Порядок процессуального оформления правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шадрина Л. В. Порядок процессуального оформления правонарушения, предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1616–1620. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96242.htm.
Аннотация. В статье на основе действующих нормативно-правовых актов дан алгоритм действия сотрудников полиции при поступлении заявлений от граждан о фактах нарушения правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шадрина Лилия Валерьевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, ФГКУ ВПО «Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России» г. ТюменьDanelyanlv@yandex.ru

Порядок процессуальногооформления правонарушения,

предусмотренного статьей 19.15.2 КоАП РФ

Аннотация.В статье на основе действующих нормативноправовых актов дан алгоритм действия сотрудников полиции при поступлении заявлений от граждан о фактах нарушения правил регистрации по месту пребывания и по месту жительства.Ключевые слова:правила регистрации по месту пребывания, место жительства, сотрудники полиции, алгоритм действий.

Осуществление контроля за соблюдением гражданами правил регистрации требует четкой регламентации действий сотрудников полиции, как в повседневной деятельности, так и при проведении профилактических мероприятий. От того насколько четко и грамотно сотрудники полиции выявляют и документируют такие правонарушения зависит эффективность как общей так и специальной профилактики таких деяний. Именно поэтому в последнее время особое внимание уделяется алгоритмизации деятельности сотрудников полиции. Алгоритм действий сотрудников полиции при поступлении заявлений и сообщений от граждан о фактах нарушений правил регистрации:1. Деятельность дежурной части по приему заявления:При личном обращении заявителя в территориальный орган внутренних дел сотрудник дежурной части отдела полиции обязан принять устное (письменное) заявление и выяснить:1) место совершения административного правонарушения;2) время и характер противоправных действий правонарушителя;3) фамилия, имя, отчество заявителя, адрес фактического проживания и номер контактного телефона;2. Регистрация заявления. Дежурный после проверки информации и документов обязан принять и зарегистрировать в дежурной части отдела полиции информацию (п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»)[1]в Книге учета сообщений о происшествиях (далее –КУСП).В соответствии с требованиями раздела II и III Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее –Инструкция)[2]при получении материалов (далее − информации), являющихся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащих данные указывающие на наличие события административного правонарушения (п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).При личном обращении в дежурную часть ОВД гражданину одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП выдается талон –уведомление (п. 34 Инструкции, п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ «О полиции»).3. Передача заявления для проверки. Дежурный отдела полиции принимает меры реагирования и передает сообщения исполнителю для проверки информации (п. 42 Инструкции). Проведенные мероприятия оформляются составлением рапорта о проверке полученного сообщения о происшествии.4. Проверка исполнителем сообщения. На этом этапе исполнитель собирает и процессуально оформляет доказательства по делу об административном правонарушении, а именно факт нарушения правил регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 19.15.2 КоАП РФ.Данный этап предполагает осуществление следующих действий:4.1.Установление субъекта административного правонарушения предусмотренного ст. 19.15.2 КоАП РФ.Порядок установления следующий:4.1.1. Проверка правоустанавливающих документов на жилое помещение.Основным правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является свидетельство о государственной регистрации права собственности. Однако же закон предусматривает много видов правомерного владения и пользования жилым помещением о которых сотрудникам полиции необходимо знать, что бы правильно установить субъекта данного вида правонарушения.Для приватизированной квартиры правоустанавливающими документами являются: договор передачи жилого помещения в собственность, прошедший государственную регистрацию и свидетельство о праве собственности на жилое помещение.Для квартиры, приобретенной по договору куплипродажи, дарения, мены: договор куплипродажи, дарения или мены, прошедший государственную регистрацию; если квартира приобретена по договору дарения − справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования.Для квартиры, полученной по наследству: свидетельство о праве на наследство; справка из налоговой инспекции об уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования. Для квартиры ЖСК с выплаченным паем: свидетельство о праве собственности на жилое помещение; справка ЖСК о сумме выплаченного пая.Для комнаты в приватизированной коммунальной квартире: договор передачи комнаты в собственность, прошедший государственную регистрацию; свидетельство о праве собственности на комнату (с указанием ее размера и общей площади коммунальной квартиры); соглашение об определении долей собственников в коммунальной квартире, заверенное нотариально и прошедшее государственную регистрацию; заявление соседей по коммунальной квартире с отказом от права преимущественной покупки.Для жилого дома: если жилой дом был приобретен в порядке приватизации или по договору куплипродажи, дарения, мены или в порядке наследования, − то правоустанавливающие документы те же, чтои для квартиры; если жилой дом был построен на отведенном для этого участке, то: договор о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности; если дом был построен до 26 августа 1948 г., − то нотариально удостоверенный договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (договор о праве застройки, заключенный до 26 августа 1948 г.); регистрационное удостоверение.Право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации.Если имеются какиелибо решения суда относительно данного жилого дома, например: исполнительный лист или копия вступившегов законную силу решения суда, подтверждающие право собственности на строение; нотариальный договор о разделе дома и др.4.1.2.В случае отсутствия соответствующих документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 26.10 КоАП РФ вынести определение об истребовании сведений в территориальный орган УФМС, или в органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда о личности субъекта административного правонарушения данного жилого помещения и предоставлении иных сведений, необходимых для производства по делу об административных правонарушениях. По общему правилу территориальный орган УФМС, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органы местного самоуправления в области жилищных отношений, лица занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда в трехдневный срок должны предоставить такие сведения (ст. 26.10 КоАП РФ) либо при невозможности в такой же срок в письменной форме уведомить должностное лицо вынесшее определение.В случае отсутствия своевременного ответа на определениевиновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.4.2. При установлении личности субъекта, необходимо проверить уведомлял ли данный субъект орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. Срок уведомления не должен превышать 3 рабочих дней. Форма уведомления о проживании гражданина РФ в жилом помещении содержится в приложении Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. №713. В соответствии с п. 34 Приказа ФМС России №338, МВД России № 587 от 01.08.2013 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»[3](далее −Приказ ФМС России №338, МВД России № 587) сотрудники территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений информируют соответствующие территориальные органы МВД России о выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей:граждан Российской Федерации, проживающих по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;нанимателей (собственников), допустивших в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства безрегистрации;нанимателей (собственников), нарушивших без уважительных причин установленные законодательством Российской Федерации сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в занимаемых ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов либо в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или представивших в органы регистрационного учета заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в случае представления ими в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;граждан Российской Федерации, в отношении которых в орган регистрационного учета поступили уведомления от нанимателей (собственников) жилых помещений, где проживают данные граждане по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;нанимателей (собственников), зарегистрировавших гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства в занимаемые ими по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов либо в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения без намерения предоставить ему это жилое помещение для постоянного или временного проживания[4].При установлении фактов нарушения Правил регистрации, за которые в соответствии с КоАП РФ предусмотрена ответственность, сотрудниками составляются протоколы об административных правонарушениях, учет которых ведется в территориальных органах ФМС России, их структурных подразделениях, в территориальных органах МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.4.3. После получения ответа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» необходимо вызвать собственника или нанимателя для получения объяснения по факту нахождения гражданина РФ без регистрации по месту жительства (п. 3 ФЗ«О полиции»). Объяснение оформляется в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ. До получения сведений лицу разъясняются права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также собственник (наниматель) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9. КоАП РФ.5. Принятие решения по собранному материалу проверки и регистрация принятого решения.На данном этапе сотрудник принимает одно из следующих решений:1)о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.15.2 КоАП РФ –составляется протокол об административном правонарушении, либо иной протокол в порядке ч. 4 ст. 28.1. КоАП РФ с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении и в подразделении по исполнению административного законодательства; 2)об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ), если информация не подтвердилась –выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ) с регистрацией в Журнале учета производства по делу об административном правонарушении;3)о направлении материалов проверки по подведомственности, если рассмотрение дела не входит в компетенцию органов внутренних дел –выносится определение о направлении материала по подведомственности, с регистрацией в Журнале учета исходящих документов отделения делопроизводства и регистрации ОВД;4)о проведении проверки в порядке ст.144 Уголовнопроцессуального кодекса российской Федерации [5] (далее − УПК РФ) либо о передаче материалов в подразделения дознания для возбуждения уголовного дела (при наличии признаков состава преступления).6. Информирование заявителя о принятом решении, с разъяснением прав на обжалование принятого решения и порядок обжалования (п.70 Инструкции).7.В случае составления протокола об административном правонарушении материалы направляются в течение 3х суток должностному лицу, уполномоченному его рассматривать (ст. 23.3КоАП РФ). Субъектами административной юрисдикции по привлечению к ответственности по указанной норме согласно приказу МВД РФ от 05 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»[6]являются:−Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий; отрядов мобильных особого назначения;−Начальник отделения по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица подразделений вневедомственной охраны;−Должностные лица подразделений охраны общественного порядка;−Начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;−Должностные лица строевых подразделений ППСП;−Должностные лица подразделений по досмотру;−Должностные лица подразделений ЦСН ВО МВД России.

Ссылки на источники1.Федеральныйзакон от 07.02.2011 № 3ФЗ«О полиции»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374.2.Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»// Рос.газ. 2014. 14 нояб.3.Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: приказ Федеральной миграционной службы и МВД России от 1 августа 2013г. №338/587: ред. от 22 дек. 2014 г. // Рос.газ. 2013. 29 нояб.4.Приказом ФМС России № 338, МВД России № 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и министерством внутренних дел российской федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами российской федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской федерации» // Российская газета № 270 от 29.11.2013г.5.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. № 174ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2015. 2015 г. № 29 (часть I). Ст. 4391.6.Приказ МВД РФ от 5 мая 2012г. №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 36.