Культурно-исторический и природный потенциал как ресурс развития местной экономики
Выпуск:
ART 96244
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лагунова
С.
В.,
Гасаналиева
М.
А. Культурно-исторический и природный потенциал как ресурс развития местной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1626–1630. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96244.htm.
Аннотация. В данной статье акцентируется внимание на культурно-исторических и природных ресурсах развития местной экономики. Развитие туризма рассматривается авторами как актуальное направление стратегического планирования и на муниципальном, и региональном уровнях. Теоретические положения статьи подкреплены историческим и статистическим материалом Архангельской области.
Ключевые слова:
муниципальное образование, местная экономика, природный потенциал, туристические проекты, культурно-исторический потенциал, ресурсы социально-экономического развития
Текст статьи
Лагунова Светлана Владимировна,кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления САФУ им. М. В. Ломоносоваdecabr7@mail.ru
Гасаналиева Марина Арсеновна,студентка Vкурса САФУ им. М.В. Ломоносова по специальности «государственное и муниципальное управление»marina.gasanalieva@yandex.ru
Культурноисторический и природный потенциал как ресурс развития местной экономики
Аннотация.В данной статье акцентируется внимание на культурно –исторических и природных ресурсах развития местной экономики. Развитие туризма рассматривается авторами как актуальное направление стратегическогопланирования и на муниципальном, и региональном уровне. Теоретические положения статьи подкреплены историческим и статистическим материалом Архангельской области Ключевые слова:местная экономика, муниципальное образование, культурно –историческийпотенциал, природный потенциал, туристические проекты, ресурсы социально –экономического развития
Исторически в состав Российской Федерации входят регионы, крайне неравнозначные по своему социально –экономическому потенциалу. Следовательно, эффективное управление территорией подразумевает поиск специфических инструментов ее развития с учетом не только состояния промышленности и сельского хозяйства, но и культурноисторических и природных особенностей. Именно богатое культурное и историческое наследие и уникальность природы может, на наш взгляд, рассматриваться как фактор оживления местной экономики. В контексте данной статьи под понятием «местная экономика» мы понимаем экономику муниципальных образований, определяющих состояние и развитие региона.Мировая практика доказывает, что неравномерность развития отдельных территорий может быть преодолена с помощью туризма. Развитие туристского комплекса способствует совершенствованию инфраструктуры,улучшению инвестиционной привлекательности, активизации предпринимательскойдеятельности, созданию новых рабочих мест. Реализация туристических проектов обеспечивает дополнительныепоступления в местный бюджет и ведет кснижению внешней миграции трудоспособного населения из небольших поселений.Возможности использования природных и культурно –исторических ресурсов для развития туризма, а, следовательно –местной экономики будут рассмотрены нами на примере Архангельской области. Чтобы доказать актуальность выбранной темы, нам представляется важным остановиться на двух принципиально важных составляющих.
Во –первых, привестисоциальноэкономические характеристики региона, доказывающие необходимость новых подходов к управлению как на региональном, так и местном уровне. Во –вторых, продемонстрировать уникальные ресурсы, которыми обладает северный край,определить «точки роста» конкретных муниципалитетов.Отметим, что Архангельская область среди других регионов Российской Федерации, по оценкам экспертов, за последние два десятилетия отнесена к числу дотационных, неблагополучных в социальноэкономическом плане. Очевидно, что богатый природными ресурсами регион занимает относительно низкое положение в рейтинге социальноэкономических показателей среди других областей. Это является фактором активной миграции (см. Табл.1), причем если сельские жители едут в города области, то жители городов перебираются в более крупные российские города, прежде всего в Москву и Санкт Петербург. По данным статистики 2015 года, в регион приехали 14,8 тысяч человек, а покинули ее пределы 22,6 тысяч жителей.[1] Особое значение в регионе приобретают проблемы северной деревни в виду значительной доли сельского населения в общей численности населения Архангельской области (более 20% и со значительной миграционной убыльюболее 50%). В период с 1998 по 2014 год численность сельского населения в абсолютном выражении сократилась на 85,3 тыс. человек. Преодолеть ситуацию запустения сельских территорий может развитие местной экономики, основой для которой должно служить грамотное использование имеющихся «точек роста», в том числе природных и историко–культурных ресурсов.
Таблица 1 Общие итоги миграции населения Архангельской области с 2003 по 2013 гг.1
ГодыГородское и сельское население, человекГородское население, человекСельское население, человекМиграционная убыль сельского населения, процентов2003771114606251812004764013466294822005916532265939652006880126106191
720075756 62451328920087441290145406120096201 879532286201098942267762777 20112934727696588702012102444136610860201398484511533754
Так, Российский Север, к которому относится выбранный нами регион, представляетсобой самую большую туристскую зону, растянувшуюся по всей северной границе нашей страны, и самую промышленно неразвитую территорию. Несмотря на это, здесь созданы и осуществляют свою деятельность интереснейшие государственные природные заповедники и национальные парки. Обширная территория Архангельской области, а также уникальные геологические объекты, разнообразные природные комплексы позволили создать сеть особо охраняемых природных зон (далее –ООПТ). В ее пределах(без острововСеверного Ледовитого океана и Ненецкого автономного округа) осуществляют свою деятельность 7 ООПТ федерального и 99 ООПТ регионального значения, в том числе 32 заказника и 67 памятника природы [2]. 1На 1 января 20032011гг. данные пересчитаны с учетом итогов ВПН –2010.2В соответствии с международными рекомендациями с 2011г. в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.На территории области охраняемые природные зоны размещены неравномерно, но при этом представлены в 18 из 19 районов. Самым большим разнообразием видов ООПТ и их занимаемой площадью обладают Приморский, Онежский, Плесецкий, Мезенский, Пинежский и Каргопольский районы. Так, например, в Плесецком районе находитсяСямгозеро, являющееся самым большим из карстовых озер на северной европейской части России. Для него характерно периодическое колебание уровня воды, раз в 410 лет оно исчезает. В национальном парке «Онежское Поморье» в весенний период в охранной зоне Белого моря можно наблюдать за гренландскими новорожденными тюленями на плавучих льдах. Приморский, Котласский, Каргопольский и Онежский районы имеют большой потенциал видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Архангельской области. В связи с этим перспективным направлением развития территории может стать экологический туризм (здесь и далее выделено авт.), целью которого будет являться ознакомление с исчезающими видами растений и животных. Православные святыни, сохранившееся на Русском Севере привлекают внимание паломников, что способствует развитию религиозного туризма. Наиболее посещаемыми из них являются Соловецкий, Онежский Крестный, АнтониевоСийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри. Особый интерес верующих к религиозным памятникам подтверждается народным каталогом православной архитектуры ("Sobory.ru"), опубликовавшим Топ50 самых интересных достопримечательностей России, семь из которых можно увидеть, приехав в Архангельскую область. Так, в июне 2015 года в селе Сура Пинежского района будет проходить празднование 25летия канонизации Иоанна Кронштадтского, и мероприятие планируют посетить около 2000 гостей из 18 зарубежных стран.Развитие сельского туризма, следовательно, ирост уровня жизни местного населения во многом обусловлены наличием деревень, в которых сохранился традиционный уклад жизни, складывающийся веками. В ситуации, когда отсутствуют гостиницы, особое значение приобретают гостевые дома, представляющих собой объекты размещения туристов на основе традиционного деревянного дома. На сегодняшний день в Архангельской области их насчитывается около 60 и, по словам руководителя областного агентства по туризму и международному сотрудничеству, количество минигостиницс региональным колоритом растет в среднем на 19% в год [3].В качестве перспективных видов развития туризма для развития экономики муниципалитетов так же можно выделить: экстремальный, этнографический, и спортивный.
Как мы видим, Архангельская область обладает богатым культурным и природным наследием, каждый район, входящий в ее состав, представляет собой природногеографическую и историкокультурную самобытность. На территории данного субъекта находится около 10 тыс. памятников истории и культуры, охраняемых государством, в том числе 1421 объект культурного наследия федерального значения [4]. Наиболее известными из них являются сооружения Соловецкого кремля и Новодвинской крепости, соборы Каргополя. Уникальным объектом является и музей под открытым небомМалые Корелы, содержащий деревянные памятники северной архитектуры. Отметим, что ряд достопримечательностей Архангельского Севера планируется включить в туристический маршрут «Серебряное ожерелье России»[5].
Приведенные выше характеристики и факты определяют возможности для развития городов и районов, городских и сельских поселений области. Если обратиться к вопросу об имеющемся успешном опыте реализации туристических проектов в контексте развития местной экономики, следует отметить созданный центр лыжного и горнолыжного спорта Малиновка в Устьянском районе, который своей деятельностью, с одной стороны, доказывает необходимость объединения усилий муниципальной, государственной власти и бизнес структур в реализации проектов подобного плана. С другой стороны, что особенно важно подчеркнуть в рамках данной статьи, реализованная идея демонстрирует положительный социально –экономический эффект для Устьянского района и ближайших муниципальных образований. Так, проведение здесь в 2015 году чемпионата России по лыжным гонкам потребовало открытия новых отелей и гостевых домов, мест общественного питания и торговли. Следовательно, появились новые возможности для развития предпринимательства, сбыта сельскохозяйственной продукции и изделий местныхумельцев.Анализируя деятельность Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области (20132015 гг.), отметим его активность в разработке стратегии и тактики позиционирования региона. В
Архангельской области наблюдается положительная динамика численности приезжающих туристов (в 2010 году –329,6 тыс. человек, в 2013 году –379,5 тыс. человек). Рост въездного туристского потока в Архангельскую область за 2013 год по сравнению с предыдущим годом составил 12 процентов. Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. В числе стран, лидирующих по количеству посещений региона, находятся Норвегия, Финляндия и Швеция, Германия, Франция и Великобритания [6] . В тоже время в регионе существуют очевидные барьеры, препятствующие дальнейшему развитию туризма. К их числу можно, в первую очередь, отнести слабо развитую инфраструктуру и отсутствие крупных маркетинговых исследований туристского рынка. Особого внимания требует обоснованность гибкость ценовой политики туристических предложений. Для того, чтобы местные органы власти увидели в туристических проектах –потенциальные социально –экономические выгоды, необходима нормативная, финансовая, информационно методическая поддержка государственных органов Архангельской области. С другой стороны, должна быть встречная инициатива муниципалитетов. Как мы можем себя позиционировать? В чем наша особенность? Чем мы можем быть интересны? –вот неполный перечень тем для размышлений муниципальных чиновников.Эти актуальныевопросы территориального маркетинга носят универсальный характер и для зарубежных стран, где так же наблюдается отток населения из небольших городов и населенных пунктов. Можно сделать акцент на уникальности исторических памятников или природных ландшафтах, экологически чистых продуктах питания или возможности практически освоить северные ремесла.В условиях антироссийских санкций, падения курса рубля к мировым валютам, а значит, снижения потока российских туристов в другие страны, требуются новые предложения на внутреннем рынке туристических услуг. Отметим, что в последние годы туризм в Российской Федерации на законодательном уровне признается одним из приоритетных направлений государственной политики. Финансовый кризис заставляет органы власти искать новые ресурсы для управления, как регионом, так и муниципальным образованием. В этом плане особую актуальность приобретает Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)». Основными принципами данного документа являются сценарный и кластерный подход. В мировой практике кластерная методика широко используется в качестве инструмента, повышающего конкурентоспособность территории. Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп, предполагает создание шести туристкорекреационных зон.Считается, что данное деление будет способствовать эффективному освоению и социальноэкономическому развитию территории. Четыре из шести рекреационных зон имеют форму кольца, что дает возможность в рамках одного маршрута познакомиться с культурнопознавательным, паломническим, спортивным и сельским туризмом.Итак, туризм является одним из важнейших культурных и социальноэкономических явлений, значительно влияющих на благополучие территорий. Диверсификация сельской экономики и развитие несельскохозяйственных видов экономической деятельности являются механизмом приостановления миграционной убыли населения и запустения сельских и городских поселений. Туризм объединяет многочисленные хозяйственные цепочки и способствует развитию следующих участников рынка: транспортных компаний, гостиниц, сферы питания, местных промыслов, строительства и.т.д. Следовательно, туризм выступает одним из основных условий повышения конкурентоспособности региона. Как было отмечено выше, Архангельская область обладает большим потенциалом: богатыми и уникальными природными ресурсами, национальным историкокультурным наследием, достаточно развитой системой объектов отдыха. Привлекательность региона в некоторой степени может нейтрализовать ряд проблем, вызванных недостаточным развитием инфраструктуры. Это обусловлено тем, что большинство туристовгорожан стремятся увидеть уклад жизни и быт местного населения, нетронутую природу. Важной задачей муниципалитетов является необходимость изыскивать и оживлять имеющиеся на подчиненных им территориях культурные и природные ресурсы, иначе потенциал останется невостребованным. Историкокультурные и природные объекты должны формировать имидж туристской зоны, являться основой для ее дальнейшего развития. Важно отметить, что процесс позиционирования региона должен объединить муниципальные образования, а вопросы использования природного и культурно –исторического потенциала следует включить в стратегические планы развития муниципалитетов.
Ссылки на источники1.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/(дата обращения: 03.03.2016). –Загл. с экрана.2.Сборник «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2013 год»: Архангельск, 2014 / Мво природный ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды». –Архангельск: Мво природный ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, 2014. –385, [151,193197,] с. –Электрон. версия печ. публ. –URL: http://eco29.ru/doklad/sbornik_2013.pdf (дата обращения: 03.12.2015). –Загл. с экрана. –Доступ свободный.3. Беднов А. «Что главнее природа или люди» [Электронный ресурс] / Анатолий Беднов //газета Архангельск, №4 от 05.02.1015. –URL: http://www.dvina29.ru/arkhivpdf(дата обращения: 10.02.2016). –Загл. с экрана. 4. Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп [Электронный ресурс]. / Агентство по туризму и международному сотрудничеству официальный туристский портал Архангельской области –Архангельск, 2013 –URL: http://www.pomorland.pro/regionalnye/kontseptsiyarazvitiyaturizmavarkhangelskoyoblasti/ (дата обращения: 03.12.2014). –Загл. с экрана.5. Информационнотуристский портал Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Агентство по туризму и международному сотрудничеству. –Архангельск, 2013 URL: http://pomorland.travel/news/ru/pomore_ukrasit_serebryanoe_i/(дата обращения: 10.02.2015). –Загл. с экрана.6.Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп [Электронный ресурс]. / Агентство по туризму и международному сотрудничеству официальный туристский портал Архангельской области –Архангельск, 2013 –URL: http://www.pomorland.pro/regionalnye/kontseptsiyarazvitiyaturizmavarkhangelskoyoblasti/ (дата обращения: 03.12.2014). –Загл. с экрана.
Гасаналиева Марина Арсеновна,студентка Vкурса САФУ им. М.В. Ломоносова по специальности «государственное и муниципальное управление»marina.gasanalieva@yandex.ru
Культурноисторический и природный потенциал как ресурс развития местной экономики
Аннотация.В данной статье акцентируется внимание на культурно –исторических и природных ресурсах развития местной экономики. Развитие туризма рассматривается авторами как актуальное направление стратегическогопланирования и на муниципальном, и региональном уровне. Теоретические положения статьи подкреплены историческим и статистическим материалом Архангельской области Ключевые слова:местная экономика, муниципальное образование, культурно –историческийпотенциал, природный потенциал, туристические проекты, ресурсы социально –экономического развития
Исторически в состав Российской Федерации входят регионы, крайне неравнозначные по своему социально –экономическому потенциалу. Следовательно, эффективное управление территорией подразумевает поиск специфических инструментов ее развития с учетом не только состояния промышленности и сельского хозяйства, но и культурноисторических и природных особенностей. Именно богатое культурное и историческое наследие и уникальность природы может, на наш взгляд, рассматриваться как фактор оживления местной экономики. В контексте данной статьи под понятием «местная экономика» мы понимаем экономику муниципальных образований, определяющих состояние и развитие региона.Мировая практика доказывает, что неравномерность развития отдельных территорий может быть преодолена с помощью туризма. Развитие туристского комплекса способствует совершенствованию инфраструктуры,улучшению инвестиционной привлекательности, активизации предпринимательскойдеятельности, созданию новых рабочих мест. Реализация туристических проектов обеспечивает дополнительныепоступления в местный бюджет и ведет кснижению внешней миграции трудоспособного населения из небольших поселений.Возможности использования природных и культурно –исторических ресурсов для развития туризма, а, следовательно –местной экономики будут рассмотрены нами на примере Архангельской области. Чтобы доказать актуальность выбранной темы, нам представляется важным остановиться на двух принципиально важных составляющих.
Во –первых, привестисоциальноэкономические характеристики региона, доказывающие необходимость новых подходов к управлению как на региональном, так и местном уровне. Во –вторых, продемонстрировать уникальные ресурсы, которыми обладает северный край,определить «точки роста» конкретных муниципалитетов.Отметим, что Архангельская область среди других регионов Российской Федерации, по оценкам экспертов, за последние два десятилетия отнесена к числу дотационных, неблагополучных в социальноэкономическом плане. Очевидно, что богатый природными ресурсами регион занимает относительно низкое положение в рейтинге социальноэкономических показателей среди других областей. Это является фактором активной миграции (см. Табл.1), причем если сельские жители едут в города области, то жители городов перебираются в более крупные российские города, прежде всего в Москву и Санкт Петербург. По данным статистики 2015 года, в регион приехали 14,8 тысяч человек, а покинули ее пределы 22,6 тысяч жителей.[1] Особое значение в регионе приобретают проблемы северной деревни в виду значительной доли сельского населения в общей численности населения Архангельской области (более 20% и со значительной миграционной убыльюболее 50%). В период с 1998 по 2014 год численность сельского населения в абсолютном выражении сократилась на 85,3 тыс. человек. Преодолеть ситуацию запустения сельских территорий может развитие местной экономики, основой для которой должно служить грамотное использование имеющихся «точек роста», в том числе природных и историко–культурных ресурсов.
Таблица 1 Общие итоги миграции населения Архангельской области с 2003 по 2013 гг.1
ГодыГородское и сельское население, человекГородское население, человекСельское население, человекМиграционная убыль сельского населения, процентов2003771114606251812004764013466294822005916532265939652006880126106191
720075756 62451328920087441290145406120096201 879532286201098942267762777 20112934727696588702012102444136610860201398484511533754
Так, Российский Север, к которому относится выбранный нами регион, представляетсобой самую большую туристскую зону, растянувшуюся по всей северной границе нашей страны, и самую промышленно неразвитую территорию. Несмотря на это, здесь созданы и осуществляют свою деятельность интереснейшие государственные природные заповедники и национальные парки. Обширная территория Архангельской области, а также уникальные геологические объекты, разнообразные природные комплексы позволили создать сеть особо охраняемых природных зон (далее –ООПТ). В ее пределах(без острововСеверного Ледовитого океана и Ненецкого автономного округа) осуществляют свою деятельность 7 ООПТ федерального и 99 ООПТ регионального значения, в том числе 32 заказника и 67 памятника природы [2]. 1На 1 января 20032011гг. данные пересчитаны с учетом итогов ВПН –2010.2В соответствии с международными рекомендациями с 2011г. в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.На территории области охраняемые природные зоны размещены неравномерно, но при этом представлены в 18 из 19 районов. Самым большим разнообразием видов ООПТ и их занимаемой площадью обладают Приморский, Онежский, Плесецкий, Мезенский, Пинежский и Каргопольский районы. Так, например, в Плесецком районе находитсяСямгозеро, являющееся самым большим из карстовых озер на северной европейской части России. Для него характерно периодическое колебание уровня воды, раз в 410 лет оно исчезает. В национальном парке «Онежское Поморье» в весенний период в охранной зоне Белого моря можно наблюдать за гренландскими новорожденными тюленями на плавучих льдах. Приморский, Котласский, Каргопольский и Онежский районы имеют большой потенциал видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Архангельской области. В связи с этим перспективным направлением развития территории может стать экологический туризм (здесь и далее выделено авт.), целью которого будет являться ознакомление с исчезающими видами растений и животных. Православные святыни, сохранившееся на Русском Севере привлекают внимание паломников, что способствует развитию религиозного туризма. Наиболее посещаемыми из них являются Соловецкий, Онежский Крестный, АнтониевоСийский, Веркольский, Сурский, Ошевенский монастыри. Особый интерес верующих к религиозным памятникам подтверждается народным каталогом православной архитектуры ("Sobory.ru"), опубликовавшим Топ50 самых интересных достопримечательностей России, семь из которых можно увидеть, приехав в Архангельскую область. Так, в июне 2015 года в селе Сура Пинежского района будет проходить празднование 25летия канонизации Иоанна Кронштадтского, и мероприятие планируют посетить около 2000 гостей из 18 зарубежных стран.Развитие сельского туризма, следовательно, ирост уровня жизни местного населения во многом обусловлены наличием деревень, в которых сохранился традиционный уклад жизни, складывающийся веками. В ситуации, когда отсутствуют гостиницы, особое значение приобретают гостевые дома, представляющих собой объекты размещения туристов на основе традиционного деревянного дома. На сегодняшний день в Архангельской области их насчитывается около 60 и, по словам руководителя областного агентства по туризму и международному сотрудничеству, количество минигостиницс региональным колоритом растет в среднем на 19% в год [3].В качестве перспективных видов развития туризма для развития экономики муниципалитетов так же можно выделить: экстремальный, этнографический, и спортивный.
Как мы видим, Архангельская область обладает богатым культурным и природным наследием, каждый район, входящий в ее состав, представляет собой природногеографическую и историкокультурную самобытность. На территории данного субъекта находится около 10 тыс. памятников истории и культуры, охраняемых государством, в том числе 1421 объект культурного наследия федерального значения [4]. Наиболее известными из них являются сооружения Соловецкого кремля и Новодвинской крепости, соборы Каргополя. Уникальным объектом является и музей под открытым небомМалые Корелы, содержащий деревянные памятники северной архитектуры. Отметим, что ряд достопримечательностей Архангельского Севера планируется включить в туристический маршрут «Серебряное ожерелье России»[5].
Приведенные выше характеристики и факты определяют возможности для развития городов и районов, городских и сельских поселений области. Если обратиться к вопросу об имеющемся успешном опыте реализации туристических проектов в контексте развития местной экономики, следует отметить созданный центр лыжного и горнолыжного спорта Малиновка в Устьянском районе, который своей деятельностью, с одной стороны, доказывает необходимость объединения усилий муниципальной, государственной власти и бизнес структур в реализации проектов подобного плана. С другой стороны, что особенно важно подчеркнуть в рамках данной статьи, реализованная идея демонстрирует положительный социально –экономический эффект для Устьянского района и ближайших муниципальных образований. Так, проведение здесь в 2015 году чемпионата России по лыжным гонкам потребовало открытия новых отелей и гостевых домов, мест общественного питания и торговли. Следовательно, появились новые возможности для развития предпринимательства, сбыта сельскохозяйственной продукции и изделий местныхумельцев.Анализируя деятельность Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области (20132015 гг.), отметим его активность в разработке стратегии и тактики позиционирования региона. В
Архангельской области наблюдается положительная динамика численности приезжающих туристов (в 2010 году –329,6 тыс. человек, в 2013 году –379,5 тыс. человек). Рост въездного туристского потока в Архангельскую область за 2013 год по сравнению с предыдущим годом составил 12 процентов. Доля иностранных туристов, прибывших в Архангельскую область в 2010 и 2013 годах, составила соответственно 2,4 процента и 2,5 процента. В числе стран, лидирующих по количеству посещений региона, находятся Норвегия, Финляндия и Швеция, Германия, Франция и Великобритания [6] . В тоже время в регионе существуют очевидные барьеры, препятствующие дальнейшему развитию туризма. К их числу можно, в первую очередь, отнести слабо развитую инфраструктуру и отсутствие крупных маркетинговых исследований туристского рынка. Особого внимания требует обоснованность гибкость ценовой политики туристических предложений. Для того, чтобы местные органы власти увидели в туристических проектах –потенциальные социально –экономические выгоды, необходима нормативная, финансовая, информационно методическая поддержка государственных органов Архангельской области. С другой стороны, должна быть встречная инициатива муниципалитетов. Как мы можем себя позиционировать? В чем наша особенность? Чем мы можем быть интересны? –вот неполный перечень тем для размышлений муниципальных чиновников.Эти актуальныевопросы территориального маркетинга носят универсальный характер и для зарубежных стран, где так же наблюдается отток населения из небольших городов и населенных пунктов. Можно сделать акцент на уникальности исторических памятников или природных ландшафтах, экологически чистых продуктах питания или возможности практически освоить северные ремесла.В условиях антироссийских санкций, падения курса рубля к мировым валютам, а значит, снижения потока российских туристов в другие страны, требуются новые предложения на внутреннем рынке туристических услуг. Отметим, что в последние годы туризм в Российской Федерации на законодательном уровне признается одним из приоритетных направлений государственной политики. Финансовый кризис заставляет органы власти искать новые ресурсы для управления, как регионом, так и муниципальным образованием. В этом плане особую актуальность приобретает Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)». Основными принципами данного документа являются сценарный и кластерный подход. В мировой практике кластерная методика широко используется в качестве инструмента, повышающего конкурентоспособность территории. Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп, предполагает создание шести туристкорекреационных зон.Считается, что данное деление будет способствовать эффективному освоению и социальноэкономическому развитию территории. Четыре из шести рекреационных зон имеют форму кольца, что дает возможность в рамках одного маршрута познакомиться с культурнопознавательным, паломническим, спортивным и сельским туризмом.Итак, туризм является одним из важнейших культурных и социальноэкономических явлений, значительно влияющих на благополучие территорий. Диверсификация сельской экономики и развитие несельскохозяйственных видов экономической деятельности являются механизмом приостановления миграционной убыли населения и запустения сельских и городских поселений. Туризм объединяет многочисленные хозяйственные цепочки и способствует развитию следующих участников рынка: транспортных компаний, гостиниц, сферы питания, местных промыслов, строительства и.т.д. Следовательно, туризм выступает одним из основных условий повышения конкурентоспособности региона. Как было отмечено выше, Архангельская область обладает большим потенциалом: богатыми и уникальными природными ресурсами, национальным историкокультурным наследием, достаточно развитой системой объектов отдыха. Привлекательность региона в некоторой степени может нейтрализовать ряд проблем, вызванных недостаточным развитием инфраструктуры. Это обусловлено тем, что большинство туристовгорожан стремятся увидеть уклад жизни и быт местного населения, нетронутую природу. Важной задачей муниципалитетов является необходимость изыскивать и оживлять имеющиеся на подчиненных им территориях культурные и природные ресурсы, иначе потенциал останется невостребованным. Историкокультурные и природные объекты должны формировать имидж туристской зоны, являться основой для ее дальнейшего развития. Важно отметить, что процесс позиционирования региона должен объединить муниципальные образования, а вопросы использования природного и культурно –исторического потенциала следует включить в стратегические планы развития муниципалитетов.
Ссылки на источники1.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/(дата обращения: 03.03.2016). –Загл. с экрана.2.Сборник «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2013 год»: Архангельск, 2014 / Мво природный ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды». –Архангельск: Мво природный ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, 2014. –385, [151,193197,] с. –Электрон. версия печ. публ. –URL: http://eco29.ru/doklad/sbornik_2013.pdf (дата обращения: 03.12.2015). –Загл. с экрана. –Доступ свободный.3. Беднов А. «Что главнее природа или люди» [Электронный ресурс] / Анатолий Беднов //газета Архангельск, №4 от 05.02.1015. –URL: http://www.dvina29.ru/arkhivpdf(дата обращения: 10.02.2016). –Загл. с экрана. 4. Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп [Электронный ресурс]. / Агентство по туризму и международному сотрудничеству официальный туристский портал Архангельской области –Архангельск, 2013 –URL: http://www.pomorland.pro/regionalnye/kontseptsiyarazvitiyaturizmavarkhangelskoyoblasti/ (дата обращения: 03.12.2014). –Загл. с экрана.5. Информационнотуристский портал Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Агентство по туризму и международному сотрудничеству. –Архангельск, 2013 URL: http://pomorland.travel/news/ru/pomore_ukrasit_serebryanoe_i/(дата обращения: 10.02.2015). –Загл. с экрана.6.Концепция развития туризма в Архангельской области, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года №351пп [Электронный ресурс]. / Агентство по туризму и международному сотрудничеству официальный туристский портал Архангельской области –Архангельск, 2013 –URL: http://www.pomorland.pro/regionalnye/kontseptsiyarazvitiyaturizmavarkhangelskoyoblasti/ (дата обращения: 03.12.2014). –Загл. с экрана.