочия Пенсионного фонда,фондов социального иобязательного медицинского страхования по сбору страховых взносов, а также фискальные обязанности Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росалкогольрегулирования (РАР). Последние два ведомства сохранены, но понижены в статусе, т.к. переведены из подчинения Правительству РФ в ведение Минфина России.Отмечается, что идея создания единого фискального органа принадлежит первому вицепремьеру И.Шувалову.Есть и противники данного нововведения. Так, заместитель председателя Правительства РФ по социальным вопросам О.Ю.Голодец считает, что передача сборов в налоговую службу может иметь отрицательный эффект, так как «мы смешаем деньги нашего бюджетас деньгами каждого налогоплательщика» [12].Такое утверждение не вовсем оправданно, так как необходимо создать достаточную базу для полноценного правильного учета всех средств, как поступающих в бюджеты бюджетной системы РФ, так и выплачиваемых из них.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 41 от 02.02.2016 г.«О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансовобюджетной сфере»[2]:1.Федеральная служба финансовобюджетного надзора упразднена.2.Ее правопреемники: Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба.Министерство финансов РФ в СМИ начали называть «министерством доходов» или «суперминистерством».Отметим, что такое реформирование оцениваем положительно, т.к. это позволит более полно и прозрачно отслеживать ситуацию в рассматриваемых сферах, однако считаем, что можно пойти еще дальше, в частности передать Министерству финансов и функции Министерства экономического развития РФ. Аналогичные трансформации могли бы последовать и на уровне субъектов РФ.Это позволит сократить бюджетные расходы на управление.Обеспечение контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательства определено целью подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансовобюджетной сфере» государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», поэтому важно так провести намеченную реорганизацию органов государственного финансового контроля, чтобы реализовать все намеченные направленияего развития[13]. Результатами реализации данной подпрограммы должны стать: 1) соответствие системы государственного и муниципального финансового контроля международным принципам; 2) снижение объемов нарушений законодательства в финансовобюджетной сфереи повышение эффективности расходования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины.
Безусловно, внастоящее время в связи с такими кардинальными изменениями в системегосударственного финансового контроля в первую очередь необходима разработка адекватнойзаконодательнойбазы, в том числе с привлечением научных кадров.
Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)2.Указ Президента Российской Федерации № 41 от 02.02.2016 г.«О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансовобюджетной сфере»3.Указ Президента РФ № 12 от 15.01.2016 г. «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»4.Указ ПрезидентаРФ № 13 от 15.01.2016 г. «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».5.Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 05.02.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"6.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном казначействе"7.ПостановлениеПравительства РФ от 04.02.2014 N 77 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральной службе финансовобюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансовобюджетного надзора")8.Карпова О.С.Развитие институциональной модели контроля в России. //Бухгалтерский учет. –2015. № 1. –С.1101139.Мельник М.В. Эволюция государственного финансового контроля и аудита // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 178–183.10.Федеральная служба финансовобюджетного надзора:90 лет КРУ.ИД «Бюджет», 2013.223с.11.Федеральная налоговая суперслужба // Коммерсантъ. 16.01.2016 г. URL: http://kommersant.ru/doc/2894682 (дата обращения 10.03.2016).12.Администрированием страховых взносов займется ФНС // Петербургский правовой портал. URL: http://ppt.ru/news/135222 (дата обращения 10.03.2016)13.Андреева О.В. Развитие финансового контроля –важное условие укрепления сферы государственных финансов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 3537.
Тоичко Наталья Юрьевна,магистрант 1 года обучения, магистерская программа «Управление финансами в органах исполнительной власти», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) », г. РостовнаДонуpunchito093@yandex.ru
Об изменениях в структуре органовгосударственногофинансового контроля
в Российской Федерации
Аннотация.Рассматриваются вопросы трансформации системы государственного финансового контроля в постсоветский период и настоящее время.Анализируется необходимость формирования единого фискального органа с расширенным набором контрольнонадзорных полномочий в финансовобюджетной сфере.
Ключевые слова:государственный финансовый контроль, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, административная реформа.
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частьюсистемы государственного управления. В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений,федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном,региональном и местном уровне. История развития государственного финансового контроля в Российской Федерации насчитывает более 350 лет. За это время происходили существенные изменения организационноправовой среды, спецификой общественноэкономической ситуации в стране. Можно выделить следующие этапы становления финансового контроля в России[6, с.110]:1. 1656–1711 гг. –этап зарождения, становления первичных элементов контроля в России;2. 1711–1810 гг. –этап формирования базовых элементов системы контроля;3. 1810–1917 гг. –этап формирования полноценной системы финансового контроля в России, существенного совершенствования правового регулирования финансового контроля;4. 1917–1991 гг. –период централизации функций по осуществлению контроля со стороны органов государственной власти;5. 1991 г. –по настоящее время –этап становления современной системы контроля в условиях рыночной экономики.Остановимся подробнее на развитии государственного финансового контроля после распада СССР, который трансформировался на различных этапах российской административной реформы.В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов была создана государственная налоговая инспекция, было положено начало формированию мощной системы с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам. В 1998 году Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, На налоговые органы были возложены функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, веденияЕдиного государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, атакже функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).В 2004 году в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу.В настоящее время Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за[3]:1.соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;2.осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;3.соблюдением требований к контрольнокассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;4.полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.В 1995 г. была учреждена Счетная палата Российской Федерации, которой было необходимо выполнить важную задачу восстановлениямеханизма независимого финансового контроля в новых условиях управления.
Первым наиболее весомым юридическим документомв сфере государственного финансового контролястал Указ Президента РФ от 25
июля 1996
г. №1095 «О
мерах по обеспечению государственного финансового контроля вРоссийской Федерации»[1]. Документ устанавливал, что в
Российской Федерации государственный финансовый контроль включает всебя контроль:исполнения федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;организации денежного обращения; использования кредитных ресурсов;состояния государственного внутреннего и
внешнегодолга; состояния государственных резервов;предоставления финансовых налоговых льгот и
преимуществ. Кроме того, указ определял перечень объектов государственного финансового контроля, а
также некоторые меры, направленные на повышение результативности идейственности финансовых ревизий ипроверок,втом числе периодичность проведения контрольных мероприятий. В 1998
годусогласно постановлениям Правительства РФ №273 «Об утверждении положения оМинистерстве финансов Российской Федерации» и№276 «ОДепартаменте государственного финансового контроля и
аудита Министерства финансов Российской Федерации» в
центральном аппарате министерства на базе КРУ Минфина России, Департамента организации аудиторской деятельности и
отдела по контролю Департамента оборонного комплекса и
правоохранительных органов был создан Департамент государственного финансового контроля и
аудита, а
вслед за ним
—в
августе
—и
территориальные контрольноревизионные управления Минфина России всубъектах Российской Федерации, которые впервые за всю историю своего существования получили статус самостоятельного юридического лица.Однако вскоре в
результате различных экономических преобразований функции государственного финансового контроляиорганизации аудиторской деятельности были разделены: вноябре 2001
года в
Министерстве финансов появились Департамент государственного финансового контроля и
Департамент организации аудиторской деятельности. Важно отметить, что к
этому моменту контрольноревизионные органы, как, впрочем, и
вся финансовая система страны, получили серьезнейшее законодательное подспорье: с
2000
года в
России был введен в
действие Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В
2004
годуходе административной реформычасть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены всамостоятельные федеральные службы, подчиняющиеся МФ РФ. Одной из таких служб стало бывшее КРУ, получившее название Федеральной службы финансовобюджетного надзора (Росфиннадзора).До 2 февраля 2016 годаосновными функциями Росфиннадзора были[5]: проведение ревизий и
проверок правомерности и
эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и
материальных ценностей, находящихся в
федеральной собственности, на территории Российской Федерации и
за рубежом, а
также осуществление таких ревизий ипроверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и
руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;проведение мероприятий по предупреждению, выявлению ипресечению нарушений законодательства Российской Федерации вфинансовобюджетной сфере;осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о
финансовобюджетном контроле и
надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления;осуществление впределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых вРоссийской Федерации резидентами и
нерезидентами (кроме кредитных организаций и
валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и
разрешений, а
также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования ивалютного контроля;организация с
участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и
иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты иправильности учета иотчетности по валютным операциям, а
также по операциям нерезидентов, осуществляемым ввалюте Российской Федерации;организация формирования и
ведения единой информационной системы контроля и
надзора в
финансовобюджетной сфере.Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России. В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 20002004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.
В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. В результате проведения административной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2016 году происходят серьезнейшие изменения в структуре органов государственного финансового контроля, инициированные в общем виде Посланием Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию 4 декабря 2015 года.15 января 2016 года Президент подписал два указа[3,4], в соответствии с которыми создается единый администратор налоговых и неналоговых платежей в лице Федеральной налоговой службы. Ей передаются полномочия Пенсионного фонда,фондов социального иобязательного медицинского страхования по сбору страховых взносов, а также фискальные обязанности Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росалкогольрегулирования (РАР). Последние два ведомства сохранены, но понижены в статусе, т.к. переведены из подчинения Правительству РФ в ведение Минфина России.Отмечается, что идея создания единого фискального органа принадлежит первому вицепремьеру И.Шувалову.Есть и противники данного нововведения. Так, заместитель председателя Правительства РФ по социальным вопросам О.Ю.Голодец считает, что передача сборов в налоговую службу может иметь отрицательный эффект, так как «мы смешаем деньги нашего бюджетас деньгами каждого налогоплательщика» [12].Такое утверждение не вовсем оправданно, так как необходимо создать достаточную базу для полноценного правильного учета всех средств, как поступающих в бюджеты бюджетной системы РФ, так и выплачиваемых из них.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 41 от 02.02.2016 г.«О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансовобюджетной сфере»[2]:1.Федеральная служба финансовобюджетного надзора упразднена.2.Ее правопреемники: Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба.Министерство финансов РФ в СМИ начали называть «министерством доходов» или «суперминистерством».Отметим, что такое реформирование оцениваем положительно, т.к. это позволит более полно и прозрачно отслеживать ситуацию в рассматриваемых сферах, однако считаем, что можно пойти еще дальше, в частности передать Министерству финансов и функции Министерства экономического развития РФ. Аналогичные трансформации могли бы последовать и на уровне субъектов РФ.Это позволит сократить бюджетные расходы на управление.Обеспечение контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательства определено целью подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансовобюджетной сфере» государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», поэтому важно так провести намеченную реорганизацию органов государственного финансового контроля, чтобы реализовать все намеченные направленияего развития[13]. Результатами реализации данной подпрограммы должны стать: 1) соответствие системы государственного и муниципального финансового контроля международным принципам; 2) снижение объемов нарушений законодательства в финансовобюджетной сфереи повышение эффективности расходования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины.
Безусловно, внастоящее время в связи с такими кардинальными изменениями в системегосударственного финансового контроля в первую очередь необходима разработка адекватнойзаконодательнойбазы, в том числе с привлечением научных кадров.
Ссылки на источники1.Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)2.Указ Президента Российской Федерации № 41 от 02.02.2016 г.«О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансовобюджетной сфере»3.Указ Президента РФ № 12 от 15.01.2016 г. «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»4.Указ ПрезидентаРФ № 13 от 15.01.2016 г. «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».5.Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 05.02.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"6.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном казначействе"7.ПостановлениеПравительства РФ от 04.02.2014 N 77 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральной службе финансовобюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансовобюджетного надзора")8.Карпова О.С.Развитие институциональной модели контроля в России. //Бухгалтерский учет. –2015. № 1. –С.1101139.Мельник М.В. Эволюция государственного финансового контроля и аудита // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 178–183.10.Федеральная служба финансовобюджетного надзора:90 лет КРУ.ИД «Бюджет», 2013.223с.11.Федеральная налоговая суперслужба // Коммерсантъ. 16.01.2016 г. URL: http://kommersant.ru/doc/2894682 (дата обращения 10.03.2016).12.Администрированием страховых взносов займется ФНС // Петербургский правовой портал. URL: http://ppt.ru/news/135222 (дата обращения 10.03.2016)13.Андреева О.В. Развитие финансового контроля –важное условие укрепления сферы государственных финансов // Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 3537.