Повышение конкурентоспособности молодых специалистов за счет введения элементов промышленного туризма в образовательные программы вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина Ю. Н. Повышение конкурентоспособности молодых специалистов за счет введения элементов промышленного туризма в образовательные программы вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96243.htm.
Аннотация. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с внедрением промышленных экскурсий в образовательный процесс вузов. В статье рассмотрены виды промышленных экскурсий и их роль для определенного этапа становления конкурентоспособного специалиста – от абитуриента до выпускника вуза. Автором предлагается ввести в образовательные программы дисциплину «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности», включающую промышленные экскурсии на профильные предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никулина Юлия Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбургjuliaguzenko@mail.ru

Повышение конкурентоспособности молодых специалистов за счет введения элементов промышленного туризма в образовательные программы вузов

Аннотация.В статьеосвящается комплекс вопросов, связанных с внедрением промышленных экскурсий в образовательный процесс вузов. В статье рассмотрены виды промышленных экскурсий и их роль для определенного этапа становления конкурентоспособного специалиста от абитуриента до выпускника вуза. Авторомпредлагается ввести в образовательные программы дисциплину «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности», включающую промышленные экскурсии на профильные предприятия.Ключевые слова: конкурентоспособность, молодой специалист, промышленная экскурсия,вуз, образовательная программа

Конкурентоспособность выпускника

молодого специалистасегодня стоит в ряду основных критериев, свидетельствующих о качестве образовательного процесса в вузе. Она непосредственно зависит от набора компетенций и знаний, полученных в вузе и необходимых для успешной конкуренции на рынке труда. Основные составляющие конкурентоспособности –профессионализм, готовность к участию в конкуренции, личные качества и сложившиеся социальные условия.Одним из основополагающих условий формирования и повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда является непосредственное участие предприятийработодателей в образовательном процессевуза. Организация тесного взаимодействия вузов и работодателей задача, включающая появление новых направлений и форм сотрудничества, которые бы содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям в оснащении кадрами. Интеграция деятельности вузов и предприятий в области подготовки молодых специалистов позволяет работодателям непосредственно участвовать в формировании востребованных компетенций будущего молодого специалиста[1]. В системе взаимодействия вузов и предприятий промышленные экскурсии способствуют повышению имиджа предприятия и привлечению на производство молодых квалифицированных кадров, популяризации ряда профессий, востребованных реальными потребностями предприятий среди молодежи, является дополнительной рекламой. Вузам промышленные экскурсии интересны с точки зрения формирования профессиональных компетенций, содействия временной занятости студентов и трудоустройству выпускников по профилю подготовки.Процесс становления конкурентоспособного специалиста представляет собой совокупность мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией потенциальных абитуриентов, профессиональным самоопределением студентов в процессе обучения и повышением профессиональной подготовленности выпускников молодых специалистов с учетом требований потенциальных предприятийработодателей и в целом рынка труда. Для решения этих задач эффективным инструментом может стать промышленная экскурсия, содержание и назначение которой будет варьироваться в зависимости от поставленных целей. На этапе выбора профессии для абитуриентов актуальны вопросы, связанные с отсутствием осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личным особенностям человека и запросам рынка труда. Студенты же младших курсов заинтересованыв освещении вопросов, связанных с введением в уже выбранную профессию и направление подготовки. В данном случае необходим ряд мероприятий по профессиональному самоопределению и выбору профиля подготовки. В решении этих задач могут помочь профориентационные промышленные экскурсии для потенциальных абитуриентов и ознакомительные промышленные экскурсии на предприятия для студентов младших курсов вуза.Студенты 23 курсов, изучая профильные специальные дисциплины, нацелены на приобретение профессиональных компетенций, которые могут получены ими как в рамках образовательного процесса в стенах вуза, а также и за его пределами. Проведение экскурсий студентов на предприятия будет одним из решений вопроса соединения практики и теории. Реализовать такой подход можно через организацию промышленных экскурсий в виде выездных практических занятий. Студенты старших курсов ориентированы в большей степени на поиск работы. Следует отметить, что как раз одним из важных направлений организации промышленных экскурсий является повышение имиджа предприятия в студенческой среде, создание образа привлекательного работодателя и привлечение на производство молодых квалифицированных кадров [2]. Современная ситуация на рынке труда заставляет работодателей искать не традиционные подходы к найму персонала и такой вид какпромышленно –рекрутинговые экскурсии может одновременно решить и проблемы предприятий и будущих выпускников.

Таким образом, обобщив роль и значение промышленных экскурсий в процессе становления конкурентоспособного специалиста можновыделить следующие виды промышленных экскурсий и категории их потребителей (рисунок 1).

Рисунок 1 –Виды промышленных экскурсий в системе становления конкурентоспособного специалиста

Следует отметить, что низкая конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда обусловлена незнанием основных принципов выбора профессиональной деятельности, неумением планировать свою профессиональную карьеру, недостаточной предприимчивостью в поисках места работы, замедленной Ознакомительные

Студенты вуза 1 курсаПромышленнорекрутинговые

Студентывыпускники вуза

Выездные практические занятия

Студенты вуза 23 курс

Профориентационные

Потенциальные абитуриенты (выпускники школ, лицеев, колледжей)Промышленные экскурсиисоциализацией, а также высокими требованиями современного рынка труда не только к уровню образования молодых специалистов, но и к их личностным качествам. С цельюповышения уровня конкурентоспособности студентов старших курсов принципиальное значение приобретает обеспечение взаимосвязи теоретических знаний иполучение профессионального опыта на стадии обучения.В связи с чем, актуальным для вузов является, на наш взгляд, внедрение в образовательныепрограммы дисциплин и модулей, которые бы базировалисьна сочетании обучения студента в вузесзнакомством с профильными предприятиями региона.Одним из возможных способов решения данной проблемы,в том числе для формирования навыков эффективного поведения на рынке труда и расширения представления о потенциальных местах трудоустройства нами разработана рабочая программа дисциплины «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности», предусматривающая введение элементов промышленного туризма в виде промышленных экскурсий.В числе основных целейосвоения дисциплины «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности»следующие:

1) приобретение студентами теоретических знаний о процессе профессиональногосамоопределения на рынке труда и выработке навыковсамостоятельногопоиска работы и трудоустройства; 2) обучение планированию профессиональной деятельности; 3) овладение технологией трудоустройства; 4) повышение уровня адаптации студентов к рынку труда, помощь в эффективном включении в систему новых социальнотрудовых отношений, а также использование полученных знаний и навыков будущей профессиональной деятельности.Характеристика основных задач изучения дисциплины представленана рисунке 2. .



Познавательный компонентанализ изменений, происходящих на рынке труда и учет их в профессиональной деятельностиумение оценивать предложения о работе

получение навыков профессионального самоопределенияовладение практическими навыками взаимодействия с работодателями (собеседование, переписка, телефонный разговор)знание правовых аспектов взаимодействия с работодателямив части реализации трудового законодательства

выработка целостного представления о методах поиска работыТеоретическийкомпонентформирование представления о рынке трудазнакомство с современной ситуацией на рынке труда РФ и регионаизучение принципов составления резюме, планирования карьеры

изучение источников информации о возможностях трудоустройства.

Практический компонентумение правильно ориентироваться в потоке информации, связанном с поиском работы и планированием профориентационной деятельностьюобучение практическим навыкам и умениям поиска работы, самостоятельного трудоустройстваформирование навыков составления основных документов, необходимых дляприема на работуприменение норм делового этикета на собеседованияхобучение практическим навыкам эффективного общения с работодателем на собеседовании и успешной адаптации на новом рабочем местеобучение составлению индивидуального плана поиска работы иэффективным способам самопрезентации и прохождения собеседованияразвитие лидерских качествРисунок 2–Основные задачи изучения дисциплины «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности»

Дисциплина «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности»должна относиться к циклу факультативных дисциплин и найти отражение в учебном плане каждого направления подготовки студентов 3 или 4 курса в зависимости от образовательной программы. На наш взгляд, приобретенные студентами знания, практические навыки в результате изучения данной дисциплины, которые помимо теоретического материала будут дополнены выездными практическими занятиями на профильные предприятия для конкретного направления подготовки,должны повысить уровень их профессиональной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда. Содержание дисциплины представленов таблице 1.Таблица 1Содержание разделов дисциплины«Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности»



Наименование темыРассматриваемые вопросыВид текущего контроляприобретенных знаний12341Современный рынок труда, проблемы трудоустройства выпускниковРынок труда: понятие. Спрос и предложение на рынке труда. Особенности регионального рынка труда.Современный рынок труда, проблемы трудоустройства выпускников. Факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников вуза. Требования работодателей к выпускникам вузов. Ожидания работодателей при приеме на работу выпускников вузов. Набор компетенций выпускника важных для работодателяГрупповая дискуссия 2Характеристика современного Характеристика профессиональной деятельности выпускников. Тренинг «Факторы успешного положения выпускников вуза на рынке труда (по конкретному направлению подготовки)Знакомство с областью, видами, задачи профессиональной деятельности согласно ФГОС (в зависимости от специальности или направления подготовки). Потребители выпускников на рынке труда. Положение выпускников вузов на рынке труда. Соотношение потребности в квалифицированных специалистах по направлению подготовки и обеспеченностью ими российской экономики.Причины отказа в трудоустройстве выпускникам вузов по профилю полученной специальности (направлению подготовки)трудоустройства: имидж молодого специалиста на рынке труда»

3Способы поиска работыПринципы и технология поиска работы. Сравнительная характеристика различных методов поиска, достоинства и недостатки. Источники информации овозможностях трудоустройства. Самозанятость –предпринимательство. Субъекты рынка труда, оказывающие помощь в трудоустройстве. Технологии оценки предложений о работе

Практическая ситуация «Разработка индивидуальных плановпоиска работы»

4Основные документы для успешного трудоустройстваРезюме как основной документ при приеме на работу, типы резюме. Правила составления и оформления. Разделы резюме и варианты его размещения.Сопроводительное и рекомендательное письма: назначение и содержание.Особенности резюме выпускника вуза.Портфолио как эффективный инструмент самопрезентацииРабота в группах.Практические ситуации.Тренинг по составлению резюме5Собеседование с работодателем Виды и формы проведения собеседования с работодателем. Эффективные способы самопрезентациии прохождения собеседования. Основы делового этикета. Типичные вопросы работодателей при приеме на работу.Телефонные переговоры. Анализ причин отказов в приеме на работуОпросПрактические ситуацииДеловая игра «Собеседование с работодателем»6Юридические аспекты трудоустройстваМеханизм и этапы оформления документов при приеме на работу. Трудовой договор (контракт): структура и особенности заполнения.Государственные органы надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. ОпросРазбор практических ситуаций

7Адаптация и основы корпоративной культурыСтруктура процесса адаптации выпускников вуза к работе ворганизации. Правила вхождения в организацию с учетом принятия еенорм, ценностей, организационной культуры Опрос

8Карьера как стратегия трудовой жизни. Планирование профессиональной карьеры и ее развитиеПрофессиональная карьера: понятие, виды и направления карьерного продвижения. Формирование целей профессиональной карьеры. Профессиональный выбор и определение места работы в системе жизненных ценностей.

Опрос Практические ситуации.Разработка индивидуального плана построения карьеры молодого специалиста

Относительно практических занятий можно отметить, что при изучении тем «Характеристика современного положения выпускников вуза на рынке труда (по конкретному направлению подготовки)», «Собеседование с работодателем», «Адаптация и основы корпоративной культуры» должны быть предусмотрены выездные практические занятия или промышленно рекрутинговые экскурсии на соответствующие профильные предприятия.Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение дисциплины,представлен в таблице 2.Таблица 2Аспекты дисциплины «Технологии трудоустройства и планирование профессиональной деятельности»для самостоятельного изучения

№ темыВопросы, выносимые на самостоятельное изучение1Востребованность выпускников вузов рынком труда РФ, в том числена региональном рынке.Современные проблемы трудоустройства выпускников вуза при выходе на рынок труда2Роль выпускников вузов в формировании своей конкурентоспособности.Показатели конкурентоспособности выпускников вузов.Зарубежный опыт оценки конкурентоспособности выпускников вуза.Список потенциальных мест трудоустройства –профильных предприятий для конкретных направлений подготовки3Предпринимательство Как начать свой бизнес.Зарубежный опыт организации трудоустройства выпускников4Тестирование ианкетирование при приеме наработу. Особенности процедуры анкетирования и виды анкет приустройстве на работу. Виды тестов и их применение втрудоустройстве 5Телефонное интервью. Этические нормы телефонного разговора.Инструменты самопрезентации выпускников вузов на рынке труда 6Основные нормы трудового законодательства в отношении выпускников вуза

7Эффективное деловое взаимодействие с руководством и коллегами. 8Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда

К числу интерактивных образовательных технологий, используемых в рамках изучения дисциплины, могут быть отнесеныделовые игры и тренинги:«Составление портфолио личных достижений»;«Составление заявительных документов: резюме, рекомендательное письмо, анкета соискателя»;«Формирование навыков эффективной коммуникации на рынке труда»; «Прохождение телефонного интервью»;«Прохождение собеседования: стрессинтервью, скайпсобеседование, групповое собеседование»;«Формирование навыков эффективной вербальной самопрезентации работодателю». В перечень кейсстадиймогут войти: «Анализ требований работодателей к выпускникам вузов»;«Формирование стратегии поведения на рынке труда и подводные камни при трудоустройстве»;«Разработка карьерограммы (жизненного плана и карьеры)».В заключении, следует отметить, что главная задача вуза обеспечить качество подготовки специалистов, исходя из общих социальноэкономических, научнотехнических, социокультурных целей региона, с одновременной ориентацией на умение адаптироваться в реальных условиях каждойорганизации в соответствии с особенностями ее производственной деятельности, корпоративной культуры и кадровой политики. Эффективность применения промышленных экскурсий в учебном процессе состоит, прежде всего, в профессионализации молодого специалиста, вего социальной адаптации, повышении конкурентоспособности и, как следствие, успешном трудоустройстве и дальнейшем карьерном росте.

Ссылки на источники1.Ермакова Ж.А. Перевод экономики на высшие технологические уклады: проблема квалифицированных кадров (регион. аспект).Сер. Научные доклады/ Рос. акад.наук, Урал. отдние, Инт экономики.2004 г.43 С.2.Никулина, Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста/ Ю.Н. Никулина //Экономика и предпринимательство. –2015.№ 8 (ч.1.) –С. 589593.