Аутсорсинг в страховании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Беспалова О. В., Беспалов Р. А. Аутсорсинг в страховании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1461–1465. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96211.htm.
Аннотация. В статье проведен краткий обзор текущей ситуации в области аутсорсинга, а также рассмотрены некоторые первоочередные задачи. Определен в аутсорсинге для страховых компаний комплекс возможностей, быстрых результатов и долгосрочных направлений развития, а также подходов к взаимодействию страховщиков с их партнерами по аутсорсингу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Беспалова Ольга Васильевна,к.э.н., старший преподаватель Брянский государственный университет г. Брянскbespalovaov@yandex.ru.

Беспалов Роман Анатольевич,к.э.н., доцент Брянский государственный университет г. Брянскbespalovra@yandex.ru.

Аутсорсинг в страховании

Аннотация.Встатье проведен краткий обзор текущей ситуации в области аутсорсинга, а также рассмотрены некоторые первоочередные задачи. Определение в аутсорсинге для страховых компаний комплекса возможностей, быстрых результатов идолгосрочных направлений развития, а также подходов к взаимодействию страховщиков с их партнерами по аутсорсингу.Ключевые слова:страхование, страховщик, аутсорсинг, страховые услуги, расходы, риски.Передача на аутсорсинг различных функций, непосредственно не связанных с формированием страхового продукта –важный фактор сокращения затрат страховой компании. В данной статье приводится анализ возможностей применения аутсорсинга в современных российских страховых организациях.В ближайшее время в страховойотрасли передача многих функций из компании на аутсорсинг станет достаточно распространенной практикой. Сервис «вокруг страхования» станет привлекательным объектом для новых инвестиций.Главная причина таких изменений понятна –страховщики всерьез озаботились рентабельностью своего бизнеса.Аутсорсинг–это передача на основании договора компаниейклиентом определенных бизнеспроцессов или производственных (операционных, второстепенных) функций на обслуживание другой компании –провайдеру услуг, специализирующейся в соответствующей области.Аутсорсинг дает возможность компанииклиенту сосредоточить усилия на решении задач в основной деятельности, что может сделать провайдера серьезным партнером заказчика в развитии бизнеса клиента.Кроме того, аутсорсинг позволяет обеспечить непрерывность бизнеспроцессов, их прозрачность и качество. В мировой практике широко распространен аутсорсинг учетных функций, таких как кадровое делопроизводство, расчет заработной платы, а также бухгалтерский учет. До 80 % компаний разного размера, работающих в различных сферах деятельности, пользуются услугами аутсорсинга учетных функций на Западе.Основным требованием к внешнему ресурсу являетсякачество как комплексная характеристика. В аутсорсинге может быть заложен большой инновационный потенциал[1]. Аутсорсинг позволяет компанииклиенту быть мобильнее конкурентов, лучше соответствовать быстро меняющимся требованиям рынка, добиваться экономии таких ресурсов, как время и деньги, за счет передачи части рутинных задач провайдеру.В укрупненном виде можно выделить следующие преимущества аутсорсинга:1. Снижение операционных расходов до 35%.2. Использование лучших практик рынка.3. Наличие «зеркальных» примеров для многих задач.4. Передача рисков по непрофильным функциям (аутсорсер, как правило, отвечает за качество процессов материально).5. Экономия затрат на обучение персонала.6. Прозрачность и документированность бизнеспроцессов.7. Быстрая масштабируемость бизнеспроцессов.8. Экономия времени топменеджеров.9. Доступная и удобная аналитика и отчеты.10. Гарантия постоянной работы нет отпусков и больничных.И, наконец, самое интересное с финансовой точки зрения преимущество аутсорсинга –это тот факт, что использование внешнего подрядчика позволяет переводить операционные расходы из постоянных в переменные[2].В мировой страховой практике широко распространена передача на аутсорсинг таких функций как продажи, андеррайтинг, актуарные расчеты, урегулирование убытков –частично или полностью. Рассчитывая экономическую эффективность перехода на аутсорсинг, необходимо учитывать как прямые так и косвенные затраты на организацию той или иной функции. Операционные затраты не ограничиваются исключительно затратами на персонал, аренду помещений, рекламу или оборудование.Один из серьезных видов затрат –время топменеджмента на организацию или контроль той или иной функции. В условиях высокой конкуренции и потери рентабельности на страховом рынке время топменеджмента является одним из значимых активов страховой компании.

Агенты и брокеры являются классической для страхования формой передачи функции продаж на аутсорсинг. Партнерский канал продаж, когда агентом выступает автодилер или банк, по сути, является разновидностью агентских продаж, с той лишь разницей, что продажи страховых полисов являются сопутствующей функцией для основной услуги или товара –продажи автомобиля или выдачи кредита.

Урегулирование убытков –комплексный подход с передачей части процессов на аутсорсинг. В моторном страховании это передача независимой техническойэкспертизе следующих функций:

осмотр поврежденного транспортного средства;

определение необходимого ремонтного воздействия;

оценка стоимости восстановительного ремонта.В личных видах страхования привлекаются медицинские учреждения для проведения предстрахового осмотра и экспертизы.В страховании грузов на аутсорсинге давно и традиционно предоставляют свои услуги страховщикам сюрвейеры, аджастеры, аварийные комиссары и другие специалисты. Здесь сложилась наиболее продвинутая практика привлечения услуг различных специалистов, участвующих в спасении груза, фиксации факта и обстоятельств аварии, оценке ущерба и оформлении необходимых страховщику документов для урегулирования страхового события.В претензионноисковой работе или судебном урегулировании, включая расследование страховых случаев, возможно многообразие форм и методов использования аутсорсинга.Аутсорсинг в претензионноисковой работе, в целом, является эффективным подходом. Создание дочерней юридической компании может стать первым эффективнымпрактическим шагом по переводу данных услуг на аутсорсинг. По крайней мере, затраты станут контролируемыми и результаты измеряемыми.Наиболее типичные проблемы, возникающие при попытках передать претензионноисковую работу на аутсорсинг, связаны с действием следующих факторов:1. Разделение функционала: формирование дела, сканирование.2. Ввод данных в корпоративную информационнуюсистему: интерфейс двух систем.3. Проведение сверок: дополнительные трудозатраты.4. Организация учета дел в судебном урегулировании на всех этапах: потеря дел.Аутсорсинг возможен и целесообразен по входящим претензиям по крупным убыткам, поскольку там задействуются дорогостоящие специалисты и имеет место высокая материальность дел.Что касается филиальной сети, то она может стать основным источником проблем страховщика. Успешная практика в работе с филиальной сетью –это постоянный мониторинг факторов влияния, прогнозирование развития ситуации и управление изменениями в деятельности филиалов. Совершенствование деятельности филиалов и процессов их взаимодействия с центральным офисом с привлечением внешних экспертов и передачей реализации проектов изменений на аутсорсинг может быть эффективным путем решения этих задач.Привлечение внешних экспертов для работы с филиальной сетью позволяет умножить компетенции, получить иной профессиональный опыт, расширить количество доступных типовых и оригинальных решений для применения в филиалах, создать инструменты для совершенствования деятельности филиальной сети страховой компании. Экспертная команда вешних специалистов должна обладать опытом работы на российском страховом рынке в последние 10 лет, опытом работы в ТОП10 страховых компаний, а также опытом реализации успешных проектов по запуску, развитию и преобразованию филиальных сетей действующих страховых компаний.Реализация проекта по реорганизации деятельности, например, отдельного филиала может осуществляться специалистами как непосредственно в регионе, так и экспертами, работающими удаленно.Результатом реализации такого проекта станет:1. Построение модели эффективного управления изменениями –совершенствования деятельности филиала.2. Реализация проекта изменений внедрение целевых процессов.3. Повышение операционных показателей деятельности филиала.4. Аутсорсинг управленияизменениями в филиальных сетях и отдельных филиалах становится востребованной услугой на меняющемся российском страховом рынке.В рамках операционной деятельности разнообразные возможности для аутсорсинга есть в части обработки документов, электронного архива и центра обработки данных.ITсистемы, вобравшие в себя большой опыт в области комплексного ITобеспечения страхования, гарантируют стабильность работы. Главным преимуществом удачных ITсистем является их мощный и развитый функционал, открытая архитектура и удобство интеграции с другими ITплатформами[3].Представляется целесообразным применять в страховых компаниях аутсорсинговые ITрешения при подборе узких профильных решений для отдельных функций (бухгалтерия, продажи, управленческая отчетность, электронный архив).Отдельно следует отметить, что реализация эффективной структуры организации страховой компании позволяет быстрее и с меньшими затратами использовать аутсорсинг для решения самых разных проблем. Одним из эффективных вариантов организации бизнеса может быть следующая структура:

корпоративный центр;

операционный центр;

бизнес центрального офиса;

филиальная сеть.В бухгалтерскомобеспечении, инвентаризациии расчетахс персоналом на аутсорсингеиспользуются серьезные технологические решения и предлагаются практические услуги компаниям любой сферы деятельности и любого размера. В передаваемых на аутсорсинг функциях в части ведения отдельных участков учета можно выделить:

ведение документов в системе "банкклиент";

учет авансовых отчетов (в том числе командировки и расчеты с использованием корпоративных банковских карт);

анализ взаиморасчетов с дебиторами/кредиторами;

учет основных средств;

учет расходов компании–клиента;

отчетность.Важно отметить передачу аутсорсерурисков взаимодействия с контролирующими органами (налоговая, трудовая инспекции) при передаче на аутсорсинг кадрового делопроизводства, расчета заработной платы и бухгалтерского учета (частично или полностью). Аутсорсер отвечает за ошибки функций и по договору может бытьобязан возмещать штрафысо стороны контролирующих органов[4].Интересно рассмотреть также риски, возникающие при переходе на использование услуг аутсорсинга:1.Отсутствие опыта работы с аутсорсингом у клиента, с одной стороны, и декларируемый опыт у провайдера, с другой. Как следствие длительное и сложное, иногда дорогое, внедрение аутсорсинга в крупных компаниях.2. Отсутствие стандартов и методологии работы у клиента влечет за собой сложность измерения результата и оценки качества.3.Утечка конфиденциальной информации клиента.4. Отсутствие организационной вовлеченности сотрудников клиента.5. Налоговые риски по основной деятельности.6. Необходимость перестройки внутренних бизнеспроцессов клиента для реализации функций, переданных на аутсорсинг.Определение границ целесообразности применения аутсорсинга, по сравнению с поддержанием тех же функций «in house» можно провести в четыре шага. Это важно для успеха всей программы работы с аутсорсингом.Таблица 1 Определение целесообразностиаутсорсинга

1.Формулирование проблемы

четко сформулировать проблему;

определить количественные критерии;Этот шаг позволит свести к минимуму противоречие между необходимостью срочного проведения важных изменений и отсутствием своих возможностей для этого.2.Определение готовности страховой компании к сотрудничеству на основе аутсорсинга

определить готовность заказчика (компанииклиента) к сотрудничеству с подрядчиком (компаниейпровайдером);

выполнить первоначальную оценку внутреннего состояниякомпанииклиента по наиболее важным технологическим параметрам в условиях, продиктованных внешним окружением;3.Оценка затрат на вспомогательный бизнеспроцесс

получить численные данные для оценки экономической целесообразности аутсорсинга, как для заказчика, так и для компаниипровайдера;4.Сопоставление данных заказчика и предложения провайдера

это обычный этап переговоров, который позволит свести к минимуму противоречия, возникающие при сотрудничестве —необходимостью партнерства и желанием не упустить свои интересы каждым из участников;

важно чтобы заказчик и подрядчик при этом не упустили из виду целей и задач, сформулированных ранее;

Для принятия решения о передаче некоторых функций на аутсорсинг, конечно, надо провести экономические расчеты эффективности таких действий[5]. При этом важно правильно и объективно учесть все значимые факторы и затраты и реалистично оценить выгоды.Таким образом, встраховании есть достаточно широкое поле для замещения функционала страховой компании услугами на аутсорсинге. Мы считаем, что в данном направлении будут сделаны значительные инвестиции в инфраструктуру аутсорсинговых компаний, спрос на услуги которых со стороны страховщиков будет расти.Конечно, лучшие результаты будут получать страховые компании, начинающие уже сейчас вводить в свои программы повышения эффективности возможность применения аутсорсинга.

Ссылки на источники1. Беспалова О.В. Инновационноинвестиционное развитие системы страхования в России / О.В. Беспалова // Современные аспекты экономики. 2012. № 1 (173). –С. 912.2. Беспалов Р.А., Беспалова О.В. Методика анализа эффективности инноваций и инвестиций в страховании / Р.А. Беспалов, О.В. Беспалова // Вестник Брянского государственного университета.2014.

№ 3. С. 170174.3. Беспалов Р.А., Беспалова О.В. Перспективы инновационного развития деятельности страховых компаний в РФ. / Р.А. Беспалов, О.В. Беспалова// Вестник Брянского государственного университета.

2011.

№3. С. 129132.4. Официальный сайт Банка России[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://cbr.ru, свободный. –Загл. с экрана. [Дата обращения 15.03.2016].5. Сайт страхование сегодня [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://insurinfo.ru, свободный. –Загл. с экрана. [Дата обращения 15.03.2016].