Познавательная игра «Счастливый случай» при изучении физики как один из приемов использования краеведческого материала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова Е. В., Алюнина А. А. Познавательная игра «Счастливый случай» при изучении физики как один из приемов использования краеведческого материала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1341–1345. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96186.htm.
Аннотация. В статье рассматривается применение краеведческого материала при изучении физики (на примере материала о Тюменской области). Представленная разработка может быть использована учителями физики, географии, биологии для подготовки уроков, внеклассных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ермакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физикоматематических дисциплин и профессиональнотехнологического образования Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, филиала ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»ErmakowaEl@mail.ru

Алюнина Анастасия Андреевна, студентка факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова, филиала ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Познавательная игра «Счастливый случай» при изучении физики

как один из приемов использования краеведческого материала

Аннотация. В статье рассматривается применение краеведческого материала при изучении физики(на примере материала о Тюменской области). Представленная разработка может быть использована учителями физики, географии, биологиидля подготовки уроков, внеклассных мероприятий. Ключевые слова: краеведение, физика, биология, игрысоревнования, Тюменская область.

Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям Отечества.Краеведческий материал помогает более глубоко изучить и понять исторические события, усиливает восприятие исторического процесса и оказывает большое воспитательное и образовательное действие на учащихся. Особенно это касается местных, археологических, этнографических и исторических памятников, иллюстрирующих и углубляющихзнания учащихся о прошлом.Краеведение приближает учащихся к пониманию сегодняшних процессов, учит их исследовать, сопоставлять, а не только быть посторонним наблюдателем. При этом роль учителя состоит в том, чтобы помочь соединить в учащихся открытия с чувством доброгоотношения к малой Родине, к судьбам людей, живущих на этой земле. Сопричастность к открытиям и раздумьям позволяет школьникам сформировать социальное в себе.При отборе местного краеведческого материала для уроков следует руководствоваться следующими положениями: 1. Тесная связь местных сведений с изучаемым материалом по предмету. 2. Доступность его понимания для учащихся. 3. Определенное время на изучение местного материала. 4. Межпредметные связи физики,математики с курсами биологии, географии, химии и истории. 5. Значимость предлагаемого материала дляактивизации интереса учащихся. 6. Содействие экологическому воспитанию и формированию научного мировоззрения учащихся. 7. Отражение основных направлений научно–технического прогресса и главных перспектив развития района, области, края, республики, страны. Для решения этой проблемы рекомендуется использовать следующие методы и приемы: 1) беседы и лекции учителя на уроках для актуализации знаний, постановка проблем, для иллюстрации применения законов физики на практике; 2) подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений и их заслушивание на уроках, семинарах и конференциях по конкретным темам школьного курса физики; 3) составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из окружающей действительности; 4) проведение экскурсий по физике и выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий по материалам экскурсий; 5) организация научно–исследовательской деятельности учащихся для определения степени загрязнения окружающей среды и поиска способов уменьшения отрицательной деятельности человечества на природу; 6) проведение исследовательских лабораторных работ по физике и решение задач с использованием местного краеведческого материала; 7) организация чтения и анализа научно–популярной и периодической литературы, материалов конференций, где приводится яркий и выразительный местный материал; 8) подготовка выступлений учащихся по материалам литературных произведений, сказок, сказаний и легенддля иллюстрации физических явлений и законов; 9) оформление стендов и альбомов для иллюстрации использования местного материала на занятиях по физике,математикеи другим предметам. 10) проведение внеклассных мероприятий, игр, соревнований, посвященных изучению краеведческому материалу.Рассмотрим один из методов –соревновательные игры. Онистимулируют активность их участников в приобретении знаний, навыков, умений. К ним относятся: аукционы, викторины, конкурсы. Приведем разработку игры для 1011классов(на материале о Тюменской области).

Игра "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ" Цели:

пропагандирование краеведческого материаласреди сверстников, взрослых и старших товарищей;

повторение изученного материала

развитие познавательных интересов.

Оборудование:географическая карта Тюменской области, проектор.Ход мероприятия:Игра состоит из 5геймов, результаты оцениваются жюри. Участвуют 2 команды по 78 человек. Остальные учащиеся делятся на 2 группы поддержки и тоже участвуют в игре.Предлагаются дополнительные сведения по географии Тюменской области, которые могут сопровождаться презентацией.ГЕЙМ 1. РАЗМИНКАКаждой команде предлагается ответить навопросы ведущего за 2 минуты. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Справка: Тюменская область –3й по площади субъект РФ, в состав области входят ХМАО и ЯНАО (1464173 км2). Тюменская область занимает наиболее низменную часть ЗападноСибирской равнины. Тюменская область, простирается от степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана, на северовостоке выходит к границе Европы и Азии, пересекается Северным полярным кругом. На западе в пределах области расположены восточные склоны Северного, Приполярного (г. Народная) и Полярного Урала. Область включает острова Карского моря –Белый, Олений, острова Вилькицкого, Шокальского и Неупокоева.Тюменская область богата реками и озерами, более 70 тысяч озер, на севере и в центральной части –термокарстовые и биогенные, а на юге –бессточные часто засоленые озера в понижениях рельефа (суффозионные, старичные). Наиболее крупные озера расположены на полуострове Ямал и на юге области (Ярото, Шурышкарский Сор, Большой Уват и другие).Климат континентальный. На севере зима продолжительная (810 мес.), средние температуры: января –290C, июля от +4°С до +150С. В центральной части области средние температуры: января –230С, июля от +16 до 180С; в южной части соответственно –190С, и от +17 до 190С. Осадков 200600 мм в год. На севере широко распространены многолетнемерзлые породы. Вегетационный период в южной части 50162 дня. Суровость климата определяют четыре ее основных особенности: значительная протяженность с севера на юг, с которой связаны большие различия в солнечной радиации в арктических,субарктических и умеренных широтах, удаленность от Атлантического океана, преобладание равнин, открытых как для холодного арктического воздуха, так и теплого воздуха, наличие Уральских гор, перехватывающих значительную часть влаги атлантических воздушных масс. Предлагаем вопросы и задачи, решая которые Вы может быть узнаете чтото новое о родном крае. ВОПРОСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ:1.Самолет вылетел из Салехарда в ЮжноСахалинск (IX часовая зона), в 9 часов по местному времени. Время полета составляет 8 часов. Сколько времени будет в ЮжноСахалинске, когда самолет приземлится?2.

Какой ветер –зимний или летний –при одной и той же скорости обладает большей мощностью? (Ответ: Так как зимой воздух плотнее, чем летом, а кинетическая энергия зависит от массы, то зимой притой же скорости (и других равных условиях) ветер обладает большей мощностью.)3.Почему весной после периода теплой погоды вдруг наступает резкое похолодание? Осенью же, наоборот, после общего понижения температуры, наступает потепление. Объясните это явление? (Ответ: Похолодание весной наступает во время массового таяния льда в больших водоемах, так как этот процесс сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. Осенью же при замерзании воды наступает потепление, так как процесс образования льда сопровождается выделением теплоты.)4.Почему нормальным для жизни человека считается атмосферный воздух с относительной влажностью 40–60%? (Ответ: При температуре 2025°С наиболее благоприятным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60%. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем температура тела человека, то происходит усиленное потоотделение. Обильное выделение пота ведет к охлаждению организма. Однако такое потоотделение является значительной нагрузкой для человека. Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха также вредна, так как приводит к усиленной потере влаги организмов, что ведет к его обезвоживанию.)

ВОПРОСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ:1.Самолет вылетел из Омска (V часовая зона) в ХантыМансийск, в 14 часов по местному времени. Время полета составляет 3 часа. Сколько времени будет в ХантыМансийске, когда самолет приземлится?2.Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от нее? (Ответ: Для таяния льда необходимо количество теплоты, которое поступает из окружающего воздуха, поэтому вблизи реки холоднее.)3.Как влияет большая удельная теплота плавления льда на скорость весеннего таяния снега и влажность почвы? (Ответ: Большая удельная теплота плавления льда уменьшает скорость таяния снега. Этим предотвращаются сильные паводки весной, а почва насыщается влагой)4.Почему в болотистых местах сильная жара переносится труднее? (Ответ: В болотистых местах воздух в жаркое время года влажный, испарения почти не происходит, тело человека плохо охлаждается за счет испарения, поэтому жара переносится труднее.)ГЕЙМ 2: «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.Полезные ископаемые. Тюменская область является одним из самых обеспеченных субъектов РФ по многим видам минеральных ресурсов, наиболее значимыми являются месторождения нефти и природного газа, кроме того имеются руды черных и цветных металлов, химическое сырье, строительные материалы.1.

По карте определить основные месторождения нефти и природного газа. Сделать выводы о размещении месторождений по территории области.2.В нефтяной промышленности для подъема нефти на поверхность применяется сжатый воздух, который нагнетается компрессорами в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. Какой закон проявляется при этом?3.

Пожар на нефтеналивном танкере тушат мощными струями воды со специального пожарного судна. Какой в этом смысл, ведь нефть всплывает в воде?4.Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?5.

Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился (но не от неосторожного обращения с огнем)?6.Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов имеют клапаны для выхода газов. Откуда в резервуарах появляются газы? Ответ: Испаряются с поверхности жидкости)7.Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?ГЕЙМ 3:"ОТГАДАЙ"Участникипервой команды должны мимикой и жестами изобразить задуманный ими физический термин. Вторая команда должна отгадатьзадуманный термин (12 попытки). В ходе этой игры создаются зрительные образы физических терминов, что помогает их запоминанию.

ГЕЙМ 4: КОНКУРС КАПИТАНОВЖивотный и растительный мир. Тюменская область расположена в нескольких природных зонах. Имеет богатый животный мир. Растительность на севере тундровая и лесотундровая. Южнее –тайга (сосна, пихта, кедр, ель, лиственница), переходящая в лесостепь с березовыми колками. Леса и кустарники занимают 21% территории Тюменской области. Значительны площади заболоченных и солончаковых лугов. В зоне тундры сохранились: северный олень, песец, заяцбеляк, лемминг, белая куропатка, полярное сова. В тайге: лось, белка, бурундук, бурый медведь, росомаха, колонок, соболь, волк, лисица. Из птиц: глухарь, рябчик, кедровка; в лесостепи –тетерев. В летний период много водоплавающих птиц (гуси, утки). Реки и озерабогаты рыбой: стерлядь, осетр, нельма, муксун, налим, язь и др.

У капитанов карточки с заданиями. Участникам предлагается решить задачи, используя сведения о фауне региона.Какое из деревьев —ель или сосна —находится в более устойчивом положении? (Ответ: Ель растет в сыром грунте, и корни ее находят достаточно влаги вблизиповерхности. Они широко разбегаются вокруг дерева, но не проникают вглубь. Сосна, растущая в сухих местах, вынуждена искать воду на большой глубине. Ее корни уходят в землю глубоко, поэтому она более устойчива.)Почему при заготовке лекарственных трав оптимальной температурой для сушки растений является 4045°С?Лук, чеснок, горчица, черемуха, можжевельник, пихта, сосна и др. применяются в некоторых случаях для лечения. Какое физическое свойство используется при этом?

ГЕЙМ ПЯТЫЙ: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»Предлагаем несколько физикобиологических задач про животных нашего региона:Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся при этом? (Ответ: Зуб бобра состоит из нескольких слоев различной твердости. Когда бобр грызет дерево, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испытывает большую нагрузку, а остальная, сравнительно мягкая ткань –меньшую. В результате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменным. На этом принципе основана работа самозатачивающихся инструментов.)Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут? (Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.)Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не переохлаждаются?(Ответ: Грудь и брюшко, т.е. части тела, которые бывают погружены в воду, одеты у утки густым пухом, который сверху плотно прикрыт перьями, защищающими пух от воды).Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки и др.) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по нескольку суток? (Ответ: Снег является плохим проводником тепла, поэтому снежный покров во время больших морозов и метелей защищает птиц от замерзания.)Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Ответ: Объясняется это тем, что уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного. Так как на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то в процессе биологического отбора наиболее приспособились к жизни в условиях Крайнего Севера лисицы с меньшими ушами.)В жаркий летний день перьевой покров птиц становится взъерошенным. Объясните почему. (Ответ: У птиц, в отличие от других теплокровных организмов, отсутствует важный в жаркое время процесс испарения с поверхности тела, так как они имеют сухую кожу и плотный перьевой покров. Но зато есть другое приспособление, помогающее переносить жару: птицы изменяют наклон своего оперения в зависимости от степени нагрева солнечными лучами. В жаркое время перьевой покров птицы становится взъерошенным, что защищает ее от перегрева.)Охотники рассказывают, что со стороны спины к сове можно подкрасться вплотную и даже схватить ее руками. Почему иногда это удается сделать? (Ответ: Совы видят только впереди себя, причем зрение у них бинокулярное. Этим они в значительной мере отличаются от большинства птиц, глаза которых скорее способны обратиться назад, нежели вперед. Совам же, чтобы изменить направление взгляда, необходимо повернуть голову.)

ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ.Понижается ли температура тела медведя во время зимней спячки? (Ответ:Да, потому что его дыхание и циркуляция крови почти прекращаются.)Рабочая пчела, вылетевшая из улья за взятком, делает в среднем 180 взмахов крыльями в секунду. Когда же она возвращается с грузом, число взмахов у нее возрастает до 280. Как это отражается на том звуке, который мы слышим?Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых и насколько больше сделает при полете взмахов крыльями за 1 мин?Водомерка бегает по поверхности воды. Найти массу водомерки, если известно, что под каждой из шести лапок насекомого образуется ямка, равная полусфере радиусом 0,1 мм. (Ответ: 27,5 мг)

Подведение итогов.

Комплексный и интегральный характер краеведческого материалане позволяет раскрыть их перед учащимися школ в полной мере. Тем не менее, содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников с рядом вопросов. Это связано с тем, что:

физика изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности природы, которые лежат в основе правильного понимания всей природы в целом. Это дает возможность в процессе обучения физике последовательно раскрывать перед учащимися многообразие, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность явлений и процессов, протекающих в природе;

физика является ядром современной картины мира и научнотехнической революции; ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд социальных последствий этого воздействия в условиях развития общества.

физика в настоящее время возглавляет науки о природе; все они пользуются ее терминологией, приборами и методами исследований. Поэтому при обучении физики есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения природы и ее охраны, обобщить полученные ими знания на уроках по другим предметам естественноматематического цикла. Одна из важнейших задач школьного курса физики –развить у учащихся научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даст возможность выработать у школьников умения, важные для изученияи решения доступных им задач.

Ссылки на источники

1.Ермакова Е.В. Составление задач межпредметного содержания на занятиях по физике /Академический вестник. 2013. №4(26). С. 146151.2.Ермакова Е.В. Реализация межпредметных связей физики и биологии в процессе обучения физике /Экологический мониторинг и биоразнообразие № 3(10)2015 С.181184.3.Ермакова Е. В. Использование краеведческого материала как способ формирования интереса учащихся на занятиях по физике // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск3. –ART 85924. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85924.htm. –ISSN 2304120X.4.Ермакова Е.В.Радиоактивная экология в процессе обучения физике /Экологический мониторинг и биоразнообразие.2014. № 1(9). С. 194197.5.Естественнонаучная картина мира: курс лекций. Ч.1./сост. Е.В. Ермакова, Н.В. Суппес. –Ишим: Издво ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014. –128 с.6.Экологические состояние территории России: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. –М.: Изд. Центр «Академия», 2002.128 с.