Практикум по тактико-специальной, огневой и физической подготовке для слушателей, обучающихся по программе профессионального обучения: перспективы совершенствования методики проведения комплексных занятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Войлошников О. Д. Практикум по тактико-специальной, огневой и физической подготовке для слушателей, обучающихся по программе профессионального обучения: перспективы совершенствования методики проведения комплексных занятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1546–1550. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96228.htm.
Аннотация. В статье излагается актуальность применения в процессе обучения сотрудников полиции на занятиях по огневой и тактико-специальной подготовке комплексных, обучающих и тренировочных стрелковых упражнений с использованием физической и психологической нагрузки. Определяются перспективы совершенствования методики проведения комплексных занятий с целью повышения качества обучения слушателей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Войлошников Олег Диомидович,кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень.olegtymen89@rambler.ru

Практикум по тактикоспециальной, огневой и физической подготовке для слушателей, обучающихся по программе профессионального обучения: перспективы совершенствования методики проведения комплексных занятий

Аннотация. В статье излагается актуальностьприменения в процессе обучения сотрудников полиции на занятиях по огневой и тактикоспециальной подготовке комплексных, обучающих и тренировочных стрелковых упражнений с использованием физической и психологической нагрузки. Определяются перспективы совершенствования методики проведения комплексных занятий с целью повышения качества обучения слушателей.Ключевые слова:упражнения, профессиональное обучение, ситуация, подготовка, сотрудник, профессиональный навык, огнестрельное оружие.

Профессиональная деятельность полицейского, прежде всего, связана с достаточно высоким фактором риска для жизни. Сотрудники органов внутренних дел должны быть готовы к применению физической силы, специальных средств и оружия в любых сложных и экстремальных ситуациях. И от того, в какой степени полицейский подготовлен к действиям в таких ситуациях, будет зависеть не только жизнь и здоровье самого полицейского, но и граждан, случайно оказавшихся в районе места совершения преступления, а также сотрудников, принимающих участие в пресечении преступления.Практический опыт показывает, что профессиональная деятельность полицейских часто может быть сопряжена с возникновением различных ситуаций, для успешного разрешения которых потребуются не только навыки владения огнестрельным оружием,но также умелое сочетание этих навыков с тактическими перемещениями (в зависимости от условий обстановки и рельефа местности), а при необходимости использования физической силы и специальных средств.Применение в процессе обучения сотрудников полиции назанятиях по огневой и тактикоспециальной подготовке комплексных, обучающих и тренировочных стрелковых упражнений с использованием физической и психологической нагрузки направлено на избавление от несогласованности в действиях, когда ситуация может потребовать от полицейского уверенных тактических навыков работы с оружием, использования наработанной техники правильного и быстрого передвижения (перемещения), а при необходимости и своевременного применения физической силы.Огневая, физическая и тактикоспециальная подготовка самостоятельные дисциплины обучения, изучаются раздельно, но в области практического применения неразрывно связаны друг с другом, поскольку экстремальная ситуация потребует от полицейского умелого сочетания полученных на занятиях навыков.Это не говорит о том, что процесс обучения по этим дисциплинам организован неправильно. Вместе с тем, без логического его завершения путём многократного выполнения комплексных тактикоспециальных упражнений с элементами физических и психологических нагрузок, он останется незаконченным, а сотрудник полиции не подготовленным в полной мере. Как следствие, в его действиях в сложных ситуациях будет присутствовать несогласованность, что будет выражаться в растерянности, медлительности и неуверенности в своихдействиях, неспособности своевременно оценить обстановку и принять правильное решение, а при необходимости, быстро и на законных основаниях применить оружие (физическую силу, специальные средства).Избавиться от несогласованности в указанных действиях можно только в результате системной подготовки сотрудников, с обязательным включением в процесс обучения специальных обучающих и тренировочных стрелковых (тактикоспециальных) упражнений с элементами психологической и физической нагрузки при наличии определенных помех по условиям окружающей обстановки. Помимо внешних изменений условий окружающей обстановки существует целый ряд факторов, способных оказывать воздействие на сотрудника. К ним относятся опасность, внезапность, наличие посторонних граждан, неуверенность в своих действиях, и они способны вывести неподготовленного сотрудника из состояния психологического равновесия, лишив его возможности выполнить определённую служебную задачу. Кроме того, правонарушители создают ситуации, в которых сотрудникам бывает сложно принять правильное решение незамедлительно.Каждый сотрудник полиции проходит профессиональное обучение (первоначальную подготовку) и изучает курс огневой подготовки. На занятиях он учится обращению с табельным оружием и выполняет упражнения учебных стрельб в тире, в результате чего получает некоторый практический опыт владения табельным оружием, но в строго определённых рамках. Выйти за пределы этих рамок ему просто не представлялось возможным, потому как упражнения учебных стрельб всегда выполняются в тире, стрельба осуществляется по мишеням, стрелок, как правило, находится в одной и той же обстановке, действует с оружием строго по командам руководителя стрельбы, и в направлении ведения огня не может возникнуть никакой опасности для посторонних лиц. Поэтому вполне естественно, что сотрудники с течением времени привыкают к этим условиям, и данная ситуация будет для них являться вполне стандартнойи естественной.Кроме того, в процессе обучения на занятиях сотрудник обязан ни при каких обстоятельствах не наводить оружие на людей, не извлекать его в их присутствии. На определённом этапе подготовки такой подход к процессу обучения является правильным. Но этот этап подготовки не может быть конечным, поскольку в процессе выполнения полицейским своих служебных обязанностей у него будут возникать нестандартные ситуации, и именно в таких ситуациях проявляется растерянность, несогласованность в действиях, сказывается психологическая и практическая неподготовленность сотрудника полиции. Указанные последствия вполне закономерны и предсказуемы при действиях в сложных нестандартных ситуациях, при условии, что сотрудника полиции к таким действиям не готовили. Таким образом, для сотрудников полиции в случае необходимости применения оружия, ситуация будет являтьсянестандартной, если она содержит определённые признаки, к которым относятся:незнакомая окружающая обстановка, плохая видимость в зоне действия, ограниченное пространство;присутствие либо скопление граждан в месте, где возникла необходимость применения табельного оружия;численное превосходство правонарушителей;попытка нападения или нападение одного или нескольких правонарушителей (как внезапное, так и предвиденное);возможное появление посторонних лиц или транспортных средств в направлении ведения огня, в случае необходимости применения оружия;местонахождение зданий, строений, объектов в возможном направлении ведения огня в случае необходимости применения оружия [1].Руководителям подразделений органов внутренних дел, руководителям занятий и самим сотрудникам полиции важно понимать, что такие ситуации в процессе повседневной служебной деятельности будут периодически возникать. А значит крайне важно подготовить сотрудников полиции к действиям в подобных ситуациях, потому как в противном случае бездействие полицейского, либо неправильные его действия в определённой ситуации повлекут за собой негативные последствия.Для этого и необходимы специальные обучающие и тренировочные (тактикоспециальные) упражнения, в процессе выполнения которых сотрудник не только учится правильно действовать, но и видит свои результаты. А когда, оценивая результаты своей деятельности, понимает что справляется с задачами в различных смоделированных ситуациях, то вместе с пониманием этого приходит и осознание уверенности в себе и своих действиях.До декабря 2013 года в существовавших на тот период времени программах первоначальной подготовки не были предусмотрены соответствующие обозначенной проблеме темы занятий. В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России за счет определенной оптимизации существующих рабочих программ первоначальной подготовки преподавательским составом кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования проводились занятия по теме «Тактика действий и обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД при задержании нарушителей» в объеме 46 часов. На этом занятии слушателям разъяснялись основные тактические правила по оценке обстановки и действий сотрудников при обнаружении нарушителей, отрабатывались тактические приемы по проверке помещений, определялись меры личной безопасности сотрудника в различных ситуациях оперативнослужебной деятельности. Осуществлялась практическая отработка мер личной безопасности, приемов и тактических способов преследования и задержания преступников на местности, в укрытии, в общественных местах, перемещающихся на транспорте и т.д., в том числе с использованием огнестрельного оружия, специальных средств. Кроме того, слушатели выполняли тактикоспециальные упражнения на основе игрового имитационного моделирования как с использованием лазерных стрелковых тренажеров «Рубин» ЛТ –110ПМ, ЛТ110 Glock и светоотражающих мишеней, так и упражнения учебных стрельб по нестандартным мишеням с использованием боевого оружия. Занятие проводилось на учебном полигоне «Жилое помещение» в 100 м тире. Поскольку занятие комплексное, то в его организации и проведении участвовали преподаватели огневой, физической и тактикоспециальной подготовки. На занятия для оказания методической помощи приглашались сотрудники ОМОН и СОБР УМВД России по Тюменской области. Ситуация существенно изменилась в лучшую сторону в конце 2013 года, когда в соответствии с Примерной программой профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, утвержденной ДГСК МВД России 24.12.2013 г., в тематическом плане которой теперь предусмотрен комплексный практикум по тактикоспециальной, огневой и физической подготовке в объеме 24 учебных часов. Для достижения поставленной цели разработан примерный перечень упражнений ( типовых ситуаций служебной деятельности [2]:1. Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным дляжизни или здоровья.2. Обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.3. Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.4. Задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.5. Для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.6. Пресечение побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега изпод конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.При выполнении данных задач преподаватели оценивают следующие составляющие:результат стрельбы (время и пробоины);технику выполнения действий при применении физической силы;тактику обстрела мишеней;тактику использования укрытий, перемещения стрелка и соблюдение правил личной безопасности;выполнение требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ «О полиции» (ст. 1924);качество написания рапортов по факту применения физической силы и/или огнестрельного оружия.Данный перечень не является какойто догмой, поскольку образовательное учреждение МВД России, занимающееся профессиональным обучением сотрудников, вправе корректировать темы в зависимости от наличия учебноматериальной базы, обучаемых категорий и других условий обучения. Опыт реализации программы обучения показал необходимость ее дальнейшего совершенствования, а именно в плане разработки фабул и выполняемых тактикоспециальных упражнений с учетом специфики преступности в регионе. Кроме того, необходимо предусматривать участие в занятии преподавателей, оценивающих правовую сторону применения оружия (физической силы, специальных средств и качество написания рапортов по факту применения физической силы и/или огнестрельного оружия.В целях дальнейшего совершенствования имеющегося практикума необходимо изучать практику применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в конкретном регионе, разработать алгоритмы обучения тактическим способам действий для заданий практикума, разработать его учебнометодическое обеспечение.Выполнение данного практикума позволит слушателю выработать у себя умения пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы и огнестрельного оружия, даст ему возможность овладеть комплексом важных профессиональных навыков:оценка ситуации, принятие правильного решения и выполнение немедленных действий;уверенность в своих действиях при резких изменениях обстановки;умение тактически грамотно действовать вразличных ситуациях, обеспечение личной безопасности;уверенность в своих действиях при применении оружия, специальных средств и физической силы.Таким образом, комплексные межотраслевые занятия(практикумы) с использованием тактикоспециальных упражненийпозволяют в процессе занятий выработать у сотрудников перечисленные выше профессиональные навыки, а их использование в учебном процессе является важнейшим этапом подготовки сотрудников ОВД к профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1. Крыжановский Ю.С. Организация проведения занятий по огневой подготовке с сотрудниками органов внутренних дел с использованием элементов физической и психологической нагрузки: учебнометодическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 60 с. 2. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. –М.: ДГСК МВД России, 2013.–139 с.