Туристический кластер Краснодарского края: возможности создания и перспективы развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочкова Е. В., Назаренко В. А. Туристический кластер Краснодарского края: возможности создания и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1406–1410. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96199.htm.
Аннотация. В предложенной статье рассмотрены возможности формирования туристического кластера в Краснодарском крае. Авторами разработан проект туристического кластера, показана взаимосвязь с иными кластерными структурами региона, определены задачи его функционирования и влияния на социально-экономическую обстановку края.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru

Назаренко Виктория Александровна,Студент 2 курса направления «Экономика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарstargirl03051996@mail.ru

Туристический кластер Краснодарского края:

возможности создания и перспективы развития

Аннотация. В предложенной статьерассмотрены возможности формирования туристического кластера в Краснодарском крае. Авторами разработан проект туристического кластера, показана взаимосвязь с иными кластерными структурами региона, определенызадачи его функционирования и влияния на социальноэкономическую обстановку края. Ключевые слова:кластер, кластерная структура, туризм, туристический кластер, региональный кластер, туристскорекреационный потенциал.

Начиная с 1980х гг. в мире наблюдаетсяширокомасштабная глобализация рынка туристических услуг: формируются конгломератные группы, крупные объединения, применяющие сложные управленческие формы (аренда, франшиза и др.), появляются и в гостиничной сфере. В этой связи успешным развитием характеризуются туристические кластеры в таких зарубежных государствах, как Италия, США, Швеция. Кластеры оказывают большое влияние на становление благоприятнойсоциальноэкономическойобстановки того или иного региона или страныв целом. Россия отличается наличием значительных туристскорекреационныхресурсов. Поэтому, на наш взгляд, данную отрасль можно вполне отнести к числу приоритетных направлений развития отечественной экономики. Отметим, что основным ограничителем развития является весьма высокий уровеньконкуренции на международном рынке туристскорекреационных услуг. Конкурентоспособность российского туристического бизнеса во многом зависит от выбора модели управления развитием данной отрасли экономики. Поэтому необходимо разработать принципиально новый управленческий подход, отвечающий конъюнктуре рынка туристических услуг. Сегодня, безусловно, в качестве такой модели можно рассматривать кластерный подход, разработанный профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. В России с недавнего времени ужена правительственном уровне кластерная политика признаётся в качестве «нового института развития» [3]. Специфика туристической отрасли влияет в конечном итоге на определение базовых принципов, на основе которых будет осуществляться формирование кластерных структур данного вида. К ним можно отнести следующие принципы:1)государственночастноепартнёрство(ГЧП); 2) непротиворечивость экономических, социальных, экологических целей;3)опережающее развитие инфраструктуры;4)пространственное формирование кластеров[2]. Среди регионов России, отличающихся высоким уровнем туристскорекреационногопотенциала, по праву выделяется Краснодарский край. Данный регион не уступает и в динамике социальноэкономического развития уже на протяжении последних 20 лет, поэтому его нередко называют «локомотивом» экономического роста страны. На Кубани давно сложились необходимые детерминанты формирования кластерных структур: удобное геополитическое положение; благоприятные природноклиматические и биосферные условия; относительно высокий уровень развития социальной и транспортнойинфраструктуры; трудовые ресурсы и т.д. Создание туристического кластера на Юге России, несомненно, может оказать влияние на изменение текущей позиции отечественной туристической отрасли на международной арене. Также это приведет к увеличению инвестиционных вложений в регион и повлияет на формирование благоприятного инвестиционного климата.Заметим, что доля туризма в мировом экспорте позволяет ему занимать 4е место сразу после доходов от продажи нефти и нефтепродуктов, военной техники и автомобилей. Тем не менее, по многим объективным причинам отечественная туристическая сфера, к сожалению, пока еще не в состоянии конкурировать с курортами мирового уровня [1]. В силу этого, кластерный подход можно рассматривать как прогрессивный инструмент повышения конкурентоспособности не только туристической отрасли Краснодарского края, но и как способ обеспечить социальноэкономическоеразвитиеи отдельного региона, и государства в целом. Впервые о создании кластеров в рамках Краснодарского края было обозначено в Концепции региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края ещё в 20052006 гг. В соответствии с данным документом политика социальноэкономического развития края, в первую очередь,направлена на преодоление неравномерного экономического развития, на поддержку опорных отраслей и объединений предприятий (кластеров), на нивелирование проблемы региональной асимметрии, на рациональное использование ресурсов административными структурами, стимулирование миграции капиталов, на преодоление негативных последствий инфляционных процессов. Авторы Концепции предложили разработать создание следующих кластеров: транспортный, агропромышленный, туристический и образовательный[3].

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ, принятая в 2011 г., предполагаетсозданиетрех туристических кластеровв рамках региона: автотуристический кластер «Лермонтово» в Туапсинском районе;туристскорекреационный кластер «АбрауУтриш» в Новороссийске; автотуристический кластер «Горячий Ключ» в Горячем ключе.

[4].

Структура туристического кластера Краснодарского края, по нашему мнению, представлена территориальным объединениемучастников семигрупп.1. Поставщики ресурсови производственные предприятия, обслуживающие туристов и туристические объекты.

К данному блоку можно отнести предприятия пищевой промышленности, мебельной и строительной сферы, а также деревообрабатывающие фирмы. Безусловно, опорой потенциального туристического кластера является пищевая промышленность, но и от развития строительного сектора напрямую зависит стоимость и качество материальнотехнической базы отрасли туризма: состояние гостиниц, кемпингов, туристических баз, предприятий общепита и рекреационной инфраструктуры.2. Организациии предприятия, осуществляющие непосредственное обслуживаниепервойгруппы: снабжение, транспорт,энергетика и др.3. Организации, формирующие инфраструктуру туризмаи индустрию развлечений.

К данной группе относятся лечебнокурортные и туристическиесредстваразмещения, фирмытуроператорыи туристическиеагентства, предприятиядетского отдыха. Сфера развлечений представлена стадионами, спортивными клубами, музеями, театрами, плавательными бассейнами и др.





















Рис. 1 –Структура туристического кластера Краснодарского края[1]

Органы управления и координации (административная структура и союз курортных городов и районов)Туристическая инфраструктура и индустрия развлеченийНаучноисследовательские институты (НИИ):

создание системы экономического мониторинга рекреационных территорий;

исследовательские работы по определению антропологической нагрузки и т.д. Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

колледжи; ВУЗы: КубГУ, КСЭИ, ИМСИТ, ЮИМ, СГУТиК и т.д. Обслуживающие организации и предприятия:

снабжение;

энергетика;

связьПоставщики и производители:

пищепром;

строительство;

деревообработка и мебельная промышленностьНациональный образовательный кластерТранспортный кластерАгропромышленный кластер4. Учреждения среднего и высшего образования.

Сфера туризма требует наличия специалистов следующих направлений –научного, проектноизыскательного, организационноуправленческогои педагогического. Мы полагаем, что процесс получения образования в кластере может базироваться на образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов для данной отрасли(СГУТиК,КубГУ, КСЭИ,КГАФК, ЮИМ, ИМСИТ и т.д.). Помимо этого, необходим перманентный процесс переподготовкии повышенияквалификации уже работающих кадров.5. Научноисследовательские институты(НИИ), генерирующие инновации для кластера, и ответственные за его качественное развитие.

К примеру, проведение исследовательских работ по определению предельных норм антропогенной нагрузки на рекреационные территории, разработка и осуществлениеприродоохранныхмероприятий.6. Управленческое ядро кластера.

Мы считаем, что региональным властям не следует выступать в качестве организаторови координаторовкластерной структуры. Таковым управленческим органом вполне могут стать союзы курортных городов и районов. Но не вполне понятным является вопрос с определением головного курортного города: то ли это будет г. Сочи, то ли г. Геленджик, занимающий срединное положение на Черноморском побережье Краснодарского края.

7. Организации и предприятия, не входящие в кластер, но обеспечивающие потребности населения в данном регионе.Итак, каковы же последствия формирования туристического кластера в регионе?! На наш взгляд, можно выделить следующие:–вопервых, рост числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, что окажет существенное влияние на объем поступлений доходов в бюджет, которые могут быть направленына нужды социальной сферы;–вовторых, данный кластер может эффективно применять современные тенденции рыночной экономики для обеспечения социальноэкономического развития края, посредством сочетания оценок внутри кластерной структурыи анализа и пониманиявнешних макроэкономических и политическихфакторов;–втретьих, кластер будет способствовать обучению, переквалификациии переливуквалифицированной рабочей силы туристической отрасли по всему региону, тем самым снижая градус проблемыбезработицы;–вчетвёртых, ориентация деятельности туристического кластера в основном на граждан России приведет к росту качества и культурного развития жизни населения страны в целом. Одновременно будет наблюдаться рост качества туристических продуктов и услуг.На наш взгляд, создание и последующее развитие туристического кластерав Краснодарском крае –принципиально новый шаг не только для развитияэкономического потенциала территории, но и прорывная технология в сфере социальноэкономической политики,предполагающая улучшениекачества и уровня жизни населения региона иразработка реальных методов и способов решения проблемы безработицы. Таким образом, туристический кластер, на наш взгляд, станет в ближайшее время определяющим вектором социальноэкономического развития Кубани.

Ссылки на источники

1. Бочкова Е.В. Формирование туристскорекреационного кластера Краснодарского края в условиях глобализации // Актуальные проблемы развития российских регионов: экономический, юридический и политический аспекты: материалы Всероссийской научнопрактической конференции(Курган, 19 мая 2011 г.). Курган, 2011.2. Дутова Т.И. Туристскорекреационный кластер и принципы его развития // Российское предпринимательство. 2010. №8 (2). 3. Концепция региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края. М., 20052006.4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 гг.). М., 2011.