Особенности развития страхового плаката как элемента рекламы страховых услуг
Выпуск:
ART 96183
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суслякова
О.
Н. Особенности развития страхового плаката как элемента рекламы страховых услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1326–1330. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96183.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены основные этапы развития страхового плаката как элемента страховой рекламы, выявлены особенности дореволюционного и советского рекламного искусства, а также отличительные черты рекламных плакатов Госстраха, характерные для различных периодов функционирования данной страховой компании на отечественном страховом рынке.
Текст статьи
Суслякова Оксана Николаевна,к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Калужский филиал, г. Калуга, Россияfinans11@mail.ru
Особенности развития страхового плаката
как элемента рекламы страховых услуг
Аннотация.В работе рассмотрены основные этапы развития страхового плаката как элемента страховой рекламы, выявлены особенности дореволюционного и советского рекламного искусства, а также отличительныечерты рекламных плакатов Госстраха, характерные для различныхпериодовфункционирования данной страховой компании на отечественном страховом рынке. Ключевые слова:страхование, реклама, Госстрах, страховойплакат.
Плакат как носитель определенной информации является старейшим инструментом рекламной деятельности. Первые плакаты появились еще в XV веке и всегда применялись для того, чтобы доходчиво и наглядно донести до зрителя суть отображаемой на них информации.Страховые компании во все времена активно пользовались плакатами для продвижения своих услуг, потому что до появления телевидения и электронных средств массовой информации именно плакаты помогали делать страховую услугу понятной, модной и привлекательной[2, с.406].Не стоит забывать, что страховая деятельность является одной из самых сложных в финансовой сфере. Страховщики, по сути, продают обещания возместить возможный ущерб, который может возникнуть у физических или юридических лиц при наступлении определенных событий в их жизни. И эта услуга является далеко не самой важной в структуре расходов. Поэтому страховым компаниям приходится прибегать к разнообразным методам привлечения потенциальных страхователей, в том числе и грамотно использовать преимущества плакатного искусства, которое позволяет визуально отобразить важность и необходимость страховой защиты.Следует отметить, что наибольший вклад в развитие страхового плаката как важнейшей части рекламной деятельности в страховании внесла Англия и Франция, где сформировались основные принципы и законы плакатного искусства:
выделение крупным шрифтом исполнителя услуги или самого продукта;
использование привлекательной, запоминающейся картинки, демонстрирующей выгоды от приобретения услуги, товара;
краткое объяснение преимуществ приобретения услуги именно у этого продавца;
условия приобретения и возможные скидки [1, с.11].Первые плакаты русских страховых компаний были перегружены цветом, фигурами и узорами, создавая образ солидных, надежных компаний, заслуживающих доверия. И это было оправдано, поскольку в то время –конец XIX века –не было никаких иных способов заставить потенциального потребителя страховых услуг обратить на себя внимание. Позже, к середине ХХ века, плакаты станут проще, легче, а на начальном этапе своего развития плакаты были настоящим произведением искусства. Огромное влияние на плакатное искусство оказал модерн –художественное направление в искусстве конца ХIХ –начала ХХ века, авторы и последователи которого делали упор на природных плавных линиях, орнаментах из растительного мира, стремясь украсить и вовлечь в сферу прекрасного все направления жизни человека. Страховые плакаты того периода напоминают красочные открыткис красивыми успешными людьми, пользующихся услугами страховых компаний и в силу этого спокойных за свою жизнь и имущество. Именно так выглядят плакаты страхового общества «Россия», посвященный страхованию пассажиров, и плакаты страхового общества «Якорь», агитирующих страховать свой багаж на время путешествия [1, с.14].Также следует отметить довольно смелый рекламный ход страховщиков, впервые ориентирующих свои услуги на молодых успешных женщин. Не стоит забывать, что в России того периода женщины не имели практически никаких прав, ограничиваясь ролью домохозяйки, и обращение к женщинам в рекламе страховых услуг было новаторским рекламным решением. Еще одной общей деталью страховых плакатов того периода можно назвать изображение якоря, который является символом спокойствия, устойчивости и терпения –именно так, по задумке авторов, и должна восприниматься страховая компания потенциальными потребителями ее услуг.Якорь повсеместно использовали в своих плакатах такие страховые общества как «Надежда», «Россия», «Якорь» и др.Часто страховщики использовали изображения скульптур древнегреческих богов, защищающих жителейот возможных несчастий. Довольно популярным среди страховщиков был образ семьи, не потерявший актуальности и в настоящее время. На рекламных плакатах, посвященных страхованию жизни, изображались счастливые супруги и их дети, защищенные полисом надежной страховой компании и уверенно смотрящие в будущее [1, с. 19].Активно использовали плакаты в рекламе добровольных видов страхования и общества взаимного страхования, наглядно и красочно демонстрируя крестьянам важность заключения договора страхования имущества от пожара и животныхот падежа. Прием сопоставления застрахованных и незастрахованных объектов, а, соответственно, уверенных в своем будущем и оставшихся без ничего крестьян, далее будет широко применяться страховщиками в советский период развития страхования в нашей стране.Таким образом, рекламные плакаты дореволюционных страховых компаний отличались красочностью, изобретательностьюи весьма наглядно демонстрировали необходимость обращения в страховые компании. А маркетинговые приемы, используемыехудожниками того периода, применяются и в современной практике рекламы страховых услуг.После Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны все силы молодая советская республика бросила на борьбу с «классовым врагом», в том числе и в художественном искусстве, отрицая все накопленные традиции старой России. Новые художники эпохи конструктивизма, среди которых можно выделить А.Родченко и А.Лавинского, создали в начале 1920х годов новый язык послереволюционной рекламы. На смену живой красивой картинке буржуазной жизни пришли остроконечные графические фигуры (особой популярностью пользовались треугольники) в черном, красном и золотистомцвете [1, с.25]. Это направление больше известно как авангардное.Однако, наибольший след в советском искусстве все же оставили художники, работавшие в более реалистичной манере изображения, и именно их активно привлекал Госстрах с целью информирования населения о возобновленных услугах страхования и необходимости обращаться в единственную государственную страховую компанию в стране.Страховые плакаты 1920х годов по содержанию во многом еще напоминают дореволюционные, однако уже нет букв «ять», «ижица» и др. (алфавит изменился после реформы письменности 19171918 гг.), а на полях появился знак «Главлит», что означало, что плакат прошел предварительную проверку Главным управлением по делам литературы и издательства, созданным в 1922 году [4, с. 256].Уже в этот период, в 1920е годы, Госстрах в своей рекламной деятельности начал широко применять «полиэкран» прием отображения информации на ограниченном пространстве, напоминающий комиксы. Это стало отличительной особенностью рекламных плакатов Госстраха на многие десятилетия [1, с.26].Также следует отметить довольно агрессивный характер страховых плакатовтого периода, акцентирующих внимание на угрозах и страхах страхователя (пожар, убитые горем люди, погибшие животные), подчеркнутых яркими контрастными цветами (яркокрасный, черный, оранжевый). Сейчас такой прием в рекламной деятельности Росгосстраха не используется, поскольку человек неосознанно всегда стремится вытеснить картиныгоря вместе с источником этих несчастий. Гораздо эффективнее создавать положительный имидж страховщика, способного защитить своих клиентов в любой ситуации.В это же время на плакатах Госстраха появились простенькие слоганы: «Коль застрахован дом и конь, тогда не страшен и огонь», «Если молнией убьет –Госстрах ответственность несет» и пр., в стихотворной форме отражающие необходимость обращения в страховую компанию. Еще одной особенностью рекламной деятельностью Госстраха 1920х годов явилось обращение к населению республик, входящих в состав СССР, на их родных языках –украинском, белорусском, татарском и пр., причем зачастую плакаты сразу выполнялись в нескольких вариантах. Следует отметить, что для оформления рекламных плакатов Госстрах привлекал не только отдельных художников, но и целые художественные ателье [1, с.27].С 1930х годов в страховых плакатах начинает доминировать активная коммунистическая пропаганда, что в целом соответствовала государственному устройству и политике нашей странытого времени. На плакатах появляются цитаты из решений Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, а также призывы к сознательности граждан: «Трудящийся, своим участием в коллективном страховании ты обеспечиваешь себя, семью и помогаешь мобилизации средств на социалистическое строительство» [1, с.44]. Характерной особенностью рекламной деятельности Госстраха стало изображение момента принятия решения о страховании–это коллективный выбор трудящихся. Кроме того, впервые на плакатах стали изображать сумму выплат по отдельным видам страхования и в целом за год, что и сегодня является одним из показателей эффективности деятельности страховой компании. Также на плакатах стали появляться предметы общественного и личного достатка –сельхозтехника, ухоженные стада, добротные дома, радио, швейная машинка, самовар и т.д. [4, с.257].Великая Отечественная война вызвала новый взлет советского плакатного искусства. Во время войны агитационный плакат –яркий, тревожный, запоминающийся –сыграл огромную роль в мобилизации всех сил страны на борьбу с фашизмом. Но в практике страхования плакаты, как и раньше, рекламировали благополучную и благоустроенную жизнь. А в регионах, не охваченных военными действиями, Госстрах распространял абсолютно мирную рекламу, пропагандирующую такую невоенную услугу, как страхование жизни.Художники в военный период изображали на плакатах то, что хотели видеть уставшие от войны люди, мечтавшие о мирной жизни: домашнюю обстановку, предметы роскоши (рояль, дорогая мебель), колосящиеся поля, счастливые лица [3, с.248]. В послевоенный период на плакатах стали изображать герояфронтовика, приглашающего в Госстрах за полисом, им верили, поскольку люди, прошедшие войну, пользовались большим уважением. В это же время появился плакатдолгожитель, посвященный страхованию жизни. В этом и ряде других плакатах ключевое место стало занимать крупное изображение полиса Госстраха на фирменном бланке, а также характерный жест рукой (пальцем) на полис, логотип Госстраха или другуюважнуюинформацию. В 1945 году появился плакат, посвященный продвижению новой услуги –вызова агента на дом по телефону [1, с.70].
В 1950х годах уровень благосостояния граждан повышается, начинается массовое производство автомобилей, что сразу находит отражение в рекламной деятельности Госстраха –появляются плакаты, агитирующие граждан застраховать свой автомобиль или мотоцикл.Политические преобразования 1960х годов не могли не сказаться наплакатах Госстраха. Расширение контактов с Западом привело к тому, что советская страховая реклама по форме и содержанию ничем не уступала страховым плакатам ведущих зарубежных страховых компаний. Также можно отметить, что в рекламе того периода заметно увеличилось количество изображений детей в силу появления накопительных видов страхования детей к совершеннолетию [1, c.130].
1970е годы считаются временем расцвета СССР, экономика страны была на подъеме, приоткрылись границы, люди верили в светлое будущее –все это сказалось и на плакатахГосстраха, они стали более светлыми, открытыми, модными. Страховой плакат того времени работает на становление общества потребления, показывая рядовым гражданам эталонный уровень жизни –автомобили, курорты, телевизоры, «стенки» и серванты, загородные дома и счастливые молодожены. При этом специалисты отмечают, что реклама Госстраха 70х годов зачастую обгоняла западные аналоги по качеству и выразительности [1, с.158]. Также следует отметить, что реклама помимо коммерческой стала выполнять и социальную функцию, предупреждая несчастные случаи на дорогах.Плакатная продукция Госстраха 1980х годов полностью отражает эпоху застоя, происходит исчерпание художественных образов, на первое место выходит фотография, причем авторитетные лица, изображенные на плакатах, уже не вызывают доверия у населения, все чаще их заменяют цветы.
В 1990х годах произошел распад страны, Госстрах реорганизован в Росгосстрах и в этот, безусловно, самый тяжелый период жизни нашего государства на плакатах страховщика изображали все, что могла подсказать царившая в стране безвкусица, начиная от кубика Рубика до обнаженных женщин. Начавшееся в 80е годы отставание российского рекламного искусства от зарубежной практики продолжилось.2000е годы стали периодом становления и развития страхового рынка России, конкурентной борьбы и поиска методов привлечения клиентов, где немаловажную роль играет реклама. Однако российские страховщики крайне мало внимания уделяют этой части маркетинговой деятельности, особенно плакатному искусству, заменяя его телевидением и рекламой в СМИи интернете.Что касается Росгосстраха, то с 2002 года со сменой управленческой команды появились новые образы и рекламные инструменты, соответствующие достижениям и правилам маркетинговой науки. У компании появился новый логотип и слоган «Под крылом сильной команды», цветовая гамма ограничилась белым и бордовым как сочетание единства, открытости и солидности, уверенности, консерватизма –те черты, с которыми и должна ассоциироваться крупнейшая страховая компания страны.Подводя итогвышесказанному, можно сказать, что плакатное искусство широко применялось в страховой деятельности с древних времен и всегда показывало высокую эффективность, напрямую отражая основные вехи развития нашего государства.
Ссылки на источники1.Плакат Госстраха/Р.М.Минасбекян, А.Н.Зубец; под общ. ред. Р.М.Минасбекяна. –М: Издательский дом Мещерякова, 2012. –360 с.: ил.2. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Государственное страхование в первой половине ХХ века//Аудит и финансовый анализ, 2015, №3, с.4064103. Суслякова О.Н. Государственное страхование в период Великой Отечественной войны// Пути социальноэкономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации: сборник научных статей по материалам международной НПК / под редакцией Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издательство: "Эйдос"), 2015. с. 2472494. Суслякова О.Н., Сергиенко Н.С. Особенности государственного страхования в довоенное и военное время//Научное обозрение, 2015, №5, с. 255258
Особенности развития страхового плаката
как элемента рекламы страховых услуг
Аннотация.В работе рассмотрены основные этапы развития страхового плаката как элемента страховой рекламы, выявлены особенности дореволюционного и советского рекламного искусства, а также отличительныечерты рекламных плакатов Госстраха, характерные для различныхпериодовфункционирования данной страховой компании на отечественном страховом рынке. Ключевые слова:страхование, реклама, Госстрах, страховойплакат.
Плакат как носитель определенной информации является старейшим инструментом рекламной деятельности. Первые плакаты появились еще в XV веке и всегда применялись для того, чтобы доходчиво и наглядно донести до зрителя суть отображаемой на них информации.Страховые компании во все времена активно пользовались плакатами для продвижения своих услуг, потому что до появления телевидения и электронных средств массовой информации именно плакаты помогали делать страховую услугу понятной, модной и привлекательной[2, с.406].Не стоит забывать, что страховая деятельность является одной из самых сложных в финансовой сфере. Страховщики, по сути, продают обещания возместить возможный ущерб, который может возникнуть у физических или юридических лиц при наступлении определенных событий в их жизни. И эта услуга является далеко не самой важной в структуре расходов. Поэтому страховым компаниям приходится прибегать к разнообразным методам привлечения потенциальных страхователей, в том числе и грамотно использовать преимущества плакатного искусства, которое позволяет визуально отобразить важность и необходимость страховой защиты.Следует отметить, что наибольший вклад в развитие страхового плаката как важнейшей части рекламной деятельности в страховании внесла Англия и Франция, где сформировались основные принципы и законы плакатного искусства:
выделение крупным шрифтом исполнителя услуги или самого продукта;
использование привлекательной, запоминающейся картинки, демонстрирующей выгоды от приобретения услуги, товара;
краткое объяснение преимуществ приобретения услуги именно у этого продавца;
условия приобретения и возможные скидки [1, с.11].Первые плакаты русских страховых компаний были перегружены цветом, фигурами и узорами, создавая образ солидных, надежных компаний, заслуживающих доверия. И это было оправдано, поскольку в то время –конец XIX века –не было никаких иных способов заставить потенциального потребителя страховых услуг обратить на себя внимание. Позже, к середине ХХ века, плакаты станут проще, легче, а на начальном этапе своего развития плакаты были настоящим произведением искусства. Огромное влияние на плакатное искусство оказал модерн –художественное направление в искусстве конца ХIХ –начала ХХ века, авторы и последователи которого делали упор на природных плавных линиях, орнаментах из растительного мира, стремясь украсить и вовлечь в сферу прекрасного все направления жизни человека. Страховые плакаты того периода напоминают красочные открыткис красивыми успешными людьми, пользующихся услугами страховых компаний и в силу этого спокойных за свою жизнь и имущество. Именно так выглядят плакаты страхового общества «Россия», посвященный страхованию пассажиров, и плакаты страхового общества «Якорь», агитирующих страховать свой багаж на время путешествия [1, с.14].Также следует отметить довольно смелый рекламный ход страховщиков, впервые ориентирующих свои услуги на молодых успешных женщин. Не стоит забывать, что в России того периода женщины не имели практически никаких прав, ограничиваясь ролью домохозяйки, и обращение к женщинам в рекламе страховых услуг было новаторским рекламным решением. Еще одной общей деталью страховых плакатов того периода можно назвать изображение якоря, который является символом спокойствия, устойчивости и терпения –именно так, по задумке авторов, и должна восприниматься страховая компания потенциальными потребителями ее услуг.Якорь повсеместно использовали в своих плакатах такие страховые общества как «Надежда», «Россия», «Якорь» и др.Часто страховщики использовали изображения скульптур древнегреческих богов, защищающих жителейот возможных несчастий. Довольно популярным среди страховщиков был образ семьи, не потерявший актуальности и в настоящее время. На рекламных плакатах, посвященных страхованию жизни, изображались счастливые супруги и их дети, защищенные полисом надежной страховой компании и уверенно смотрящие в будущее [1, с. 19].Активно использовали плакаты в рекламе добровольных видов страхования и общества взаимного страхования, наглядно и красочно демонстрируя крестьянам важность заключения договора страхования имущества от пожара и животныхот падежа. Прием сопоставления застрахованных и незастрахованных объектов, а, соответственно, уверенных в своем будущем и оставшихся без ничего крестьян, далее будет широко применяться страховщиками в советский период развития страхования в нашей стране.Таким образом, рекламные плакаты дореволюционных страховых компаний отличались красочностью, изобретательностьюи весьма наглядно демонстрировали необходимость обращения в страховые компании. А маркетинговые приемы, используемыехудожниками того периода, применяются и в современной практике рекламы страховых услуг.После Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны все силы молодая советская республика бросила на борьбу с «классовым врагом», в том числе и в художественном искусстве, отрицая все накопленные традиции старой России. Новые художники эпохи конструктивизма, среди которых можно выделить А.Родченко и А.Лавинского, создали в начале 1920х годов новый язык послереволюционной рекламы. На смену живой красивой картинке буржуазной жизни пришли остроконечные графические фигуры (особой популярностью пользовались треугольники) в черном, красном и золотистомцвете [1, с.25]. Это направление больше известно как авангардное.Однако, наибольший след в советском искусстве все же оставили художники, работавшие в более реалистичной манере изображения, и именно их активно привлекал Госстрах с целью информирования населения о возобновленных услугах страхования и необходимости обращаться в единственную государственную страховую компанию в стране.Страховые плакаты 1920х годов по содержанию во многом еще напоминают дореволюционные, однако уже нет букв «ять», «ижица» и др. (алфавит изменился после реформы письменности 19171918 гг.), а на полях появился знак «Главлит», что означало, что плакат прошел предварительную проверку Главным управлением по делам литературы и издательства, созданным в 1922 году [4, с. 256].Уже в этот период, в 1920е годы, Госстрах в своей рекламной деятельности начал широко применять «полиэкран» прием отображения информации на ограниченном пространстве, напоминающий комиксы. Это стало отличительной особенностью рекламных плакатов Госстраха на многие десятилетия [1, с.26].Также следует отметить довольно агрессивный характер страховых плакатовтого периода, акцентирующих внимание на угрозах и страхах страхователя (пожар, убитые горем люди, погибшие животные), подчеркнутых яркими контрастными цветами (яркокрасный, черный, оранжевый). Сейчас такой прием в рекламной деятельности Росгосстраха не используется, поскольку человек неосознанно всегда стремится вытеснить картиныгоря вместе с источником этих несчастий. Гораздо эффективнее создавать положительный имидж страховщика, способного защитить своих клиентов в любой ситуации.В это же время на плакатах Госстраха появились простенькие слоганы: «Коль застрахован дом и конь, тогда не страшен и огонь», «Если молнией убьет –Госстрах ответственность несет» и пр., в стихотворной форме отражающие необходимость обращения в страховую компанию. Еще одной особенностью рекламной деятельностью Госстраха 1920х годов явилось обращение к населению республик, входящих в состав СССР, на их родных языках –украинском, белорусском, татарском и пр., причем зачастую плакаты сразу выполнялись в нескольких вариантах. Следует отметить, что для оформления рекламных плакатов Госстрах привлекал не только отдельных художников, но и целые художественные ателье [1, с.27].С 1930х годов в страховых плакатах начинает доминировать активная коммунистическая пропаганда, что в целом соответствовала государственному устройству и политике нашей странытого времени. На плакатах появляются цитаты из решений Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, а также призывы к сознательности граждан: «Трудящийся, своим участием в коллективном страховании ты обеспечиваешь себя, семью и помогаешь мобилизации средств на социалистическое строительство» [1, с.44]. Характерной особенностью рекламной деятельности Госстраха стало изображение момента принятия решения о страховании–это коллективный выбор трудящихся. Кроме того, впервые на плакатах стали изображать сумму выплат по отдельным видам страхования и в целом за год, что и сегодня является одним из показателей эффективности деятельности страховой компании. Также на плакатах стали появляться предметы общественного и личного достатка –сельхозтехника, ухоженные стада, добротные дома, радио, швейная машинка, самовар и т.д. [4, с.257].Великая Отечественная война вызвала новый взлет советского плакатного искусства. Во время войны агитационный плакат –яркий, тревожный, запоминающийся –сыграл огромную роль в мобилизации всех сил страны на борьбу с фашизмом. Но в практике страхования плакаты, как и раньше, рекламировали благополучную и благоустроенную жизнь. А в регионах, не охваченных военными действиями, Госстрах распространял абсолютно мирную рекламу, пропагандирующую такую невоенную услугу, как страхование жизни.Художники в военный период изображали на плакатах то, что хотели видеть уставшие от войны люди, мечтавшие о мирной жизни: домашнюю обстановку, предметы роскоши (рояль, дорогая мебель), колосящиеся поля, счастливые лица [3, с.248]. В послевоенный период на плакатах стали изображать герояфронтовика, приглашающего в Госстрах за полисом, им верили, поскольку люди, прошедшие войну, пользовались большим уважением. В это же время появился плакатдолгожитель, посвященный страхованию жизни. В этом и ряде других плакатах ключевое место стало занимать крупное изображение полиса Госстраха на фирменном бланке, а также характерный жест рукой (пальцем) на полис, логотип Госстраха или другуюважнуюинформацию. В 1945 году появился плакат, посвященный продвижению новой услуги –вызова агента на дом по телефону [1, с.70].
В 1950х годах уровень благосостояния граждан повышается, начинается массовое производство автомобилей, что сразу находит отражение в рекламной деятельности Госстраха –появляются плакаты, агитирующие граждан застраховать свой автомобиль или мотоцикл.Политические преобразования 1960х годов не могли не сказаться наплакатах Госстраха. Расширение контактов с Западом привело к тому, что советская страховая реклама по форме и содержанию ничем не уступала страховым плакатам ведущих зарубежных страховых компаний. Также можно отметить, что в рекламе того периода заметно увеличилось количество изображений детей в силу появления накопительных видов страхования детей к совершеннолетию [1, c.130].
1970е годы считаются временем расцвета СССР, экономика страны была на подъеме, приоткрылись границы, люди верили в светлое будущее –все это сказалось и на плакатахГосстраха, они стали более светлыми, открытыми, модными. Страховой плакат того времени работает на становление общества потребления, показывая рядовым гражданам эталонный уровень жизни –автомобили, курорты, телевизоры, «стенки» и серванты, загородные дома и счастливые молодожены. При этом специалисты отмечают, что реклама Госстраха 70х годов зачастую обгоняла западные аналоги по качеству и выразительности [1, с.158]. Также следует отметить, что реклама помимо коммерческой стала выполнять и социальную функцию, предупреждая несчастные случаи на дорогах.Плакатная продукция Госстраха 1980х годов полностью отражает эпоху застоя, происходит исчерпание художественных образов, на первое место выходит фотография, причем авторитетные лица, изображенные на плакатах, уже не вызывают доверия у населения, все чаще их заменяют цветы.
В 1990х годах произошел распад страны, Госстрах реорганизован в Росгосстрах и в этот, безусловно, самый тяжелый период жизни нашего государства на плакатах страховщика изображали все, что могла подсказать царившая в стране безвкусица, начиная от кубика Рубика до обнаженных женщин. Начавшееся в 80е годы отставание российского рекламного искусства от зарубежной практики продолжилось.2000е годы стали периодом становления и развития страхового рынка России, конкурентной борьбы и поиска методов привлечения клиентов, где немаловажную роль играет реклама. Однако российские страховщики крайне мало внимания уделяют этой части маркетинговой деятельности, особенно плакатному искусству, заменяя его телевидением и рекламой в СМИи интернете.Что касается Росгосстраха, то с 2002 года со сменой управленческой команды появились новые образы и рекламные инструменты, соответствующие достижениям и правилам маркетинговой науки. У компании появился новый логотип и слоган «Под крылом сильной команды», цветовая гамма ограничилась белым и бордовым как сочетание единства, открытости и солидности, уверенности, консерватизма –те черты, с которыми и должна ассоциироваться крупнейшая страховая компания страны.Подводя итогвышесказанному, можно сказать, что плакатное искусство широко применялось в страховой деятельности с древних времен и всегда показывало высокую эффективность, напрямую отражая основные вехи развития нашего государства.
Ссылки на источники1.Плакат Госстраха/Р.М.Минасбекян, А.Н.Зубец; под общ. ред. Р.М.Минасбекяна. –М: Издательский дом Мещерякова, 2012. –360 с.: ил.2. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Государственное страхование в первой половине ХХ века//Аудит и финансовый анализ, 2015, №3, с.4064103. Суслякова О.Н. Государственное страхование в период Великой Отечественной войны// Пути социальноэкономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации: сборник научных статей по материалам международной НПК / под редакцией Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издательство: "Эйдос"), 2015. с. 2472494. Суслякова О.Н., Сергиенко Н.С. Особенности государственного страхования в довоенное и военное время//Научное обозрение, 2015, №5, с. 255258