Транспорт как наибольшая статья расходов на логистику в процессе физического распределения продукции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Векленко М. В. Транспорт как наибольшая статья расходов на логистику в процессе физического распределения продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1436–1440. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96205.htm.
Аннотация. На транспорт приходится от одной до двух третьих общего объема затрат на логистику; для большинства промышленных предприятий это наиболее важный элемент логистических затрат. Фирмы и их рынки сбыта часто разделены географически. Транспорт уменьшает время доставки и увеличивает полезность продукции, поставляя ее в нужное время и в нужное место. Таким образом, уровень удовлетворения клиентов увеличивается, что является ключевым фактором успешной распределительной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Векленко Марина Владимировна,аспирант кафедры маркетинга и логистики, ФГБОУ ВО «СГЭУ», г. Самараmarina_veklenko@mail.ru

Транспорт как наибольшая статья расходов на логистику

в процессе физического распределения продукции

Аннотация.На транспортприходитсяот однойтрети до двухтретьихобщего объемазатрат на логистику; для большинствапромышленных предприятий, это наиболее важныйэлементлогистических затрат.Фирмы и их рынкисбыта часто разделеныгеографически.Транспортуменьшает время доставки и увеличивает полезность продукции, поставляя ее в нужное времяив нужное место[1]. Таким образом,уровеньудовлетворения клиентовувеличивается, чтоявляется ключевым факторомуспешной распределительнойдеятельности.

Ключевые слова: виды транспорта, интермодальные комбинации транспорта, скорость поставки, транспортные расходы, логистические издержки.

Вбольшинствеисточниковвыделяютпять основныхвидов транспорта:автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, а также трубопроводный[1, 2]. Кроме того,внекоторых источниках упоминается электронный вид транспорта. Любая комбинация этих видов транспортаможетбыть выбрана дляпоставки продукцииклиентам. Тем не менее,не все виды транспортамогутбытьодинаково приемлемыдля всехрынков и продукции. Автомобильный транспорт неуклонно увеличивает свою долю в общей структуре транспорта. На протяжении 1960х годов, автомобильный транспорт стал доминирующей формой грузового транспорта в Российской Федерации, заменив железнодорожные перевозки, и в настоящее время на этот вид транспорта приходится 39,8% от общего объема грузовых тонномиль, или более чем 68 % фактического тоннажа [3].Основными преимуществами автомобильного транспорта являются его гибкость и универсальность, т.к. на нем осуществляют доставку «от двери до двери» и именно этот вид транспорта позволяет перевозить продукты практически любого размера и веса на любое расстояние [4].Автомобильный транспорт также предлагает надежный и быстрый сервис для клиентов[5]. Затраты на автомобильный транспортнемного выше, чем на железнодорожные перевозки, но гораздо ниже, чем на авиаперевозки. Автомобильный транспорт в целом предлагает более быстрое обслуживание, чем железные дороги, особенно для небольших партий грузов (не полностью загруженный автомобиль или LTL). Для крупных партий (полностью загруженный автомобиль или TL), при поездках более чем на 500 миль железнодорожный и автомобильный транспорт напрямую конкурируют друг с другом. Но для поставок на расстояния более 40 км, железнодорожный транспорт является доминирующим способом доставки. Кроме того, автомобильные перевозки являются более эффективными для терминальных операций, специализированного транспорта и операций доставки, они конкурируют с авиаперевозчиками, как для TL и LTL поставок, которые транспортируются на 1000 кми менее [6].С экономической точки зрения, автомобильный транспорт имеет относительно небольшую фиксированную стоимость, потому что он функционирует на общественных бесплатных высокоскоростных магистралях. Тем не менее, в настоящиевремя стоимость транспортных перевозок увеличилась изза высокой стоимости топлива, технического обслуживания и, особенно, рабочей силы [7]. Автомобильный транспорт лучше всего подходит для перевозок небольших партий особо важных грузов на короткие расстояния. Законодательное регулирование движения автотранспорта и человеческий фактор являются основными препятствиями при осуществлении автоперевозок [8] .Железнодорожный транспорт составляет 37,1% от общего объема грузовых тонномиль (более 14 % от фактической вместимости) в Российской Федерации, что делает железные дороги вторым доминирующим видом транспорта после автомобильного транспорта[3].Хотя услуги железнодорожных перевозок доступны почти в каждом крупном городе по всему миру, сеть железных дорог не так широка, как сеть автомобильных дорог. Таким образом, железнодорожной системе не хватает гибкости и универсальности. Железнодорожные перевозчики предлагают услугу терминала (пункта погрузки/выгрузки), поэтому, как и водный, трубопроводный и воздушный транспорт, они должны быть интегрированы с автомобильным транспортом, чтобы обеспечить доставку «от двери до двери». Железнодорожные перевозки достаточно медленны и весьма ненадежны, так как потери и повреждения товаров на железнодорожном транспорте выше, чем при других видах транспортировки. В результатежелезная дорогаявляется медленнымперевозчиком сырьяи малоценнойготовой продукции[8].Железные дороги имеют высокие постоянные издержки и относительно низкие переменные затраты. Содержание дорогого оборудования, комбинированных составов поездов, многопрофильных терминалов влечет за собой высокие постоянные издержки [9].Тем не менее, переменные расходы невелики, особенно для дальних расстояний, поэтому железнодорожные перевозки в целом обходятся дешевле, чемавтомобильный и воздушный транспорт. Авиаперевозчики транспортируют лишь около 0,1 % тонномиль трафика в России[3]. Хотя авиаперевозки предлагают самое короткое время в пути (особенно на дальние расстояния), большинство грузоотправителей редко пользуются воздушным транспортом при перевозках изза его высокой стоимости. Тем не менее, высокая стоимость воздушного транспорта может быть покрыта экономией на содержании запасов и складских помещений или оправдана в таких ситуациях как: 1) для продуктовс высокой добавленной стоимостью, 2) для скоропортящихся продуктов, 3) в ограниченные маркетинговые периоды и 4) в случае чрезвычайной ситуации [7].Высокие цены на авиаперевозки составляют большую часть общих затрат на продукцию. Это одна из причин, почему авиаперевозчики обычно доставляют дорогостоящие товары. Общее время перевозки является важным и для грузоотправителя, и для клиента. С этой точки зрения, хорошо управляемые наземные перевозки могут конкурировать с авиаперевозчиками, особенно на короткие и средние расстояния. Несмотря на то, что авиаперевозчики обеспечивают короткое время в пути от терминала к терминалу, они могут тратить слишком много времени на земле [4].Убытки и повреждения при воздушных перевозках ниже, чем на других видах транспорта. Классическое исследование Льюиса [10] показывает, что отношение исковых затрат к выручке грузовых перевозок на авиатранспорте составляет лишь около 60% от данного показателя на автомобильном и железнодорожном транспорте. Авиакомпании обычно не владеют ни воздушными путями, ни аэропортами, они финансируются за счет государственных средств, и постоянные издержки авиаперевозок ниже, чем на железнодорожном, водном и трубопроводном транспорте. Переменные издержки здесь чрезвычайно высоки изза топлива, технического обслуживания и трудоемкости экипажа. Переменные затраты уменьшаются во время полета, поэтому взлеты и посадки являются наиболее неэффективными фазами эксплуатации воздушных судов. Кроме того, увеличение размеров отгрузки уменьшает переменные эксплуатационные расходы. Таким образом, переменные затраты зависят от расстоянияи объема поставляемых грузов.Водный транспорт старейший вид транспорта обслуживает 5% от общего числа грузовых тонномиль (около 3,3 % от фактического тоннажа) в России [3]. Сэмпсон и др. [11] описывают характер и особенности водного транспорта следующим образом: водный транспорт подходит для перевозки тяжелых, громоздких, малоценных товаров, которые могут загружаться и разгружаться с помощью механических средств, когда скорость не имеет первостепенного значения, и поставляемые товары не особо чувствительны к повреждениям и не подвержены кражам.Водный транспорт конкурирует, в первую очередь, с железнодорожным и трубопроводным транспортом. Водные перевозки можно разбить на следующие отдельные категории:1.Внутренние водные пути (например, реки и каналы)2. Озера3. Прибрежные океаны4. Открытый океан Водные транспортные услуги ограничены, в основном, по двум причинам: их радиус действия и скорость. Сфера обслуживания водного транспорта ограничивается водными путями; таким образом, если производство и пункт назначения доставки расположены не на водных путях, то перевозка должна быть дополнена другим транспортом (железнодорожным или автомобильным). Кроме того, средняя скорость водных перевозок меньше, чем на железнодорожном транспорте, а также ее доступность и надежность в значительной степени зависит от погоды [9].Контейнеры используются для многих внутренних и международных перевозок по воде. Перемещение грузов в контейнерах уменьшает время обработки и сокращает общее время в пути. Это также снижает потребности в персонале и позволяет грузоотправителям воспользоваться преимуществом стоимости доставки. Наконец, контейнеры уменьшают потери и повреждения. По всем этим причинам, дорогостоящие товары (особенно в зарубежных поставках) поставляются в контейнерах на контейнерных судах.Убытки и повреждения в водных перевозках ниже, по сравнению с другимивидами транспорта, особенно для малоценного навалочного груза. Кроме того, поскольку большие запасы часто поддерживаются покупателями, потери от задержек не являются серьезными. Зато для водных перевозок характерна высокая добавленная стоимость продукции, примерно 4 % от выручки судов. Большинство повреждений причиняются по неосторожности во время погрузочноразгрузочных работ, поэтому хорошая упаковка необходима для защиты товаров [9].Независимо от ограничений, присущих водному транспорту, вода является наименее дорогим способом для транспортировки малоценных грузов. Стоимость терминалов итранспортного оборудования при водных перевозках, в основном, фиксированная. Хотя водные перевозчики должны функционировать в собственных портах, права прохода в гавань разрабатываются и поддерживаются государством. Водные перевозки характеризуются умеренными постоянными затратами, находясь по этому показателю между железнодорожным и автомобильным транспортом. Переменные затраты водного транспорта, включая сборы водных путей и затрат на эксплуатацию транспортного оборудования, являются очень низкими. Иззавысокой фиксированной стоимости и низких затрат при водных перевозках, затраты на тонномилю снижаются при увеличении расстояния и размера отгрузки [9].Трубопроводные системы были разработаны для транспортировки больших объемов продукции на большие расстояния. Трубопроводы, как правило, используются только для одного конкретного вида продукции на протяжении срока эксплуатации [1]. По трубопроводам можно транспортировать лишь ограниченный перечень продукции, в том числе природный газ, нефтепродукты, химические вещества, воду и шламовые продукты.Хотя движение продукции по трубопроводам осуществляется очень медленно (только от 3 до 4 км в час), их эффективная скорость значительно выше, чем у других видов транспорта, поскольку они работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Перевозка продукции по трубопроводам является самой надежной по следующим причинам[4]:насосное оборудование отличается высокой надежностью, поэтому потери и повреждения изза разрывов и утечек из трубопровода встречаются крайне редко;климатические условия имеют минимальное воздействие на продукцию, транспортируемую в трубопроводах;трубопроводы не трудоемкие;для мониторинга и управления потоками продукции внутри трубопроводов используются компьютеры.Затраты и ущерб от транспортировки по трубопроводным системам самые низкие, так как 1) жидкости и газыне подвержены повреждениям, и 2) риски при транспортировке по трубопроводам самые минимальные [9].Трубопроводы имеют самую высокую фиксированную стоимость и низкие переменные издержки среди всех видов транспорта. Высокие фиксированные издержки возникают в результате строительства и требований к станции управления и насосной мощности. Для покрытияэтих высокихкапитальныхрасходови поддержания конкурентоспособности, трубопроводы должныработать с большими объемами продукции. Переменные затратыкрайне низкие и,в основном, включаютзатраты на энергию для перемещения продукции[1].Цифровой или электронный транспорт является самым быстрым видом транспорта. Помимо высокой скорости, цифровой транспорт является экономически выгодным изза его высокой доступности и гибкости. Однако лишь ограниченный круг продуктов может поставляться в этом режиме, в том числе электрическая энергия и электронные данные[1].В большинстве литературных источников по логистике, не выделяют электронный транспорт изза его ограниченных возможностей. Тем не менее, в один прекрасный день, технологии могут позволить нам преобразовывать материю в энергию, транспортировать ее в пункт назначения, и преобразовывать обратно в материю.Любая комбинация из шести вышеупомянутых видов транспорта может быть приемлемой для транспортировки продукции. Потребности клиентов, характеристика транспортных средств и характер движения являются основными факторами, которые следует учитывать при выборе транспорта[12]. В дополнение к шести основным видам транспорта, для грузоотправителей доступны их интермодальные комбинации. Такие сочетания могут привести к снижению транспортных затрат и повышению эксплуатационных характеристик, по сравнению с отдельными видами транспортировки. Перемещение товаров в одной и той же грузовой единице, которое последовательно использует разные виды транспорта, изменяя режимы без перегрузки товаров[13].Если исключить электронный транспорт, который имеет очень низкуюинтермодальную способность, то существует 10 возможных комбинаций транспортных услуг:1) автомобильножелезнодорожный, 2) водножелезнодорожный, 3) воздушножелезнодорожный, 4) железнодорожнотрубопроводный, 5) воздушноавтомобильный, 6) водноавтомобильный, 7) дорожнотрубопроводный, 8) водновоздушный, 9) водопроводный и 10) воздушнотрубопроводный. Эти комбинации существуют в теории, но на практике только некоторые из них оказываются возможными. Наиболее часто объединяют услуги железнодорожного и автомобильного транспорта ("пиггибэк"),автомобильного и водного ("фишбэк"), и автомобильного и воздушного ("бёрдибэк"). «Фишбэк» постепенно завоевывает признание, особенно для Международных поставок с высокой добавленной стоимостью продукции. Тем не менее, только «пиггибэк» имеет широкое применение во всем мире [9]. Наиболее популярные комбинации, исследовали в данной статье:1. Трейлер на вагонеплатформе (ТНВП)2. Контейнер на вагонеплатформе (КНВП)3 . Составы трейлеровПиггибэк (ТНВП/КНВП)Транспортировку автомобильного прицепа на железнодорожном вагонеплатформе называют «Трейлер на вагонеплатформе» (ТНВП). Кроме того, можно транспортировать только контейнер на вагонеплатформе. Хотя эти две услуги технически разные, они обе называются контрейлерной службой [2]. В контрейлерных службах, в первый терминал транспорт поступает путем размещения прицепов или контейнеров грузовиков на железнодорожных платформах. Временные оси могут быть использованы для перевозки контейнеров так, чтобы потом они могли быть распределены на грузовики или тракторы. Наконец, в распределительном терминале, функцию доставки берут на себя автоперевозчики.Служба Пиггибэк сочетает в себе удобство и гибкость ближнемагистральных и дальнемагистральных автоперевозок и экономичность железнодорожных перевозок. Эта комбинация позволяет оказывать услугу «от двери до двери» даже на больших расстояниях по разумным ценам. Вышеуказанные функции могут объяснить, почему именно Пиггибэк является самым популярным интермодальным сочетанием [3]. Составы трейлеровСоставы трейлеров, которые также называются автомобильными поездами, являются инновационной интермодальной концепцией, которая была впервые введена в конце 1970х. Хотя составы трейлеров похожи на обычные прицепы грузовиков, у них есть и резиновые грузовые шины, и стальные рельсовые колеса, таким образом, обеспечивается сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта в одной транспортной единице. Прицепы поставляются в обычном порядке по шоссе. Изменяя колеса для железнодорожного движения, прицеп едет прямо на железной дороге вместо размещения на вагонеплатформе.Время, требуемое для переключения между шоссейными и железнодорожными колесами меньше, чем время, требуемое на загрузку и разгрузку трейлера из вагонаплатформы. Основным недостаткомэтой системы является дополнительный вес рельсоколес, что увеличивает расход топлива и приводит к более высоким затратам на шоссейной части пути. Как результат, использование составов трейлеров ограничено [2].Таким образом, проанализировав существующие виды транспорта, а также их интермодальные комбинации, а также величину расходов при распределении продукции путем использования различных видов транспортировки, можно обобщить полученные данные и представить их в виде таблицы (табл. 1). Таблица 1Характеристика видов транспорта

Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортВоздушный транспортВодный транспортТрубопроводный транспортЭлектронный транспортОхват видов транспортируемой продукцииОчень широкийШирокийУзкийШирокийОчень узкийОчень узкийПреобладающий трафикВсе типыУмеренно низкое значение, умеренно высокаяплотностьВысокое значение, умеренная плотностьНизкое значение, высокая плотностьНизкое значение, высокая плотностьВсе типы данныхОхват рынкаОт отправителя до потребителяОт терминала до терминалаОт терминала до терминалаОт терминала до терминалаОт терминала до терминалаОт отправителя до потребителяСредняя протяженность дистанции перевозкиОт коротких до длинныхОт средних до длинныхОт средних до длинныхОт средних до длинныхОт средних до длинныхОт коротких до длинныхВместимостьНизкаяСредняяНизкаяОчень высокаяОчень высокаяСредняяСтоимость УмереннаяНизкаяВысокаяНизкаяНизкаяОчень низкаяСкорость поставкиУмереннаяМедленнаяБыстраяОчень медленнаяОчень медленнаяОчень высокаяДоступностьВысокаяСредняяСредняяНизкаяНизкаяОчень высокаяВремя поставкиБыстроеУмеренноеБыстроеМедленноеМедленноеОчень быстроеПотери и поврежденияНизкиеУмеренновысокиеНизкиеУмереннонизкиеНизкиеОчень низкиеГибкостьВысокаяСредняяСредняяНизкаяНизкаяВысокаяИнтермодальные возможностиОчень высокиеОчень высокиеСредниеОчень высокиеОчень низкиеОчень низкие

Ссылки на источники1. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок 2е изд. / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. –М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2010. –640 с.: ил.2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. –М.: ИНФРАМ, 2008. –976 с.3. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. Режим доступа: http://mintrans.ru (дата обращения 15.01.2016г.)4. D.M. Lambert, J.R. Stock, Strategic Logistics Management, third ed., Irwin, Homewood, IL, 1993.5. Сосунова Л.А., Рахматуллина А.Р. Влияние услуг общественного транспорта на городскую среду / / Вестник Самарского государственного экономического университета, Самара. 2014. №4 (114).6. Векленко М. В. Классификация логистических затрат и сущность управления ими на предприятиях отрасли промышленности строительных материалов // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции ART 64331. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64331.html Гос. рег. Эл№ ФС7749965. ISSN 2304120X.7. U.S. Department of Transportation, Research and Innovative Technology Administration, Bureau of Transportation Statistics, and U.S. Census Bureau. 2007 Commodity Flow Survey; Transportation Commodity Flow Survey, preliminary [online]. http://www.census.gov/compendia/statab/2010/tables/10s1036.pdf, 2008 (Датаобращения14.11.15).8. West, Managing Distribution and Change: The Total Distribution Concept, John Wiley & Sons, New York, 1989, pp. 181 195.9. R.H. Ballou, Business Logistics/Supply Chain Management: Planning, Organizing, and Controlling the Supply Chain, fifth ed., PearsonPrentice Hall, Upper Saddle River, NJ, 2004.10. H.T. Lewis, J.W. Culliton, J.D. Steel, The Role of Air Freight in Physical Distribution,Division of Research, Graduate School of Business Administration, Harvard University, Boston, MA, 1956, p. 82.11. R.J. Sampson, M.T. Farris, D.L. Shrock, Domestic Transportation: Practice, Theory, and Policy, fifth ed., Houghton Mifflin, Boston, MA, 1985, pp. 6885.12. Векленко М.В. Применение гибридных логистических стратегий распределения на предприятиях промышленности строительных материалов / Экономика вчера сегодня завтра. –2016. –№1, 2016. ISSN 22229167.13. Векленко М.В. Мономодальные и мультимодальные организации, как поставщики логистических услуг на этапе распределения продукции / Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей Международной научнопрактической конференции (13 января 2016 г., г. Саратов). В 2 ч. Ч.1 –Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. –258 с.