Значение объективных признаков для квалификации административного правонарушения по факту самовольного занятия земельного участка или его части

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Летаева Е. А. Значение объективных признаков для квалификации административного правонарушения по факту самовольного занятия земельного участка или его части // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1551–1555. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96229.htm.
Аннотация. В статье раскрывается значимость правильного установления объективных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Акцентируется внимание на особенностях определения объекта, предмета и объективной стороны факта самовольного занятия земельного участка. Определяется перечень правоустанавливающих документов, необходимых для законного занятия и использования земельного участка, его части. Устанавливаются границы правомерного и неправомерного завладения земельным участком или его части.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Летаева Елена Андреевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административная деятельность ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьLetaeva_lena@mail.ru

Значение объективных признаков

для квалификации административного правонарушения

по фактусамовольного занятияземельного участка или его части

Аннотация.Встатье раскрываетсязначимость правильного установления объективных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Акцентируетсявнимание на особенностях определения объекта, предмета и объективной стороны факта самовольного занятия земельного участка.Определяется перечень правоустанавливающих документов, необходимых для законного занятия и использования земельного участка, его части. Устанавливаются границы правомерного и неправомерного завладения земельным участком или его части.Ключевые слова:правонарушение, самовольное занятие, земельный участок, объект, объективная сторона, квалификация, правоустанавливающие документы, статья7.1 КоАП РФ.

Правильная квалификация административного правонарушения позволяет четко установить его отличительные особенности. Анализируя элементы правовой нормыи фактические обстоятельства деяния, мы приходим к соответствующей совокупности юридических признаков, которые характеризуют данное административное правонарушение и отличают его от других.Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицомбез правоустанавливающих документов являетсяодним из самых распространенныхадминистративныхправонарушенийв сфере землепользования. Определение объективных признаков данного состава является одним из ключевых в его квалификации.Объектомправонарушения, предусмотренного статьей7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в сфере использования земель и охраны собственности.Особенностью данных общественных отношений является то, что они регулируются различными нормами российского законодательства, к которым следует отнести административное, гражданскоеиземельное(право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов)и т.п.Предметом административного правонарушения выступают земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.В нашем случае предметом административного правонарушения будетявляться земельный участок или его часть.Объективная сторонарассматриваемого правонарушения представляет собой по своей конструкции простой формальный состави выражается в совершении ряда альтернативных противоправных деяний, а именно:1)самовольноезанятие земельного участка или части земельного участка;2)использованиеземельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерацииправ на указанный земельный участок.В первом случае объективнаясторона выражается в активных действиях лица, направленных на фактическое владение и (или) использование не предоставленного емуземельного участка —это может выражаться в самовольном перемещении межевых знаков, возведении хозяйственных построек, ларьков, киосков на не принадлежащем лицу участке и т.д.Во второмслучаеобъективная сторона выражается в пассивной форме (бездействии), речь идет в использованииземельного участка без оформления должным образомправоустанавливающих документов на землю, даже при наличии разрешения собственника или лица, им уполномоченного.Как следует из

статей 40, 41, 43

Земельного кодекса РФ и

статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерацииправо на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит

собственнику такого земельного участка, а также

лицам, не являющимся

его собственником(землепользователи, землевладельцы,

арендаторыи обладателисервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком))[1].Законодательство Российской Федерациине раскрывает понятия «правоустанавливающих документов». На практике под ними принято понимать документы, на основании которых возникло то или иное право на объект недвижимости. Так, если земельный участок предоставлен пользователю на праве аренды, то, соответственно, правоустанавливающим документом будет являться договор аренды[2].Исходя из этого, при установлении правоустанавливающих документов, компетентным органам, должностным лицам необходимо выяснить какую именно обязанность не выполнило лицо, установившее,к примеру, торговый объект на земельном участке, а именно: оформление участка в собственность или оформление участка в аренду.Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006г. №404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности наземлю»правоустанавливающими документами на земельный участокявляются[3]:копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы:документы, разрешающие осуществление хозяйственнойдеятельностина земельном участке, в случаях, когда законодательством установлена необходимость их получения (ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации

Права собственников земельных участков на использование земельных участкови ст.41 Земельного кодекса Российской Федерации− Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков);разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения[4];свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору, залогодержателю;свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на здание (строение) или сооружение (п. 7 ст. 25.2 Федерального закона Российской Федерацииот 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122ФЗ).Не подлежат государственной регистрации,согласно статье130 Гражданского кодекса Российской Федерации временные постройки, иные сооружения, которые прочно не связаны с землей. Правоустанавливающим документом в данном случае будет договор аренды, субарендыземли, безвозмездного пользования земельным участком или правоустанавливающие документы на участок земли, а также иные документы, подтверждающие право пользования, распоряжения, владения имуществом (например, договор на размещение торгового киоска). Однако, согласно статье26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности на земельный участок могут возникнуть в том числе:1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;2)из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;3)из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и др.)Обязательнымпризнаком правонарушения, предусмотренного статьей7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является сам факт самовольного занятия участка или части земельного участка, а также использование земельного участка, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.Факультативными (не обязательными) признаками состава административного правонарушения по вышеуказанной статье являются: место, способ, характер совершения деяния. Данное административное правонарушение относиться к виду длящегося правонарушения, но как показывает практика мнение по данному вопросу неоднозначны. Так, согласно решению Верховного суда Чувашской республики самовольное занятие не является длящимся правонарушением, в отличие от использования, оно считается совершенным с момента захвата земли[5].Пленум Верховного Суда РФ сформулировал определение длящегося административного правонарушения в п. 14 постановления от 24 февраля 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерацииоб административных правонарушениях». Согласно этому определению «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом».КодексРоссийской Федерацииоб административных правонарушениях в части2 статьи4.5 закрепляет, что при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока[6].Таким образом, от того насколько правильно будет определен объект и выявлена объективная сторона с учетом знания всех правоустанавливающих документов при определенных случаях владения, использованиеземельного участка(его части) зависит квалификация правонарушения, за котороест. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрена административная ответственность.

Ссылки на источники1.См. статьи 5 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации.

2.Постановление ФАС Западносибирского округа от 9 марта 2010г. по делу №А4631/2009; ФАС Уральского округа от 30 июня 2009г. №Ф094457/09С1//ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/consult/business/375606/#ixzz3h1NyJpog3.Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006г. №404 //Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 28. Ст.3074.4.О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральныйзакон от 21 июля 1997 г. № 122ФЗ: ред. от 13 июля 2015г.//Собр. законодательства РоссийскойФедерации. 1997. № 30. Ст. 3594; 2015. № 29. (часть I). Ст.4385.5.Верховный суд Чувашской республики «О некоторых вопросах, возникающих у судов Чувашии при применении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» //ttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=26276;dst=0;ts=FAF936C5620C54C7CAD7F2319E06F4DE;rnd=0.77683406872759446.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5.