Вендинговый бизнес как способ минимизации человеческих ресурсов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Турчина А. А. Вендинговый бизнес как способ минимизации человеческих ресурсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1571–1575. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96233.htm.
Аннотация. В статье анализируется вендинговый бизнес с точки зрения инновационной деятельности для предпринимателей, желающих минимизировать человеческие ресурсы в работе. Рассмотрены преимущества и недостатки использования автоматизированного оборудования в розничной торговле. Также проанализированы перспективы развития вендингового бизнеса в России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Турчина Анастасия Алексеевна,Студент, СанктПетербургский Политехнический Университет nastyatur19@mail.ru

Вендинговый бизнес, как способ минимизации человеческих ресурсов

Аннотация.В статье анализируется вендинговыйбизнес с точки зрения инновационной деятельности для предпринимателей, желающих минимизировать человеческие ресурсы в работе. Рассмотрены преимущества и недостатки использования автоматизированного оборудования в розничной торговле. Также проанализированыперспективы развития вендингового бизнеса в России.Ключевые слова:вендинговый бизнес, автоматизированное оборудование, розничная торговля, инновация, минимизация человеческих ресурсов.

В настоящее время успех бизнеса определяется его способностью удовлетворить спрос своих потребителей. Потребительский спрос растет и для его удовлетворения становится необходимым инновации. В условиях жесткой рыночной конкуренции научные достижения, трансформированные в различные новшества, становятся необходимым условиемразвития бизнеса. Степень развития научнотехнической и инновационной деятельности являются ключевыми показателями, характеризующими конкурентоспособность. Принимая во внимание особенности конкуренции в секторе продажи товаров и предоставление услуг, важной необходимостью становятся инновации в данной отрасли. В век научного прогресса и автоматизации производства на смену человеческому труду приходят машины. Так и в торговой отрасли автоматизированной технике нашлось применение. На сегодняшний день продажа через автоматы набирает обороты и пользуется популярностью у потребителей. В свою очередь, бизнесмены, учитывая динамику развития рынка и пытаясь сократить свои издержки, активно переходят на новый способ предоставление услуг –вендинг.Актуальность работы определена тем, что вендинговый бизнес активно развивается на рынке услуг и приобретает популярность. Простота ведения бизнеса, его быстрая окупаемость и сравнительно небольшие начальные капиталовложения делают его динамичным и очень перспективным. Цель работы является изучение и анализ вендингового бизнеса, как способа минимизации использования человеческих ресурсов.Задачи работы:проанализировать деятельность вендинга с точки зрения использования человеческих ресурсов

определить роль человеческих ресурсов в функционировании данной отрасли

определить перспективы развития вендинга.Одним из новых понятий, недавно появившихся в русском языке, является «вендинг». Вендинг это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем.Вендинговый бизнес является заманчивым предложением для предпринимателей, которые желают быстро получить доход и минимизировать рабочий штат.Преимуществом вендингадля предпринимателей является минимальность использования человеческих ресурсов, также его стабильность. Вендинговый бизнес основан на автоматизированном оборудовании, а значит, не требует работы с персоналом, таким образом, ограждая предпринимателя от процесса найма, обучения, контроля работников. Оборудование вендингового бизнеса имеет четкий режим работы, минимальные требования к обслуживанию, они удобны для использования потребителями.Вендинговыйбизнес является мобильным при неудачном расположении автомат без труда можно переместить в более доходное место. Наличие кассира или продавца исключило бы такую возможность или повлекло бы за собой дополнительные затраты на транспортные расходы работника.Вендинговые автоматы весьма выгодны для бизнеса занимают очень мало места, к тому же требования к их размещению весьма демократичны 1 кв. м площади в местах высокой проходимости и розетка с заземлением. Помимо этого, обслуживание таких автоматов не требует больших вложений и содержания целого штата специалистов. В связи с этим напрашивается вопрос о возможных перспективах вендинга как достойного конкурента стандартной розничной торговли.Также бизнесменам не нужно работать в направлении продвижениятовара, а значит, маркетолог и PRменеджер также не нужен. Это влечет за собой минимум или полное отсутствие затрат на рекламу. Продвижение услуг, предоставляемых автоматами, производится за счет их выгодного местоположения и проходимостью людей.При этомнет необходимости в наличии собственных помещений и зданий. И главное преимущество вендинга для предпринимателей –это минимизация человеческих ресурсов. Одним из исключительных пунктов минимизации человеческих ресурсов в таком бизнесе является абсолютнаяавтономность, отсутствие человеческого фактора при взаимодействии с клиентом. Данное условие позволяет избежать бизнесмену различные инциденты с персоналом, которые зачастую случаются в торговой деятельности: непрофессиональное обращение с клиентом, невежливость. Кроме того, снижаются до минимума риски, связанные с порчей товара или воровством. Следующий аспект автономность от человеческого фактора. Данный фактор в вендинговом бизнесе заключается в том, что сами автоматы могут работать круглосуточно, следовательно, предприниматель не сталкивается с такими проблемами как нехватка персонала в связи с отпуском, больничным, прогулом, выходным.Вендинговый бизнес привлекателен минимальным количеством сотрудников. Минимальное количество работников влечет за собой минимальные издержки на оплату труда и снижение налоговой нагрузки. И то минимальное количество персонала, которое необходимо для обслуживания автоматов, не требует высокой квалификации, то естьодин сотрудник может обслуживать несколько аппаратов, при этом совмещая данную деятельность с учебой или другой работой.В целях использования данного преимущества многие предприниматели, открывая бизнес совершают распространенную ошибку –обслуживая автоматы самостоятельно, так как, несмотря на простоту использования необходимы определенные технические знания в области обслуживания автоматов.Основная сложность в работе с персоналом в вендинговом бизнесе это компетентность технического персонала, так как вендинг новое направление в России и динамично развивающееся. Отдельных курсов по работе с автоматами нет, следовательно, необходимо принимать на работу сотрудника, имеющего знания о принципах и особенностях работы автомата. Рассмотрим, необходимый персонал для успешного функционирования бизнеса. При работе с автоматизированным оборудованием трудно обойтись без оператора, который будет обеспечивать бесперебойную работу автомата. Таким образом, оператор оборудования должен уметьнастроить автомат на различные виды ингредиентов, программировать цены на автомате, загружать продукты, стаканчики и мешалки,снимать статистику продаж.Также при расширении бизнеса необходим менеджер, который будет координировать деятельность бизнеса, в его обязанности войдут налаживание связей с поставщиками, получение разрешений на установку аппаратов и аренда площадей. Для расчётов с поставщиками, ведения отчетности потребуется бухгалтер, также необходим работник, который будет проводить инкассацию, данные обязанности может выполнять как технический сотрудник, так и бухгалтер.Также для таких автоматов как кофейные, необходимо проводить внутреннюю чистку очистить ведро с отходами и вылить воду, промыть автомат, следовательно, появляется потребность в сервисном персонале.Таким образом, проанализировав особенности функционирования данного бизнеса, можно сделать вывод о том, что воздержаться от использования человеческих ресурсов невозможно даже в такой отрасли, где всю работу выполняет автоматизированная техника. Но, существует альтернатива штатному персоналу. Существует множество сторонних организаций, оказывающие специализированные услуги. Таким образом, бухгалтерской отчетностью может заняться фирма, предоставляющая данные услуги. Также бизнесмен при покупкеоборудования может договориться с поставщиком об оказании услуг по ремонту автоматов и обеспечение технической поддержки.Вопрос о необходимости в наличие штанного персонала или же использование услуг сторонних организаций остается на решение бизнесмена. При определенииусловий функционирования бизнеса необходимо учитывать специфику отдельных видов автоматов некоторые требуют каждодневного обслуживания. Также необходимо иметь в виду с какой частотой требуется инкассация, это зависит от расположения автомата и его возможностей по приему денежных средств, также следует учесть, что, для ряда автоматов, выдающих сдачу требуется регулярно загружать денежные средства малым номиналом, для того, чтобы не возникало проблем со сдачей клиента.Кроме того, конечно, должен быть отработан до совершенства процесс обслуживания вендингмашин, составлен маршрут, введен компьютеризированный учет работы и обслуживания оборудования.При определении количества персонала для обслуживания сети необходимо учитывать не только количество торговых автоматов, но и размер города, загруженность дорог.Нет необходимости создавать «лишние» рабочие места, но и стоит помнить, о том, что необходимо квалифицированное обслуживание оборудования и бесперебойная работа, для того, чтобы быть конкурентоспособным в данной отрасли и сформировать лояльность потребителей.Для определения оптимального состава работников, предпринимателю следует учесть различные факторы и особенности функционирования оборудования.Несмотря на достоинства в виде минимизации человеческих ресурсов,существует точка зрения, что человеческий фактор является слабым местом торговых автоматов. В таких отраслях как продажа косметики, аксессуаров автомат не способен заменить человека. Данные отрасли требуют тактильного восприятия, также огромную роль играет консультация продавца, который поможет подобрать необходимый товар. Менталитет российского покупателя все же ориентирован на живое общение с продавцомконсультантом. Перед тем, как сделать покупку, покупатель всегда предпочтет потрогать или померить товар, чего вендинговый автомат сделать не позволяет.Но, несмотря на мнительность к инновационным продуктам россиян вендинговый бизнес смог занять свою нишу на рынке товаров и услуг.

Также предпринимателям следует помнить, что минимизация человеческого фактора в работе не всегда равнозначна устранением возможных ошибок в работе. Автоматизированная техника может дать сбой, следует помнить и о случаях вандализма –автомат может быть сломан, а значит абсолютная надежность не обеспечивается и в вендинговом бизнесе.По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли, на сегодняшний день в России работают 5565 тысяч вендинговых аппаратов, из которых порядка 15 тысяч стоят в Москве. В Европе вендинговые установки давно вошли в оборот и пользуются огромным спросом. На данныйв странах Европейского Союза установлено около 4 миллионов автоматов по продажи товаров и оказанию услуг. [3]Таким образом, по приведенной Бизнесжурналом статистики, в России на 1 автоматприходится 625 человек, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет 110 человек, лидерами является Япония и США, показатели равны 23 и 35 человек соответственно.[2]В России развитие вендинговогорынка пока находится на стадии зарождения. Во многом скорость развития зависит от повышения культуры потребления продуктов из торговых автоматов. В маленьких городах существует проблема отсутствия представлений о работе автоматов, некоторые люди боятся и не доверяют автоматам в приобретении товаров, также отсутствие консультаций снижает лояльность покупателей.Тем не менее,количество торговых автоматов динамично растет. Россияне привыкают к ним, как уже привыкли к банкоматам и киоскам самообслуживания, где оплачиваются коммунальные расходы или сотовая связь. С развитием технологий людям, так или иначе, приходится иметь дело с автоматизированным оборудованием, поэтому со временем страх при работе с оборудованием будет снижаться. Еще одной причиной развития вендингового бизнеса является особенности конкурентной борьбы поставщиков продукции в крупных торговых заведениях. Многие поставщики предлагают выгодные условия сотрудничества с торговыми сетями при условии отказа от продукции конкурента, также для продвижения собственной фирменной продукции торговые сети зачастую сокращают список поставщиков, с которыми готовы сотрудничать, таким образом, снижается ассортимент товара.Развитие вендингового бизнеса в России во многом обусловлено поддержкой Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли начинающих предпринимателей. Ассоциация имеет филиалы в различных регионах России и представляет такие сферы деятельности, как производство оборудования, производство и дистрибуция ингредиентов и наполнителей, выставочная деятельность, также непосредственно вендинговая деятельность. Одна из основных целей Ассоциации –защита интересов своих членов, создание благоприятной экономической и правовой ситуации для развития рынка автоматизированной торговли в России.Несмотря на невысокие темпы развития вендинга, по мнению президента Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли Бориса Белоцерковскогос

2010 года произошли качественные изменения в индустрии российского вендинга.[3]Во многом это обусловлено государственной и муниципальной поддержки предпринимателей.Так, согласно статье 3Закона города Москвы № 62 розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов, освобождается от обложения торговым сбором.[1]На сегодняшний день государство активно развивает инновационную деятельность в рамках малого бизнеса, а также субсидирует молодых предпринимателей. Таким образом, начинающим бизнесменам необходимо при открытии вендингового бизнеса необходимо ознакомится ссуществующими программами поддержки.

При анализе состояния вендинга в Российской федерации необходимо отметить, следующие важные моменты:

Рынок вендинга в России быстро растет и развивается

Рынок еще очень далек от насыщения.Потребитель начинает привыкать к торговле через автоматы, и воспринимать их как обычный вид торговли.Принимая во внимание, что вендинговый бизнес на территории России находится в зачаточном состоянии, можно прогнозировать, что данный вид торговли имеет очень широкие перспективыразвития, а построение сети вендинговых аппаратов на определенной территории будет способствовать более широкому применению и внедрению новых технологий и даст толчокдля дальнейшего развития всего регионав целом.Подводя итоги, нельзя не отметить превосходство использования в розничной торговли автоматизированной техники, что позвляет снизить затраты времени и сил, имеют маневренность и мобильность в передвижении, невысокую стоимость, требуют малые затраты аренды места, небольшой срок окупаемости и длительностью срока службы, и главное минимизация человеческих ресурсов.Использование автоматизированной техники, безусловно, снижает затраты человеческих сил, сокращает возможность ошибки в виду человеческого фактора. Создание бизнеса построенного на использование вендинговых автоматов имеет массу преимуществ, особенно в направлении минимизации использования человеческих ресурсов.

Но, не смотря на это, полностью отказаться от использования человеческих ресурсов вряд ли удастся.

Следует помнить, что техника не может в полной мере взять на себя обязанности человека, но она всётаки может существенно помочь этому процессу.

Ссылки на источники1.Закон города Москвы от 17.12.2014 № 622. Колерова В. Такой разный вендинг//Бизнесжурнал . –2014. № 12 3. Официальный сайт Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли URL: http://www.rnva.ru/